Правовое регулирование. Стадии механизма правового регулирования

Авторитаризм императивного метода правового регулирования

Императивный метод – это некий метод субординации, которые ставит четкие рамки дозволенных правоотношений, установленных обязывающими и запрещающими нормами.

Сущность данного метода состоит в невозможности альтернативного выбора приемлемого варианта поведения. Выбор определенного поведения является невозможным, поскольку оно регулируется четкими законодательными рамками как запрет или обязанность. Субъектам правоотношений остается лишь исполнять эти предписания, так как уклонение от них влечет за собой наложение ответственности. Из этого вытекает главная разница между императивным и диспозитивным методами. Императивный запрещает все, что не разрешено законом, а диспозитивный, наоборот, разрешает все, что не запрещено законом.

Императивный метод правового регулирования характерен, прежде всего, для отраслей публичного права, к которым, к примеру, относятся конституционное и административное право.

Итак, подводя итоги выше сказанному, выделим основные признаки императивного метода:

  1. Выражается в нормах-запретах и нормах-обязанностях.
  2. Устанавливается в нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия одних лиц и обязанности других.
  3. Базируется на государственном принуждении, осуществляемом различными органами государственной власти.
  4. Неисполнение предписанных норм влечет обязательное наложение ответственности.

На участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений .

Выделяют следующие методы правового регулирования:

  1. императивный метод
    (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
  2. диспозитивный метод
    – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для диспозитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права
– это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности . В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога , размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности , установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права
понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии

С целью достижения согласования происходит социальное регулирование, то есть влияние на действия людей при помощи различных способов и средств воздействия на поведение. Такое регулирование может быть внешним и внутренним. Рассмотрим подробнее эти понятия. Внешнее регулирование отвечает на воздействие по отношению к человеку, а внутреннее отвечает за саморегулирование. В рассматриваемом понятии средства отвечают на вопрос: «Чем происходит регулирование поведения людей?». А способы отвечают за то, как происходит воздействие. В социальном регулировании средства выступают в виде общественных норм. А они уже являются основным средством воздействия.

Правовым регулированием (воздействием) называют целенаправленное воздействие на социальные отношения, а также поведение людей при помощи правовых средств.

Правовое регулирование, понятие, стадии, механизм его входят в сам рассматриваемый процесс, который завершается формированием правопорядка.

Каждый конкретный исторический этап развития общества должен сопровождаться сферой законного регулирования. В тех случаях, когда сферой охватывается только узкий круг отношений, это вызывает в обществе хаос, произвол, невозможность упорядочить социальные отношения там, где их необходимо урегулировать при помощи права. В случае, когда неоправданно расширена область деятельности правового регулирования, рождаются условия, укрепляющие тоталитарный режим. При нем поведение людей становится социально пассивным, а члены общества становятся безынициативными.

Правовое регулирование должно включать в сферу своего управления только те отношения, которые обладают определенными признаками:

  1. Они отражают интересы общесоциальные.
  2. Отдельные потребности членов общества.
  3. Данные отношения осуществляются его участниками путем взаимного интереса, каждый из которых ущемляет свои потребности с целью удовлетворения желания другого.
  4. Для таких отношений необходимо соблюдение подкрепленных действенной силой правил.
  5. Построение отношений происходит на согласии исполнять определенные требования, а также принятии обязательств выполнения данных правил.

Исторический опыт демонстрирует сферу регулирования, в которую входят общественные отношения, состоящие их трех групп.

Первый вид состоит из отношений по обмену нематериальными и материальными ценностями. В основном эта группа регулирует имущественные отношения, так как взаимоприемлемый обмен имуществом выгоден как всему обществу, так и отдельному гражданину. Например, признание правил поведения обеспечено силой аппарата правового принуждения.

Вторая группа формирует отношения в обществе путем властного управления. Такое хозяйствование призвано удовлетворять как общесоциальные, так и индивидуальные интересы. И это реализуется с соблюдением строгих правил и обеспечено силой принуждения.

Третья группа отвечает за обеспечение правопорядка. Призвана она создать нормальную тенденцию протекания процессов управления в обществе и факторов по обмену ценностями.

Входящие в состав данных групп общественные отношения и являются предметом правового регулирования. Проще говоря, это отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию, но в силу конкретных исторических условий требуют правового регламентирования.

Вторая стадия

Что это такое? Стадии правового регулирования включают в себя процесс конкретизации и индивидуализации обязанностей и прав. Это определение характеризует рассматриваемый этап. Его и называют второй стадией. На данном этапе после наступления определенных обстоятельств, регламентированных нормами права (юридический факт), появляются индивидуализированные отношения. Их участники начинают обладать конкретными обязанностями и правами.

То есть, находясь в определенной правовой ситуации, представители правовой жизни обладают определенными вариантами поведения, исходящими из правовых норм и условий ситуации. Следовательно, осуществляется индивидуализация их обязанностей и возможностей. Например, на этой стадии процесса правового регулирования в случае, когда репутация, честь и достоинство конкретного человека или организации опорочены, возникает определенное право за обращением в судебный орган за защитой. И обязанность этого органа власти – принять к рассмотрению исковое заявление.

На рассматриваемом этапе возникают отношения между конкретными лицами.

В стадии механизма правового регулирования (схема ниже) включены определенные элементы. Так, первый этап в качестве элемента использует юридический факт, являющийся поводом для достижения определенных интересов. Случаются ситуации, когда для этого необходим целый набор таких факторов, в котором один из них должен быть решающим.

Методы

Множество общественных отношений имеют отличия в способах и методах юридического воздействия. Это хорошо видно из групп общественных отношений, в которых между первой, второй и третьей группами очевидны различия.

Исходя из зависимости между данными отличиями в группах, теория правового регулирования выделяет несколько методов воздействия.

Способ децентрализованного управления основан на согласовании интересов и целей сторон общественных отношений. Используется он для регулирования в гражданском обществе отношений его субъектов, удовлетворяющих преимущественно свои интересы.

Метод централизованного управления основывается на соблюдении субординации. С помощью рассматриваемого способа регулируются отношения, в которых приоритетным является общесоциальный интерес. В первую очередь, такие интересы выражает государство, наделенное властными полномочиями.

Пятая стадия

Правовое регулирование стадии вступает в действие в том случае, когда субъекты в ходе реализации нарушают правовые нормы. Также это происходит, когда на помощь неудовлетворенному интересу обязана прийти определенная правоприменительная деятельность. Рассматриваемый этап является дополнительным и не всегда имеет место.

Правовое регулирование стадии выражается в возникновении применения норм права в случае, когда существуют обстоятельства негативного характера. А они проявляются при наличии реальной опасности или прямого нарушения. Факультативная стадия отражается также в дополнительном элементе – охранительные правоприменительные акты.

Таким образом, стадии и элементы правового регулирования взаимосвязаны между собой. Определенному этапу соответствует свой элемент. Поэтому все стадии правового регулирования неразрывно связаны с его элементами.

Основные стадии правового регулирования в научной литературе могут быть указаны и по иным основаниям, чем вышерассмотренные факторы.

Типология механизмов регулирования

Существует множество различных классификаций, разработанных на основе конкретного признака. Например, в зависимости от области действия права юридическое регулирование можно разделить на общее (применяется ко всем участникам правоотношений), местное (уровень муниципальных образований), ведомственное (отдельно взятая сфера государственного управления) и локальное (взаимоотношения внутри организации или корпорации).

Опираясь на средства механизма правового регулирования, специалисты выделяют:

  1. Нормативное (при помощи норм права). Оно является первоисточником для всех вариантов отношений между членами социума.
  2. Казуальное (индивидуальное). Такое регулирование осуществляется в условиях особенных правовых актов, как правило, посредством административных и судебных, а также различных договоров. Казуальное юридическое регулирование действует в ограниченном кругу определенных лиц.
  3. Самостоятельное урегулирование отдельных видов правоотношений без вовлечения властных структур называется саморегулированием или координационным юридическим механизмом. Например, примирение сторон или заключение договоров.
  4. Наконец, вынесение индивидуальных решений со стороны компетентных органов государства (административных, судебных), называется субординационным механизмом правового регулирования.

Также существует классификация, за основу которой взята степень централизации. Различают децентрализованную и централизованную модель правового регулирования. Единая координация юридических процессов, которая осуществляется на всей территории страны, называется централизованной моделью правового регулирования. Если в пределах страны район, город или область берет под контроль собственные общественные правоотношения, то такой тип юридического регулирования будет называться децентрализованным.

Основные способы правового регулирования

Варианты влияния на поведение человека, характер предписания указанного в норме права определяются тремя способами законодательного регулирования.

Первый вариант правового регулирования отвечает за наделение участника правовых отношений субъективными правами. Это выражается в делегировании определенных полномочий на осуществление прописанных действий управомоченному лицу. Например, собственнику недвижимости дозволяется распоряжаться, владеть и пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Второй способ правового регулирования регламентирует как предписание обязанность лица совершать какие-либо действия.

Третий способ является запретом, то есть возложение обязанностей по воздержанию от определенных действий. Например, трудовое право регламентирует запрет работодателя на привлечение к сверхурочному труду несовершеннолетних.

Стадии и способы административно-правового регулирования

К стадиям относятся:

  • упорядочение руководящих аспектов (публикация нормативно-правовых актов, содержащих систему административного права);
  • создание, уточнение и осуществление персональных прав и административных обязанностей;
  • охрана персональных прав и обеспечение юридических обязательств при ущемлении прав и свобод в сфере управления, в случае возникновения спора по вопросу права.

Способы регулирования можно разделить на четыре вида:

  • требовательный (императивный, влиятельный) – метод влияния, не терпящий каких-либо отступлений от правил правовых предписаний;
  • самостоятельный (диспозитивный) – метод влияния, позволяющий участникам управленческих отношений регламентировать совместную жизнедеятельность в рамках, которые определены законом;
  • рекомендательный – метод влияния, рекомендующий участникам, осуществляющим управление, наиболее подходящий тип поведения с точки зрения действующего законодательства;
  • поощрительный – метод влияния, который обещая и ободряя определенный образ действий, стимулирует субъекты управленческих отношений. При наличии факта определенных заслуг производит поощрение.

Замечание 1

Основные замыслы и руководящие начала, лежащие у истоков управленческого права и характеризующие его суть, образуют основу публичного права, которая определяет юридическую сущность административной власти и фиксируется в нормах административного права. При создании очередных норм, публичного права, она служит методом устранения пробелов в последнем, а также является целью для конституции. Принципы административного права определяются уровнем становления общества и государства.

Методы, способы и типы правового регулирования. Понятие правового регулирования

В обществе всегда существовала необходимость отслеживания потребностей и интересов разных слоёв населения.

Человечество разработало для этого определённую систему, помогающую координировать общественные отношения.

Цель законодателя не просто обеспечить правопорядок и должное поведение людей, но и развить правильную форму поведения в обществе, которая впоследствии вытеснит противоправную.

Понятие правового регулирования

Правовое регулирование – это воздействие права на публичные правоотношения. Другими словами, право координирует действия людей. Общество невозможно без должного правового регулирования, которое является своего рода фундаментом для поддержания порядка.

В своей деятельности оно преследует две цели: юридическую и общесоциальную. Под юридической целью понимается: создание в обществе постоянного правопорядка с помощью специальных органов, которым под силу поддерживать этот правопорядок. Под общесоциальной целью понимается создание таких условий, при которых общество будет развиваться в правильном направлении.

Отношения, регулируемые правом должны иметь необходимые признаки:

  • отношения, отражающие интересы как одной личности, так и общесоциальные;
  • отношения, где реализовываются интересы всякого лица и каждый ущемляет свои интересы, ради иной личности;
  • отношения, где участники признают определённые правила и добровольно их выполняют;
  • отношения, где закреплены определённые правила, контролируемые действенной силой.

Методы и способы правового регулирования

Метод правового регулирования – комплекс всевозможных приёмов, воздействующих на людей с области права.

Существует четыре подобных метода:

  • императивный;
  • диспозитивный;
  • поощрительный;
  • рекомендательный.

При императивном методе установлены чёткие границы дозволенного и запрещённого, идёт полное подчинение одних участников другим, которые не равны между собой. Одна из сторон – государственный орган, контролирующий следование нормам, а другая – общество.

При диспозитивном методе всё наоборот. Здесь стороны — это субъекты с равными правами, не зависящие друг от друга, в основе их правоотношений лежит заключённый договор в соответствии с законодательством. Стороны сами устанавливают свои права и обязанности.

При поощрительном методе у субъекта закреплена определённая модель поведения, качественное выполнение которой влечёт за собой поощрение. Ярким примером являются отношения, подпадающие под нормы трудового права.

Рекомендательный метод регламентирует взаимоотношения между негосударственными организациями, где государство выделяет возможную модель действий путём советов, которые несут необязательный характер.

Способы правового регулирования – это то, при помощи каких путей происходит воздействие на отношения в обществе.

Всего существует три способа:

  • дозволение;
  • обязывание;
  • запрет.

При дозволительном способе лицо может по своему усмотрению, в своих интересах совершать или не совершать конкретные правовые действия.

При обязывающем способе лицу необходимо совершать требуемые действия без каких-либо отклонений.

При запрещающем способе субъект обязан не совершать конкретные действия, зафиксированные в законе.

Какие типы правового регулирования существуют

В отличие от способов, типы правового регулирования сочетают в себе общий характер действия права на отношения в обществе.

Выделяют следующие типа регулирования:

  • общедозволительный;
  • разрешительный.

Каждый имеет свою формулу, которая указывает на необходимую модель поведения, также контролирует запреты и разрешения.

Правовая формула общедозволительного типа гласит, что «дозволено всё, что не воспрещено», то есть субъект может выбрать нужную ему модель поведения, исключая моменты, которые не несут в себе запрет. В данной ситуации запрет строго определён, а область дозволенности не ограничена. Этот тип указывает на социальную свободу субъекта и регулирует статус личности.

Правовая формула разрешительного типа содержит следующее: «воспрещено всё, что не дозволено».

Субъект может выбрать модель поведения из того, что прямо разрешено, остальное же является запретом.

При разрешительном типе отношения строго контролируются и имеется определённый разрешительный перечень, зафиксированный в законе. Таким образом регулируются отношения в области публичного права.

Некоторые исследователи выделяют ещё один – дозволительно-обязывающий тип. Его правовая формула гласит: «разрешено только предписанное законом». Субъекту предоставляются права и обязанности необходимые ему, а остальные просто выпадают из сферы управления. Таким путём регулируется правовой статус государства и его органов.

Третья стадия

В качестве третьей стадии правового регулирования ТГП (Теория государства и права) включает воплощение или реализацию обязанностей и прав определенных субъектов, которые обладают ими в конкретной ситуации (правоотношении).

Например, правовая защита преследует цель защитить деловую репутацию, честь и достоинство организации или конкретного гражданина, которая достигается путем опровержения ложной информации по решению суда и возмещения морального вреда, а также иных убытков потерпевшему.

Правовое регулирование стадии реализации обязанностей и прав может захватывать длительный промежуток времени. Например, трудовые отношения, в которых реализуется правоохранительная, правообеспечительная функции права.

Третья стадия реализуется в таком элементе как правоотношение.

Первая стадия

В основные стадии процесса правового регулирования входит первоначальный этап. Он отвечает за придание строгости юридическим формам и возведение в закон норм права, то есть создание нормативной основы. На данной стадии путем введения правовых норм регламентируется поведение участников. Иными словами, определяется круг обязанностей и возможностей для субъектов права.

К стадиям правового регулирования относится (как создание нормативной основы), прежде всего, статус человека и гражданина. Это понятие определяется Конституцией РФ и иными НПА. А правовое положение организаций определяется нормативными актами, регламентирующими их компетенцию, то есть устанавливающими права и обязанности. Например, в Гражданском кодексе существует статья, в которой организации или отдельному лицу предоставляется право в судебном порядке требовать опровержение порочащих их деловую репутацию, честь и достоинство сведений. Данная норма позволяет обратиться за судебной защитой любому члену общества.

Осуществляемое правовое регулирование стадии создания нормативной основы является общим, неиндивидуализированным, неперсонифицированным воздействием права. Первая стадия направлена на ориентацию участников социальной жизни. При достижении ими поставленных целей она предупреждает о возникновении возможных негативных или позитивных последствий. Нормы права как бы прогнозируют предполагаемые препятствия в процессе удовлетворения правовых интересов и указывают на допустимые методы их преодоления.

В стадии механизма правового регулирования в качестве его элемента выступают нормы законодательства.

Понятие механизма

Механизм отвечает на вопросы: «Какими способами, средствами право может воздействовать на общественные отношения?» Под механизмом рассматриваемого регулирования подразумевается система определенных юридических средств.

Систематизировать и собрать юридические средства на общественные отношения, определить роль и место этого понятия в общественной жизнедеятельности позволяет именно механизм правового регулирования (элементы, стадии которого неразрывно взаимосвязаны между собой и не могут существовать один без другого).

К составным частям или элементам относятся следующие факторы.

  1. Юридические факты.
  2. НПА.
  3. Юридические нормы.
  4. Нормы права.
  5. Акты правореализации, правоотношения, правосознания.
  6. Официальные акты толкования.
  7. Правоприменительные акты.
  8. Режим законности.

Конкретный элемент воздействует своим способом и реализует свои регулятивные функции.

Способы механизма регулирования

Традиции и обычаи, моральные устои, письменно зафиксированные законы относятся к внешним фактором контроля.

К этому также относятся юридические обязанности и права субъектов. А также нормы права, правовые поощрения, стимулы и ограничения, юридическую ответственность.

Для того, чтобы минимизировать негативное воздействие личности и предотвратить ее противоправные действия по отношению ко всему обществу, могут прибегнуть к ограничению возможностей, прав и свобод. Например, детей и психически больных людей могут лишить возможности распоряжаться законными правами и нести ответственность за свои поступки. То есть, ограничить их дееспособность. К нарушителям также могут применить определенные санкции (наказания).

Правовое поощрение используют для того, чтобы повысить позитивную активность и привить личности поведение, которое соответствует всем юридическим нормам. Например, это может быть благодарственное письмо, медаль, орден или грамота. Если человек совершает только хорошие поступки, его могут выпустить заранее из мест заключения.

В юриспруденции выделяют еще один способ правового регулирования. Это рекомендация. Она не имеет обязательной юридической силы для индивида. То есть, у личности есть возможность свободно уклониться от исполнения своих обязательств. При этом никаких санкций не последует. Например, рекомендательный характер носят некоторые международные конвенции и резолюции ООН (Организация Объединенных Наций). Субъекту определяется возможный вариант поведения, но человек или организация не обязаны его придерживаться, и могут свободно отказаться исполнять.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его . Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Четвертая стадия

В число стадии механизма правового регулирования (схема приведена ранее) включена четвертая стадия. Этот этап отвечает за реализацию юридических обязанностей и субъективных прав. В процессе этой стадии правовое регулирование позволяет удовлетворить интерес субъекта. Основным средством, с помощью которого обязанности и права претворяются в жизнь, а именно реализуются в поведении определенных субъектов, является акт субъективных обязанностей и прав. Что это? Акты стадии механизма правового регулирования выражаются в нескольких формах: исполнение, соблюдение и использование. Данная стадия выражается в таком элементе, как акт реализации обязанностей и прав.

Эффективность механизма правового регулирования

Основное назначение механизма правового регулирования заключается в том, чтобы субъекты права действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности. В связи с этим большое значение приобретает категория эффективности, позволяющая качественно оценивать как намечаемые цели, так и продвижение к ним.

Эффективность механизма правового регулирования можно определить как степень реального достижения тех или иных социально полезных результатов, предполагавшихся при создании всего механизма регулирования. Как следствие, его эффективность напрямую зависит от того, насколько грамотно определены цели регулирования и насколько оптимально подобраны средства для их достижения.

Соответствующая цель формируется исходя из интересов общества, государства, отдельных граждан в рамках политической системы общества, предопределяющей основные направления внешней и внутренней политики в различных сферах общественной жизни. Единая цель объединяет, интегрирует все правовые средства во взаимосогласованную систему, позволяет наиболее грамотно использовать ресурсы общества.

Однако в рамках общества всегда существует определенный паритет целей, соответственно, на каждой стадии, этапе правового регулирования предопределяются также вспомогательные, промежуточные цели. При этом степень достижения этих целей, а значит, и качество созданных для них механизмов правового регулирования, их эффективность будут предопределять достижение более важных целей.

Помимо этого, эффективность механизма правового регулирования предопределяется выбранными правовыми средствами, методами правового регулирования, проводимыми реформами по их изменению соответственно складывающейся юридической практике.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными путями повышения эффективности правового регулирования являются комплексное, системное и целенаправленное совершенствование правотворческих процессов, материальных норм права, правоприменения и соответствующих процедур правореализации, повышение уровня правовой культуры, улучшение системы государственного контроля и надзора, а также другие меры в рамках общего механизма правового воздействия.

Основной проблемой повышения эффективности механизма правового регулирования является его комплексный характер, охват им предельно широкой сферы общественных отношений, как следствие, способы повышения эффективности механизма регулирования не ограничиваются совершенствованием только правовых инструментов

Не менее важно и качество экономического, социального, культурного, научного развития самого общества, а это означает, что реализация общезначимых, социально полезных результатов зависит от качества деятельности не только государства, но и каждого члена общества

показать содержание

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий