Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………….3
1 Понятие Конституции Российской
Федерации…………..………….…….…5
2 Структура и основное содержание
Конституции РФ……………………………….7
3 Основные черты и юридические
свойства Конституции РФ .………..……11
Заключение………………………………………………………………………………………………22
Глоссарий …………………………………………………………………….…24
Список использованных источников…………………………………………………………26
Приложение.. …………………………………………………………………….27
Содержание
Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.
Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.
В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.
Введение
Для России Конституция значит
не мало. В Конституции и через нее российское
общество осуществляет свое видение государственности
и свою национальную идею. Конституция
— это не собрание политических программ
и философских концепций. В соответствии
со своим назначением, отведенной ролью
в жизни страны она представляет собой
юридический акт со всеми чертами и свойствами,
присущими Основному закону. Конституции
отведено основное положение в правовой
системе. В ней закрепляются идеи и принципы,
определяющие характер общества, базовые
принципы экономики, политики, социальной
сферы, государства и права. И Конституция
тем успешнее выполняет свою функцию в
развитии общества, чем она ближе к национальной
идее, точнее и полнее выражает ее установки.
Конституция, которая расходится с идеей
нации, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации,
когда она идет против нее, не может иметь
никаких шансов на понимание и на его признание
со стороны общества.
Конституция, вносит налаженность
и организацию в жизнь государства и, что
особенно важно, устанавливает начала
утверждения человека в обществе, принципы
связей человека и государства. В конституции
фиксируются исходные позиции права, функции
и основы организации государственных
органов, формы и методы их деятельности
Конституция вводит пределы и характер
государственного регулирования во всех
ключевых сферах жизни страны: в экономике,
политике, социальной сфере, духовной
жизни. Конституция определяет основные
начала внешней политики государства,
соотношение международного и внутригосударственного
права.
Конституция, как
правило, содержит нормы, определяющие
форму и строение государства, функции
и полномочия государственных органов,
основы правового статуса человека и гражданина.
Но такое определение недостаточно. Оно
не только не дает полного представления
о Конституции, но и ограничивает ее общественное
предназначение, сужает рамки ее реальных
возможностей.
Между тем Конституцию
верно называют главным, основным законом
государства. Если представить себе многочисленные правовые
акты, действующие в стране в виде установленного
сформированного и взаимосвязанного целого,
некой системы, то Конституция — это основа,
стержень, вершина всего права, фундамент
всего его развития.
Водясь в условиях переходного этапа,
Конституция 1993 года отличается тем, что
ее отдельные положения носят декларативный
характер и закрепляют скорее принципы,
цели, чем существующие реальности. Речь
идет об эффекте опережающего действия
Конституции. Авторитет Конституции используется
для того, чтобы ускорить продвижение
страны к намеченным целям. На государственные
органы, общественные организации, всех
граждан возлагается обязанность действовать
в соответствии с положениями Конституции.
Конституция призвана также направлять
и стимулировать развитие всего права
в заданном направлении. И тот факт, что
этот процесс начался с самой Конституции,
играет важную роль.
И поэтому целью данной курсовой работы является характеристика ключевых положений
Конституции Российской Федерации.
Объектом исследования курсовой работы является Конституция Российской Федерации
1993 года.
Задачи курсовой работы: освоить общие понятия Конституции,
структуру, основные черты и особенности
Конституции Российской Федерации, в результате
чего, должны быть выработаны необходимые
условия для эффективной реализации конституционно-правовой
базы.
По моему мнению,
ныне действующая Конституция
имеет большой правовой потенциал,
но также она имеет и проблемы
реализации этого потенциала. Этим
и объясняется актуальность выбранной темы, так как
в результате изучения и решения вышеперечисленных
проблем конституционализм в России выйдет
на новый этап развития.
Структура Конституции РФ
Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:
- институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
- институт государственного (территориального) устройства;
- институт (систему) государственных органов;
- государственную символику;
- механизм защиты конституции.
Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т. д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.
Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:
1) Преамбула
2) Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Глава 3. Федеративное устройство
- Глава 4. Президент РФ
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство РФ
- Глава 7. Судебная власть
- Глава 8. Местное самоуправление
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
3) Раздел второй. Заключительные и переходные положения
В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.
В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные.
Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.
Структура конституционного права
Как научная дисциплина конституционное право России складывается из трех основных подгрупп: методов регулирования, субъектов права и научного содержания.
Методы, как и в любой другой научной дисциплине, делятся на императивные (обязующие или запрещающие) и диспозитивные (дозволительные). Императивный инструментарий в случае с конституционным правом преобладает. Диспозитивные также применяются, но лишь при регулировании правового статуса личности. Также здесь следует выделить методы сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования, статистики, моделирования, формально-юридического анализа и т. д.
К субъектам регулируемых отношений относятся физические лица, регионы, социальные общности, политические объединения и само государство.
Структура конституционного права России состоит из политической системы, государственного устройства, исполнительной, законодательной и судебной власти, государственного аппарата, конституционного контроля и местного самоуправления. Все эти элементы являют собой особенности и виды конституционных норм.
Экономика и разделение властей
Все в той же первой главе российской Конституции устанавливается ряд важных принципов, касающихся экономического строя Российской Федерации. Это поддержка конкуренции государственными органами, запрет на монополизацию во многих областях производства, обеспечение свободы экономической деятельности и многое другое.
Конституцией гарантируется юридическое равенство форм собственности, а также признание и защита отдельных форм хозяйствования. В стране допускается свободное перемещение услуг, товаров, денежных средств и иных ресурсов.
Второй важный принцип именуется разделением властей. Ему посвящены сразу четыре главы российской Конституции. Государственные органы в России поделены на три части: судебные, законодательные и исполнительные. Каждая ветвь обладает примерно одинаковым набором полномочий, а потому не находится под чьим-либо влиянием. Как гарант соблюдения действующего принципа, над всеми ветвями власти находится президент.
Специфические признаки конституции
Чем отличается Основной закон государства от иных нормативных актов, не считая первичности в аспекте юридической силы? В современной трактовке главный отличительный признак — непосредственное участие народа в его принятии. Так, Конституция РФ утверждалась в рамках общенационального референдума. Другой признак рассматриваемого типа правового акта — многоступенчатая процедура корректировки положений, а также наличие барьеров к какому-либо изменению отдельных ее частей. Таким образом, конституция должна быть самым стабильным из всех законов, что принимаются в государстве.
Особенности Конституции РФ
Рассмотрев сущность и виды конституции, исследуем специфику соответствующего источника права, принятого в России. Как мы отметили выше, он был принят при непосредственном участии населения страны на референдуме, который прошел 12 декабря 1993 года.
Принятие Конституции РФ было необходимо с точки зрения юридического закрепления основных принципов управления новым государством и его экономикой, развития социума, выстраивания международных отношений. Выше, где мы рассматривали понятие, сущность и виды конституций, нами были выделены два типа основных законов – кодифицированные и неписаные. Для РФ, как полагают эксперты, приемлем был только первый вариант.
Несмотря на довольно резкий отказ от коммунистических принципов и переход к свободному рынку, понятие и сущность Конституции РФ были связаны с необходимостью выстраивания социального государства, где каждый гражданин, несмотря на капиталистические приоритеты в развитии экономики, имел бы возможность успешно развиваться в справедливых условиях.
Основная часть положений главного закона России связана с принципами выстраивания механизма государственной власти. Как и во многих других странах, сущность и структура Конституции РФ отражают правовые механизмы, необходимые государству для вовлечения в процесс развития человека и общества.
В положениях ключевого закона страны отражены полномочия, характерные для тех или иных государственных должностей и органов власти, закреплен принцип независимости местного самоуправления. В Конституции фактически отражена необходимость комплектования в РФ мощных вооруженных сил: на уровне основного закона страны сказано, что служба в армии — почетный долг россиян.
Сущность Конституции
Раскрытие сущности основного закона страны связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выполняет. Существует несколько теорий относительно сущности главного нормативного акта.
Первая идея связана с трактовкой конституции как некоего общественного договора. Предполагается, что члены общества заключили договор и наделили частью своих прав отдельных личностей. Так образовалась конституция и появилась государственная власть. Естественно, под конституцией в данном случае понимается любой общегосударственный акт – вроде Закона 12 таблиц, древнекитайских предписаний и т. д. Первая же форма того правового института конституционного права, который известна и по сей день, появилась в 1787 году в США.
Вторая концепция носит теологический, то есть религиозный характер. Сущность основного закона страны в данном случае видится в воплощении божественных предписаний. Высшие силы послали человечеству определенный свод правил, который реализуется при помощи социальных законов, в том числе конституции.
Третья идея появилась не так давно. Именуется она марксистско-ленинской. Сущность любых законов здесь усматривается в ограничении общества государственными силами. Это обусловлено существованием неидеальной, некоммунистической формации. В дальнейшем произойдут революции, и общество встанет на новый этап развития, где законы и государство уже не будут нужны.
Дополнительная информация
Значение Конституции РФ в жизни страны
- Подробности
- Опубликовано 11.12.2018 11:01
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция – это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия – федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Определение термина
В чем заключается понятие и сущность конституции государства? Термин, о котором идет речь, латинского происхождения. Он представляет собой транскрипцию слова constitutio, которое имеет такие значения, как «устройство, «установление», или, например, «учреждение». В контексте государства и права данный термин стал применяться еще в Древнем Риме. Под конституциями в римской правовой системе понимались акты, в рамках которых императорская власть учреждала некоторые виды норм и порядков. Однако в период после распада Римской империи и в Средневековье данный термин использовался не слишком активно, хотя в теории и практике политического управления наблюдался.
В конце 18 века В США, Франции и Польше состоялось принятие основных законов государства, имеющих высшую юридическую силу. Понятие и сущность конституции в то время были достаточно близки современной интерпретации специфики данного правового акта. Этот документ понимался как ключевой правоустанавливающий источник, на основе которого должна была строиться вся национальная юридическая система. Ни один из актов, принятых на уровне государственной власти, не должен был противоречить Главному закону страны.
Какова современная трактовка конституции? Сущность данного источника права в распространенных источниках раскрывается в рамках подхода, предполагающего прежде всего, что подобные законодательные акты первичны относительно иных законов и источников норм, принимаемых в государстве. Основная цель внедрения конституции в стране — определить ключевые принципы, в рамках которых политическая власть осуществляет управление социумом, экономикой, выстраивает государственные институты.
Президентский формат
Сущность Конституции РФ на стадии проекта во многом была связана с реализацией демократических принципов. С точки зрения взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предполагалось, что полномочия Президента РФ будут сравнительно невелики, страна должна была развиваться как парламентская республика. Однако к октябрю 1993 года был составлен проект Конституции, предполагающий все же главенствующую роль Президента России в системе государственного управления. Предполагалось, что решающее слово относительно принятия основного закона страны скажет народ в процессе референдума.
Всенародное голосование, в рамках которого граждане РФ принимали решение, одобрять ли предложенный властями проект Конституции или отказаться от него, состоялось 12 декабря 1993 года. К тому моменту посредством различных каналов населению России разъяснялись понятие и сущность Конституции РФ, что позволило бы гражданам страны сделать разумный выбор. В голосовании приняли участие более 58 млн россиян, или порядка 54,8% от зарегистрированных избирателей. Проект Конституции одобрили 58,4% проголосовавших. Так впервые в истории России в ходе всенародного голосования была принята национальная Конституция.
Неписаные законы
Однако есть соответствующего типа правовые акты, не кодифицированные в рамках отдельного документа. Так, например, Великобритания не имеет самостоятельной конституции, но ее функции фактически выполняет совокупность различных законов, судебных прецедентов, правовых обычаев. Конституция, которая де-юре не принята, но де-факто действует посредством иных источников права, относится к категории неписаных. В политической теории выделяются также и иные виды и критерии классификации конституций. Спектр их разновидностей достаточно широкий. Так, конституция может быть обозначена как дарованная, фактическая, реальная, гибкая, жесткая. Однако большинство из них так или иначе будут относится к писанным или же тем, что не кодифицированы в рамках отдельного документа.
Сущность и состав зарубежных конституций
Обычно основной закон включает краткую преамбулу, разделы, главы, статьи. Также он может содержать заключительные и переходные положения, которые представлены нормами, регламентирующими сроками вступления отдельных частей конституции в силу, порядком замены старых политических и государственных институтов новыми. В конституцию может быть включен текст присяги (клятвы) президента в качестве главы страны. Неотъемлемый атрибут конституционного текста включает поправки к ней.
В большинстве стран законодателем используется официальное наименование — конституция государства, но некоторые государства (например, Гвинея, Германия) именуют ее основным законом. С целью акцентирования внимания на самостоятельности и суверенитете стран Латинской Америки (Мексика, Чили, Панама и др.), их национальные конституционные акты названы там политической конституцией.
Замечание 2
Для северного корейского государства характерна ориентация на социализм и высокий уровень политизации, поэтому основной закон именуется там Социалистической Конституцией Корейской Народно-Демократической Республики.
Основной закон закрепляет объекты конституционно-правового регулирования, а фундаментальные нормы способны регламентировать не только статус высшего (верховного) органа власти государства, но и другие вопросы правового положения граждан (подданных). Это было характерно для периода конца XVIII – начала XX в., когда конституции регулировали достаточно широкий круг других вопросов, включая основы общественного строя, внешнюю и социально-экономическую политику, избирательную систему и др. Можно отметить расширение сферы (объектов) конституционного регулирования. Особенно это присуще для основных законов западных государств, которые принимались после 1945 года, и новых постсоциалистических конституционных документов, принимаемых государствами Восточной и Центральной Европы в 1990-х годах.
Пример 2
Для Конституции Словацкой Республики, принятой в 1992 году, характерно высокое качество и наличие оригинальных положений. В ней есть отдельный раздел, посвященный культурным и экологическим правам. В соответствии с положениями этого закона каждое лицо имеет право на благоприятную окружающую среду, а государство должно контролировать бережное использование природных ресурсов, поддерживать экологическое равновесие и надлежащим образом осуществлять заботу об окружающей среде (статья 44). В законе отдельно подчеркивается, что экономические отношения должны быть основаны на принципах «социально и экологически ориентированного рыночного хозяйства» (статья 55), что является особо важным в современных условиях.
Чаще всего конституция вступает в силу с того момента, который указан в заключительном положении. Реже дата указана в сопровождающем законе. Определенные переходные положения предусматривают, что некоторые нормы должны использоваться позже, обычно после наступления соответствующего события (например, выборы, вхождение в состав отдельной территории страны).
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Порядок изменения Конституции. Пересмотр Конституции и принятие конституционных поправок
Российская конституция относится к так называемым «жестким» конституциям, для которых характерен особый, усложненный порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых институтов. В отношении Конституции РФ вышеназванный порядок характеризуется следующими основными особенностями:
1. Сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
2. Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой конституции.
Новый проект может быть принят самим Конституционным Собранием либо вынесен на всенародное голосование.
3. Поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации в течение одного года. Принято уже несколько законов РФ о поправке к Конституции РФ. Первый опыт принятия поправок к Конституции РФ реализован в декабре 2008 года, когда были внесены поправки в Конституцию РФ, предусматривающие изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также расширяющие контрольные полномочия последней. 5 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий формирование объединенного Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа. В июле 2014 года Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусмотрел расширение Совета Федерации представителями Российской Федерации, которых назначает Президент РФ.
Наконец, 14 марта 2020 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены многочисленные изменения и дополнения в гл. 3–8 Конституции РФ. Этим законом установлены новые дополнительные условия одобрения и вступления в силу принятых поправок к Конституции РФ, примененные только к данному закону. Так, после одобрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона о поправке к Конституции РФ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не позднее семи дней со дня направления Президентом РФ запроса дает заключение по существу запроса. В случае положительного заключения проводится общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Если заключение отрицательное (выявлены несоответствия Конституции РФ), поправки в Конституцию РФ не вступают в силу, общероссийское голосование не проводится. Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 года дал положительный ответ на запрос Президента РФ и не выявил в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года несоответствия Конституции РФ. В связи с этим 1 июля 2020 года было проведено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, результаты которого официально опубликованы ЦИК РФ 3 июля 2020 года. Поскольку граждане РФ одобрили изменения Конституции РФ, Президент РФ в тот же день подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками», в котором установил дату вступления поправок в Конституцию РФ в силу — 4 июля 2020 года.
4. Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта или о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
показать содержание
Как принимался основной закон
Исследовав сущность Конституции РФ, полезно будет также изучить основные моменты, связанные с принятием основного закона России. История конституционного процесса в РФ интересна.
В 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете РСФСР. Фактически это означало, что в новой республике необходимо создавать также обновленную конституцию, отражающую актуальные социально-политические и экономические реалии. В июне 1990 года была сформирована особая Конституционная комиссия, в состав которой вошли Президент РСФСР, а также представители административно-территориальных субъектов, входивших в республику.
Преодолев несколько стадий доработки, проект Конституции в марте 1992 года был опубликован в СМИ. В течение последующих месяцев в соответствии с рекомендациями Съезда народных депутатов, Президента России, экспертов Конституционной комиссии различного профиля в данный документ также вносились поправки. Третий проект основного закона государства был утвержден 16 октября 1992 года. Однако в рамках слушаний Съезда народных депутатов не удалось принять конституцию. По распространенной версии сложности были связаны с противоречиями между органами власти на законодательном и исполнительном уровне. В итоге была высказана инициатива – вынести проект Конституции на всенародное голосование.
В мае 1993 года Конституционная комиссия России вынесла постановление, в котором содержались главные положения проекта Конституции РФ. Основной закон государства в одобренном депутатами Верховного Совета виде был вскоре опубликован, с его содержанием смогли ознакомиться граждане России.
3 Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
Каждая конституция
явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью
основных черт и юридических свойств.
Это сущностные проявления конституции,
которые выражают индивидуальность, качественное
своеобразие высшего закона государства.
В них раскрывается правовая природа конституции.
Основные черты и
юридические свойства конституции
отражают её особое место в системе
права, специфику механизма конституционного
регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик
можно отнести 1. Легитимность, 2. Итоговый
характер предписаний, 3. Перспективность,
4. Преемственность, 5. Реальность, 6.Верховенство,
7. Стабильность, 8. Фундамент системы права
(Приложение Б).
Легитимность конституции
связана с её учредительным характером.
Легитимный характер Конституции РФ 1993 года
проявляется в том, что она принята референдумом,
который проводился в России впервые.
Гражданам предстояло дать оценку проекту,
представленному Президентом и одобренном
Конституционным совещанием.
Как итоговый документ конституция закрепляет
достигнутый уровень развития общественных
отношений, сложившихся к моменту её принятия.
Каждая новая конституция выступает юридическим
воспроизведением хода исторического
развития общества и государства. Содержание
конституции обусловлено социально-экономическими
и общественно-политическими процессами,
она является правовой формой закрепления
общественного прогресса, социальных
завоеваний народа, революционного или
эволюционного развития общества.
Закрепляя итоги пройденного
пути, конституция вместе с тем
содержит программные положения, определяет тенденции, основные
направления и, цели социального прогресса.
Поэтому ей присущ прогностический характер,
и такая черта как перспективность. Программные
положения включаются в преамбулу, а цели
и задачи, определяющие направления и
развития в области экономики, политике,
национальных отношений, культуру и других,
получают выражение в главе об основах
конституционного строя. Конституция
призвана обеспечить опережающее воздействие
на общественные процессы, вызывать социальную
активность и правомерное поведение субъектов
права.