Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Достоинства и недостатки метода сравнения

Сравнительный анализ является универсальным, относится к общенаучным методам исследований, это логический прием в познании окружающего мира. Он позволяет выделить общие черты, признаки у анализируемых объектов, определить различия, выявить отличительные черты конкретных объектов из числа общих для всех анализируемых предметов (явлений, идей, результатов и т.д.). Основным недостатком обсуждаемого метода является то, что все полученные результаты могут подвергаться сомнению в связи с их субъективностью: то, что одному кажется отличием, для другого или незаметно, или вовсе не является отличительной чертой. Иными словами, неспособность анализирующего объективно оценить свойства исследуемого объекта, сравнить их со свойствами других объектов и учесть все аспекты процесса выявления общих и различных характеристик является основным недостатком.

Альтернативные методы

Альтернативные исторические методы — это новые технологические способы изучения, которые с каждым днём завоёвывают всё большее внимание современных учёных. Рассмотрим самые перспективные методы

Лингвистический анализ

Лингвистический анализ нельзя назвать полностью историческим методом. Это скорее дополнительное средство, без которого невозможно исследовать исторические литературные источники. Он помогает найти нестыковки в тексте, ошибочные трактовки, трудности перевода и приблизиться к истине.

Пример: изучение летописи «Повесть временных лет» как источника, который содержит знания о древней эпохе.

Метод исторической информатики

Этот междисциплинарный метод позволяет использовать современные информационные технологии для изучения исторических вопросов. Его применяют для поиска информации, работы с литературными материалами и обработки больших данных.

Пример: обработка большого массива исторических данных по Революции 1917 года.

Информационные технологии проникают во все научные сферы

Метод реконструкции

Метод реконструкции считается одним из самых новых в исторической методологии. Он помогает не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, изучить психологию исторических персонажей, прикоснуться к самой атмосфере.

Пример: реконструкция Бородинского сражения 1812 года.

Неудивительно, что исторические реконструкции стали популярны не только у учёных, но и тех, кто искренне интересуется историей. В России и за рубежом появились целые клубы, которые в мелочах воссоздают определённые события, сохраняя культурные и даже духовные признаки того времени.

Семиотический метод

Ещё один альтернативный метод исследования исторических эпох — семиотический. Эта наука изучает реальность как систему знаков, считая, что каждая культурная эпоха создавала свою символическую историю. И задача специалистов — разгадать эти символы. Этот метод позволяет убрать линейный подход и интерпретировать абстрактные исторические явления.

Методика исследования права

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Применение в политологии

Период относительно быстрых политических изменений, в которые мир вступил в начале XXI века, обусловливает повышенную потребность в их научном осмыслении. В рамках исследований современного этапа политических трансформаций применяют план сравнительного анализа. Он должен соответствовать трем важнейшим условиям:

  • Оперирование большим объемом эмпирических данных.
  • Обеспечение максимальной автономии исследователя от ценностно и идеологически окрашенных подходов.
  • Выделение особенных черт и общих тенденций исследуемых процессов.

Для этого наилучшим образом подходит именно метод сравнительного анализа. Он гарантирует актуальность, научное и практическое значение исследования значительной части современного методологического инструментария политологии. Сравнительный анализ может быть также ценным и в условиях рассмотрения проектов политических реформ. Изучение опыта соседей по планете помогает точнее оценить их преимущества и недостатки

Соответственно, внимание сравнительно-политологических исследований в последние десятилетия в основном сосредоточено вокруг поиска моделей административно-государственного управления, учитывая динамику реформ, последнее десятилетие осуществляемых в западных и постсоциалистических странах

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Разновидности метода сравнения, относящего к экономической деятельности

Применительно для исследований в экономической области деятельности бывают следующие виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сравнительный анализ специализируется на определении абсолютного и относительного отклонения между показателями, которые сравнивают между собой. Вертикальный же анализ расчета удельного веса частей позволяет изучать экономические явления, а именно их структуру.
  2. Динамический и статический. Динамический метод еще называют временным, он позволяет изучать изменения анализируемых процессов (явлений, объектов) во времени. Статический, или пространственный, изучает уровень одного и того же показателя в течение определенного времени по разным объектам исследования.
  3. Одномерный и многомерный. Суть одномерного анализа заключается в том, что или по одному показателю анализируются несколько объектов, или один объект анализируют по разным показателям. Многомерный метод позволяет исследовать несколько объектов по нескольким показателям.
  4. По базе сравнения. На этом пункте необходимо остановиться немного подробнее. Дело в том, что этот вид включает в себя несколько подпунктов.
  • Первый из них – сопоставление ожидаемых данных с данными периода, рассматриваемых в качестве эталонных. Иными слова, составляется прогноз результатов, которые должны получиться, далее полученный результат сравнивают с подотчетными данными определенного периода.
  • Сопоставление планируемых показателей с фактически полученными показателями.
  • Сопоставление полученных по факту данных со стандартными значениями показателей, установленными нормами.
  • Когда известны среднеотраслевые значения анализируемых показателей, то производится сопоставление фактически полученных данных со среднеотраслевыми.
  • Сопоставление фактических данных с данными, полученными в предыдущий период (в прошлом году/месяце/полугодие).
  • Сопоставление полученных данных с данными, полученными на ведущих предприятиях, которые являются лидирующими в отрасли.
  • Если изменяли какой-либо фактор или изменена производственная ситуация, то производится сопоставление данных, которые были получены до и после внесения изменений.
  • И, наконец, производится сравнительный анализ разных вариантов решений в области управления.

Классификация

Сравнительный анализ можно подразделить на:

  1. Количественный – анализируются количественные характеристики.
  2. Качественный – анализ характеристик, определяющих качество исследуемого объекта, явления, результата.
  3. Ретроспективный – анализируются прошедшие изменения, оказывающие влияние на текущее положение.
  4. Прикладной – исследуется результат деятельности объекта.
  5. Исследовательский – данный вид анализа используется в аналитических науках.
  6. Описательный – изначально исследует структуру объекта (явления), постепенно переходя к анализу функций и целей.
  7. Общий – основан на общей теории систем.
  8. Структурный – данный вид анализа занимается изучением структуру анализируемых объектов.
  9. Микросистемный – используется для исследования конкретной системы.
  10. Макросистемный – анализируется роль конкретных систем в многообразии схожих систем, связанных между собой общими признаками.
  11. Витальный – занимается изучением развития и его основных этапов анализируемой системы.
  12. Генетический – исследуется наследственность, ее механизм, генетические системы.
  13. Другие виды.

Характеристика

Суть метода сравнения состоит в сопоставлении данных. Это означает, что в аналитик может взять несколько значений одного показателя или несколько значений абсолютных и относительных показателей и сравнить их между собой. Этот метод может применяться во всех случаях финансового анализа: как в процессе формирования комплексной оценки финансового состояния и эффективности компании, так и при исследовании некоторого аспекта деятельности компании.

Связанные материалы

Метод сравнения данных в анализе используется, например, при изучении динамики и структуры процесса или явления, при определении рыночного положения компании, при выявлении направления развития предприятия и т.д.

Модификация сравнительного изучения явлений

Сравнительный метод в большей или меньшей степени применяется во всех общественных науках. В зависимости от материала, который исследуется с его помощью, сравнительный метод имеет в этих науках различные модификации. Поэтому иногда и говорят, что в этнографии используется сравнительно-этнографический метод и т.д. . Однако, несмотря на некоторую “специализированную” окраску сравнительного метода в разных науках, везде он сохраняет приблизительно одинаковую логическую структуру и выполняет сходные задачи. Нет. ни одной науки, структура сравнительного метода которой не повторилась бы в какой-либо отрасли знания, специально-научных форм сравнительного метода нет. А употребляя термин “сравнительно-исторический метод”, мы не имеем в виду использование этого метода только в исторических дисциплинах. Очевидно, что за основу классификации форм сравнительного метода не должно браться частнонаучное его применение. Нашей задачей является поиск форм, общих для всех дисциплин, общенаучных форм применения сравнительного метода.

В работах по методологическим проблемам общественных наук выделены главные теоретические аспекты использования сравнитель – 118 ного метода в этих науках.

Различая применение сравнительного метода к явлениям, существующим одновременно и к явлениям разных периодов, Г.А.Подко-рытов пишет: “Явления можно сравнивать как во времени (по вертикали), так и в пространстве (по горизонтали). Исторический метод – способ сравнительного изучения явлений, развивающихся во времени. При сравнении по вертикали сопоставляются явления, сто р ящие на разных ступенях развития”. Такой же точки зрения придерживается Ю.Кахк: “Историк может сравнивать процессы в различных географических средах (горизонтальный разрез) и сравнивать события близкого и более отдаленного прошлого (вертикальный разрез)”.3

Э.Л.Мелконян отмечает, что любой пространственно-горизонтальный срез мировой истории сталкивает исследователя с одновременным сосуществованием обществ с качественно различным уровнем развития. Поэтому критерием для сравнения исторических систем он предлагает считать их однотипность или разнотипность.

Исследователями предлагается и другой способ классификации видов сравнительного изучения. Б настоящее время в марксистской, а также и в испытавшей известное влияние марксизма неоэволюционистской науке Запада чаще всего различаются три вида исторического сравнения и соответственно три объяснения причин сходства сравниваемых явлений. К примеру, американский этнограф Элмен Сервис различает сходство, явившееся результатом I) аналогичных условий развития, 2) генетического родства, 3) культурной диффузии. Наиболее отчетливо выразил эту точку зрения литературовед В.М.Жирмунский, заявив, что существуют следующие виды сравнения: I) простое сопоставление литературных явлений; 2) сравнение ис-торико-типологическое, объясняющее сходство генетически между собой не связанных явлений сходными условиями общественного развития; 3) сравнение историко-генетическое, рассматривающее сходные явления как результат их генетического родства и последующих исторически обусловленных расхождений; 4) сравнение, устанавливающее генетические связи между явлениями на основе культурных взаимодействий. Эти аспекты сравнительного исследования, по мнению

В.М.Жирмунского, отражаются и на методике сравнительно-исторического анализа.

Другой литературовед, Б.Н.Путилов, пишет, что принцип такого деления сравнительно-исторического исследования может быть оспорен, так как неверно противопоставлять типологическое (закономерное) и генетическое сходство. В практике исследования фольклорного творчества народов, пишет Б.Н.Путилов, “стало обыч – 120 ным рассматривать эти три подхода как равноценные варианты возможных решений, выбор которых подсказывается в каждом конкретном случае результатами исследования: если доказано, например, что данное явление в фольклоре двух или нескольких народов восходит к времени их этнического единства или обнаруживается в фольклоре этноса, от которого ведут свое происхождение эти народы, то вопрос о типологии как бы сам собой снимается; то же самое происходит, если исследователю кажется, что он доказал наличие заимствования” .

черты

Эмпирическое обобщение и проверка гипотез

Основной целью сравнительного метода исследования является эмпирическое обобщение и проверка гипотез. Благодаря этому вы можете понять неизвестные вещи из известных.

Это позволяет объяснять и интерпретировать их, генерировать новые знания и выделять особенности известных явлений и подобных случаев..

Небольшое количество образцов

Сравнительный метод исследования особенно эффективен применительно к исследованию малых выборок. Нет согласия относительно того, что считается небольшой выборкой. Некоторые указывают, что это должно быть между двумя и двадцатью, в то время как другие утверждают, что пятьдесят – это максимальное число..

Теперь, это ограничение в выборках проистекает из самой природы проблем, которые необходимо изучить, и количества гипотез, которые могут быть обработаны.

Обстоятельства явлений исследуемых социальных наук требуют исследования, ограниченного во времени и пространстве, что приводит к небольшому и конечному числу случаев (выборок)..

Выбор образцов на основе зависимой переменной

Эта характеристика является следствием предыдущего. При работе с небольшим количеством выборок выбор должен основываться на переменных, которые являются следствием.

То есть вы должны работать с переменными, которые отвечают за явление. Те, которые характеризуют явление во времени и пространстве, которые изучаются.

Напротив, если количество образцов увеличивается, выбор должен быть сделан статистическими методами. Эта непредвиденная ситуация затем привнесет уровень неопределенности, который помешал бы изучению путем сравнения.

С другой стороны, эта форма отбора позволяет делать это без строгого последовательного порядка. Таким образом, исследователь может вернуться к процессу и переформулировать гипотезы (даже без завершения исследования), которые гарантируют результаты, адаптированные к первоначальным определениям..

Средний уровень абстракции

В сравнительных исследованиях понятия сосредоточены в основном в средней части шкалы абстракции, определенной Джованни Сартори (1924-2017). Сартори был итальянским общественно-политологом, который внес большой вклад в развитие политологии..

Эта шкала была предложена в начале семидесятых годов 20-го века с целью решения сложившегося концептуального хаоса в общественных науках. Согласно Сартори, концепция (единица мысли) может быть эмпирической или теоретической. Сравнительные исследования должны проводиться с эмпирическими концепциями.

Выбор таких понятий исключает возможность неясностей в рамках расследования. С другой стороны, определение эмпирических понятий состоит из двух частей: коннотации (намерения) и денотации (расширения), значения которых инвертированы в шкале Сартори. Это означает, что в то время как один из них увеличивается, другой уменьшается.

Примеры использования метода сравнения:

Таблица 1. Пример сравнения показателя сбыта

Сравнение с базовым периодом

Сравнение с предыдущим периодом

  • сравнение значения показателя с конкурентами. Например, если компания продала 10 тыс. единиц продукции, а главный конкурент только 5 тыс. единиц, то можно сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности и рыночной силе исследуемой компании;
  • сравнение показателя со среднеотраслевыми значениями. Например, если средняя рентабельность собственного капитала в отрасли составляла 10%, а в исследуемой компании – 18%, то можно сделать вывод о росте благосостояния акционеров, высокой инвестиционной привлекательности и эффективной деятельности в интересах собственников;
  • сравнение показателя с некоторой основой для определения доли. Например, если сумма финансовых инвестиций составила 600 млн. руб., а общая сумма активов 1000 млн. руб., то использование метода сравнения в этом случае позволит прийти к выводу, что финансовая деятельность играет для исследуемой компании ключевую роль и формирует около 60% всех активов;
  • сравнение с нормативными или эталонными значениями. Например, если нормативным показателем финансовой автономии для предприятий данной группы было значение 60%, а значение коэффициента для исследуемой компании является 20%, то можно говорить о высоком уровне финансового риска и возможном банкротстве в случае ограничения доступа к рынку кредитных ресурсов.

В целом, можно сравнивать любые значения одного и того же показателя или различные показатели между собой в том случае, если это позволяет сформировать дополнительные выводы о исследуемом объекте.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Суть этого способа относительно проста: сопоставление отдельных социальных явлений, в том числе политических, с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например об их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одном из сравниваемых явлений могут быть использованы для изучения других. Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия исследуемых явлений указывают на их специфику и, возможно, уникальность некоторых из них.

Из сказанного следует, что метод сравнительного анализа в значительной степени основан на таком общенаучном методе, как аналогия.

Вместе с тем в сравнительном анализе политических явлений используются и такие общенаучные методы мышления и познания, как анализ и синтез, моделирование, индукция, дедукция и др.

Этим методам соответствует и система категорий

, т.е. наиболее общих понятий, в рамках которой совершаются мыслительные процедуры сравнительного анализа: “сравнение”, “сходство”, “различие”, “объект сравнения”, “субъект, осуществляющий сравнительный анализ” (с его взглядами, идеологическими установками и ценностными ориентациями), “угол видения” сравниваемых явлений, “целое”, “часть”, “сегментация” (деление целого на отдельные сегменты с целью исследования), “социальная однородность” исследуемых явлений, “метод сравнения” и др.

Основное значение

сравнительного анализа – получение новой информации не только о свойствах сравниваемых явлений, но и об их прямых и косвенных взаимосвязях и, возможно, об общей тенденции их функционирования и развития. Как справедливо указывают французские исследователи М. Доган и Д. Пеласси, “хотя вначале сравнение может быть вызвано поиском информации, оно одновременно является ключом к познанию. Именно это делает его одним из наиболее плодотворных направлений мышления”.

Сравнительный анализ может привести к критическому пересмотру взглядов

исследователя на те или иные общественно-политические явления, которые сложились ранее при изучении им какой-то отдельной страны и которые он был готов считать универсальными, т.е. приемлемыми для многих других стран. При сравнительном анализе могут быть выявлены специфические особенности, характерные для различных стран, которые ранее не были известны исследователю. Станет явной беспочвенность притязаний на универсальность его прежних взглядов, которые характеризуются понятием “этноцентризм”, т.е. замыкающихся на данных изучения одной страны, прежде всего собственной.

Итак, сравнительный анализ политических явлений и процессов способствует более глубокому познанию их общих свойств и различий, тенденций их развития, а также более обоснованной критической оценке опыта своей страны и других стран. Это в свою очередь ставит проблему усвоения опыта этих стран, расширения сотрудничества с ними, в том числе в области политической жизни общества.

Вывод

Итак, понятие “сравнительный анализ” относится ко многим наукам. Этот метод является одним из главных познания окружающего мира. С незапамятных времен человечеством используется сравнение в качестве эффективнейшего способа изучения явлений, результатов, объектов. В связи со своей универсальностью, сравнительный анализ широко применяется в различных сферах деятельности человека.

В процессе учебы или исследовательской деятельности, часто приходится писать работы по сравнительному анализу. Например, сравнивать и сопоставлять две исторические личности, две политические теории, две общественных тенденции, два научных процесса и т.п. Классическая структура сравнительного анализа содержит сравнение нескольких объектов. Цель автора – выявить и сопоставить их сходства и различия.

Существуют различные способы сравнительного анализа. Однако остановимся на ключевых моментах, которые должна содержать работа по сравнительному анализу.

1.

Контекст.
Определите контекст, на фоне которого вы будете проводить сравнительный анализ. Иными словами, опишите проблему, теорию, идею, содержащие объекты, которые вам надо сравнить. Например, если вы анализируете две похожие правовые нормы, целесообразно затронуть проблематику той области права, в которой они применяются. Для большей убедительности, в основу должны лечь не ваши собственные умозаключения, а ссылка на авторитетные источники. Сравнительный анализ вне контекста лишит вас фундамента, на котором вы будете выстраивать свои аргументы в процессе сравнения выбранных объектов.

2.

Основания для сравнения
. В исследовании необходимо обосновать причину, по которой вы сравниваете именно выбранные объекты. Например, вы решили сравнить, что полезнее для здорового питания: капуста или свекла. Читателям надо показать логику, которой вы руководствовались при выборе объектов для сравнения. И объяснить, почему вы не сравниваете пищевую пользу морковки и огурца? Это нужно для того, чтобы читатель увидел, что ваш выбор логичный и сознательный, а не навязанный или взятый «с потолка». Итак, укажите причины вашего выбора.

3.

Аргументы.
Вы пишите сравнительный анализ, поэтому логично оперировать фактами, которые можно и нужно сопоставить при сравнении двух объектов. Ваши утверждения призваны показать, как объекты соотносятся друг с другом. Дополняют, обогащают ли эти объекты друг друга? Противоречат, оспаривают, исключают ли они друг друга? Цель выдвигаемых аргументов – показать соотношение двух объектов. Ваши факты выстраиваются на основе контекста идеи (проблемы, теории), из которых вы вычленили сравниваемые объекты (см. Пункт 1). Показывая соотношение объектов, можно использовать следующие слова: «тогда как», «в то время как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

4. Методы сравнительного анализа.

Написав вводную часть работы: контекст, причины для сравнения и аргументы, определите то, как вы будете сравнивать объекты. Для этого существует три метода:

А) изложить сначала все плюсы и минусы объекта Х, потом – объекта
Y.

Б) последовательно поочередно сравнить похожие элементы объектов
X и
Y.

В) сранивать
X и
Y, делая больший акцент на одном из объектов. Этот метод рекомендуется в случае, если
X и
Y не могут быть в полной мере сопоставлены. Так, объект
Xможет выступать инструментом для выявления того, соответствует ли объект
Y аргументам, которые вы выдвинули в Пункте 3.

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий