Назван вред для когнитивных способностей мозга, который оказывает сменная работа

Наши мысли способны влиять на наши гены

Мы склонны думать, что наше так называемое генетическое наследие, то есть, своеобразный генетический багаж нашего организма, это материя неизменная. По нашему мнению, родители передали нам весь тот генетический материал, которые сами когда-то унаследовали – гены облысения, роста, веса, заболеваний и так далее – и теперь мы обходимся лишь тем, что получили. Но на самом деле, наши гены открыты для влияния в течение всей нашей жизни, причем, на них влияют не только наши действия, но и наши мысли, чувства, вера.

Новая развивающаяся область науки под названием “эпигенетика” изучает внеклеточные факторы, которые влияют на экспрессию (выражение) генов. Вы должно быть слышали, что на генетический материал можно повлиять посредством изменения рациона питания, образа жизни, физической активности и так далее. Так вот сейчас вполне серьезно изучается возможность такого же эпигенетического эффекта, вызванного мыслями, чувствами, верой.

Как показывают уже многочисленные исследования, химические вещества, на которые влияет наша умственная активность, способны вступать во взаимодействие с нашим генетическим материалом, вызывая мощный эффект. На многие процессы в нашем организме можно повлиять таким же образом, как и при изменении режима питания, образа жизни, среды обитания. Наши мысли способны буквально выключать и включать активность определенных генов.

О чем говорят исследования?

Доктор наук и исследователь Доусон Черч (Dawson Church), посвятивший много времени исследованиям, многое рассказал о взаимодействии, которое оказывают мысли и вера пациента на экспрессию связанных с болезнью и исцелением генов. “Наше тело читает в нашем мозгу, – говорит Черч. – Наукой установлено, что мы можем иметь лишь определенный фиксированный набор генов в наших хромосомах. Однако какие из этих генов влияют на наше субъективное восприятие и на течение различных процессов, имеет большое значение”.

В результате одного из исследований, проведенного в Университете Огайо (Ohio University), был наглядно продемонстрирован эффект влияния умственного напряжения на процесс излечения. Исследователи провели такой эксперимент среди семейных пар: каждому участнику опыта на коже оставляли небольшое повреждение, приводящее к появлению маленького волдыря. Затем разным парам предлагалось в течение получаса либо пообщаться на нейтральную тему, либо поспорить на какую-то конкретную тему.

Затем на протяжении нескольких недель ученые определяли уровень трех определенных белков в организме, которые влияют на скорость заживления ран. Оказалось, что у тех спорщиков, которые использовали в своих спорах наиболее язвительные и жесткие замечания, и уровень этих белков и скорость заживления были на 40 процентов ниже, чем у тех, кто общался на нейтральную тему. Черч объясняет это следующим образом: наше тело посылает сигнал в виде белка, активирующий определенные гены, связанные с заживлением ран. Белки активируют гены, которые, используя стволовые клетки, создают новые клетки кожи для лечения ран.

Однако когда энергия организма истощается тем, что затрачивается на выработку стрессовых веществ, таких как кортизол, адреналин и норадреналин; таким образом, сигнал, который поступает к вашим исцеляющим раны генам, значительно слабеет. Процесс восстановления длится намного дольше. В то же время, если организм человека не настраивается на борьбу с какой-то внешней угрозой, его энергетические ресурсы остаются нетронутыми и готовыми для выполнения излечивающих миссий.

Почему это очень важно для нас?

Нет сомнений, что тело практически любого человека с рождения укомплектовано генетическим материалом, необходимым для оптимального функционирования в условиях ежедневных физических нагрузок. Однако наша способность сохранять так называемое умственное равновесие оказывает огромное влияние на возможности нашего тела использовать свои ресурсы. И даже если вы полны агрессивных мыслей, определенная активность (такая как медитация) помогает настроить ваши нейронные проводящие пути на поддержку менее реакционных действий.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Тренируйте память

Часть мозга, которая более всего реагирует на аэробные упражнения, – это гиппокамп. Хорошо контролируемые эксперименты среди детей, взрослых и пожилых людей показывают, что он увеличивается в размерах при улучшении физической формы. Поскольку гиппокамп является главным элементом системы обучения и памяти, это открытие отчасти объясняет эффект улучшения памяти при укреплении сердечно-сосудистой системы.

Помимо медленного увеличения памяти на вашем «жестком диске», упражнения могут иметь непосредственное влияние на формирование памяти. Немецкие исследователи показали, что ходьба или езда на велосипеде во время, но не перед обучением, помогают лучше усваивать и запоминать новые иностранные слова. Поэтому тренируйтесь во время учебы. Но не переусердствуйте: интенсивные тренировки могут увеличить напряжение и негативно отразиться на способности запоминать.

За что критикуют теорию когнитивной нагрузки

В своих работах — а их за прошедшие тридцать с лишним лет накопилось несколько десятков — Свеллер утверждает, что эффективность предлагаемых им методик подтверждается большим количеством рандомизированных контролируемых исследований. Большая часть этих исследований связана с применением теории в преподавании точных и естественных наук, таких как математика, физика. Например, учёные из Калифорнии в конце девяностых с помощью экспериментов подтвердили, что использование метода проработанных приёмов из теории когнитивной нагрузки показывает положительные результаты при обучении решению задач по статистике.


Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Найти примеры исследований из гуманитарных областей науки тоже можно, но их значительно меньше. Так, в Корее изучили, влияет ли эффект проработанных примеров на обучение по предмету «Английская литература». Авторы устроили три эксперимента с участием 62, 63 и 129 студентов соответственно, для которых английский язык являлся иностранным. Студенты в экспериментальной группе учились писать эссе, опираясь на готовые, отработанные примеры. По результатам экспериментов исследователи заявили о положительном влиянии такого подхода на обучение, но отметили, что результат от его использования тем выше, чем меньше уровень имеющихся у учащихся исходных знаний и навыков.

Однако к теории когнитивной нагрузки возникают и многочисленные вопросы, а критики считают, что от совершенства она далека

Например, некоторые педагоги внимание на то, что проводимые вокруг теории исследования, как правило, касаются только кратковременных результатов и не дают понимания об эффекте в долгосрочной перспективе

Другой вопрос, который ставят перед теорией критики: а как вообще измерить когнитивную нагрузку, чтобы утверждать, какое количество информации оптимально для рабочей памяти ученика, а какое — избыточно? Вроде бы способы описаны: например, с помощью самоотчётов от учащихся, а также путём измерения физиологических реакций (изменение размеров зрачков, вариабельной сердечной активности). Но исследователи называют их слишком сложными для применения.

К тому же все люди разные, а значит, вряд ли стоит опираться на какие-то усреднённые нормативы. А какую нагрузку способен выдержать каждый конкретный учащийся, реально оценить почти невозможно. Соответственно, если при индивидуальной работе с учеником ещё можно как-то определить допустимые пределы его рабочей памяти, то попытка оптимизировать учебный материал для работы с классом в 30 человек становится задачкой повышенной сложности.

Хронический стресс способен преждевременно состарить наш мозг

“Нас постоянно подстерегают стрессы в нашей среде обитания, – рассказывает Говард Филлит (Howard Fillit), доктор наук, профессор гериатрии в Школе медицины Маунт-Синай, Нью-Йорк, и руководитель фонда, занимающегося поиском новых лекарств от болезни Альцгеймера. – Однако наибольший вред приносит тот умственный стресс, который мы чувствуем внутри себя в ответ на внешний стресс”.

Подобное разграничение стрессов указывает на наличие постоянной ответной реакции всего организма в ответ на постоянный внешний стресс. Эта ответная реакция влияет на наш мозг, приводя к нарушению памяти и других аспектов умственной деятельности. Таким образом, стресс является фактором риска, влияющим на развитие болезни Альцгеймера, а также ускоряет ухудшение памяти при старении человека. При этом вы можете даже начать себя чувствовать намного старее, что называется, умственно, чем вы есть на самом деле.

“Пациенты постоянно приходят с жалобами на ухудшение памяти и интересуются, не есть ли это начало болезни Альцгеймера, – рассказывает Роберта Ли (Roberta Lee), доктор наук и вице-директор отделения интегративной медицины в Израильском медицинском центре Бет-Изрэйл (Department of Integrative Medicine at Beth Israel Medical Center). – При этом показатели тестов и результаты магнитно-резонансной томографии выглядят неплохо. Но как только я начинаю расспрашивать об их образе жизни, сразу узнаю о наличии постоянного стресса”.

О чем говорят исследования?

Исследования, проведенные специалистами Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско продемонстрировали, что постоянная реакция организма на стресс (и постоянные всплески кортизола) способны приводить к уменьшению гиппокампа – важнейшей части лимбической системы головного мозга, отвечающей как за регулирование последствий стресса, так и за долговременную память. Это также одно из проявлений нейропластичности – но уже негативное.

Почему это очень важно для нас?

Эти исследования имеют огромную важность, так как показывают, что мы можем в определенной степени влиять на степень собственных когнитивных изменений. Для того чтобы защитить мозг от связанного с всплеском кортизола старением, Ли советует ежедневно создавать своеобразные препятствия стрессу

“Даже пятиминутный период в течение дня, когда вы ничего не делаете – абсолютно ничего! – может очень помочь, особенно если эти периоды будут регулярными”, – заявляет Ли.

Помимо этого, Ли рекомендует регулярно завтракать; причем завтрак должен включать продукты питания, содержащие сложные углеводороды (цельные зерна, овощи) и белки. “Завтрак помогает вашему обмену веществ не ощущать влияний стресса”, – говорит она. И как только вы чувствуете волнение из-за очередного стресса, отлично помогают пятиминутные релаксационные паузы: глубокий вдох через нос, считая до четырех, а затем глубокий выдох через рот, считая до пяти. Достаточно четырех раз, чтобы организм расслабился. Неплохо повторять это в начале и в конце дня.

Клиническая картина

Интенсивность клинической картины определяется тяжестью поражения и местом локализации патологического процесса в головном мозгу. В большинстве случаев наблюдаются сразу несколько типов когнитивных расстройств различной тяжести и интенсивности.

Неврологические заболевания проявляют себя в виде следующих явлений:

  • снижение памяти;
  • ухудшение умственных способностей;
  • проблемы с восприятием сторонней информации;
  • плохая концентрация внимания.

При деменции пациенты теряют способность критично оценивать собственное состояние, в связи с чем при опросе они не жалуются на указанные выше симптомы.

Первым признаком, указывающим на когнитивный дефицит, является снижение памяти. Этот симптом возникает даже при легких формах нарушений мозговых функций. На начальных этапах пациент теряет способностью к запоминанию информации, которая поступила ему относительно недавно. По мере развития патологического процесса он забывает события, произошедшие в отдаленном прошлом. В тяжелых случаях пациент не в состоянии назвать собственное имя и идентифицировать себя.

Симптомы расстройств при умеренном поражении головного мозга нередко остаются незамеченными. Подобные нарушения отличаются вялотекущим характером и не трансформируются в деменцию. Определить наличие умеренных расстройств можно по следующим симптомам:

  • сложности при выполнении простых счетных операций;
  • проблемы с повторением недавно полученной информации;
  • нарушение ориентации в новой местности;
  • сложности в подборе слов во время разговора.

На легкую форму когнитивных расстройств указывают:

  • снижение памяти;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • высокая утомляемость при совершении умственной работы.

Наш мозг учится на собственном опыте

Зеркальная нейронная система – именно так называют зоны мозга с синапсами (областями взаимодействия нервных клеток), которые активизируются при любой нашей деятельности при условии, что мы делали это и раньше. Любое действие отражается в нейронных связях, активизирующихся вновь, когда вы лишь смотрите на кого-то, кто выполняет это действие. Именно поэтому мы наиболее активно сопереживаем тому постороннему опыту, который пережили сами.

О чем говорят исследования?

Некий Джиакомо Риззолатти (Giacomo Rizzolatti) и его коллеги с факультета нейробиологии Университета Пармы (University of Parma), Италия, впервые отметили существование зеркального эффекта, изучая мозг макак. К примеру, когда исследователи поднимали с пола орехи, у наблюдающих за ними обезьян активизировались те же нейроны, которые активизировались у животных и ранее, то есть, в тот момент, как они сами поднимали с пола орехи. Эти клетки были названы “зеркальными нейронами”. У человека же целые зоны активизируются в ответ на знакомое действие. В этом и есть принцип зеркальной системы.

Почему это очень важно для нас?

Существование зеркальной системы помогает ответить на вопрос, почему какой-нибудь новый навык приобретается быстрее, если вы хоть раз пытались выполнять это ранее. Если же вы впервые делаете какое-то упражнение, наблюдая за тренером, вы повторяете его робко и неуклюже. Наблюдение за действием до того, как вы попробовали его выполнить, обычно мало что дает; однако наблюдение за действием после того, как вы его выполнили, запускает зеркальную систему, усиливающую ощущение в мозгу, что у вас это получится.

Нейробиолог из Лондона, доктор наук Дэниел Глейзер (Daniel Glaser) говорит: “Когда вы глядите на что-либо, что вы делали ранее, вы фактически используете большую часть мозга для наблюдения; то есть, происходит поступление большего потока информации. До того как вы впервые попробовали поиграть в теннис, вы не делали разницы между хорошо или плохо закрученным мячом при ударе. Но всего лишь несколько недель занятий, и когда ваш тренер показывает вам удар, вы уже способны воспринимать его визуально. Благодарите за это зеркальную нейронную систему”.

Зеркальная система – это то, что дает нам эмпатическую способность разделять боль или радость других людей, основываясь на том, что вы видите у них на лицах. “Когда мы видим, что кто-то страдает от боли, зеркальная система помогает нам прочесть его/ее выражение лица и фактически почувствовать страдание от этой боли другого человека”, – объяснил суть работы системы нейробиолог Марко Якобини (Marco Iacoboni) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California at Los Angeles).

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса

При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением

Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Сбор данных

Исследование позиционировалось как бесплатный способ проверить себя, чтобы выяснить, в чем заключаются наиболее выраженные когнитивные способности респондента. Опрос состоял из девяти последовательных тестов из более широкой библиотеки, доступной в серверной системе

Авторы опирались на предшествующие данные, которые показали возможность использования данных тестов для оценки различных аспектов когнитивной деятельности человека, включая планирование/рассуждение, рабочую память, внимание и способность распознавать эмоции. Тест сконструирован таким образом, чтобы быть чувствительным к интересующим когнитивным параметрам и быть независимым от типа устройства, на котором человек проходит тестирование

Данный набор тестов не следует рассматривать как IQ-тест в его привычном понимании: тесты авторов исследования предназначены для более дифференцированной оценки когнитивных способностей. Тесты были оптимизированы для использования пожилыми и людьми с легкими когнитивными и двигательными нарушениями. Данное исследование было одобрено Этическим комитетом Имперского колледжа Лондона (17IC4009). Участники предоставили информированное согласие на веб-сайте исследования до начала тестирования.

Все тесты Cognitron были написаны на языках HTML5 и JavaScript Адамом Хэмпширом и Уильямом Трендером. Тесты были размещены на специальной серверной системе (Cognitron) хостинга Amazon EC2, которая поддерживает различные исследования с помощью пользовательских веб-сайтов. Система разработана специально для того, чтобы выдержать пиковые нагрузки — это характерно для исследований, которые связаны со СМИ. Когда потребность в обработке данных быстро меняется, система автоматически подбирает необходимое количество серверов.

Максимальное одномоментное количество участников, посетивших информационную страницу веб-сайта, составило ~ 36 000 пользователей, причем это произошло во время показа документального фильма на канале BBC2 в мае.

После девяти когнитивных тестов участникам была представлена ​​подробная анкета с вопросами, охватывающими широкий спектр социально-демографических, экономических, профессиональных и прочих характеристик образа жизни . В мае, в результате набирающей обороты пандемии COVID-19 в анкету были включены вопросы, касающиеся прямого и косвенного воздействия вируса, а также ранее существовавших заболеваний (табл. S1) и 12 пунктов самостоятельной оценки настроения, включая вопросы о депрессии, беспокойстве, бессоннице, усталости (табл. S2). Респондентам, указывающим, что у них есть подозрение на COVID-19, были заданы дополнительные вопросы: были ли у них проблемы с дыханием, чем именно характеризовалось их нарушение дыхания, и было ли получено лабораторное подтверждение инфицирования (табл. S1). Не были исключены из опроса и люди младше 16 лет: им была представлена ​​сокращенная анкета, которая не включала вопросы, связанные с COVID-19, и в данном исследовании она не использовалась. Это решение было принято авторами, чтобы обеспечить ускоренное одобрение исследования советом по этике.

После заполнения анкеты участникам был предоставлен сводный отчет об их состоянии по сравнению со всеми другими людьми, которые прошли каждый из опросников, в котором были выделены когнитивные тесты, по которым они справились лучше всего, опять же, относительно других людей. Этот отчет использовался как способ мотивировать население принять участие в исследовании, выясняя, в чем заключаются их когнитивные способности. Описанный выше порядок тестирования и анкетирования был установлен для того, чтобы уменьшить предвзятость респондентов. В частности, в рекламе исследования не упоминался опросник о COVID-19, чтобы избежать набора предубежденных людей, которые были обеспокоены тем, что болезнь снизила их когнитивные функции. Кроме того, перед анкетированием участникам не показывали, как их результаты когнитивных тестов соотносятся с остальной популяцией, что предотвратило предвзятое отношение при ответах на вопросы анкеты.

Когнитивные функции мозга — что это такое?

Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.

Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:

  1. Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
  2. Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
  3. Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
  4. Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
  5. Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.

Что такое когнитивная нагрузка и какой она бывает

Когнитивной нагрузкой называется количество данных, которые требуется удерживать одновременно в рабочей памяти. Свеллер выделяет три типа нагрузки:

Внутренняя когнитивная нагрузка.

Это требования, которые предъявляет качество учебного материала. То есть нагрузка, возлагаемая на ученика, зависит от сложности самой изучаемой концепции, а также от его предварительных знаний. Так, тема, сложная для новичка, может оказаться очень лёгкой для эксперта, а значит, и усилий он затратит на неё меньше.


Кадр: фильм «Школа» / Bavaria Filmverleih — und Produktions GmbH

Изменить такую нагрузку нельзя, но её можно уменьшить с помощью методов, которые облегчают усвоение трудной информации. Именно так, например, работают принципы «от простого к сложному» или «от части к целому», которые используются в построении большинства учебных программ.

Внешняя (посторонняя) нагрузка.

Она относится к способу представления новой информации

Внешняя нагрузка не связана непосредственно с содержанием учебного материала, но создаётся необязательными факторами, отвлекающими внимание от обучения. Например, нелегко одолеть тему, если преподаватель объясняет её слишком сложно, а логика подразделов внутри темы слишком запутанная

Источником внешней нагрузки могут быть и лишние умственные усилия, которые приходится тратить на изучение предмета. Представьте, что ученик видит перед собой картинку с диаграммой. Если ему придётся постоянно листать страницы учебника в попытках расшифровать её, у него уйдёт значительно больше энергии, чем если рядом с диаграммой будет памятка с пояснением всех содержащихся в ней данных.

К лишней нагрузке можно отнести и внешние факторы, такие как громкая музыка, шум с дороги или стройплощадки, словом, любые посторонние стимулы, отвлекающие от обучения.

Уместная (релевантная) нагрузка.

Она включает компоненты, помогающие обрабатывать информацию и строить схемы в долговременной памяти. Например, уместной нагрузкой может быть алгоритм, которому ученик будет следовать при решении трудной задачи по математике. Систематическая организация уместной нагрузки облегчает сложное обучение и помогает запоминанию.


Кадр: фильм «Детство Шелдона» / CBS

До недавнего времени эксперты считали, что в процессе обучения все эти три типа суммируются и влияют на размер общей когнитивной нагрузки. Однако в 2019 году Джон Свеллер совместно с коллегами Йеруном ван Мерриенбуром и Фредом Паасом опубликовал научную , где они сформулировали изменения, которые претерпела теория когнитивной нагрузки за годы исследований.

Исследователи изменили своё мнение о влиянии уместной когнитивной нагрузки: теперь считается, что сама по себе она не вносит вклада в общую нагрузку, а помогает перераспределять ресурсы рабочей памяти от посторонней деятельности к внутренним аспектам задачи.

Такие выводы учёные сделали, основываясь на многочисленных эмпирических исследованиях: они показали, что общая когнитивная нагрузка снижается после уменьшения внешней нагрузки, даже если при этом внешняя нагрузка заменяется релевантной.

Если же общая когнитивная нагрузка из-за сложности изучаемого материала и посторонних отвлекающих факторов велика и превышает возможности рабочей памяти ученика, у него может возникнуть когнитивная перегрузка. Проще говоря, мозг начнёт работать хуже, чем может: упадёт продуктивность, повысится вероятность ошибок. Мыслительные способности могут и вовсе отключиться на время, а значит, человек временно перестанет воспринимать и усваивать информацию. Он будет больше уставать, а его уровень стресса повысится. Обучение в такой ситуации может оказаться просто бесполезным.

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Статистические методы

Все этапы обработки и анализа были выполнены в MATLAB Адамом Хэмпширом при участии Уильяма Тренера. Визуализация проводилась в R (v4.0.2) Джозефом Бэрнби и Эми Джолли. Этапы предварительной обработки описаны далее. Участники, не заполнившие расширенную анкету, или в возрасте до 16 лет были исключены из анализа. Каждый тест был разработан для получения одного основного показателя эффективности, основанного на точности (подробности о тестах приведены ниже). Значения, превышающие пять стандартных отклонений от среднего, были винзорированы (значения не отбрасывают, а заменяют на ближайшие к ним из оставшихся — прим. ред.). Побочные переменные были исключены путем применения обобщенной линейной модели и использования стандартизованных остатков относительно переменных для преимущественного анализа. Этот двухэтапный подход был выбран, так как он позволяет обрабатывать очень большие объемы данных при наличии множества побочных переменных (например, возраст). При этом подходе модель для изучения интересующих эффектов имела минимально возможную сложность. Также это снижало вероятность переобучения модели (англ. model overfitting — прим. ред.) при использовании модели для различных по характеристикам небольших подгрупп. Побочными переменными были возраст, пол, расовая принадлежность, пол, преобладание правой или левой руки, родной язык (английский по сравнению с другими), страна проживания (Великобритания по сравнению с другими), уровень образования, профессиональный статус и годовой заработок. Носители английского языка, проживающие за пределами Великобритании, были исключены при редактировании статьи на основании отзывов рецензентов. Возраст в годах был взят в модели до третьего порядка, чтобы точно соответствовать нелинейным кривым возраста. В анализ были включены только полные наборы данных без восстановления пропущенных значений.

Общий итоговый балл, баллы по компонентам и девять баллов по отдельным тестам с исключенными побочными переменными были взяты для анализа с помощью общего линейного моделирования. Первый анализ искал различия в баллах когнитивных тестов между людьми, которые не болели и теми, кто сообщил, что, по их мнению, они уже перенесли COVID-19. Эти участники были классифицированы по шкале тяжести на:

  1. тех, у кого не было нарушения дыхания;
  2. тех, у кого были проблемы с дыханием, но они не получали медицинской помощи;
  3. тех, у кого были проблемы с дыханием и которые получали медицинскую помощь на дому;
  4. тех, кого доставили в больницу, но не находились на ИВЛ;
  5. тех, кто находился на ИВЛ.

Затем следующие модели, сфокусированные на суммарном балле тестирования, оценивали, как на когнитивный дефицит влияют другие факторы. Они были включены в качестве дополнительных факторов в общую линейную модель (далее — ОЛМ):

  1. лабораторное подтверждение инфекции COVID-19;
  2. сообщения об остаточных симптомах COVID-19;
  3. распространенные ранее существовавшие медицинские состояния, которые влияют на дыхательную или иммунную систему и могут быть связаны с когнитивным дефицитом;
  4. ранее существовавшие психические состояния;
  5. 12 пунктов по шкале самостоятельной оценки настроения NHS, касающиеся частоты депрессии, тревожности, бессонницы, усталости и проблем с концентрацией внимания;
  6. количество месяцев от появления симптомов до оценки когнитивных функций.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий