Структура Правительства РФ. Правительство РФ: полномочия, состав, структура

Особенности деятельности

Свои решения на заседаниях Правительство принимает большинством голосов. Они оформляются в виде распоряжений и постановлений. Они считаются подзаконными актами. Распоряжения и постановления издаются в соответствии и во исполнение Основ, указов Президента, федеральных предписаний. Противоречащие Конституции и прочим указанным документам акты могут быть отменены главой страны. Принятые распоряжения и постановления считаются обязательными для исполнения на территории России. Председатель Правительства РФ организует деятельность коллегиального органа. Он также определяет основные направления его работы. Такова структура Правительства РФ.

Министерства и ведомства

В структуру Правительства входят следующие министерства:

  • МВД (внутренних дел).
  • МЧС (по делам гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
  • МИД (иностранных дел).
  • Минобороны.
  • Минюст.
  • Минздрав.
  • Минкультуры.
  • Минобрнауки.
  • Минприроды (природных ресурсов и экологии).
  • Минпромторг.
  • Министерство по развитию Дальневосточного региона.
  • Министерство по делам Крыма.
  • Министрество по делам Северного Кавказа.
  • Минкомсвязь (связи и массовых коммуникаций).
  • Минсельхоз.
  • Минспорт.
  • Минстрой (строительства и ЖКХ).
  • Минтранс.
  • Минтруд (труда и социальной защиты).
  • Минфин.
  • Минэкономразвития.
  • Минэнерго.

Экономическая сфера

Полномочия Правительства страны в области экономики:

  • Реализация и контроль экономических вопросов.
  • Обеспечение целостности и единства экономического пространства, свободы деятельности, перемещения финансовых средств, услуг, товаров.
  • Составление прогнозов, относящихся к социально-экономическому развитию страны.
  • Разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей.
  • Создание инвестиционной и структурной политики, принятие решений, направленных на её реализацию.
  • Исполнение управления федеральной собственностью.
  • Реализация вопросов в сфере инвестиционного, финансового, экономического, международного экономического сотрудничества.
  • Общее руководство таможенной отраслью.
  • Принятие мер по защите отечественных услуг, товаров, производителей.
  • Комплектование мобилизационного экономического плана страны.
  • Обеспечение полноценного функционирования оборонной производственной отрасли РФ.

Нормотворчество

Ст. 115 Конституции гласит, что Правительство РФ имеет право законодательной инициативы. Это значит, что коллегиальный орган может самостоятельно разрабатывать проекты нормативных актов и выносить их на рассмотрение Госдумой. Законопроекты Правительства считаются важнейшим звеном в правовой системе страны. Основные их формы установлены в Основах. В Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства должны исполняться на всей территории государства.

Кроме того, данными формами должны оформляться все решения, которые носят нормативный характер либо имеют правовое значение. Принятие постановлений осуществляется на заседаниях путем голосования (при наличии кворума). Их подписывает высшее должностное лицо органа или заместитель Председателя Правительства РФ. Вместе с этим в аппарате действует постоянный орган – Президиум. В его функции входит решение оперативных и текущих вопросов. Заседания созываются по мере необходимости. Принятые им решения оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства. Эти акты должны соответствовать тем, которые приняты на заседаниях непосредственно самого коллегиального органа.

Организация деятельности Правительства РФ

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Председатель Правительства РФ:

  • представляет Правительство в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
  • ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства РФ;
  • представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • распределяет обязанности между членами Правительства РФ.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства:

  • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства;
  • участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение;
  • координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;
  • осуществляют иные полномочия.

Федеральные министры:

  • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства;
  • обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
  • координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Для решения оперативных вопросов Правительство по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства РФ.

Заседания Президиума Правительства Российской Федерации проводятся по мере необходимости.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Государственная безопасность и оборона

Основные полномочия правительства в данной области:

  • Обеспечение безопасности и обороноспособности страны.
  • Организация вооруженного оснащения войск и воинских формирований.
  • Внедрение программ, направленных на развитие вооружения, подготовку граждан для военно-учетной службы.
  • Обеспечение социальных гарантий для лиц, служащих в армии.
  • Принятие мер по охране границы страны.
  • Управление гражданской обороной.

Особенности деятельности этой федеральной структуры состоят в том, что при введении режима чрезвычайного или военного положения в силу вступают соответствующие конституционные и федеральные законы, указы главы государства.

Место и роль Правительства в управлении государственным сектором

Правительство РФ находится на вершине единой системы исполнительной власти, образованной из федеральных органов, органов субъектов РФ. Правительство организует и контролирует исполнение Конституции, федеральных законов и других НПА федеральными органами, органами субъектов.

Замечание 1

Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом гос. власти в масштабе всей страны. Конституционно-правовой статус Правительства РФ определен гл. 6 Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство реализует политику, стратегию, социально-экономические задачи страны через министерства, ведомства и другие органы, осуществляет руководство всеми блоками государственного сектора экономики и контролирует их деятельность. На макроуровне высший исполнительный орган выполняет важнейшие функции, которые способствуют эффективной работе, прогрессу и развитию всех блоков государственного сектора.

Правительство является разработчиком стратегий, концептуальных решений, программ. Оно формирует и воплощает в жизнь государственную структурную, инвестиционную, инновационную, социальную политику.

Российское Правительство реализует программы и планы, которые направлены на усиление социальной ориентации экономики, поддерживает финансово приоритетные отрасли, которые обеспечивают производство общественных благ, услуг и продукции коллективного пользования.

Правительство принимает постановления и распоряжения, которые совершенствуют правовую и нормативно-методическую базу, формирует оптимальную организационную структуру, разрабатывает положения, уставы, инструкции, регламентирующие сферы деятельности, штаты, функции и полномочия федеральных органов управления и других объектов госсектора.

Конституционно-правовой статус Правительства РФ составляют нормы, которые являются закреплением его положения в системе органов исполнительной власти. Нормы права следующего содержания:

  • о порядке формирования, сроков полномочий, отставке;
  • о компетенции;
  • о порядке деятельности.

Правительство является коллегиальным органом, это означает, что решения готовятся, идет их обсуждение всеми членами совместно, затем решения принимаются.

История

Орган с консультативными и совещательными задачами непродолжительное время существовал при президенте РСФСР Ельцине в 1991 году. Он был создан 19 июля 1991 года как Государственный совет при президенте РСФСР (Государственный совет РСФСР) и под руководством президента республики включал государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, ряд министров и председателей государственных комитетов. Закрепить статус Государственного совета РФ предполагалось в подготовленных осенью 1991 года вариантах проекта Конституции Российской Федерации, однако 6 ноября 1991 Госсовет РСФСР был упразднён Указом Президента РСФСР № 172 «Об организации работы Правительства РСФСР в условиях экономической реформы» и в последующих вариантах конституционного проекта (как и в принятом в итоге основном законе Российской Федерации) положение об этом органе уже не предусматривалось. На общесоюзном уровне в 1991 году кратковременно существовал Государственный Совет СССР — орган государственной власти в составе Президента СССР и руководителей всех союзных республик. Созданный на основании закона СССР от 5 сентября 1991 года № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», он был образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик, а его решения носили обязательный характер.

Указом Президента РФ от 4 февраля 1993 года № 180 указ об организации работы правительства в условиях экономической реформы, которым в числе прочего был упразднён Госсовет, в основном отменялся, однако возобновления деятельности органа тогда не состоялось. После принятия в конце 1993 года новой Конституции Российской Федерации проекты создания Госсовета разрабатывались Сергеем Шахраем (1995) и Анатолием Чубайсом (1996—1997), но также не были реализованы. Идея создания Госсовета вновь оказалась востребованной в 2000 году после того, как 19 мая Президент России Владимир Путин внёс в Государственную Думу проект закона о новом порядке формирования Совета Федерации.

В процессе обсуждения законопроекта в обеих палатах парламента члены Совета Федерации обратились к президенту с просьбой о создании Государственного совета — органа, который мог бы взять на себя часть работы, связанной с проблемами регионов России. 26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации. 27 июля 2000 года В. В. Путин подписал распоряжение, в котором одобрил предложение высших должностных лиц субъектов Федерации о создании Государственного Совета России.

Государственный Совет России образован 1 сентября 2000 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина. Указом утверждено положение о Государственном Совете России. В соответствии с положением Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Госсовет в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.

Первое заседание состоялось 22 ноября 2000 года. Повестка дня заседания — «О стратегии развития государства на период до 2010 года». Открывая заседание, Президент России В. В. Путин заявил, что Государственный Совет должен стать политическим органом стратегического назначения, и это является кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов.

В Послании Федеральному собранию 15 января 2020 года президент России Владимир Путин предложил, в числе прочих поправок, закрепить статус Госсовета в Конституции. Конституционными поправками 2020 года в основной закон России включено отдельное полномочие президента по формированию Государственного Совета РФ «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

8 декабря 2020 года Владимир Путин подписал федеральный закон, определяющий статус Государственного Совета РФ.

Кредитная, финансовая, бюджетная политика

Полномочия Правительства в этой сфере можно обозначить следующим образом:

  • Обеспечение проведения единой денежной, финансовой, кредитной политики.
  • Разработка и предоставление федерального бюджета Госдуме и обеспечение его исполнения, выработка соответствующей отчетности.
  • Разработка и внедрение налоговой политики.
  • Исполнение совершенствования бюджетной структуры.
  • Контроль за рынком ценных бумаг.
  • Управление государственными долгами (внешними и внутренними).
  • Валютный контроль и регулирование.
  • Руководство финансовой и валютной деятельностью, касающейся отношений с другими государствами.
  • Разработка и реализация мер по проведению единой ценовой политики.

Социальная сфера

Полномочия Правительства в этой области таковы:

  • Создание условий для проведения единой социальной политики.
  • Реализация гражданских прав, гарантированных Конституцией страны, в области социального обеспечения.
  • Развитие сферы соц. обеспечения и благотворительности.
  • Исполнение трудовых прав граждан.
  • Разработка программ, направленных на устранение безработицы, обеспечение их выполнения.
  • Исполнение единой миграционной политики государства.
  • Реализация гражданских прав в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья.
  • Содействие решению вопросов материнства, семьи, детства, молодежной политики.
  • Взаимодействие с религиозными организациями и общественными объединениями.
  • Полномочия Правительства в социальной сфере касаются принятия и внедрение мер по развитию туризма, спорта, физической культуры, курортной и санаторной сферы.

Состав и порядок образования

Структура Правительства РФ состоит из:

  • Федеральных министров.
  • Председателя и его заместителей.

Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)
Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.
Получить гайд

Взаимоотношения с парламентом

Их можно определить как взаимозависимость и взаимодействие. Парламентом утверждается бюджет и акты по налогообложению, проекты которых разрабатывается Правительством. Они оказывают прямое влияние на финансирование, судьбу программ и планов. Деятельность Правительства включает в себя заключение договоров с зарубежными странами. Эти соглашения впоследствии ратифицирует (утверждает) парламент. В ряде случаев требуется, чтобы последний предварительно санкционировал подписание международных договоров. Акты, которые изданы коллегиальным органом либо министрами, могут утратить силу в том случае, если парламентом будет издано предписание, в котором будут установлен новый порядок по тому же предмету регулирования. Парламент принимает участие в решении вопросов, касающихся ответственности, которую несет высшее должностное лицо, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Место в системе госвласти

Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.

Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.

Министры

Они осуществляют общее руководство функционирования подотчетных органов. Министры несут индивидуальную ответственность за исполнение задач, возложенных на них. По их представлению правительством назначаются заместители. При этом министры сами распределяют впоследствии обязанности между замами. Вместе с этим они утверждают штатное расписание и структуру центрального аппарата. В каждом министерстве образуется коллегия. В нее входят: председатель и заместители органа, а также иные руководящие работники. Коллегия регулярно проводит заседания, на которых рассматривает главные организационные вопросы. Министерства в рамках своей компетенции издают инструкции и приказы на основании законодательства РФ. Кроме этого, органы направляют указания федеральным институтам исполнительной власти.

Роспуск

Конституция страны также регулирует вопросы отставки Правительства. Законом предусмотрены разнообразные основания для реализации этих мер, в зависимости от того, кто стал инициатором процесса. Правительство на заседании, в присутствии всех своих членов, может принять решение об отставке, о чем подписывается соответствующее заявление. В данном случае роспуск является добровольным.

В другом случае инициатором может выступить глава государства. Причины могут быть самые разные, но обычно они касаются обострения противоречий. Кроме того, данной структуре может выразить недоверие Палата Федерального собрания или Госдума. Парламент вправе выразить свой вотум. Решение об отставке принимает Президент, в случае положительной оценки реализуется прекращение полномочий Правительства, структура распускается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий