Зачем он нужен?
Есть масса ситуаций, при которых оформляется коносамент. Что это такое, можно понять, в первую очередь из его основных функций:
- расписка, при помощи которой можно подтвердить факт принятия груза для последующей перевозки;
- основание для того чтобы при получении товара в порту он должен быть выдан;
- официальный договор о проведении морской транспортировки.
Данный документ оформляется в трех экземплярах, каждый из которых является абсолютно равноправным и считается оригинальным. При этом, соответственно, на каждой такой бумаге в обязательном порядке проставляется специальный штамп. Судоходная компания несет ответственность за груз на протяжении всего пути после того момента, как оформляется коносамент (что это такое, можно увидеть выше). В данном случае компания полностью отвечает за то, чтобы груз был доставлен в надлежащем состоянии и с соответствующей комплектацией.
При этом стоит отметить тот факт, что перевозчик не несет никакой ответственности за груз в том случае, если тот пропадает или портится из-за каких-либо чрезвычайных ситуаций в море, связанных с природными опасностями.
Для того чтобы предоставит груз с целью дальнейшей транспортировки, может использоваться любой из оформленных экземпляров, но при этом два оставшихся становятся полностью недействительными. С того момента, как оформляется такая накладная (коносамент), переводчик перестает нести ответственность за качество и сохранность предоставленной продукции.
Если в наличии с собой у отправителя нет оригинала этого документа, то в таком случае, если возникают какие-либо сложности в процессе транспортировки, у него не будет возможности забрать предоставленный товар или же заниматься оспариванием проблем по своему грузу.
Виды коносамента
Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”, то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен “приказу отправителя”. В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают.
С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги, используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого, коносаменты подразделяются на линейные и чартерные. Линейный коносамент – это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.
В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение, как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской. Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.
Следует отметить, в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы. Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время, как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.
Коносамент и другие документы
Коносамент составляется на основе сведений погрузочного ордера – письменного предложения перевозчику заключить договор перевозки, в рамках которого коносамент станет письменным доказательством заключения договора. Из погрузочного ордера заполняются следующие сведения (согласно КТМ РФ): наименования отправителя и получателя, наименование порта выгрузки, сведения о грузе и его внешнем виде, информация о размере фрахта.
Штурманская расписка является акцептом ордера, подписанным капитаном судна. Штурманская расписка подтверждает прием груза на борт, не является товарораспорядительным документом (ценной бумагой), и, если выпускается без замечаний администрации судна по состоянию и количеству груза, обменивается грузоотправителем на коносамент.
Коносамент используется при ведении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вместе с другими документами: инвойсами, складскими расписками.
Виды коносамент
Выделяют несколько юридических типов рассматриваемой ценной бумаги:
- На предъявителя. Международное наименование – bearer B/L. Не требует отображать официальные данные получателя. Товар имеет право получить тот, кто предъявит оригинал;
- Ордерный – этот вид бумаги означает, что материальные ценности передаются получателю, указанному отправителем, по прибытию либо в процессе пути. Суть этого вида сделки заключается в имеющейся возможности у получателя оплатить товар только после фактической его выдачи «на руки» в порту либо после фактического отправления. Так как материальные ценности с момента передачи экспедитору до момента фактической оплаты получателем принадлежат отправителю – допускается ее продажа третьим лицам или залог ценностей по ней. Второе наименование ордерного типа документа в связи с особенностями последовательности движения денег по данному виду сделки называют оборотным;
- Именной – оформляется, если материальные ценности получает физическое или юридическое лицо. Полное имя владельца отображается в соответствующей графе документа. Основным условием для возникновения юридической силы этого вида документа является факт оплаты морской перевозки переданного экспедитору груза либо отправителем предъявляется гарантия оплаты;
- Линейный – выдается морской линией непосредственно экспедитору;
- Чартерный – используется при оформлении нерегулярных перевозок трамповым (небольшим) судном. В этом типе документа появляется термин – фрахтователь. Он может заключать договора с третьей стороной, а судно брать в аренду. Чартерный коносамент не признается банками;
- Домашний – правила заполнения в этом типе документа относятся к линейному типу. Но при этом, в одном контейнере допускается размещать материальные ценности от нескольких заявителей на перевозку. Это сборный морской груз. Но получателем назначается в порту прибытия только один человек – агент. Он же является и отправителем. Он собирает подлежащие оправлению товары в один контейнер, описывает и упаковывает их. Именно он далее распределяет грузы среди разных грузополучателей по прибытию и выдает их. Владельцу груза следует внимательно относиться к заполнению информации о грузе. Ошибка в документах задержит отправление контейнера в исходном пункте до полного выяснения обстоятельств;
- Сквозной – оформляется при смешанном типе переводок ценностей. То есть, помимо перемещения груза морским транспортом, используется наземный.
История возникновения
Коносаментом называют особого рода документ, выдаваемый транспортировщиком товара его владельцу. Данная бумага закрепляет за ним право владения и подтверждает, что перевозчик обязуется доставить груз в соответствии с соглашением о перевозке.
Изначально в коносаменте речь шла только о морских и речных грузоперевозках – в настоящее же время определение может применяться к перевозкам различными типами транспорта.
Письменные свидетельства указывают на то, что коносамент возник еще в середине 13-го века. Составлял бумагу владелец судна либо капитан, далее документ попадал в руки грузоотправителю.
Позже в правило вошло указывать наименование и размеры товара, места погрузки и выгрузки, а также другие важные данные. Такого рода описание в будущем легло в основу грузовых реестров. Российское законодательство утвердило правовые нормы, касающиеся коносамента, в 1926-1929 годах.
Работа с коносаментом
По факту коносамент является заменой груза. Имея на руках такой документ, владелец может распоряжаться товаром. Согласно Гамбургским правилам, коносамент подписывается вручную либо посредством факсимиле.
Оформляя груз, важно обратить внимание на следующие моменты:
- Необходимо удостовериться в правильности записей о состоянии товара и количестве занимаемых мест. В случае повреждений в документацию вносится специальная пометка – «не чистый».
- Требуется произвести регулирования всех договоров по авансированию и конечной оплате.
- Также нужно сверить информацию в коносаменте с перечнем товаров на судне, предназначенным для выгрузки в отдельном порту (манифестом). Составление этого списка происходит на основании коносаментов, оформленных для данного рейса.
От предпочтений заказчика зависит, будет коносамент оформляться на всю партию груза либо на каждый отдельно. Раздельное оформление практикуется в том случае, если получателю придется забирать груз по частям.
голос
Рейтинг статьи
Источники регулирования
Началом унификации норм, регулирующих вопросы использования коносамента, считают работу Ассоциации для реформы и кодификации международного права, которая разработала и опубликовала Гамбургские и Лондонские правила фрахтования. Однако данные правила использовались в добровольном порядке и отражали, в основном, интересы грузовладельцев. Новая волна правотворческих усилий привела к разработке Гаагских правил о перевозках грузов по коносаменту 1921 г. Данные Правила были одобрены Международной конференцией судовладельцев и нашли своё применение в виде условий коносаментов, однако ситуация осложнилась так, что национальное законодательство оставалось в силе, коллизии были неизбежны. Назревала острая необходимость в создании единой обязательной конвенции. Так, в Брюсселе в 1924г. принимается Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, сохранившая название Гаагских правил. В связи с внедрением контейнеризации грузов усиливалась критика Гаагских правил, а именно размер ответственности перевозчика, к тому же коллизии Правил с национальными законодательствами не были исчерпаны. С целью дальнейшего усовершенствования международно-правового режима перевозок грузов, был подписан Протокол об изменении Гаагских правил 1924 г., который получил название Правила Висби, вступившие в силу в 1977 г. Данные Правила были приспособлены для регулирования отношений между развитыми странами, в свою очередь развивающиеся страны оставались неудовлетворёнными. В последствие, именно развивающиеся страны, которые составляли большинство в ООН, добились выработки новой Конвенции о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. Следует заметить, что эта Конвенция ввела довольно непривычный правовой режим коносаментных перевозок. Упомянутая Конвенция слабо учитывала специфическую роль судовладельца-перевозчика в морском бизнесе, международное сообщество считало, что Конвенция не в полной мере регулирует отношения по поводу прямых смешанных (мультимодальных) перевозках, которые получили стремительное развитие в конце XX века наряду с тенденцией контейнеризации перевозок. Таким образом, все эти перипетии привели к разработке проекта новой конвенции в рамках работы Комиссии ООН по праву международной торговли. В результате, Конвенция ООН о договорах полной или частичной морской перевозки грузов была подписана в Роттердаме в 2009 г. и получила название Роттердамских правил. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 г. призвала все страны стать участниками данной Конвенции.
Итак, на данном этапе разработка новых нормативно-правовых актов международного значения приостановлена, так как каждая из Конвенций, в определённой степени, урегулировала проблемные аспекты, сложности связанные с выдачей коносамента.
Что такое коносамент простым и понятным языком – Деньги и финансы простым языком
Сотрудникам предприятий и организаций, деятельность которых связана с торговлей и грузоперевозками, наверняка известно такое слово, как коносамент.
Так называется документ, который свидетельствует о принятии груза к перевозке, и взятом перевозчиком обязательстве по его доставке в пункт назначения, а также передаче получателю.
Термин «коносамент» используется в судоходстве, то есть при транспортировке груза морским или речным способом, или при использовании сквозной транспортировки несколькими видами транспорта.
Международные коносаментные перевозки регулируются Правилами Висби, а также Гаагскими и Гамбургскими правилами перевозки грузов, которые распространяются более чем на 40 стран. В России основными нормативно-правовыми актами в этой сфере являются Гражданский кодекс и Кодекс торгового мореплавания.
Зачем нужен коносамент
Коносамент является важным документом, содержащим основные условия перевозки.
Он выдается после принятия груза на борт и удостоверяет факт заключения соглашения о его перевозке.
Этот же документ является основанием для выдачи товара после его доставки в пункт назначения. Коносамент выдается на любой груз, независимо от особенностей его перевозки, согласно которым груз занимает все судно или только его отдельные помещения. Составляет документ компания, которая отправляет груз для транспортировки водным транспортом.
В некоторых случаях коносамент может выполнять функцию обеспечения кредита под отгруженные товары.
В зависимости от особенностей передачи груза различают:
- оборотный коносамент – свидетельствующий о передаче прав на товар, еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути;
- необоротный – получатель товара определяется заранее и не может передавать право на получение груза третьему лицу.
В зависимости от сроков доставки товара грузоперевозчику бывает:
- коносамент на груз, принятый для погрузки – документ, принятый для погрузки в порту до прибытия транспортировочного судна;
- бортовой – документ, удостоверяющий фактическую погрузку груза на судно.
В зависимости от получателя товара коносамент бывает:
- именной – получателем выступает организация, на имя и реквизиты которой выписывается товар;
- ордерный – отправитель и получатель товара могут определять третье лицо, которое будет принимать груз;
- предъявительский – товар передается предъявителю документа в порту назначения.
В зависимости от типа перевозки различают:
- линейный коносамент – оформляется, когда судно, перевозящее товар, идет по определенному расписанию с остановкой в портах, то есть для регулярных перевозок;
- фрахтовый – оформляется, когда судно специально предоставляется для перевозки груза, то есть для нерегулярных перевозок.
В зависимости от схемы перевозок коносамент может быть:
- прямой – оформляется, когда груз транспортируется из одного порта в другой;
- сквозной – оформляется, когда перевозка водным транспортом является лишь частью общего маршрута.
Правила заполнения
Коносамент нужно заполнять внимательно и не допускать ошибок – это может повлечь за собой затягивание времени оформления и отправки груза.
Документ должен содержать:
- реквизиты и адрес отправителя груза;
- информацию про порт разгрузки;
- реквизиты и адрес получателя груза;
- сведения о грузе, его весе и количестве, описание внешнего состояния и упаковки груза.
Также в документе должна быть следующая информация:
- реквизиты и адрес перевозчика груза;
- информация про порт погрузки;
- дата приема груза для отправки;
- число оригиналов коносамента.
С согласия участвующих сторон в документ могут вноситься другие данные и оговорки.
Коносамент может быть составлен на бланке перевозчика или как обычный печатный документ, при этом формы документов могут быть разными.
От главного (сопроводительного) экземпляра остальные отличаются цветом и считаются копиями, которые могут обозначаться порядковыми номерами.
Что такое коносамент (bill of landing)?
Коносамент (bill of landing) – это основной документ на морском транспорте, составляемый на основе погрузочного ордера и штурманской расписки. Коносамент является:
- договором морской перевозки между грузоотправителем и морской линией (перевозчиком);
- распиской перевозчика в принятии груза на борт судна (в день погрузки на коносаменте ставится штемпель «Фактически погружено на борт»);
- свидетельством права собственности на груз (может продаваться и покупаться – в этом случае говорят о коносаменте, как о товарораспорядительном документе или, что коносамент используется, как ценная бумага).
С юридической точки зрения согласно Гаагским правилам коносамент удостоверяет договор морской перевозки и содержит его условия, является основанием для морской перевозки, регулирует отношения между держателем и перевозчиком. Термин «договор перевозки» применяется и к коносаменту.
Согласно Гаагско-Висбийским правилам коносамент приобретает доказательную силу (в том числе, если передан третьей стороне). Протокол об изменения Конвенции от 1979 года не касался напрямую функций, содержания и определения коносамента. Коносаменты бывают необорачиваемыми, именными, домашними, мастер, линейными, чистыми, оборотными, FIATA, на предъявителя, фидерными, индоссируемыми, сквозными, групповыми, в краткой форме, NVOCC.
Обязательные реквизиты коносамента
К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.
Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.
В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Среди них особую важность представляют:
Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.
Эти сведения указывает грузоотправитель.
Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:
Собственное наименование.
В строке Port of Loading – порт погрузки.
В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
Место и дату выдачи документа.
Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:
если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.
также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.
отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.
если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится
Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.
указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.
Как его используют?
Договор коносамента – это ценная бумага, составляющаяся транспортно-экспедиторской компанией, которая отправляет груз для того, чтобы в дальнейшем транспортировать его по воде. При этом перевозчик в обязательном порядке предварительно проверяет товар на наличие каких-либо дефектов или же повреждений, и если такие недостатки имеются, то в таком случае их описывают в соответствующей графе всех экземпляров, но при этом стоит отметить тот факт, что потом эти перевозочные документы уже будут называться коносаментом с оговорками. Если же замечания отсутствуют, то документ оставляется абсолютно чистым.
В документе могут присутствовать разные пометки и, в частности, «Товар принят к отгрузке» и «Товар отгружен». Разница между этими пометками заключается в том, что первая означает, что он может пребывать на данный момент в порту и ожидать, пока его погрузят на судно, в то время как вторая говорит именно о том, что он уже пребывает на судне. Это достаточно важный факт, учитывающийся в процессе оплаты доставки получателем, изучающим коносаменты (чеки по которым и будут выписываться).
Получатель в обязательном порядке должен провести детальный осмотр доставленного товара для того, чтобы определить какие-либо повреждения, возникшие в процессе транспортировки. Если же получатель не проводит осмотр товара, то в таком случае судовладелец полностью перестает нести какую-либо ответственность, и в дальнейшем к нему уже нельзя будет предъявлять всевозможные претензии касательно состояния груза. Если же в товаре в процессе получения обнаруживается брак, то претензии принимаются, учитывая определенные оговорки.