Муниципальные органы власти: определение, особенности и функции

Местная администрации и ее функции

Исполнительный орган местного самоуправления выступает местная администрация или мэрия.

Определение 4

 Местная администрация (в переводе с латинского означает руководство или управление) — это исполнительный орган в составе местного самоуправления, который возглавляется главой администрации или главой муниципального образования

Местная администрация осуществляет представленные организационно-распорядительные функции: 

  •  выполнение законов субъекта России, федеральных законов, а также местных нормативных актов; 
  •  осуществляется создание проекта бюджета и его выполнения; 
  •  происходит управление собственностью, которая принадлежит муниципальной структуре; 
  •  разрабатываются программы социально-экономического развития муниципального образования и их выполнение и т.п.

К составным элементам местной администрации, в большинстве случаев, относятся: 

  •  глава местной администрации, а также его заместители, то есть руководящее звено; 
  •  управления, департаменты, комитеты;
  •  административный аппарат; 
  •  территориальные либо районные структурные организации местной администрации.

Человек, который занимает главенствующую роль в местной администрации контролирует деятельность исполнительных органов муниципального образования по принципу единоначалия. Абсолютно все исполнительные службы местного самоуправления обязаны отчитываться только ему и несут ответственность перед ним. Руководитель местной администрации персонально несет ответственность за эффективную работу исполнительных органов городского самоуправления. 

Что понимается под местным самоуправлением

Местное самоуправление — это система власти, предполагающая самостоятельную деятельность населения в решении локальных проблем и в управлении муниципальной собственностью под свою ответственность, опираясь на интересы людей, проживающих на данной территории.

В роли органов местного самоуправления (МСУ) в основном выступают муниципалитеты, в обязанности которых входит регламентация значительной части публичных дел и управление ими в пределах законодательства и конкретных правовых актов. Эта форма власти полностью самостоятельна и автономна в рамках своих полномочий.

Состав органов МСУ выбирает само население, которое также участвует в создании устава своего города, села или другого населенного пункта и влияет на принятие всех важных решений путем голосования. От активности граждан зависит эффективность работы муниципальных образования, а значит и благополучие самого населения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В полномочия и обязанности МСУ входит решение следующих вопросов:

  • распределение местного бюджета;
  • установление налогов;
  • контроль общественного порядка;
  • распоряжение землей и муниципальной собственностью, установление условий использования и порядка приватизации;
  • самостоятельное решение вопросов локального уровня;
  • привлечение населения к принятию решений, следование интересам граждан;
  • донесение потребностей гражданского общества до органов государственной власти.

Органы местного самоуправления доступны для граждан, которые в любой момент могут обратиться со своими вопросами или проблемами. Они выступают в роли связующего звена между населением и государством.

Взаимодействие с госструктурами

В стране существует специальная система институтов, в задачи которой входит обеспечение правопорядка и законности на всей территории России. В нее входят такие структуры, как прокуратура, МВД, адвокатура, Министерство нацбезопасности и пр. Местный муниципальный орган, наделенный полномочиями в сфере обеспечения охраны порядка в пределах МО, реализовывает их в тесном взаимодействии с федеральными и региональными институтами. Задача территориальной структуры состоит в предотвращении нарушений свобод и прав граждан, ущемления их интересов. Юридические возможности, которыми наделяется население в соответствии с Конституцией, должны стать ключевым институтом, определяющим содержание и смысл применения законодательных положений. Муниципальная власть реализует свои полномочия в пределах конкретной территории, подведомственной ей. В последнее время, компетентные территориальные структуры, по мере накопления практического опыта по обеспечению защиты свобод и прав граждан, используют комплексное планирование мероприятий, направленных на борьбу с преступностью. При реализации полномочий, объединяются усилия ОВД, прокуратуры, специальных комиссий, созданных при главе администрации МО

Немаловажное значение имеет и участие представителей общественности. В результате формируются территориальные центры, функционирование которых направлено на обеспечение правопорядка, законности, защиты свобод и интересов населения

Современная модель местной власти

Она существенно отличается от советской. Муниципальные органы обладают финансовой, экономической самостоятельностью в соответствии с вопросами, отнесенными к их ведению. Существующая сегодня модель организации институтов реализуется за счет:

  1. Решения вопросов по административно-территориальному делению.
  2. Наличия полномочий в экономической и финансовой сферах.
  3. Решения проблем, касающихся социального, культурного развития.

Целесообразность и эффективность территориального самоуправления предусматривает необходимость развития демократии на местах, создания оптимальных условий для участия граждан в решении актуальных вопросов.

Изменения в №131-ФЗ, внесенные в последние годы

Как уже было отмечено, рассматриваемый закон 131-ФЗ неоднократно и регулярно подвергался достаточно серьезной корректировке.

Последний из них содержит подробное описание дополнительных функций и полномочий старосты сельского поселения, уточняет процедуру проведения выборов в МО, численность которых не превышает 3 тыс. человек, а также вносит ряд корректировок, касающихся функций депутатов и правил опубликования правовых актов, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления.

Следует отметить, что сегодня №131-ФЗ, последняя редакция которого была принята всего два месяца назад, достаточно сильно отличается от документа, принятого осенью 2005 года. Это не удивительно, учитывая тот путь, которые прошли за последние 13 лет отечественные органы местного самоуправления.

Структура управления

Одним из важнейших конституционных положений в России является то, что источником власти в стране является народ. В общих чертах это означает, что на большинство должностей в ее структурах являются выборными.

Соответственно, граждане, имеющие избирательное право, могут определять своих представителей в структурах власти. В свою очередь, выборные должностные лица вправе определять кандидатуры на должности в учреждениях власти, которые в соответствии с законом выборными не являются.

Бесплатная консультация Юриста
+7 800 3337854

Структура власти в современной РФ является трехуровневой:

  • Федеральная власть.
  • Региональная власть.
  • Муниципальные органы самоуправления.

Органы местного самоуправления — это структура власти, в ведении которых находится общественное управление муниципальными территориями. Иными словами, полномочия органов местного самоуправления ограничиваются вопросами локального характера, а территориально они ограничены пределами того или иного муниципального образования.

Внимание! Структуры самоуправления не являются частью федеральных органов власти, а в своей деятельности руководствуются как федеральным, так и местным законодательством.

В обязательном порядке при организации самоуправления должны присутствовать следующие виды органов:

  • Представительный орган. Он может иметь различные наименования («Городская дума», «поселковый совет» и т. д.). Должности депутатов являются выборными.
  • Глава муниципального образования. К примеру, мэр города или глава администрации района. Должность может быть как выборной, так и назначаемой.
  • Исполнительно-распорядительный орган. Местная администрация. Выполняет практические функции по организации местного самоуправления в лице своих различных структурных подразделений.

В соответствии с местными нормативными актами могут создаваться и иные структуры самоуправления, как то местная избирательная комиссия, контрольно-ревизионные отделы и так далее.

Специфика

В соответствии с Конституцией и другими законами, население является носителем власти в стране. Свою волю граждане могут реализовывать разными способами. Так, население вправе участвовать в референдумах, собраниях по вопросам, решаемым на федеральном уровне. В пределах конкретного МО создаются муниципальные органы. В их задачи входит решение вопросов территориального значения. Местное самоуправление выражается в активности граждан, осознании ими своей ответственности за организацию жизнедеятельности в пределах населенного пункта. Ключевое значение здесь имеет обеспечение реальных гарантий прав населения на участие в жизни МО, совершенствование методов и форм организации муниципальной власти. Существующая сегодня модель, в отличие от действовавшей ранее централизованной системы, способствует формированию гибкого демократического механизма администрирования.

Структура органов местного самоуправления

Структурное строение органов МСУ подразумевает строгое распределение ответственности среди членов муниципалитета. Формирование органа самоуправления проходит стадии:

  • созыв представительного органа;
  • выбор главы;
  • формирование администрации;
  • создание контрольного комитета либо других дополнительных подразделений.

В состав представительного органа входят депутаты, избранные из местного населения. На этом этапе создается устав муниципального образования и происходит распределение обязанностей. Представительный орган выступает от имени граждан и представляет его интересы.

Во время подготовки устава решается вопрос о необходимости в выборе главы муниципалитета, который будет руководить общей работой. Как правило, глава избирается из местных жителей либо нанимается по контракту. При этом он не может быть членом Совета Федерации или депутатом Госдумы и региона. Также главное должностное лицо не может заниматься предпринимательством.

Администрация — это исполнительный орган муниципалитета, который тоже избирается путем народного голосования либо назначается властью. В обязанности администрации входит выполнение задач, поставленных представительным органом или главой.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)
Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.
Получить гайд

Формы обращения

Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:

  • Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
  • Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
  • Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
  • Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.

Внимание! Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более.

Порядок обращения

Как правило, обращения направляются в письменном виде. При этом подать документ можно следующим образом:

  • непосредственно в ведомство, в которое оно адресуется;
  • почтовым отправлением;
  • электронным письмом.

Кроме этого, к обращению могут прилагаться дополнительные документы.

Запрос не может быть анонимным. В нем в обязательном порядке указываются сведения о гражданине, а также контактные данные.

Срок рассмотрения документов, по общему правилу, составляет 30 дней. В отдельных случаях он может быть увеличен еще на 30 дней, однако в каждом таком случае уполномоченный орган уведомляет гражданина об этом.

Следует отметить, что органы местного самоуправления могут устанавливать меньшие сроки рассмотрения, чем это установлено федеральным законом.

Кроме этого, следует выделить устное обращение. Оно производится, как правило, на личном приеме у должностного лица, при этом осуществляется его фиксация в специальном журнале или электронной базе. Ответ на него может быть дан устно или письменно.

Основные функции местного самоуправления

Функции местного самоуправления — это основные обязанности и направления органов муниципального управления, которые призваны решать локальные проблемы, исходя из интересов местного населения.

Местное самоуправление предоставляет народу право на выражение инициативы и укрепляет основы народовластия, являясь фундаментом демократического строя. Функции органов МСУ классифицируются по двум основным группам: социально-целевые и социально-организованные.

Социально-целевые функции включают в себя основную задачи и цели управленческой деятельности. К ним относится:

  1. Функция, обеспечивающая права местного населения и следование их интересам. С этой целью должны быть созданы условия, позволяющие каждому гражданину, проживающему на территории, участвовать в принятии важных решений и влиять на их реализацию.
  2. Функция управления муниципальной собственностью и финансами отвечает за формирование и распределение бюджета, установление налогов и сборов.
  3. Функция, подразумевающая развитие территории муниципального образования, отвечает за формирование краткосрочных и долгосрочных планов и предложений по комплексному развитию населенного пункта.
  4. Функция предоставления населению социально-культурных, коммунальных, бытовых и других необходимых услуг. Представляет для граждан первоочередное значение, так как изначально органы МСУ избираются для улучшения качества жизни и повышения эффективности получаемых услуг.
  5. Функция защиты граждан и охраны общественного спокойствия гарантирует контроль за соблюдением законов на территории муниципального образования.
  6. Функция защиты интересов и прав местного управления, гарантированных конституционными и федеральными законами.
    Все функции осуществляются во взаимодействии друг с другом, при этом органы СМУ должны докладывать о своей работе местному населению и открыто вести свою деятельность.

Право гражданина на обращение в МСУ

Граждане Российской Федерации имеют право на обращение в органы самоуправления по любым возникающим у них вопросам. Следует отметить, что оно гарантировано законодательно. Ниже приведем основные нормативно-правовые документы законы, содержащие нормы, устанавливающие рассматриваемую возможность:

  • Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, имеющим высшую силу на территории страны. Статья 33 Основного закона гарантирует право граждан на свободное их обращение в ведомства федеральной власти и локального самоуправления.
  • Федеральный закон от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ. Статьей 32 рассматриваемого нормативного акта установлено, что граждане вправе обращаться в структуры местного самоуправления. Кроме этого, отмечено, что ответственные лица соответствующих органов несут ответственность за несоблюдение положений закона, связанных с вопросами сроков и порядка ответа на сообщения граждан.
  • Федеральный закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ. Данный нормативно-правовой документ определяет формы, порядок и сроки рассмотрения запросов. Иными словами, регулирует возникающие в связи с этим отношения, права и обязанности граждан и должностных лиц на практике. Его положения применимы ко всем структурам власти в стране.

Важно! Кроме этого, отдельные нюансы, связанные с обращением граждан, могут регулироваться местными правовыми актами. Следует отметить, что положения последних не могут противоречить нормам федерального законодательства.

Местное самоуправление

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени

Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий