Источники финансового права
Так как финансовое право тесно взаимосвязано с государством, то в каждой стране источники будут разные. В Российской Федерации это правовые акты, которые юридически закреплены на бумаге и сформированы представителями исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Нормативные документы, в которых могут быть представлены финансовые права:
- Конституция РФ.
- Законы о местном самоуправлении, банках, предприятиях и предпринимательской деятельности.
- Указы президента РФ.
- Акты государственно-кредитных органов.
- Постановления правительства РФ.
- Указы субъектов РФ.
- Акты органов исполнительной власти.
Методы финансового права
С помощью метода регулирования государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения между субъектами. Методы финансового права направлены на воздействие поведения участников финансовых отношений посредством определения их прав и обязанностей.
В финансовом праве выделяют 2 основных метода правового регулирования. Рассмотрим каждый из них подробно.
Государственно-властный
Государственно-властный метод (второе название – императивный) осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением юридических, правовых норм, которые прописаны в административных актах.
Характерными чертами императивного метода являются следующие аспекты:
- Форма – предписания государства выражаются в одностороннем акте. То есть, у субъектов финансового права нет возможности выбирать, желают или не желают они соблюдать прописанные условия.
- У субъектов практически полностью отсутствует выбор поведения.
- Все участники не вправе отступать от исполнения предписанных обязанностей.
- Предписанные права и обязанности порождены государством и вытекают только из юридических, нормативных документов, которые регулируют данные отношения.
- Неисполнение обязанностей одной из сторон влечет за собой юридическую ответственность. Как правило, она будет административной или уголовной.
- В правовых отношениях ясно и четко формулируются обязанности и поведение двух сторон.
Стоит отметить, что основным считается императивный метод. Именно он чаще всего стоит в основе финансового права и регулирует большую часть финансовых отношений в государстве.
Финансово-договорный
В противовес государственно-властного метода стоит финансового договорный. Его появление обусловлено публичностью и финансовой значимостью финансового права, а также тем, что в финансовые отношения могут вступать между собой отдельные субъекты государства. Второе название – диспозитивный метод.
Характерными чертами диспозитивного метода являются следующие аспекты:
Обязанности и права двух сторон формируются за счет двух источников: нормативного акта, который регулирует данное правоотношение, и договора, который заключается между сторонами
При этом важно учитывать, что эти документы не должны конфликтовать между собой, а нормативный документ всегда наиболее высшую юридическую силу.
Регулирующее воздействие государства осуществляется за счет побуждения с использованием материальных, экономических стимулов.
Права и обязанности каждой из сторон наиболее уравновешены. Это говорит о том, что нет наиболее уравновешенной системы по типу «власть и подчинения», которая лежит в основе императивного метода.
Отношения двух сторон могут дополняться взаимной ответственностью, которая лежит в основе договорного характера.
Финансовый договор, который лежит в основе диспозитивного метода, обладает следующими характеристиками:
- По своей структуре это вертикальный договор, где нет равноправия в гражданско-правовом смысле.
- Одной из сторон выступает либо государство, либо учреждение, которое может косвенно представлять интересы страны.
- Договор опосредует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности.
- Объектом договора всегда выступают денежные средства, аккумулируемые государством.
Дополнительные
Некоторые специалисты выделяют в системе финансового права также дополнительные (не основные) методы. В числе самых распространенных способов считают:
- Метод согласования – используется для решения вопросов, которые возникают между двумя представителями органов государственной власти.
- Метод рекомендаций – используется для того, чтобы субъекты финансового права могли вносить свое мнение перед представителями органов государственной власти.
Единство системы государственных финансов
Один из отличительных признаков, которым характеризуется российская бюджетная система: отрасли финансового права в ней функционируют вне зависимости от уровня – федерального, регионального или муниципального – в целом по единым схемам. Подобная модель свойственна не для всех государств. Например, в США, другой стране федеративного типа, бюджеты штатов в достаточной степени независимы от центра.
Таким образом, российская бюджетная система, а также смежные с ней институты в виде государственных фондов функционируют по единым принципам. Также механизмы, в рамках которых они взаимодействуют с предприятиями на федеральном, региональном или муниципальном уровне, организованы в рамках схожих схем.
На практике единство российской системы государственных финансов может также прослеживаться в аспекте выраженной зависимости бюджетов многих регионов и муниципалитетов от мер поддержки, оказываемых со стороны федерального центра. Речь идет о дотациях, субсидиях, субвенциях или же, например, государственных кредитах. Также Бюджетный кодекс РФ предполагает достаточно широкий спектр налоговых отчислений в пользу местных бюджетов согласно заложенным в законодательстве нормативам. То есть, взимая налоги и сборы, которые относятся к региональным и федеральным, местная власть вправе рассчитывать на возврат части внесенных в казну налогоплательщиками средств. Кроме того, есть налоги, которые, в силу отнесения к типу местных, полностью остаются в распоряжении муниципалитета.
При этом процессы, выражающиеся в заметной вертикальной финансовой интеграции российских административно-политических субъектов, происходят в соответствии с Конституцией РФ, хотя муниципальное управление в РФ и отделено от государственного. Данная система, как полагают многие эксперты, сложилась главным образом по причине неравномерности экономического развития субъектов РФ в силу региональной специализации многих отраслей экономики. В результате политический центр должен предпринимать усилия для обеспечения справедливого распределения национальных финансовых резервов по регионам.
↑мЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ
яСЫЕЯРБНБЮМХЕ Х ПЮГБХРХЕ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ НРПЮЯКХ ОПЮБЮ НАСЯКНБХКН БНГМХЙМНБЕМХЕ Х ПЮГБХРХЕ НДМНХЛЕММНИ ОПЮБНБНИ МЮСЙХ. мЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ХГСВЮЕР Х НАЗЪЯМЪЕР МНПЛШ, ЙНРНПШЛХ НОПЕДЕКЪЕРЯЪ ОСАКХВМЮЪ ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ, Ю РЮЙФЕ ОПЮБННРМНЬЕМХЪ, БНГМХЙЮЧЫХЕ ЛЕФДС ЦНЯСДЮПЯРБНЛ, НПЦЮМХГЮЖХЪЛХ Х ЦПЮФДЮМЮЛХ.
нДМХЛ ХГ ОПЕДЛЕРНБ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ЪБКЪЧРЯЪ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШЕ МНПЛШ. пЮГБХРХЕ ТХМЮМЯНБНЦН ГЮЙНМНДЮРЕКЭЯРБЮ ДНКФМН НОХПЮРЭЯЪ МЮ МЮСЙС ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ. оПХ ЩРНЛ МЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ, ЙЮЙ РЕНПХЪ, ДНКФМЮ ОПЕДЯРЮБКЪРЭ ЯНАНИ МЕВРН ОНЯРНЪММНЕ, РБЕПДН СЯРЮМНБХБЬЕЕЯЪ, УНРЪ Х МЕ КХЬЕММНЕ РЕУ ЩКЕЛЕМРНБ ПЮГБХРХЪ, ЙНРНПШЕ МЕНАУНДХЛШ ЙЮФДНИ МЮСЙЕ.
мЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ НЙЮГШБЮЕР ЯБНЕ БКХЪМХЕ МЕ РНКЭЙН МЮ ПЮГБХРХЕ ТХМЮМЯНБНЦН ГЮЙНМНДЮРЕКЭЯРБЮ, МН Х МЮ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШЕ НРМНЬЕМХЪ. р.я. еПЛЮЙНБЮ СЙЮГШБЮКЮ, ВРН МЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ МЕ РНКЭЙН ОПХГБЮМЮ ХЯЯКЕДНБЮРЭ ПЮГКХВМШЕ ЦПСООШ ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ НРМНЬЕМХИ Б НАКЮЯРХ ТХМЮМЯНБНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ ЦНЯСДЮПЯРБЮ, МН Х ЮЙРХБМН ЯОНЯНАЯРБНБЮРЭ ХУ ОНЯРНЪММНЛС ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЧ. й.р. щЕАЕПЦ Б ЩРНЛ НРМНЬЕМХХ ОНДВЕПЙХБЮК, ВРН « МЮСЙЮ Х ОПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ФХГМЭ ДНКФМШ ДНОНКМЪРЭ ДПСЦ ДПСЦЮ; АШКН АШ ГЮАКСФДЕМХЕЛ ДСЛЮРЭ, ВРН НДМЮ ЛНФЕР НАУНДХРЭЯЪ АЕГ ДПСЦНИ… гЮДЮВЮ ОПЮЙРХЙХ ЯНЯРНХР Б ОПХЛЕМЕМХХ НАЫХУ ОПХМЖХОНБ, ОПХГМЮММШУ ГЮ БЕПМШЕ, Й ЙНМЙПЕРМШЛ ЯКСВЮЪЛ Х Б СЙЮГЮМХХ РЕНПХХ ОПЕДЕКНБ БНГЛНФМНЦН Х ДНЯРХФХЛНЦН».
тХМЮМЯНБН-ОПЮБНБЮЪ МЮСЙЮ ГЮ ДНКЦХИ ОЕПХНД ЯБНЕЦН ПЮГБХРХЪ БШПЮАНРЮКЮ ОНМЪРХЪ, БШПЮФЮЧЫХЕ МЮХАНКЕЕ ЯСЫЕЯРБЕММШЕ ЯБНИЯРБЮ ЧПХДХВЕЯЙНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ Б НАКЮЯРХ ОСАКХВМШУ ТХМЮМЯНБ. щРХ ОНМЪРХЪ – ЙЮРЕЦНПХХ БНЬКХ МЕНРЗЕЛКЕЛНИ ВЮЯРЭЧ Б ЯХЯРЕЛС ГМЮМХИ, ЯНЯРЮБКЪЧЫХУ ТХМЮМЯНБН – ОПЮБНБСЧ МЮСЙС. нМХ НАПЮГСЧР ЕЕ НЯМНБМНЕ РЕНПЕРХВЕЯЙНЕ ЪДПН, НЯМНБС МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ.
й.я. аЕКЭЯЙХИ Б ЯБНЕИ ГЮЛЕВЮРЕКЭМНИ ПЮАНРЕ Н ПЮГБХРХХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ «тХМЮМЯНБНЕ ОПЮБН: МЮСЙЮ, ХЯРНПХЪ, АХАКХНЦПЮТХЪ» БОЕПБШЕ ОПЕДКНФХК Б ЙЮВЕЯРБЕ ЯЮЛНЯРНЪРЕКЭМНЦН ЙНЛОНМЕМРЮ ОПЕДЛЕРЮ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ БШДЕКЪРЭ ХЯЯКЕДНБЮМХЕ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШУ ЙЮРЕЦНПХИ (ОНМЪРХИ). нМ ОНДВЕПЙХБЮЕР, ВРН МЮСЙЮ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ УЮПЮЙРЕПХГСЕРЯЪ РЕЛ, ВРН ЕЕ ЯНДЕПФЮМХЕ НАПЮГСЕР ЯХЯРЕЛЮ ЯБЪГЮММШУ Х ЯЙННПДХМХПНБЮММШУ НЯМНБМШУ ЙЮРЕЦНПХИ РХОЮ “ЦНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ТХМЮМЯШ”, “ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ”, “ТХМЮМЯНБШЕ ЮЙРШ”, “ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШЕ МНПЛШ” Х Р.Д. б ЩРХУ ОНМЪРХЪУ БШПЮФЕМН ЦКЮБМНЕ, ЯСЫМНЯРМНЕ, ВРН УЮПЮЙРЕПХГСЕР ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБСЧ ДЕИЯРБХРЕКЭМНЯРЭ. сЯРЮМНБКЕМХЕ ВЕРЙНИ ЙЮРЕЦНПХЮКЭМНИ ЯХЯРЕЛШ ЯНГДЮЕР Б МЮСЙЕ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ РНР ТСМДЮЛЕМР, МЮ ЙНРНПНЛ БНГЛНФМШ ДЮКЭМЕИЬХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ Х ОНХЯЙХ. нРЯЧДЮ, ОН ЛМЕМХЧ й.я. аЕКЭЯЙНЦН, БШРЕЙЮЕР ЛЕРНДНКНЦХВЕЯЙЮЪ ЖЕММНЯРЭ ЙЮРЕЦНПХИ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ, МЕНАУНДХЛНЯРЭ ХУ ОПХЛЕМЕМХЪ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЧ ТХМЮМЯНБН-ОПЮБНБШУ ПЕЮКХИ.
й БЮФМЕИЬХЛ ЙЮРЕЦНПХЪЛ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ ЛНФМН НРМЕЯРХ РЮЙФЕ ОНМЪРХЪ АЧДФЕР (ЯНЯРЮБКЕМХЕ ОПНЕЙРЮ ТЕДЕПЮКЭМНЦН АЧДФЕРЮ НЯСЫЕЯРБКЪЕРЯЪ лХМХЯРЕПЯРБНЛ тХМЮМЯНБ пт), АЧДФЕРМШИ ОПНЖЕЯЯ, ТХМЮМЯНБШИ ЙНМРПНКЭ Х ДПСЦХЕ.
хЯЯКЕДНБЮМХЧ БЮФМЕИЬХУ ЙЮРЕЦНПХИ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ, Б ВЮЯРМНЯРХ, ЙЮРЕЦНПХИ « ТХМЮМЯШ» Х «ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ» СДЕКЪЕР БМХЛЮМХЕ Х л.т. хБКХЕБЮ Б ПЮАНРЕ «йЮРЕЦНПХЪ «ТХМЮМЯШ» Х «ТХМЮМЯНБЮЪ ДЕЪРЕКЭМНЯРЭ ЦНЯСДЮПЯРБЮ» Б МЮСЙЕ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ».
аЕГ ОПЮБХКЭМНЦН Х НЯМНБЮРЕКЭМНЦН ГМЮМХЪ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ Х ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ МЕБНГЛНФМН ПЮЖХНМЮКЭМНЕ БЕДЕМХЕ ТХМЮМЯНБНЦН УНГЪИЯРБЮ. дКЪ ТХМЮМЯНБНЦН СОПЮБКЕМХЪ МЕДНЯРЮРНВМН НДМХУ ОПЮЙРХВЕЯЙХУ ГМЮМХИ, Ю МЕНАУНДХЛН НАПЮРХРЭЯЪ Й НАЫХЛ МЮСВМН-ТХМЮМЯНБШЛ ОНКНФЕМХЪЛ. щРХЛ Х НОПЕДЕКЪЕРЯЪ ГМЮВЕМХЕ МЮСЙХ ТХМЮМЯНБНЦН ОПЮБЮ Б ЯХЯРЕЛЕ ДПСЦХУ МЮСЙ.
Функции государства в национальной финансовой системе
Каковы основные функции, посредством которых государство участвует в управлении национальными финансами? Главным образом они сводятся к тому, чтобы формировать некие денежные фонды, распределять их, а также эффективным образом использовать. Цель — обеспечение стратегических задач, связанных, как мы уже сказали выше, с развитием национальной хозяйственной системы и социума, а также с обеспечением политического суверенитета (в том числе и посредством совершенствования системы национальной обороны).
Финансовые функции государства, таким образом, играют важнейшую роль в аспекте социального развития. Это может выражаться в справедливом, отражающем объективные потребности тех или иных отраслей распределении бюджетных средств, корректной расстановке приоритетов в финансировании. Государство также может быть субъектом предоставления тех или иных налоговых преференций, кредитов по более низким, чем при обращении к частным банкам, ставкам, способствуя тем самым развитию стратегически значимых отраслей национальной хозяйственной системы.
Понятие «финансовое право»
Финансовое право представляет собой объединение юридических норм, которые регулируют общественные отношения в процессе финансовой деятельности как отдельного государства, так и его субъектов.
На данный момент, дисциплина «финансовое право раскладывают на две части – общую и особенную.
Общая часть включает следующие аспекты:
- Финансово-правовую ответственность сторон.
- Финансовую деятельность государства и всех муниципальных учреждений, которые ему подчинены.
- Вопросы регулирования финансового контроля в государстве.
- Нормы, которые регулируют общие принципы, нормы и все виды финансовых правоотношений.
Особенная часть – это институты, которые регулируют работу всей финансовой системы. В их число входит:
- Бюджетный.
- Налоговый.
- Банковского и небанковского кредитования.
- Страховой.
- Денежного и валютного обращения.
- Деятельность на рынке ценных бумаг.
Финансовая система выполняет важнейшие функции в государстве. Рассмотрим их ниже:
- Распределение и перераспределение общественного продукта между населением.
- Контроль за удовлетворением потребностей общества.
- Обеспечение безопасности страны за счет удовлетворения социальных нужд.
То есть, нельзя говорить, что в основе финансового права лежит лишь денежные отношения. Эта дисциплина считается сложной и включает в себя множество аспектов и элементов взаимоотношений как между субъектами государства, так и между отдельными странами.
Чтобы отличить, какие ситуации регулируют финансовое право, а какие нет, необходимо смотреть на признаки финансовых отношений. Какие они? Рассмотрим ниже:
- Финансовые отношения являются всегда денежными. Это главный признак, который помогает отличить финансовые отношения от других.
- Охрана финансового права субъектов осуществляется государством.
- Носят волевой характер, то есть человек сам решает, хочет или нет он вступать в финансовые отношения.
- Требует обязательного участия государства или муниципального учреждения в лице компетентных органов или должностных лиц.
- Связь между субъектами правоотношений заключается в наличии субъективных прав и юридических обязанностей, которые чаще всего прописаны в договоре.
- В финансовых правоотношениях четко определяются позиция каждой стороны.
Наличие вышеуказанных характерных особенностей дает право говорить о том, что данные отношения могут быть регулированы финансовым правом.
Источники финансового права
Система финансового права функционирует, таким образом, на основе положений различных нормативных источников. Рассмотрим их специфику. Источники, о которых идет речь — это принятые на уровне государства или муниципалитетов правовые акты, которые включают положения, регулирующие активности тех или иных субъектов в области финансового права. Изучим их основные типы, которые представлены в российской правовой системе.
Самый главный источник, на котором базируется система финансового права Российской Федерации — это Конституция страны. Какие положения данного нормативного акта можно привести в пример? Прежде всего это норма, изложенная в 57-й статье основного закона России, в соответствии с которой каждый гражданин должен платить налоги и сборы, которые установлены законом. Также можно привести в пример норму, содержащуюся в 75-й статье Конституции. В ней дана общая характеристика российской налоговой системе. Данные особенности финансовой отрасли права характерны не только для РФ. Схожие правовые традиции наблюдаются, к примеру, в Беларуси. Можно отметить, что система финансового права РБ также во многом базируется на положениях Конституции. Аналогично основной закон Беларуси дополняют иные правовые источники, по статусу схожие с российскими нормативно-правовыми актами.
Есть и другие важные источники, благодаря которым функционирует система финансового права РФ. Например, это ФЗ «О Счетной палате», в соответствии с которым должен действовать один из ключевых органов государственного контроля в сфере финансов. В числе важнейших источников, благодаря которым работает система российского финансового права, — Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. Также значима роль законов «О налоге на добавленную стоимость» или, например, «О налоге на прибыль», «О финансовых основах местного самоуправления». Для системы российского финансового права важны также и подзаконные правовые акты — Указы Президента и Постановления Правительства.
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты приняты на федеральном уровне. Вместе с тем система источников финансового права РФ также включает законы, которые утверждаются в регионах. В частности, в каждом субъекте федерации ежегодно принимается правовой акт, в соответствии с которым должно осуществляться исполнение бюджета.
Характеристика системы финансового права РФ предполагает значимую роль некоторых ведомственных правовых актов. В числе важнейших — письма ФНС, Минфина. При этом ведомственные правовые акты должны утверждаться с целью исполнения законов и подзаконных источников. В ряде случаев возможно применение в качестве источников финансового права локальных нормативных актов на уровне государственных учреждений (например, вузов).
Другой тип источников — международные договоры. Так, например, между Россией и многими другими странами подписаны соглашения, направленные на недопущение двойного сбора налогов с субъектов их уплаты. Международные договоры, если следовать логике 15-й статьи Конституции РФ, входят в российскую правовую систему.
Некоторые эксперты полагают, что в системе российского финансового права все большую значимость начинают приобретать судебные прецеденты. Данные источники не могут считаться нормативно-правовыми актами, подобно тому, как это происходит, например, в США. Вместе с тем де-факто судебные прецеденты, как отмечают многие юристы, выполняют значимую роль в аспекте правоприменительной практики. И потому многие решения в области финансовых процессов, которые, к примеру, приняты Конституционным судом РФ, могут приниматься как фактические источники права наряду с законами и подзаконными актами.
Финансовое право как отрасль права
Финансовое право — это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими:
- состоит из нормативных предписаний, определяющих поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности (в сфере финансовой деятельности государства);
- обладает формальной определённостью;
- обладает системностью;
- внешняя форма выражения – законодательство (финансовое);
- обязательность.
Финансовое право состоит из нормативных предписаний, которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности — в сфере финансовой деятельности государства. Например, ст. 3 НК РФ представляет собой предписание, устанавливающее обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган налоговые декларации и т.д. По своему содержанию эти предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов местных бюджетов, контрольной деятельности ЦБ РФ и т.д.
Для финансового права, как и для других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность. Эта формальная определенность проявляется в четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний. Например, ст. 6 БК РФ дает четкие и лаконичные определения наиболее важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т.д. Так, бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Формальная определенность — важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность.
Финансовое право представляет систему норм. Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты.
Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения — финансовое законодательство, которое представляет собой весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России и другие законы и подзаконные акты (Положение о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 859, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).
Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев граждане и юридические лица подчиняются им добровольно. Однако если субъекты финансово-правовых отношений нарушают нормативные предписания, обязательность финансового права выражается в применении к ним мер государственного принуждения. Так, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе изымать при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении им налогового правонарушения.
Юридические особенности финансового права:
- свой предмет правового регулирования;
- общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
- только ему свойственная система.