Понятие и стадии административного судопроизводства

Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта)

Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу

Административное судопроизводство

Административный процесс также включает в себя соответствующий тип судопроизводства. Каковы его особенности? Административное производство – это процедуры, осуществляемые в соответствии с нормами ГПК и АПК и применимые в отношении определенного круга дел. Каких именно? Какого рода действия властей могут инициировать собственно административный судебный процесс?

Прежде всего это жалобы граждан на работу государственных и муниципальных органов власти и конкретных должностных лиц. Это оспаривание формулировок в нормативных актах. Это административные правонарушения.

Стадии административного судопроизводства

КАС РФ, функционирующий в настоящее время, предполагает наличие определенных этапов в административном судопроизводстве. Необходимо заметить, что под стадией, как правило, понимают самостоятельную часть процессуальных операций или действий, который совершаются последовательно. По сравнению с задачами общего плана она наделена своими особенностями, которые касаются сторон соответствующего процесса, их обязанностей и прав, конкретных действий, процессуальных сроков, а также характера оформляемой процессуальной документации. Так, к стадиям административного судопроизводства по КАС относятся следующе пункты:

  • Возбуждение дела административной природы.
  • Расследование данного дела и направление информации по подведомственности. Стоит отметить, что значение стадии судебного разбирательства в административном судопроизводстве достаточно велико, ведь она является кульминационной.
  • Рассмотрение дела компетентным должностным лицом или органом, а в дальнейшем – принятие соответствующего постановления.
  • Факультативная стадия. Необходимо знать, что по-другому она называется стадией доказывания в административном судопроизводстве. Сюда входит обжалование и опротестование постановления, а также его пересмотр.
  • Исполнение постановления, которое вынесено по делу, в обязательном порядке.

Специфика судопроизводства

Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.

Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Ключевые принципы

Соответствующего типа действия властных структур осуществляются соотносительно с ключевыми целями и задачами государственного управления. При их составлении и разработке механизмов решения должны учитываться принципы административного процесса – положения, фиксируемые в источниках права различного уровня. Они могут отражать порядок практического осуществления органами власти своей деятельности в пределах вверенных компетенций, взаимодействия с другими субъектами правоотношений, задействования мер принуждения. Российские эксперты выделяют следующие основные принципы административного процесса.

Во-первых, это законность. Все действия властей должны иметь обоснование, отражаемое в формулировках актуальных правовых источников. Основополагающий нормативный акт здесь – Конституция России. Также определяющее значение имеют Федеральные законы РФ и правовые акты российских регионов и муниципалитетов.

Во-вторых, это соблюдение презумпции достоверности фактов, изучаемых должностными лицами, работающими во властных структурах. Фактические обстоятельства споров административного характера должны трактоваться соответствующими ведомствами корректно, однозначно. На практике данного рода принцип чаще всего реализуется в презумпции невиновности – когда, например, решение о применении мер принуждения может быть применено исключительно в случае достоверной доказанности того или иного правонарушения.

В-третьих, это самостоятельность должностного лица в процессе исполнения вверенных ему функций и полномочий. Данный принцип, полагают юристы, базируется на концепции разделения властей. Предполагается, что ведомство, реализующее определенный круг полномочий, наделено квалификацией выполнять свои функции в достаточной мере ответственно.

В-четвертых, это равенство должностных лиц, работающих в административных структурах, перед законом, соблюдение с их стороны прав человека и гражданина, объективность в принятии решений, приоритет публичности и гласности в реализации властных полномочий.

Определение административного процесса

Согласно распространенной в среде российских юристов трактовке, административный процесс – это действия органов исполнительной власти, посредством которых осуществляется реализация вверенных соответствующим структурам задач и функций. Речь, по сути дела, идет о механизмах, в рамках которых институты власти выполняют свою управленческую роль. Таким образом, субъекты административного процесса – это исполнительные и распорядительные структуры, а также должностные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положений закона или же, как следствие, демократических процедур.

Цель административного процесса, определяемая российскими юристами – это достижение административными структурами результатов, характеризующихся юридической значимостью и целесообразностью с точки зрения актуальных задач управления государством на том или ином уровне.

Административно-процессуальная деятельность

При рассмотрении признаков административно-процессуальной деятельности, будем исходить из тех признаков юридической деятельности, о которых пишет В.Д. Сорокин, так как они разработаны им с учетом специфики административно-процессуальной деятельности и целом правильно отражают ее сущность. В то же время вряд ли следует относить к признакам административно-процессуальной деятельности такой признак юридической деятельности как ее связь с методом правового регулирования и вот почему. Как известно, метод правового регулирования неразрывно связан с предметом правового регулирования и в этой связи в большей степени характеризует специфику правового регулирования. Кроме того, метод правового регулирования является всеобщей универсальной правовой категорией и потому действует, и применяется во всех сферах и плоскостях правовой жизни, а не только в административно-процессуальной деятельности.

С учетом сказанного к признакам административно-процессуальной деятельности, как части юридической деятельности, можно отнести ее государственно-властный характер, юридическую природу, динамизм, специальное правовое регулирование. Эти признаки административно- процессуальной деятельности подчеркивают ее взаимосвязь с иными видами юридической деятельности. В тоже время в их содержании отражается ее специфика, которая придает ей автономность в системе юридической деятельности и заметно отличает ее от иных ее видов (уголовно- процессуальной, гражданско-правовой и т.д.). При этом, в перечень признаков административно-процессуальной деятельности целесообразно включить и ее назначение, поскольку без его научного рассмотрения понятие административного процесса не дает необходимые ориентиры правоприменителю и законодателю.

Все признаки административно-процессуальной деятельности, о которых было сказано, целесообразно расположить, исходя из их значимости и роли в разработке понятия административного процесса, в следующем порядке: ее назначение, юридическая природа, государственно-властный характер, динамизм, специальное правовое регулирование.

Таковы основные черты административно-процессуальной деятельности, как главного содержательного процессуального компонента административного процесса, и которые подлежат включению в его понятие. Однако понятие административного процесса, как уже отмечалось, должно отражать и признаки его формы.

Но что такое форма административного процесса? В юридической литературе большое внимание уделено характеристике юридической процессуальной форме. При этом, одни авторы не признают ее и призывают отказаться от нее, а другие, напротив, говорят о ее актуальности и значимости

В разрешении данной проблемы мы поддерживаем мнение ученых- юристов о необходимости исследования юридической процессуальной формы хотя бы потому, что административный процесс, как уже отмечалось ранее, имеет свою форму, которую необходимо познать и на этой основе предложить рекомендации по ее правовому регулированию. В этой связи выскажем свое отношение к форме административного процесса.

При ее характеристике будем, прежде всего, исходить из вышеизложенных положений философии о том, что содержание явления предопределяет его форму, но она (форма) имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию и потому влияет на него, способствуя или мешая ему, и делится на внутреннюю и внешнюю форму. Данное положение философии распространяет свое действие и на форму административного процесса. Ее сущность и специфика предопределена особенностями административно-процессуальной деятельности, которая отражает главные глубинные свойства административного процесса, и которая требует разработки и применения адекватной ей формы. В тоже время форма административного процесса, как его автономная процессуальная часть, активно влияет на административно-процессуальную деятельность, придавая ей необходимую устойчивость, целенаправленность и упорядоченность и делится, как и форма любого социального явления, на внутреннюю и внешнюю формы.

Понятие административного судопроизводства

Развитие на протяжении последние лет на территории Российской Федерации процессуального законодательства и права заставляет исследователей в очередной раз задуматься над понятием административного судопроизводства, которое определено в части 2 статьи 118 Конституции. Рассмотрим наиболее распространенный в настоящее время термин. Так, под административным судопроизводством следует понимать средство ознакомления с жалобами физических и юридических лиц на конкретные действия органов власти, а также инструмент для разрешения споров, возникающих между административными управленческими структурами и обществом, куда включаются как граждане, так и организации.

Специфика стадий административно-процессуального производства

Существует несколько стадий внутри каждого административно-процессуального производства. Применительно к ним происходит группировка соответствующих административно-процессуальных норм. Речь идет о возбуждении индивидуальных дел, рассмотрении дел и принятии решений и обжаловании или опротестовании решений по делу, которые приняты уполномоченным органом.

Для каждой стадии важно быть обеспеченной рядом процессуальных норм, которые соответствуют принципам административного процесса. На каждом этапе для участников процессуальных отношений важно совершать ряд конкретных юридических действий, направленных на то, чтобы достигнуть конкретный юридический результат и оформить все соответствующей юридической документацией

На каждом этапе для участников процессуальных отношений важно совершать ряд конкретных юридических действий, направленных на то, чтобы достигнуть конкретный юридический результат и оформить все соответствующей юридической документацией. К примеру, для принятых Правительством РФ правовых актов управления важно быть оформленными постановлениями и распоряжениями

При возбуждении дела относительно административных правонарушений в большинстве случаев необходимо формирование протоколов относительно административного правонарушения. Для суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы относительно решения суда об оспаривании решения органов государственной власти, допустимо выносить определения относительно отмены решения суда первой инстанции и принять новые решения

К примеру, для принятых Правительством РФ правовых актов управления важно быть оформленными постановлениями и распоряжениями. При возбуждении дела относительно административных правонарушений в большинстве случаев необходимо формирование протоколов относительно административного правонарушения

Для суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы относительно решения суда об оспаривании решения органов государственной власти, допустимо выносить определения относительно отмены решения суда первой инстанции и принять новые решения.

Для стадий свойственно в последовательной форме приходить на смену друг другу:

Рисунок 3. Этапы административно-процессуального производства

Исходя из этого, рассмотрение административного процесса и составляющих его видов допустимо в двух ключевых направлениях. С одной стороны, в виде правоприменительной деятельности уполномоченного органа публичной власти, урегулированной рядом административно-процессуальных норм в области правоотношений административного и иного публично материального характера. А с другой стороны, в виде совокупности административно-процессуальных норм, которые регламентируют ряд общественных отношений, которые имеют отношение к определенным задачам и принципам административного процесса, его типам, при регулировании определенных производств в пределах каждого из типов данного процесса для осуществления материальных норм административного права и ряда норм иных направлений публичного права, а также для гарантии законности в работе органов публичной власти.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Признаки административного процесса

По каким признакам деятельность тех или иных структур власти можно классифицировать как административный процесс? Некоторые эксперты считают уместным раскрывать суть рассматриваемого термина последовательно, анализируя составляющие его понятия – “процесс” и “административный”.

Касательно первого. Процесс – это совокупность действий, которые совершаются субъектами с целью достижения некоторого результата. Также некоторые эксперты считают, что данный термин должен включать в себя порядок осуществления той или иной деятельности. Так выделяются отрасли, характеризующиеся особенностями соответствующих процессов – бюджетная, законодательная.

Термин “административный” обозначает отнесение некоторого явления к властным полномочиям, к управлению. Деятельность соответствующих институтов, ведомств, должностных лиц, таким образом, также может быть процессуальной. Теперь мы можем сформулировать определение рассматриваемого термина, исходя из двух его признаков. Во-первых, это факт отнесения к сфере управления, а во-вторых, это действия органов власти, направленные на решение вверенных им задач. Когда оба компонента выявлены, то можно фиксировать, что происходит административный процесс.

Вместе с тем в среде российских экспертов есть дискуссия касательно того, какие именно действия правомерно считать компонентом рассматриваемого явления. Некоторые юристы считают, что административный процесс составляют любые виды активностей политических институтов. Все те, в рамках которых ведомства и должностные лица реализуют вверенные задачи и функции.

Есть концепция, согласно которой эксперты отказываются от абстрактного понимания термина. Так, некоторые юристы считают уместным говорить о такой правовой категории, как, например, административно-управленческий процесс, который характеризуется присутствием конкретного типа активностей, связанных главным образом с исполнительными и распорядительными функциями. Есть отдельные, как с точки зрения процессуальной составляющей, так и в плане законодательного регулирования, виды деятельности властных институтов. Такие как, например, судопроизводство. Поэтому существует версия, что рассматриваемый термин не всегда корректно трактовать обобщающим способом, так как он состоит из нескольких отдельных, в ряде случаев достаточно несхожих, процессов.

В зависимости от того, какого рода активности властных институтов мы можем включить в рассматриваемое явление, будут определяться участники административного процесса. В версии некоторых экспертов таковыми могут быть не только субъекты – власть и должностные лица, но также и объекты управления – граждане, организации.

Есть концепция, весьма несхожая с той, которую мы сейчас рассмотрели. Ее суть в том, что процессуальная деятельность, не обязательно относимая к административной сфере, должна пониматься только лишь как юрисдикционная. Как вариант – в правоохранительном аспекте. При этом значение термина “процесс” должно пониматься как процедура реализации предусмотренных законом мер в рамках административных судебных дел. Некоторые исполнительные органы РФ, в соответствии с положениями релевантных законов, могут разрешать подобные споры вне суда. То есть такого рода активности находятся в их юрисдикции. При этом, отмечают юристы, подобные направления деятельности не могут быть ключевыми в аспекте управленческих задач, возложенных на государственные и муниципальные органы. Поэтому работа ведомств и должностных лиц должна быть в первую очередь связана с правовой оценкой результатов работы тех или иных субъектов управления. Реализация полномочий, характерных для судов – например, тех, что связаны с мерами принуждения, должна осуществляться в отношении прецедентов, отражающих прежде всего качество работы властных органов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий