Коносамент – это… Виды, типы и разновидности коносамента

Разновидности

Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается «грузополучатель „ХХХ“ или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи — индоссамента — и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.

Кроме того, различают следующие виды коносаментов:

  1. Бортовой (shipped). Когда судовладелец выдаёт бортовой коносамент, он признаёт, что груз погружен на борт судна.
  2. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, то есть доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдаёт бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.
  3. Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии. Например, в международной банковской практике при аккредитивной форме расчёта, коносаменты по общему правилу должны быть чистыми, если только обратное специально не оговорено условиями документарного аккредитива.
  4. Коносамент с оговоркой (claused) выдаётся тогда, когда капитан судна отмечает в нём обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки — то есть указывает на моменты несоответствия погрузочному ордеру. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.
  5. Оборотный (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  7. На предъявителя. Коносамент, который передаётся простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  8. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращённо называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  9. Чартерный (фрахтовый) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путём ссылки отдельные пункты из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  10. Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше

Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:

  • ошибаться нельзя, так как это может стать причиной срыва поставки товара;
  • отправитель может быть одновременно производителем и поставщиком груза;
  • правильно указать грузополучателя – это может быть покупатель товара, его агент, посредник, банк;
  • указать лицо, получающее уведомление о прибытии товара (грузополучатель, таможенный представитель или сотрудник экспедиторской компании);
  • указание в документе данных представителя перевозчика в порту прибытия упростит и ускорит отгрузку товара;
  • обязательно отметить особые свойства груза (ценный, опасный, хрупкий и др.).

Внимание!

Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.

Что такое коносамент?


мультимодальные международные перевозки

Оформление и содержание коносамента регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, а также некоторыми международными соглашениями и конвенциями.

Функции ценной бумаги

Коносамент выполняет множество функций:

  1. Предоставление права на транспортировку и получение товара. Фактически этот документ заменяет собой груз на время транспортировки. После доставки владелец передаёт транспортировщику эту ценную бумагу, а грузоперевозчик передаёт товары законному владельцу. Также следует помнить, что в большинстве случаев коносамент является оборотным документом — его можно передать и продать другому человеку, а транспортировщик обязан выдать груз фактическому держателю этой бумаги.
  2. Подтверждение факта заключения договора транспортировки. Перед передачей товаров между владельцем и транспортной компанией заключается договор транспортировки. Коносамент в таком случае подтверждает факт, что груз был передан компании, которая обязалась доставить его согласно договору транспортировки.
  3. Подтверждение основной информации о товаре. В этом документе также содержится базовая информация обо всех товарах, которые будут перевозиться транспортной компанией. Например, может содержаться информация о качестве упаковки. Если же получатель обнаружит, что упаковка была повреждена, то получатель имеет право на получение справедливой компенсации (в случае отказа человек может для защиты своих прав предъявить эту бумагу в суде).
  4. Использование в качестве сопроводительного документа, где содержится вся базовая информация о грузе и участниках сделки (информация о владельце, перевозчике и получателе, данные о транспорте, информация о товарах и так далее). Если окажется, что поставщик нарушил какие-либо условия поставки, то владелец или получатель груза может обратиться с данной ценной бумагой в судебные органы для защиты своих прав.

Что такое коносамент простым и понятным языком – Деньги и финансы простым языком

Сотрудникам предприятий и организаций, деятельность которых связана с торговлей и грузоперевозками, наверняка известно такое слово, как коносамент.

Так называется документ, который свидетельствует о принятии груза к перевозке, и взятом перевозчиком обязательстве по его доставке в пункт назначения, а также передаче получателю.

Термин «коносамент» используется в судоходстве, то есть при транспортировке груза морским или речным способом, или при использовании сквозной транспортировки несколькими видами транспорта.

Международные коносаментные перевозки регулируются Правилами Висби, а также Гаагскими и Гамбургскими правилами перевозки грузов, которые распространяются более чем на 40 стран. В России основными нормативно-правовыми актами в этой сфере являются Гражданский кодекс и Кодекс торгового мореплавания.

Зачем нужен коносамент

Коносамент является важным документом, содержащим основные условия перевозки.

Он выдается после принятия груза на борт и удостоверяет факт заключения соглашения о его перевозке.

Этот же документ является основанием для выдачи товара после его доставки в пункт назначения. Коносамент выдается на любой груз, независимо от особенностей его перевозки, согласно которым груз занимает все судно или только его отдельные помещения. Составляет документ компания, которая отправляет груз для транспортировки водным транспортом.

В некоторых случаях коносамент может выполнять функцию обеспечения кредита под отгруженные товары.

В зависимости от особенностей передачи груза различают:

  • оборотный коносамент – свидетельствующий о передаче прав на товар, еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути;
  • необоротный – получатель товара определяется заранее и не может передавать право на получение груза третьему лицу.

В зависимости от сроков доставки товара грузоперевозчику бывает:

  • коносамент на груз, принятый для погрузки – документ, принятый для погрузки в порту до прибытия транспортировочного судна;
  • бортовой – документ, удостоверяющий фактическую погрузку груза на судно.

В зависимости от получателя товара коносамент бывает:

  • именной – получателем выступает организация, на имя и реквизиты которой выписывается товар;
  • ордерный – отправитель и получатель товара могут определять третье лицо, которое будет принимать груз;
  • предъявительский – товар передается предъявителю документа в порту назначения.

В зависимости от типа перевозки различают:

  • линейный коносамент – оформляется, когда судно, перевозящее товар, идет по определенному расписанию с остановкой в портах, то есть для регулярных перевозок;
  • фрахтовый – оформляется, когда судно специально предоставляется для перевозки груза, то есть для нерегулярных перевозок.

В зависимости от схемы перевозок коносамент может быть:

  • прямой – оформляется, когда груз транспортируется из одного порта в другой;
  • сквозной – оформляется, когда перевозка водным транспортом является лишь частью общего маршрута.

Правила заполнения

Коносамент нужно заполнять внимательно и не допускать ошибок – это может повлечь за собой затягивание времени оформления и отправки груза.

Документ должен содержать:

  • реквизиты и адрес отправителя груза;
  • информацию про порт разгрузки;
  • реквизиты и адрес получателя груза;
  • сведения о грузе, его весе и количестве, описание внешнего состояния и упаковки груза.

Также в документе должна быть следующая информация:

  • реквизиты и адрес перевозчика груза;
  • информация про порт погрузки;
  • дата приема груза для отправки;
  • число оригиналов коносамента.

С согласия участвующих сторон в документ могут вноситься другие данные и оговорки.

Коносамент может быть составлен на бланке перевозчика или как обычный печатный документ, при этом формы документов могут быть разными.

От главного (сопроводительного) экземпляра остальные отличаются цветом и считаются копиями, которые могут обозначаться порядковыми номерами.

Коносамент — это товарораспорядительный документ, используемый чаще всего в морских грузоперевозках.

Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.

Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.

Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.

Информация, содержащаяся в коносаменте:

  1. информация об отправителе и его местонахождении;
  2. данные о перевозчике и наименование судна (если известно);
  3. указание порта выгрузки;
  4. данные о получателе товара и его местонахождении;
  5. описание товара;
  6. особенности товара (например, класс опасности);
  7. масса товара, объем и количество грузовых мест;
  8. дата выдачи коносамента;
  9. указание количества выданных оригиналов коносамента;
  10. подпись грузоперевозчика.

На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки «Consignee» (Получатель):

  • Order Bill of Ladind — ордерный коносамент, в графе получатель ставится указание «to order». В данной ситуации, груз будет выдан тому, кто будет указан отправителем. Этот вид коносамента встречается на практике чаще всего.
  • Bearer Bill of Lading — предъявительский коносамент, получатель в нем не указывается, груз будет выдан предъявившему оригинал документа. Данный вид используется редко, поскольку является самым незащищенным для законного владельца груза.

Разные виды и классификации

Существуют и другие классификации коносаментов:

Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.

  • Необоротный коносамент — указанный получатель не может передать свое право на получение товара третьему лицу. Под эту классификацию попадает именной коносамент.
  • Чистый коносамент — в котором нет данных о несоответствии фактического состояния товара и упаковки заявленному в документе.
  • «Не чистый» коносамент — в документе прописаны оговорки и замечания, касательно состояния товара, наличия дефектов или несоответствия по количеству и весу.
  • Сквозной коносамент — оформляют в том случае, когда перевозка является мультимодальной и товар подвергается перегрузке в разные виды транспорта.
  • Прямой коносамент — издается в случае прямых морских перевозок от порта до порта.
  • Бортовой коносамент — такой документ издают на уже погруженный на судно товар.
  • Береговой коносамент — выдается для подтверждения получения товара до его погрузки на судно. Например, получение товара на складе грузоотправителя.

На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.

Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.

Как выглядит коносамент?

Содержание коносамента определяется Гамбургскими правилами, однако его форма у разных линий отличается. На лицевой стороне документа указываются обязательные реквизиты коносамента: наименование и местонахождение (юридический адрес) перевозчика, наименование отправителя и получателя, пункты отправления и назначения, название судна, сведения о грузе (из штурманской расписки), информация о внешнем состоянии груза, место оплаты фрахта.

На лицевой сторону вписывается возможность или необходимость перевозки груза на палубе, адрес организации, которая получает приказ от покупателя о передаче груза и распоряжении им. На лицевой стороне коносамента указывается его вид, место и дата его выписки, количество оригиналов, подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

На обратной стороне – единые для всех грузовладельцев условия. Коносамент может быть оформлен экспедитором или грузоотправителем на бланке перевозчика, перевозчиком – на основе инструкций отправителя. Оборотная сторона коносамента содержит следующие сведения: определение понятий «перевозчик», «груз», «тара», «грузовладелец», «перевозка», «Гаагские правила» или «Правила Гаага-Висби» и др. стандартные сведения и термины.

Партии груза, оформленной по коносаменту, присваивается индивидуальный буквенно-цифровой индекс, информация в самом коносаменте должна соответствовать данным букирования груза на судно. В документе указываются и все важные условия перевозки: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, арбитраж, применимое право. Условия использования коносамента таковы, что действителен он только при наличии оригинала.

Телекс-релиз (telex release)

Телекс-релиз – это официальное сообщение, подтверждающее, что заказчик имеет право получить свой товар без предъявления bill of lading – одного из оригиналов коносамента. Телекс релиз передается внутренними каналами океанской линии. 

В сообщении указано, что экспортёр сдал оригиналы коносамента в представительство порта (он может сдать как один, так и все оригиналы документа) и оплатил стандартные пошлины (ISPS, THC). Зачастую фабрики не желают оформлять телекс-релиз, чтобы не оплачивать обязательные платежи.

После того, как телекс релиз был отправлен в порт прибытия, получателю предоставляется право забирать с порта свой груз без предъявления консонамента (оригинала документа).

Понятие «Telex» было придумано как акроним от «Telegraph Exchange service» (сервис телеграфного обмена). Транспортные компании активно пользовались телеграфной связью вплоть до 80-х гг. прошлого столетия. Сегодня для отправки телекс-релиза используются современные каналы связи, однако устойчивое выражение сохранилось.

Последствия отсутствия телекс-релиза или же оригиналов коносамента очевидны – грузополучателю попросту не разрешат забрать с порта приобретённое им имущество. Если отправитель не потрудился оформить телекс-релиз и отправил комплект документов-оригиналов коносамента курьерской почтой, вполне вероятна следующая ситуация: груз уже прибыл в порт назначения, а у заказчика еще нет на руках главного документа для того, чтобы получить на руки свой товар. За простой груза в порту придётся платить. И вряд ли экспортёр понесет за это хоть какую-то ответственность. 

Что такое коносамент (bill of landing)?

Коносамент (bill of landing) – это основной документ на морском транспорте, составляемый на основе погрузочного ордера и штурманской расписки. Коносамент является:

  • договором морской перевозки между грузоотправителем и морской линией (перевозчиком);
  • распиской перевозчика в принятии груза на борт судна (в день погрузки на коносаменте ставится штемпель «Фактически погружено на борт»);
  • свидетельством права собственности на груз (может продаваться и покупаться – в этом случае говорят о коносаменте, как о товарораспорядительном документе или, что коносамент используется, как ценная бумага).

С юридической точки зрения согласно Гаагским правилам коносамент удостоверяет договор морской перевозки и содержит его условия, является основанием для морской перевозки, регулирует отношения между держателем  и перевозчиком. Термин «договор перевозки» применяется и к коносаменту.

Согласно Гаагско-Висбийским правилам коносамент приобретает доказательную силу (в том числе, если передан третьей стороне). Протокол об изменения Конвенции от 1979 года не касался напрямую функций, содержания и определения коносамента. Коносаменты бывают необорачиваемыми, именными, домашними, мастер, линейными, чистыми, оборотными, FIATA, на предъявителя, фидерными, индоссируемыми, сквозными, групповыми, в краткой форме, NVOCC. 

Типы и характеристики коносаментов

Существует множество различных типов коносаментов, но будет достаточно обратиться лишь к следующим, которые применяются чаще всего:

«Прямой» (необоротный) коносамент предусматривает доставку до лица, указанного в данном коносаменте. На этом коносаменте должна быть сделана маркировка «необоротный» (non-negotiable). Только то лицо, которое поименовано в данном коносаменте, может затребовать товар по его прибытии. Этот тип коносамента обычно применеятся для товара, отгружаемого на условиях оплаты с открытого счета, когда экспортер заинтересован в том, чтобы импортер не мог получить товар без оплаты.

«Ордерный коносамент грузоотправителя», или Оборотный коносамент, применяется в тех случаях, когда хотят наложить некоторые условия на поставку товара, например, такие как акцепт тратты (acceptance of a draft). Этот тип коносамента хорошо применять в тех случаях, когда платеж защищен условиями аккредитива, поскольку можно быть уверенным, что прежде, чем товар будет выпущен (освобожден), должны быть удовлетворены условия этого аккредитива.

«Чистый коносамент» выдается в тех случаях, когда партия товара (отгрузка) принята в «очевидно хорошем порядке и состоянии» («apparent good order and condition») без повреждений или каких либо иных несоответствий. Если имеют место любые повреждения или нехватка товара, чистый коносамент не выдается. Таким образом, в таких случаях нет основания квалифицировать принятый товар как неиспорченный и отгруженный в хорошем порядке и состоянии в чистом коносаменте.

«Нечистый коносамент», или Грязный коносамент, или Коносамент с оговорками, представляет собой коносамент, в котором перевозчик сделал оговорки, чтобы показать, что товар не был принят в неиспорченном состоянии. Также известен под английским термином Foul Bill of Lading.

«Бортовой коносамент» выдается в тех случаях, когда груз размещен на борту поименованного судна. Этот коносамент подписывается и удостоверяется капитаном судна. В случаях сделок с аккредитивной формой оплаты, этот коносамент требуется экспортеру, чтобы получить платеж.

«Сквозной коносамент» представляет собой единый коносамент совмещающий статус национальной и международной перевозки экспортных партий товара (отгрузок). Например, авианакладная по сути своей является сквозным коносаментом, применяемым для авиационных отгрузок. С другой стороны, океанские/морские отгрузки обычно требуют двух отдельных документов: внутренний коносамент для национальной перевозки и океанский/морской коносамент для международной перевозки. Сквозные коносаменты несущественны для чисто океанских/морских перевозок.

«Океанский/морской коносамент» представляет собой коносамент, указывающий на то, что экспортер передает отгрузку (партию товара) международному перевозчику для транспортировки на специфицированных зарубежный рынок. В отличие от внутреннего коносамента, океанский/морской коносамент также служит как документ для получения платежа. Если это «прямой» («straight») коносамент, то зарубежный покупатель может получить партию товара от перевозчика просто продемонстрировав ему свидетельство/доказательство идентичности «proof of identity». Если применяется оборотный коносамент («negotiable» B/L), покупатель должен сначала оплатить товар, затаможить его (post a bond), или выполнить иные условия согласованные с продавцом.

«Внутренний коносамент» представляет собой коносамент, применяемый прои транспортировке товара по суше до международного перевозчика экспортера. Несмотря на то, что иногда может использоваться сквозной коносамент, экспортеру необходимо быть готовым к подготовке обоих коносаментов, внутреннего коносамента и окевнского/морского коносамента, для экспортных отгрузок (поскольку таковым может быть требование импортера).

Виды коносамента

Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”,  то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен “приказу отправителя”.  В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают. 

С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги, используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого, коносаменты подразделяются на линейные и чартерные. Линейный коносамент – это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.

В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение, как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской. Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.

Следует отметить, в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы. Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время, как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий