Компоненты института
К основным элементам инфраструктуры рынка следует относить:
- Коммерческие банки и кредитную систему.
- Ярмарки, аукционы и прочие виды небиржевого организационного посредничества.
- Эмиссионную систему и банки.
- Биржи (валютные, фондовые, сырьевые и прочие), а также их посредничество, оформленное организационно.
- Налоговую инспекцию и систему сборов.
- Средства бизнес-коммуникаций и информационные технологии.
- Систему регулирования занятости граждан, центры государственного и негосударственного содействия в трудоустройстве.
- Специальные агентства по рекламе, СМИ, информационные центры.
- Систему страхования предпринимательского хозяйственного риска и обслуживающие эту сферу компании.
- Торговые палаты, прочие добровольные общественные и государственные ассоциации (объединения).
- Таможенную систему.
- Коммерческие выставочные комплексы.
- Профсоюзы трудящихся, занятых по найму.
- Систему среднего и высшего экономического образования.
- Консалтинговые (консультативные) компании.
- Государственные и общественные фонды, деятельность которых направлена на стимулирование предпринимательской активности.
- Аудиторские фирмы.
- Особые зоны для осуществления свободного предпринимательства.
Процесс создания
Инфраструктура рынка, прежде чем стать относительно самостоятельной частью сферы социального производства, прошла несколько этапов, которые определяются крупными вехами в процессе общественного разделения труда. Отделение ремесел от земледелия, вызвав возникновение городов, объективно способствовало значительному усилению обмена продуктами между крупными населенными пунктами и деревнями. Это, в свою очередь, привело к созданию инфраструктурных объектов. Спустя некоторое время произошло еще одно разделение труда: торговля отделилась от промышленности и земледелия. Это способствовало дальнейшему росту обмена продуктами за счет привлечения к хозяйственному обороту новых территорий. Эти процессы, в свою очередь, потребовали расширения инфраструктуры.
Виды рыночной инфраструктуры
В зависимости от структуры экономической системы условно различают виды рыночной инфраструктуры.
В зависимости от структуры производительных сил различают:
- инфраструктуру кадровую (организации и учебные центры по подготовке кадров различной квалификации для работы на биржах, в банках, страховых компаниях и др.);
- инфраструктуру материально-вещественную (транспортные системы, складские и другие помещения);
- инфраструктуру научную (посреднические структуры, которые осуществляют покупку-продажу патентов, лицензий, «ноу-хау» и других объектов интеллектуальной собственности);
- инфраструктуру информационную (все типы бирж, оптовые, брокерские, аудиторские организации и т.п.).
В зависимости от структуры экономических отношений выделяют технико-экономическую инфраструктуру (подразделения предприятий и организаций, которые занимаются налаживанием отношений специализации, кооперирования, комбинирования производства с другими предприятиями, организациями и учреждениями внутри страны и за ее пределами).
В зависимости от структуры организационно-экономических отношений – маркетинговые службы, управленческие структуры на микроуровне и др.
В зависимости от структуры экономической собственности – банковские и страховые компании, кредитно-сберегательные учреждения и т.д.
Рыночная инфраструктура
Введение
1. Теоретические аспекты инфраструктуры рыночной экономики
1.1 Структура и инфраструктура рынка
1.2 Становление рыночной инфраструктуры и ее значение для экономики
2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры в России
2.1 Современное состояние рыночной инфраструктуры России
2.2 Решение проблем развития инфраструктуры России
Заключение
Список используемых источников
Введение
С самого периода перехода Российской Федерации к рыночным
отношениям (с 1991 года) и по настоящее время, значительное влияние на ход всей
социально-политической жизни оказывал рыночный механизм. Сам механизм включает
в себя множество субэлементов, таких как совокупность рыночных агентов (включая
государство и его институты), уровень цен, конъюнктура рынка и прочее. Ключевое
значение всего рыночного механизма остается за рыночной инфраструктурой, так
как именно она определяет, насколько рыночные принципы будут эффективно
реализованы в каждый момент времени.
Рыночная инфраструктура – целостная система, дающая
возможность продавцам и покупателям совершать свободный процесс купли-продажи
товаров. Проблемы формирования эффективной инфраструктуры рынка особенно
актуальны для тех стран, чья экономика находится на переходном уровне.
Данная структура выступает в самых разных формах. К ней
относится и обычный городской рынок, и фондовые, товарные, валютные биржи, и
газетные, и компьютерные объявления.
В рыночной экономической системе инфраструктура выполняет не
обслуживающие функции, а обеспечивает эффективное существование всей экономики.
Ее нельзя рассматривать только как систему, состоящую из неодушевленных и
овеществленных элементов. Рыночная инфраструктура является совокупностью
организационно-правовых форм, которые опосредуют продвижение услуг и товаров, комплекс
всех систем, институтов, предприятий, которые обслуживают рынок и играют
специфические роли по обеспечению оптимального его функционирования.
Таким образом, тема исследования представляется весьма
интересной и актуальной.
рыночная инфраструктура рынок россия
Цель исследования – изучение теоретических и практических
аспектов рыночной инфраструктуры и проблем ее формирования в России.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность инфраструктуры рынка;
определить роль инфраструктуры в экономике;
проанализировать проблемы формирования инфраструктуры рынка в
России посредством государственно-частного партнерства.
Объект исследования – рыночная инфраструктура.
Предмет исследования – проблемы формирования рыночной инфраструктуры
в России.
1.
Теоретические аспекты инфраструктуры рыночной экономики
1.1 Структура
и инфраструктура рынка
Рынок как развитая система отношений товарного обмена
представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а следовательно,
характеризуется собственной структурой и инфраструктурой.
Структура рынка отражает его внутреннее строение,
расположение, порядок отдельных элементов рынка, их долю в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
2.2.Банки, их виды и операции. Функции и статус центрального банка.
Банк – кредитно-финансовое предприятие, основу деятельности которого составляет привлечение и эффективное распределение денежных капиталов.
Типы банков можно свести к двум основным. Центральные банки называют “ банками для банков”, так как они обслуживают все другие банки и финансово-кредитные учреждения, а также правительство( поэтому обычно они являются государственными). Центральные банки, помимо того, регулируют и контролируют денежное обращение и и всю финансово – кредитную систему, хранят у себя денежные средства других банков и официальные золото-валютные резервы страны.
Коммерческие банки- это “банки для всех”. Они имеют дело с разными клиентами- от мелких вкладчиков до крупных фирм, и бывают универсальными (многооперационными) или специализированными, региональными или отраслевыми и т.д.
Основные виды банковской деятельности можно свести к следующим семи направлениям.
1. Прием и хранение вкладов.
2. Кредитование чаще всего осуществляется под залог ценных бумаг, товаров, а также земли и другой недвижимости (ипотечный кредит); кредиты без залога даются лишь надежным заемщикам.
3. Расчетное обслуживание – посредничество в платежах по товарным поставкам, по заработной плате, налогам,пошлинам, между предпринимателями, населением и государством, а также ведение их счетов и т.п.
5. Информационно-консультационные услуги.
6. Торгово-комиссионная деятельность охватывает торговлю золотом, операции с ценными бумагами, размещение займов, обмен валют, услуги, связанные с лизингом (долгосрочная аренда или сдача производственных сооружений, машин и другого оборудования в аренду, иногда с последующем выкупом имущества),факторингом (факторные операции) и т.д.
7. Доверительные операции (или трастовые) – это управление чьей либо собственностью (землей, ценными бумагами и прочим) по доверенности.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка.
Согласно теории длинных волн (Н. Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим – меньше 100 человек – числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.
Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.
Третья волна (1880 – 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывают там свои производства.
Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу “точно в срок”.
Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 1.1). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.
Рис. 1.1 Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах.
1.3.Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Как правило, создание условий для развития рыночной инфраструктуры, без которой рынок не может существовать, во-многом зависит от государства. Государство призвано корректировать те “несовершенства”, которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.
Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Что представляет собой рыночная конъюнктура? Какие факторы оказывают на нее влияние?
Конъюнктура рынка является составной частью общей экономической конъюнктуры. Последняя определяется как совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики страны или мирового хозяйства, отдельной отрасли, региона или рынка товара в определенный период.
Экономическая конъюнктура зависит от многих факторов, среди которых различают циклические, нециклические и случайные. К первым относятся факторы, сила которых равномерно нарастает в пределах конкретного периода (цикла), ко вторым – факторы, оказывающие постоянное влияние на экономику (например, научно-технический прогресс), к третьим – временные, быстропреходящие факторы (засуха, болезни, мода).
На развитие рынка оказывают влияние не только сугубо экономические, но и политические, военные, социальные, естественно-биологические и прочие факторы
Рыночная конъюнктура и факторы, ее определяющие, всегда привлекали внимание участников рыночной экономики, поскольку непосредственно сказывались на результатах их коммерческой деятельности. Участники рынка издавна учились понимать своих потребителей, но это, как правило, происходило в процессе повседневного торгового общения с ними
Однако рост размеров фирм и рынков сделал подобный контакт и анализ практически невозможными. В этих условиях приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей, учитывать все большее число факторов. Научный анализ конъюнктуры способен предотвращать многие негативные тенденции и становится обязательным элементом механизма регулирования рыночной экономики.
Улучшение конъюнктуры рынка достигается обычно следующими способами:
- регулирование масштабов инвестиций;
- изменение условий и масштабов государственных заказов;
- пересмотр уровня налоговых и процентных ставок;
- регулирование величины денежных сбережений населения.
Трактовка термина
Инфраструктура рынка рассматривается в широком и узком смыслах. В последнем случае термин трактуется как система служб, организаций и учреждений. Они обслуживают деятельность структурных рыночных подразделений. В широком смысле термин рассматривается как комплекс материально-технических, организационных и экономических условий. Они, в свою очередь, обеспечивают область обращения продукции и сферу осуществления сделок купли-продажи.
В последнем случае в институт включается инфраструктура финансового рынка, кредитной системы. Они основываются на средствах центрального и местного бюджетов. Кроме того, особое значение в обеспечении функционирования отрасли имеет и законодательная база. Она регулирует взаимодействия между субъектами хозяйствования и определяет правила продуктообмена. Таким образом, инфраструктура рынка представлена в виде комплекса правовых норм, регламентирующих перемещение услуг и товаров, сделки, либо совокупности предприятий, служб, систем, институтов, осуществляющих обслуживание и исполняющих соответствующие функции для сохранения нормального режима его работы.
Этапы становления
Формирование инфраструктуры, которое началось одновременно с реформами рыночной экономики, является достаточно продолжительным процессом. Он состоит из нескольких стадий. В России можно выделить три основных этапа:
- 1985-1992 гг. Этот период связан главным образом с появлением компонентов рыночных отношений в отечественной экономике. Эту стадию можно рассматривать как зарождение института. Обусловливается это тем, что именно в этот промежуток времени создавались предпосылки для образования инфраструктуры как подсистемы экономики. Возникновение устойчивой потребности в услугах определенных звеньев института породило их создание. Особенно активно в тот период стали развиваться страховые компании, банки, валютные и сырьевые биржи, инвестиционные системы.
- 1992-1998 гг. В течение этого этапа продолжалось образование наиболее существенных компонентов инфраструктуры рынка. Происходило также установление устойчивых взаимосвязей между ними. Вместе с этим рыночная инфраструктура на этой стадии характеризуется неравномерностью. Сравнительно высокого уровня достигли институты, которые оказывали посреднические услуги в ходе оборота продукции конечного потребления. Хорошо развиты были и финансовые организации.
- С 1999 г. по настоящее время. На этой стадии отмечается качественное совершенствование инфраструктуры в ходе активного функционирования рынка. Основной отличительной чертой этого этапа считается тенденция к консолидации однотипных институтов системы. Вместе с этим сегодня не получили необходимого распространения некоторые важные звенья. Например, достаточно слаба в настоящее время инфраструктура рынка ценных бумаг. Это, в свою очередь, ограничивает возможности притока капитала для создания и совершенствования других важных институтов системы.
Консолидационные процессы имеют место на товарном, страховом, финансовом рынках. Основное развитие в рамках оборота продукции они получили в 2002-2005 гг. Укрупнение торговых предприятий осуществляется за счет создания разветвленных сетей по территории страны.
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
Рыночная
инфраструктура
выступает как
институционализированная
трансакция,
поэтому из
этого следует,
что первым ее
элементом
являются
соответствующиеинституты,
в которых
образуются
трансакции.
Их можно разделить
на две группы
– институтыобщегоназначения
и специальныеинституты.
Деятельность
институтов
общего назначения
обычно не сводится
к выполнению
той или иной
функции в составе
рыночной
инфраструктуры,
а предполагает
также участие
в реализации
и иных задачей
и целей, особенно
если учесть,
что многие из
этих элементов
принадлежат
государству
и используются
не только в
бизнесе в
коммерческих
целях. Эти институты
ориентированы
на преимущественное
взаимодействие
либо с товарными,
либо с денежными
потоками.
Товарные
потоки и потоки
услуг циркулируют
как между
производителями,
так и между
производителями
и потребителями.
К числу основных
общих институтов
рыночной
инфраструктуры
в этой части
рыночной экономики
относятся:
дороги (автомобильные
и железные);
порты (речные,
морские); аэродромы;
грузовой и
пассажирский
транспорт
(железнодорожный,
автомобильный,
морской, речной,
воздушный,
трубопроводный,
метрополитен),
в том числе в
городах; склады
(в том числе
таможенные);
предприятия
связи; жилищно-коммунальное
хозяйство. С
известной долей
условности
к институтам
общего характера
можно отнести
предприятия,
выпускающие
средства сообщения
и оборудование
для складов,
портов и т. п.
Характер этой
части институтов
инфраструктуры
делает возможным
не только их
военное использование
государством
в случае необходимости
(отсюда –
заинтересованность
государства
в их развитии),
но и их приватизацию
или коммерческой
использование
государством.
Институты
специального
характера
представлены
как частными
структурами,
ведущую роль
среди которых
играют товарные
биржи и торговая
сеть, включающая
предприятия
оптовой и розничной
торговли, так
и государством
в лице таможенных
органов и иных
регулирующих
и контролирующих
инстанций.
Денежные
потоки проходят
через соответствующие
финансово-кредитные
институты,
которые, в отличие
от натурального
хозяйства, в
силу самой
природы денежных
потоков существуют
только в рыночной
экономике.
Денежная форма
капитала является
самой универсальной
и обезличенной,
пронизывающей
все стороны
жизни современного
общества и
объединяющей
все ее сферы.
При характеристике
институтов
денежного рынка
более целесообразно
провести различие
между частными
и государственными
институтами,
то есть разграничить
их по критерию
формы собственности,
а не функциональной
ширины.
Функции инфраструктуры
Полнее рыночные отношения в экономике и их сущность раскрываются в выполняемых инфраструктурой функциях, среди которых необходимо выделить основные:
- поставка большого количества трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов между работающими субъектами хозяйствования, а также потребителями и производителями;
- организация купли-продажи товаров;
- предоставление информации для участников рынка;
- повышение уровня эффективности в работе субъектов отношений на рынке в сфере их специализации;
- оформление в организационно-правовом плане регулируемых отношений;
- определение экономической конъюнктуры как в целом, так и отдельных ее видах рынка;
- способствование регулированию экономики со стороны государства, а также контроля над всеми процессами на рынке.
Инфраструктура рынка должна развиваться в конкретных общественных формах, к которым можно отнести некоторые типы собственности (например, частную, коллективную и государственную); смешанную собственность, образующуюся как сочетание перечисленных выше.
В чем состоит сущность работы аукциона? На какие виды они делятся?
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главным ориентиром здесь является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.