Лицензия на пользование недрами: особенности и сроки оформления

Лицензия на добычу полезных ископаемых

Лицензия
на добычу полезных ископаемых
 дает право на разведку и разработку месторождений, а также на
переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих
производств, если иное не оговаривается в лицензии. Такая лицензия выдается после прохождения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Если для проведения государственной экспертизы запасов требуется осуществление дополнительных разведочных работ, то выдается лицензия на разведку и добычу с указанием срока проведения экспертизы.

Например, по углеводородному сырью (УВС) применяется код НР – вид лицензии «геологическое изучение, разведка и добыча УВС» сроком до 25
лет или на срок отработки месторождения. Или код НЭ – вид лицензии «разведка и добыча УВС» сроком до 20 лет или на срок
отработки месторождения.

Этапы оформления

Стадий получения добычной лицензии 4: обретение права на изучение гидрогеологии недр, написание проекта на поиск и разведку водяных пластов, отчет о результатах оценки запасов, выдача разрешительного документа на основании пакета представленных бумаг. Начинается оформление с подтверждения принадлежности территории претенденту на лицензию.

Дальнейшие этапы продвижения:

  • согласование количества водопотребления в отделении Фед. агентства по воде;
  • обращение к Роспотребнадзору о подтверждении правомерности использования участка для обустройства ЗСО первой зоны скважины размером 60х60 м;
  • получение разрешения на проектирование водозабора в соответствии с приказом Минприроды №463 и правительственным постановлением №118 от октября и марта 2010 г.;
  • разработка технического задания на бурение горной выработки и согласование его положений в департаменте по недропользованию;
  • составление проекта на строительство артезианской скважины специалистами профильной организации;
  • бурение водозаборной выработки и выполнение комплекса работ по подготовке гидрогеологического отчета по эксплуатационным характеристикам объекта, количеству и составу артезианских вод;
  • получение лицензии на скважину <100 м³/сутки осуществляется без прохождения госэкспертизы запасов, в ином случае число этапов увеличивается.

Запуск скважины.

Финальный момент — запуск водоисточника в эксплуатацию комиссией с участием представителей государственных учреждений. При положительном решении скважине присваивается шифр, производится запись в госреестре.

Лицензия на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение

Лицензия
на право образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное,
эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение
, удостоверяет право на открытие научных и
учебных полигонов, геологических заповедников, выделение памятников природы,
использование в научных, лечебно-оздоровительных или коммерческих целях пещер и
иных природных подземных полостей. Предоставление таких лицензий осуществляется
после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус
выделенных участков недр.

Участки
недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения
срока.

На
определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

  • геологического изучения – на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении
    работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или
    частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского
    края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской
    области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа,
    Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ
    по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод,
    территориального моря и континентального шельфа РФ;
  • добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения полезных
    ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки
    месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и
    охрану недр;
  • добычи подземных вод – на срок до 25 лет;
  • добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права
    пользования участками недр – на срок до 1 года.

Бессрочно могут быть предоставлены участки недр для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением
отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в
пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для
собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче
углеводородов, а также для образования особо охраняемых геологических
объектов и иных целей.

Лицензия на право пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения поисков и оценки либо разработки месторождения полезных
ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при отсутствии нарушений условий лицензии.

В Законе «О недрах» закреплен общий принцип предоставления лицензий путем
проведения  аукциона или конкурса. 

Расчет размера разового платежа за
пользование недрами проводится в соответствии с Методикой расчета минимального
(стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной
приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232, и определяется при подготовке
аукциона на предоставление права пользования по конкретным участкам недр.

Перечень необходимыхдокументов для участия в аукционе
устанавливается п.17 Административного регламента Федерального агентства по
недропользованию по исполнению государственной функции по организации
проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования
недрами, утвержденного приказом Минприроды России от 17.06.2009 № 156.

Законодательство содержит несколько исключений из аукционного принципа предоставления лицензий на недра. 

Компания “Юрнедра” специализируется на юридических вопросах получения лицензий на недра, мы помогаем получить лицензии и в заявительном порядке в соответствии с Приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получения права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального и местного значения). 

Наши специалисты готовы проконсультировать по юридическим вопросам по тел.+7 (964) 799-56-65, +7 (916) 614-56-74.

Консультации платные.

Подробнее о заявительном порядке предоставления лицензий можно прочитать в статьях на нашем сайте:

– “Заявительный” порядок получения лицензий на геологическое изучение недр. Новое в законодательстве”.

–  “Порядок получения лицензий на добычу песка в Московской области”.

Водопользование

Порядок расчета НДС

С 1 сентября 2022 года порядок расчета нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для действующих и проектируемых организаций-водопользователей будет вестись по обновленной методике.

Согласно Приказу Минприроды России № 343 разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Расчеты НДС для действующей организации-водопользователя

Расчеты НДС для действующей организации-водопользователя

Фактический сброс
НДС
Меньше расчетного НДС, но выше или равен нормативу качества воды водного объектаПринимается на уровне 1,3-кратного значения фактического сброса
Меньше расчетного НДС и меньше норматива качества воды водного объектаРазрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта

Также в Приказе уточнены сроки актуальности расчетов НДС:

  • не более 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения (КЭР), в заявке на получение которого они содержались;
  • не более 7 лет с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись;
  • не более 7 лет с момента расчета нормативов допустимых сбросов (для объектов III категории);
  • 5 лет в отдельных случаях, предусмотренных статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ, до получения КЭР.

Документ имеет ограниченный срок действия — до 31 августа 2024 года.

Отнесение водного объекта к рыбохозяйственным

Приказом Минсельхоз России от 01.02.2022 № 49 обновлен порядок отнесения водного объекта к рыбохозяйственным.

Документом утверждены:

  • содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категории такого водного объекта;
  • методика подготовки и оценки материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным и определение категории водного объекта рыбохозяйственного значения.

Отнесение водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий осуществляются Росрыболовством или его территориальными органами по собственной инициативе или на основании заявления:

  • хозяйствующего субъекта, осуществляющего рыболовство и (или) строительство, внедрение новых технологических процессов и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
  • органа государственной власти субъекта РФ;
  • органа местного самоуправления.

Содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным

Содержание и состав материалов, обосновывающих отнесение водного объекта к рыбохозяйственным
Содержание материаловСостав материалов
Сведения о водном объекте (части водного объекта)
  • наименование рыбохозяйственного бассейна, водного объекта, его площадь или длина;
  • наименование субъекта РФ, муниципального образования и населенных пунктов, на территории которого находится водный объект, и
    тип поверхностного водного объекта;
  • сведения о наличии гидрологической связи исследуемого водного объекта с водным объектом высшей или первой категории
Данные государственного мониторинга и ресурсных исследований водных биологических ресурсов
  • данные о состоянии водных биологических ресурсов, обитающих в водном объекте;
  • данные о состоянии среды обитания водных биологических ресурсов;
  • информация об использовании водного объекта для добычи водных биологических ресурсов;
  • информация о незавершенных мероприятиях по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания;
  • данные об осуществлении сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов

Получение лицензии на недропользование

Получение лицензии на добычу подземных вод предусматривает выполнение специалистами ряда работ. Для начала составляется план по обследованию площади земли. Он обязан подвергнуться государственной проверке. Цель подобной процедуры – снижение вероятности обрушения существующих водозаборов, находящихся поблизости. Проводимая процедура позволяет определить и объем воды, требуемый пользователю.

Лицензия на водозабор представляет собой бланк утвержденной формы, чем исключает вероятность подделки. Для артезианских скважин она должна включать в себя следующую информацию:

  • данные владельца документа;
  • указание срока действия разрешения;
  • приложение с отображением требований к применению скважины (обязательны к исполнению владельцем участка).

Оформлением скважины может заняться садоводческое товарищество во время создания центральной системы водоснабжения.

Далее вы можете увидеть, как выглядит бланк лицензии с разрешением на скважину:

Геологическое исследование участка недр

Получение лицензии на скважину – процедура, включающая в себя определенные этапы. Перед непосредственным обустройством источника проводят тщательное геологическое изучение владения. Экспертизы проекта ЗСО осуществляют следующие работы:

  1. Проверяют запас воды, находящийся в подземных недрах.
  2. Фиксируют результаты геологического исследования делянки в государственном реестре.

Следующим шагом является обращение в специальные службы для разработки проекта и его сдача на госэкспертизу. Скважины бурятся в самых различных условиях, поэтому работа должна выполняться исключительно профессионалами.

Стоимость лицензии для СНТ варьируется зависимо от того, какие работы были проведены специалистами-гидрогеологами. В их числе могут быть следующие:

  • анализ ранее составленных фондовых материалов;
  • обследование делянки;
  • выполнение разведочного бурения;
  • фильтрационные работы;
  • изучение гидрохимического состава;
  • аналитическое исследование состояния скважин соседних территорий.

Когда все работы, касающиеся подземных вод, проведены, собранные данные подаются в региональное подразделение ФГБУ “Росгеолфонд”. Для получения разрешения на бурение скважины требуются следующие материалы:

  1. Заключение санитарно-эпидемиологической службы.
  2. Составление технической документации по санитарной охране источника питьевой воды.

Как видно по приведенной выше информации, рассматриваемая процедура занимает длительное время и при разных обстоятельствах может создать массу проблем. Поэтому некоторые компании занимаются предоставлением услуг по проведению подобной процедуры и помощи при оформлении соответствующей документации.

Срок получения лицензии на недропользование

При самостоятельном создании автономной системы водоснабжения следует быть готовым к тому, что на ее официальное оформление уйдет много времени. СанПиН представлен сочетанием правил и норм, исключающим вероятность поставки непригодной к использованию воды. Среди особенностей стоит отметить такие пункты:

  • регламентированный срок – 65 дней;
  • когда лицензия получена, разрабатывается проект и проводится анализ запаса подземных вод;
  • на фиксирование проведенного геологического обследования территории отводится 10 дней;
  • экспертиза длится до 70 рабочих дней;
  • для оценки данных по исследованию количества подземных вод выделяется 90 дней.

Параллельно основным этапам может осуществляться процесс согласования проекта по организации санитарной зоны.

Необходимые документы

Субъект, желающий участвовать в конкурсе, должен составить заявку. В ней необходимо указать сведения:

  1. О заявителе. Приводится информация о месте производства основной деятельности предприятия, хозяйственных взаимоотношениях с финансовыми и прочими партнерами и так далее.
  2. О владельцах фирмы-заявителя, представителях и составе руководства.
  3. Финансовом состоянии предприятия. Эти сведения должны подтверждать способность компании исполнить запланированный объем работ.
  4. Предыдущих выполненных проектах.
  5. Научно-технической базе компании и технологических возможностях привлекаемых подрядчиков.

В заявке также обязательно указывается перечень государств, в которых фирма осуществляла свою деятельность на протяжении последних пяти лет. Заявитель также составляет проект использования недр. В него включаются конкретные предложения по реализации намеченных мероприятий. В качестве приложений заинтересованный субъект должен предоставить копии, заверенные нотариусом или печатью фирмы:

  1. Выписки из ЕГРЮЛ.
  2. Св-ва о постановке на учет в качестве юрлица.
  3. Св-ва о госрегистрации/перерегистрации предприятия.
  4. Справки о постановке на учет в ФНС и уплате всех обязательных платежей.
  5. Устава.
  6. Бухгалтерского баланса. Экземпляры этого документа предоставляются как за текущий год, так и за год, предшествовавший подаче заявки. Баланс должен включать отметки о принятии его налоговой службой.

Что представляет собой паспорт

Чтобы оформить разрешительные документы следует изучить, скважины какой глубины подлежат лицензированию. Практически все водоносные слои, которые используются для водоснабжения домов, в том числе в СНТ, требуют получения лицензии. Исключением может быть только верховодка – грунтовые воды расположены на глубине до 35 метров. Но эта жидкость имеет низкое качество и накапливается преимущественно в колодцах.

Лицензия на скважину для юридических лиц – это документ на фирменном бланке, где указано, на какой срок, кому и для пользования каким видом природных ресурсов он выдан. К каждой бумаги прилагаются лицензионные условия, где указаны основные требования, которые должен соблюдать водопользователь.

Бланк содержит такие данные:

  • вид, серия номер;
  • название юр. или физ. лица;
  • целевое назначение;
  • местонахождение скважины;
  • срок окончания действия.

Также предусматривает сбор необходимых бумаг. Весь перечень включает в себя:

  • уставные документы;
  • бухгалтерскую отчетность;
  • документы о качестве воды.

Бумаги первых двух групп обязательны для подачи в уполномоченный орган по выдаче лицензий. Документы о соответствии нормам могут требовать в случае использования воды для изготовления продуктов питания и питья.

Собрав необходимые документы и оплатив обязательную пошлину, подают заявление с полным пакетом в соответствующий орган. Срок рассмотрения заявки – до 65 дней.

Стоимость лицензирования скважин на воду для юридических лиц состоит из:

  • расходов на оплату пошлины. Это фиксированная сумма в 7500 рублей;
  • расходов на подготовку пакета документов. Зависят от перечня бумаг, которые готовятся, и их нотариального заверения. Сюда входит и компенсация за сбор некоторых документов, если к этому процессу привлекались сторонние организации.

На размер общей стоимости лицензии влияет:

  • назначение источника;
  • его общее состояние;
  • отбираемый объем воды.

Также существенное влияние на стоимость имеет форма налогообложения, по которой работает фирма.

Вопрос о получении лицензии возникает, только – если скважина, используемая физическим лицом, доходит до артезианского слоя, который используется для централизованного водоснабжения. Физ. лицу необходимо регистрироваться как индивидуальному предпринимателю, что ведет за собой множество затрат. Дальнейшая процедура получения паспорта такая же, как и для юридического лица.

За отсутствие лицензии действующим законодательством предусмотрен штраф, максимальный размер которого для физ. лиц составляет 5 тыс. рублей, для должностных – 50 тыс., для юр. – 1,0 млн. рублей. Кроме уплаты непосредственно штрафа, необходимо будет устранить нарушение норм закона «О недрах» и легализировать источник путем получения бумаг.

Отказ в приеме документов

В ряде случаев заявка может остаться без рассмотрения. Заинтересованному субъекту могут отказать в ее принятии, если:

  1. Она направлена с нарушением предписаний нормативных актов.
  2. Содержание заявки не соответствует установленным условиям конкурса/аукциона.
  3. Субъект не может предоставить доказательства наличия у него необходимых финансовых и технических средств для осуществления проекта.
  4. Заявитель попытался ввести комиссию в заблуждение, предоставив ложные сведения о себе.
  5. При передаче субъекту недр в пользование будут нарушены положения антимонопольного законодательства.
  6. Заявитель не соответствует всем требованиям, предъявляемым к конкурсантам.

Что делать при получении отказа в получении лицензии на недропользование?

Начать стоит с рассмотрения причин отказа от профильного ведомства. В получении лицензии отказывают либо на этапе проведения аукциона или конкурса, либо на этапе допуска к такому мероприятию. Действовать в каждом случае нужно по-разному.

В момент рассмотрения заявления на допуск к аукциону обычно отказывают по следующим причинам:

  • заявка неверно оформлена или содержит не всю информацию;
  • заявитель подал ложные сведения;
  • нет доказательств возможности реализовать проект;
  • передача нового проекта заявителю нарушит антимонопольное законодательство;
  • для реализации задачи не хватает квалификации.

Причину отрицательного решения уполномоченные органы указывают в документах. Если вы получили такой отказ, нужно устранить названные в нем основания и повторно обратиться за выдачей лицензии. При этом следует соблюдать сроки повторного обращения и сроки действия документов.

Если вас допустили к торгам, но они закончились не в вашу пользу, оспорить такое решение можно только в судебных органах. Причина проигрыша в аукционе может быть любой: конкуренты предложили больше денег, либо более выгодные условия реализации проекта и т.д. Но в суд следует обращаться, если подозреваете, что на комиссию было оказано влияние или имелись иные нарушения в ходе проведения аукциона.

Действовать нужно следующим образом:

  • Соберите документы, подтверждающие ваше участие в торгах;
  • Подготовьте доказательства неправомерных действий со стороны комиссии;
  • Составьте исковое заявление в суд и представьте подтверждения своей правоты.

Влияние на комиссию может быть любым, начиная с предложения взятки, заканчивая шантажом. Если есть доказательства подобных нарушений, можно смело обращаться в суд. В противном случае процедура судебного разбирательства усложнится и без опытного юриста не обойтись. Наши специалисты оспорят отказ в суде или на досудебной стадии, помогут правильно подготовить документы и добьются выдачи лицензии.

Электроэнергетика

Отбор проектов по строительству генерирующих объектов

Правительством принято решение в 2022 году не проводить отборы проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (Постановление от 01.06.2022 № 999). Отбор таких проектов не проводится со дня вступления в силу Постановления — 9 июня 2022 года.

При этом уже объявленные, но не завершенные отборы будут продолжены, если уполномоченный орган власти субъекта РФ не отменил соответствующую конкурсную процедуру. Итоги завершенных в 2022 году отборов проектов пересмотру и корректировке не подлежат.

Согласно Постановлению в 2023 году отбор проектов должен завершиться не позднее 1 мая.

Лишение разрешения

В действующих нормативных актах не установлены четкие критерии, в соответствии с которыми может осуществляться отзыв лицензии. Процесс может быть начат при выявлении существенных нарушений. Их степень определяется уполномоченным органом. В качестве самого серьезного нарушения выступает случай, когда предприятие получило разрешение на эксплуатацию ресурсов, но к разработке участка не приступило. Соответственно, не были созданы рабочие места, не отчисляются налоги в бюджет. Отзыв лицензии, в первую очередь, грозит компаниям, у которых истек срок ввода в эксплуатацию бассейна, а на участке ничего не сделано.

Особенности регистрации для юридических лиц

Скважины, применяемые предприятиями при водопользовании для технических нужд, пробуриваются до песка. Для юридического лица это возможность сэкономить на затратах по строительству и эксплуатации на водоснабжении, а в некоторых случаях и на получении лицензии. Особенности регистрации скважин на песок регламентируются ст. 19 Закона о недрах. Без оформления разрешения предприятию можно пользоваться водой при сочетании следующих обстоятельств:

  • земельный участок находится в собственности или арендуется юрлицом, претендующим на водопользование;
  • запасы ресурса не учтены государственным балансом;
  • водоносный горизонт не задействован для нужд централизованного водоснабжения;
  • расход воды на производство <100 м³/сутки;
  • жидкость не передается другим физлицам и предприятиям.

Регистрация для юр лиц.

Трудности вызывает доказывание последнего условия из списка. Потребуется организовать контроль движения воды на производстве и оснастить скважину прибором учета.

Лицензирование для физических лиц

Образцы лицензий на скважину.

На территориях частной застройки центральное водоснабжение отсутствует. Такое положение является основанием, чтобы не получать разрешения на скважину. Глубина водозаборных сооружений в этом случае ограничивается только стоимостью, которую готов оплатить владелец участка.

В законе нет прямого указания на необходимость получения лицензии для физического лица: пользователями признаются юрлица, включая индивидуальных предпринимателей — ИП. Запрет также отсутствует.

Чтобы получить подтверждение права на использование скважинной воды с собственного земельного участка, нужно соблюсти нормативные расстояния:

  • 60 м — радиус свободной от построек зоны;
  • 400 м — до ближайших мест расположения скотомогильников, свалок, канализаций и хранилищ отходов фермерских хозяйств;
  • 600 м — расстояние от автозаправок и промышленных объектов, использующих химические вещества.

На водоснабжении питьевом используются артезианские скважины. Это возможно осуществить бурением на своем участке, если владелец оформит соответствующие бумаги.

Недропользование

Ведение государственного реестра

С 14 июня 2022 года Приказом Минприроды от 27.12.2021 № 1011 актуализирован порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр.

Документом устанавливается автоматизированный учет и ведение государственных реестров работ по геологическому изучению и участков недр, предоставленных в пользование, лицензий на пользование недрами.

Согласно изменениям госреестр участков недр ведет ФГКУ «Росгеолэкспертиза», а не ФГБУ «Росгеолфонд».

Уточняется, что заказчик работ по геологическому изучению недр, проводимых за счет государственных средств, должен направить в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» сведения об исполнителе работ не позднее 5 рабочих дней с даты заключения контракта на их выполнение.

Сокращены сроки внесения в госреестр сведений по лицензиям на пользование недрами, включая вопросы:

  • оформления лицензий,
  • переоформления лицензий,
  • прекращения права пользования участками недр по лицензиям.

Изменение сроков внесения в реестр сведений по лицензиям на пользование недрами

Изменение сроков внесения в реестр сведений по лицензиям на пользование недрами

Какие сведения вносятся
БылоСтало
О государственной регистрации лицензии Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации лицензии Не позднее 1 рабочего дня с даты оформления лицензии
О внесении изменений в лицензию Не позднее 10 рабочих дней с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии Не позднее 1 рабочего дня с даты гос. регистрации соответствующего приложения к лицензии
О переоформлении лицензии Одновременно с внесением сведений о переоформленной лицензии Одновременно с гос. регистрацией переоформленной лицензии
О прекращении права пользования недрами Не позднее 10 рабочих дней с даты принятия решения уполномоченного органа гос. власти о прекращении права пользования недрами
  • Не позднее 1 рабочего дня со дня размещения в ФГИС «Автоматизированная система лицензирования недропользования»;
  • не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии, с использованием специализированного ПО;
  • не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ о прекращении права пользования недрами

Сроки пользования недрами

Федеральным законом от 28.06.2022 № 228-ФЗ уточнены сроки предоставления участков недр в пользование.

С 28 июня 2022 года срок пользования для геологического изучения недр увеличен с 5 до 7 лет в следующих регионах:

  • Мурманской области;
  • отдельные территории Республики Карелия, отнесенные к сухопутным территориям Арктической зоны.

Порядок и сроки получения документа

Лицензирование водопользования начинается с оформления бумаг, без которых заявка к рассмотрению не принимается. Сначала осмысливаются необходимый объем потребления воды и возможности ее отвода: итоговая цифра покажет расход, который не нанесет ущерба природе несанкционированными стоками жидких отходов. Представляемый список о порядке и сроках получения документа на пользование недрами не является догмой, изменения бывают в любую сторону. Для скважин с расходом более 100 м³/сутки необходимы:

  1. Оформление лицензии в целях гидрогеологических исследований на земле. Рассмотрением заявки и выдачей свидетельства занимаются территориальные департаменты Роснедр в срок, установленный регламентом: 65 дней с момента регистрации обращения.
  2. Согласование технического задания и проектирование геологоразведочных работ (ГРР) — 3,5 месяца, экспертиза готового документа — еще 2,5. Итого на проект полгода.
  3. Составление отчета по результатам изысканий, экспертиза запасов — 90 дней. При возникновении разногласий время продлевается на 60 суток.
  4. Лицензия на право добычи — ее оформление может затянуться на 2-4 месяца.

В список не включен период разработки и согласования зон санитарной защиты: это выполняется одновременно с учтенными процедурами. Суммарное время, затрачиваемое на лицензирование, — полтора года, причем выходные дни и праздники не учитываются. Если не превысит 100 м³/сутки, потребуется 220 дней за счет исключения времени на изыскания по геологии недр.

Всегда ли нужно получать разрешение

Отношения в области пользования подземными водоисточниками регулируются Законом о недрах 2395-1 от 21.02.1992. Ст. 19 закрепляет право собственников земельных участков добывать общераспространенные полезные ископаемые, включая воду, для собственных нужд. На водопользования артезианскими и промышленными скважинами оформляются лицензии. В предусмотренных законом случаях получать разрешение не требуется.

Это касается владельцев частных домов и дачных участков в условиях, когда одновременно выполняются 3 обстоятельства:

  • водопотребление <100 м³/сутки;
  • ресурсный горизонт находится выше, чем пласт, используемый для центрального водоснабжения;
  • владелец скважины не пытается заработать на воде из-под земли, а использует источник исключительно для собственных нужд.

Проверка нахождения водоносного горизонта на принадлежность к разрешенному для безлицензионного использования интервалу осуществляется специалистами Фонда геологической информации. В территориальный отдел учреждения подается заявка и карта участка М1:10000, которая заказывается в муниципалитете.

Если целью водопользования собственника участка является добыча для извлечения прибыли, то, независимо от расположения заборного горизонта, оформляется лицензия на скважину.

Этапы оформления

Количество шагов по узакониванию готовой скважины меньше, чем для проектной выработки. В перечислении этапов оформления присутствуют все стадии процесса получения разрешения. Всего действий 9:

Оформление.

  1. Разработка баланса движения воды в целях сохранения экологического равновесия на территории размещения скважины.
  2. Сбор документов для обследования участка на предмет целесообразности бурения и выдачи заключения о гидрогеологии недр. Это шаг к этапу проектирования.
  3. Получение лицензии на геологические исследования, разработка проекта ГРР.
  4. Определение санитарных зон защиты водозабора, их экспертиза в санэпидемстанции и согласование в Роспотребнадзоре.
  5. Бурение разведочных скважин, их перевод в разряд разведочно-эксплуатационных. Действие возможно после утверждения проекта. В процессе работ проводятся запланированные исследования по изучению недр.
  6. Оформление . Согласование программы контроля качества с Роспотребнадзором. Опытно-фильтрационные откачки, установление динамического и статического уровней.
  7. Написание и согласование отчета об оценке запасов воды с получением протокола-заключения от комиссии по госзапасам полезных ископаемых.
  8. Проектирование водопользования, экспертиза проекта и передача в департамент по недрам.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий