Предварительное расследование: понятие
Предварительное расследование — независимая ступень в производстве уголовного дела, которая является следствием открытия уголовного дела. Основными целями этого этапа является стремительное и полноценное выяснение всех обстоятельств совершения противоправного деяния; нахождение виновников преступления; совершение действий для покрытия материального вреда.
Предварительное расследование может быть проведено только лицами, которые получили право на эту деятельность от правоохранительных органов. В соответствии с тем, какого типа преступление, процессы предварительного следствия совершаются или органами дознания, или органами предварительного следствия.
Предварительное следствие можно считать главным видом выяснения обстоятельств совершения противоправного деяния.
Процессы предварительного расследования могут совершать лица, которые имеют на это права, то есть следователи. Они совершают процессы предварительного следствия для того, чтобы быстро и полноценно выяснить все обстоятельства совершения противоправного деяния, найти виновников совершения преступления.
Процессы предварительного следствия могут быть осуществлены следователи разных уровней, например, из СК Российской Федерации, ФСБ Российской Федерации, МВД Российской Федерации, госнаркоконтроля.
Иным видом выяснения обстоятельств совершения противоправного действия считается дознание. Дознание совершают другие органы, также разнятся периоды проведения расследования, полнота собранной информации. Как правило, процессы дознания совершают в отношении дел, в рамках которых не нужно совершать предварительное следствие.
Кто имеет полномочия открывать уголовные дела и совершать неотложные розыскные мероприятия
Открывать уголовные дела, а также совершать розыскные мероприятия неотложного характера могут:
- Командиры судов различного типа (речные\морские), которые совершают дальнее плавание, в отношении уголовных дел, которые были осуществлены на этих типах кораблей.
- Начальниками геологоразведочных организаций, а также мест зимовки, которые находятся в удалении от расположения различных органов дознания\следствия, которые упомянуты законе, в отношении уголовных дел, которые были совершены в местах организации зимовок\нахождения геологоразведочных организаций.
- Начальниками дипмиссий, консульств Российской Федерации в отношении уголовных дел, которые были проведены на землях этих учреждений.
Все указания следователя\дознателей в отношении уголовных дел должны быть обязательно исполнены федеральными и общественными учреждениями, официальными лицами, а также простыми людьми. Контроль законности совершенных деяний и постановлений органами предварительного следствия производит прокуратура.
Кто такой следователь и чем он занимается?
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено две различных формы, в которых может производиться расследование уголовного дела: следствие и дознание. Соответственно, как вы уже, наверное, догадались, в первом случае, его осуществляет следователь, а во втором – дознаватель.
На сегодняшний день следственные аппараты имеются в штате трех российских ведомств, в число которых входят: Следственный комитет, МВД, ФСБ. Каждый из этих органов уполномочен расследовать дела, отнесенные к его компетенции.
Для того, чтобы понять, какие дела расследуют следователи указанных ведомств, нам придется заглянуть в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, где перечислены составы преступлений, которыми занимаются органы следствия.
Так, СК РФ, занимается, как правило, наиболее тяжкими преступлениями (убийства, бандитизм, коррупция и др.).
Основной массив всех дел расследуют следователи МВД. Чаще всего им приходится работать с кражами, грабежами, мошенничествами.
Особенности дознавателя
К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.
Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.
Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.
Полномочия дознавателя
Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.
Полномочия дознавателей органов внутренних дел:
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
- принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
- производство процессуальных действий по делу;
- прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
- приостановление дознания;
- направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.
Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:
- В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
- Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.
Функции
Должностное лицо, в подчинении которого находится орган дознания, и дознаватель организуют осуществление необходимых мероприятий для обнаружения, предупреждения и пресечения преступных посягательств. Они также принимают меры для выявления и изобличения виновных субъектов. В законодательстве установлены обязанности начальника относительно дел, по которым необходимо проведение предварительного следствия. В частности, в предусмотренном кодексом порядке руководитель должен оказать содействие уполномоченному служащему при принятии последним решения по вопросу наличия либо отсутствия оснований и поводов для начала производства.
Должностное лицо, возглавляющее орган дознания, вправе сам возбудить дело. При необходимости руководитель может лично осуществить неотложные мероприятия по выявлению обстоятельств вероятного преступления. Он также вправе поручить их выполнение соответствующим служащим своего подразделения. Данная возможность закреплена в ст. 146 кодекса. Руководитель обеспечивает выполнение поручений, данных следователем, прокурором либо должностным лицом, возглавляющим следственный отдел, реализацию оперативно-розыскных мероприятий подчиненными ему сотрудниками.
В его полномочия также входит организация участия служащих в производстве отдельных процедур, осуществляемых служащими других подразделений в установленных в законе случаях. Лицо, которое возглавляет орган дознания, передает результаты выполненных по указаниям мероприятий в отделы или сотрудникам, от которых они поступили. По запросу прокурора или руководителя уполномоченного подразделения он выделяет необходимое число подчиненных для участия их в выявлении обстоятельств вероятного преступления в составе оперативной группы. Указания, которые направляет в орган дознания следователь, являются для обязательными для исполнения. Их обжалование не приостанавливает их реализацию.
Профилактическая работа в деятельности дознавателя
Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.
Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений
Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.
Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.
Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:
- проводит обзорные лекции;
- выступает с сообщениями перед населением;
- делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.
Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.
Окончание предварительного расследования
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 – 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 – 32.1 УПК РФ).
Предварительное следствие может оканчиваться:
- прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) в случаях, когда в процессе расследования были установлены обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, или собранные доказательства явились недостаточными для изобличения лица в совершении преступления;
- направлением дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Данная форма окончания расследования обусловливается формированием позиции обвинения, достаточностью собранных доказательств для изобличения лица в совершении инкриминируемого ему преступления и категоричной уверенностью следователя относительно дальнейшей судебной перспективы данного дела;
- направлением уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Данная форма носит весьма специфический характер и имеет место только при особом порядке уголовного судопроизводства, связанном с применением принудительных мер медицинского характера. Процедура такого варианта окончания досудебного производства регламентируется отдельной ст. 439 УПК РФ.
Дознание может оканчиваться:
- прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ);
- направлением дела в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 УПК РФ). Данные формы окончания дознания по своей сущности и задачам схожи с окончанием следствия с обвинительным заключением. Их отличия не являются принципиальными и носят процедурный характер (например, различные сроки, различный порядок ознакомления участников с материалами дела и т.д.);
- направлением уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Этот порядок окончания дознания не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связан со сменой формы расследования. Тем не менее в подобной ситуации процессуальные правоотношения, составляющие содержание дознания, перестают существовать, а взамен им появляются новые – составляющие содержание следствия.
Передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда:
- истекли предельно допустимые сроки дознания;
- в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусматривает ч. 3 ст. 150 УПК РФ;
- имеется указанием прокурора об этом (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).
В ч. 2 ст. 158 УПК РФ закреплено правило, согласно которому, независимо от формы окончания предварительного расследования, следователь или дознаватель, окончив производство по уголовному делу, вправе наряду с уголовным преследованием виновного в преступлении принять меры профилактического свойства. Оно заключается во внесении дознавателем, следователем в адрес соответствующих организации или должностного лица представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.
Права и обязанности прокурора
Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.
Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса
Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника
Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.
Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. Прокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.
Органы дознания
Список организаций, которые могут производить процессы дознания, прописаны в Уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации. Так к таким организациям можно отнести, по статье 40 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации органами дознания могут быть подразделения МВД Российской Федерации, другие органы исполнительной ветви власти, у которых есть права, согласно ФЗ РФ, производить оперативно-розыскные мероприятия; подразделения Федеральной службы судебных приставов; начальники военных подразделений, формирований, главы воинских организаций; подразделения федерального пожарного контроля федеральной противопожарной службы.
Процессы дознания также могут быть совершены сотрудниками дознания из пограничных органов ФСБ. Они могут производить эти действия в отношении уголовных дел, которые прописаны в статьях 253\256, а также в статьях 322\323 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Общие права, которые имеют органы дознания
Органы дознания способны совершать процессы дознания в отношении уголовных дел, в которых производить предварительное следствие не нужно; совершать безотлагательные процедуры в отношении уголовных дел, что предусматривают проведение в обязательном порядке процедуры предварительного следствия.
Проводить процессы дознания могут не только уполномоченные сотрудники прокуратуры\МВД, но и:
- Начальники различных видов кораблей (речные\морские), которые находятся в дальнем плавании, в отношении уголовных дел, которые были совершены в процессе плавания.
- Начальниками геологоразведочных организаций, а также мест зимовки, которые находятся в отдалении от всех органов дознания, в отношении уголовных дел, которые были совершены в процессе проведения геологоразведочных мероприятий\зимовки.
- Начальниками дипмиссий, а также консульств Российской Федерации, в отношении уголовных дел, которые были проведены на территории дипмиссий\консульств.
- Начальниками команды российской части Международной космической станции в отношении уголовных дел, которые были совершены на территории МКС или в пространстве в космосе в процессе проведения мероприятий за пределами корабля.
Права, которые имеют органы дознания, которые не являются процессуальными
Из-за того, что перечень исполняемых органами дознания задач крайне широк, официальные лица органов дознания исполняют разные миссии, которые формируются, исходя из потребностей органов федеральной власти.
В перечень официальных лиц, которые могут совершать процессы дознания, возможно добавить оперуполномоченных, то есть официальных лиц, у которых существуют права для расследования противозаконных действий, поиску граждан, которые совершили противоправные действия, в также поиску граждан, которые считают пропавшими без вести.
Другие официальные лица органов дознания имеют управленческие или наблюдательные права в разных областях общественных отношений, однако несмотря на то что у них есть подследственное положение, не обязательно они могут участвовать в процессе следствия.
Как устроены органы дознания
Отделения органов дознания являются отдельными подразделениями структуры правоохранительных органов, которая состоит из сотрудников дознания, главы отдела дознания, заместителей главы отдела дознания, главы всей структуры дознания, а также заместителей главы. Отделения органов дознания нужны для того, чтобы совершать процессы предварительного следствия в отношении уголовных дел, что не требуют предварительного следствия в обязательном порядке. Глава отдела дознания, глава органа дознания, а также заместители этих начальников обладают рядом прав как административной природы, так и процессуального положения сотрудника дознания.
Характер мероприятий
При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:
- Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
- Начать действия, относящиеся к неотложным.
Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.
Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.
Классификация дознавателей
Стоит помнить, что везде есть своя классификация, у дознавателей в том числе. Разница у них заключается в методе работы:
- всё расследование проводит в виде дознания;
- выполняет неотложные действия, когда улика, свидетель или что-либо ещё в скором времени испортится, пострадает и не сможет быть в будущем полезным.
Что делают дознаватели:
- осуществляют предварительное расследование;
- способствуют быстрому раскрытию преступления;
- гарантируют правильное применение закона;
- проводят следственные действия.
Работа дознавателя, конечно, является схожей с работой следователя, но главное их различие в том, что первые являются более урезанной версией вторых. Больше бюрократии, больше бумаг, больше ограничений и меньше возможностей.
В каждом полицейском отделе имеется свой отдел дознания. Отделы часто взаимодействуют, из-за чего их работа становится более продуктивной и слаженной.
Кто такие дознаватели?
Дознаватели, так же как и следователи, имеют право на проведение следственных действий во время расследования уголовного дела. Но при его проведении в форме дознания процедура по привлечению подозреваемого в качестве обвиняемого обычно не выполняется. По окончании расследования составляется обвинительный акт.
Дознаватели имеют право:
— проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
— принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях.
Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
— осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
— применять меры принуждения, которые разрешены законом;
— действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
— осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.
Кто уполномочен проводить дознание:
— органы внутренних дел;
— сотрудники органов таможенных служб;
— органы госнаркоконтроля;
— сотрудники органов пограничной службы.
Статус дознавателя приобретается либо по должности, либо по возложении соответствующих полномочий начальником органа дознания.
Должностные лица
Кто конкретно представляет орган дознания в уголовном процессе? В первую очередь следует отметить, что учреждение само по себе не может принимать каких-либо решений. Оно также не может осуществлять действия. Орган дознания – это структура, состоящая из конкретных физлиц. Главным из них выступает руководитель подразделения. Все предписания, которые адресует системе законодательство, не могут реализовываться в обход этого лица. В связи с этим верным представляется суждение, присутствующее в юридических изданиях о том, что решения, которые принимает орган дознания в уголовном процессе, не могут иметь силы до момента их утверждения руководителем. Рассмотрим подробнее специфику его статуса.
Полиция
Она представляет собой систему государственных исполнительных структур, работа которых направлена на обеспечение защиты свобод, здоровья, прав, жизни граждан, их имущества, а также интересов государства и общества от преступных посягательств. Этот институт обладает возможностью использовать в рамках своих полномочий меры принуждения, определенные в законодательстве. Он включен в систему МВД и разделяется на криминальную полицию (орган дознания) и обеспечивающую общественную безопасность. В состав первой входят научно-технические, оперативно-розыскные и прочие подразделения. В их компетенцию входит решение оперативных задач и содействие полиции общественной безопасности. Структура этой системы утверждена правительственным постановлением № 925. В составе полиции общественной безопасности присутствуют:
- Подразделения ППС.
- Дежурные части.
- Подразделения ГИБДД.
- Отделы вневедомственной охраны.
- ИВС.
- Участковые полиции.
- Прочие подразделения, необходимые для реализации поставленных задач.
Заключение
Необходимо сказать, что следственные структуры и органы дознания находятся в постоянном тесном взаимодействии. Между этими подразделениями происходит постоянный обмен информацией. Орган дознания выполняет важнейшую работу в рамках производства по делу. Он не только проверяет сведения о вероятных преступлениях, но и проводит неотложные оперативные мероприятия. Большое значение в организации работы подразделения имеет деятельность руководителя. От его профессионализма зависит эффективность проводимых мероприятий, их своевременность, актуальность.
Указания, которые поступают от следственных органов, являются обязательными для исполнения. Это, однако, не означает, что служащие, ответственные за их реализацию, не могут выражать несогласие с ними. Так, санкция прокурора может быть обжалована стоящему над ним должностному лицу, указание следователя – руководителю соответствующего отдела. Тем не менее оспаривание не приостанавливает исполнение распоряжений. Органы дознания выступают в качестве одного из ключевых звеньев в уголовно-процессуальной системе. От их работы зачастую зависит результат оперативно-розыскных мероприятий, своевременное установление личностей преступников и привлечение виновных к ответственности.