Коррупциогенные факторы: понятие, виды. Борьба с коррупцией

Особенности дифференциации

Выделение коррупциогенных факторов в три группы считается весьма условным. Классификация необходима не только для их систематизации. С ее помощью становится более эффективной борьба с коррупцией, достигают цели профилактические мероприятия. В ходе экспертизы нормативных документов проверку на наличие условий для осуществления незаконных действий необходимо осуществлять в принятой в классификации последовательности. Разделение на группы основывается на трех основных возможностях отклоняющегося применения норм. Речь, в частности, ведется о:

  1. Дефектах в реализации либо определении полномочий госорганов, усиливающих выборочность и административное усмотрение, а также поощряющих коррупциогенность актов, принимаемых структурами власти.
  2. Пробелах регулирования общественных отношений, которые заполняются на практике подзаконными либо индивидуально-распорядительными документами.
  3. Коллизиях как системных противоречиях между нормативными положениями. Они дают возможность применяющим субъектам выбирать нормы.

Фонд борьбы с коррупцией

В 2011 г. Алексеем Навальным была учреждена некоммерческая организация, в которой были объединены все его проекты. ФБК осуществляет сбор средств на свою деятельность, при этом анонимные пожертвования не принимаются. К 2014 году в Фонд борьбы с коррупцией входило порядка 30 человек. Основатели ФБК, по словам В. Ашуркова, организовали финансовое обеспечение проекта “РосПил”, получив опыт прозрачного и публичного сбора средств. На счет “Яндекс-Деньги” поступила достаточно большая сумма. Она обеспечила работу проекта в течение года. Вместе с этим создатели ФБК занимались привлечением на постоянной основе компетентных экономистов и юристов. В их задачи входил поиск и пресечение коррупционных схем в сфере госзакупок. Предполагалось, что специалисты будут работать на договорной основе. Это позволило бы получить определенные гарантии, отсутствующие в рамках схемы сотрудничества с волонтерами. В качестве директора Фонда выступает Роман Рубанов.

Предпосылки

Достаточно распространенной считается ситуация, когда глава администрации либо член правительства является дополнительно и предпринимателем. Формально в таких случаях владельцами бизнеса выступают его родственники. Если закон не запрещает, например, супруге чиновника быть предпринимателем, то фактически должностное лицо предоставляет услуги сам себе. Еще одним примером коррупции является произвол в сфере власти. Его пик в России отмечался в начале 2000-х. В качестве проявления коррупции выступает также и взяточничество. В годы СССР мелкие презенты снабженцам, продавцам и прочим субъектам были в порядке вещей. Это была отличительная черта жизни советских граждан и работы предприятий. По мнению экспертов, размеры мелких взяток в СССР были больше, чем сегодня в России. Между тем общий уровень коррупции был значительно ниже. Многогранность и комплексность беззакония в чиновничьем аппарате заключается в том, что фактически имеет место два его направления.

Мелкая и крупная коррупция – разные явления, между которыми отсутствует тесная взаимная зависимость. В эпоху Брежнева без какого-либо подношения было сложно достать дефицитный продукт. В этой связи практически на всех предприятиях работали снабженцы, которые давали взятки чиновникам для получения тех или иных ресурсов или товаров. Даже простым гражданам приходилось приносить мелкие подарки: сантехнику за ремонт, врачу – за хорошее лечение и так далее. При этом в годы СССР крупная коррупция практически отсутствовала. В современной России ситуация несколько иная. В последнее время чиновники воруют по-крупному, используя свои полномочия, пробелы в законах. Все это негативно сказывается на рейтинге страны. Несмотря на то что принято антикоррупционное законодательство, в государстве периодически возникают скандалы, связанные с произволом чиновников. Мелкая коррупция сегодня практически отсутствует в стране. В настоящее время нет необходимости давать взятки снабженцам, директорам магазинов, работникам предприятий. Между тем в государстве достаточно развита система коррупциогенных факторов, способствующая крупному произволу.

Противоречия в нормах

В соответствии с Законом от 17 июля 2009 г. коррупциогенными факторами являются не только положения в проектах, но и в уже утвержденных юридических актах

В этой связи принципиально важно обращаться не только к будущим нормам, но и иметь возможность провести экспертизу существующих и имеющих силу документов. При этом нельзя не отметить некоторые расхождения в положениях Закона и правительственного Постановления от 5.03.2009 г

В последнем ключевой категорией выступают коррупционные факторы. Они разделяются на связанные с:

  1. Осуществлением полномочий госоргана или местного института власти.
  2. Наличием пробелов в нормах.

В Постановлении также выделены факторы системного характера. В соответствии с ФЗ определены категории, устанавливающие для субъектов, применяющих нормы, необоснованно широкие рамки усмотрения либо возможность незаконного использования исключений из правил, а также содержащие обременительные, трудновыполнимые или неопределенные требования к юрлицам и гражданам. Таким образом, в Законе отсутствуют два вида факторов. Существенная разница усматривается и в определении направленности условий. Так, по Постановлению, факторы способствуют тому, что чиновники совершают коррупционные действия, могут стать основой такой практики, создают благоприятную обстановку для легитимности таких деяний, провоцируют или допускают их. По Закону, они только формируют соответствующие условия. В результате происходит сужение понимания коррупциогенных факторов. Обуславливается это в первую очередь невключением такого назначения, как создание легитимности. Безусловно, данное сужение может быть нейтрализовано специальным толкованием положений либо изложением соответствующей нормы в правительственном Постановлении.

Основные признаки коррупции

Выделяют основные признаки коррупции:

  1. Коррупция – сложное социальное явление.
  2. Наличие подкупа – продажности.
  3. Наличие собственной выгоды в узкогрупповых интересах.
  4. Использование чиновником-коррупционером собственных полномочий, возможностей, авторитета.

Теперь о каждом явлении более подробно. Коррупция по своему существу является достаточно сложным социальным явлением. В основе коррупционной цепи всегда лежат вертикально-горизонтальные связи в обществе и государстве, которые объясняются историческими, экономическими, социальными, политическими, правовыми, национальными, культурными и нравственными детерминантами.

Говоря о наличии подкупа – продажности, то здесь можно наблюдать двусторонний сговор чиновников и другого лица. Однако это явление не лишено собственной инициативы или вовсе вымогательства. Чиновник продаёт определённые блага, используя государственную, муниципальную структуру для собственной выгоды, а другое лицо покупает их.

Пример 1

В качестве этих благ могут выступать совершенно разные позиции, к примеру, от получения квот на отлов рыбы, до покупки водительского удостоверения или поступления в престижное учебное заведение.

Наличие корысти в личных либо узкогрупповых интересах подразумевает, что любой чиновник совершает преступные действия исключительно в собственных корыстных целях. Самое неприятное в данной ситуации это то, что чиновник продаёт себя, свои возможности и даже часть государственной муниципальной власти за конкретное денежное поощрение. А ещё чиновник не работает один, у него есть начальство, с которым также приходится делится.

Определение 3

Коррупция – это комплексное системное образование в системе государственной и муниципальной службы.

Справедливо заметить, что невозможно говорить о коррупции в единичном обнаружении, на сегодняшний день имеются данные, что в среднем чиновники украли порядка 20% от бюджетного имущества.

О четвёртом пункте нет смысла более широко рассказывать, поскольку и в таком представлении всё понятно.

В этой связи следует напомнить, что в качестве должностного лица выступают чиновники, которые одновременно характеризуются хотя бы одним признаком из каждой группы.

  1. Лица, которые:
  • Занимают посты представителей власти.
  • Выполняют организационно-распределительные функции.
  • Выполняют административно-хозяйственные функции.
  1. Перечисленные функции выполняются:
  • В государственных органах.
  • В органах местного самоуправления.
  • В государственных учреждениях.
  • В муниципальных учреждениях.
  • В Вооружённых силах РФ.
  • В иных войсках и воинских формированиях РФ.
  1. Функции выполняются:
  • На постоянной основе.
  • На временных условиях.

В основе коррупции без сомнений лежит взяточничество, которое наибольшим образом сеется среди чиновников, поскольку оно подразумевает получение взятки должностным лицом с целью собственного обогащения за совершение конкретных действий преступного характера с использованием собственного служебного положения.

Сегодня мы говорим о чудовищной латентности этих преступлений, и о катастрофическом росте этого явления.

Пример 2

Так в 1991 г. было установлено 2534 случая взяточничества, в 2001 г. зарегистрировано 7909 случаев, а в 2008 г. – 12757.

Прискорбно это наблюдать, что существуют даже расценки на получение должностей в некоторых государственных ведомствах РФ. Так, для назначения на должность инспектора ГИБДД необходимо в среднем до 2 млн. руб. На должность начальника территориального управления федерального агентства до 5 млн руб. Стать депутатом регионального парламента можно за 3-6 млн. руб., а главой региональной таможни – за 1,5-10 млн. руб. Получить должность начальника ОВД можно заплатив чиновнику 3-30 млн. руб., а попасть на должность вице-губернатора можно за 15 млн. руб.

Подводя итог всему вышесказанному, обязательно необходимо обратить особое внимание на то, что в современной России коррупция является очень серьёзной проблемой. Справедливо заметить, что не только в РФ, но и на интернациональном уровне

Коррупция характерна для множества стран и это вовсе не зависит от их политического устройства или экономического положения. Сегодня коррупция – это мировая проблема, которая в разных странах проявляется по-разному и отличается лишь масштабами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Коррупция

В государствах с хорошо развитой юридической системой нередки случаи незаконного обогащения представителями власти. Оно именуется коррупцией. Существует несколько ее определений. В словаре Ожегова, например, коррупция трактуется как моральное разложение политиков и должностных лиц, которое выражается в незаконном обогащении, хищениях, взяточничестве, взаимодействии с преступными структурами. К странам с недостаточно развитой юридической системой такое определение вряд ли можно применить. Обуславливается это тем, что в таких государствах воровство чиновников вполне законно, используя существующие пробелы в нормах.

Коррупция и её суть

Определение 1

Коррупция – это сложное социальное явление, которое означает подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных и муниципальных чиновников.

Коррупция зародилась в глубокой древности и существует в настоящее время с переменным успехом практически во всех странах мира.

Замечание 1

В Библии приводятся некоторые факты, которые можно расценивать как проявление коррупции в настоящее время. В Ветхом Завете идёт речь о следующем: “Я знаю, как многочисленные наши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берёте взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот”.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе можно встретить несколько различных определений понятия коррупции. В толковом словаре русского языка можно найти следующее определение коррупции – подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Определение коррупции, которое предложено в справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, выглядит так: злоупотребление государственной властью с целью получения собственной выгоды. Примечательно, что данное определение включает в себя взяточничество, непотизм и незаконное присвоение общественных средств для собственного обогащения.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1978 г. определил коррупцию как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение каждый раз, когда возможно подобное действие или бездействие.

Из этого следует, что данный нормативный акт определил коррупцию как противоправное служебное действие должностного лица, которое объясняется получением выгоды или обещанным вознаграждением.

В докладе идёт речь о подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом “Индем” определении коррупции в узком смысле и подразумевают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправные решения, позволяющее получить выгоды некой второй стороне, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Данная ситуация характеризуется следующими признаками:

  • Принятие решения, которое нарушает закон или некоторые общественно принятые нормы.
  • Стороны сотрудничают на взаимовыгодных условиях и по обоюдному согласию.
  • Стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе вынуждены скрывать собственные действия.

Множество точек зрения на определение термина коррупции говорит о том, что это достаточно сложное явление, которое нуждается в глубоком и детальном изучении.

Замечание 2

Главным документом, который определил понятия в сфере борьбы и противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и гл. 30 УК РФ.

В Федеральном законе “О противодействии коррупции” коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, которое противоречит законным интересам общества и государства с целью получения материальной выгоды в виде денег, ценностей, имущества или услуг, а также незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Все определения коррупции, которые были предложены выше, позволяют в конечном итоге предложить следующий вариант определения:

Определение 2

Коррупция – это социальное явление, для которого характерен подкуп, продажность государственных и иных служащих и на этой базе предвзятое использование ими личных либо узконаправленных полномочий, возможностей, связанных с ними авторитетов.

Нормативная база

В ФЗ, положениями которого регламентировалась борьба с коррупцией, прямо не указывал на условия, способствующие нарушению закона. В нормативном акте определены специальные профилактические меры. Среди них присутствует антикоррупционная экспертиза. В марте 2009-го г. было утверждено сразу 2 правительственных Постановления. Первое регламентировало правила выполнения экспертизы нормативных актов и прочих документов для выявления положений, которые провоцируют коррупционные риски. Вторым Постановлением утверждалась методика выполнения этой проверки. Именно в нем впервые были определены коррупциогенные факторы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий