Формы государственного правления. Какие существуют формы правления?

Формы государственного устройства

Определение 5

Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.

По форме гос. устройства государства бывают:

  1. унитарными;
  2. федеративными;
  3. конфедеративными.

Определение 6

Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.

Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.

Определение 7

Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.

В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Пример 1

Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.

Определение 8

Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.

Определение 9

Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.

Что такое форма правления

«Не раз повторялась та мысль, что каждый народ имеет ту форму правления, какую он заслуживает» – Г. Лебон.

Форма правления – это способ формирования высших государственных органов власти, механизм их взаимодействия с народонаселением и между собой.

Ученые выделяют среди существующих форм правления их разные виды, так монархии бывают абсолютными, дуалистическими и конституционными, а республики – парламентскими, президентскими и смешанными.

О том, какие бывают формы правления, размышляют современные политики и ученые, но так же этот вопрос интересовал человечество еще с древних времен. Знаменитый древнегреческий мыслитель Аристотель провел немало часов, рассуждая над тем, какие существуют формы правления и какая из них самая лучшая. Среди всех разновидностей политического строя, которые выделил Аристотель, он отметил формы государственного правления, направленные на достижение всеобщего благоденствия и преследующие личные цели правителей.

Согласно мнению античного философа, неправильными формами правления являются:

  • Тирания – искаженный тип монархии, при которой коронованный правитель не печется о благе собственных подданных, а заботится только о своей выгоде. Если престол наследует жестокий правитель – тиран, то монархия становится тиранией, простое население оказывается в бедственном положении.
  • Олигархия – политическое устройство, в котором господствуют наиболее богатые и влиятельные люди, составляющие меньшинство (историки утверждают, что древний Новгород являлся боярской олигархией).
  • Охлократия – государство, управление которым осуществляется невежественными беднейшими слоями населения, толпой.

Приемлемыми, но не идеальными формами государственного правления философ считал демократию и монархию. Современную ему Грецию он относил к демократии. Демократией он называл правление большинства относительно разумного народонаселения, а монархией – наследственную власть единственного совестливого государя.

Лучшей формой правления государством Аристотель считал политию – управление среднего слоя населения для достижения всеобщего благоденствия. При политии нет слишком бедных и богатых, разница в доходах и доступе к власти у населения невелика. Однако Аристотель признавал, что полития встречается очень редко, является скорее идеальной, чем реальной формой правления власти.

Сегодня существуют две разновидности форм правления:

  • Монархия – принадлежность власти одному главе государства, передающаяся по наследству. Практически все страны прошлого были монархиями.
  • Республика – правление высших органов власти, выбираемых народонаселением на какой-либо промежуток времени.

Виды народовластия

В отличие от монархий, республиканских форм правления не настолько много. В глобальном смысле бывает только два типа: президентская и парламентская. В первом случае организация верховной власти полностью ложится на плечи главы государства. Он становится лидером как страны, так и правительства.

Способы правления характерны:

  • Формирование правительства осуществляется вне парламента;
  • Органы власти ответственны перед главой государства;
  • Президент имеет намного больше полномочий.

Она же, в свою очередь, путем голосования назначает президента. Однако его можно сменить, если большая часть депутатов разочаруется.

Монархия и автократия

Вплоть до конца 18 – начала 19 века повсеместно во всем мире была распространена монархия. Отличительные признаки монархии – концентрация власти в руках царствующего правителя, передача престола от отца к сыну по наследству.

В прошлом люди верили в божественное происхождение монархии. Древние египтяне считали, что правители – фараоны, являются воплощением бога солнца Ра, в Индии также верили, что их властители- потомки богов Солнца и Луны. В эпоху Средневековья в Европе королям принадлежала государственная власть, а религиозная концентрировалась в руках католической церкви, возглавляемой Папой Римским. В эпоху Нового и Новейшего времени короли были вынуждены разделять свою власть с парламентом, а в современное время правление большинства коронованных особ является простой формальностью, традицией.

Все исторические и современные типы монархий ученые подразделяют на два вида: ограниченные и абсолютные монархии. Ограниченные монархии называют также конституционными, так как власть коронованного правителя сдерживается парламентом, конституцией.

Пример: В 15 веке в Англии существовала ограниченная монархия. Парламент вел постоянную борьбу с королевской династией, в желании расширить свое влияние. Парламент добился возможности вмешиваться в государственное управление: вводить новые разновидности налогов, вносить изменения и дополнения в постановления, назначать и смещать министров. Все права парламента основывались на конституционном акте – «Билле о правах», вот, почему Англия стала называться конституционной монархией.

На сегодняшний момент все ограниченные монархии делят на дуалистические и парламентские. В парламентской монархии монарх существует как дань традициям, формальный представитель власти, а высшая власть принадлежит парламенту. Абсолютная власть парламента в конституционных монархиях характерна для Великобритании, Нидерландов, Испании.

 

Дуалистические монархии сегодня встречаются очень редко, они существуют только в Кувейте, Марокко, Иордании. Дуалистическая – это конституционная монархия, в которой власть разделена между парламентом и монархом. Монарх вправе наложить вето на решения, принятые парламентом, при особых обстоятельствах вправе и вовсе его распустить.

Наряду с ограниченными, выделяют также монархии абсолютные. Сегодня абсолютная монархия существует в Омане, Ватикане, Брунее, ОАЭ.

Признаки абсолютной монархии:

  • Коронованный правитель стоит выше закона, ему разрешено абсолютно все.
  • Коронованная особа отвечает за собственные решения лишь перед своей совестью и Богом.

Примеры абсолютной монархии в прошлом: абсолютизм в Древнем Египте, Китае, Византии, самодержавие в России (сформировалось в годы царствования Ивана III). Историки относят большинство абсолютных монархий прошлого к автократии – власти монарха, которая полностью бесконтрольна, является тиранической, деспотической по отношению к народонаселению.

Республика

Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.

Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Формы государственного правления в современном мире

Монархия

Основные признаки:

  1. Власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху.
  2. Власть передается по наследству.
  3. Монарх не несет юридической ответственности перед народом и органами государственной власти.

Виды:

  1. Абсолютная

    Теократическая — главой государства является духовный (религиозный) лидер (Ватикан, Саудовская Аравия).

    (неограниченная) — государственная власть в полном объеме сосредоточена в руках монарха, отсутствует разделение властей (ОАЭ, Оман, Катар).

  2. Ограниченная — подразумевает существование иных органов государственной власти, неподотчетных монарху, и распределение обязанностей между ними; власть монарха ограничена законом или традициями.

    • Сословно-представительная — формирование иных органов власти основывается на критерии принадлежности к определенному сословию; данный орган ограничивает власть монарха и является совещательным органом при нем (Земский собор в России, Кортесы в Испании). В настоящее время таких монархий в мире нет.
    • Конституционная — власть монарха ограничена главным законом страны; также подразумевается существование высшего представительного органа (парламента):

      • Дуалистическая — органами государственной власти являются монарх (исполнительная, а также часть законодательной и судебной власти) и парламент (законодательная власть); при этом монарх имеет право ветировать решения парламента и распускать его по своему усмотрению (Иордания, Марокко).
      • Парламентская — в полной мере реализуется принцип разделения властей, а монарх остается лишь символической фигурой, не оказывающей значительного влияния на политику (Великобритания, Испания, Нидерланды).

Республика

Основные признаки:

  1. Реализуется принцип разделения властей, органы государственной власти независимы друг от друга.
  2. Главой государства является президент, избираемый народом.
  3. Высшие органы государственной власти ответственны перед народом:
    • избираются на определенный срок;
    • возможен досрочный роспуск.

Виды:

  1. Президентская — президент является одновременно главой государства и правительства, что дает президенту право практически без участия парламента формировать и распускать правительство (США, Эквадор).
  2. Парламентская — с политической точки зрения, наиболее влиятельным органом является парламент, который формирует и отправляет в отставку правительство; при этом президент является лишь официальным представителем всего государства, не имеющим широких полномочий (Израиль, Германия).
  3. Смешанная — президент наделен обширными полномочиями, правительство формируется при непосредственном участии парламента; парламент обладает эффективными инструментами контроля исполнительной власти; правительство подотчетно одновременно и президенту, и парламенту (Россия, Португалия, Франция).

Республиканская монархия

Главный признак таких государств — выборность главы государства. В данном случае речь идет только о тех государствах, которые имеют федеративную форму государственного устройства, а форма правления в каждом из субъектов федерации — наследственная монархия (ОАЭ, Малайзия). Главой государства в таких странах может быть избран только один из монархов — правителей субъектов. Срок полномочий избранного главы государства строго ограничен; по истечении срока проходят новые выборы.

Монархическая республика

Особенностью данной формы правления является то, что глава государства занимает свой пост пожизненно. Несмотря на формальное наличие процедур избрания или назначения главы государства, фактически народ не принимает в этом участия. Таким образом, правление становится пожизненным (иногда может передаваться по наследству) и зачастую сопровождается неограниченностью полномочий главы государства (КНДР, Гамбия).

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

Понятие формы государства

Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».

Определение 1

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.

Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.

Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.

Определение 2

Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.

В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.

Политический режим

Под политическим режимом подразумевается совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного правителя или группировки, права и свободы граждан ограничены. Сферы жизни, не связанные с политикой, контролируются государством опосредованно.
  • Тоталитаризм — политический режим, заключающийся в тотальном контроле со стороны государства над всеми сферами жизни общества.
  • Демократия — режим, при котором органы власти избираются народом, провозглашаются права и свободы, приветствуется наличие оппозиции.

Рис. 3. Таблица «Формы государства».

Российская Федерация по форме правления является президентской республикой, по форме государственно-территориального устройства — федерацией. В нашей стране установлен демократический режим.

Что мы узнали?

Для того чтобы обеспечить стабильность и развитие общества, существуют формы государства, знакомство с которыми происходит в 9 классе. Они включают в себя формы правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

Типы государства

Существует несколько основных подходов к определению типологии государства: формационный, технократический и цивилизационный.

Формационный подход

С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • буржуазная.

В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.

Технократический подход

Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.

Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:

  • аграрный;
  • промышленный (индустриальный);
  • постиндустриальный (информационный).
  1. Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет.
  2. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX – начале XX в.
  3. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.

Цивилизационный подход

С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.

Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.

Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.

Типологии и формы государства

Форма правления

Форма правления подразумевает определение системы органов государственной власти, порядок их образования, сроки службы, полномочия, способы взаимодействия с населением и друг с другом.

В обществознании выделяется две основных формы правления — монархия и республика. Они имеют свои характерные черты.

Монархия — это такая форма правления, при которой власть в государстве сосредоточена в руках одного правителя. Им может быть, к примеру, король, князь, султан, царь, император, фараон. Чаще всего такая власть передаётся по наследству по мужской линии. Монарх наделяется ею бессрочно, не может быть смещён.

При рассмотрении данного термина следует знать, что такое ограниченная и неограниченная монархия. Неограниченная монархия (абсолютная) подразумевает всевластие правителя. При ограниченной (конституционной) монархии полномочия правителя определены конституцией страны. Законодательная власть при этом принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Рис. 1. Монарх.

Республика — форма правления, при которой органы власти выбираются населением на ограниченный срок. Она может быть президентской, когда глава государства выбирается народом, и парламентской.

Рис. 2. Политические выборы.

Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

Республиканская форма государственного правления

По форме государственного правления США – типичная президентская республика

Основное отличие республики от монархии – органы государственной власти избираются народом (парламент, президент и так далее). Власть не передаётся по наследству, а облечённые ею люди несут перед народом юридическую ответственность. При этом при республиканской форме правления всегда существует несколько органов высшей государственной власти, полномочия которых разделены, чтобы исключить сосредоточение всей власти в одних руках. Существуют три основных типа республиканских государств.

Достижения и изобретения Средневековья
Антанта и Тройственный союз в Первой мировой войне
  • Парламентская республика. Правительство страны формируется именно парламентом, который может, например, отправить его в отставку. Верховный лидер страны (обычно это президент) при этом располагает весьма ограниченными полномочиями. Примеры: Израиль, Германия.
  • Президентская республика. В отличие от парламентской республики, в этом случае, напротив, основная власть сосредоточена в руках верховного лидера. Президент возглавляет как правительство, так и государство, он сам формирует парламент. При этом последний во многом зависит от президента, и не имеет возможности влиять на него в значительной степени. Пример: США.
  • Смешанная республика. В этом случае сочетаются черты обеих вышеприведённых форм государственного правления. Президент обладает сильной властью, и правительство формируется им (как в президентской республике), но при участии парламента (как в парламентской республике). Примеры: Россия, Франция.

Развитие системы

Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.

Предпосылки перехода к коммунизму

Переход к коммунизму — закономерный процесс, предпосылки и условия которого создаются при капитализме.

Капитализм развивает мощные производительные силы, придаёт процессу производства общественный характер, в противоречие с которым вступает сохраняющаяся частная форма присвоения (частная собственность), т. е. капиталистическая эксплуатация рабочего класса, трудящихся. С развитием капитализма, в особенности на империалистической его стадии, это антагонистическое противоречие обостряется до крайности, что проявляется во всех сферах общественной жизни в различного рода кризисных явлениях. Капитализм становится тормозом общественного прогресса.

В то же время капитализм создаёт объективные материальные предпосылки коммунистического преобразования общества: это развитие производительных сил и формирование революционного класса. Высокий уровень развития крупного машинного производства создаёт необходимость и возможность уничтожения частной собственности на средства производства. Только порождённый развитием машинного производства современный крупно-промышленный пролетариат может и вынужден осуществить коммунистическое преобразование общества.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий