Структура права. Понятие и структура нормы права. Элементы структуры права

Базис

Особенности экономических основ считаются решающими при определении структуры права какой-либо страны. Немаловажным компонентом считается и уровень социально-политического развития. В характере правовой структуры, во многих гранях формирования ее технико-юридической сути, в принципах, особенностях запретов и дозволений отражается категория производственных отношений, политический режим и система, в целом свойственные для данной страны. Влияние на устройство системы оказывают и другие факторы. К ним относятся и правовые закономерности, в числе которых выделяются процессы специализации юридического регулирования.

Социальная сфера

В этой области особое внимание уделяется гражданским правам и свободам. Одним из главных документов, регулирующих отношения в данной сфере, считается Международная Декларация

Непосредственно после ее принятия была начата работа по кодификации ее положений в Конвенцию. В соответствии с процедурными и политическими причинами, все права были разделены на два отдельных пакта. В каждом рассматриваются конкретные категории. Принятая в 1948 году Декларация стала основой для 20 основных Конвенций. Их комплексом формируется структура прав человека, развивающаяся система международных документов, которые определяют основные возможности людей и устанавливают механизмы продвижения их защиты.

Виды санкций

Виды санкций, как правило, различаются в соответствии с тем, к какой отрасли относится норма права. В Уголовном кодексе часто встречаются лишение свободы, штрафы денежного и имущественного характера, а также лишение возможности заниматься тем или иным видом деятельности. Вменяются данные наказания судом. В административном же праве чаще встречаются просто денежные штрафы и принудительные работы общественного характера. В этом случае санкции применяются административными органами и судом к лицам. В Налоговом кодексе – пени.

Также этот элемент НП можно классифицировать по степени неблагоприятных последствий на карательные и возместительные. К первым относятся штрафы, лишение свободы и другие наказания уголовные и административные. А ко вторым, например, санкции трудового характера или финансового.

А по степени определенности данное звено бывает альтернативным и кумулятивным. При альтернативной санкции могут быть объединены несколько видов наказаний в одной норме, при этом выбор остается за компетентным органом власти. Например, срок лишения свободы от полугода до двух лет или выплата штрафа. А кумулятивные включают в себя наказания разного рода, которые гос. орган вправе объединить.

В отличие от двух первых элементов нормы, санкция наиболее динамична, она меняется в соответствии с постоянно преобразующейся реальностью. То есть законодатель зачастую изменяет формы и размеры штрафов, так как предыдущие становятся неэффективными. Например, ежегодно происходит увеличение взысканий за нарушение правил дорожного движения. Связано это с тем, что с инфляцией деньги обесцениваются, и человеку ничего не стоит совершить правонарушение и заплатить указанную сумму государству, это для него становится неощутимо. Следовательно, законодатель должен повысить ставки.

Таким образом, были рассмотрены все элементы строения, структура нормы права. Примеры можно бесконечно приводить из различных отраслей законодательства. Но не все юристы-правоведы считают, что норма состоит из трех частей. Существует и другое мнение.

Из каких элементов состоит структура нормы права, какие понятия в себе содержит

Структура нормы права отличает ее от других видов предписаний, она создает ясность и четкость регулирования. Это единая взаимосвязанная система из трех элементов. Полная конструкция правовой нормы соответствует формуле « если – то – иначе». Из каких структурных элементов состоит норма права и что в нее входит? Она состоит за трех базовых компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции. Каждый из них соотносится с частью формулы.

Что определяет гипотеза

Содержание понятия гипотеза – «если» – определяет обстоятельства, необходимые для применения правовой нормы. Они бывают простыми, альтернативными и сложными, в зависимости от количества условий в норме. Гипотезы, указывающие одно из нескольких условий, называют альтернативными, а сочетающие сразу несколько обстоятельств – сложными.

Что относится к понятию диспозиция

Диспозиция – «то» – это сердце правовой нормы. Она определяет поведение, права и обязанности участников правоотношений. Диспозиции бывают управомочивающими, запрещающими или обязывающими. Управомочивающие дают свободу действий и дают право на определенное поведение.

Запрещающие или обязывающие носят властный характер и определяют обязательное поведение. Также можно классифицировать диспозиции на: прямые, бланкетные и альтернативные.

Санкция, как последствие за нарушение правил

Бланкетная содержит лишь общие положения, а за разъяснением отсылает к другим нормативным актам, а альтернативная предоставляет возможность выбора в установленных рамках. Санкция – «иначе» – поощрительная или картельная часть нормы, обозначающая последствия, наступающие за повиновение или нарушение правила.

Правовые нормы могут содержать абсолютно, относительно определенные или альтернативные санкции. Абсолютно определенная – лишение права управления автомобилем на установленный срок. Относительно определенная – штраф с указанием пределов возможного размера. Альтернативные – сочетание разных вариантов наказания.

По отраслевому признаку санкции делятся на:

  • уголовно-правовые,
  • административно-правовые,
  • гражданско-правовые и дисциплинарные.

Четкая структура правовой нормы обеспечивает ее ясность и правильность трактовки. Существует непосредственная взаимосвязь структуры правовой нормы с общественными отношениями, которые она регулирует. Так же полезно знать, каковы признаки правового государства.

На видео-структура нормы права и характеристика ее элементов:

Виды норм права

Нормы права могут иметь различные классифицирующие признаки. Среди таковых можно выделить нормы, классификация которых возможна по:

  • Отраслям права, в свою очередь, подразделяющиеся на н. конституционного права, административного права, уголовного, гражданского и другим
  • Характеру регулирования: материальные или процессуальные нормы
  • Методу правового регулирования и сюда можно включить императивные (строго предписывающие), диспозитивные (содержат варианты поведения), рекомендательные (описывающие рекомендуемое с точки зрения государства, общества поведение), поощрительные (содержащие в себе поощрение за поведение в рамках нормы) н.п.
  • Времени действия, соответственно, постоянно или временно действующие н.п.
  • Функциональной роли нормы права: исходные, декларативные, дефинитивные, нормы-принципы и нормы-начала (зачастую имеющие закрепление в Основном законе), нормы-цели (существовали в законодательстве СССР, есть в Конституции Республики Беларусь), нормы-разъяснения (часть 2 ст. 1 Конституции РФ, устанавливающая равнозначность наименований РФ и Россия), нормы-определения (например, норма о том, что РФ является ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, описывающей Российскую Федерацию), а также неоднократно упомянутые нормы-правила поведения (в свою очередь регулятивные и охранительные)
  • Сфере действия – общие, специальные, исключительные, либо же касающиеся конкретного субъекта права
  • Юридической силе: законодательные и подзаконные
  • Механизму правореализации – непрерывного (постоянного) и дискретного (прерывающегося) действия
  • Целям регулирования, в которые входят правоохранение и позитивное регулирование
  • Характеру правил поведения: запрещающие (требования воздержаться от того или иного поведения) и, наоборот, управомочивающие (наделяющие правом), либо же обязывающие (устанавливающие обязанность)
  • Действию в пространстве, в т.ч., общие, местные, локальные
  • Степени детализации: абстрактные, т.е., наиболее общие, а также казуистические, т.е., привязанные к определённому случаю

Виды норм права имеют в первую очередь, значение для юридической науки, однако, практическая составляющая классификации также высока. Структурирование видов норм права даёт возможность более эффективно выстраивать систему права, обнаруживать характерные для той или иной группы норм признаки, взаимосвязи и т.д. Это, в свою очередь, позволяет улучшать правоприменение за счёт упорядочения и анализа как самих норм, так и их классифицирующих признаков.

* Нормы права: теоретико-правовое исследование: Монография / Т. В. Губаева, Л. А. Гумеров, А. В. Краснов и др.; отв. ред. Т. В. Губаева, А. В. Краснов; Рос. акад. правосудия. — М.: РАП, 2014

** Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, — Современный литератор, 2001. – С. 711.

***Мелехин А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007. С. 260

****Черданцев А. Ф. теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт-М, 2002. С. 208

Ещё по теме «Нормы права: понятие, структура и виды, применение норм права»:

  • Система права в РФ: основные элементы и характеристика
  • Обычаи права – что это такое?
  • Нормативные правовые договоры — что это и какие особенности у них?
  • Закон как вид нормативного правового акта
  • Нормативные правовые акты: природа и виды

Понятие и признаки нормы права

Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной воли, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством. Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения. В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

  1. общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
  2. формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах – законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
  3. государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия – стимулированием и принуждением);
  4. предоставительно-обязывающий характер (норма права – двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
  5. микросистемность (норма права – системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

Нормы права носят предоставительно-обязывающий характер: норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, так как нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права. Предоставительно-обязывающий характер четко проявляется прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, семейно-брачных, трудовых), где фиксируются права и обязанности субъектов права. В охранительных нормах (уголовных, административных, уголовно-исполнительных) выражен прежде всего их обязывающий характер. В декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер мало выражен, так как данные нормы не являются конкретными правилами поведения. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы может предполагать закрепление прав и обязанностей в различных статьях нормативно-правового акта или ссылкой на другие акты (отсылочные нормы). Кроме того, в статье закона могут указываться только права или только обязанности, а предоставительно-обязывающий характер правовых норм, таким образом, вытекает из их содержания или из отсылки на другую статью того же или другого нормативно-правового акта. В этом проявляется единство прав и обязанностей.

Основные черты

Понятие и структура права предусматривают наличие определенных особенностей, отличающих всю эту систему от иных. В частности, к основным чертам следует отнести:

  • Принадлежность к особой категории системных объектов. Структура права сочетает в себе черты органичных и неорганичных систем. Их проявление зависит от уровня развитости власти, особенностей, связанных с кодифицированностью существующего законодательства. В этой плоскости рассмотрения структура права имеет некоторые черты логической системы.
  • Социальную функциональность. Развитие, появление и существование права подчиняется классовым целям. В соответствии с этим, для системы и ее подразделений характерны некоторые специфические функции.
  • Стабильность и динамичность, наличие механизмов саморегуляции.
  • Связь с правосудием. Система является социальной. Однако ее функционирование и существование связаны с индивидуальной правовой деятельностью конкретных компетентных органов.
  • Многоуровневость.

Структура правовой нормы

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно-определенные (точно указанный размер штрафа), относительно-определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Понятие и структура правовой нормы

Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству уголовных отношений соответствует двучленная структура нормы.

Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в праве их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Предыдущий вопрос:

Тема 2. Право — особый вид социальных норм

Правовые нормы: признаки, структура, виды

Раздел ЕГЭ: 5.1. Право в системе социальных норм

Правовые нормы — составляющие права, в которых заложены правила поведения всех субъектов права (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации), оказавшихся участниками того вида социальных отношений, по поводу которых государство проявило свою волю, издав данные правила.

ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ

Правовые нормы отличаются от других видов норм следующими особенностями:

  • исходят от государства и официально выражают его волю;
  • исполнение норм права контролируется и защищается государством;
  • издаются в конкретной письменной форме (формальны);
  • регулируют общественную и личную жизнь граждан, очерчивают границы свободы, поведения и выражения их воли;
  • реализуют и закрепляют права и обязанности людей;
  • носят общеобязательный характер для всех людей, проживающих на определённой территории, где они действуют.

СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ НОРМ

Структура нормы права — внутреннее строение нормы, которое раскрывает её основные элементы и способы их взаимосвязи.

Гипотеза ⇒ Обстоятельства, при которых необходимо действие норм права.Диспозиция ⇒ Непосредственно правовые нормы: правила поведения граждан, их суть, содержание, права и обязанности людей.Санкция ⇒ Последствия нарушения людьми правовых норм.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

Нормы права охватывают все сферы жизнедеятельности государства и, соответственно, имеют обширную классификацию.

⊕ По субъектам правотворчества:

  • нормы, исходящие от государства;
  • нормы, являющиеся результатом волеизъявления граждан.

⊕ По характеру правил поведения:

  • обязывающие (устанавливают обязанности граждан);
  • управомочивающие (предоставляют определённые права на совершение действий);
  • запрещающие (запрещают совершение определённых действий, которые приводят к нарушению прав других людей).

⊕ По социальному назначению:

  • учредительные (принципы установления норм);
  • регулятивные (правила поведения);
  • охранительные (контроль за соблюдением норм);
  • обеспечительные (гарантии действия правовых норм);
  • дефинитивные (определяют правовые нормы);
  • коллизионные (регулируют конфликтные ситуации);
  • декларативные (объявляют нормы права);
  • оперативные (инструменты для совершения определённых действий).

⊕ По функциональной роли:

  • общие (распространяются на все или большую часть отраслей права);
  • специальные (распространяются на часть институтов права и регулируют наиболее важные вопросы).

⊕ По методу правового регулирования:

  • императивные (не допускают отклонений в исполнении норм);
  • рекомендательные (устанавливают варианты желательных действий);
  • диспозиционные (разрешают индивидам в пределах требований закона самим разрешать возникающие споры);
  • поощрительные (предполагают награду за соблюдение норм).

⊕ По сфере и субъектам действий:

  • общего действия (распространены по всему государству и актуальны для всех его граждан);
  • ограниченного действия (ограничены территорией, временем и другими субъективными факторами);
  • локального действия (характерны только для определённого коллектива, предприятия, учреждения).

Вы смотрели конспект «Правовые нормы: признаки, структура, виды». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Признаки правовой нормы

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой).

2. Форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.

3. Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

  • указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;
  • предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;
  • носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативно-правовом акте.

5. Правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Правовыми можно считать нормы, которые:

  • исторически сложились и дожили до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих общегуманистическим идеалам и признанных государством;
  • исходят непосредственно от общества (страны), территориального образования и выражают волю всего населения или его большинства, т. е. нормы, принятые путем всенародного голосования (референдума), предусмотренного Конституцией;
  • изданы легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с Конституцией, и не противоречат международно-правовым актам, закрепляющим естественные права человека;
  • закреплены в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Основные виды

Под нормами права необходимо понимать формально определенные, но общеобязательные правила поведения, которые создало государство и подкрепило их соответствующими принудительными мерами.

У этого понятия есть свои признаки:

  • нормативность;
  • микросистемность;
  • общеобязательность;
  • иерархичность;
  • подкрепление государственными мерами принуждения;
  • формально-определенность;
  • двусторонний государственно-волевой характер.

Нормы обязательны для каждого гражданина, законом четко определены обстоятельства, при которых могут возникать нарушения. И хотя это первичный элемент права, нормы состоят из взаимосвязанных сложных элементов. У каждой есть четко обозначенное место в иерархии, поэтому они и обладают такой юридической силой.

Нормы классифицируются по нескольких критериям:

  • по предмету регулирования права;
  • в зависимости от функций;
  • по типу регулирования.

В зависимости от предмета регулирования бывают гражданские, конституционные, уголовные и административные нормы. По его типу разделяют императивный и диспозитивный вид. Первые могут воздействовать на субъект с помощью позитивного запрета, при этом они жестко прописывают конкретную линию поведения, от которой нельзя отклониться. Диспозитивные включают такие же аспекты, но также позволяют самостоятельно установить иные правила, что не противоречат закону, их предназначение заключается в контроле действий нарушителей.

По функции права классификация норм такая:

  • регулятивные;
  • охранительные;
  • специализированные.

Первые регулируют поведение субъекта, они могут быть управомочивающими, которые предлагают возможность действий, запрещающими, что возлагают пассивные обязанности, и обязывающими, какие накладывают активные правила. Охранительный тип отвечает за противоправное поведение, которое расценивается законом как негативное. Карательные нормы обуславливают меры наказания, применяемые к нарушителям. Правовосстановительные помогают защитить тех, кто пострадал во время незаконных действий.

Специализированный вид необходим для вспомогательного механизма. Учредительные закрепляют все принципы права, оперативные регулируют другие нормы по кругу лиц, в пространстве и времени.

Основные черты юридического режима

По своему строению это достаточно сложное явление. Основные черты отраслевого режима можно охарактеризовать с использованием двух компонентов. Они соответствуют граням интеллектуально-волевой сути права. К ним относят:

  • Особые приемы регулирования. В данном случае речь идет о специфике управленческих свойств данного формирования с волевой стороны содержания.
  • Особенности общих положений и принципов, пронизывающих всю суть отрасли в интеллектуальном плане.

Определяющей в режиме считается специфика регулятивных свойств конкретной юридической общности. Для основных подразделений эти особенности представляют большое значение. Это воплощается в специфических своеобразных методах и механизмах регулирования. Несмотря на то что эти два компонента сформированы на простейших началах – диспозитивном и централизованном, последние в комплексе со всей совокупностью методов воздействия в каждой отрасли получают особое выражение. Это, в свою очередь, отражается на правовом статусе субъектов.

Юридические признаки выступают только в качестве основания для выделения в правовой системе подразделений, существующих объективно. Вместе с этим основные отличительные черты сами нуждаются в разъяснении. Все они являются производными и зависят в итоге от материальных жизненных условий общества. Для установления первичных основ отраслевого деления необходимо обращаться каждый раз к систематизирующим факторам, обуславливающим правовую структуру и к тому обстоятельству, что определяющим значением в ходе формирования подразделений обладает предмет регулирования.

Юридический режим складывается применительно к конкретному виду отношений. Его социально-политическое, экономическое содержание предопределяет непосредственно факт его образования, а также его специфику

Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и прочие систематизирующие факторы, сравнительную самостоятельность отраслевых режимов, возможность распространения их на прочие, неспецифические взаимодействия

Виды гипотез

Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез. Например, она может быть как абстрактной, так и конкретной. В первом случае гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, а во втором – по частным. При этом первый вариант наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.

В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым. Простая гипотеза устанавливает одно условие, сложная – несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.

Такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная, могут быть выделены исходя из степени своей определенности. Абсолютно неопределенный вид – это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти. Относительно определенная – это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий, в отличие от абсолютно определенной, где четко и без других вариантов прописана норма.

Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние. Первые из них называют только правомерные или запрещенные обстоятельства. А вторые включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной НП, в зависимости от данных обстоятельств. Например, в случае неявки в зал заседания определенных лиц, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (месте его проведения и времени), по уважительным причинам, слушанье откладывается. Если эти же лица не были информированы по данному поводу, то заседание суда также переносится. А в случае их повторной неявки иск останется нерассмотренным.

Юридический режим

Под ним следует понимать целостную систему воздействия. Она отличается наличием специфических приемов регулирования. К ним относят особый порядок появления и становления содержания обязанностей и прав, их реализации, особенности санкций, методов их применения, а также единые принципы, общие положения, которые распространяются на конкретный комплекс предписаний. Степень специфики того или иного отраслевого режима может быть разной.

Так, они могут являться специальными, видовыми, генеральными. Отраслевой режим в пределах соответствующей области юридической действительности пронизывает все сегменты правового поля, весь комплекс положений. Вместе с этим, подразделения отличаются определенной замкнутостью, некоторой суверенностью. Также в юридической литературе отмечено, что нормы, регулирующие отношения в пределах одного режима, не распространяются на взаимодействия, находящиеся в границах другого. В этой связи решение вопроса о принадлежности жизненного случая к определенному подразделению имеет ключевое значение.

Нормы права: признаки, структура

Рассматривая основные черты и особенности системы, необходимо четко дифференцировать используемые определения. В данном случае имеется в виду структура источников права. Речь идет о законодательной системе. Структура права выступает в качестве объективно существующего внутреннего деления. Законодательство же – это построение, соотношение, состав форм. К этой категории в числе прочих относят также юридические предписания и отрасли права. Структура законодательства предполагает обособление по целевому и предметному критерию. Вместе с этим данные две категории – внутреннее устройство системы и состав форм – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. С одной стороны, в законодательстве в той либо другой степени, но, безусловно, не абсолютно точно, обнаруживается структура права. С другой стороны, посредством состава форм, предписаний, актов и прочего компетентные органы могут осуществлять воздействие на внутреннее устройство системы. Однако стоит сказать, что данное влияние не выступает как автоматический результат любого обособления какой-либо законодательной сферы. Это воздействие считается итогом кодификационной работы соответствующих правотворческих органов, основанной на объективных предпосылках и факторах. В этой деятельности формулируются и развиваются системные юридические обобщения.

Системность

Развитый характер она получает в нормативно-законодательных структурах в процессе целенаправленной правотворческой деятельности компетентных органов. Они опираются в своей работе на научные юридические сведения. Компетентные органы могут придать предписаниям значительную абстрактность, формулировать различные по сути нормы (задачи, принципы, запреты и прочие), согласовывать и унифицировать материал, подчиняя его конкретным началам, определенным режимам регулирования. Методом решения данных задач выступает кодификационное правотворчество. В системных актах свое развитие получают обобщенные предписания. Таким образом протекает процесс формирования структурно-замкнутой, логически завершенной системы.

Экономические отношения

Это достаточно обширная сфера взаимодействий. Одним из актуальных в ней считается вопрос о собственности. Она санкционируется людьми всегда либо негативно, либо позитивно. В последнем случае структура прав собственности одобряется социумом. При негативном отношении появляется стремление к изменению существующей системы к лучшему для социума. В этой связи отношения собственности представляет собой комплекс исключений из доступа к нематериальным и материальным ресурсам. Вся система имущественных отношений отличается подвижностью и динамичностью. В теории нет четкого определения прав собственности.

Однако здесь значение имеет другое. Любое имущественное право всегда заключено в определенном комплексе. При необходимости оно всегда может быть исключено оттуда. Вместе с этим, следует исключить “размывания” имущественного права. Такое положение возникает в случае нечеткости определения субъектов или объектов отношений. В качестве средства борьбы против размывания выступает спецификация. Она является методом установления правомочий и закрепления их за субъектами. В общем, благодаря спецификации появляется возможность исключения “ничейности” и “бесхозности” имущества. Установить правомочия могут сами субъекты по взаимному соглашению или внешняя сила (государство, например). В итоге за счет спецификации осуществляется более эффективное использование имущества, повышается ее отдача, снижаются издержки.

Общие сведения

Структура государства и права относится к “надстройке”. Ее существование обуславливается определенным экономическим фундаментом. В своем формировании и последующем функционировании структура общего права зависит от воли людей. При этом имеет место нераздельная связь и с основным компонентом “надстройки”. В качестве него выступает государство. Вся система включена в состав более обширных образований. Это, в частности, система политических отношений и социального регулирования. При этом необходимо учесть специфику разных национальных правовых сфер, уровень их развития, некоторую отстраненность от механизма регулирования

Немаловажное значение в изучении поставленного вопроса имеет и принадлежность разных систем к той либо другой структурной общности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий