Лицензирование – это что такое? ФЗ “О лицензировании видов деятельности”

Общий порядок лицензирования 3.1. Предъявление документов для получения лицензии

В соответствии со ст.7 Закона на каждый вид деятельности, в отношении которого установлено обязательное лицензирование, предоставляется отдельная лицензия. Указанная лицензия является сугубо индивидуальной и действует только в отношении получившего ее юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Лицензия предоставляется при обращении соискателя лицензии с заявлением в соответствующий лицензирующий орган (ст.9 Закона).

Перечень документов, представляемых вместе с заявлением для получения лицензии, в общем виде остался неизменным по сравнению с перечнем, установленным ст.10 Закона N 158-ФЗ.

К заявлению о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно – правовой формы юридического лица, его местонахождения – для юридического лица либо фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального предпринимателя, а также с указанием предполагаемого лицензируемого вида деятельности, прилагаются:

  1. копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица либо копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для предпринимателя <**>;
  2. копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  3. документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  4. сведения о квалификации работников соискателя лицензии (ст.9 Закона).

<**> Согласно п.45 ст.2 Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ “О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц”, вступающего в силу с 1 июля 2002 г., в текст п.1 ст.9 действующей редакции Закона о лицензировании вносятся изменения: в словосочетаниях “свидетельство о государственной регистрации соискателя лицензии” слово “свидетельство” заменяется на слово “документ”.

Закон содержит запрет лицензирующим органам требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных приведенным перечнем и иными федеральными законами.

В то же время согласно п.1 ст.9 Закона допускается установление в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности обязанности соискателей представлять иные документы, наличие которых регулируется соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

При представлении в соответствующий лицензирующий орган документов для получения лицензии составляется опись документов, копия которой вручается соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность — 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией — от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной — до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи — от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ — 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия — 5 лет.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

3.2. Порядок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии

В пределах 60 дней со дня приема документов лицензирующий орган обязан вынести решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и уведомить соискателя лицензии о принятом решении.

Содержание решения о предоставлении лицензии определено ст.10 Закона.

На основании принятого решения соискателю направляется уведомление в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем документа об оплате лицензионного сбора за предоставление лицензии лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае неоплаты соискателем лицензионного сбора в течение трех месяцев лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд (п.3 ст.13 Закона).

При отказе лицензирующего органа в предоставлении лицензии соискателю направляется уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

Согласно п.3 ст.9 Закона основаниями отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

При этом новым Законом впервые установлено запрещение лицензирующим органам отказывать в предоставлении лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

В соответствии с п.4 ст.9 Закона в случае отказа лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия, выражающегося, на наш взгляд, в том числе и в пропуске 60-дневного срока для вынесения решения по заявлению соискателя, последний вправе обжаловать такие действия в порядке, установленном законодательством РФ.

Это означает возможность обжалования отказа в предоставлении лицензии как в вышестоящем лицензирующем органе, так и в судебном порядке.

Впервые законодательством установлен порядок получения соискателем лицензии дубликата лицензии.

Напомним, что ранее действовавшим Законом N 158-ФЗ не предусматривался порядок выдачи дубликатов документов.

На основании п.2 ст.9 нового Закона лицензиат имеет право на получение дубликатов документов, подтверждающих наличие лицензии. Плата за выдачу лицензиату дубликата указанного документа составляет 10 руб.

Следует подчеркнуть, что в Законе отсутствует указание на случаи выдачи лицензиатам дубликатов документов, подтверждающих наличие лицензии. Таким образом, предполагается, что они могут быть получены лицензиатом при необходимости без указания причины получения таких дубликатов.

Как получить лицензию?

Чтобы получить лицензию, нужно соответствовать следующим требованиям:

1) иметь необходимые для выполнения работы помещения, технические средства, оборудование и техническую документацию, принадлежащие тому, кто запрашивает лицензию, на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности;

2) иметь штат квалифицированных работников с необходимым стажем работы и профессиональной подготовкой для данного вида деятельности;

3) иметь системы производственного контроля.

Лицензия действует бессрочно, однако получать ее надо на каждый вид деятельности отдельно. Стоимость госпошлины, которую придется заплатить за возможность заниматься тем или иным делом, зависит от вида деятельности. Однако документы, которые надо будет представить для получения лицензии, типичны:

  • заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем;
  • здесь указываются полное название фирмы, ее организационная форма, адрес местонахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или данные ИП. Сюда же включаются данные об ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговом органе. Естественно, в заявлении необходимо указать, на какой вид деятельности соискатель хочет получить лицензию, а также описать услуги, которые планируется оказывать;
  • в заявлении указываются реквизиты документа, подтверждающего факт оплаты госпошлины. Здесь же можно попросить представить информацию по вопросам лицензирования в электронной форме;
  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением, в течение трех рабочих дней со дня его приема лицензирующий орган должен уведомить об этом предпринимателя. На то, чтобы устранить нарушения, отводится срок 30 дней. После окончательного приема документов у чиновников будет 45 рабочих дней, чтобы принять решение о выдаче лицензии или об отказе. При этом отказ должен быть мотивирован. В частности, отказать могут, если в заявлении была указана недостоверная или искаженная информация. Или если в ходе проверки выяснится несоответствие соискателя лицензионным требованиям. Также отказа можно ожидать, если в отношении соискателя лицензии уже выносилось решение об аннулировании ранее выданной лицензии на этот вид деятельности. Надо знать, что аннулировать или приостановить лицензию могут, например, если лицензиат привлекался к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

Новые положения законодательства о лицензировании 2.1. Компетенция Правительства РФ в сфере лицензирования

В отличие от ранее действовавшего Закона N 158-ФЗ, которым предусматривалось нормативное регулирование сферы лицензирования как Президентом РФ, так и Правительством РФ, по ныне действующему Закону регулирование лицензирования осуществляется только Правительством РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики.

Согласно ст.5 Закона полномочия Правительства РФ состоят в утверждении соответствующих положений о лицензировании конкретных видов деятельности и определении осуществляющих конкретные виды лицензирования федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ устанавливает также виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 “О лицензировании отдельных видов деятельности” утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование, которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

На основании указанного Постановления Правительства РФ на уровне субъекта РФ могут лицензироваться только такие виды деятельности, как производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов, а также публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале. Все остальные виды деятельности лицензируются на федеральном уровне.

Согласно ст.3 Закона в качестве отдельного принципа осуществления лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Это означает, что Закон не содержит перечня лицензионных требований и условий, тогда как ранее действовавшим Законом N 158-ФЗ было установлено обязательное соблюдение лицензиатами законодательства РФ, экологических, санитарно – эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также выполнение специальных квалификационных требований и требований к используемому объекту, в котором или с помощью которого осуществляется деятельность (ст.9 Закона N 158-ФЗ).

На основании ст.2 нового Закона при утверждении Правительством РФ положений о лицензировании видов деятельности лицензионные требования и условия как совокупность требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности, должны определяться в самом положении в зависимости от специфики конкретного вида деятельности.

Важно подчеркнуть, что в новом Законе о лицензировании отсутствует ссылка на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг как основание для определения состава работ и услуг по видам деятельности, подлежащим лицензированию (был указан в ст.2 Закона N 158-ФЗ). Следовательно, характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании ст.17 нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности

Следовательно, характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании ст.17 нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности.

При этом законодателем сделано специальное указание относительно установления соответствующими положениями о лицензировании перечней работ и услуг, составляющих космическую, ветеринарную и медицинскую деятельность (п.2 ст.17 Закона).

Лицензирование деятельности

При использовании этих терминов имеется в виду процедура, необходимая для получения государственного разрешения на ведение конкретного вида деятельности. Есть определенный перечень услуг, для которых необходимо лицензирование, и все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются действующим 99-м федеральным законом.

Чтобы узнать конкретные виды деятельности, которые без указанной выше процедуры не являются доступными, нужно изучить приложение к закону. Стоит понимать, что оказание услуг в рамках, обозначенных в таком приложении, не является законным, если предпринимателем не была получена соответствующая лицензия.

Следствием нарушения данного правила может стать административная ответственность. Так что лицензирование – это не то, к чему стоит относиться легкомысленно.

Лицензирование деятельности

При использовании этих терминов имеется в виду процедура, необходимая для получения государственного разрешения на ведение конкретного вида деятельности. Есть определенный перечень услуг, для которых необходимо лицензирование, и все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются действующим 99-м федеральным законом.

Чтобы узнать конкретные виды деятельности, которые без указанной выше процедуры не являются доступными, нужно изучить приложение к закону. Стоит понимать, что оказание услуг в рамках, обозначенных в таком приложении, не является законным, если предпринимателем не была получена соответствующая лицензия.

Следствием нарушения данного правила может стать административная ответственность. Так что лицензирование – это не то, к чему стоит относиться легкомысленно.

Каким требованиям должен соответствовать соискатель

Выдача лицензии происходит на основании заявления заинтересованного лица. К заявлению необходимо приложить копии учредительных документов. Конкретный перечень требуемых документов зависит от вида деятельности, которой планирует заниматься соискатель и определяется рядом законодательных актов. Так, для получения разрешения на открытия медицинского учреждения требуется представить следующие документы:

  • подтверждающие право собственности или временного пользования на помещение будущего центра;
  • трудовые контракты с сотрудниками, имеющими профильное образование и стаж работы не менее пяти лет;
  • документы, подтверждающие наличие необходимых инструментов, аппаратуры и техники.

Пакет документов можно подать в лицензионный орган лично или направить его по почте заказным письмом. Также сейчас заявление можно отправить по электронной почте, заверив подлинность документов электронной подписью.

Органу лицензирования отводится сорок пять дней для изучения пакета поданных соискателем документов. Решение о выдаче разрешения либо отказе принимается на протяжении трех дней после завершения проверки на предмет соответствия заявителя условиям лицензирования. В любом случае оно оформляется письменным приказом за подписью руководителя.

На протяжении трех дней после принятия соответствующего решения, оно отсылается заявителю заказным письмом. Если вопрос был решен позитивно, то к нему прилагается лицензия. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным и содержать ссылки на документы, послужившие основанием для принятия подобного решения.

Особенности оплаты

Законодательством строго запрещено требовать от заявителя какие-либо деньги для того, чтобы выдать лицензию. То есть сам сотрудник государственных органов не имеет на это право, что бы ни случилось. Зато, даже если лицензия выдается на срок в 1 год или несколько месяцев, заявитель обязан оплатить пошлину. Она невелика, но частично позволяет стране покрывать расходы на содержание всего аппарата служащих, которые и занимаются выдачей таких документов.

Это распространенная практика, часто встречающаяся во многих государствах. Только в редких случаях государственная пошлина не взымается, но это скорее исключение, чем правило. Отдельно следует отметить, что сумма такого платежа не только невелика, но и осуществить оплату не представляет особой сложности. То есть для развития частного бизнеса это препятствием никак не является. Намного больше денег придется потратить на оборудование, помещение, заработную плату сотрудников и так далее. На фоне всего этого незначительный платеж в казну страны может пройти незамеченным

Зато появится официальное право на занятие желаемой деятельностью, что очень важно во всех случаях

Ключевые понятия

Есть ряд терминов, помимо упомянутых выше, которые полезно знать для лучшего понимания ситуации с разрешительными документами.

Начать стоит с лицензирующих органов, поскольку именно они занимаются проверкой соответствия конкретной компании или физического лица требованиям закона. В данном случае речь идет о федеральных органах власти как субъектов РФ, так и исполнительной, которые занимаются выдачей разрешения на виды деятельности, упомянутые в ФЗ о лицензировании.

  • Соискатель разрешения. Это может быть ИП или юридическое лицо, обратившееся в вышеупомянутый орган с заявлением о предоставлении ему лицензии на ведение конкретного вида деятельности.
  • А вот тех, кто сумел получить положительное решение после проверки, определяют как лицензиатов.

Реестр лицензий. Под этим термином стоит понимать суммарные данные о выдаче разрешений, а также переоформлении той документации, которая подтверждает наличие лицензии.

На какой срок выдается лицензия банкам?

Процедура оформления документов на право занятия деятельностью у финансовой организации несколько отличается от реализации алкоголя. При оформлении разрешения на занятие банковской деятельностью возникнут определенные проблемы, касающиеся большого стартового капитала и условий работы. Зато вопрос о том, на какой срок выдается банковская лицензия в этом случае, не возникает, ведь она бессрочная.

Но нужно внимательно соблюдать законодательство. За серьезные нарушения лицензии могут и лишить. В этом случае больше ее восстановить может и не получиться. А в варианте банка, который долгими годами вынужден набирать авторитет, привлекать клиентов и так далее, подобные события могут быть критичными. Таким образом, банковская лицензия выдается на срок существования финансовой организации. Отзыв ее фактически обозначает ликвидацию. Некоторые юридические и физические лица предоставляют примерно такие же виды услуг, и многие из них даже имеют на то официальное разрешение. Остальные действуют незаконно.

Этапы получения лицензии

Оформить разрешительную документацию можно 2 способами: самостоятельно и посредством услуг специализированных компаний. В первом случае придется потратить много свободного времени, сил и нервов, тогда как помощь экспертов – залог быстрого получения лицензии. Своим клиентам мы гарантируем отсутствие трудностей при взаимодействии с гос.органами во время сбора документов.

Оформление гос.лицензии Минпромторга в нашем центре сертификации подразумевает несколько этапов:

  • бесплатная консультативная поддержка;
  • заключение договора на оказание услуг;
  • сбор необходимых бумаг;
  • помощь в составлении заявления от имени лицензиата;
  • взаимодействие с представителями Минпромторга и взаимосвязанных с ним ведомств;
  • экспертная поддержка на всех этапах оформления лицензии и оперативное решение возникающих вопросов;
  • получение лицензии на оборот продукции.

Чтобы получить более подробную информацию о необходимом виде услуг, вы можете позвонить по телефону, указанному в разделе «Контакты», или оставить заявку на обратный звонок.

Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ

Вид документа — Федеральный закон Номер — № 99-ФЗ Дата принятия — 04.05.2011

Скачать:_ 99_fz.doc (354.82 Кб, doc)
  1. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  2. РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
  3. Продажа лекарств без лицензии
  4. РЕГИСТРАЦИОННОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ
  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА 9
  6. НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПОК
  7. СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ
  8. ОТКЛОНЕНИЕ ЗАЯВКИ ЗА НЕУКАЗАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА
  9. ПИСЬМО МИНФИНА от 17 февраля 2020 г. N 24-05-07/10764
  10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 791

Согласно указанному Закону лицензирующие органы России переходят на реестровую модель лицензирования: любой лицензирующий орган будет обязан вести специализированный реестр лицензий, в котором будет содержаться основная информация об органе, предоставившим лицензию, данные о соискателе лицензии, о сроках действия и приостановки лицензии, видах осуществляемой деятельности, об уровнях образования и т.п.

Согласно статье 13 Закона, Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, ранее предоставленные лицензии не прекращают действовать до истечения указанного в них срока. Сведения о лицензиях, выданных соответствующим лицензирующим органом до вступления в силу рассматриваемого закона будут внесены в реестр лицензий автоматически, в без заявительном порядке. В случае предоставления, или прекращения действия лицензии, в реестр лицензий также вносится соответствующая запись. Приказ или распоряжение о предоставлении лицензии подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа. Реквизиты приказа, или распоряжения о предоставлении лицензии вносятся в реестр лицензий.

Процесс получения

Самый простой способ – воспользоваться услугами сторонней компании, которая соберет весь необходимый перечень документов за определенный срок, тем самым избавив вас от возможных трудностей.

Второй путь
– сделать все самим, что мы и поможем сделать.

Подготовка документов

Весь процесс идет поэтапно:

  1. Необходимо написать заявление и указать в нем: полное название фирмы (если имеется, вдобавок сокращенное; если имеется, вдобавок и фирменное); организационно-правовую форму юр. лица, включая адрес места текущего нахождения, адрес места, в котором планируется ведение лицензируемой фирмы. Гос. номер, подтверждающий создание юр. лица, данные, указывающие на наличие сведений о юр. лице в государственном реестре, где должен быть указан адрес органа, проводившего гос. регистрацию. Телефонный номер юр. лица, и, если есть, электронный адрес.
  2. ФИО ИП, адрес текущего места жительства, адрес планируемого места ведения деятельности, нуждающейся в лицензии. Серия и номер паспорта; государственный номер, подтверждающий наличие записи о регистрировании ИП. Данные документа, доказывающего наличие сведений об ИП в гос.реестре, также указать адрес нахождения органа, проводившего гос. регистрацию. Телефон и электронный адрес ИП (если есть).
  3. Номер в налоговой. Данные документа, подтверждающие факт постановки соискателя на учет.
  4. Вид деятельности, планируемый осуществляться соискателем. Указать все работы и услуги.
  5. Любое доказательство уплаты указанной госпошлины.
  6. Данные документов, свидетельствующих о соответствии соискателя требованиям лицензии.

Дополнительно следует приложить:

  • копии документов учреждения ЮЛ, засвидетельствованных нотариусом.
  • копия пункта 6;
  • опись прилагаемых документов.

Как можно предоставить документы:

  • Из рук в руки;
  • почтой, воспользовавшись услугой “Ценное письмо”;
  • представителем через доверенность.

Если в оформлении были допущены ошибки, орган высылает оповещение, говорящее об найденных нарушениях или об отсутствии каких-либо данных. На исправление всех проблем дается 30 дней
.

Принятие решения

Лицензирующий орган имеет срок в полтора месяца
на принятие решения о выдачи лицензии, либо в её отказе.

Причинами второго исхода событий могут стать:

  • наличие неправдивых/искаженных предоставленных данных;
  • нахождение соискателя несоответствующим лицензионным требованиям при проверке.

Договор

Это второе направление, где необходима лицензия. В этом случае имеется в виду соглашение, которое заключают между собой патентообладатель и автор.

Суть такого документа сводится к официальному предоставлению права на использование конкретной технологии или продукта, вплоть до копирования. Нетрудно сделать вывод, что подобная процедура не является обязательной и основана исключительной на взаимной выгоде сторон. За предоставленную возможность использовать запатентованный результат интеллектуальной деятельности автор получает определенное вознаграждение.

Другими словами, это процесс взаимодействия двух сторон в рамках конкретного соглашения, которые не имеют отношения к государству.

Как получить лицензию

Для того чтобы стать обладателем разрешения на осуществление деятельности, отмеченной в упомянутом выше законе, нужно прежде всего подать заявление.

Желательно изначально все оформить правильно и собрать необходимый комплект документов грамотно, без ошибок и недочетов. Поэтому есть смысл обратиться к услугам опытных юристов. После того как заявление будет подано, соответствующие органы начнут проверку соответствия конкретного субъекта деятельности существующим требованиям, касающимся выдачи лицензии.

К слову, перед тем как подавать документы, нужно выяснить, какой именно лицензирующий орган является актуальным в конкретной ситуации

Это важно по той причине, что именно туда и нужно нести заявление

После того как все будет сделано, сама документация также пройдет проверку на предмет правильного составления и достоверности указанных данных. Уже на этом этапе могут появиться причины для отказа в выдаче разрешения. Речь идет об искаженной, неверной, неполной или неточной информации. Если с бумагами все оказалось в порядке, и требования, которые включает ФЗ “О лицензировании видов деятельности”, были соблюдены, то у заявителя есть все основания ожидать положительного итога проверки.

Ключевые понятия

Есть ряд терминов, помимо упомянутых выше, которые полезно знать для лучшего понимания ситуации с разрешительными документами.

Начать стоит с лицензирующих органов, поскольку именно они занимаются проверкой соответствия конкретной компании или физического лица требованиям закона. В данном случае речь идет о федеральных органах власти как субъектов РФ, так и исполнительной, которые занимаются выдачей разрешения на виды деятельности, упомянутые в ФЗ о лицензировании.

  • Соискатель разрешения. Это может быть ИП или юридическое лицо, обратившееся в вышеупомянутый орган с заявлением о предоставлении ему лицензии на ведение конкретного вида деятельности.
  • А вот тех, кто сумел получить положительное решение после проверки, определяют как лицензиатов.

Реестр лицензий. Под этим термином стоит понимать суммарные данные о выдаче разрешений, а также переоформлении той документации, которая подтверждает наличие лицензии.

Лицензируемые виды деятельности в сфере малого и среднего бизнеса

Виды деятельности в нашей стране, на которые требуется получить лицензию согласно Федеральному закону № 99 следующие:

  • Занятие разработкой, производством, распространением шифровальных средств наряду с информационными и телекоммуникационными системами, выполнением работ, оказанием услуг и техобслуживанием в данной области. Исключение в данном случае составляют собственные нужды организаций или индивидуальных предпринимателей.
  • Занятие разработкой, производством, реализацией и приобретением в целях продажи определенных технических средств, которые предназначены для негласного получения различной информации. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, этим не ограничиваются.
  • Деятельность, связанная с выявлением электронных устройств, которые предназначены для негласного получения различных сведений. Исключение в данном случае составляют собственные нужды организаций или индивидуальных предпринимателей.
  • Занятие разработкой и производством средств защиты. А, кроме того, деятельность, связанная с технической защитой конфиденциальных сведений. Еще какие виды деятельности подлежат лицензированию в РФ?
  • Занятие производством и реализацией защищенных от подделок полиграфических товаров.
  • Занятие разработкой, производством, испытанием и ремонтом авиационной техники.
  • Занятие разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом и техобслуживанием. А, кроме того, занятие ремонтом, утилизацией и реализацией вооружений и военной техники.
  • Занятие разработкой, производством, торговлей, испытанием, хранением и ремонтом оружия.
  • Занятие разработкой, производством, испытанием, хранением, реализацией и утилизацией боеприпасов, а, кроме того, пиротехнических изделий различных классов.

Также приведем виды деятельности, подлежащие лицензированию, в медико-химической отрасли.

Для каких видов ИП необходима лицензия

Они оформляются в строгом соответствии с требованиями государственных органов ответственных за выдачу лицензий. При попадании вида деятельности, каким занимается предприниматель, в перечень, для которых нужна лицензия, он должен ее получить. Следовательно, ИП лицензирование обязан тоже проходить в случае необходимости. Для этого устанавливается список требований, при соблюдении которых будут обеспечены выполнение правовых, медицинских и других норм. Это сделает деятельность ИП соответствующей стандартам качества и безопасности, определяемой законодательной базой.

Постоянное усовершенствование законодательство значительно сократило количество видов деятельности, которые необходимо лицензировать. До 2002 года был практически не контролируемый процесс возникновения специальных разрешений и лицензий охватывающий виды деятельности исчисляющимися несколькими десятками. Но впоследствии с каждым годом их количество значительно уменьшилось. Это благотворно сказалось на развитии малого бизнеса.

В тоже время, некоторые сферы деятельности претерпевают значительные изменения в связи с новыми требованиями, вносимыми контролирующими органами. Так, например, до 2008 года индивидуальные предприниматели имели право заниматься ветеринарной деятельностью, но после того, как некоторые препараты были признаны наркотическими веществами, было введено обязательное лицензирование, при котором лицензию могло получить только ООО. Это привело к уходу из ветеринарии большого количества ИП или им пришлось переоформляться в другие правовые формы.

Поэтому задавая вопрос, нужна ли лицензия для ИП, нужно учитывать род занятий и сферу коммерческой деятельности, которую осуществляет предприниматель. В настоящее время по действующему законодательству для ИП существуют ограничения в получении лицензий. Например, они не могут заниматься:

  • продажей алкогольной продукцией и её производством;
  • конструированием техники для вооруженных сил;
  • заниматься производством военной техники;
  • продажей, покупкой и производством ядов и наркотических препаратов, а также некоторых видов лекарственных средств.

Для предпринимателя должно быть ясно, чем он будет заниматься при ведении коммерческой деятельности с момента решения зарегистрировать ИП

Поэтому важно правильно выбрать виды деятельности и четко представлять попадает она под лицензирование или нет. Самому иногда трудно разобраться в перипетиях законодательства и различных ведомственных указов, поэтому целесообразно обратиться в многочисленные организации, занимающиеся подготовкой документов для получения лицензии

Это конечно значительно увеличит денежные расходы. Но они с лихвой окупятся за счет отсутствия проблем со стороны правоохранительных органов. Ведь за нарушение правил осуществления лицензионными видами деятельности может наступить не только административная ответственность, но и уголовная.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий