Субъекты
Если рассматривать дежурные группы, необходимо сказать, что включение в них следователей является, безусловно, необходимым. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь оперуполномоченный далеко не всегда имеет право возбудить уголовное производства. Это связано с тем, что тот или иной состав может не относиться законодательством к его подследственности. Решение о возбуждении дела следователем объясняется и тем, что этот служащий может объективно и взвешенно рассмотреть те или другие обстоятельства. При этом он принимает на себя всю ответственность за дальнейшее раскрытие преступления. Проблема включения в состав группы следователя может решаться путем формирования постоянных объединений, незамедлительного привлечения служащего, в том числе с заблаговременным его уведомлением о планируемом мероприятии. При этом его законное и своевременное вмешательство можно считать результатом эффективного взаимодействия представителей разных подразделений.
Следующий комментарий к статье 163 УПК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 163 УПК, вы можете получить консультацию юриста.
1. По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой.
2. Следственная группа создается постановлением руководителя следственного органа. Любое произвольное изменение состава следственной группы, в частности принятие к своему производству уголовного дела должностным лицом, которому руководство группой не поручено постановлением о ее создании (или отдельным постановлением), влечет признание недопустимыми доказательств, полученных в результате расследования <1>.
——————————–
<1> БВС. 2005. N 2. С. 18.
3. Из содержания ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи явствует, что руководитель следственной группы лично принимает все принципиальные решения по уголовному делу, и поэтому именно он, бригадир, несет ответственность за судьбу уголовного дела и обоснованность уголовного преследования.
4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники органов федеральной службы безопасности, криминальной милиции и др. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность основывается на богатом опыте прошлого. Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы, – добывание оперативно-розыскной разведывательной информации, поддающейся проверке следственным путем. Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста и удобна. В условиях, когда предварительное следствие вмонтировано в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, она кажется естественной и не требующей размышлений. На самом же деле с теоретической точки зрения такая форма взаимодействия небезупречна, а с практической – чревата очень серьезными негативными последствиями. В ст. 38 УПК, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Иначе говоря, прямые связи в подобных случаях должны складываться между следователем и соответствующим органом (звеном) милиции в лице руководителя данного органа (звена), осуществляющего оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную юрисдикцию на строго определенной территории. Это значит, что при необходимости привлечения органа дознания к эпизодическому или к более-менее постоянному участию в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве следователя, “траектория” развития официальных отношений должна быть следующей: следователь принимает процессуальное решение о производстве следственного действия, серии следственных действий или об отдельном направлении расследования (например, о проверке той или иной версии), определяет необходимые силы и средства для его осуществления и поручает производство определенных следственных действий органу дознания и/или ставит перед ним задачу, подлежащую решению оперативно-розыскным путем, не вникая, естественно, в содержание предстоящих оперативно-розыскных мероприятий. Сформулированное поручение следователя адресуется начальнику органа дознания, который обязан организовать и проконтролировать его исполнение и сообщить следователю о результатах. Назначенные руководителем органа дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют, по сути дела, не его, а распоряжение своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах и происшествиях они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме каждый делает свое дело строго в пределах своих функций и своей компетенции и соответственно каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.
Комментарий к статье 163 УПК РФ
1. Оперативные сотрудники, привлекаемые для работы в следственной группе (СГ), должны быть также указаны в постановлении о ее создании или изменении ее состава. Они (даже находясь в составе СГ) не имеют права производить процессуальные действия без специального поручения об этом. Косвенный запрет на это вытекает из ч. 2 ст. 40 УПК.
2. Состав СГ должен быть объявлен тем участникам процесса (по их ходатайству), которые имеют право заявить отвод. Согласно ч. 2 ст. 62 УПК кроме подозреваемого и обвиняемого это и их законные представители, защитник, потерпевший <1>, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители. Указанным лицам должны объявляться и изменения в составе СГ. Об этих объявлениях целесообразно составлять протокол или делать отметки на постановлении.
——————————–
<1> См.: Определение КС РФ от 11.07.2006 N 300-О.
3. В ч. ч. 3 – 4 комментируемой статьи перечислены исключительные полномочия руководителя СГ, которые никто из других ее участников осуществлять не вправе. Их сопоставление с гарантиями процессуальной самостоятельности следователя позволяет прийти к выводу, что руководитель СГ должен давать согласие на изменение состава СГ (следователь вправе не исполнять решения руководителя СО об отводе следователя или его отстранении от дальнейшего ведения следствия – ч. 3 ст. 39). Представляется, что руководитель СГ должен принимать решения и об избрании мер пресечения (ч. 3 ст. 39).
При чрезвычайной ситуации
Работа должностных лиц оперативной группы при ЧС
Должностные лица оперативной группы на месте ЧС подчиняются начальнику оперативного штаба на месте ЧС, а в случае, если оперативный штаб на месте ЧС не создается, – руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС).
Основными задачами оперативной группы на месте ЧС являются:
- обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы КЧС;
- предоставление в ЦУКС отчетных и информационных документов;
- организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места ЧС;
- организация работы с представителями средств массовой информации.
Оперативная группа обеспечивается следующими документами:
- образцами распорядительных документов по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;
- паспортами территорий муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей в электронном виде;
- позывными радиостанций УКВ-диапазона ЕДДС, подразделений гарнизона;
- планшетами водоисточников;
- оперативными планами и карточками (в электронном виде).
Дополнительно по теме об обязанностях других нештатных должностей в составе оперативного штаба на месте пожара или ЧС:
- начальник оперативного штаба и его заместитель;
- начальник тыла;
- начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы;
- ответственный за охрану труда.
ПОЛОЖЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЕ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ
Следственно-оперативная группа МВД России создается во исполнение решения коллегии министерства N 4 км/2 от 30 сентября 1992 года для координации деятельности служб Центрального аппарата и органов внутренних дел на местах по расследованию пожаров, повлекших тяжкие последствия, и поджогов.
2. Функции следственно-оперативной группы:
2.1. Осуществляет выезды по указанию руководства Министерства внутренних дел России на места пожаров, повлекших тяжкие последствия, где организует работу соответствующих служб органов внутренних дел по расследованию данных преступлений, оказывает помощь в технико-криминалистическом сопровождении их расследования и проведении неотложных следственно-оперативных и иных мероприятий по установлению причин пожаров и виновных лиц.
2.2. Анализирует обстановку, складывающуюся на территории России по раскрытию пожаров и поджогов, а также эффективность деятельности служб органов внутренних дел по борьбе с криминальными пожарами. Разрабатывает предложения по улучшению качества дознания, предварительного следствия по делам этой категории.
2.3. По направлениям деятельности входящих в СОГ сотрудников контролирует ход раскрытия и расследования наиболее сложных происшествий. В процессе осуществления контроля за раскрытием и расследованием конкретных преступлений, связанных с пожарами, члены следственно-оперативной группы по линиям служб организуют работу органов внутренних дел на местах по установлению виновных лиц и иных обстоятельств преступления, оказывают необходимую помощь в выполнении следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
2.4. Обобщает практику следствия и дознания по делам о пожарах. По результатам готовит представления, информации в инстанции, публикации в средствах массовой информации и иные материалы профилактического характера.
2.5. Разрабатывает информационно-методические материалы (учебные пособия, методические рекомендации, обзоры и др.) по проблемам раскрытия и расследования пожаров и поджогов.
2.6. Выявляет, обобщает и распространяет положительный опыт организации расследования пожаров, способствует внедрению в практику ОРД новейших достижений науки и техники.
2.7. Организует формирование банка данных о поджогах, виновных лицах, мотивах и способах совершения преступлений, маскировки.
2.8. В целях повышения профессионального мастерства сотрудников совместно с заинтересованными службами организует и проводит учебно-практические занятия, сборы, совещания-семинары следователей, дознавателей, оперативных работников, экспертов, специализирующихся на раскрытии и расследовании пожаров.
3. Функции руководителя следственно-оперативной группы:
3.1. Организует работу членов следственно-оперативной группы по координации деятельности служб министерства и органов внутренних дел по раскрытию и расследованию пожаров и поджогов.
3.2. Принимает меры к своевременному выезду следственно-оперативной группы на место пожара в требуемом составе, обеспечению необходимым транспортом.
3.3. Непосредственно на месте происшествия осуществляет руководство работой членов следственно-оперативной группы, также других сотрудников, приданных для раскрытия и расследования преступления.
3.4. Организует профилактическую работу, проводимую членами следственно-оперативной группы по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с пожарами.
3.5. Ведет учет работы следственно-оперативной группы на основании представленных материалов, готовит отчет о результатах ее деятельности.