Понятие и виды правовых отношений. Виды административно-правовых отношений

Что такое административные правоотношения

Административные правоотношения представляют собой отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного права. Административные правоотношения возникают при любом «соприкосновении» с государственными или муниципальными органами. Такие правоотношения могут возникнуть как по вашей инициативе, так и в обратном порядке ― например, если налоговая проверяет вашу организацию или служба приставов исполнителей арестовала ваше имущество.

Также к административным относятся правоотношения между государственными, муниципальными органами и их должностными лицами. В законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подробно описан порядок межведомственного взаимодействия при оказании услуг гражданам, что является ярким примером таких отношений.

Правила поведения для сторон административных правоотношений регламентированы в разных по юридической силе правовых актах. Это могут быть федеральные законы: «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ и другие. Или административные регламенты оказания той или иной государственной услуги, утвержденные приказом соответствующего ведомства.

Важной особенностью административных правоотношений является то, что за рамками прописанных норм ни одна из их сторон действовать не может. Поэтому этот вид правоотношений более чувствителен к пробелам в законодательстве или к недостаточно точно сформулированным правилам поведения, чем гражданско-правовые отношения.. Существует множество классификаций административных правоотношений

Пожалуй, самой распространенной является их деление на вертикальные и горизонтальные административные правоотношения.

Существует множество классификаций административных правоотношений. Пожалуй, самой распространенной является их деление на вертикальные и горизонтальные административные правоотношения.

Критерии при возникновении правоотношений

Правовые действия. То есть ситуации, которые могут появляться, меняться и заканчиваться. Эти действия во всем своем проявлении юридические, потому что их наступление зависит от правовых норм.

Действия появляются в результате того, что возникает волеизъявление у субъекта.

Если действия находятся в рамках законности, то они будут соответствовать нормам административного характера. Это могут быть действия граждан или других субъектов. Например, когда гражданин подает жалобу, то его действие несет за собой определенное правоотношение. Оно возникает между органом, куда он подает жалобу и непосредственно самим гражданином.

Виды, субъекты конституционно-правовых отношений

Как выше было сказано, взаимодействия разделяются на определенные категории по отраслевому признаку. Особое место среди них занимают виды конституционно-правовых отношений. Это связано с тем, что нормы, которыми они регулируются, касаются наиболее важных аспектов жизни в государстве. Виды конституционно-правовых отношений имеют свою специфику. Они подразделяются на две объемные группы. К первой, которую некоторые ученые именуют индивидуальной, относят взаимодействия между физическими лицами. Главными участниками в этом случае принято считать граждан. Это обусловлено тем, что именно их юридические обязанности и возможности четко установлены нормами Основного Закона государства

Однако не менее важной считается и другая категория. В нее входят взаимодействия, в которых участвуют квази- и неграждане (иностранные подданные, лица без и с несколькими гражданствами)

Ко второй большой группе относят связи, которые устанавливаются между коллективными участниками. В качестве ведущего субъекта данных правоотношений выступает государство, а также его органы и подразделения. В данных взаимодействиях участвуют и общественные организации некоммерческого типа (союзы, партии, неправительственные объединения). В эту же группу входят разные виды муниципально-правовых отношений. В них ведущими участниками считаются органы территориального самоуправления.

3.1. Понятие административно-правового отношения и его структура

Административные отношения
— общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного
управления.

Административные отношения
являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки,
присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения
имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

 Административные отношения
представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они
возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так
или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление
распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные
сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых
отношений
проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с
практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в
лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо
учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые
связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной
власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства
— предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые
отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной
стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе
выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой
иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие
от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и
прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие
отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть —
подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях
выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой
характер.

Административные отношения
требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная
власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью
реализации этой власти.

Для административных отношений
характерно то, что они не ограничены рамками  своей отрасли Административного
права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют
отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника
на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути,
является управленческим актом. Административному регулированию подвержены
некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых
отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной
возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно.
Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения,
направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность
наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень
характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь
некоторые из них.

Административное правоотношение
имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты
(участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и
(порядок осуществления управленческой деятельности).

Предыдущая

Специфика

Регулируются административно-правовые связи посредством закрепления в законодательстве соответствующих норм. Общие положения содержатся в Основном Законе страны. В качестве основного нормативного акта в рассматриваемой сфере выступает КоАП. В положениях точно определяется состав правоотношений, их возможности и обязанности. Имеющиеся у сторон интересы могут защищаться в судебном порядке. Однако, как правило, решение принимается субъектом управления. Он имеет возможность отказывать в просьбе, давать указания, требовать объяснения, применять средства дисциплинарного принуждения. В рамках административных правоотношений ответственность появляется не перед другим участником. Она образуется непосредственно перед государством. Административные отношения могут формироваться как в результате правомерных, так и неправомерных деяний. К первой группе, например, относят подачу жалоб на действие исполнительного органа. Во втором случае можно назвать совершение каким-либо лицом административного преступления.

Уровень определенности участников

В соответствии с этим критерием различают общие, абсолютные и относительные правовые отношения. В последнем случае определяются все участники конкретно (поименно). При абсолютных отношениях точно известной является только управомоченная сторона. В качестве обязанных выступают при этом все вероятные субъекты, которым предписывается воздерживаться от совершения определенных действий, которые могут ущемлять свободу и личные интересы другого участника. Остается дискуссионным вопрос о выделении общерегулятивных (общих) правовых отношений. По мнению одних специалистов такое отделение не является достаточно убедительным. Другие авторы считают, что в категорию общих входят правоотношения высокого уровня. Например, это связи государства с общественностью, гражданином. По мнению этих же авторов, к общим следует отнести правоотношения между физическими лицами по вопросам обеспечения гарантий и реализации главных личных свобод и прав человека (на жизнь, безопасность, уважение и прочее) и обязанностей, которые определяет Конституция (соблюдение закона, например). Эти связи можно считать базой для формирования отраслевых категорий.

В зависимости от правоохранительной направленности

  • Вертикальные. Они сочетают в себе полномочия государственно-властного направления. То есть, когда директор предприятия имеет полномочия перед теми должностными лицами, которые у него работают. В основном присутствуют у соподчиненных сторон. Но у одной стороны полномочий может быть при этом меньше, а иногда их нет вовсе. Например: правительство имеет больше властных полномочий, чем министерство. Отсутствовать они могут также и у рядового гражданина.
  • Горизонтальные. Как их еще называют координационные, характеризуются равноправием сторон. Появляются у исполнительных органов власти. Служащие этих учреждений имеют равный должностной уровень с руководителем учреждения.

О горизонтальных административных правоотношениях

Горизонтальные административные правоотношения часто называют вспомогательными в данной сфере. Они складываются между сторонами в отсутствие какой-либо подчиненности друг другу. Стороны этого взаимодействия полностью автономны и независимы.

Чаще всего такие отношения складываются, когда несколько органов работают над разработкой одного нормативно правового акта в смежной отрасли права или при согласовании писем, докладов, справок по общим темам. Пример горизонтальных административных правоотношений — подготовка федеральными Министерствами и службами ежегодного отчета Правительства РФ перед Государственной думой.

По наличию участников, находящихся в составе правоотношений

  • Внутриаппаратные. Их нормы как бы объединяют совокупность органов власти, контроль службы в них, полномочия служащих их общественные взаимоотношения, методы работы в государственных организациях. Они представляют интересы всех звеньев власти, которые могут быть у руководителя и его аппарата управления или у департамента и любого министерства.
  • Внеаппаратные. Такой вид отношений характеризуется воздействием на те объекты, которые не входят в механизм органов власти. Например, меры воздействия могут применяться к гражданам, организациям, если они занимаются коммерческой деятельностью. Сюда входят и разные частные фирмы, поэтому можно проанализировать и понять, какие общественные правоотношения называют административными.

В зависимости от субъекта управления

  • Субординационные. Они выстраиваются на основе властных действий управленческого субъекта. Например, когда орган власти следит за работой нижестоящих организаций. Министерство финансов контролирует работу министерств, занимающихся вопросами выделения средств на развитие регионов. Министр имеет полномочия, которые заключаются в том, чтобы контролировать должностных лиц, ведь они являются его подчиненными.
  • Координационные. Это так называемые связи, когда определенная авторитарность отсутствует. Таким образом, можно сделать отсылку к контролирующим органам власти. Если бы основа координации одинаково трактовалось, то такой итог было бы допустимым. Но нет содержательных оснований. Координация обычно проявляется в контролирующей функции органов управленческой власти. То есть сопровождается властными характерными действиями. Можно привести следующие примеры административных правоотношений: деятельность администраций регионов контролирует Правительство Российской Федерации. Также оно проверяет работу городов, областей которые входят в федеральный состав. Координационная деятельность в таком случае осуществляется в форме законодательных актов юридической направленности. Еще можно подобрать следующий пример: Министерство природных ресурсов Российской Федерации регулирует работу министерств, а также ведомств, занимающихся вопросами защиты природных ресурсов. Причем решения, которые принимает этот орган являются обязательными и для других законодательных органов. Координация характеризуется наличием властных волеизъявлений. Проявляется это во взаимоотношениях вышестоящих органов с нижестоящими, а также не соподчиненных с органами, которые выполняют исполнительные функции. Значит, координационная деятельность может применяться в отношении субъекта управления.

При попытках дать характеристики управленческим отношениям не нужно опираться только на виды административных правоотношений, потому что на практике управленческая сущность многозначна. Поэтому при осуществлении управленческих функций можно полагаться на самые основные виды, приведенные ранее.

К признакам относится неравное положение сторон как фактов ведущего показателя, то есть властные отношения сосредоточены в руках властвующей стороны, которая управляет и имеет свои властные полномочия.

Неравенство предполагает, что одна сторона управляет, другая исполняет разные решения. Но подчиненность не всегда ярко выражена. Например, негосударственное учреждение напрямую не подчиняется субъекту органов исполнительной власти.

При взаимоотношениях отдельных звеньев в механизме органов власти, выполняющих исполнение решений и, когда одно звено механизма подчиняется другому, очень часто подчиненности не наблюдается. Можно привести в пример ситуацию, чтобы понять в чем состоят важнейшие черты административных правоотношений, когда центральный региональный орган не подчиняется непосредственным органам федеральной правительственной власти, а разные предприятия не подчиняются надзорным службам.

Если описывать подчиненность, которая характерна для сторон в административной сфере нужно иметь в виду иерархичную подчиненность. Она наиболее часто встречается в вертикали управления и проявляется в работе вышестоящих и нижестоящих звеньев власти. Можно указать на относительную деятельность исполнительной власти и тех предприятий, учреждений которые ей подведомственны.

Можно проанализировать характеристику обществознания административных правоотношений, которая является обобщенной на предмет содержания. Они направлены на то, чтобы урегулировать нормы права.

Классификация

Виды правовых отношений определяются в зависимости от разных оснований. В частности:

По отраслевому признаку. Здесь речь идет непосредственно о предмете регулирования. В частности, выделяют такие основные виды правовых отношений, как:

  • Трудовые. Они связаны с рабочей деятельностью людей, организаций. Они возникают на основании договоров, соглашений, контрактов. В качестве сторон выступают наниматель и работник. Последний имеет определенные права (получать зарплату, иметь социальные гарантии и т. д.) и обязанности (исполнять задания в соответствии с должностной инструкцией). Наниматель также должен оплачивать труд, может требовать соблюдения дисциплины и так далее.
  • Административные. Эта категория связана с функционированием исполнительных органов.
  • Виды уголовно-правовых отношений. Они регулируются нормами УПК, ФЗ, Основным Законом страны.
  • Гражданские. В них участвуют различные юридические и физические лица, госорганы и прочие.

По степени влияния на участников. К данной категории относят такие виды правовых отношений, как:

  • Материальные (трудовые, различные виды финансово-правовых отношений и иные). Они определяют возможности и обязанности участников.
  • Возлагающие полномочия.
  • Процессуальные. Эти виды правовых отношений регламентируют последовательность процедур, форму и меру юридической ответственности.

В соответствии с характеристикой взаимности нормативной связи. В данной категории выделяют:

  • Однонаправленные. В этом случае у одного участника есть права, а у другого – обязанности.
  • Перекрестные. При таких взаимодействиях обе стороны обладают как обязанностями, так и возможностями.

По функциональному значению. В этой категории различают такие виды правовых отношений, как:

  • Регулятивные. Они направлены на управление действиями сторон.
  • Охранительные. Эти отношения связаны с обеспечением защиты прав, юридических интересов участников, запретом на бездействие либо совершение определенных действий. Эта категория взаимодействий поддерживается реализацией ответственности и государственным принуждением.

В соответствии с составом. В данной категории выделяют такие виды правовых отношений, как:

  • Простые. Они устанавливаются между 2 участниками (например, договор дарения или купли-продажи).
  • Сложные. Эти правоотношения образуются между несколькими сторонами.

По длительности действия. В соответствии с продолжительностью, выделяют:

  • Кратковременные.
  • Долговременные.

По степени связи с объектом. К данной категории относят такие взаимодействия, как:

  • Прямые (например, договор аренды).
  • Опосредованные (уступка требований, субаренда, продажа долгов и т.д.).

Юридические факты в административном праве

Юридический факт – это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

  • юридические факты – это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
  • юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
  • в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;
  • они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
  • по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

  • правообразующие – влекущие возникновение административных правоотношений;
  • правоизменяющие – влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
  • правопрекращающие – влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие – результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие – волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты – это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве – события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

показать содержание

Сущность правоотношений

  • Происходит реализация основной работы и обязанностей государственных органов.
  • Присутствует внутриорганизационный характер, который появляется в работе управленческих органов власти и субъектов законодательства, а также органов прокурорского надзора.
  • Обязанности возникают при участии региональных субъектов.
  • Появление приходится на сферу внутренних отношений, разных профессиональных объединений и других формирований, а также, возникающих при осуществлении этими учреждениями, контролирующих задач и полномочий.

Административные отношения являются очень важным аспектом, потому что они значимы в общественной жизни людей. Специфика их масштабна и разнообразна, если рассматривать их функции и учитывать совокупность характеристик этих правоотношений.

Особенность фактов

В юридическом смысле получается то, что первоначальным видом действий выступают региональные правовые акты, которые обладают индивидуальным характером. То есть акты, которые обязательно нужно исполнять конкретному лицу. Последствиями юридических действий является тот факт, что они могут появляться, изменяться и прекращаться в совокупности правовых отношений.

Можно привести пример: когда гражданин поступает на определенную службу, издается документ и это влечет за собой то, что появились служебные отношения. Они только один вид из множества административных взаимоотношений. Неправомерные действия нарушают все нормы, которые не соотносятся с их требованиями. К таким обычно относятся нарушения, связанные с правопорядком. Они больше всего характерны для деятельности, осуществляющейся при управлении. Также они способствуют появлению юрисдикционных ситуаций. Здесь имеется в виду определенное бездействие, когда органы внутреннего контроля не принимают попыток, чтобы обеспечить общественный порядок.

Управленческие правоотношения могут подразделяться по различным критериям. Существует большое количество классификаций. Для каждого вида правоотношений можно подобрать примеры. Так можно понять, как будут регулироваться те или иные сферы жизни со стороны нормы права или определенных управляющих органов власти. Все административные правоотношения можно разделить по характеристикам.

Классификация нормативно-правовых отношений

Классификация нормативных правоотношений не имеет чёткой структуры и зависит от вида и характера управленческой деятельности, сторон, какие управленческие функции реализовываются, от целей, стоящих перед органами государственной власти.

Виды:

  1. В зависимости от целей различают: охранительные; регулятивные.
  2. В зависимости от состава сторон: отношения между служащими, принадлежащими к государственным органам; между исполнительными органами государства и государственными предприятиями, учреждениями, организациями; отношения, возникающие между исполнительной властью и коллективом служащих, общественными организациями; между исполнительной властью и коммерческими (некоммерческими) организациями; между исполнительным органом и человеком.
  3. По содержанию бывают: материальными, возникающими в сфере управления и подчиняющимися материальным нормам права; административно-процессуальными, зарождающимися во время разбора индивидуальных дел и разрешающихся при помощи административно-процессуальных норм.
  4. По соотношению прав и обязанностей у сторон: горизонтальные, развивающиеся между субъектами правоотношений, которые не находятся в подчинении друг друга; вертикальные, возникающие после волеизъявления уполномоченного органа либо должностного лица в сторону нижестоящего субъекта отношений (может возникать без добровольного волеизъявления или вопреки ему).

Горизонтальные отношения характерны для равноценных органов государственной власти. К примеру, между разными министерствами. Последние проводят межведомственные встречи для решения каких-либо задач, но результатом таких мероприятий является создание договоров, которые влекут за собой возникновение новых вертикальных правоотношений.

Ещё одним примером вертикальности взаимодействия является обращение физических или юридических лиц с заявлением в любой орган исполнительной власти. Нормами предусмотрена невозможность отказа таких учреждений и прописаны сроки, в которых должно быть рассмотрено обращение. Этот же пример касается второго пункта этого списка.

  1. По способам защиты: административный; судебный порядок.

Особые взаимодействия

Как выше было сказано, основанием для возникновения правоотношений могут стать нарушения норм законодательства. Существует специфическая категория, в рамках которой определяется, какие действия являются преступными и какое за них должно следовать наказание. Речь, в частности, идет об уголовно-правовой сфере. Взаимодействия в ее пределах регулируются нормами УПК. Такие правоотношения образуются не по воле их сторон. Участники таких взаимодействий четко определены в законодательстве. Уголовно-правовые нормы в данном вопросе исключают свободу выбора. В качестве сторон данных взаимодействий выступает человек, нарушивший закон (совершивший преступление) и государственный орган (должностное лицо). Последний применяет нормы УПК. К уполномоченным должностным лицам или госорганам в данном случае относят суд, прокурора, следственные подразделения и пр.

В зависимости от характера

  • Регулятивные могут появляться в ситуациях, которые не противоречат законным нормам. Такие правовые отношения обычно выступают в договорах, касающихся продажи какого-либо предмета. Таким образом, получается что одна сторона покупает, а другая продает. Они в своих действиях напрямую между собой связаны. От порядочности стороны зависит результат.
  • Охранительные появляются вследствие действий, противоречащих нормам правового регулирования. Например, Верховный совет отменяет указ высшего должностного лица своим заключением, которое выдал Конституционный суд Российской Федерации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий