Отличие социализма от коммунизма: основные идеи, история

Маркс, Энгельс, Ленин

Если говорить о том, в чем, по мнению экономических гениев прошлой эпохи, состоит построение коммунизма через переходную стадию социализма, особо стоит отметить Карла Маркса с его фундаментальным трудом «Капитал», написанным при участии Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, который развил основную концепцию применительно к отдельно взятой стране.

Что из этого получилось, мы знаем.

Однако мало кто из нас сегодня особо задумывается над тем, что изложил Маркс в своей работе. А зря. Там описаны принципы капитализма, которые, увы, сегодня работают куда эффективнее. Но, как он считал, от этого нужно было отказаться, а Ленин в том плане пошел еще дальше. Кто не знает обоснование социалистической революции и революции в обществе вообще, когда оно поделено на классы: «Верхи не могут, низы не хотят»?

Иными словами, верхушка власти не справляется с управлением общественным строем, а люди в такой ситуации не желают мириться с существующим положением вещей и требуют перемен.

Опять же, все это обусловлено чисто экономическими соображениями, поскольку неравенство в социальном положении здесь играет намного большую роль, нежели отношения между членами общества в плане моральном. Грубо говоря, это обычное противостояние между власть и деньги имущими и теми, у кого нет ни того, ни другого.

Отдельно стоит сказать, что по непонятным до сих пор причинам идеи социализма и коммунизма включают в себя и так называемый научный атеизм, заключающийся в отрицании Бога. Ставшая крылатой фраза Карла Маркса о том, что религия – это опиум для народа, и в наше время вызывает достаточно много споров. В СССР данный принцип получил максимальное развитие, ведь после революции 1917 года церкви сносились, служители преследовались, неугодные режиму отбывали свои сроки на каторгах, а многие предпочли уехать из страны. К чему этот привело? К полной деградации общества.

Однако не все так плохо. Заметьте, даже в период обороны Москвы в Великую Отечественную сам Сталин разрешил проводить богослужения в оставшихся церквях и монастырях. Может, именно это и помогло отстоять столицу?

Отличие принципов

Сравнивая идеи социализма и коммунизма, стоит отметить, что основу и того и другого учения составляет полное равенство людей. Этим самым выдвигается идея о том, что в этих обществах не должно быть ни богатых, ни бедных людей. Этот вопрос касается лишь экономической стороны. Ведь существует еще и качественное развитие личности, когда один человек сравнивается с другим по его духовному развитию и творческим возможностям. Но об этом в принципах социализма и коммунизма речи даже и не идет. Таким образом, рассматривая вопрос об отличии этих двух общественных формаций, говорят лишь об экономической стороне. При этом моральные отношения между людьми не рассматриваются.

Исходя из принципа социалистического общества, средства, предназначенные для выпуска материальных благ, принадлежат только тем, кто занимается производством товаров или услуг. И не более того. Концепция вовсе не рассматривает вопрос распределения денег. Ведь отказаться от них социализм просто не может.

Что касается принципов коммунизма, то они обладают некоторыми отличиями. В них присутствует идея всемирного братства и равенства. Если рассматривать обоснование данной идеи с чисто экономической стороны, то можно понять, что средства производства, имеющиеся в обществе, а также материальные блага должны распределяться между людьми одинаково или исходя из их потребностей. При этом надобность в деньгах отпадет сама собой. Ведь они служат средством экономических отношений, которых на высшей стадии развития общества не будет.

Рассмотрев основные отличия двух описанных фракций, все же неясным остается ответ на вопрос, можно ли прийти к коммунизму. На данную тему до сих пор продолжают вести свои споры ученые, ведь аргументов «за» и «против» достаточно много. От чего же зависит успех создания столь справедливого общества? Кто заставит капиталистов отказаться от имущества, чтобы затем все люди смогли пользоваться им? Способен ли человек перемениться и подобреть настолько, чтобы наступило желанное благоденствие? Все это и является утопией. Построение коммунизма напрямую зависит от мудрости и крепости людей. Причем это касается как общества в целом, так и каждого его члена в отдельности. Но понятно, что те, кто богаче других, подобных перемен не пожелают. Однако их меньшинство, и решить вопрос о построении общества им одним не под силу. Люди, пережившие и отвергнувшие социализм, продолжают мечтать о коммунизме, осознавая большую разницу между этими двумя устройствами. Исполнится ли их желание? Время покажет.

Капитализм, социализм, коммунизм
– формы экономического устройства общества. Их можно назвать этапами отношений. Многие мыслители занимались их изучением. У разных авторов различные взгляды на капитализм и социализ
м, на другие модели, которые пришли им на смену,
и последствия их существования. Рассмотрим далее основные концепции.

Что такое коммунизм?

При изучении трудов классиков марксизма становится понятно, что это некий гипотетический экономический и общественный строй, в основе которого лежит полное равенство, а также национализированная собственность на средства производства. Подобная формация, которая обозначается термином «коммунизм», предполагает наличие высокоразвитых производительных ресурсов, отсутствие социальных классов, упразднение государства как такового, изменение функций денег и постепенное их отмирание. Основным принципом коммунистического общества, по мнению основателей марксизма, должен стать лозунг «От каждого по способностям, каждому – по его потребностям!».

Исходя из того, что коммунизм является высшей стадией в развитии общественных отношений, он должен преодолеть основную экономическую проблему человечества, касающуюся отчуждения производственных средств. При этом стоит отметить, что человек рассматривается освобожденным от всякой кабалы. Ведь становление экономики будет происходить быстрее, чем растут потребности личности. Развитие средств, предназначенных для производства, а также личности человека происходит творчески и свободно. Оно перестает подчиняться классовой выгоде.

Разумеется, представить себе, что люди в один момент и добровольно поделятся с остальными всем своим нажитым, просто невозможно. Тем не менее добровольность подобного отказа от своего накопленного является одной из особенностей коммунизма и тем, чем он отличается от социализма. Согласно теории построения подобного общества, люди должны осознать, что им лучше проявлять заботу о своих ближних. Жить только для себя – это эгоистично. Общество станет коммунистическим постепенно. Причем произойдет это эволюционным путем, без смуты и потрясений.

Подобные идеи своего воплощения так и не нашли. Порой их считают утопическими. Ведь сложно, исходя из современных позиций, представить себе человека, который бы был способен воплотить принципы коммунизма на практике. Может быть, исходя из этого, теоретики, разрабатывающие данное направление, считали, что для построения подобного высшего общества необходима мировая революция.

Чем отличается коммунизм от социализма? Исходя из трудов классиков марксизма, последнее понятие является явлением временным и вынужденным. Экономика социализма подразумевает обобществление собственности, а также наличие диктатуры пролетариата. Они являются средствами и инструментами, необходимыми для достижения такого состояния в развитии производства, когда оно станет удовлетворять все потребности человека и давать даже еще немного больше.

Социализация средств и диктатура пролетариата являются временной мерой. Они способствуют чрезвычайному управлению обществом для достижения главной цели – построения коммунизма.

Подробности

Характерным для неё считалось всеобщее равенство во всём, в том числе и социальное, быстрый рост развития промышленности, общность всего, что производилось в процессе хозяйственной деятельности. Речь шла о социализме. Идейными теоретиками этой концепции были Шарль Фурье, Пьер Леру  и, известный уже нам по идее о коммунизме, Карл Маркс. Модель социалистического строя была применена в ряде стран, но приспособлена к их историческим и культурным  особенностям. И всё-таки такой социализм не реализует тех идей, которые выдвигали учёные-теоретики.

Но именно на социализм возлагались надежды, считая его этапом для перехода от капитализма к коммунизму.

Идеи социализма и коммунизма во многом идентичны. Обе философии, и социализм и коммунизм, имеют экономический характер. Упор в них идёт на собственность общественную. Кроме того, пытаются решать проблемы эксплуатации труда рабочих, чтобы стереть черту социального неравенства.

Несмотря на общность некоторых моментов между социализмом и коммунизмом есть и различия.

Первое отличие социализма от коммунизма

– это отношение к собственности. При социализме вся собственность народная, но распоряжаться ею по своему желанию нельзя. Только то, что заработано, принадлежит человеку, т.е. собственность может быть только строго определённой. При коммунизме должен быть полный отказ от всего накопленного и добровольность в разделе нажитого.

Существование общественного строя обеспечивается его постоянным развитием. Разработки природных месторождений, технологические процессы, промышленное производство по теориям, как социализма, так и коммунизма – это собственность народа. Но владение гражданами результатами от всех ресурсов и технологий для каждого строя различно. Социалистический строй даёт возможность взять столько сколько заработал. Коммунистический строй даёт право пользоваться тем, что получено всеобщим трудом. Это можно считать ещё одним принципиальным отличием каждого строя.

Переход общества

к установлению коммунистического или социалистического строя также имеет различия. Коммунизм связан только с революционными преобразованиями, требующими восстания рабочего класса против правящего класса. Для социалистического строя не нужны репрессии и жестокость. Здесь приветствуется демократический подход к реформированию политической структуры. Свержение её исключено.

Коммунистический строй считается более справедливой формой устройства общества.

Что такое социализм?

Данный термин обозначает учения, основной целью и идеалом которых является осуществление определенных принципов. Это равенство, свобода и социальная справедливость.

Также под социализмом понимают такой общественный строй, который воплощает в себе указанные выше принципы. Его основной целью является свержение капитализма и построение в ближайшем будущем самой совершенной формации, стоящей на пике развития человечества, – коммунизма. Для решения подобной задачи социалистическим строем мобилизуются все ресурсы, находящиеся в его распоряжении. При этом реализуется главный принцип общества, который звучит так: «От каждого по способностям, каждому по его труду!»

В период социализма все люди являются равными. При этом общественном строе национализированы средства производства, но в то же время присутствует и небольшая доля частной собственности. Все люди, живущие при социализме, работают для развития промышленного потенциала государства. С этой же целью постоянно разрабатываются и внедряются новые технологии. Все имеющиеся у страны блага при социализме распределяются справедливо. Каждому человеку дано право на определенную часть, эквивалентную его вкладу в общественно полезный труд. Мерой благ являются деньги, которые считаются пережитком предшествующего капиталистического строя. Своих граждан подобное государство воспитывает и готовит к жизни в грядущем коммунизме.

История знает и наиболее распространенную форму практической реализации данной теории. Ею является государственный социализм, который построен на полном контроле высших звеньев структуры власти над экономикой. При этом подразумевается ведение планового хозяйства и наличие командно-административной системы.

Порой под термином «социализм» понимают и совершенно иное построение общества. В нем имеется наличие капиталистической экономики, сочетающейся с социальным государством. Примером тому может служить шведская модель социализма.

Общее между социализмом и коммунизмом

В 19 веке слова «социализм» и «коммунизм» часто были взаимозаменяемы, например Марксом в его работах. Кроме того, обе теории берут свое начало в работах европейских мыслителей 18 века Жана Жака Руссо и Гегеля, воплощая идею о том, что все люди равны.

Оба течения возникли во времена промышленной революции, когда владельцы фабрик и заводов обогащались за счет эксплуатации наемных рабочих, что неизбежно привело к явному классовому разделению и недовольству рабочего класса.

В основе каждого из этих понятий лежит представление о государстве, лишенном экономического неравенства, частной собственности и диктатуры правящей элиты. Основная цель этих идеологий – улучшить жизнь простого рабочего человека через равное распределение материальных благ. Земельные ресурсы, полезные ископаемые, производственные мощности должны быть равно доступны для каждого человека.

Марксизм и научный социализм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс верили, что сознание наёмных работников («пролетариат», или «рабочий класс» в широком марксистском смысле) определяется «бытием», или «зарплатной эксплуатацией», что приводит к поиску свободы за отмену капиталистической собственности в обществе. Карл Маркс писал: «Не сознание человека определяет его бытие, а социальное бытие определяет сознание». Благодаря такому полилогизму, Марксу удавалось избежать научного анализа разработанной им системы, поскольку было достаточно объявить оппонентов носителями «буржуазной» логики.

Согласно марксистской версии в изложении Энгельса, социализм – это исторический период, который заменит капитализм и будет предшествовать коммунизму. Основной чертой социализма (как считали Маркс и Энгельс после Парижской коммуны 1871 г.), будет контроль пролетариата над средствами производства через социалистическую державу, которая будет отстаивать интересы пролетариев.

Экономическая деятельность всё еще должна основываться на обмене, разделении на социальные классы, хотя и не таком сильном, как при капитализме. Для ортодоксальных марксистов, социализм ниже степени коммунизма и основан на принципе «от каждого по способности, каждому по труду». Переход на более высокую ступень основан на принципе «от каждого по способности, каждому по потребностям». Он возможен только после того, как автоматизация и повышение эффективности производства на низшей ступени приведёт к избытку товаров и услуг.

Маркс считал, что созданные капитализмом материальные производительные силы (в промышленности и торговле) образуют кооперативное общество, поскольку производство становится массовой, социальной, коллективной деятельностью класса рабочих для создания товара, но с частной собственностью.

Конфликт между коллективным характером производства и частной собственностью на полученный товар вызовет сознательное желание рабочего класса установить коллективную собственность на средства производства. В результате этого появится общество демократического сотрудничества. Наконец, государство, которое существовало во всех предыдущих обществах для подавления угнетённых классов, отойдёт в историю.

Социализм

Современный социализм уходит своими корнями в идеи, сформулированные Анри де Сен-Симоном (1760–1825 гг.), Который сам был поклонникомАдама Смита, но чьи последователи разработали утопический социализм: Роберт Оуэн (1771–1858 гг.), Шарль Фурье (1772 г.) –1837), Пьера Леру (1797–1871) и Пьера-Жозефа Прудона (1809–1865), который известен тем, что заявлял, что «собственность – это воровство».

Эти мыслители выдвигали такие идеи, как более эгалитарное распределение богатства, чувство солидарности между рабочим классом, лучшие условия труда и совместное владение производственными ресурсами, такими как земля и производственное оборудование.Некоторые призывали государство взять на себя центральную роль в производстве и распределении.Они были современниками ранних рабочих движений, таких как чартисты, которые настаивали на всеобщем избирательном праве мужчин в Великобритании в 1830-х и 1840-х годах. На основе утопических идеалов ранних социалистов был основан ряд экспериментальных сообществ; большинство из них были недолговечными.

В этой среде зародился марксизм. Энгельс назвал его «научным социализмом», чтобы отличить его от «феодального», «мелкобуржуазного», «немецкого», «консервативного» и «критически-утопического» направлений, выделенных для критики в «Манифесте коммунистической партии». Социализм на заре своего существования представлял собой расплывчатый пучок конкурирующих идеологий, и так и остался. Отчасти причина в том, что первый канцлер недавно объединенной Германии Отто фон Бисмарк украл гром социалистов, когда он реализовал ряд их политических мер.

Бисмарк не был другом социалистических идеологов, которых он называл «врагами Рейха», но он создал первое на Западе государство всеобщего благосостояния и ввел всеобщее избирательное право мужчин, чтобы противостоять идеологическому вызову левых. «Коммунистический манифест», эссе Карла Маркса, в котором излагается теория истории как борьбы между экономическими классами, которая неизбежно выльется в апогей в результате ниспровержения капиталистического общества, точно так же, как феодальное общество было свергнуто во время Французской революции, прокладывая путь буржуазной гегемонии ( буржуазия – это класс капиталистов, контролирующий средства экономического производства).

Маркс и его современники были убеждены, что капиталистическая система производства по своей сути несправедлива и порочна. Еще более тревожным было то, что он был пронизан противоречиями, которые неизбежно привели бы к его собственному упадку. Например, капитализм способствует конкуренции между фирмами за производство товаров с наименьшими затратами, потому что кто будет покупать ткань по 10 долларов за ярд, когда конкурент готов продать ту же ткань по 9 долларов?

Аргумент гласит, что капиталисты должны конкурировать, чтобы стать дешевыми производителями, чтобы иметь возможность продавать свои товары на свободном рынке сознательным потребителям и поэтому будут создавать новые технологические инновации или работать над снижением заработной платы, чтобы иметь возможность подорвать конкуренцию. Конкуренты, конечно, будут заниматься аналогичными занятиями. В результате фирмы всегда едва получают прибыль, и в конечном итоге норма прибыли стремится к нулю. Проблема падающей нормы прибыли была определена Адамом Смитом, Давидом Рикардо и Карлом Марксом, среди некоторых других, как механизм, который уничтожит капитализм, поскольку со временем он станет неустойчивым.

В то время как предприятия конкурируют, рабочие также конкурируют друг с другом за заработную плату, доводя заработанные рабочие суммы до того, что Адам Смит назвал «прожиточным минимумом». Это означает, что в то же время рабочие вовлечены в борьбу с владельцами бизнеса за сохранение своей заработной платы, за удобства на рабочем месте, льготы, безопасность и так далее; они также борются друг с другом за то, чтобы получить работу и хорошую зарплату. Зачем нанимать рабочего, требующего 15 долларов в час, если кто-то с такой же квалификацией готов работать за 10 долларов в час?

В результате рабочие как социальный класс ограничены в своей вертикальной мобильности, и возникает все большее неравенство между рабочим и капиталистическим классами. Доказательства этого механизма становятся очевидными, если вы посмотрите на растущий разрыв в заработной плате между заработной платой среднего рабочего в компании и их генеральных директоров или других руководителей. Или в накоплении богатства инвесторов, которые владеют большим количеством акций компании, и рабочих, которые владеют небольшой долей акций или совсем не владеют ими.

Особенности возникновения социализма

Идеология развивалась в течение довольно продолжительного времени. Однако сам термин “социализм” появился впервые только в 30-е гг. 19 столетия. Его автором считается французский теоретик Пьер Леру. В 1934 г. им была опубликована статья “Об индивидуализме и социализме”.

Первые идеи о формировании социалистической идеологии возникли еще в 16 столетии. В них выражался стихийный протест низших (эксплуатируемых) слоев в период начального этапа накопления капитала. Идеи об идеальном обществе, соответствующем человеческой природе, в котором отсутствует эксплуатация, а низший класс имеет все блага, стали именовать утопическим социализмом. Основоположниками концепции считаются Т. Мор и Т. Кампанелла. Они полагали, что общественная собственность обеспечит формирование условий лдя справедливого распределения благ, равенства, социального мира и благополучия населения.

Когда встречаются экономические и политические системы

С XIX века крайне левая марка социализма ратовала за радикальную перестройку общества – если не за прямую пролетарскую революцию, – которая перераспределила бы власть и богатство по более справедливым направлениям. Напряжения анархизма присутствовали и в этом более радикальном крыле социалистической интеллектуальной традиции.

Однако, возможно, в результате грандиозной сделки фон Бисмарка многие социалисты видели в постепенных политических изменениях средство улучшения общества. Такие «реформисты», как их называют сторонники жесткой линии, в начале 20 века часто поддерживали христианские движения «социального евангелия». Они одержали ряд политических побед: нормативные акты, предписывающие безопасность на рабочем месте, минимальную заработную плату, пенсионные схемы, социальное страхование, всеобщее здравоохранение и ряд других государственных услуг, которые обычно финансируются за счет относительно высоких налогов.

После мировых войн социалистические партии стали доминирующей политической силой в большей части Западной Европы. Наряду с коммунизмом, различные формы социализма имели большое влияние в недавно деколонизированных странах Африки, Азии и Ближнего Востока, где лидеры и интеллектуалы переделывали социалистические идеи в соответствии с местными особенностями – или наоборот. Исламский социализм, например, основан на  закята – требовании, чтобы благочестивые мусульмане раздавали часть своего накопленного богатства.

Тем временем социалисты богатого мира присоединились к целому ряду освободительных движений. В США многие, хотя и далеко не все, лидеры феминизма и движения за гражданские права поддержали аспекты социализма.

В то же время социализм стал инкубатором для движений, которые обычно называют ультраправыми. Европейские фашисты в 1920-х и 1930-х годах переняли социалистические идеи, хотя и сформулировали их в националистических терминах: экономическое перераспределение в пользу рабочих конкретно означало итальянских или немецких рабочих, а затем только определенный, узкий тип итальянских или немецких. В сегодняшней политической борьбе отголоски социализма – или экономического популизма, по мнению критиков, – легко различимы как справа, так и слева.

Основные идеи социализма

В соответствии с поставленными целями формировались программы их достижения.

Результат труда, в частности, предполагалось распределять согласно вкладу каждого индивидуального производителя. Ему должна была выдаваться квитанция, в которой отражался объем его труда. В соответствии с ним производитель мог получить предметы потребления из общественного запаса.

Господствующим при социализме провозглашался принцип эквивалентности. В соответствии с ним, обменивались одинаковые объемы труда. Однако поскольку разные люди имеют различные способности, то получать они должны неодинаковую часть предметов потребления.

В собственности людей не может быть ничего, кроме личных предметов потребления. В отличие от капитализма, в социализме частное предпринимательство было уголовным преступлением.

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Принципы социализма и коммунизма с точки зрения экономических отношений в обществе

Основа обоих учений состоит в полном равенстве людей, то есть выдвигается идея того, что в таком обществе нет ни бедных, ни богатых. Но это, если кто уже заметил, чистой воды экономическая сторона, ведь о качественном развитии личности и сравнении одного человека с другим в плане его духовного развития или творческих возможностей здесь речь не идет. Таким образом, рассматривать сам вопрос, связанный с тем, в чем состоит отличие социализма от коммунизма, нужно именно с точки зрения экономических, а не моральных отношений между людьми.

Основной принцип социалистического общества заключается в следующем: средства производства материальных благ принадлежат именно тем, кто их производит, не более того. В концепции нет ни слова о распределении денег. К тому же социализм как таковой не может отказаться от понятия денежных средств.

Принципы коммунизма несколько отличаются. Не говоря об идее всемирного равенства и братства, чисто экономический подход к обоснованию такой идеи говорит о том, что при принадлежности средств производства членам общества и производимые ими материальные блага распределяются между всеми одинаково (или в зависимости от потребностей).

Исходя из этого, нетрудно сформировать основные принципы каждого учения, которые сегодня считаются общепринятыми:

  • социализм: каждому – по труду;
  • коммунизм: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям.

Если говорить проще, при социализме человек получает блага в зависимости от того, как хорошо он работает, а при коммунизме отдельно взятый член общества проявляет свои способности максимально, в то время как результатом пользуются все люди, независимо от их развития или вклада в производство.

При всем этом общая концепция предполагает, что социализм является некой переходной фазой при построении коммунистических отношений. К тому же, если внимательно взглянуть на экономические принципы коммунизма, можно заметить, что и надобность в деньгах как средстве экономических отношений отпадает сама собой. Увы, история доказывает, что применение таких учений на практике к желаемому результату не приводит. По всей видимости, изначально заложенный идеализм, хотя все последователи таких идей от этого открещиваются, а также невозможность изменения самосознания личности и приводят только к тому, что общество получает извращенную идеологию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий