Министры иностранных дел России: посольский приказ и коллегия

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Адмиралтейство при Петре 1

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Учреждение Коллегии

Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования Петра I. Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.

В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.

Также по теме


Государственный преступник или жертва интриг: почему Пётр I осудил сына на смерть

3 февраля 1718 года Пётр I лишил своего сына Алексея прав на престол. Вскоре наследника посадили в Петропавловскую крепость и стали…

КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.

В подчинении КИД находились посольства и другие диппредставительства России за рубежом. Коллегия выполняла широкий спектр функций: обеспечение конфиденциальности переписки императора, подготовка сообщений (грамоты, рескрипты, резолюции, декларации) для дипмиссий и иностранных государств, выдача заграничных паспортов и решение вопросов пребывания иностранных подданных. Помимо внешних сношений КИД осуществлял управление кочевыми и вновь присоединёнными народами.

Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).

«Профессионализации» дипломатической службы способствовало принятие Петром I «Табели о рангах» (4 февраля 1722 года). Учредив 14 военных и гражданских чинов, самодержец создал карьерную лестницу для дипломатических работников. Каждый чиновник КИД был обязан начинать службу с низшего чина.

Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления Екатерины II, которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.

Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.

Профессия без профессионального праздника

Как ни удивительно, в обширном списке профессиональных праздников советского времени, большинство из которых по наследству перекочевали и в современный российский календарь, никакого Дня дипломата не было. Объяснить это можно только одним: в СССР отмечались дни только работников, что называется, реального сектора экономики. Исключениями служили лишь профессиональные праздники работников средств массовой информации, да и то не всех — скажем, были День печати (5 мая) и День радио (7 мая), а вот дня работников телевидения не было.

Такая несправедливость наверняка досаждала отечественным дипломатам, что совершенно естественно

На фоне множества других министерств деятельность МИДа всегда была гораздо более значимой и важной для государства. Видимо, именно эти соображения и подвигли тогдашнего министра иностранных дел России Игоря Иванова (он занимал этот пост с 1998 по 2004 годы) обратиться к руководству страны с инициативой установления профессионального дня для своих коллег

Соответствующий указ президента России Владимира Путина вышел 31 октября 2002 года и был чрезвычайно краток. Он состоял всего из двух пунктов, первый из которых гласил «Установить День дипломатического работника и отмечать его 10 февраля», а второй говорил, что документ вступает в силу с момента подписания. Так что впервые свой праздник сотрудники российского внешнеполитического ведомства отметили в 2003 году, а в нынешнем отмечают его в восемнадцатый раз.

«Прогулка посла во дворе Посольского дома в Москве в XVII веке. Гравюра Михаила Рашевского по рисунку Николая Дмитриева-Оренбургского, иллюстрация из журнала «Нива», №46 за 1892 год

Функции

Функции посольского приказа:

  • Осуществление дипломатии, организация международных встреч, прием иностранных послов.
  • Перевод «летучих листков» – международных посланий и писем. Именно на их основе появилась первая русская рукописная газета для царя и приближенных – “Куранты”.
  • Дела, связанные с проживанием и бытом иностранных послов, купцов, ремесленников.
  • Выкуп и обмен пленных.
  • В его подчинении находились некоторые города и области на юге и востоке страны.
  • Ведал некоторыми таможенными сборами.
  • Осуществлял надзор за кабаками, следил за их доходами, проводил ревизию.

Возможно, традиция бюрократизма и чиновничьей волокиты в нашей стране возникла именно с организации приказов. Особенность их была в том, что не было четкого разграничения. Из вышеперечисленных функций видно, что посольский приказ ведал не только международными делами, но и другими, абсолютно не связанными с ними. Это порой запутывало не только граждан, но и самих чиновников (дьяков, подьячих). Функции ведомств переплетались настолько, что решить, какой именно приказ должен решать ту или иную проблему, было невозможно. Это приводило к тому, что люди месяцами подавали челобитные безрезультатно.

Об этом однажды заявлял один из умнейших руководителей посольского приказа – Ордин-Нащокин, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Он заявлял, что нельзя одновременно и заниматься великими государственными делами, и вести бухгалтерию кабацких ларьков.

2 вариант

1. Отметьте государственного деятеля, который возглавлял Посольский приказ в первой половине 1670-х гг. и занимал­ся вопросами внешней политики Российского государства.

1) Борис Морозов
2) Артамон Матвеев
3) Леонтий Плещеев
4) Ерофей Хабаров

2. Как назывались документы, которые удостоверяли назначение лица дипломатическим представителем в другую страну?

1) паспорта
2) верительные грамоты
3) удостоверения личности
4) секретные депеши

3. Как назывался изданный в 1672 г. справочник, который со­держал перечень титулов российских и иностранных правя­щих особ и крупных политических деятелей?

1) Титулярный перечень
2) Табель о рангах
3) Царский титулярник
4) Чиновничий титулярник

4. Установите соответствие между событиями, связанными с отношениями России и Польши в XVII в., и датами.

События

А) заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой
Б) подписание Поляновского мирного договора
В) заключение Деулиновского перемирия
Г) подписание Андрусовского перемирия

Даты

1) 1618 г.
2) 1634 г.
3) 1667 г.
4) 1686 г.

5. Кто из польских государственных деятелей заявлял свои претензии на российский престол и отказался or них только после войны с Россией?

1) Тадеуш Костюшко
2) король Владислав IV
3) Юрий Мнишек
4) король Сигизмунд III

6. Результатом конфликтов России и Польского государства в XVII в. стало присоединение к России территории

1) Балтийского побережья
2) Южного Поволжья
3) Правобережной-Украины
4) Левобережной-Украины

7. Отметьте одно из условий Столбовского мирного договора России со Швецией.

1) русские купцы получили право беспошлинной торговли в Швеции
2) русская торговля через Балтийское море должна была вестись при посредничестве шведских купцов
3) Швеция получала в свои владения город Новгород
4) Швеция предоставляла России территорию побережья Балтийского моря

8. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) заключение Кардисского мирного договора
2) подписание Столбовского мирного договора
3) начало Тридцатилетней войны
4) начало войны со Швеций в правление Алексея Михайло­вича

9. Русскими войсками в войне со Швецией в середине XVII в. руководил

1) Б. Морозов
2) Ф. Ушаков
3) А. Суворов
4) И. Хованский

10. История какой битвы связана с Русско-турецкой войной 1676-1681 гг.?

1) осада Чигирина
2) битва под Нарвой
3) взятие Белгорода
4) осада Измаила

11. Как назывался мирный договор, заключённый между Россией и Османской империей в 1681 г.?

1) Крымский договор
2) Нерчинский договор
3) Бахчисарайский договор
4) Тульский договор

12. Государь какой страны шах Аббас I Великий выделил царю Михаилу Фёдоровичу заём в 7 тысяч рублей и подарил рос­сийскому правителю трон?

1) Индии
2) Персии
3) Китая
4) Крымского ханства

13. В каком году был подписан Нерчинский русско-китайский договор, который устанавливал границу между двумя дер­жавами?

1) 1654 г.
2) 1667 г.
3) 1681 г.
4) 1689 г.

14. Укажите русского путешественника, который совершил поход на Амур и исследовал земли Дальнего Востока.

1) Е. Хабаров
2) Н. Пржевальский
3) А. Никитин
4) В. Шуйский

15. Против какого государства князь Василий Голицын возгла­вил военные походы в 1687 и 1689 гг.?

1) Османской империи
2) Китая
3) Крымского ханства
4) Японии

Ответы на тест по истории Россия в системе международных отношений 7 класс1 вариант
1-4
2-2
3-3
4-4
5-2143
6-2
7-1
8-4123
9-3
10-2
11-3
12-4
13-4
14-1
15-32 вариант
1-2
2-2
3-3
4-4213
5-2
6-4
7-2
8-2341
9-4
10-1
11-3
12-2
13-4
14-1
15-3

Появление министерства

Важнейшей вехой в истории российской дипломатии является создание Министерства иностранных дел, ставшего прообразом современного дипломатического ведомства.

Манифест об учреждении МИД был подписан императором Александром I 20 сентября 1802 года. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 году.

МИД обладал более разветвлённой, чем Коллегия, структурой. В составе министерства появилось несколько новых департаментов и десятки подразделений. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.

В 1839 году штат центрального аппарата МИД насчитывал 535 человек. Однако в 1868 году министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков провёл реформу, сократив персонал в Петербурге до 134 чиновников. Впоследствии численность штата министерства вновь начала расти. 

Дипмиссии России за рубежом были разделены на посольства (крупные европейские государства), резидентуры (представительства в небольших странах и зависимых от Петербурга землях), генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.

В XIX веке шёл бурный рост количества дипмиссий России. В 1758 году в структуре МИД было всего лишь 11 постоянных загранучреждений, а в 1868-м их число увеличилось до 102. В 1897 году за рубежом насчитывалось 147 российских дипмиссий, в 1903-м — 173, а в 1913-м — свыше 200.

Также по теме


Угрюмый Гром: как великий советский дипломат крушил лёд в отношениях Москвы и Вашингтона

15 февраля 1957 года пост министра иностранных дел СССР занял Андрей Андреевич Громыко. На плечи талантливого дипломата легла вся…

МИД Российской империи старался соответствовать новейшим веяниям. Например, в период реформы ведомства, которая началась в середине 1900-х годов, был учреждён Отдел печати — аналог современного Департамента информации и печати (пресс-служба). Отдел занимался мониторингом зарубежной прессы и предоставлял «общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства».

После революции большевики на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е годы огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики. 

В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. В 1953 году советские дипломаты перебрались из доходного дома Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке в сталинскую высотку на Смоленской-Сенной площади.

  • Вид с Бородинского моста на Смоленскую площадь и здание Министерства иностранных дел РФ, 1995 г
  • РИА Новости

Основу дипломатических кадров МИД всегда составляли яркие представители интеллектуальной и творческой элиты. В частности, на дипломатической службе состояли классики русской литературы: Александр Сергеевич Грибоедов (глава посольства в Тегеране), Константин Николаевич Батюшков (сотрудник дипмиссии в Италии), Фёдор Иванович Тютчев (внештатный атташе в Мюнхене), Алексей Константинович Толстой (сотрудник русской миссии при германском сейме).

Толмачи и переводчики

Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.

В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.

Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.

История дипломатического протокола в России начиная с 1995 года

В начале 1995 г. Служба государственного протокола была преобразована в Департамент государственного протокола и в том же году утверждено положение о ДГП. Таким образом, задачи и функции Департамента, сфера его компетенции, права и обязанности получили законодательное оформление.

Российская протокольная практика приема зарубежных государственных деятелей на высшем и высоком уровне определяется Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года. Данный документ не только регулирует проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и определяет протокольное старшинство официальных должностных лиц.

ДГП активно проводит информационную работу по актуальным вопросам, входящим в компетенцию Департамента, осуществляет аккредитацию дипломатических и административно- технических сотрудников посольств иностранных государств в Российской Федерации. Важнейшей частью повседневной деятельности ДГП также является взаимодействие с аккредитованным в Москве дипкорпусом по различным направлениям.

В дипломатическом протоколе все более четко прослеживается тенденция демократизации протокольных норм — на передний план выходят компоненты делового порядка и политическая целесообразность того или иного протокольного мероприятия. Современный российский дипломатический протокол приводит действующие правила и нормы в полное соответствие с политическими реалиями международной жизни.

История дипломатического протокола и вопросы государственного протокола на современном этапе достоверно освещены здесь.

«Приказано посольское дело…»

Когда встал вопрос о том, на какую дату назначить профессиональный праздник дипломатов России, выяснилось, что никаких документов о создании специальной службы не сохранилось, и привязать день к подобному событию, как это делается в большинстве подобных случаев, не получится. Тогда решено было взять за точку отсчета самое раннее официальное упоминание о русской дипломатической службе — Посольском приказе. Речь идет о распоряжении царя Ивана Грозного передать все «посольское дело» в ведение дьяка Ивана Висковатова. Содержится оно в «Краткой выписке о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях», выполненной в середине 1560-х годов. В этом документе сказано: «В 57-м (7057 году от сотворения мира, то есть 1549 году. — Прим. авт.) году приказано посольское дело Ивану Висковатову, а был еще в подьячих…».

Действительно, впервые в посольских документах Висковатов упоминается за семь лет до того, как ему поручили «посольское дело». Так что называть его первым в русской истории главой внешнеполитического ведомства было бы опрометчиво. Соответствующая служба при московских великих князьях, ведавшая сношениями с соседними государствами, организацией посольств и приемами иностранных дипломатов, существовала как минимум с XV века. В это время Московское княжество, постепенно превращавшееся в Московское царство, поддерживало отношения уже с двумя десятками иностранных государств, и эти отношения нужно было формализовать и координировать, чем и занималась соответствующая служба, получившая со временем название Посольской канцелярии.

«Русские послы XVII века в Китае» (Посольство Николая Спафария, 1675 год). Гравюра Адольфа Неймана по рисунку художника Рудольфа Штерна, иллюстрация из журнала «Нива», №42 за 1886 год

Эта канцелярия превратилась в приказ уже при Иване Висковатове, когда Иван IV Грозный, проводивший политику централизации власти в России, решил сосредоточить всю внешнеполитическую деятельность в рамках одного учреждения. Первый руководитель Посольского приказа занимал свой пост на протяжении весьма существенного периода – до 1570 года. Именно при нем сложилась практика, когда руководитель приказа совмещал еще и функции хранителя государственной печати. Такая практика сохранялась до конца следующего столетия.

Протокол в XIX-начале XX века

В 1815 г. на Венском конгрессе был определен класс глав диппредставительств: послы, посланники и поверенные в делах. Помимо этого, была упорядочена система протокольного старшинства.

В 1827 г. был издан свод протокольных правил «Высочайше утвержденные этикеты при Императорском российском дворе».

Новые структурные изменения нашли свое отражение в документе «Учреждение Министерства иностранных дел» (пришедшем на смену упраздненной Коллегии иностранных дел), утвержденном императором Николаем I в 1846 году. Возглавлял МИД государственный канцлер или вице-канцлер, при нем состояли советники Министерства и чиновники особых поручений. Церемониальный департамент был переименован в Церемониальную экспедицию. В 1838-1846 гг. данное подразделение функционировало как Департамент церемониальных дел, а в 1846-1856 гг. получило название Экспедиция церемониальных дел.

К 1913 г. в России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. — 102, в 1897 г. — 147, в 1903 г. — 173, то к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

Посольская коллегия

Хотя обмен постоянными дипломатическими представителями между Россией и некоторыми иностранными государствами произошел уже в 1673 году, формирование внешнеполитического ведомства по европейскому образцу началось в 1706-м с основания Посольской походной канцелярии. Спустя 12 лет она была преобразована в Коллегию иностранных дел и с момента основания в течение последующих 17 лет возглавлялась Гавриилом Головкиным. Эта неординарная личность была ближайшим сподвижником Петра Первого и сыграла судьбоносную роль в вопросе воцарения Анны Иоанновны.

В последующие годы высокий пост Президента коллегии иностранных дел занимали А. Остерман, А. Черкасский, А. Бестужев-Рюмин. Последний особенно отличился, обеспечив триумф русской дипломатии в Елизаветинскую эпоху и заняв пост канцлера. Кроме того, при нем была создана служба перлюстрации переписки иностранных послов.

В 1758 году сосланного в ссылку А. Бестужева сменил на посту руководителя внешнеполитического ведомства М. Воронцов, который вскоре впал в немилость и уехал «лечиться за границу». При этом его обязанности были возложены на графа Никиту Панина. Далее началась кабинетная чехарда, когда председателей коллегии замещали первоприсутствующие (соответствует статусу врио).

От Думы к Приказу

Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.

Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.

Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.

Также по теме


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так…

Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).

Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.

«Дьяки принимали привезённые послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приёмах иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам, направляемым для встречи иностранных послов. Они же возглавляли посольства», — пишет в статье «Немного о российской дипломатической службе» бывший посол РФ в Югославии Валерий Егошкин.

Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений. 

Протокол в XVII веке

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей — церемонии становились все более пышными.

История дипломатического протокола в России в эпоху Ивана Грозного

История дипломатического протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян и дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Посольский поезд во главе с «большим» послом и процессия «встречников» съезжались в установленном месте. Обычно иностранных послов встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Посольское шествие на аудиенцию к государю обставлялось с еще большей торжественностью, чем въезд в столицу. Через несколько дней после первой аудиенции проводилась вторая — царь сообщал послам, что он ознакомился с содержанием «верющей грамоты» и объявлял, какие бояре назначены «в ответ».

В своей книге «История Государства Российского» Н.М.Карамзин пишет, что еще в далеком 1553 г. произошла первая встреча русских с англичанами. Иван Грозный устроил им тогда пышный прием, показав богатство и величие Руси. Золотая посуда, золотые одежды и трон государя произвели на гостей грандиозное впечатление — англичане были поражены пышностью и богатством.

Разделение приказа по повытьям

Во второй половине 17-го века Московское государство разрослось, окрепло. Оно присоединило много территорий, наладило международные связи почти со всеми крупными европейскими и восточными государствами. Кроме этого, посольскому приказу стали подчиняться некоторые территориальные приказы:

  • Малороссийский.
  • Смоленский.
  • Приказ Великого княжества Литовского.

Приказ разрастался. Произошло его разделение по повытьям (отделам). За каждым закреплялись определенные страны:

  1. За первым повытьем – папский престол, Англия, Франция, Испания, Германия (носило название Священной Римской империи).
  2. За вторым – Голландия, Турция, Крым, Швеция, Молдавия, ганзейские и греческие города, взаимоотношения с Константинопольским патриархом.
  3. За третьим – Дания, Курляндия, Бранденбург. Третье повытье ведало всем техническим персоналом приказов (толмачи, золотописцы, советники).
  4. За четвертым – восточные страны: Персия, Индия, Армения, взаимоотношение с донскими казаками. Также ведало всей дипломатической почтой, в его распоряжении были гонцы, курьеры, служба охраны дипломатов.
  5. За пятым – Китай, Бухара, Хив, Чжунгария (крупное племенное объединение на территории современного Алтая, северного Казахстана, Кемеровской области). Также следило за церемониалом, оформлением приемов, экипировкой сотрудников.

Из списка видно, что страны группировались по значимости. В первые повытья вошли самые развитые на тот период государства.

Посольский приказ в России, вернее, в Московии, хранил всю важнейшую документацию. То есть выполнял роль государственного архива. Также здесь находились различные печати.

Центральное место отводилось все же дипломатии и международным делам.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское – действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское – ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное – войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью. Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович

Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами.
Основная задача этого органа – стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала. Коллегия работала с перерывами

Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Тяжелая промышленность России 18 века

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий