Главные категории
В конституционно-правовой системе выделяются институты, которые считаются основными элементами отрасли. Они объединяют акты, которые закрепляют:
- Федеративное устройство.
- Фундамент конституционного строя.
- Структуру госвласти и местного самоуправления.
- Основы юридического статуса гражданина и человека.
Такое строение согласуется с внутренней системностью сфер общественных взаимодействий, которые составляют предмет конституционного права. В каждой категории отношений присутствует своя специфика. Они отличаются по субъектам, объектам, мере и форме должного юридического воздействия, а также по его характеру. Данные особенности общественных взаимодействий, регулируемых нормами, предопределяют конституционно-правовую систему, однако они не выступают в качестве ее основы.
Источники конституционного права
Конституция РФ – основной источник конституционного права.
Ее нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают высшей юридической силой. Никакой другой законодательный акт не должен противоречить положениям Конституции.
На основе Конституции РФ принимаются другие правовые акты, являющиеся источниками конституционного права: законы, указы Президента, постановления Правительства и др.
Конституция РФ определяет систему источников конституционного права, задает их содержание, определяет характер и направления применения таких актов.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы, иные источники конституционного права принимаются в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ.
По содержанию такие источники должны исходить из положений Конституции РФ. Если в процессе применения данных источников конституционного права обнаруживается их несоответствие Конституции РФ, то задействуются механизмы, обеспечивающие приоритетность ее положений по отношению к положениям иных нормативных актов.
Конституция РФ – основной источник не только конституционного, но и других отраслей права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормы для всей правовой системы РФ. В этом проявляется универсальность Конституции.
Таким образом, главенствующая роль Конституции обусловлена следующим:
1) В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционного регулирования. Все другие источники права исходят из конституционных норм, детализируя их положения.
2) Конституцию характеризует широта содержания ее норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных источников конституционного права, регулирующих какую-либо одну сферу общественных отношений.
3) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
4) В Конституции установлены наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.
5) Установленные в Конституции нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В ней определены цели, которые общество ставит перед собой, принципы его организации и существования.
6) Конституция является актом не только высшего правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы имеют отношение к каждому гражданину, ко всем субъектам общественной деятельности.
7) Конституция РФ как основной источник конституционного права закрепила нормы, образующие ядро отрасли конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.
Среди норм Конституции РФ приоритет имеют нормы Главы 1 «Основы конституционного строя». Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16 Конституции).
Что касается классификации институтов конституционного права по их содержанию, то за основу здесь следует брать Конституцию РФ.
Ее разделы и главы – это основа классификации институтов конституционного права.
Специфика предписаний
Правовая норма выступает в качестве первичного звена системы. Правила, установленные в ней, характеризуются:
- Обязательностью для каждого, кто оказался в сфере ее влияния.
- Формальной определенностью. Внешне она выражена письменно в официальном документе. Вместе с этим имеет место и внутренняя определенность обязанностей и юридических возможностей.
- Обеспечением гарантий. В данном случае имеется в виду возможность применения государственного принуждения при нарушении.
Любое предписание имеет собственную структуру. Не являются исключением и конституционно-правовые нормы. Как и в других предписаниях, в них содержится три элемента:
- Санкция. Она должна быть непременно выражена и закреплена в норме.
- Диспозиция. Она выступает в качестве непосредственно предписания.
- Гипотеза. Этот элемент не всегда находит внешнее выражение в норме. Тем не менее она, как и остальные два элемента, в обязательном порядке присутствует в предписании.
Конституционно-правовые нормы представляют собой абстрактные, общеобязательные, формально-определенные в соответствующих актах правила. Они установлены и охраняются властью. Их основной направленностью является регулирование отношений, составляющих предмет конституционно-правовой системы, посредством установления обязанностей и юридических возможностей их участников. Наличие в предписании указанных выше трех элементов считается обязательным. Отсутствие в нормативном акте диспозиции – непосредственно самого правила, модели поведения либо санкции за нарушение – будет свидетельствовать об отсутствии как таковой нормы конституционно-правовой системы.
Что такое конституционное право?
Определение 1
В качестве конституционного права РФ выступает направление права РФ, которое регулирует ряд общественных отношений в направлении организации государственной власти и формирования основ правового статуса личности в РФ.
Для каждой страны свойственно наличие конкретной формы и внутреннего устройства. Об этом говорит то, что любая страна имеет присущую только для нее форму правления. Иными словами, имеет порядок организации и взаимодействие высших органов государственной власти. Для каждого государства свойственно устанавливать порядок территориальной организации и определять при этом порядок того, как будут взаимодействовать и какой статус иметь разные образования на данной территории. Также для каждого государства свойственно определять правовой статус личности в стране и устанавливать при этом для нее группу прав, обязанностей и свобод. Из суммы данных норм, которые регулируют внутреннее устройство страны, и формируются нормы конституционного права.
В качестве предмета основной отрасли российского права выступает порядок того, как организована государственная власть, основы правового положения личности и гражданского социума в стране. Можно сказать, что ряд норм конституционного права служат основой для формы страны и устанавливают при этом конкретные формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.
Определение 2
Конституционно-правовые отношения – это вид отношений, которые составляют предмет конституционного права.
Субъекты конституционных правоотношений
В качестве субъектов конституционных правоотношений выступают:
Ряд граждан РФ, ряд иностранных граждан и лиц, которые не имеют гражданства
Так, важно отметить, что на основании Конституции РФ права человека и гражданина – это высшая ценность, а ряд иностранных граждан и лиц, которые не имеют гражданства, в России имеют права и обязанности аналогичные с гражданами РФ. исключением являются ситуации, которые предусмотрены федеральными законами или международным договором.
Ряд разных объединений людей
Речь идет о политических партиях, общественных объединениях и др.
Народ, который воспринимается в качестве неоднозначного субъекта. Так, на основании ст.69 Конституции РФ, она и дает гарантии для прав ряда коренных небольших народов, и на основании ст.3 говорит о том, что многонациональный народ России – это единственный источник власти в России.
Россия и ряд ее субъектов, которые выступают в лице ряда органов государственной власти и органах местного самоуправления.
Дополнительная информация
Значение Конституции РФ в жизни страны
- Подробности
- Опубликовано 11.12.2018 11:01
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция – это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия – федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Взаимодействие КП с другими отраслями
Фундаментом всех отраслей правого процесса являются основополагающие принципы конституционного строя, которые закреплены в (КП). Источником его является Основной закон страны. Именно его нормы – основа для всех отраслей.
При определении структуры, принципов организации, порядок деятельности (КП) определяет первоначальные позиции управленческого права. При закреплении разных форм собственности права владения, принципы ведения хозяйства, (КП) устанавливает основы гражданского и хозяйственного права. Таким образом, (КП) определяет суть трудового, управленческого, уголовного, процессуального и прочих отраслей правового процесса. Что собой представляет система науки конституционного права, подробно указано в данной статье.
Сущность Конституции
Раскрытие сущности основного закона страны связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выполняет. Существует несколько теорий относительно сущности главного нормативного акта.
Первая идея связана с трактовкой конституции как некоего общественного договора. Предполагается, что члены общества заключили договор и наделили частью своих прав отдельных личностей. Так образовалась конституция и появилась государственная власть. Естественно, под конституцией в данном случае понимается любой общегосударственный акт – вроде Закона 12 таблиц, древнекитайских предписаний и т. д. Первая же форма того правового института конституционного права, который известна и по сей день, появилась в 1787 году в США.
Вторая концепция носит теологический, то есть религиозный характер. Сущность основного закона страны в данном случае видится в воплощении божественных предписаний. Высшие силы послали человечеству определенный свод правил, который реализуется при помощи социальных законов, в том числе конституции.
Третья идея появилась не так давно. Именуется она марксистско-ленинской. Сущность любых законов здесь усматривается в ограничении общества государственными силами. Это обусловлено существованием неидеальной, некоммунистической формации. В дальнейшем произойдут революции, и общество встанет на новый этап развития, где законы и государство уже не будут нужны.
Методы как отрасли
Различают два способа; частно-правовой и публично–правовой. Для первого метода отличительными характеристиками являются:
- Все участники отношений правового процесса обладают равными правами и обязанностями. Благодаря этому субъекты правоотношений будут вести себя правомерно.
- Унитарность всех субъектов отношений права. Она подразумевает под собой возможность каждого человека, независимо формировать волю и реализовывать свои права по своему усмотрению. Сюда не допускается вмешательство посторонних лиц.
- Все участники правовых отношений являются самостоятельными. Они способны на свое усмотрение распоряжаться имуществом, которым они владеют, нести ответственности согласно своим обязательствам, возмещать причиненный вред.
Ярким примером рассматриваемого способа (КП) является возможность избирать президента, правительство. Именно он и закреплен в Основном законе.
Если рассматривать публично-правовой метод, то в его основе положено управленческое и прочее подчинение одного человека другому. Для этого метода характерными чертами остается:
- Все отношения, развивающиеся внутри правового процесса, должны быть сформированы и реализуемы по принципу команда-исполнение. Участники принятия обязательных решений не обязаны соглашаться с мнением стороны, которая их адресовала.
- Участники, на которых возложена ответственность выполнять властные, управленческие и личные права, должны действовать с учетом предоставленных им прав.
Порядок изменения Конституции. Пересмотр Конституции и принятие конституционных поправок
Российская конституция относится к так называемым «жестким» конституциям, для которых характерен особый, усложненный порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых институтов. В отношении Конституции РФ вышеназванный порядок характеризуется следующими основными особенностями:
1. Сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
2. Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой конституции.
Новый проект может быть принят самим Конституционным Собранием либо вынесен на всенародное голосование.
3. Поправки к гл. 3–8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации в течение одного года. Принято уже несколько законов РФ о поправке к Конституции РФ. Первый опыт принятия поправок к Конституции РФ реализован в декабре 2008 года, когда были внесены поправки в Конституцию РФ, предусматривающие изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также расширяющие контрольные полномочия последней. 5 февраля 2014 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», предусматривающий формирование объединенного Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа. В июле 2014 года Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации предусмотрел расширение Совета Федерации представителями Российской Федерации, которых назначает Президент РФ.
Наконец, 14 марта 2020 года Президент РФ подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены многочисленные изменения и дополнения в гл. 3–8 Конституции РФ. Этим законом установлены новые дополнительные условия одобрения и вступления в силу принятых поправок к Конституции РФ, примененные только к данному закону. Так, после одобрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Президент РФ направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии положениям гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона о поправке к Конституции РФ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не позднее семи дней со дня направления Президентом РФ запроса дает заключение по существу запроса. В случае положительного заключения проводится общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Если заключение отрицательное (выявлены несоответствия Конституции РФ), поправки в Конституцию РФ не вступают в силу, общероссийское голосование не проводится. Конституционный Суд РФ в своем заключении от 16 марта 2020 года дал положительный ответ на запрос Президента РФ и не выявил в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года несоответствия Конституции РФ. В связи с этим 1 июля 2020 года было проведено общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, результаты которого официально опубликованы ЦИК РФ 3 июля 2020 года. Поскольку граждане РФ одобрили изменения Конституции РФ, Президент РФ в тот же день подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками», в котором установил дату вступления поправок в Конституцию РФ в силу — 4 июля 2020 года.
4. Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта или о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.
показать содержание
Комплексные элементы
В качестве такого института, например, выступает Федеральное Собрание. В него, в свою очередь, включены Госдума и Совет Федераций. Вместе с этим каждая палата Парламента может считаться комплексным институтом относительно, например, депутатов, комитетов, председателя. В одной такой структуре могут быть объединены акты, которые обладают различной юридической силой. Например, в составе института Госдумы присутствуют нормы Регламента и Конституции. Вместе с этим один и тот же акт может относиться к тому или другому элементу рассматриваемой структуры. Так, например, по ст. 102 Основ в компетенцию Совета Федерации относится, в числе прочего, назначение и освобождение от должности Генпрокурора РФ. Данная норма относится к конституционно-правовым институтам СФ и Прокуратуры.
Место конституционного права в правовой системе России
Конституционное право занимает центральное место в системе права, закрепляя его основополагающие принципы.
Нормы других отраслей права не должны противоречить нормам Конституционного права.
Соответственно, конституционное право является основой правовой системы РФ. На базе норм этой основополагающей отрасли права функционируют Российское государство и наше общество. Конституционные нормы – это основа отраслевого законодательства РФ.
Специфика конституционного права, как первичной отрасли права, позволяет охарактеризовать его как ведущую, центральную отрасль права. Нормы конституционного права закрепляют и регулируют общие основы всех сфер жизни общества, подпадающих под действие права.
Детальное регулирование большинство общественных отношений получает в нормах иных отраслей права: административного (вторичного), финансового (третичного), трудового и т.д.
↑мЮСЙЮ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ
йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН ЙЮЙ МЮСЙЮ – ЩРН ЯНБНЙСОМНЯРЭ ГМЮМХИ Н ДЕИЯРБСЧЫЕЛ ЙНМЯРХРСЖХНММНЛ ОПЮБЕ ЙЮЙ НРПЮЯКХ ОПЮБЮ, Н ЯНЯРЮБКЪЧЫХУ ЕЦН МНПЛЮРХБМШУ ЮЙРЮУ, Н ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЪУ БНГДЕИЯРБХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШУ МНПЛ МЮ НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ, ТНПЛХПНБЮМХЪ ОПЕДЛЕРЮ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНЦН ПЕЦСКХПНБЮМХЪ Я СВЕРНЛ ЙЮЙ ЯНБНЙСОМНЯРХ ХЛЕЧЫХУЯЪ МНПЛ, РЮЙ Х БНГГПЕМХИ, ЙНМЖЕОЖХИ, ЯСЫЕЯРБСЧЫХУ Б НАЫЕЯРБЕ Х НАПЮЫЕММШУ Й ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШЛ ЪБКЕМХЪЛ.
мЮСЙЮ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ХЛЕЕР ЯБНЧ ЯХЯРЕЛС, ЙНРНПЮЪ ОН ЯБНЕИ КНЦХЙЕ ЯННРБЕРЯРБСЕР ЯХЯРЕЛЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ НРПЮЯКХ. дПСЦХЛ ЙПХРЕПХЕЛ ЯХЯРЕЛЮРХГЮЖХХ МЮСЙХ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЛНФЕР ЯКСФХРЭ СПНБЕМЭ НАНАЫЕМХЪ ЛЮРЕПХЮКЮ НА ХГСВЮЕЛШУ НАЗЕЙРЮУ. оН ЩРНЛС ЙПХРЕПХЧ БШДЕКЪЧР НАЫЕЕ Х НЯНАЕММНЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН (НАЫЮЪ РЕНПХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ Х ЙНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН МЮЖХНМЮКЭМНЦН ЦНЯСДЮПЯРБЮ).
лЕФДС ЙНМЯРХРСЖХНММШЛ ОПЮБНЛ ЙЮЙ МЮСЙНИ Х ЙЮЙ НРПЮЯКЭЧ ЯСЫЕЯРБСЕР РЕЯМЮЪ ЯБЪГЭ; Б РН ФЕ БПЕЛЪ С МХУ Х ЯБНЕ МЮГМЮВЕМХЕ. йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН ЙЮЙ НРПЮЯКЭ ПЕЦСКХПСЕР (ГЮЙПЕОКЪЕР) НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ. йНМЯРХРСЖХНММНЕ ОПЮБН ЙЮЙ МЮСЙЮ ХГСВЮЕР ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЕ МНПЛШ, НРПЮФЮЕЛШЕ Б МХУ Х ЯБЪГЮММШЕ Я МХЛХ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ. яКЕДНБЮРЕКЭМН, НРПЮЯКЭ ЪБКЪЕРЯЪ ОПЕДЛЕРНЛ (НАЗЕЙРНЛ) ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ДКЪ МЮСЙХ. нДМЮЙН ГЮДЮВХ МЮСЙХ ЦНПЮГДН ЬХПЕ.
рЮЙ, я.ю. юБЮЙЭЪМ БШДЕКЪЕР ЯКЕДСЧЫХЕ ГЮДЮВХ МЮСЙХ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ:
1) ХГСВЕМХЕ ДЕИЯРБСЧЫЕЦН ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ ЯНБНЙСОМНЯРХ МНПЛЮРХБМШУ ЮЙРНБ, ПЕЦСКХПСЧЫХУ ОНКХРХВЕЯЙХЕ НАЫЕЯРБЕММШЕ НРМНЬЕМХЪ Х ЯНДЕПФЮЫХУ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШЕ МНПЛШ;
2) ПЮГБХРХЕ МЮСВМНИ РЕНПХХ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ;
3) ХГСВЕМХЕ ПЕЮКЭМНИ ОПЮЙРХЙХ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНЦН ЯРПНХРЕКЭЯРБЮ, БШЪБКЕМХЕ ОНРПЕАМНЯРЕИ Б ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНЛ ПЕЦСКХПНБЮМХХ, БШПЮАНРЙЮ ПЕЙНЛЕМДЮЖХИ Н ЕЦН МЮОПЮБКЕМХЪУ, ОНДЦНРНБЙЮ ОПНЕЙРНБ МНПЛЮРХБМШУ ЮЙРНБ, ЮМЮКХГ ЩТТЕЙРХБМНЯРХ ДЕИЯРБСЧЫХУ МНПЛ Х БМЕЯЕМХЕ ОПЕДКНФЕМХИ ОН ЕЕ НАЕЯОЕВЕМХЧ;
4) ХГСВЕМХЕ ХЯРНПХХ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБШУ ХМЯРХРСРНБ Х МНПЛ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ Х ГЮ ПСАЕФНЛ;
5) ТНПЛХПНБЮМХЕ ЙНМЯРХРСЖХНММН-ОПЮБНБНЦН ЛХПНБНГГПЕМХЪ;
6) ТНПЛСКХПНБЮМХЕ ОНМЪРХЪ Х ЯНГДЮМХЕ МЮСВМН НАНЯМНБЮММНЦН ЙСПЯЮ ПНЯЯХИЯЙНЦН ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙЮЙ НДМНИ ХГ СВЕАМШУ ЧПХДХВЕЯЙХУ ДХЯЖХОКХМ.
б МЮСЙЕ ЙНМЯРХРСЖХНММНЦН ОПЮБЮ ЙНЛОКЕЙЯМН ХЯОНКЭГСЧРЯЪ ЯКЕДСЧЫХЕ НЯМНБМШЕ ЛЕРНДШ: ТНПЛЮКЭМН-ЧПХДХВЕЯЙХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХИ, ЯПЮБМХРЕКЭМШИ, ЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХИ, ОНКХРХЙН-ОПЮБНБНИ.
Система конституционного права
Система конституционного права обусловлена его содержанием, которое раскрывается в подотраслях, институтах, нормах, следуя от общего к частному.
В Конституции РФ сначала говорится об основах конституционного строя. Затем следуют главы о правах личности, федерализме, ветвях государственной власти, их основных органах, принципах местного самоуправления. Структура Конституции РФ определяет систему конституционного права в целом.
Показательно, например, значение придаваемое Конституцией РФ регулированию основ правового статуса человека и гражданина.
Посвященные этому нормы находятся в главе 2 Конституции РФ – непосредственно после основ конституционного строя (глава 1).
Главенствующая роль Президента РФ в системе организации государственной власти в РФ предопределяет то обстоятельство, что изложение вопросов статуса органов государственной власти начинается в Конституции РФ с гл. 4, в которой определены полномочия и порядок деятельности главы государства.
Вместе с тем, система конституционного права не является точным повторением Конституции РФ, в которой, например, нет специальной главы, посвященной избирательной системе РФ. Общие нормы о выборах содержатся в ст. 32 Конституции РФ.
Система конституционного права отражает общие принципы конституционного строя, федеративное устройство государства, его демократический характер. Она включает следующие основные институты конституционного права:
- основы конституционного строя (гл. 1);
- основные права и свободы человека и гражданина (гл. 2);
- федеративное устройство (гл. 3);
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть (гл. 4);
- законодательная власть (гл. 5);
- исполнительная власть (гл. 6);
- судебная власть (гл. 7) и прокуратура (ст. 129);
- государственная власть субъектов РФ (ст.ст. 73, 77 и др., гл. 3);
- местное самоуправление (гл. 8);
- порядок внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр (гл. 9).
Таким образом, деление правовых норм на институты – группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений – устанавливает Конституция РФ. Ее главы – это основа системы конституционного права и классификации его норм.
В отличие от «бинарных» (лат. – состоящих из двух составляющих) отраслей права (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить материальное конституционное право и конституционный процесс.
Хотя процессуальные нормы в конституционном праве есть. В частности, они регулируют законодательный процесс, избирательный процесс, проведение референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, отставки Правительства РФ, роспуска представительных органов власти и т.д.
В системе конституционного права в отличие от других отраслей права (гражданское, уголовное, административное, трудовое, земельное и др.), также можно выделить общую и особенную части в традиционном их понимании. Здесь существует такой подход: общая часть конституционного права – это общепризнанные принципы и нормы международного права, а особенная часть – нормы, регулирующие конституционные правоотношения в РФ.
В системе нормативных правовых актов РФ выделяют законы и подзаконные акты.
Правовая система РФ включает следующие виды законов:
- Конституция РФ – основной закон;
- федеральные конституционные законы;
- законы о поправках к Конституции РФ – принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ);
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ.
К подзаконным правовым актам относят:
- указы Президента РФ, имеющие нормативный характер;
- постановления Правительства РФ;
- ведомственные акты;
- акты палат Федерального Собрания РФ (кроме законов);
- нормативные правовые акты субъектов РФ (кроме законов);
- иные нормативные правовые акты: постановления, инструкции, положения, разъяснения центральной избирательной комиссии РФ, акты избирательных комиссий субъектов РФ и др.
показать содержание
Источники отрасли
Под этим термином понимаются акты, содержанием которых являются юридические нормы. Их цель – это регулирование отношений в правом процессе, так как они и являются оставляющим (КП). На самом деле, здесь имеется не один источника, а целый комплекс источников:
- Федеральная Конституция. Она служит актом, обладающим высшей юридической силой.
- Региональные уставы и конституции. Этот источник является основополагающим для определения статуса участника Федерации и регулирующий вопросы по отношению ведения Основного закона РФ.
- Законы. Этот источник является одним из основных. Благодаря законам, которые наделены высшей юридической силой, удается регулировать самые важные отношения в социуме.
- Федеральные конституционные законы. Они включают определенный перечень важных положений Основного закона РФ.
- Декларации. Они занимают особую позицию в системе источников конституционного права. Служат для закрепления требуемых норм, принципов, которые необходимы для полноценного развития страны, его политической жизни.
Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовая ответственность
Специальные правила, содержащиеся в Конституции РФ, иных законах и подзаконных актах называются конституционно-правовыми нормами. У них есть своя специфика и особенности.
Специфика выражается в:
- Самое большое их количество находится в конституциях, уставах, иных актах государства и его субъектов.
- В них содержится закрепление духовного, культурного, политического, социально-экономического устройства общества.
- В них четко и ясно прописаны детали функционирования института общественности (референдумов, выборов, голосований, СМИ, политических партий).
- Это своеобразный эталон, показательный стандарт для других отраслей права. Ни одна иная правовая норма не должна им противоречить.
Особенности (отличия):
- Каждые правовые отношения имеют индивидуальные нормы, где указывается их сущность, содержание.
- Начинают иерархию норм права, являясь основополагающими элементами системы. Это источники, обладающие высшей юридической силой.
- Содержат несколько разновидностей.
- Носят учредительный характер.
- Имеют особый характер применения, механизм функционирования, реализации.
- Не закреплены общей структурой – гипотезой, диспозицией и санкцией. Санкция появляется лишь изредка.
У каждой из них есть особая форма реализации. Обычно использование, соблюдение, исполнение. помимо классификации они делятся по видам:
- Учредительные (к примеру, права и свободы гражданина признаются высшей ценностью для государства).
- Регулятивные (к примеру, допуск кандидатов на выборы).
- Охранительные (к примеру, ликвидация политической партии или отрешение от должности главы государства).
- Обеспечительные (к примеру, содержание инвалидов или лиц, потерявших кормильца).
- Дефинитивные (закрепляют определения различных правовых терминов).
- Коллизионные (используемые в конкретных случаях).
- Оперативные (имеют особый статус, так как дополняют, изменяют, ограничивают нормы).
Также существуют управомочивающие, обязывающие, запрещающие, материальные, процессуальные, императивные, диспозитивные, рамочные, выделяемые по юридической силе, субъектам правотворчества нормы.
Ответственность же в данной отрасли содержит те же признаки, что и юридическая ответственность. К нарушителям применяются санкции после выявления состава нарушения. Это может быть:
- Лишение звания или особых памятных наград.
- Лишение определенного статуса (к примеру, беженца).
- Признание проведенных выборов недействительными.
- Приостановление деятельности какого-либо государственного органа.
Данный перечень представлен не в полном виде. Но, по нему прекрасно видно, как может быть реализована подобная ответственность.
Без системы государственных правовых норм не было бы регулирования различных сфер деятельности человека, прочного закрепления его в Российской Федерации. Именно с помощью Конституции РФ, специально действующего института возможна реализация основ конституционного строя, устройства государства, а также соблюдение прав и свобод граждан.
Лекция о понятии конституционного (государственного) права России:
Конституционное процессуальное право самостоятельная отрасль права
Термин « конституционный процессуальный процесс» характеризуется многозначностью. Это может обозначать порядок, согласно которому происходит существование конституционного разбирательства в суде. Еще конституционный судебный процесс подразумевает непосредственную работу уполномоченных участников данного судопроизводства.
Предметом конституционного процессуального права является группа однородного сотрудничества, регулированием которого занимаются его нормы. Это сотрудничество формируется в результате реализации процессуальных деяний, образующих в общем объединении конституционное судопроизводство. Нынешней законодательство предполагает 2 формы конституционного судебного права: федеральная и региональная.
Возможно вам так же будет интересно узнать про конституция рф как источник конституционного права.
Так же можно узнать больше из данной статьи про источники транспортного права РФ.
В чём заключается соотношение понятий система права и система законодательства, подробно рассказано в данной статье.
Изучая вопрос конституционного права РФ, стоит отдельно остановиться на источниках информационного права РФ.
По своему происхождению рассматриваемое сотрудничество может быть основано на материальных или процессуальных нормах. Если человек будет обращаться в Конституционный суд, то он осуществляется свое право на защиту в суде, которое гарантировано Основным законом. А вот порядок его рассмотрения устанавливается процессуальным законодательством.
(КП) – это важный процесс, который занимается регулирование отношений между участниками общества. Реализация конституционного права возможна только при условии, что все функции и методы предполагают только одну цель – это регулирование правоотношений.