Изменения и правила аттестации для рабочих мест 2022

Риск-ориентированный подход в сфере ОТ

В настоящее время много говорится о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в бизнес-сфере различными контрольными органами. Смысл его в снижении давления на бизнесменов, готовых исполнять закон в полном объеме, на фоне усиления контроля деятельности недобросовестных фирм. Утвержденные поправки ТК РФ как раз и направлены на внедрение риск-ориентированного подхода в сферу охраны труда организации.

С одной стороны, это по большей части индивидуальный подход, личная ответственность, с другой – применение современного ПО, автоматических систем управления в сфере ОТ. Они, в частности, позволяют добиться объективной оценки профессиональных показателей безопасности труда, рисков, снизить затраты труда специалистов ОТ.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

 1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

 2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

 Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:. — Ст

92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ. Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Новые требования к сотрудникам, осуществляющим перевозки

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

Суть закона об аттестации рабочих мест

Федеральный закон № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и спустя два дня, 25 декабря того же года, одобрен Советом Федерации. Законодательный документ был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 28 декабря 2018 года.

С принятием настоящего законодательства аттестация рабочих мест была заменена специальной оценкой условий труда. До этого времени проверка рабочих мест на наличие вредных и опасных производственных факторов осуществлялась на основании части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок проведения аттестации предусматривался Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011. Специальная оценка труда ранее расценивалась как основание для освобождения от уплаты дополнительных тарифов по страховым взносам. В спецоценку рабочих условий входили сходные с аттестацией положения, но осуществлялись данные проверки независимо друг от друга, в связи с чем и было принято решение об издании отдельного законодательства и замене аттестации на специальную оценку.

ФЗ-426 определяет правовую и организационную основу, устанавливающую порядок осуществления специальной проверки трудовых условий, в которую входит соблюдение работодателем своих обязанностей по обеспечению безопасных условий для работников и соблюдение их прав на рабочих постах, которые должны соответствовать нормативам охраны труда.

Законодательство о спецоценке трудовых условий состоит из 28 статей и 4 глав следующего содержания:

Для руководства фирмы

Изменения коснулись прав и обязанностей руководства фирмы в равной мере. Права в сфере ОТ содержит новая ст. 214.2 ТК РФ.

С целью контроля производственной безопасности руководство фирмы может использовать приборы, оборудование, устройства, при необходимости – их системы, дистанционное слежение различных видов. Администрация вправе хранить эти данные. Можно вести электронную документацию по ОТ.

Руководство полномочно предоставлять электронный доступ к наблюдению за процессом производства работ, электронным базам документов по охране труда, федеральным контрольным органам. Таким образом контролеры могут убедиться, что работы производятся безопасно, требования охраны труда фирма соблюдает.

Статья 214 ТК РФ теперь содержит обязанности работодателя. Среди них есть новые и «старые», содержащиеся в действующей редакции ТК РФ. Так, работодатель по-прежнему обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Сделать это ему предлагается на основе комплексной оценки рабочего места, в частности технического и организационного уровня. Учитываются также вредные для здоровья работников факторы самого производства и трудового процесса.

В обязанности администрации входит:

  • проведение спецоценки условий труда (СОУТ);
  • формирование и поддержание работы системы управления ОТ;
  • обнаружение опасностей и профессиональных рисков, систематическая работа с информацией, контроль соответствия рабочих мест требованиям госструктур по ОТ;
  • контроль соответствия новых рабочих мест ОТ;
  • обеспечение персонала индивидуальными и коллективными средствами защиты, контроль за соблюдением правил ОТ на рабочем месте;
  • обучение персонала, постоянное улучшение условий ОТ;
  • установление режима работы и отдыха, не противоречащего ОТ, согласно нормам законодательства по труду.

Появятся и совершенно новые обязанности (это обновленная ст. 214 ТК РФ и введенная ФЗ новая ст. 216.2 ТК РФ):

  1. Информировать сотрудников, если по итогам СОУТ их рабочее место отнесено к опасным, причем сделать это незамедлительно.
  2. Создавать соответствующие условия труда инвалиду: как только что принятому по договору, так и сотруднику с приобретенной на работе инвалидностью.
  3. Если работы происходят на территории другого работодателя, иного лица, руководство фирмы обязано до начала работ (оказания услуг) согласовать меры безопасности для работников.

Кроме того, при возникновении угрозы персоналу в процессе работы с оборудованием, внутренних работ в зданиях, работу требуется незамедлительно приостановить. Продолжение возможно только после полного исключения опасности для жизни и здоровья.

Кстати говоря! Новая редакция ст. 22 ТК РФ дает работодателю полномочия требовать от сотрудников соблюдения правил ОТ. Раньше основной упор законодатель делал на обязанностях работодателя.

Квота для трудоустройства инвалидов

На основании поправок в Закон от 19.04.1991 г. № 1032-I предпринимателям вменили обязанность фактически принимать на работу соискателей с инвалидностью для выполнения квоты.

Соответственно, нельзя будет удовлетворять требование по квотам формально, создавая рабочие места для таких граждан только на бумаге. Корректировки вступят в действие с 1 марта 2022 года.

Требование о трудоустройстве будет зависеть от численности сотрудников. Если работников больше 100 человек, нужно будет трудоустроить инвалидов от 2% до 4% среднесписочной численности сотрудников.

Если сотрудников от 35 до 100 человек, тогда работников-инвалидов должно быть в пределах 3% среднесписочной численности.

Риск-ориентированный подход

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);√ права и обязанности работника;√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).

Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.

Также советуем почитать:

  • Памятка как вести себя при пожаре
  • Оказание первой помощи при инсульте и при остановке сердца
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Профессиональная переподготовка «Техносферная безопасность»

Для работников

Традиционно правам работника в сфере охраны труда отведена центральная роль. Обновленная редакция ТК РФ лишь усиливает эту составляющую.

Прежде всего, гарантии безопасного труда работникам установлены на самом высоком уровне – государственном. Гарантируется право работника на санитарно-бытовое обслуживание, раскрывается, каким образом эти гарантии должны быть соблюдены (например, работников горячего цеха положено обеспечивать газированной соленой водой; пострадавших на производстве работников администрация обязана перевозить в больницу или до места жительства за счет фирмы и др.).

Работник имеет право на медосмотр внеочередного характера, если это соответствует нормативным документам или рекомендовано врачом. За ним сохраняется работа, должность, средний заработок.

Сами вредные (опасные) факторы производства, виды деятельности, при которых необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры, устанавливаются Роспотребнадзором, Минздравом, Минтрудом совместно. Такой порядок позволит избежать разногласий в требованиях трех ведомств в отношении бизнеса.

Работник может отказаться от работы во вредных, опасных для жизни, здоровья условиях, если:

  • они возникли как следствие нарушения требований ОТ (до устранения опасности);
  • не прописаны в трудовом договоре.

Администрация не имеет права его наказывать.

За информацией, касающейся ОТ и условий труда, работник может обращаться как к руководству фирмы, так и в компетентные госорганы, общественные организации (по тексту ст. 216, ст. 216.1, ст. 216.2, ст. 216.3, ст. 220 новой редакции ТК РФ).

Обязанности работника в основном остались прежними: соблюдение правил ОТ, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение по ОТ; прохождение предварительных и периодических медосмотров, информирование администрации об опасных ситуациях на производстве (в новой редакции это ст. 215 ТК РФ).

Помимо этого вменяется в обязанность следить за исправностью оборудования, инструментов, которыми он пользуется на работе, соблюдать технологию производства, правильно использовать сырьевые и другие ресурсы, предоставленные работодателем.

Как переносили запуск новой системы

Поэтому полноценное вступление в силу новой системы было отложено. Сначала все это запланировали на 2020 год – до июня должны планировалось подвести итоги апробации новой модели, потом до ноября провести комплексное исследование квалификации учителей.

Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:

  • всем, у кого срок действия квалификационных категорий заканчивался с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, их продлили до 31 декабря 2020 года;
  • тем, у кого срок действия категории истекал с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021-го, продлили категории до 31 декабря 2021 года.

А запуск новой системы аттестации как раз был запланирован на 1 сентября 2021 года. Но найти хотя бы какое-то подтверждение этому не удалось – ведь сроки действия квалификационных категорий учителям и так продлили до конца года.

Единственное, что было сказано более-менее официально – это слова министра просвещения Сергея Кравцова в интервью «РГ». Он рассказал, что действующая система аттестации слишком субъективная и неудобная для учителей, поэтому и планируется внедрить ЕФОМ. Это сделает процесс аттестации простым и прозрачным, а пройти ее можно будет прямо на рабочем месте «в два клика». А координировать все это будет Федеральная Академия Минпросвещения.

Другой информации о запуске новой системы на данный момент нет. Вероятно, новости о ее запуске (или о новой отсрочке – пандемия не отступает) появятся чуть позже – например, ближе к фактическому запуску с 2022 года.

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Я, 
 
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
зарегистрированный(ая) по адресу 
 
 
паспорт серия N выдан  
     (дата) 
      
      
(кем выдан) 
      ,

свободно, своей волей и в своем интересе даю Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласие на обработку (любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) моих персональных данных, предусмотренных Правилами аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2460 “Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий”.

Указанные персональные данные предоставляю для обработки в целях обеспечения соблюдения в отношении меня законодательства Российской Федерации.

Даю согласие на передачу моих персональных данных с их последующей обработкой третьим лицам в целях осуществления и выполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей по моей аттестации (переаттестации) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Я ознакомлен(а) с тем, что:

согласие на обработку персональных данных действует с даты подписания настоящего согласия в течение срока проведения аттестации (переаттестации) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

согласие на обработку персональных данных может быть отозвано на основании письменного заявления в произвольной форме;

в случае отзыва согласия на обработку персональных данных Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе применить положение статьи 9 Федерального закона “О персональных данных”;

после проведения аттестации (переаттестации) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий мои персональные данные будут храниться в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока

хранения документов.

   
(число, месяц, год)  (подпись)  (ф.и.о. заявителя)

Приложение N 3 к Правилам аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий

(форма)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий