Субъекты и ресурсы власти. Ресурсы политической власти

Принудительные средства

Конечно, нельзя полностью описать ресурсы и средства власти, не коснувшись силового механизма государства.

Ставить его предпочтительно на последнее место. Во всяком случае, в демократическом обществе не приветствуется его приоритетное использование. Силовые структуры применяются для того, чтобы предотвратить возможность перехвата власти элементами, не имеющими отношения к государству. То есть для его защиты. В идеале этот механизм должен действовать в прямой связке с субъектом власти – обществом. Такое положение вещей делает государство устойчивым. Еще этот механизм необходим, чтобы «поправлять» некоторых членов общества, ведущих антисоциальный образ жизни. Когда их действия или намерения ставят под угрозу права других, приходит время действовать силовым структурам. То есть они не только власть защищают, но и всех граждан.

Презентация на тему: ” Тема: политическая власть, ее ресурсы и источники, легитимность и легальность. Выполнил: Козлов Александр Александрович Группа ЭП-17.” — Транскрипт:

1

Тема: политическая власть, ее ресурсы и источники, легитимность и легальность. Выполнил: Козлов Александр Александрович Группа ЭП-17

2

Политическая власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права и насилия. Политическая власть Источники власти Субъекты власти Функции власти Механизм власти Объекты власти Основания и ресурсы власти

3

Источники власти – те социальные и личностные обстоятельства и свойства, которые порождают власть отдельных индивидов. Власть произрастает из субъективных различий людей и объективной неоднородности их положения в обществе. Политическая власть Богатство Положение В обществе Сила Организация Знания

4

Основания власти – совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своей воли. Основания власти Социальные Юридические Культурно- информационные Административно- силовые Экономические

5

Ресурсы власти – совокупность средств, которые могут быть задействованы правящей группой для укрепления своей власти. Ресурсы власти Экономические (деньги, земли, ископаемые) Информационные (СМИ, знания, информация) Силовые (оружие, аппарат принуждения) Политико-правовые (конституция, законы, программы партий) Социальные (кадровая политика, резерв, привилегии) Демографические (население, группы, индивиды)

6

Отличительные признаки политической власти Политической власти присущи: Верховенство, обязательность решений Публичность – всеобщность и безличность Суверенитет и моноцентричность Многообразие ресурсов Легальность применения насилия

7

Механизм осуществления политической власти совокупность различных форм выражения господства субъекта политической власти Высшие должностные лица государства Институты государственной власти Органы государственного управления Социально-политические силы и организации Общество

8

Функции политической власти Интеграционная функция: поддержание целостности политического сообщества Власть как средство Регулятивная функция: регулирование процесса реализации интересов Процесс властвования предполагает выполнение следующих операций Руководство Управление Организация Мобилизация Контроль

9

Легитимность – (от Legitimus – законный) нравственное обоснование политической власти, основанное на признании правомерности существующего строя гражданами данного государства и международным сообществом. Типы легитимности (по М.Веберу) Основания легитимности Традиционная власть Харизматическая власть Легальная власть Власть основана на вере в обычаи, традиции господства и подчинения Власть основана на вере в особые качества лидера, его авторитете Власть основана на признании юридических норм, которыми регламентируется порядок формирования и смены правящих элит

10

Легальность – юридическое обоснование политической власти, ее соответствие правовым нормам. В отличие от легитимности легальность всегда рациональна. Формой легализации власти является законодательство: акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента, местных органов власти. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

11

Список использованных источников: 1. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии : учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, – 232 с Политология : учебник / А.Г. Грязнова ; Финансовая Акад. при Правительстве РФ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, – 396 с Смирнов, Г.Н. Политология в вопросах и ответах : / Г.Н. Смир-нов; Дипломат. акад. М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Каф. политологии и полит. философии. – М.: Проспект, – 164 с. – 1 экз.

Подходы к определению власти

1. Социологический подход:

  • Теологический подход – согласно Б. Расселу, власть – производное от способности достижения цели.
  • Системный подход – власть выполняет важную функцию в социальной структуре, а именно обеспечивает исполнение элементов, приписанных обязательствами.
  • Структурно-функциональный подход – власть представляется в виде форм управления и исполнения, которые определяют способ самоорганизации социума.
  • Теория социального конфликта – нашла своё отражение в трудах таких деятелей, как В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс. Согласно концепции, власть порождает социальное неравенство между классами, которая выражена в объёмах собственности и эконмического капитала в обществе. 
  • Дуалистическая концепция – предложена М. Дюверже, который выделил в структуре власти 2 элемента: материальное обоснование власти; законное принуждение.

2. Поведенческий подход:

  • Теологический подход – власть образована Божественным вмешательством.
  • Биологический подход – власть представлено инстинктом агрессивности, присутствующим в человеке.
  • Бихевиористская концепция – власть объясняется её потребностью в обществе.
  • Психоаналитическая концепция – согласно З. Фрейду, К.Г. Юнгу – стремление к власти объясняется низкой самооценкой и неполноценностью индивида.
  • Мифологическая концепция.

Структура власти:

Ресурсы власти – средства и предметы, оказывающие влияние на субъект, согласно цели объекта власти (в древние времена власть являлась авторитетом правителя, а лишь потом сила и состояние):

  1. Экономические – вещевые блага, используемые в производстве и потреблении – продукты, ресурсы, сырьё, деньги и т.д.
  2. Социальные – изменение социального статуса или роли, вертикальная мобильность.
  3. Культурно-информационные – необходимая информация, получаемая в институтах или средствах массовой информации.
  4. Силовые – правоохранительные и военные силы: армия, полиция, прокуратура и т.д.
  5. Демографические – население представлено человеческим капиталом.

Власть разделяется по объёмам ресурсов, на которые оказывается социальное, экономическое, политическое влияние.

  • Экономическая власть – контроль за экономическими составляющими, собственностью.
  • Информационная власть – обладание информацией или знаниями, имеющими влияние над населением.
  • Политическая власть – использование воли социальных групп или личности для убеждения или принуждения, с помощью государственного и правового воздействия, несмотря на то, нравится это населению или нет.

Характеристика политической власти: обязательное выполнение решений для всего населения; использование власти на легальной основе в пределах государства; наличие общегосударственного органа принятия решений; использование различных ресурсов.

Функции политической власти: управление и обеспечение функционирования государства в каждой сфере жизнедеятельности; привлечение социальных институтов к целям, задачам власти, для формирования политической системы; политическая организация общества; стабильность государства.

Типология политической власти

Государственная– закрепляется на уровне государства, разделяется на публичную и суверенную. Представлена в виде юридических законов, указов, санкций за нарушение или неисполнения. 
Общественная– разделяется на СМИ, партийную и профсоюзную. Неформальное влияние обеспечивает власть на общественное мнение.
Функционирование органов– судебная, организационная, законодательная.
Распространение– мегауровень представлен международными организациями; макроуровень – органы управления; мезоуровень – областные и региональные образования; микроуровень – обеспечение власти в социальных группах.
Вид взаимодействия субъекта и объектавыражен режимом управления: авторитарный, тоталитарный, демократический.
Социальное господство– согласно концепции, М. Вебера, выделяют традиционный, харизматический и легальный тип власти.

Принцип суверенитета – независимость государства от других стран.

Принцип легитимности – уровень послушания и принятия решений народом.

Источники законности политической власти:

  • Легитимность берёт начало на вере народа и подчинения им власти.
  • Демократическая легитимность – результат признания справедливости решений политической власти.
  • Харизматическая легитимность основывается на признании политического лидера народом.

Смотрите также:

  • Государство, его функции
  • Политическая система
  • Типология политических режимов
  • Демократия, её основные ценности и признаки
  • Федеративное устройство Российской Федерации

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный

Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков

РежимОписаниеПризнаки
ТоталитарныйТоталитаризм представляет собой режим власти, при котором субъект воздействует на объект посредством принуждения, угроз, насилия. Люди бояться представителей власти и поэтому подчиняются им.
  • власть принадлежит бесконтрольному лидеру;
  • нет законной системы смены представителей власти;
  • нет оппозиции, а если она появляется, то ее пресекают;
  • обществу навязывают единую идеологию;
  • людей запугивают, «программируют», управляют их сознанием;
  • наличие мощного ресурса управления, например армии
АвторитарныйАвторитарный политический режим чем-то напоминает тоталитарный. При нем, власть также сосредоточена в одних руках, а общество не имеет права голоса. Не существует работающей системы передачи должностей. Как правило, люди становятся у власти по наследству, по назначению лидером.
  • в некоторых сферах жизнедеятельности, например, в культурной, люди могут иметь собственное мнение;
  • присутствует ограниченный плюрализм;
  • нет массовых репрессий, террора;
  • отсутствует массовая поддержка
ДемократическийДемократия – это самый распространенный политический режим, которому свойственно равенство. Она обеспечивает свободы граждан, защищает их волю, обеспечивает стабильность и эффективность политической системы.
  • первоисточник власти – общество (народ), а не группа людей или бесконтрольный лидер;
  • представители власти, люди — все одинаково равны перед принятым законом;
  • у людей есть свои права и свободы;
  • большинство национальных политических вопросов решается большинством, путем проведения голосования;
  • власть разделена;
  • имеется четкая законная схема смены представителей власти.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Структура

Политическая власть имеет сложную субординационную и координационную структуру, разделяется на виды:

  • Государственная власть – организованное руководство делами общества посредством государственного аппарата. Она имеет принудительный характер, имеет четко определенную институциональную структуру и осуществляется в установленных процедурных формах.
  • Общественная власть – распределение власти на местах, решение вопросов местного значения в рамках территориальных единиц с помощью представительных органов, не зависящих от государственной власти.

Политическая власть выстраивается по вертикали и по горизонтали. Горизонтальная организация власти предполагает деление на 3 обособленные, независимые друг от друга ветви:

  • Законодательную – государственные органы, уполномоченные издавать законы: общегосударственный представительный орган (парламент) и местные законодательные органы.
  • Исполнительную – совокупность полномочий по управлению внутренними и внешними государственными делами, исполнению действующего законодательства, охране прав и свобод человека.
  • Судебную – совокупность полномочий по совершению правосудия, обязательному толкованию норм права и обеспечению субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.

Горизонтальное разделение власти осуществляется в рамках механизма «сдержек и противовесов», обеспечивающего баланс ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение. Это исключает концентрацию в одних руках, предупреждает злоупотребления со стороны государственных органов и должностных лиц.

При вертикальном распределении политическая власть делится на:

  • центральную – главный руководящий властный узел государства;
  • региональную – власть на уровне административно-территориальных единиц первого порядка;
  • местную – властные инстанции на уровне местного самоуправления;

Политическая власть осуществляется на 3-х уровнях:

  1. Макроуровень – высшие центральные политические институты, государственные учреждения, партии и организации.
  2. Мезоуровень – региональное, областное, районное управление.
  3. Микроуровень – политическое взаимодействие людей, малых групп, самоуправление.

Структурными элементами политической власти являются:

  • субъекты – носители политической власти и источники политической активности: государство, социальные общности, политические партии и организации, правящие элиты, группы влияния, отдельные личности;
  • объекты – участники политических отношений, на которых направлено властное воздействие;
  • ресурсы – средства обеспечения влияния на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Политическая власть обусловлена существованием социальной иерархии, проявляется на всех ее уровнях. Отношения власти носят универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности людей, охватывают всех членов общества.

↑ Политическая и государственная власть

Политическая властьгосударственная властьПолитическая властьПолитическая властьПризнаки политической власти:

  • распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства
  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
  • характерно существование единого общественного центра принятия политических решений
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства(принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества
  • верховенство;
  • публичность;
  • легальность применения силы;
  • единый центр принятия решений;
  • многообразие, используемых ресурсов.

 Ресурсы политической власти:

  • экономические;
  • социальные;
  • культурно-информационные;
  • принудительные;
  • демографические.

Виды политической власти По своему предназначению: 

  • законодательная
  • исполнительная
  • судебная

По месту в структуре власти: 

  • центральная
  • региональная
  • местная

По основному субъекту: 

  • монархическая
  • республиканская

 Исследователи выделяют следующие функции политической власти: 

  • формирование политической системы общества, организация политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами.
  • управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическим/неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений
  • создание определенной, характерной для того или иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества
  • обеспечение господства определенных социальных групп в обществе; – управление общественной жизнью;
  • поддержание целостности и единства общества. Способы властвования:
  • побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
  • блокирование нежелательных для руководства видов поведения.

Политическая власть в современном мире должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
  • регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
  • институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
  • легитимна, т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.Принципы устойчивости политической власти:1) Легитимность власти (процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров партий, организаций и движений)Признаки легитимности: -положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение. -признание власти гражданским обществом -признание власти мировым сообществом2) Результативность власти – степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население Признаки результативности:

  • успешная экономическая политика
  • устойчивый рост благосостояния основной части населения
  • укрепление общественного порядка
  • авторитет на международной арене

 Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).Государственная власть имеет свои отличительные признаки:

  1. носит публичный характер, то есть выступает от имени общества
  2. носит суверенный характер, то есть верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и обладает независимостью в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет)
  3. ограничена территорией, что является базовым условием существования государства.

Государственный аппарат – система органов государственной власти, с помощью которых осуществляется управление обществом.  Государственная власть делится на:

  1. Законодательную
  2. Исполнительную 
  3. Судебную

Эта типология основывается на теории разделения властей. (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, А. Гамильтон и Д. Мэдисон)

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Легальность и легитимность

Современные политологи часто используют термины «легальность» и «легитимность». Чтобы достичь результатов, любые виды политической власти должны по определению быть легальными и легитимными. Свойство этих понятий в том, что они означают законность действий. Однако имеются характерные особенности.

Легальность обозначает существование в рамках правового поля, когда деятельность официальных органов и рядовых граждан основана на законах и нормативных актах. Гарантом легальности выступает государство.

Легитимность подразумевает положительное отношение общества к действующим государственным институтам, добровольное признание правомерности органов власти. Взаимоотношения доверия между господствующим субъектом и многочисленными объектами составляют ядро легитимности.

Классификация факторов, которыми достигается легитимность:

  • традиции;
  • легальность;
  • харизма общественного вождя.

В многовековых национальных традициях закреплены схемы подчинения и управления. Нарушение традиционных отношений оценивается обществом негативно. Наоборот, социум одобряет легальные действия. Харизматические, исключительные качества лидера привлекают народные массы и пополняют ряды его сторонников.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Однако, власть не сможет функционировать и плодотворно управлять, не имея специальных инструментов воздействия. Их называют ресурсами. К ним относят какие-либо человеческие ценности (например, деньги), средства мотивации, морального принуждения (сообщения посредством СМИ), инструментов, при помощи которых человека можно лишить дорогих для него вещей (оружие, органы власти и т.д.).

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Из чего складываются финансовые ресурсы органов власти

Вот здесь обычно возникает путаница. Дело в том, что люди подменяют понятия. Общие ресурсы власти они перекидывают на государственные структуры. Смысл, естественно, искажается. Получается, что работники государственных органов обладают властью. Хотя, это не совсем так. Ею наделено государство, а не отдельные чиновники. Последним же предоставляются финансы для выполнения конкретных функций. Деньги эти выделяются из бюджета. Значит, они являются государственными. Целью их использования не может быть личная выгода. Законы, во всяком случае, говорят именно об этом. Финансовые ресурсы органов государственной власти складываются из тех средств, которые платятся в бюджет предприятиями и гражданами. Кроме налогов в них входят штрафы и иные денежные наказания. Эти деньги государственные органы обязаны использовать для развития территорий. Есть еще специальные источники доходов страны. К ним относятся государственные предприятия. Их прибыли также поступают в бюджет и используются для развития общества.

О роли личностных качеств

В демократическом обществе считается, что любой человек может достичь вершин власти. То есть нет людей, рожденных для того, чтобы руководить. Относиться к этому можно как угодно. Однако всемирная история говорит о том, что роль личности нельзя совсем отрицать. Человек, ведущий за собой общество, должен обладать определенным набором качеств, чтобы люди к нему тянулись, уважали, желали подражать. Нынче говорят, что такие способности можно воспитать. А без них власть становится шаткой, ее можно легко перехватить. Получается, что хоть в классификацию данный ресурс не входит, его значение признано. Публичный представитель власти должен обладать харизмой. И хотя бы вызывать уважение, если не восхищение народа.

Общественный контроль

Очень часто возникают споры по поводу использования некоторыми недобросовестными чиновниками (руководителями) власти в корыстных интересах. Таковое, как мы с вами знаем, происходит. Но не является нормой. Чаще всего негативные явления становятся возможными из-за равнодушия и «попустительства» субъекта власти. А таковым являются все люди. Даже маленький чиновник руководит определенной группой. Раз народ терпит его произвол, значит, он не желает иметь нормальную власть над собой. Для недопущения таких явлений необходим общественный контроль. Народ и сам может забрать себе часть власти. Вы скажете, что ничего люди против произвола не сделают? А вы еще раз изучите ресурсы власти. Один из них, а именно информационный, не так просто отнять у людей.

Об информации

Это, пожалуй, основной ресурс власти. Дело в том, что в настоящее время информация приобретает первостепенное значение. Ее правильное использование, направление и перераспределение потоков дают возможность влиять на все общество в целом. Люди сами стремятся быть в центре событий, стараются иметь представление о наиболее важных из них. С информацией работают в разных направлениях. Какую-то стараются сделать общедоступной, донести до каждого жителя страны. Иную скрывают, чтобы не вызвать волнений или социальных взрывов. Владение информацией является серьезным ресурсом властных структур.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий