Понятие и виды культуры: художественная, физическая, массовая

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Основные понятия процесса типологизации культур

В культурологии и в других смежных науках нет единого мнения о сущности таких понятий, как тип, отрасль, вид и форма культуры. 

Сферами или разновидностями культуры общества исследователи часто называют политическую, экономическую и художественную культуры.

Как правило, под отраслью культуры понимается совокупность правил, моделей и норм поведения людей, составляющую достаточно замкнутую область внутри целого.

Типы культуры, в свою очередь, по мнению большинства исследователей, – это совокупности норм, правил, моделей поведения людей, которые, формируя относительно замкнутые области, не являются частями одного целого. 

Следовательно, любую национальную культуру следует относить к культурным типам. Хозяйственные и регионально-этнические исторические образования также считаются типами культуры. 

Под формой культуры понимается такая совокупность норм, правил и моделей поведения людей, которая не может считаться полноценным автономным образованием, но ее также нельзя рассматривать как составную часть какого-либо целого. Формами культуры можно назвать народную, массовую и элитарную культуры, которые являются особым, специфическим способом проявления художественного содержания. 

Виды культуры представляют собой совокупности норм, правил и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры. Основные виды культуры: 

  • общенациональная, 
  • доминирующая, 
  • субкультура и контркультура; 
  • сельская, 
  • городская, 
  • специализированная, 
  • обыденная. 

Замечание 1

Духовную и материальную культуру не получается включить в представленную концептуальную схему, т.е. отнести к отрасли, типу или форме культуры, поскольку они являются комбинированными образованиями и в разной степени включают все классификационные признаки

Пример 1

Среди разновидностей духовной культуры можно выделить художественную культуру, в то время как физическая культура выступает разновидностью материальной

Рассмотренная типология культур не является единственно верной, она весьма приблизительна, но ее преимущество в отсутствии противоречивости и наличии логической обоснованности. 

Определение

Культура – это сложнейшая система в несколько уровней. С одной стороны – это собранные людьми ценности, в материальном и духовном плане. С другой – функционирование объекта, что опирается на предков, рождая и отдавая это наследие тем, кто сменит ныне живущее поколение. Определение пришло с древних времен. Им изначально определяли качество работы по обрабатыванию:

  • Почвы
  • Камня
  • Металла

Так же, как качество сферы воспитания. Это определение сразу захватило обширный диапазон труда человека.
Рис. 1. Определения понятия “культура”В результате проникновения в секреты природы и человеческой натуры расширялось и само определение. Сегодня можно встретить огромное количество понятий культуры. Однако изначально многие из них очень сложно понять. Под простым пониманием культуры определяем характеристики качеств людской жизни в общем и отдельных ее субъектов. Развивается культура, когда общество формируется и растет, совершенствуется. В современности культура – это:

  • Симбиоз достижений человека в разных сферах общественности;
  • Метод организации отношений в обществе, предложенный в системе институтов социума;
  • Степень совершенствования личности, приобщения людей к научным достижениям, прорывам в искусстве, морали, правах и прочих духовных областях.

Понятие разделяет культуру на подвиды.

Функции культуры

В обществознании выделяется ряд важных функций, которые выполняет культура:

  • познавательная (расширение кругозора, развитие интереса);
  • гуманистическая (культура оказывает благоприятное воздействие на людей);
  • регулятивная (лежит в основе общественных норм и ценностей, служит основой для развития социума);
  • коммуникативная (служит средством взаимодействия отдельных людей и групп);
  • творческая (в основе культуры лежит создание нового, необычного);
  • информационная (накопление и передача информации);
  • интегративная (объединение носителей, осознание ими своей принадлежности).

Религиозная и светская культура

Всю культуру допустимо подразделить на религиозную и светскую. Особенностью светского направления является то, что она не связана со сверхъестественными силами. В свою очередь религиозная – это отражение действительности посредством образов, связанных с высшими силами. Светская – это творческая деятельность человека, которая не соотносится с религиозными воззрениями людей. Выделяют три сферы светской культуры :

  1. Безразличная к религии – наука, политика, теории, отражающие жизнь, не связанную со сверхъестественными силами.
  2. Критика религии – свободомыслие, выраженное в скептицизме и рационализме.
  3. Внецерковная, не исключающая сверхъестественные силы, например, фантастические рассказы или кинофильмы.

Религиозная культура – это духовная сфера, которая появилась как результат потребностей людей. К компонентам подобной культуры относятся:

  • религиозная живопись, например, иконы;
  • религиозное зодчество в виде оформления архитектурных зданий, например, храмов и церквей;
  • религиозные книги и музыка – песнопения, а также Библия или Коран.

Отраслью культуры является и деятельность, направленная на просвещение людей.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах – статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи – это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Отличительные признаки массовой культуры

Ориентиром для массовой культуры являются самые популярные тренды с максимальным числом приверженцев. Законодатели массовой культуры всегда отталкиваются от интересов и предпочтений большинства. Сюда относится увлечения и хобби, взаимоотношения в обществе, темы для разговоров.

Материальность

Несмотря на присутствие в массовой культуре отдельных элементов духовного развития (пусть и в значительно меньшей степени, чем в элитарной), ее основным ориентиром является коммерция, то есть получение максимальной прибыли, как правило в виде денег. Поэтому большинство увлечений и жизненных целей направлено на материальные ценности, и даже любовь зачастую представлена как транзакция.

Понятность, простота, легкость восприятия.

Массовая культура впитывается обществом легко и непринужденно, людям интересно получать новую информацию, они понимают и принимают происходящие события и явления интуитивно.

Изменчивость или недолговечность.

Тенденции, мода, интересы постоянно меняются. Культура активно передает изменения обществу, которое быстро адаптируется к новой информации, однако явления не задерживается в создании людей надолго. Этот признак хорошо отражен в издательской поговорке: “Нет ничего мертвее, чем прошлогодний бестселлер”.

Люди получают и передают информацию через СМИ

Интернет, радио, телевидение, социальные сети — все это элементы распространения массовой культуры, формирующие единую экосистему. Например, услышав новую песню по радио, современный человек ищет ее через мобильный телефон и отправляет друзьям ссылку на Ютуб видео через Вконтакте.

Авторами или «переносчиками» массовой культуры являются не только выдающиеся личности.

Это могут быть простые люди, обладающие ораторским искусством или просто хорошо умеющие развлечь публику. Хорошим примером являются современные русские поэты: большинство из них — заурядные личности, обязанные своим успехом тем, что вовремя попались на глаза законодателям массовой культуры.

Современное понимание культуры

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки . С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии .

Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение – где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века . Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской . Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» – «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.

Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой » культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам
.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Примеры.

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры – строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Как оппозиция понятию «натура
» (природа). «Культурное
» означало – обработанное, возделанное, искусственное
в противоположность естественному, первозданному, дикому
.

Первоначально понятие культура

применялось для различения растений, выращенных человеком, от растений дикорастущих. Постепенно оно стало приобретать более широкий и обобщённый смысл. Культурными
стали называть предметы, явления, действия, которые были сверх
природными
, противо
естественными
, т.е. всё то, что имело не божественное (природное) происхождение, а было создано человеком. Закономерно, что в сферу культуры попадал и сам человек, так как он творил самого себя и оказывался результатом преобразования природного (богоданного) материала.

Однако до появления латинского слова культура

существовало понятие, близкое ему по значению. Это древнегреческое слово техне

, буквально переводимое как ремесло
, искусство, мастерство
(отсюда – техника
). Техне
не имело такого широкого обобщающего смысла, как латинское культура
, но по смыслу было близко ему: этим словом в Древней Греции обозначали человеческую деятельность, изменяющую форму природных предметов, преобразующую материальный мир.

Примеров такого рода деятельности
множество, начиная с самой глубокой древности (отпечатки руки на стенах пещер, гравировки на скалах, различные знаки на предметах и теле и т.п.). Основной смысл этих рисунков – обозначить присутствие человека, его вторжение в природный мир, это печать человеческого
, это знаки выделения человека из природы в культуру.

На философском уровне
осмысление культуры началось в 17-18 вв.
(Дж.Вико , К.Гельвеций , Б.Франклин, И.Гердер , И.Кант).

Человек начинается пониматься как существо, наделённое разумом, волей, способностью созидания, как «животное, делающее орудия», а история человечества – как саморазвитие человека.

Бытие, мир, действительность
понимаются как двусоставные
: включающие в себя природу
и культуру
. Тем не менее, долгое время культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных своих проявлениях (религия, этика, эстетика, язык и т.д.). Отсюда – сохраняющаяся до сих пор почти беспредельная множественность подходов, интерпретаций, определений культуры (насчитывают около 900, но и эта цифра не отражает реальности).

Основные формы

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, культура подразделяется на три формы:

  • элитарная;
  • массовая;
  • народная.

Элитарная культура

Элитарная или высокая культура — культура, созданная и потребляемая высокообразованной частью общества.

Эта культурная форма возникла с появлением элиты, которая большую часть жизни посвящала самообразованию, просвещению и расширению своего кругозора.

Как правило, субъекты элитарной культуры глубоко погружены в искусство и способны считывать символы и знаки, недоступные для среднестатистического зрителя. Такая сложность культурных элементов ограничивает круг лиц, способных понять и оценить по достоинству многоуровневые произведения, которые предлагает элитарная культура.

Она имеет самодостаточный характер и существует вне зависимости от политики, экономики, рынка и т. д. Культура призвана воспитывать в человеке утонченный вкус, оттачивать чувство прекрасного и мотивировать на созидательную деятельность. Наследие элитарной культры включает в себя классические произведения, авторское кино, литературную классику, виды изящного искусства и др.

К признакам элитарной культуры относится:

  • сложность произведений;
  • смысловая закрытость;
  • самодостаточность;
  • сложная система норм;
  • инновационность и креативность.

Примечание

Элитарную культуру обычно противопоставляют массовой, но одновременно с этим они находятся друг с другом в постоянном взаимодействии. Новаторские идеи высокого искусства спустя время становятся общедоступными и перенимаются массовой культурой, переставая быть инновационными и уникальными. Вместе с этим, благодаря прибыли, которую приносит массовое искусство, кинокомпании, издательства и другие представители культурного производства могут спонсировать и поддерживать авторов элитарного искусства.

Массовая культура

Массовая культура —  культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе.

Массовая культура доступна для широкой публики, независимо от социального статуса, образования, материального положения и даже возраста. Ее задача заключается в мгновенном удовлетворение потребностей и желаний общества, так как она полностью зависит от своей аудитории. Поэтому ее произведения отличаются простотой и открытостью.

В рамках этой концепции уникальность и непревзойденность, присущие произведениям высокой культуры, теряют всякую ценность. Неповторимые и единственные в своем роде картины гениальных художников, тиражируются в форме репродукций и становятся достоянием каждого человека.

Стремление к простоте и поверхностности проявляется в повсеместной визуализации культурных продуктов, которая преобразовывает все тексты реальности в картинки и яркие изображения. Визуальная форма нивелирует необходимость в индивидуальном переживании произведения и делает его более понятным.

К основным признакам массовой культуры относится:

  1. Эмоциональность — направленность на эмоциональное восприятие произведений.
  2. Быстродоступность — мгновенная реакция на потребности общества.
  3. Быстрозабываемость — как только старые культурные продукты теряют актуальность, они заменяются новыми произведениями.
  4. Простота — один из основных признаков масскульта, отражающийся в легкости и незамысловатости культурных форм.
  5. Универсальность — культурные тексты рассчитаны на усредненную аудитории, вне зависимости от географических, гендерных или социальных характеристик.

Пример

К примерам массовой культуры можно отнести популярные сериалы, комиксы, эстрадную музыку, бульварные романы.

Народная культура

Народная или традиционная культура — произведения, созданные народными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя произведения фольклора, дошедшие до современности в форме сказок, легенд, частушек, песен, пословиц, танцев, эпоса, ритуалов и т. д. 

Изучение народной культуры позволяет исследовать историю конкретного этноса, проследить особенности его развития.

Народной культуре характерно:

  • аграрное общество;
  • сельская культура;
  • следование традиции и ритуалам;
  • ограниченное информационное поле.

В современной науке под этим термином понимается все то, что сегодняшняя культура пытается сохранить из традиционной.

Педагогика в культуре

Преподаватель является примером. От того, насколько качественно он сможет обучить и воспитать учеников, зависит уровень культурной педагогики. Культурная составляющая здесь – характеристика личности преподавателя, его поведения во время воспитания и образования учеников. Иногда можно слышать и о психо-педагогической культуре – отдельной профкатегории, обозначающей степень владения практическими знаниями. Цель – полностью отдать знания на высочайшем уровне, воспитать любовь к:

  • Предмету или профессии;
  • Школе.
  • Родине.

Останавливаясь на определении, надо сказать, что главные качества личности, которыми должен обладать педагог – эрудиция, сдержанность и высокая нравственность. Настоящий учитель добр, интересуется подопечными. Педагог, высококультурен, последователен, вдумчиво проводит анализ поведения и поступков, умеет ставить себя на место подопечного и оказывать помощь, верит ученику. Учитель должен уметь достигать определенные цели и реализовывать задачи, выполнять такие функции:

  • Передавать свой опыт;
  • Формировать мировоззрение;
  • Развивать мыслительный процесс;
  • Обеспечивать сознательное запоминание нравственных принципов и поведенческих навыков;
  • Формировать эстетику вкуса;
  • Укреплять здоровье.

Профессия учителя относится к типу “человек=человек”. Не умея правильно выражаться, передавать мысли, ни о каком успехе речи быть не может.Главные составляющие мы рассмотрели

Самое важное оставаться человеком в любой ситуации, при любых обстоятельствах, помня о принципах и ценностях, закладываемых с детства родителями, преподавателями, обществом. Тогда о личности можно говорить как о высококультурной.Больше информации по этой теме смотрите в предложенном ниже видео.

Духовная

Когда речь заходит о культуре соцсубъекта, подразумевается его совокупный потенциал, что сформировался в каждой области. В социологии много времени и сил уделено действию элементов в духовности. Какие же это элементы? Во-первых, знания, что переданы в определениях и фиксированы в языке как системе знаков и символики, имеющих обособленное значение. Во-вторых, язык – инструмент образования, скопления и направления в массы знаний. В-третьих, убеждение – особое духовное состояние, внутреннее переживание знания как личного, имеющего значение, истинного. Убеждения – симбиоз знаний, эмоциональной и волевой составляющей, что выступают в качестве:

  • Ориентира по ценностям;
  • Установкам;
  • Нормам;
  • Поведенческим принципам;
  • Мотивации.

Фундаментом здесь являются ценности – качество удовлетворять особым потребностям соцсубъекта. В социологии ценности представлены как выражение:

  • Совести
  • Честности
  • Добра

Все это факторы регулирования социальных взаимных действий. Ценности – основа. Приходя в жизнь, человек все оценивает. Ценности – это ориентир, толчок к действиям, мотивация социального субъекта на определенные реакции.Социальную сторону общественности интересуют первостепенно ценности, что регулируют отношения между людьми в обществе, а именно социальные ценности. Важнейшими культурными составляющими являются социальные:

  • Манеры
  • Привычки
  • Нормы
  • Традиции
  • Обычаи
  • Этикет
  • Ритуалы
  • Вера

Также сюда входят нравы и модные тенденции. Внутренняя и внешняя мировая культура – это одно, неразделимое целое, дополняющее друг друга. Человек – объект общественный. Он все время в связи с обществом. Понять человеческую суть можно лучше, если оценивать его с точки зрения отношения к окружению. Это стало основанием представленной ниже классификации культуры:

  • Личности
  • Коллектива
  • Общественности


Рис. 4. Основные функции культуры

Многообразие толкований понятия “Культура”

 

Культуру принято рассматривать с нескольких точек зрения. К основным подходам в рассмотрении философского понятия культуры относятся:

  • технологический – все достижения человечества, выраженные в вещественных и духовных благах, например, телевизор или трагедия Шекспира;
  • деятельностный – творческая деятельность в направлении создания материальных объектов, например, написание картины;
  • ценностный – реализация принятых обществом принципов и идеалов в виде действий и предметов, например, создание учебника;
  • исторический – передача от поколения к поколению опыта и знаний, например, урок в школе;
  • нормативный – ценности и правила существования человечества (подразделяют на материальные предметы, истину, этику, эстетику), понятие нормы в культуре – это общепризнанные правила поведения, например, правила поведения за столом;
  • антропологический – деятельность человека, направленная на преобразование мира и ее результаты, например, создание скульптуры из камня;
  • семиотический – совокупность знаков и символов, которые используются в конкретном социуме, например, русский алфавит;
  • социологический – контроль обществом поведения отдельного человека, например, общественное осуждение.

Современные трактовки понятия «культура» базируются на деятельностном и историческом подходах.

В самом широком смысле культура – это совокупность взаимосвязанных результатов деятельности людей в форме творчества в исторической перспективе.

Узкое понятие культуры – это процедура и последовательность действий, в рамках которых происходит создание и распределение ценностей, выраженных в предметах и правилах поведения. Понятия искусство и культура тождественны в узком рассмотрении термина.

На основании указанного можно сделать вывод, что понятие культуры многогранно и его рассмотрение лишь с одной точки зрения недопустимо.

Чтобы лучше раскрыть понятие «культура», важно изучить ее основные функции. К базовым функциям культуры относятся:

  1. Познавательная – изучение и структуризация взглядов на мир и эпоху. Пример: чтение книг классиков литературы прошлого века;
  2. Оценочная – разделение и дифференциация принципов и взглядов. Пример: выражение несогласия с тем, что принято в рамках общества;
  3. Регулятивная – формирование системы норм и правил в обществе (нормы морали, права, религии). Пример: принятие нового Федерального закона об образовании;
  4. Информативная – передача информации между представителями разных народностей и поколениями в рамках одного социума. Пример: обучение в одном ВУЗе представителей разных стран;
  5. Коммуникативная – тиражирование и трансляция ценностей и принципов конкретного общества. Пример: публикация в СМИ правил дорожного движения;
  6. Социализации – процесс усвоения и принятия индивидом знаний и норм социума, под влиянием которого он находится. Пример: обучение в школе.

Резюмируя, сущность и функции понятия культура многообразны, и недопустимо рассмотрение только под одним углом.

Как отмечалось, характеристика понятия «культура» многогранна, к ней относятся не только результаты деятельности в области творчества (наука, искусство, религия, мораль), но и все материальные объекты, когда-либо созданные человеком. Эволюция понятия культура происходила параллельно с развитием человечества и появлением технологий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий