Корона и парламент
Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.
Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.
Примечание
Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.
Возникновение и становление английского парламента
Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.
Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.
Примечание
Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.
Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.
В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:
- Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
- Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.
Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.
Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.
Примечание
Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.
Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.
Организация деятельности[править | править код]
Порядок формированияправить | править код
Формирование палаты общин осуществляется путём всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы (англ. first past the post) относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Это означает, что для получения депутатского мандата кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей, при этом он вправе избираться в нескольких округах одновременно, а после объявления результатов выборов, в случае победы, он должен решить, какой округ будет представлять в палате общин.
Выборы в палату общин могут быть общими, то есть проходить одновременно на всей территории страны, или промежуточными, то есть проводиться дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результате смерти или отставки депутата.
Британское парламентское право содержит ряд условий, определяющих недопустимость участия в парламентских выборах. Так, не могут быть членами палаты общин: 1) иностранцы; 2) некоторые должностные лица, в частности — члены палаты лордов; 3) государственные гражданские и военные служащие; 4) лица, отбывающие наказание за государственную измену; 5) лица, страдающие психическими заболеваниями; 6) банкроты; 7) лица, признанные виновными в применении незаконных и бесчестных приёмов на выборах.
Пассивным избирательным правом обладают британские граждане, достигшие 21 года, за исключением перечисленных выше. В случае избрания в палату общин лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым к депутатам, выборы могут быть признаны недействительными, а такое лицо — дисквалифицировано, если только к моменту дисквалификации препятствия к занятию места в палате не будут устранены.
Составправить | править код
Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избирательных округов, которое может меняться в результате пересмотра их границ в зависимости от численности населения. В настоящее время, по итогам последних выборов 2017 года, депутатский корпус составляет 650 членов. После 2018 года планируется сократить число депутатов до 600 членов[когда?][уточнить].
Так как палата общин играет главную роль в осуществлении функций парламента, её депутатов принято именовать «членами парламента» (англ. Members of Parliament, сокращенно — MPs).
Члены парламента не вправе одновременно избираться в палату лордов, однако могут входить в состав правительства, которое формируется по представлению премьер-министра. Формально парламент не участвует в назначении премьер-министра — это прерогатива монарха. На практике монарх может назначить главой правительства только члена той партии, которая имеет большинство в парламенте, поскольку в соответствии с конституционным обычаем премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мандатов в палате общин.
Срок полномочийправить | править код
Срок полномочий палаты общин составляет 5 лет. Однако, до 2011 года Премьер-министр обладал правом в любой момент обратиться к монарху с просьбой о назначении досрочных выборов. Например, в случае, если парламент не поддерживал определенный правительственный закон Премьер-министр мог потребовать назначения досрочных выборов с целью представления этого законопроекта уже новому депутатскому составу. Разумеется, в случае изменения предпочтения избирателей после выборов Премьер-министр мог смениться.
В 2011 году парламентом был принят «Акт о фиксированном сроке полномочий парламента». В соответствии с этим актом досрочные выборы могут быть назначены исключительно в случаях:
- если не менее, чем 2/3 от общего состава парламента (включая вакантные места) проголосует за проведение досрочных выборов;
- парламент проголосует решение о выражении недоверия правительству Великобритании и в течение 14 дней после этого этот же либо другой состав правительства не получит решение парламента о доверии.
Парламент распускается за 17 дней до дня выборов. Таким образом, в течение избирательной кампании депутаты сохраняют свои полномочия и страна не остается без управления.
Внешние ссылки
- Авторитетные записи :
Политика в Великобритании | ||
---|---|---|
Коронованный | Королевская прерогатива · Тайный совет · Королевская семья | |
Исполнительная власть | Правительство · Премьер-министр ( Борис Джонсон ) · Офис (Великобритания) · Министры · Государственная служба · Департаменты · Исполнительные агентства | |
Парламент | Палата лордов · Лорд-президент · Палата общин · Президент · Церемония открытия · Вопросы премьер-министру · Официальная оппозиция · Лидер оппозиции ( Кейр Стармер ) · Теневой кабинет | |
Правовой орган | Конституция · Верховный суд · Закон | |
Составляющие нации | Деволюция · Шотландия · Уэльс · Северная Ирландия | |
Выборы · Политические партии |
Европейские законодательные органы | |
---|---|
Суверенные государства |
|
Частично европейские государства |
|
Государство с частичным признанием | |
Наднациональное образование | |
Зависимости и другие территории |
|
Традиции
Несмотря на то что подобные английскому законодательному органы структуры существуют в большинстве современных государств, британский интересен еще и своими церемониями и этикетом.
Например, перед каждым заседанием нижней палаты проводится общая молитва. Участники стоят отвернувшись к стене, они не могут стоять на коленях, поскольку традиция берет начало во временах, когда в Парламенте носили мечи. В дни, когда умирает один из членов, проводится еще и дополнительная молитва.
Еще одна особенность – запрет ношения во время заседаний медалей и других знаков благосклонности монарха. Кроме того, в процессе выступления и обсуждения можно выражать свои мысли только крайне корректно, используя специальные выражения. В ином случае спикер может попросить докладчика покинуть зал.
В процессе принятия нового закона происходит обмен биллями между палатами. При этом используются фразы на нормандском французском. Еще один интересный факт – лорд-канцлер (сейчас спикер) верхней палаты сидит на мешке с шерстью. Эта традиция берет начало во временах, когда Англия была основным поставщиком этого продукта в Европу. Сейчас мешок набивают шерстью, произведенной не только на островах, но и в других странах Содружества – это символизирует их единство.
Соединенное королевство Великобритании – удивительно консервативная страна. Здесь царят традиции и приметы, но при этом страна умудряется идти в ногу со временем и оставаться островком относительного спокойствия и стабильности в мировом хаосе.
Виды членства в палате лордов
На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:
- Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
- Наследственные пэры.
- Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.
Замечание 4
Духовные лорды не причисляются к пэрам.
Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.
По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.
О предпосылках
Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.
На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.
Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.
Палата лордов и Палата общин
Английская знать ещё не обрела светского лоска и даже привычки ежедневно мыться, а уже сильно расстраивалась по поводу монаршей власти. В «пенни» влетали войны и прочие принуждения к социально-ответственным отчислениям. Налогов в нынешнем виде ещё не было, а платить их уже не хотелось — вот и решили феодалы в начале 13-го века, что монарх должен с ними советоваться. Считается, что так возник парламентаризм — Великая хартия вольностей вводила в политическую систему «совет» из 25 баронов.
В середине 13-го века появились «оксфордские провизии», содержавшие упоминание о парламенте и вводившие само понятие. Забегая вперёд, стоит сказать, что у Ивана IV тоже был весьма дееспособный «ближний парламент» — Избранная рада (о статусе и роли которой до сих пор много спорят). Однако довольно быстро царь заподозрил ряд её членов в намерениях захватить власть.
Не только в России (которую трагедия монгольского ига откинула назад), но и во многих других странах совещательный орган тогда был сильно ограничен на язык и полномочия. Решения Генеральных штатов во Франции не имели обязывающего характера для королевской власти. В Англии парламент имел более широкие полномочия, а элитам, в целом, удавалось отстаивать свои интересы.
В 1265 году, во время Гражданской войны, собрался первый английский парламент. Дальше, как говорится, они с монархией жили долго, правда, не всегда счастливо. В 14-м веке наметилось разделение на Палату лордов и Палату общин. Все члены верхней палаты обладали именными вызовами. Система прецедентного права давала возможность, получив однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом парламента.
У династий рабочих (что, конечно, условно — крестьяне и беднота представлены не были) тоже сохранялись шансы на законотворчество. В нижнюю палату парламента делегировали по несколько представителей графств. Эта тенденция сохранялась довольно долго. Примечательно, что из-за миграции — как внутренней, так и внешней — некоторые территории были очень малонаселённые. Но так как каждому муниципальному образованию полагалось по паре своих депутатов, они тоже получали своё представительство. Например, Старый Сарум в начале 19-го века насчитывал более десятка жителей, но избиралось от него, как и от густонаселённых, по два парламентария.
В начале 20-го века Палата общин официально приобрела больший юридический вес — отныне «лорды» могли не блокировать, а только задерживать принятие закона. Сегодня наиболее влиятельна нижняя палата. Достаточно сказать, что премьер-министр и большинство министров являются представителями именно Палаты общин.
Когда низы хотят, а верхи не могут отказать, наступает политический консенсус.
С приходом к власти Вильгельма III в 1689 году был подписан акт, который сделал юридической основой страны конституционную монархию. Билль о правах стал договором между королём и английскими правящими классами. Его основные положения заключались в следующем:
1) Все законы и налоги исходят от парламента;
2) Только парламент может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;
3) Устанавливается свобода прений в парламенте, свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;
4) Парламент определяет состав и численность армии и выделяет для этого средства.
Появились прототипы политических партий — тори и виги. С 1830-х гг. вплоть до окончания Первой мировой войны шёл процесс их трансформации в либералов и консерваторов. Позже, вместе с промышленной и «социальной» революцией, народились и обрели мощь лейбористы.
Правила прохождения законопроектов через парламент восходят к «трём чтениям». Частью процедуры они стали в 16-м веке (хотя отсчёт «официальных» законопроектов ведётся с 1327 года). А «первое чтение» являлось таковым в буквальном смысле слова: клерк зачитывал законопроект членам парламента.
«Группа лиц» может сговориться далеко не сразу. Обсуждение важных законов порой растягивается на несколько дней. Так, прения по законопроекту от 1972 года о вхождении Соединённого Королевства в ЕС заняли три дня, а проект закона 1976 года о передаче центральным правительством полномочий местным властям Шотландии и Уэльса обсуждался 32 часа на протяжении четырёх присутственных дней.
Созыв парламента в 1265 году и его последствия
Первый парламент в Англии был созван в 1265 году, то есть за 7 лет до смерти Генриха III. Это событие стало следствием конфликта между королем и баронами в 1250-ые годы. Итогом первой баронской войны стали Оксфордские провизии – клятвенный договор Генриха III с баронами. Они ограничивали власть монарха и он должен был собирать парламент раз в три года. На собрании должны были присутствовать королевские советники, изначально 12 человек.
Вторая баронская война прошла в 1264-1267 годах. Король потерпел поражение в битве при Льюисе от графа Лестера – Симона де Монфора. Престарелого короля взял под опеку совет из девяти человек. Первый созыв английского парламента организовал Симон де Монфор в 1265 году. На тот момент он имел титул лорда-протектора.
Структура парламента отличалась от прежних феодальных съездов. В парламент были созваны не только бароны, епископы и аббаты, то есть представители аристократии и духовенства, но и люди рангом пониже. К последним относились по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина из каждого значительного города королевства. Местом заседания стало Вестминстерское аббатство в Лондоне. В нем парламент Англии заседал до 1707 года.
Следующим королем Англии стал Эдуард I Длинноногий из династии Плантагенетов. Он правил с 1272 по 1307 год. Он вступил в противостояние с баронами и церковью. В 1297 году он подписал “Подтверждение Хартии”, то есть тем самым подтвердил “Великую хартию вольностей” и порядок созыва парламента 1265 года.
Рис. 3. Возникновение английского парламента.
Что мы узнали?
Для понимания британской истории Средних Веков и Нового времени следует знать, где и когда в Англии был создан парламент. Это произошло в 1265 году в Лондоне при короле Генрихе III и лорде-протекторе Симоне де Монфоре. Появление английского парламента связано с противостоянием короля и высшей аристократии в XIII веке.
/10
Вопрос 1 из 10
Компетенция парламента
Первый парламент стал наследником полномочий Королевского совета. За ним закрепились права на высший суд, утверждение налогов и предложенных королем законов.
Права собрания касались и финансовых полномочий. Его участники давали или не давали разрешение на введение сборов и субсидий, взимание пошлин с торговых операций.
Законодательные инициативы изначально исходили исключительно от короля. В конце XIV века было официально закреплено участие общин в обсуждении законов, а в XV-м без их согласия законы уже не издавались.
Позже парламент закрепил за собой контрольные функции над королевской администрацией, а к концу XV столетия приобрел статус самостоятельного учреждения.
Порядок формирования
Выборы в Парламент возможны, лишь если речь идет о Палате общин. Причем избираться могут граждане, не принадлежащие к каким-либо партиям. Но есть и ограничения. Например, быть выбранным в Парламент Великобритании не может человек младше 21 года, иностранец, гражданин, отбывающий наказание за государственную измену, член Палаты лордов, госслужащие и военные, лица, страдающие психическими заболеваниями и некоторые другие категории.
Выборы могут быть как общими, так и промежуточными, связанными с освобождением одного из мест. Число депутатов определяется количеством избирательных округов, в 2010 году их было 659. Действует мажоритарная система относительного большинства, то есть выигрывает кандидат, набравший максимальное, по сравнению с конкурентами, число голосов.
Полномочия Парламента Великобритании длятся 5 лет после выборов или до момента роспуска, который бывает крайне редко. Впрочем, иногда палата может принять такое решение самостоятельно или наоборот – продлить срок своей работы, что тоже происходит нечасто. В целом формирование Парламента уже много лет проходило без серьезных проблем.
Предыстория
Потребность в ограничении королевской власти в Англии возникла в годы правления Иоанна Безземельного, сына короля Ричарда I Львиное Сердце.
Рис. 1. Иоанн Безземельный.
Внешнеполитические неудачи короля Иоанна и его попытка собрать больше налогов с рыцарства привели к противостоянию 1214-1215 годов. За год до своей смерти он подписал Великую хартию вольностей. Она состояла из 63 статей, которые регулировали компетенцию и права дворянства в деле сбора налогов, судопроизводства и наследственного права.
Хартия получила развитие после смерти короля Иоанна. Вскоре появились три ее редакции, 1216, 1217 и 1225 годов. Престол наследовал король Генрих III из династии Плантагенетов. Он занимал его 56 лет, что является своеобразным рекордом для британской истории. Король занимал английский престол, но языком делопроизводства был французский, а часть территории современной Франции являлась частью английских владений. Например, в 1243 году Генрих III с женой Элеонорой совершил путешествие в регион Гасконь на юго-западе современной Франции. В политике Генриха III наметился курс на авторитарный стиль правления. Высокие посты в государстве достались выходцам с континента, а Вестминстерское аббатство было перестроено в готическом силе архитекторами из Франции.
По итогам Великой хартии вольностей появился “общий совет королевства”, который ведал контролем за сбором налогов. Именно этот совет постепенно эволюционировал в парламент в ходе событий XIII века.
Рис. 2. Король Англии Генрих III.
Функции парламента в Англии
Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. Правда, в 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут «о неразрешенности налогов». В нем говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.
Особое значение имела деятельность парламента, точнее – его нижней палаты, связанная с налогообложением. Отметим, что налоги на движимое и недвижимое имущество (как и другие) в Англии платили все, а не только «третье сословие». С 1297 г. парламент обладал правом разрешать прямые налоги на движимое имущество. С 20-х гг. XIV в. он вотирует (разрешает) сбор экстраординарных налогов. Вскоре палата общин добилась такого же права и в отношении таможенных пошлин. Таким образом, основную часть финансовых поступлений король получал с согласия нижней палаты, выступавшей от имени тех, кому предстояло эти налоги платить
Сильные позиции палаты общин в таком важном для короля деле, как финансы, позволяли ей расширять свое участие и в других областях парламентской деятельности
Значительных успехов общины добились в сфере законодательства. К середине XIV в. в Англии существовало два типа высших правовых актов. Король издавал указы – ордонансы. Парламентские акты, принятые обеими палатами и королем, также имели силу закона. Они назывались статутами. Процедура издания статута предусматривала выработку предложений нижней палаты – билля. Затем билль, одобренный лордами, направлялся на подпись королю. Подписанный королем, такой билль становился статутом. Иногда и королевские ордонансы основывались на предложениях палаты общин. Уже в XV в. ни один закон в королевстве не мог быть принят без одобрения палаты общин.
Парламент стремился влиять на назначение и отставку высших чиновников королевства. В XIV в. складывается практика «импичмента» должностных лиц, обвиненных в серьезном нарушении законодательства, злоупотреблениях и других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридического права отстранять от власти неугодных ему чиновников, но под влиянием его выступлений король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией.
Парламент выступал в качестве органа, легитимизирующего смену королей на английском престоле. Так, низложение Эдуарда II (1327 г.), Ричарда II (1399 г.) и последующая коронация Генриха IV Ланкастеара были санкционированы парламентом.
Судебные функции парламента были весьма значительны. Они входили в компетенцию его верхней палаты. К концу XIV в. она приобрела полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавших наиболее тяжкие политические и уголовные преступления аристократии, а также апелляции. Палата общин могла представлять лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной практики.
Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам, как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т. д. Значение парламентской работы с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правового воспитания, как для парламентариев, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получала информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и коллективных петициях, находили отражение в законодательных проектах палаты общин, а затем и в статутах.
Заключение
Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.
С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства — сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.
Возникновение парламента и сословной монархии отразило успехи политической централизации Англии и, в частности, факт складывания в стране общегосударственных сословных групп – баронов, рыцарства и горожан. В свою очередь, парламент своим возникновением способствовал дальнейшему укреплению феодального государства. Являясь орудием господствующего класса, парламент все же играл в Англии XIII-XIV вв. прогрессивную роль, поскольку он ограничивал политические притязания наиболее реакционного слоя феодалов – баронства – и направлял политику короля в интересах более передовых слоев общества того времени – рыцарства и верхушки горожан. Допущение в парламент городских представителей означало официальное признание определенных прав и возросшего значения городского сословия.
За первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и города, а также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого имущественного и социального положения.
Таким образом, благодаря созданию парламента, в Англии раньше всего в Средневековом мире сложились предпосылки для формирования правового государства (т.е. государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан и их защита) и гражданского общества (т.е. общества, состоящего из свободных, самостоятельных и равноправных людей).
Развитие государственно-политического строя Великобритании в 18-19вв. в итоге сформировало наиболее классический образец системы парламентаризма. Этот парламентаризм обеспечил Англии стабильное реформирование разных областей социальной и политической жизни, решение многих острых экономических и политических, в том числе внешнеполитических, проблем в интересах социального мира. К началу 20в. Англия представляла наиболее свободную в политическом и правовом смысле страну, наиболее мощное государство всего западного мира, центр огромной колониальной империи, существование которой также обеспечивало политическую стабильность в стране.