Принцип равенства и всеобщности налогообложения
Основой данного принципа также служит Конституция РФ, в ст. 57 которой закреплено положение об обязанности каждого гражданина вносить на государственный счет установленные законодательно налоги и сборы. При этом Конституция же в ст. 6 закрепляет равенство гражданских обязанностей, предусмотренных законом.
С опорой на принцип всеобщности и равенства реализуется обязательство всех членов общества в равной степени для каждого принимать участие в финансировании общественных расходов государства:
- принцип взимания налогов на основе всеобщности заключается в применении общего правила и единых принципов при установлении налоговой обязанности для всех лиц, объединенных определенными признаками. Так, земельный налог будет взиматься со всех лиц, являющихся собственниками земельных участков;
- понятие равенства налогообложения опирается на закрепленный Конституцией принцип равенства всех граждан страны перед законом (ст. 19), т.е. в разрезе налогообложения это означает, что налоги и сборы не подлежат различному начислению и взиманию в зависимости от возможных различий между налогоплательщиками расового, национального, социального и иного характера.
Замечание 1
В целях реализации принципа всеобщности и равенства Налоговый Кодекс РФ устанавливает запрет на использование льгот и дифференциацию в применении налоговых ставок на основании различных форм собственности, гражданства, места происхождения капитала.
Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.
В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:
- ненормативных актов налоговых органов;
- действий должностных лиц налоговых органов;
- бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
- акты налоговых органов:
- решения о доначислении налога и пени;
- решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
- решения об аресте имущества налогоплательщика;
- акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.
Принцип взимания налоговых сборов в целях общественного значения
Данный принцип предусматривает стремление к достижению баланса интересов отдельных граждан, выступающих в роли плательщиков налогов, и в целом общества. В связи с чем Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 20-11 (17.12.1996 г.) в п. 3 указало, что государство имеет право и обязательство разрабатывать способы и реализовывать меры, направленные на урегулирование правоотношений в сфере налогообложения, защищать права и интересы как налогоплательщиков, так и иных членов общества.
Замечание 2
Обоснование публичности цели взимания налоговых платежей содержится в доктринах различных отраслей права и конституционно закреплено в правовых системах многих зарубежных стран.
(по Налоговому кодексу РФ).
- Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
- Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
- Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
- Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
- Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
- Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
- Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
- Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
- Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
- Принцип единства системы налогов и сборов.
Из Уголовного кодекса РФ.
Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).
- Из стати 198. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
- Из статьи 199.Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Структура налоговых правоотношений.
Субъекты налоговых правоотношений (их участники).
- налогоплательщики (юридические и физические лица).
- налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
- Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объекты налоговых правоотношений:
- недвижимое имущество;
- движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
налоговых правоотношений —субъективные права и субъективные обязанности их участников.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Данный вид ответственности наступает для граждан и организаций и рассматривается уголовным правом. Уклонение гражданина от налогообложения наказывается штрафом, обязательными работами или лишением свободы. Если от уплаты уклоняется организация, то такое преступление наказывается лишением права занимать определенные должности, арестом или лишением свободы.
Основным источником бюджета государства служат налоги, сборы и пошлины. Поэтому налоговые правоотношения регулируются и устанавливаются законодательно. Налоговое право тесно связано с финансовым правом, так как участвует в пополнении бюджета страны. Также налоговые организации неотрывно взаимодействуют с судебными и правоохранительными органами, соприкасаются с уголовным правом.
Разнообразие форм собственности, возникшее в России за последние годы, повышает интерес населения и к налогообложению. А это способствует финансовой грамотности граждан. Каждый из нас является не только гражданином своей страны, но и ответственным налогоплательщиком. В связи с этим становится важным ориентироваться и в основах налогового права.
Субъекты
Принципы налогового права выступают в качестве гаранта соблюдения конституционных интересов и возможностей лиц, выступающих в качестве плательщиков. Субъектами выступают все участники соответствующих отношений. В эту категорию входят:
- Налоговые агенты.
- Граждане и юрлица.
- Министерство по сборам и налогам и его территориальные представительства.
- Госкомитет по таможенному делу и его подразделения.
- Минфин РФ и региональные отделения.
- Финансовые управления в администрациях областей и краев, автономных в том числе, городов федерального значения.
- Прочие уполномоченные структуры.
Принципы налогового права в деятельности указанных субъектов выступают в качестве фундаментальных положений. Именно в соответствии с ними формулируются порядок и условия, размеры, назначение, даты платежей и прочие существенные аспекты, связанные с рассматриваемой сферой. В соответствии с принципами формулируются обязанности и права плательщиков, возможность защиты их интересов, ответственность всех субъектов, участвующих в отношениях. Уголовный кодекс предусматривает наказания за уклонение лиц от погашения своих обязательств перед бюджетом.
Законность
Все принципы российского налогового права сформулированы во исполнение требований нормативных актов. Законность выступает в качестве базового положения. Оно опирается на конституционный запрет ограничения свобод и юридических возможностей гражданина, за исключением ряда случаев. Налогообложение выступает в качестве ограничения прав собственности. Они закреплены в ст. 35. Однако данное ограничение основывается на законе и в широком смысле ориентировано на реализацию прав, обязанностей, полномочий госорганов. В НК установлено, что каждому лицу надлежит отчислять определенные суммы в бюджет. При этом закон указывает на то, что эти платежи должны осуществляться только на законных основаниях. Это означает, что ни на какого субъекта не может накладываться обязанность уплачивать неправомерно установленные суммы, не предусмотренные в НК или определенные иным порядком, чем в Кодексе.
Налоговое право: понятие, источники, принципы
Налоговое право регулирует отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством и налогоплательщиками. А также осуществляет контроль – комплекс мер, с помощью которых происходит проверка законности.
Источником НП в России является, прежде всего, Конституция, в 57 статье которой говорится об обязанности граждан платить установленные налоги. Также налоговое право обслуживается Налоговым кодексом и пакетом федеральных законов (о подоходном налоге, о налоге на прибыль, на добавленную стоимость).
Метод НП называется императивным (лат. imperative – повелевать), также его именуют властным. Он требует безоговорочного подчинения законодательству. При этом государство выступает властной структурой. Уклонение от уплаты налогов преследуется по закону.
Принципы налогообложения
Впервые принципы налогообложения сформулировал шотландский экономист Адам Смит в XVIII в. Изначально налоговые принципы складывались как идеологические постулаты. К началу XX века они начали получать практическое применение. В Российской Федерации приняты следующие принципы:
- Законности. Возможные налоги предусмотрены Налоговым кодексом. Иные налоги взиматься не могут.
- Всеобщности и равенства. Перед законом все граждане являются равнообязанными.
- Справедливости. Законом учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
- Публичности. Налоги устанавливаются для обеспечения платежеспособности органов публичной власти (государственной и местной).
- Экономической обоснованности. Налоги должны иметь экономическое обоснование, необходимость.
- Принцип толкования сомнений в законах в пользу налогоплательщика.
- Определенности налогового обязательства. То есть каждый плательщик должен знать, какие сборы и налоги, в какие сроки он обязан уплатить.
- Единства налоговой политики на всей территории РФ. По всей России действуют единые налоговые правила.
- Единства системы налогов и сборов. Унификация системы нужна для соблюдения прав человека и для обеспечения единства налогового пространства.
Принципы и источники налогового права
Эти две категории соотносятся как часть и целое. К источникам налогового права РФ традиционно принято относить в первую очередь Конституцию. Следом за ней идут специальное законодательство в этой сфере, которое включает в себя федеральные акты (НК РФ и законы, посвященные этой отрасли), региональные документы и акты органов местного самоуправления. Дальше – общие нормативные тексты, выраженные в форме законов. К источникам также относят и иные документы (указы, декреты, постановления) органов публичной власти. Содержат налоговые предписания и решения Конституционного суда, и нормы международного права. Принципы могут содержаться в любом из этих актов. В качестве отдельного источника налогового права они не представлены ввиду того, что закреплены нормативно и, по сути, являются статьей или пунктом перечисленных выше документов.
Принцип единства действующей системы налогов и сборов
Как уже было отмечено выше, одной из задач государства является поиск баланса интересов граждан и общества. В данном случае уточним, что решение задачи по достижению равновесия между необходимостью сохранять единство экономического пространства России, правом субъектов РФ устанавливать налоговые с боры в публичных целях и правом граждан реализовывать свои законные интересы требует унификации налоговых изъятий. В связи с чем перечень налогов, закрепленных законодательно, имеет закрытый и исчерпывающий характер.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Соразмерность
Это правило включает в себя несколько требований, которые закреплены в ст. 3 НК. Первым из них является пропорциональность. П. 1 указанной статьи предписывает учитывать при установлении ставок и размеров налогов и сборов фактическую способность человека или организации к их уплате. Следующее требование – обоснованность. Так, налоги должны обязательно иметь экономическое основание. Это правило содержится в п. 3 ст. 3 НК. В этом же пункте закреплено и третье требование – допустимость. Если установленные налоги мешают гражданам осуществлять свои конституционные права, то этот критерий считается нарушенным. Данный принцип существует не в целях поддержания наилучшего финансового положения граждан. Соразмерность в данном случае означает защиту не экономических интересов налогоплательщиков, а социально-политических прав.