Где учиться профессии бортпроводника?
По данному профилю пока нельзя получить высшее или среднее специальное образование. При этом наличие диплома ВУЗа приветствуется, особенно, если специализация претендента связана с лингвистикой, психологией, управлением, авиацией. Можно самостоятельно найти, где учиться навыкам, обязательным для бортпроводника, сдать аттестацию, а потом искать работу.
Но лучше пойти по другому пути. Надо найти компанию, набирающую в свой штат бортпроводников, тщательно подготовиться к собеседованию и проявить себя на нем с лучшей стороны. Если все пройдет удачно, отдел кадров одобрит кандидатуру, соискателя примут в штат, после чего отправят на учебу за счет работодателя. Продолжительность курсов составляет от 2 до 4 месяцев, после чего студентов обязывают сдавать экзамены, а по результатам тестов выдают сертификаты. Такой вариант гарантирует трудоустройство в случае успешного прохождения выпускных испытаний.
Вступительные испытания
Ни в колледжи, на на курсы в школах бортпроводников экзамены сдавать не надо. Для поступления понадобится только аттестат. НО: перед поступлением в ссузы и профильные школы стоит ознакомиться с Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации». В случае наличия противопоказаний, наркотической зависимости и других проблем, указанных в приказе, абитуриент не будет допущен к обучению и полетам.
Колледжи
В колледж можно поступить как после 9 класса, так и на базе общего среднего, среднего профессионального и высшего образования. Прием ведется по итогам конкурса аттестатов, документы можно подавать в любое количество колледжей.
Школы подготовки бортпроводников
В школы бортпроводников можно поступать на базе 11 классов без вступительных экзаменов. Образовательные учреждения могут устанавливать разные ограничения для абитуриентов. Например, в Авиашколе Аэрофлота действуют следующие требования, носящие рекомендательный характер:
- возраст от 18 лет;
- кандидат в члены кабинных экипажей ВС ГА;
- заключение ВЛЭК о годности.
Среди общих для всех школ бортпроводников требований – грамотная речь, полное общее среднее образование и выше, наличие документов воинского учета (актуально для мужчин призывного возраста).
Обучение
Чтобы освоить азы профессии бортпроводника, достаточно успешно пройти специальные профильные курсы. Продолжительность обучения составляет порядка трех месяцев.
Программа состоит из следующих дисциплин:
- аварийно-спасательная база;
- уроки плавания (после прохождения сдается испытание);
- основы внешности;
- курс психологии и с изучением норм поведения в нестандартных ситуациях;
- оказание первой медицинской помощи;
- авиационный английский;
- основы сервиса.
На этапе обучения стюардессы осваивают теорию и учатся применять полученные знания на практике в интерактивной форме. Курсы стюардесс включают также основы макияжа. Интересно, что любой курс включает изучение строения авиалайнера.
Наряду с каждой авиакомпанией работает школа обучения персонала. В рамках обучения есть как платные, так и бесплатные программы. последние предусматривают дальнейшее трудоустройство на контрактных основаниях.
По окончанию обучения будущие члены экипажа сдают аттестацию, успешное прохождение которое открывает перед ними новые горизонты. Для допуска к работе необходимо провести в воздухе 30 часов практики.
Пройти обучение могут все желающие, соответствующие перечисленным требованиям, но набор на курсы проводится на конкурсных основаниях. Избранные кандидаты имеют возможность обучаться бесплатно, а оплата за обучение компенсируется из оклада. Остальные участники оплачивают обучение в индивидуальном порядке.
Стоимость курсов стартует от 45 тысяч рублей. Большинство ВУЗов гражданской авиации предлагают подготовительные курсы бортпроводников.
При поступлении на обучение необходимо предоставить пакет документов:
- паспорт, индивидуальный страховой номер СНИЛС;
- трудовая книга (если имеется);
- диплом о среднем образовании;
- справка о несудимости;
- медицинские заключения из наркологии и психоневрологии;
- военный билет (если есть);
- заключение врачебно-летной комиссии.
Как стать стюардессой и под какие параметры надо подходить
Что касается требований к стюардессам и бортпроводникам, как правило, в большинстве они похожи, однако существуют некоторые нюансы. В первую очередь предъявляются особые требования к внешности. В них нет ничего сложного, однако стоит иметь в виду: если очень высокий рост либо на лице есть тату, то соискателю работа стюардессы не подходит, и лучше найти себя в другой сфере.
Среди основных параметров, под которые должны подходить стюардессы, является хорошее здоровье, стрессоустойчивость и молодость. Однако верхний возрастной порог при приеме на работу способен варьироваться в пределах до 30-35 лет.
Требования в плане здоровья очень жесткие, и порой не так просто пройти медицинскую комиссию. Это и вполне понятно ввиду регулярных перегрузок, напряжения, стрессовых условий, которые не лучшим образом сказываются на организме человека. Кроме представленного заключения медкомиссии, необходимо предъявить выписку из карты о перенесенных заболеваниях, имевших место в последние три года.
Многих стюардесс интересует, с каким ростом берут на работу.
На лице и руках, то есть видимых местах, у стюардессы не должно быть тату, пирсинга, шрамов и других повреждений.
В списке необходимых требований любой работодатель обратит внимание на наличие образования. Это должно быть среднее либо среднее специальное законченное образование
Преимуществом является высшее образование, имеющее отношение к психологии, лингвистике и др.
Многие авиакомпании среди потенциальных сотрудниц рады видеть тех девушек, которые хорошо владеют английским языком. Другие языки станут дополнительным преимуществом.
Во время приема на работу одним из требований может быть умение хорошо держаться на воде. Для каждой авиакомпании существуют свои приоритетные параметры, которых должна придерживаться стюардесса. Кроме того, важен опыт деятельности по обслуживанию клиентов. Поскольку конкурс на получение должности в основном солидный, любой положительный момент играет роль.
Стюардесса отличается хорошей дикцией, лишенной дефектов, желанием работать в команде, адекватностью, приветливостью, стрессоустойчивостью. Наконец, у кандидата на должность стюардессы или бортпроводника не должно быть ни в прошлом, ни в настоящем проблем с законом, равно как условных либо погашенных судимостей. Сотруднику необходим для работы действующий загранпаспорт, поэтому в случае его отсутствия стоит предусмотреть этот момент.
Таким образом, перечень требований для стюардессы / бортпроводника довольно обширный.
Куда поступать?
Существует два варианта того, где можно стать бортпроводником. Один из вариантов описан выше, когда заинтересованная в сотрудниках авиакомпания предлагает курсы в пределах собственной фирмы. Тогда обучение может быть полностью или частично бесплатным с обязательным трудоустройством.
tildacdn.com
В ином случае можно найти отдельные школы, которые предлагают специальную программу подготовки будущих бортпроводников. В России это:
- технический университет гражданской авиации в Москве или Санкт-Петербурге;
- авиационное училище им. Новикова в Санкт-Петербурге;
- учебно-тренировочные центры в разных городах;
- ЧУ ДПО «Школа бортпроводников»;
- Jet Service.
Как и где проходит обучение
Обучение бортпроводников проходит непосредственно при авиакомпаниях и в специализированных учебных заведениях. В государственных российских университетах и техникумах факультет называется в духе «Сервис на транспорте», «Обслуживание на воздушном транспорте» и предполагает получение высшего или средне-специального образования в данной сфере. Освоить подобную профессию можно в:
- Московском ГТУ ГА
- Санкт-Петербургском ГУ ГА
- Санкт-Петербургском АТУ ГА и их филиалах по стране
- Школе бортпроводников
В Белоруссии подобные курсы организует «Белавиа», а в Казахстане пройти подготовку позволяет Air Astana.
Платить за курсы при авиакомпаниях не придется. Допуск до обучения гарантирует прием на работу. На ней, согласно контракту, в последующие годы вы и компенсируете затраты на подготовку. Срок обучения на курсах ограничивается 4-6 месяцами, тогда как в техникумах на это уходит 1-2 года, а в ВУЗах – 4-6 лет.
Перед началом обучения будущие студенты, кроме сбора стандартных документов, должны пройти врачебно-летную комиссию. Она предъявляет довольно жесткие требования к состоянию здоровья бортпроводников. Компании ищут соискателей без хронических заболеваний, с идеальными зубами и зрением, физически развитых, выносливых и способных выдержать перегрузки. Если у вас есть вопросы по здоровью – лучше найти врача и задать ему непосредственно вопросы.
После зачисления в учебное заведение будущие специалисты знакомятся с процессом подготовки, которая делится на 2 блока: теоретический и практический. Для первого времени отведено гораздо больше. За курс стюардессы узнают, как обслуживать различные типы пассажиров, включая дебоширов или детей без сопровождения, учатся эвакуировать людей во всевозможных условиях, оказывать помощь и даже принимать роды. Также в школах учащиеся знакомятся с искусством визажа, чтобы всегда выглядеть презентабельно, и проходят экспресс-курсы английского с разбором стандартных и конфликтных ситуаций.
На начальных этапах практики мастерство будущие специалисты оттачивают на тренажерах, имитирующих настоящие самолеты. В конце курса, после сдачи экзамена, бортпроводники также тренируются в реальных полетах. Как только человек накапливает 30 часов тестовых рейсов, его переводят в основной штат компании и отправляют в небо уже как более-менее опытного сотрудника.
Плюсы и минусы профессии
Профессия стюардессы подразумевает выносливость, терпение, отменное здоровье. В этом деле есть положительные и отрицательные стороны, и часто минусы компенсируются преимуществами.
Плюсы:
возможность открывать новые страны, путешествовать;
получение скидок на авиабилеты;
перспектива изучать иностранные языки, общение с носителями языка, получение практики;
знакомство, общение с интересными людьми;
постоянное саморазвитие;
ранний выход на заслуженный отдых – 45 лет;
высокая оплата труда;
физическая форма – чтобы отвечать стандартам и требованиям, важно придерживать установленных норм и следить за собой, что является мощнейшим мотиватором;
фирменный стиль;
авторитетность.
Минусы:
- высокие нагрузки на организм;
- большая вероятность развития профессиональной болезни стюардесс – варикозное расширение вен ног;
- недостаток времени на личную жизнь;
- ненормированный рабочий график;
- сложные пассажиры – нельзя предугадать, с каким контингентом придется столкнуться на борту.
Какие льготы есть у бортпроводников
Для стюардов предусмотрены льготы. Среди них впору выделить следующие:
- бесплатный билет раз в год в любой уголок Земли;
- скидки на мировые отели;
- скидка в размере 90% на билет для стюардесс, работающих в этой авиакомпании;
- продолжительный отпуск – 72 дня.
Карьерный рост бортпроводника
Карьера стюардесс складывается практически одинаково независимо от авиакомпании. Каковы перспективы для каждого сотрудника – зависит от него самого. Безусловно, возможности роста существуют для каждого. Если рассматривать солидные иностранные авиакомпании, то в них развитие, можно сказать, неограниченно.
- От стажера до бортпроводника. Поначалу за новичком наблюдает инструктор. Статут стажера быстро может быстро трансформироваться в бортпроводника, если сотрудник справляется с должностными обязанностями. Стюардесса, летающая и набирающаяся опыта, при старании через 1-2 года переходит на более высокую должность. Ответственность больше, но и на зарплате это отражается в лучшую сторону.
- От старшего бортпроводника до бортпроводника-инструктора. Последний является не просто старшим на борту, но еще обязан контролировать добросовестное выполнение обязанностей остальными бортпроводниками, в том числе старших. Бортпроводник-инструктор вправе предоставлять либо не допускать к самостоятельным полетам новичков, осуществляет проверку работы старших стюардесс, ведет курсы/тренинги для начинающих стюардесс.
- Бортпроводник-инструктор-методист. Это высшая ступень в карьере стюардессы, продолжающей летать. Сотрудница уже имеет основания составлять обучающие, методичные материалы/инструкции для остальных стюардесс. Безусловно, при каждой последующей ступени увеличивается и заработная плата.
- Продвижение по классам. Вначале стюардесса продвигается на очередной класс обслуживания, то есть из эконом- в бизнес-класс, а затем в 1-й класс, в котором летают звезды Голливуда, политики высоких должностей и другие знаменитости. Продвижение по классам осуществляется обычно каждые 2 года.
Во сколько лет бортпроводник может выйти на пенсию
Бортпроводник вправе выйти на пенсию досрочно согласно ФЗ-400. В документе указано, что сотрудники гражданской авиации могут оформить досрочную пенсию в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). При этом общий стаж должен составлять минимум 15 и 20 лет, женщинам необходимо отработать не менее 7,6 года, мужчинам – 10 лет.
Стюардесса выходит на заслуженный отдых по достижении 45 лет, и связано это со специфическими и стрессовыми условиями на рабочем месте. Чтобы получить положенные выплаты, сотрудница должна оформить самостоятельно документы и передать весь пакет документов в ПФ. Когда оформлен данный статус, стюардесса может продолжать трудовую деятельность, однако перестает летать. Обычно она обучает начинающих сотрудников либо проводит инструктаж.
Кто такой бортпроводник?
Бортпроводник (стюард, стюардесса) – рядовой член экипажа воздушного или водного судна, отвечающий за безопасность пассажиров, а также обеспечивающий им комфортные условия во время путешествия на борту судна.
Название профессии бортпроводника появилось относительно недавно. До 1998 года официальное название профессии стюард звучало как Flight Attendant (летный помощник). Однако в сентябре 1998 года было принято решение о том, что необходимо повысить статус стюардов, а потому старое название заменили на Cabin Crew (экипаж салона лайнера). Соответственно изменилось и общепринятое название этой профессии – сегодня вместо стюардов в полете нас сопровождают бортпроводники.
В состав экипажа самолета стюард впервые вошел в 1928 году. До этого обслуживанием пассажиров занимался второй пилот. В 1930 году с целью рекламы пассажирских перевозок, возникла идея набирать на работу по обслуживанию пассажиров молодых и привлекательных девушек, которых стали называть Sky Girls (небесные девушки). И первой стюардессой стала Эллен Черч, которая 15 мая 1930 года начала работать в компании United Airlines.
За более чем 85-ти летнюю историю развития этой профессии, изменились не только требования к бортпроводникам, но и их обязанности. Современный бортпроводник это не столько обслуживающий персонал, сколько друг и помощник каждого пассажира. В его обязанности входит: осмотр воздушного судна, встреча пассажиров и оказание помощи по их размещению, прием и размещение багажа, обеспечение безопасности пассажиров (в том числе, контроль за самочувствием/поведением каждого пассажира и оказание первой медицинской помощи в случае необходимости), организация питания, создание приятного и комфортного времяпрепровождения на борту лайнера, оформление полетной документации и т.д.
Где учиться профессии бортпроводника
До недавнего времени, чтобы стать стюардессой, достаточно было получить среднее специальное образование или закончить специализированные курсы. Сегодня наличие высшего образования является конкурентным преимуществом. Особенно ценятся вузы, которые готовят специалистов в области авиации. Там не обучают профессии «бортпроводник», но дают базовые знания для тех, кто собирается работать в небе.
Если высшего образования нет, а желание работать бортпроводником есть, можно закончить подготовительные курсы, пройти собеседование в авиакомпании и медицинскую комиссию. Но следует понимать, что эта профессия требует большого багажа знаний в области психологии, медицины, лингвистики и т.д. Поэтому помимо посещения специализированных курсов следует заниматься еще собственным самообразованием.
Уровень заработных плат в авиакомпаниях России
Получают стюардессы в России, по сравнению с зарубежными коллегами, немного. Последние годы наблюдается положительная динамика зарплат данной категории работников воздушного транспорта. Средний доход бортпроводниц российских авиакомпаний составляет 62,5-63,7 тыс. рублей в месяц.
Бортпроводницы «Аэрофлота»
Крупнейшим авиаперевозчиком России, который обслуживает в год более 30 млн. пассажиров, является «Аэрофлот». На рынке труда это авиапредприятие отличается от конкурентов тем, что предлагает своим сотрудникам хорошие условия работы и самые высокие заработки в отрасли.
Стюардесса «Аэрофлота» 3 класса получает в месяц от 43 до 51 тыс. рублей. Бортпроводники «Аэрофлота», обслуживающие международные рейсы, в среднем зарабатывают 87,5-93,4 тыс. Максимальную зарплату в 117-123 тыс. руб. начисляют персоналу на бизнес-рейсах.
Сколько платят за обслуживание рейсов в
Третье место по перевозке пассажиров в РФ занимает S7 Airlines. В среднем «Сибирь» оплачивает труд бортпроводниц на уровне 55-58 тыс. рублей в месяц. Стюардессы без опыта могут рассчитывать на зарплату в 28-31 тыс. Максимальная оплата труда этой категории работников – 81-83 тыс. рублей.
Выгодно ли работать на рейсах дискаунтера «Победа»
Бюджетная компания имеет самый высокий в мире суточный налет самолетов – 15-16 часов. Работа на рейсах лоукостера тяжелая. За месяц стюардессы проводят в небе до 86-88 часов, при предельном максимуме в 90 часов. Иногда за сутки приходится совершать до 4 взлетов и посадок, так как для данной компании характерен быстрый оборот воздушного суда. На проводников ложатся дополнительные обязанности: первичная уборка салона, озвучивание рекламных сообщений. Заплата складывается из оклада, надбавки за налет, различных доплат и премий. Гарантированный оклад составляет 8 тыс. рублей. Час полета стюардессы стоит 525-555 рублей, т.е. максимальная надбавка за месяц составляет 43-49,5 тыс. Если перелеты ночные, то оплата возрастает на 20%. Есть надбавки за вредность (до 24%) и качество работы. В итоге стюардесса дискаунтера может заработать до 70-73 тыс. рублей в месяц, старший бортпроводник – до 92 тыс. В среднем зп находятся на уровне 59-64,3 тыс.
Сколько получают стюардессы авиа
В группу авиа входит , главный хаб которой находится в Санкт-Петербурге. Более половины всех вылетов из аэропорта Пулково осуществляет данный перевозчик. На официальном сайте указана зарплата бортпроводника – от 55 тыс. рублей.
Размер оплаты в Utair
Российская компания Utair базируется в московском аэропорту Внуково. Это крупная развивающаяся авиакомпания занимает пятое место по пассажироперевозкам в стране. За прошлый год ее услугами воспользовались более 7 млн. человек.
Работодатель заботится о кадровом обеспечении компании, поэтому обучением бортпроводников занимается самостоятельно, используя для этого собственные ресурсы. В среднем оплата бортпроводниц в «Ютэйр» – 31-46 тыс. рублей, старшие стюарды получают 52-53 тыс.
Сколько зарабатывают стюардессы в других компаниях
Зарплата персонала «Азур эйр» и «Метроджет» – от 32,5-58 тыс. руб. Меньше платят на региональных авиалиниях: «Псковавиа», «Восток», «Вяткаавиа», «Глобус», «Ижавиа» и «Лукойл-авиа» – 23,7-34,5 тыс. Зарплатными лидерами среди региональных авиалиний являются работники летного предприятия «Якутия» – 28,6-64,8 тыс. рубоей.
Средняя заработная плата стюардесс
Величина заработной платы бортпроводника является коммерческой тайной. В среднем зарплата зависит от следующих факторов:
- от стран, в которые летает сотрудник: некоторые оплачиваются дороже, некоторые дешевле. Традиционно международные рейсы более высокооплачиваемые;
- от месячной выработки, т. е. от летных часов: в среднем в месяц выпадает 15 рейсов, если рейс был дольше 6 часов, полагается 12-часовой выходной;
- от продаж на борту;
- от времени суток, на которые выпадают смены, поскольку ночные оплачиваются выше;
- от % за вредность;
- от того, есть ли жалобы на сотрудника или благодарности;
- от оценок на аттестации;
- от класса, к которому относится стюардесса (1, 2 или 3);
- от компании, в которой работает сотрудник.
В среднем зарплата бортпроводника составляет от 40 до 90 тысяч рублей, неопытные молодые сотрудники получают от 15 до 20 тысяч рублей. Чартерные рейсы оплачиваются лучше: оклад стюардессы за час составляет от 5 тысяч рублей.
Зарплата стюардессы
Доходы стюардесс и стюардов отечественных авиакомпаний в 3-4 раза ниже, чем за границей, но все равно они довольно высоки. Начинающие сотрудники, которые обслуживают внутренние рейсы получают 30-40 тыс. рублей, зарплата профессионалов составляет уже 60-80 тыс. рублей. На международных рейсах работают обычно люди со стажем и опытом. Их заработок в среднем находится в пределах 90-130 тыс. рублей. Ведущие компании платят своим сотрудникам еще больше, предлагают им премии и бонусы. Девушки бортпроводницы больше востребованы в качестве работников у лидеров отрасли, чем молодые люди.
Куда поступать, чтобы стать стюардессой
Если вы серьезно настроены на получение этой профессии, вас наверняка интересует вопрос, где же учат на стюардесс и стюардов?
- Курсы. Если кандидат обращается в конкретную авиакомпанию, и последняя заинтересована в таком сотруднике, то его направляют на специальные курсы от авиакомпании или на какие-то другие, с которыми она сотрудничает. В этом случае нет необходимости определяться с тем, куда поступать и где было бы лучше учиться.
- Школа бортпроводника. Существуют школы для бортпроводников. При Московском техническом университете гражданской авиации такая школа есть, можно при желании выучиться там.
Важно, чтобы учебное заведение при успешном его окончании гарантировало трудоустройство в авиакомпании, например, как «Аэрофлот» и «Трансаэро». ЧУ ДПО «Школа бортпроводников» есть в следующих городах
ЧУ ДПО «Школа бортпроводников» есть в следующих городах.
При аэропорте «Внуково» также есть курсы, на которых готовят к работе бортпроводника.
Авиакомпания S7 также проводит курсы по обучению кандидатов на должность бортпроводника. Подробности можно узнать на официальном сайте компании.
Есть также школа бортпроводников ТУГА в Москве, АТУ им. Новикова, УГА в Санкт-Петербурге, НОУ «Школа бортпроводников», JetService и другие учебно-тренировочные центры.
Наборы на курсы традиционно проводят весной и осенью. Крупные авиакомпании очень тщательно относятся к обучению и отбору бортпроводников. Уровень обучения и требований к сотрудникам ежегодно повышается. Кроме того, рабочий стаж стюардесс очень недолгий, поэтому авиакомпании регулярно отбирают новых сотрудников, чтобы заменить ушедших на пенсию «старых» или профнепригодных для них.
Что нужно, чтобы стать стюардессой
В бортпроводники обычно берут людей с определенными внешними данными и в возрасте от 18 до 35 лет. Рост будущих сотрудников службы бортового сервиса ограничивается диапазоном 165-190 сантиметров. Размер одежды у девушек не должен быть больше 46.
Предпочтение авиакомпании отдают миловидным ухоженным людям. На теле, хотя бы на открытых во время ношения формы участках, не должно быть видно татуировок и пирсинга. Также предпочтительно иметь волосы хотя бы средней длины, чтобы их можно было с легкостью собрать в установленные корпоративным стилем прически.
Среди приобретенных умений самым распространенным требованием является знание языков. Будущему бортпроводнику следует освоить минимум английский. На международных рейсах часто требуются и другие языки. Говорить при этом вы должны четко и внятно, дефекты речи и неприятный голос для стюардессы недопустимы.
Человек должен иметь высшее или хотя бы средне-специальное образование в сфере обслуживания на транспорте или смежных. Не лишним будет и опыт в этой сфере. За время обучения придется также частично освоить роли пожарного, чтобы быть способной локализовать и потушить возгорание, медработника для оказания первой помощи, спасателя для эвакуации пассажиров в экстренных ситуациях и другие.
Кроме того, кандидат на должность отлично плавает и держится на воде. У него нет судимостей, зато есть заграничный паспорт, отменное здоровье и обширный список положительных личностных качеств:
- пунктуальность, чтобы не опаздывать на рейс
- стрессоустойчивость, которая позволит сохранить спокойствие и улыбку на лице в любой ситуации, например, при разгерметизации салона
- внимательность к мелочам для поддержания высокого уровня сервиса и возможности вовремя замечать опасность
- толерантность и дипломатичность, которые гарантируют равное отношение ко всем пассажирам и быстрое, безболезненное для репутации компании, разрешение конфликтов
Не менее интересно то, как становятся пилотами.
Профессиональные обязанности
Для того чтобы стать бортпроводником необходимо быть коммуникабельным, т.е. уметь легко общаться с любым клиентом. Так же следует знать иностранные языки, обязательно владеть английским и свободно объясняться на нем. Нужно обладать хорошим здоровьем, не иметь хронических заболеваний и аллергий.
Работодатель часто предъявляет к соискателям и дополнительные требования, например, соискатель должен иметь документ воинского учета (военный билет для военнообязанных) и уметь хорошо плавать.
Не сможет стать бортпроводником человек с явно выраженными дефектами кожи и шрамами на теле. Кроме того, нельзя иметь татуировки на открытых участках тела.
Бортпроводник должен:
- разъяснять пассажирам правила поведения и обеспечения безопасности во время рейса;
- знакомить с правилами поведения в экстремальных ситуациях;
- поддерживать чистоту и порядок в салоне воздушного судна;
- помогать пассажирам в поиске нужного посадочного места и размещении багажа;
- обслужить клиентов авиакомпании во время приема пищи, вовремя разносить напитки и еду и прочие принадлежности;
- в случае ухудшения здоровья пассажира, оказать ему первую медицинскую помощь;
- при обнаружении технических дефектов оборудования по возможности ликвидировать их самостоятельно или своевременно сообщить технической службе.
Что нужно, чтобы стать стюардессой
У каждой авиакомпании свои требования к кандидатам на должность стюардесс, но они практически одинаковые
Основная задача бортпроводниц заключается в том, чтобы обеспечивать безопасность на борту. Поэтому авиакомпании предъявляют повышенные требования к сотрудникам в плане подготовки, здоровья и личных качеств.
Образование
Стюардесса должна иметь среднее или высшее образование. Что касается специальных знаний, то их можно получить в авиакомпании или частной школе бортпроводников. Для работы на международных рейсах потребуется безупречное знание английского.
Обучение проходит в несколько этапов:
- Изучение теории.
- Отработка навыков на практике.
- Получение сертификата при успешной сдаче экзамена.
На курсах проводится аварийно-спасательная подготовка, отработка нештатных ситуаций, взлёта и посадки. Для этого используются тренажёры воздушных судов, которые в точности воспроизводят ощущения на борту. Также ученики получают знания в области медицины, психологии, истории, международного права и других дисциплин.
Личные качества и здоровье
Регулярные перелёты, частая смена часовых и климатических поясов требуют выносливости, высокой степени адаптации
Девушка, желающая стать стюардессой, не должна быть старше 30 лет (некоторое авиакомпании устанавливают верхнюю планку в 26 лет) и иметь презентабельную внешность. Предпочтение отдают соискателям среднего роста — от 160 до 175 см.
Обязательным условием является отсутствие избыточного веса (до 46–48 размера одежды), крупных родинок, пирсинга и татуировок на видных местах.
Необходимые личные качества:
- активная жизненная позиция;
- коммуникабельность, тактичность;
- доброжелательность, отзывчивость;
- стрессоустойчивость;
- организованность, ответственность;
- пунктуальность;
- работоспособность;
- аккуратность;
- грамотность;
- высокая обучаемость;
- способность работать в команде;
- умение воспринимать информацию на слух, держать несколько объектов в зоне внимания.
Требования к здоровью ещё жёстче. Чтобы стать бортпроводницей, нужно пройти ВЛЭК — лётно-экспертную комиссию. Сделать это можно при наличии отличного здоровья. К обязательным условиям относят отсутствие аэрофобии, психических и нервных болезней, внутренних заболеваний.
Востребованность кадров в авиации
Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.
Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.
Особенности профессии
Вакансия стюардессы окутана неким романтическим флером, и нельзя сказать, что он абсолютно не оправдан. Однако каждый полет для такой работницы – это не столько романтика, сколько труд, который должен выполняться безупречно. Стюардессы и стюарды являются наиболее близкими к пассажирам представителями авиакомпании и, соответственно, их профессионализм влияет на престиж и статус последней. Основные обязанности стюардесс обычно таковы:
- Проверка комплектности спасательных приспособлений.
- Встреча пассажиров, проверка их посадочных талонов, оказание помощи в поиске мест в салоне.
- Подготовка перед полетом, в том числе, информирование пассажиров о способах использования спасательных средств и расположении выходов.
- Контроль за поведением пассажиров во время полета, предупреждение или разрешение конфликтных ситуаций.
- Оказание медицинской помощи при необходимости.
- Контроль за салоном: за уровнем влажности и температурой воздуха, наличием посторонних подозрительных предметов, соблюдением санитарных норм и т.п.
- Раздача еды и напитков.
- Прощание с пассажирами по прилету в пункт назначения.
При мыслях о том, кто такая стюардесса, в воображении большинства людей возникает стройная девушка в фирменном костюме известной авиакомпании. Это обосновано тем, что многие из таких компаний предъявляют определенные требования к внешности соискательниц на вакансии. Требования могут быть более или менее жесткими, однако они всегда есть.
Как устроиться на международные рейсы
Чтобы летать за границу с российской авиакомпанией, придется раздобыть отдельный допуск. Свидетельство о возможности работать на международных рейсах студенты получают после подготовки на симуляторах подходящих лайнеров и тренажерах, которые тестируют организм на выносливость в приближенной к условиям длительных рейсов обстановке. В некоторых авиакомпаниях вы пройдете ее сразу же, в рамках основного курса. Если же подобная программа не предусмотрена, придется выезжать за рубеж и обучаться там.
Доступ к международным перелетам также можно получить в других государствах. Некоторые компании вроде British Airways не принимают людей без разрешения на работу в Великобритании. Другие же охотно берут в штат иностранцев, нужно лишь проверять актуальную информацию на официальных сайтах.
К последней группе относится Qatar Airways. Представители авиаперевозчика сначала просят соискателя заполнить анкету с фотографиями, затем беседуют с будущими сотрудниками в интернете и после, в случае успешного прохождения первых этапов, приглашают на несколько офлайн-интервью. Требования к работникам довольно стандартные, нужен лишь отличный английский.
Стать стюардессой не так сложно, как кажется на первый взгляд. Самые простые курсы отнимут максимум полгода и при выполнении условий контракта обойдутся вам совершенно бесплатно. Единственная трудность здесь – вписаться в установленные требования. Но они у каждой авиакомпании различны, и при большом желании работать в небе найти соответствующий набор качеств вполне реально.
Рейтинг: (голосов: 66, средний: 4.6 из 5)
Сохранить себе эту страницу:
Конкуренция очень высокая
Для себя я поняла одно: стать стюардессой, на самом деле, не так уж и просто – конкуренция огромная. На собеседования приходят хорошо подготовленные люди, у многих среди которых имеется большой опыт их прохождения.
Вакансий в авиакомпаниях слишком мало – люди очень ценят полученную работу и стараются не менять ее. По этой причине новой возможности пройти собеседование приходится ждать от 6 месяцев до года.
Лично я поняла, что желания путешествовать и иметь хорошую заработную плату очень мало для того, чтобы стать стюардессой. Но я уверена, что человек, который действительно желает посвятить свою жизнь бесконечным перелетам, сумеет успешно пройти любое собеседование, каким бы сложным оно ни было.