Научилась быстро справляться с детскими истериками. Задаю ребенку один вопрос

Как родителям вести себя, когда ребёнок психует и не слушается

Ребёнок познаёт значение эмоций через близких взрослых, и родители малыша выступают как зеркало, которое показывает, что происходит. Поэтому во время эмоциональной вспышки у малыша первый этап — не требовать спокойствия от него

Важно увидеть, что ребёнок испытывает дискомфорт, расстроен и нуждается в поддержке.

Второй этап — проговорить эмоцию. Например, сказать: «Ты очень сердишься», «Тебе грустно» и т. п. Можно выразить искреннее сожаление, что у малыша что-то не получилось. Нужно дать ребёнку полноценно почувствовать, что его понимают и его переживания важны.

Иногда родители прибегают к тактике подмены: «Да, у тебя не получилось, но это ерунда, ничего страшного, пойдём лучше котика погладим». Кажется, что это хорошая идея, но она обесценивает чувства. Родитель старается как можно скорее сгладить ситуацию и вернуться к нормальному быту. Отвлечь, переключить ребёнка – здоровая тактика, но только после того, как был использован ресурс понимающего родителя.

Следующий этап — сказать, что такие эмоции не делают его нелюбимым ребёнком. Его ценят в любом случае.

В дошкольном возрасте дети учатся определять границы дозволенного, проверяют на прочность своих родителей. Они учатся жить в этом несовершенном мире, где просто так ни мороженое, ни, тем более, новенькую железную дорогу тебе никто не купит. Одно хорошо — есть проверенные способы, как остановить у ребёнка истерику.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Просыпается ночью в истерике

Нередко родители сталкиваются с ситуацией, когда детская истерика возникает совершенно внезапно в тёмное время суток.

Ребёнок спокойно спит, а потом просыпается ночью с рыданиями и воплями. Причины могут быть следующие:

  • малыш сильно перевозбудился днём, и его ночной сон нарушился;
  • ребёнку приснилось что-то плохое;
  • это реакция на стрессовый фактор (отказ от дневного сна, адаптация к детскому саду, переезд, разлука с родителями).

Бывает, что ребёнок ночью впадает в истерику, но как будто бы не просыпается при этом. И так может продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Это проявление активности во время глубокого сна у детей называется парасомнией и происходит от незрелости нервной системы и головного мозга. 

Истерика возникает в результате наложения фаз сна друг на друга. Подобное состояние может пугать родителей, но оно не опасно и проходит в процессе взросления.

Как педагогу справиться с детской истерикой

Для того, чтобы самому сохранять спокойствие и вернуть его ребенку, педагогу следует придерживаться определенной линии поведения.

Не поддаваться эмоциям.

Истерика заразительна, поэтому от ребенка она может передаться педагогу. Для начала учителю нужно помочь себе:

  • отрегулировать дыхание: глубокий вдох-выдох;
  • замедлить жестикуляцию;
  • перейти на более низкий голос и медленный темп речи.

Даже если ученик находится в состоянии аффекта, задача учителя — сохранять спокойствие, как бы «присоединяя» его к своему состоянию.

Не стыдить и не успокаивать.

Пока ребенка душат эмоции, он не видит и не слышит ничего вокруг. Бесполезно призывать его к благоразумию и пытаться останавливать крики и слезы — пусть он выплеснет все, что чувствует

Важно быть рядом и выражать искреннее сочувствие. 

Попытаться установить тактильный контакт.

Дождавшись, когда эмоциональная буря уляжется, стоит попытаться приобнять ребенка, ненавязчиво коснуться его руки. Во время истерики ребенок переживает дезориентацию и перестает ощущать границы своего тела. Легкие прикосновения позволят ему «заземлиться».

Помочь обозначить и назвать свои чувства.

Нужно спросить ребенка: «Что тебя так разозлило?» Дети порой сами пугаются своих неадекватных реакций, не могут их объяснить и испытывают чувство стыда. От педагога требуется рассказать, что проявлять эмоции, злиться и быть недовольным — нормально, как и признавать это: «Я сейчас злюсь», «Мне тревожно». Пусть в следующий раз школьник даст знать о том, что чувствует, до того, как «взорвется».

Установить четкие правила поведения на будущее.

Например, нельзя кричать, применять насилие. Этим правилам педагог обязан следовать и сам, ведь ребенок обязательно будет проверять взрослого на прочность.

Сводить к минимуму напряжение.

Важно делать перерывы в занятии на физическую активность или айсбрейкеры, чтобы не допускать переутомления. 

Детям часто кажется, что весь мир настроен против них. Неадекватное поведение связано с ощущением внутреннего дискомфорта: таким образом ребенок сообщает, что не справляется с ситуацией. Задача педагога — выразить готовность помочь, поддержать и пойти навстречу. Ведь истерики выгоднее предупредить, чем бороться с их последствиями. А научить ребенка определять эмоции, управлять ими — первые шаги на пути к эмоциональному интеллекту.

Что нужно делать?

Представьте, что ваш ребенок снова начинает истерику. Повод совершенно неважен, поскольку в любой ситуации эта методика работает одинаково хорошо. Что вам нужно делать? Прежде всего вы должны сохранять спокойствие. Затем посмотрите малышу в глаза и задайте всего один вопрос: «Эта проблема — маленькая, средняя или большая?».

Спросив это, вы заставите ребенка задуматься. И как только он начнет искать ответ, то истерика волшебным образом прекратится

Как только он определит степень важности проблемы, предложите вместе найти ее решение. Если она маленькая, то оно займет всего пару секунд

Средние проблемы могут отнять несколько минут, но вы также можете объяснить ребенку, что некоторые вещи требуют времени, и нельзя всегда и все получать сразу.

Сладкое дело: стоит ли начинать бизнес по производству зефира

Психологический набор: как работает ресурс для обеспечения здоровья сотрудников

Хитрые вопросы и варианты решения: как поговорить с начальником о выгорании

Если же проблема имеет для малыша большую значимость, то ее нельзя игнорировать даже в том случае, если вам это кажется сущим пустяком. Ваша задача, как родителя, заключается в том, чтобы помочь в поиске решения. Если же задача по какой-либо причине невыполнима, то нужно постараться спокойно и доходчиво объяснить это. Для этого может потребоваться немало времени, но такой подход является наиболее продуктивным в случае с детскими истериками.

Я сам!!!

Истерика может выражать протест против чрезмерной опеки и желание быть самостоятельным. Часто такое бывает при авторитарном стиле воспитания. Вспомните, как вы общаетесь с малышом в поликлинике, в парке, дома. Можно даже записать себя на диктофон. Если малыш по большей части слышит от вас: «Нельзя!», «Туда не ходи!», «Не трогай!», «Не смей!», «Перестань!», то ничего удивительного в том, что он пытается отстоять право на самостоятельность

Ребенку очень важно чувствовать уважение родителей, признание его способностей. Попробуйте прислушаться к своему чаду, расширить сферу его деятельности, дать ему больше свободы, и, возможно, проблема истерик постепенно исчезнет из вашей жизни

А мы, между тем, продолжаем перематывать нашу видеопленку.

Если все вышеозначенные способы не подействовали

Что ещё можно попробовать:

попросить поплакать попозже, чтобы успеть погулять, зайти в магазин за новой книжкой, съездить в гости к бабушке с её вкусными пирожками и так далее;
пропустить незначительный каприз (протест против одевания или манной каши), оставив его попросту без внимания;
предложить избавиться от обиды, побив подушку;
если видно, что малыш лишь изображает обиду, то можно осторожно подыграть капризуле: начать причитать вместе с ним, какой он бедный и несчастный; главное, самой в это не поверить и не разреветься слаженным дуэтом.

Дети плачут и капризничают — это нормально. Это один из способов общения с миром. Задача любящих родителей — научить малыша не только выплёскивать свои эмоции, но и понимать и конструктивно переживать их. Тем более что плакать полезно для нервной системы, но только если плачешь по делу.

Взрослые выступают в качестве эмоционального ориентира, через который малыш учится понимать себя. Задача родителя ​​стать для ребёнка переводчиком, который разберётся в его эмоциях и вернёт их в уже понятной малышу форме. Этот навык помогает принимать во взрослой жизни верные решения.

Автор статьи
Кравцова
Елена
Михайловна

Психолог, детский и подростковый

Все статьи эксперта

Неконтролируемая истерика

Чаще всего во время истерики ребенок, не прекращая горьких рыданий, одним взглядом посматривает на окружающих, проверяя, насколько сильно действует его оружие, и не пора ли прибавить громкости или, наоборот, пора уже прекращать. Но иногда малыш впадает в такое состояние, когда он уже не может сам справиться с истерическим плачем.

Как отличить такую неконтролируемую истерику от манипуляции?

После истерики-манипуляции у малыша мгновенно меняется настроение, он успокаивается очень быстро. Неконтролируемую истерику ребенок сам остановить не может, даже если хочет это сделать. В этом случае не стоит оставлять его одного, он почувствует себя брошенным и несчастным. Ребенку действительно трудно – помогите ему справиться с непростой ситуацией!

Для этого нужно взять малыша на колени лицом к себе, обнять его и удерживать в таком положении, даже если он будет сопротивляться

Попробуйте немного покачать его на руках, отвлечь, переключить его внимание на что-то интересное и значимое. Хорошо помогают в таких случаях теплая ванна, приятная музыка, горящая свеча, на которую вы вместе посмотрите

Как помочь взрослому при истерике?

  • Создайте спокойную обстановку. По возможности избавьте от заинтересованных зрителей. Дайте человеку побыть несколько минут наедине.
  • Обрызгайте холодной водой лицо, шею, руки. Предложите выпить воды и умыться.
  • Слегка похлопайте по лицу и рукам. Резкие удары могут ухудшить состояние и вызвать новый приступ истерики.
  • Совершите поступок, которого человек не ожидает – заверните в одеяло, запойте.
  • Дайте понюхать ватку, смоченную уксусом или нашатырем Резкий запах воздействует на рецепторы и определенные зоны мозга и случит отвлекающим фактором.
  • Не общайтесь с ним. Если данные меры не сработали, то не разговаривайте с кричащим человеком. Сделайте равнодушный вид и займитесь своими делами.
  • персен форте;
  • ново-пассит;
  • фитосед;
  • валокордин;
  • адонис бром.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Как не злиться и не раздражаться на своего ребёнка?

Итак, ребёнок выводит из себя и наотрез отказывается вас слушать. Вы же находитесь в шаге от того, чтобы раскричаться. Что делать? Как сдержаться? Из-за непонимания скандалы будут случаться всё чаще и чаще, а взаимные обиды накапливаться, как снежный ком. В конце концов, это приведёт к тому, что члены вашей семьи удалятся друг от друга, каждый замкнётся в себе.

Если хотите стать хорошими родителями, прислушайтесь к нашим советам.  В них мы расскажем о том, как нужно себя вести и как никогда делать не стоит.

Следите за дыханием. Сделав глубокий вдох, сосчитайте до десяти, выдохните. Такая методика успокоения действительно работает.  Расслабившись, вы уже не станете рубить сгоряча, а можете принимать конструктивные решения.
Сохраняйте баланс между строгостью и жесткостью. Если вашей реакцией на истерику ребёнка будет крик – ссора затянется.  Покажите, что вы готовы обсудить ситуацию и пойти на компромисс, но только в спокойной обстановке. 

Приучите себя оценивать не ребёнка, а то, как он себя ведёт. Если он испачкал одежду, вовсе не означает, что это было сделано намеренно. Это всего лишь его поступок в определённый момент. Чтобы легче принять эту установку, почитайте полезные материалы для родителей.
Помогайте ребёнку выражать эмоции.  Идеальный вариант – добиться того, чтобы детская истерика перешла в диалог с вами

Поговорите с сыном или дочерью откровенно. Пусть ваш ребёнок сам расскажет, зачем так или иначе поступил, какими мотивами руководствовался, чего хотел добиться в итоге. Возможно, его на самом деле что-то волнует, но он не знает, как рассказать вам об этом.
Похвалы много не бывает.  Приучите себя хвалить сына или дочь не только за порядок в комнате или хорошую оценку, но и за то, что он/она сумела без истерики донести до вас свою проблему. Во-первых, это позволит вам создать положительное подкрепление хорошего поведения. Во-вторых, таким образом вы сможете предотвратить истерики на тему: «Мама и папа меня не замечают, а я требую внимания».
Ставьте себя на место детей. Вспомните себя в детстве. Разве у вас не возникало желания обидеться и, громко хлопнув дверью, уйти в другую комнату, когда родители отказывались уделить вам внимание? Вспомнили?  Теперь делайте выводы!
Соблюдайте режим всей семьей. Вовремя ложитесь спать и правильно питайтесь

Недосыпание и завтраки на бегу скажутся на вашем психическом состоянии – вы станете раздражительными и нервными.
Поддерживайте хорошие отношения со всеми членами семьи. Не ссорьтесь с мужем в присутствии детей, не жалуйтесь на родителей или других родственников. Постарайтесь сделать всё возможное, чтобы детство вашего малыша проходило в атмосфере взаимопонимания и любви. Ведь именно вы формируете ту модель поведения, которую он подсознательно возьмет за основу, создавая во взрослом возрасте собственную семью.

В природе не бывает идеальных людей, тем более, если мы говорим о детях. Активным и любознательным, им гораздо труднее, чем взрослым, сдерживать свои эмоции. Ваша главная задача – научиться без истерик решать проблемные вопросы. Тогда вы сможете создать дома атмосферу доброжелательности и спокойствия.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Так что делать, если ребёнок кричит и ничего не слышит?

Способ первый, проверенный: объятия

Если ребёнок плачет, значит, ему это нужно

И не важно, требует ли он новую игрушку, обиделся ли он на что-то. Ему важна родительская любовь

Крепкое объятие помогает решить проблемы. Причём польза обнимашек доказана научно. При крепких объятиях расслабляется симпатическая нервная система, замедляются пульс и сердцебиение, плач тоже сходит на нет.

Способ второй, действенный: отвлекающий маневр

Известно, что эта хитрость действует и на малышей, и на ребят постарше. Всё зависит лишь от выдумки родителя. И если карапуза лет до полутора можно отвлечь фразой а-ля «смотри, птичка пролетела, бегемот пробежал», то с теми, кто постарше, нужно включать смекалку: придумывать необычные шорохи на кухне, несуществующую ресничку на глазу, которая мешает плакать во всю мощь, и так далее. Единственный минус: подобные вещи не действуют на детей, которые «завелись» не на шутку. Кроме того, если родители полностью игнорируют огорчение ребёнка, частое использование отвлекающих манёвров может научить подавлять свои чувства.

Способ третий, психологический: сочувствие

Иногда дети плачут вовсе не потому, что им что-то нужно, а потому, что им действительно обидно и грустно. В таком случае нужно озвучить эмоции ребёнка. Например, сказать вслух, что понимают его обиду, страх или грусть. Возможно, малыш, услышав, что его понимают, быстрее успокоится и даже расскажет, в чём была проблема, если уже умеет говорить. Самым маленьким можно просто объяснить, почему они плачут. Главное — постараться встать на место ребёнка, иначе есть опасность подменить его чувства своими.

Способ четвёртый, «щекотливый»: «Где живёт щекотка?»

Если объятия не помогают, можно ребёнка потискать и пощекотать. Найти, где живёт щекотка, прогнать вредную болотную кикимору, фею Капризку и всех остальных персонажей, которые так и норовят превратить сладкого и милого карапуза в ревущего монстра. Такие игры детей отвлекают, и про плач они, как правило, забывают.

Способ пятый, осознанный: «Давай потише»

Этот способ работает с большинством малышей. Можно разрешить плакать ребёнку, но попросить делать это чуть-чуть потише, чтобы не разбудить любимого папу или кошку. Ещё можно попросить поплакать побыстрее или другим голосом — вокальные упражнения не оставят от настоящего плача и следа, однако звуковое сопровождение не исключается.

Способ шестой, непростой для мам: выход из пространства

Признанный факт: нет зрителей — нет капризов. И если никакой другой способ не останавливает бурю или даже наоборот, увеличивает её, то остаётся только этот. С его помощью можно остановить слёзы «на публику». Для этого нужно выйти из комнаты и заняться своими делами. Мама или папа могут уйти помыть посуду, ответить на звонок или просто почитать книгу. Если уйти невозможно, например, в торговом центре, можно просто безучастно находиться рядом, не контактируя с малышом и не позволяя посторонним людям к нему обращаться с утешением и т.п. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что родитель не желает быть зрителем и участником разыгранного им спектакля и не будет выполнять его требования. Когда малыш успокоится, нужно обнять его и посочувствовать.

Природа детской истерики

Истерика — это сложное сочетание гнева, разочарования и низкой эмоциональной саморегуляции. Она происходит из-за того, что нервная система не выдерживает длительного воздействия стресса: возникает ощущение беспомощности перед обстоятельствами и как следствие — неконтролируемая вспышка эмоций. Причиной истерик в школьном возрасте чаще всего становятся гормональные изменения или перенапряжение. 

Возрастные гормональные истерики

Два самых сложных периода, с которыми предстоит столкнуться школьнику, — это кризис семи лет и, конечно, подростковый кризис. 

Кризис 7 лет

Семилетка примеряет на себя статус ученика и пытается найти свое место среди сверстников: признают ли одноклассники в нем лидера или хотя бы равного себе. На фоне большого объема новой информации, подчинения непривычным школьным правилам, высоких ожиданий взрослых растет нервное напряжение. 

Параллельно происходит первая серьезная гормональная перестройка организма, эндокринный взрыв. 

Все эти факторы сказываются на поведении ребенка: 

  • он капризничает на пустом месте; 
  • манерничает; 
  • отказывается выполнять привычные действия: например, мыть руки перед едой;
  • изображает из себя взрослого; 
  • передразнивает родителей; 
  • рассказывает неприличные анекдоты или ругается матом. 

Повышенная нервная возбудимость становится причиной срывов. Ни с того ни с сего ребенок может начать реветь, плач нередко перерастает в истерику. 

Подростковый кризис 

Начинается уже в возрасте 10-11 лет — этот период еще называют «гормональным бунтом»: время физической, умственной и сексуальной трансформации. 

Подросток предъявляет завышенные требования к себе и окружающим, но еще не может в полной мере отвечать за свои поступки и самостоятельно справляться с неудачами. Он самоутверждается, доказывает свою «взрослость» и правоту, поэтому все запреты и ограничения воспринимаются в штыки

Крайне восприимчив к критике и упрекам — любое неосторожное слово может спровоцировать эмоциональную бурю. Переход от радости к гневу, от восторга к подавленности занимает считанные секунды. 

Истерика подростка другая, с агрессивным оттенком: он раскидывает вещи, может в эмоциональном запале наговорить лишнего, даже навредить себе — например, разбить в кровь кулаки об стену. 

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Истерики от избыточной нагрузки

Основных причин перегрузок нервной системы в школьном возрасте две: непосредственно учеба и огромные потоки информации из интернета и социальных сетей. 

Интенсивная учеба

Переход из садика в школу сложен сам по себе: свободная игра сменяется уроками, требующими концентрации внимания и дисциплины. Нагрузка в первом классе уже составляет три-четыре учебных часа. Если прибавить к этому домашние задания,  дополнительные занятия или музыкалку, получается полноценный рабочий день. Ребенку в семь лет справиться с такой нагрузкой сложно: чем больше он старается, тем хуже получается.  

Примерно с пятого класса учеба входит в конфликт с подростковым кризисом. На первый план выходит общение со сверстниками, но «страшилки» взрослых о загубленном будущем оказывают эмоциональное давление и заставляют продолжать стараться. 

Апогея стресс достигает в старшей школе: подготовка к ЕГЭ и поступлению в вуз, занятия с репетитором и на подготовительных курсах — эмоциональное напряжение так велико, что малейшее замечание учителя на уроке может спровоцировать истерику.

Переизбыток внешней информации

Американская академия педиатрии провела исследование, согласно которому современные дети проводят перед экраном компьютера до семи часов в день. Если суммировать это со школьными занятиями, получается, что компьютер отнимает у детей время на сон. 

По данным Фонда развития интернета, до 26 процентов российских школьников 11–16 лет зависимы от интернета. Залипание в соцсетях, просмотры видео и игры обеспечивают информационный поток, который ребенок просто не в состоянии «переварить». Из-за этого нервная система постоянно находится в возбуждении и очень быстро истощается.

На пути к взрослению

Дети растут, исследуют мир, приобретают новые навыки, постепенно привыкая к ситуациям, людям, отношениям, правилам. Чтобы научиться, как взрослые, справляться с ежедневными вызовами, им понадобятся годы терпеливого обучения.

Возраст от 2 до 5 лет — самый уязвимый в плане стабильности детской психики. Отсутствие необходимых речевых и социальных навыков накладывает известные ограничения на способность детей находить приемлемый, с точки зрения взрослых, выход из трудных ситуаций. Это нелегко в любом возрасте, а если ребенок, недостаточно опытный, не владеющий даром убеждения, не способный выразить свои чувства и желания, да еще и не всегда понимающий, чего от него ожидают, теряет контроль над своими эмоциями, — то удивляться тут тем более нечему, это скорее норма, чем ее нарушение. Как результат — вспышки гнева, капризы, истерики. Немного найдется семей, незнакомых с этим бедствием.

  • Истерика — это состояние сильнейшего эмоционального возбуждения, которое выливается в потерю самоконтроля. У детей первых лет жизни признаками истерики могут быть крик, визг, плач, топанье ногами. Нередко можно видеть, как малыш начинает стучать кулаками, кидать предметы, валяться по полу, а иногда даже биться головой о стену, кусать себя и окружающих.
  • Родители, уже знакомые с этим явлением, знают, что в состоянии истерики дети не могут воспринимать информацию, поступающую обычными способами (жесты, взгляды, мимика, речь), и все увещевания оказываются бесполезными. Иногда истерики становятся настолько частыми и сильными, что изматывают и ребенка и взрослых.
  • Не верьте тому, кто говорит вам, что родители не могут повлиять на дурной детский темперамент. Терпение, воля, мудрость и эмоциональная стабильность самого́ взрослого — ваше главное оружие против детской истерики.

Каковы причины взрыва детских эмоций, как вести себя родителям, чтобы не допустить истерику, что делать, если она уже разразилась, и когда требуется помощь специалиста?

Что хочет сказать ребенок своей истерикой?

Детский психолог, семейный психотерапевт

Воспитание детей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий