Система финансового права России. Предмет и система финансового права

Источники финансового права

Так как финансовое право тесно взаимосвязано с государством, то в каждой стране источники будут разные. В Российской Федерации это правовые акты, которые юридически закреплены на бумаге и сформированы представителями исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. 

Нормативные документы, в которых могут быть представлены финансовые права:

  1. Конституция РФ. 
  2. Законы о местном самоуправлении, банках, предприятиях и предпринимательской деятельности. 
  3. Указы президента РФ. 
  4. Акты государственно-кредитных органов. 
  5. Постановления правительства РФ. 
  6. Указы субъектов РФ. 
  7. Акты органов исполнительной власти. 

Методы финансового права

С помощью метода регулирования государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения между субъектами. Методы финансового права направлены на воздействие поведения участников финансовых отношений посредством определения их прав и обязанностей. 

В финансовом праве выделяют 2 основных метода правового регулирования. Рассмотрим каждый из них подробно. 

Государственно-властный 

Государственно-властный метод (второе название – императивный) осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением юридических, правовых норм, которые прописаны в административных актах. 

Характерными чертами императивного метода являются следующие аспекты: 

  • Форма – предписания государства выражаются в одностороннем акте. То есть, у субъектов финансового права нет возможности выбирать, желают или не желают они соблюдать прописанные условия.
  • У субъектов практически полностью отсутствует выбор поведения.
  • Все участники не вправе отступать от исполнения предписанных обязанностей.
  • Предписанные права и обязанности порождены государством и вытекают только из юридических, нормативных документов, которые регулируют данные отношения.
  • Неисполнение обязанностей одной из сторон влечет за собой юридическую ответственность. Как правило, она будет административной или уголовной. 
  • В правовых отношениях ясно и четко формулируются обязанности и поведение двух сторон. 

Стоит отметить, что основным считается императивный метод. Именно он чаще всего стоит в основе финансового права и регулирует большую часть финансовых отношений в государстве. 

Финансово-договорный 

В противовес государственно-властного метода стоит финансового договорный. Его появление обусловлено публичностью и финансовой значимостью финансового права, а также тем, что в финансовые отношения могут вступать между собой отдельные субъекты государства.  Второе название – диспозитивный метод. 

Характерными чертами диспозитивного метода являются следующие аспекты:

Обязанности и права двух сторон формируются за счет двух источников: нормативного акта, который регулирует данное правоотношение, и договора, который заключается между сторонами

При этом важно учитывать, что эти документы не должны конфликтовать между собой, а нормативный документ всегда наиболее высшую юридическую силу. 
Регулирующее воздействие государства осуществляется за счет побуждения с использованием материальных, экономических стимулов.
Права и обязанности каждой из сторон наиболее уравновешены. Это говорит о том, что нет наиболее уравновешенной системы по типу «власть и подчинения», которая лежит в основе императивного метода.
Отношения двух сторон могут дополняться взаимной ответственностью, которая лежит в основе договорного характера. 

Финансовый договор, который лежит в основе диспозитивного метода, обладает следующими характеристиками: 

  • По своей структуре это вертикальный договор, где нет равноправия в гражданско-правовом смысле.
  • Одной из сторон выступает либо государство, либо учреждение, которое может косвенно представлять интересы страны.
  • Договор опосредует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности.
  • Объектом договора всегда выступают денежные средства, аккумулируемые государством. 

Дополнительные 

Некоторые специалисты выделяют в системе финансового права также дополнительные (не основные) методы. В числе самых распространенных способов считают:

  1. Метод согласования – используется для решения вопросов, которые возникают между двумя представителями органов государственной власти.
  2. Метод рекомендаций –  используется для того, чтобы субъекты финансового права могли вносить свое мнение перед представителями органов государственной власти. 

Единство системы государственных финансов

Один из отличительных признаков, которым характеризуется российская бюджетная система: отрасли финансового права в ней функционируют вне зависимости от уровня – федерального, регионального или муниципального – в целом по единым схемам. Подобная модель свойственна не для всех государств. Например, в США, другой стране федеративного типа, бюджеты штатов в достаточной степени независимы от центра.

Таким образом, российская бюджетная система, а также смежные с ней институты в виде государственных фондов функционируют по единым принципам. Также механизмы, в рамках которых они взаимодействуют с предприятиями на федеральном, региональном или муниципальном уровне, организованы в рамках схожих схем.

На практике единство российской системы государственных финансов может также прослеживаться в аспекте выраженной зависимости бюджетов многих регионов и муниципалитетов от мер поддержки, оказываемых со стороны федерального центра. Речь идет о дотациях, субсидиях, субвенциях или же, например, государственных кредитах. Также Бюджетный кодекс РФ предполагает достаточно широкий спектр налоговых отчислений в пользу местных бюджетов согласно заложенным в законодательстве нормативам. То есть, взимая налоги и сборы, которые относятся к региональным и федеральным, местная власть вправе рассчитывать на возврат части внесенных в казну налогоплательщиками средств. Кроме того, есть налоги, которые, в силу отнесения к типу местных, полностью остаются в распоряжении муниципалитета.

При этом процессы, выражающиеся в заметной вертикальной финансовой интеграции российских административно-политических субъектов, происходят в соответствии с Конституцией РФ, хотя муниципальное управление в РФ и отделено от государственного. Данная система, как полагают многие эксперты, сложилась главным образом по причине неравномерности экономического развития субъектов РФ в силу региональной специализации многих отраслей экономики. В результате политический центр должен предпринимать усилия для обеспечения справедливого распределения национальных финансовых резервов по регионам.

↑мЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ

яСЫЕЯРБНБЮМХЕ Х ПЮГБХРХЕ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ НРПЮЯКХ ОПЮБЮ НАСЯКНБХКН БНГМХЙМНБЕМХЕ Х ПЮГБХРХЕ НДМНХЛЕММНИ ОПЮБНБНИ МЮСЙХ. мЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ХГСВЮЕР Х НАЗЪЯМЪЕР МНПЛШ, ЙНРНПШЛХ НОПЕДЕКЪЕРЯЪ ОСАКХВМЮЪ ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ, Ю РЮЙФЕ ОПЮБННРМНЬЕМХЪ, БНГМХЙЮЧЫХЕ ЛЕФДС ЦНЯСДЮПЯРБНЛ, НПЦЮМХГЮЖХЪЛХ Х ЦПЮФДЮМЮЛХ.

нДМХЛ ХГ ОПЕДЛЕРНБ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ЪБКЪЧРЯЪ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШЕ МНПЛШ. пЮГБХРХЕ ТХМЮМЯНБНЦН ГЮЙНМНДЮРЕКЭЯРБЮ ДНКФМН НОХПЮРЭЯЪ МЮ МЮСЙС ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ. оПХ ЩРНЛ МЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ, ЙЮЙ РЕНПХЪ, ДНКФМЮ ОПЕДЯРЮБКЪРЭ ЯНАНИ МЕВРН ОНЯРНЪММНЕ, РБЕПДН СЯРЮМНБХБЬЕЕЯЪ, УНРЪ Х МЕ КХЬЕММНЕ РЕУ ЩКЕЛЕМРНБ ПЮГБХРХЪ, ЙНРНПШЕ МЕНАУНДХЛШ ЙЮФДНИ МЮСЙЕ.

мЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ НЙЮГШБЮЕР ЯБНЕ БКХЪМХЕ МЕ РНКЭЙН МЮ ПЮГБХРХЕ ТХМЮМЯНБНЦН ГЮЙНМНДЮРЕКЭЯРБЮ, МН Х МЮ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШЕ НРМНЬЕМХЪ. р.я. еПЛЮЙНБЮ СЙЮГШБЮКЮ, ВРН МЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ МЕ РНКЭЙН ОПХГБЮМЮ ХЯЯКЕДНБЮРЭ ПЮГКХВМШЕ ЦПСООШ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ НРМНЬЕМХИ Б НАКЮЯРХ ТХМЮМЯНБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, МН Х ЮЙРХБМН ЯОНЯНАЯРБНБЮРЭ ХУ ОНЯРНЪММНЛС ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЧ. й.р. щЕАЕПЦ Б ЩРНЛ НРМНЬЕМХХ ОНДВЕПЙХБЮК, ВРН « МЮСЙЮ Х ОПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ФХГМЭ ДНКФМШ ДНОНКМЪРЭ ДПСЦ ДПСЦЮ; АШКН АШ ГЮАКСФДЕМХЕЛ ДСЛЮРЭ, ВРН НДМЮ ЛНФЕР НАУНДХРЭЯЪ АЕГ ДПСЦНИ… гЮДЮВЮ ОПЮЙРХЙХ ЯНЯРНХР Б ОПХЛЕМЕМХХ НАЫХУ ОПХМЖХОНБ, ОПХГМЮММШУ ГЮ БЕПМШЕ, Й ЙНМЙПЕРМШЛ ЯКСВЮЪЛ Х Б СЙЮГЮМХХ РЕНПХХ ОПЕДЕКНБ БНГЛНФМНЦН Х ДНЯРХФХЛНЦН».

тХМЮМЯНБН-ОПЮБНБЮЪ МЮСЙЮ ГЮ ДНКЦХИ ОЕПХНД ЯБНЕЦН ПЮГБХРХЪ БШПЮАНРЮКЮ ОНМЪРХЪ, БШПЮФЮЧЫХЕ МЮХАНКЕЕ ЯСЫЕЯРБЕММШЕ ЯБНИЯРБЮ ЧПХДХВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ Б НАКЮЯРХ ОСАКХВМШУ ТХМЮМЯНБ. щРХ ОНМЪРХЪ – ЙЮРЕЦНПХХ БНЬКХ МЕНРЗЕЛКЕЛНИ ВЮЯРЭЧ Б ЯХЯРЕЛС ГМЮМХИ, ЯНЯРЮБКЪЧЫХУ ТХМЮМЯНБН – ОПЮБНБСЧ МЮСЙС. нМХ НАПЮГСЧР ЕЕ НЯМНБМНЕ РЕНПЕРХВЕЯЙНЕ ЪДПН, НЯМНБС МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ.

й.я. аЕКЭЯЙХИ Б ЯБНЕИ ГЮЛЕВЮРЕКЭМНИ ПЮАНРЕ Н ПЮГБХРХХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ «тХМЮМЯНБНЕ ОПЮБН: МЮСЙЮ, ХЯРНПХЪ, АХАКХНЦПЮТХЪ» БОЕПБШЕ ОПЕДКНФХК Б ЙЮВЕЯРБЕ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМНЦН ЙНЛОНМЕМРЮ ОПЕДЛЕРЮ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ БШДЕКЪРЭ ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШУ ЙЮРЕЦНПХИ (ОНМЪРХИ). нМ ОНДВЕПЙХБЮЕР, ВРН МЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ УЮПЮЙРЕПХГСЕРЯЪ РЕЛ, ВРН ЕЕ ЯНДЕПФЮМХЕ НАПЮГСЕР ЯХЯРЕЛЮ ЯБЪГЮММШУ Х ЯЙННПДХМХПНБЮММШУ НЯМНБМШУ ЙЮРЕЦНПХИ РХОЮ “ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ТХМЮМЯШ”, “ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ”, “ТХМЮМЯНБШЕ ЮЙРШ”, “ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШЕ МНПЛШ” Х Р.Д. б ЩРХУ ОНМЪРХЪУ БШПЮФЕМН ЦКЮБМНЕ, ЯСЫМНЯРМНЕ, ВРН УЮПЮЙРЕПХГСЕР ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБСЧ ДЕИЯРБХРЕКЭМНЯРЭ. сЯРЮМНБКЕМХЕ ВЕРЙНИ ЙЮРЕЦНПХЮКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ ЯНГДЮЕР Б МЮСЙЕ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ РНР ТСМДЮЛЕМР, МЮ ЙНРНПНЛ БНГЛНФМШ ДЮКЭМЕИЬХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ Х ОНХЯЙХ. нРЯЧДЮ, ОН ЛМЕМХЧ й.я. аЕКЭЯЙНЦН, БШРЕЙЮЕР ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЖЕММНЯРЭ ЙЮРЕЦНПХИ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ, МЕНАУНДХЛНЯРЭ ХУ ОПХЛЕМЕМХЪ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШУ ПЕЮКХИ.

й БЮФМЕИЬХЛ ЙЮРЕЦНПХЪЛ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ЛНФМН НРМЕЯРХ РЮЙФЕ ОНМЪРХЪ АЧДФЕР (ЯНЯРЮБКЕМХЕ ОПНЕЙРЮ ТЕДЕПЮКЭМНЦН АЧДФЕРЮ НЯСЫЕЯРБКЪЕРЯЪ лХМХЯРЕПЯРБНЛ тХМЮМЯНБ пт), АЧДФЕРМШИ ОПНЖЕЯЯ, ТХМЮМЯНБШИ ЙНМРПНКЭ Х ДПСЦХЕ.

хЯЯКЕДНБЮМХЧ БЮФМЕИЬХУ ЙЮРЕЦНПХИ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ, Б ВЮЯРМНЯРХ, ЙЮРЕЦНПХИ « ТХМЮМЯШ» Х «ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ» СДЕКЪЕР БМХЛЮМХЕ Х л.т. хБКХЕБЮ Б ПЮАНРЕ «йЮРЕЦНПХЪ «ТХМЮМЯШ» Х «ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ» Б МЮСЙЕ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ».

аЕГ ОПЮБХКЭМНЦН Х НЯМНБЮРЕКЭМНЦН ГМЮМХЪ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ Х ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ МЕБНГЛНФМН ПЮЖХНМЮКЭМНЕ БЕДЕМХЕ ТХМЮМЯНБНЦН УНГЪИЯРБЮ. дКЪ ТХМЮМЯНБНЦН СОПЮБКЕМХЪ МЕДНЯРЮРНВМН НДМХУ ОПЮЙРХВЕЯЙХУ ГМЮМХИ, Ю МЕНАУНДХЛН НАПЮРХРЭЯЪ Й НАЫХЛ МЮСВМН-ТХМЮМЯНБШЛ ОНКНФЕМХЪЛ. щРХЛ Х НОПЕДЕКЪЕРЯЪ ГМЮВЕМХЕ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ Б ЯХЯРЕЛЕ ДПСЦХУ МЮСЙ.

Функции государства в национальной финансовой системе

Каковы основные функции, посредством которых государство участвует в управлении национальными финансами? Главным образом они сводятся к тому, чтобы формировать некие денежные фонды, распределять их, а также эффективным образом использовать. Цель — обеспечение стратегических задач, связанных, как мы уже сказали выше, с развитием национальной хозяйственной системы и социума, а также с обеспечением политического суверенитета (в том числе и посредством совершенствования системы национальной обороны).

Финансовые функции государства, таким образом, играют важнейшую роль в аспекте социального развития. Это может выражаться в справедливом, отражающем объективные потребности тех или иных отраслей распределении бюджетных средств, корректной расстановке приоритетов в финансировании. Государство также может быть субъектом предоставления тех или иных налоговых преференций, кредитов по более низким, чем при обращении к частным банкам, ставкам, способствуя тем самым развитию стратегически значимых отраслей национальной хозяйственной системы.

Понятие «финансовое право»

Финансовое право представляет собой объединение юридических норм, которые регулируют общественные отношения в процессе финансовой деятельности как отдельного государства, так и его субъектов. 

На данный момент, дисциплина «финансовое право раскладывают на две части – общую и особенную. 

Общая часть включает следующие аспекты: 

  • Финансово-правовую ответственность сторон.
  • Финансовую деятельность государства и всех муниципальных учреждений, которые ему подчинены.
  • Вопросы регулирования финансового контроля в государстве.
  • Нормы, которые регулируют общие принципы, нормы и все виды финансовых правоотношений. 

Особенная часть – это институты, которые регулируют работу всей финансовой системы. В их число входит:

  • Бюджетный.
  • Налоговый.
  • Банковского и небанковского кредитования.
  • Страховой.
  • Денежного и валютного обращения.
  • Деятельность на рынке ценных бумаг.

Финансовая система выполняет важнейшие функции в государстве. Рассмотрим их ниже:

  1. Распределение и перераспределение общественного продукта между населением.
  2. Контроль за удовлетворением потребностей общества.
  3. Обеспечение безопасности страны за счет удовлетворения социальных нужд. 

То есть, нельзя говорить, что в основе финансового права лежит лишь денежные отношения. Эта дисциплина считается сложной и включает в себя множество аспектов и элементов взаимоотношений как между субъектами государства, так и между отдельными странами. 

Чтобы отличить, какие ситуации регулируют финансовое право, а какие нет, необходимо смотреть на признаки финансовых отношений. Какие они? Рассмотрим ниже:

  1. Финансовые отношения являются всегда денежными. Это главный признак, который помогает отличить финансовые отношения от других. 
  2. Охрана финансового права субъектов осуществляется государством.
  3. Носят волевой характер, то есть человек сам решает, хочет или нет он вступать в финансовые отношения. 
  4. Требует обязательного участия государства или муниципального учреждения в лице компетентных органов или должностных лиц. 
  5. Связь между субъектами правоотношений заключается в наличии субъективных прав и юридических обязанностей, которые чаще всего прописаны в договоре. 
  6. В финансовых правоотношениях четко определяются позиция каждой стороны. 

Наличие вышеуказанных характерных особенностей дает право говорить о том, что данные отношения могут быть регулированы финансовым правом. 

Источники финансового права

Система финансового права функционирует, таким образом, на основе положений различных нормативных источников. Рассмотрим их специфику. Источники, о которых идет речь — это принятые на уровне государства или муниципалитетов правовые акты, которые включают положения, регулирующие активности тех или иных субъектов в области финансового права. Изучим их основные типы, которые представлены в российской правовой системе.

Самый главный источник, на котором базируется система финансового права Российской Федерации — это Конституция страны. Какие положения данного нормативного акта можно привести в пример? Прежде всего это норма, изложенная в 57-й статье основного закона России, в соответствии с которой каждый гражданин должен платить налоги и сборы, которые установлены законом. Также можно привести в пример норму, содержащуюся в 75-й статье Конституции. В ней дана общая характеристика российской налоговой системе. Данные особенности финансовой отрасли права характерны не только для РФ. Схожие правовые традиции наблюдаются, к примеру, в Беларуси. Можно отметить, что система финансового права РБ также во многом базируется на положениях Конституции. Аналогично основной закон Беларуси дополняют иные правовые источники, по статусу схожие с российскими нормативно-правовыми актами.

Есть и другие важные источники, благодаря которым функционирует система финансового права РФ. Например, это ФЗ «О Счетной палате», в соответствии с которым должен действовать один из ключевых органов государственного контроля в сфере финансов. В числе важнейших источников, благодаря которым работает система российского финансового права, — Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. Также значима роль законов «О налоге на добавленную стоимость» или, например, «О налоге на прибыль», «О финансовых основах местного самоуправления». Для системы российского финансового права важны также и подзаконные правовые акты — Указы Президента и Постановления Правительства.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты приняты на федеральном уровне. Вместе с тем система источников финансового права РФ также включает законы, которые утверждаются в регионах. В частности, в каждом субъекте федерации ежегодно принимается правовой акт, в соответствии с которым должно осуществляться исполнение бюджета.

Характеристика системы финансового права РФ предполагает значимую роль некоторых ведомственных правовых актов. В числе важнейших — письма ФНС, Минфина. При этом ведомственные правовые акты должны утверждаться с целью исполнения законов и подзаконных источников. В ряде случаев возможно применение в качестве источников финансового права локальных нормативных актов на уровне государственных учреждений (например, вузов).

Другой тип источников — международные договоры. Так, например, между Россией и многими другими странами подписаны соглашения, направленные на недопущение двойного сбора налогов с субъектов их уплаты. Международные договоры, если следовать логике 15-й статьи Конституции РФ, входят в российскую правовую систему.

Некоторые эксперты полагают, что в системе российского финансового права все большую значимость начинают приобретать судебные прецеденты. Данные источники не могут считаться нормативно-правовыми актами, подобно тому, как это происходит, например, в США. Вместе с тем де-факто судебные прецеденты, как отмечают многие юристы, выполняют значимую роль в аспекте правоприменительной практики. И потому многие решения в области финансовых процессов, которые, к примеру, приняты Конституционным судом РФ, могут приниматься как фактические источники права наряду с законами и подзаконными актами.

Финансовое право как отрасль права

Финансовое право — это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими:

    • состоит из нормативных предписаний, определяющих поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности (в сфере финансовой деятельности государства);
    • обладает формальной определённостью;
    • обладает системностью;
    • внешняя форма выражения – законодательство (финансовое);
    • обязательность.

Финансовое право состоит из нормативных предписаний, которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности — в сфере финансовой деятельности государства. Например, ст. 3 НК РФ представляет собой предписание, устанавливающее обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган налоговые декларации и т.д. По своему содержанию эти предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов местных бюджетов, контрольной деятельности ЦБ РФ и т.д.

Для финансового права, как и для других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность. Эта формальная определенность проявляется в четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний. Например, ст. 6 БК РФ дает четкие и лаконичные определения наиболее важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т.д. Так, бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Формальная определенность — важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность.

Финансовое право представляет систему норм. Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты.

Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения — финансовое законодательство, которое представляет собой весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России и другие законы и подзаконные акты (Положение о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 859, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).

Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев граждане и юридические лица подчиняются им добровольно. Однако если субъекты финансово-правовых отношений нарушают нормативные предписания, обязательность финансового права выражается в применении к ним мер государственного принуждения. Так, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе изымать при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении им налогового правонарушения.

Юридические особенности финансового права:

    1. свой предмет правового регулирования;
    2. общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
    3. только ему свойственная система.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий