6.4. Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании “железного занавеса” в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия “открытое” и “закрытое” общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым – тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление. 3. В историческом анализе используется описание систем с позиций формационного подхода.
4. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей. 5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной, бюрократии, в слабости институтов гражданского общества. 6. Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы. В примитивной системе преобладает “приходская культура”, наблюдается минимум структурной дифференциации.Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и “культурой подчинения”. Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и “культура участия”, и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура “подчинение-участие”. В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися
Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе
Трансцендентная власть над тремя ветвями
В классической демократии всё основано на распределении полномочий между тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. Отсутствие баланса между ними легко приводит к кризису.
В нашей государственной системе эта опасность маловероятна. Баланс между тремя ветвями соблюден за счёт трансцендентной инстанции, которая представлена в лице Путина. Это, на мой взгляд, очень правильная монархически-авторитарная модель. И исполнительная власть в лице правительства, и законодательная власть в лице Госдумы, и даже судебная власть в лице Верховного суда не обладают сегодня никакой субъектностью. И это прекрасно. Потому что властная субъектность находится не в них, – ни в целом, ни по отдельности, – но где-то ещё. Она находится в Путине.
Конституционный суд обретает смысл по-настоящему там, где трансцендентной власти для того, чтобы как-то уравновешивать споры между правительством и парламентом, просто нет. Но поскольку у нас правительство и парламент имеют над собой, помимо премьера и спикера, ещё более высокую фигуру, то есть президента, функция Конституционного суда становится чисто технической и утрачивает свою политическую нагрузку.
Мы знаем, как зависит Государственная Дума от Путина, как все партии зависят от Путина. Они и существуют только благодаря его согласию с тем, чтобы они существовали. Они есть, они присутствуют в парламенте и они возглавляются теми, кем возглавляются, только потому, что Путин с этим согласен или даже именно этого и хочет. Даже критикуя Путина, они делают это по строгому согласованию с ним. Поэтому, конечно, субъектность здесь минимальна. И это в нынешних условиях, на мой взгляд, прекрасно. Это способствует нейтрализации рисков.
Поэтому в российском Левиафане просто нет трёх властей, которые между собой могли бы выстраивать модель взаимодействия. Есть одна власть, растекающаяся на три русла. И для нынешней российской действительности это оптимально.
Путин пришёл к этой системе в ходе ликвидации аварийного состояния государства в 90-е. Он укрепил Думу полностью лояльными ему безответными чиновниками (“Единая Россия”), выкинул либералов (СПС), заморозил безвредных и послушных “левых” (КПРФ) и “правых” (ЛДПР) и сдобрил совсем уже бессмысленным Мироновым (сегодня его партия называется непроизносимой аббревиатурой). Все нейтрализованы и тотально управляемы. И отлично. О правительстве и говорить нечего, оно комплектуется теми, кого отберёт Путин. А Конституционному суду судить некого и нечего, Путин ещё всё рассудил.
Другое дело, что это всё становится более и более бессмысленным. Фасад трёх властей – дань западным критериям демократии. В этом нет ничего суверенного. Суверенное в такой системе лишь то, что это вообще не наделено ни малейшей долей субъектности. То есть это не демократия, а пустая пародия. И не бессмысленной такая модель просто не может быть, если мы всерьёз говорим о суверенитете.
Суверенность требует нейтрализации. В период ликвидации аварии всё это было оправдано. Но авария худо-бедно ликвидирована. И тут-то и обнаруживается, что в ходе спасательных работ было использован весь подручный материал – в том числе далекий от идеального. Так лучшее встаёт на путь вражды с просто хорошим, то есть, точнее, не таким плохим, как в 90-е.
И всё опять же зависит от одного человека
Если Путин задумается о будущем всерьёз, обратит внимание на то, что в государстве должен быть дух, этика и душа, должна быть жизнь народа (а не просто его выживание), то и все остальные – его подчинённые – будут вынуждены об этом задумываться
Если у нас всё решает инстанция, трансцендентная по отношению к трём ветвям власти, то она и принимает решение о будущей структуре государства – о России будущего.
Вопрос № 1. Понятие и элементы политической системы общества
Понятие политической системы является одним из самых расплывчатых и полемичных вопросов не только в государствоведении, но и даже в политологии, не смотря на обилие научных исследований в данном напровлении.
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения.
Из определения видно, что политическая система, впрочем как и любая другая система, состоит из нескольких компонентов (подсистем):
1. Институциональный компонент – это государство, политические партии, общественные организации, органы местного самоуправления и другие виды политических объединений, политические лидеры, должностные лица и т. д.
Данный компонент от того и носит такое название, что является главным, так как именно перечисленные субъекты вступают во властные политические отношения и без них вообще невозможно существования политической системы.
2. Субстанциональный компонент. Обозначает сущность политической системы и заключается в политических общественных отношениях, складывающихся по поводу захвата, удержания или осуществления государственной власти.
Именно любое политическое явление имеет своей целью захватить, удержать или осуществлять власть в государстве, поэтому государственно-властные отношения и составляют сущность любого политического отношения, а стало быть, и политической системы в целом.
3. Нормативный компонент. Включает в себя политические нормы, в том числе и позитивного права, политические традиции, обычаи и другие социальные нормы, регулирующие политические отношения государства.
Данный компонент регламентирует политические процессы, протекающие в обществе. В большинстве случаев регулирование осуществляется по средствам правовых норм, но политика это такая сложная система, которая только нормативно-правовыми актами обойтись не может, и поэтому здесь сохраняют большое значение устоявшиеся в обществе правила поведения в виде обычаев, традиций и т. д.
4. Субъективный элемент. Отражает отношение людей к политической действительности в государстве. Состоит названный компонент из политического сознания, представляющего идеологические и психологические элементы системы. Политическое сознание представляет собой единую, целостную систему идей, взглядов, оценок, чувств, эмоций, отношений представляющих собой субъективное отношение индивидов, социальных групп и общностей к действующему или желаемому государственному руководству, другим явлениям политической действительности, к поведению людей в сфере политических отношений.
На политическое сознание граждан могут влиять различные факторы, в том числе харизма политических лидеров, поведения политических деятелей и другие элементы которые казалось бы не имеют существенного значения.
5. Объективный элемент. Состоит из объективных экономических, социальных, национальных, исторических и других детерминантов, которые оказывают влияния на политические процессы в стране. Носят они объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания людей.
Все элементы политической системы имеют большое значение и оказывают взаимопроникающее воздействие, а соответственно неотделимы друг от друга.
Организация и проведение выборов
В Конституции Российской Федерации отдельный раздел посвящен порядку проведения выборов в России. Термин «выборы», который используется рядовыми гражданами в разговорной речи, применительно к российским реалиям является тождественным официальному термину «референдум». Референдум — это голосование, в процессе которого каждый гражданин государства может выразить свои политические предпочтения. Вот основные особенности российских выборов:
- Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
- Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
- Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
- Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
- Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.
Императив авторитаризма
Смена модели 90-х на модель Путина есть безусловно колоссальное достижение по укреплению государства. А острота накопившихся к концу 90-х проблем позволяет говорить фактически о спасении России от неминуемо надвигавшейся катастрофы.
За 20 лет правления Путина была осуществлена централизация власти в одних руках, то есть произошло создание авторитарной монархической системы. Именно такая система является оптимальной для России. Она исторически оправдана, геополитически безальтернативна и вытекает из сложной структуры территорий, населения и, соответственно, из совокупности оборонных стратегических императивов.
Именно к этой системе так или иначе приходили все идеологические системы в русской истории: цари, коммунисты, демократы. С чего бы ни начинали представители той или иной политической силы, они неизбежно приходили именно к авторитаризму. Авторитарное управление вообще неизбежно в случае больших социальных массивов, в формате Империй. Рано или поздно встаёт вопрос о централизации власти и наличии стратегических вертикалей, пронизывающих лучами всю систему государства. Поэтому, с формальной точки зрения, мне кажется, миссия Путина выполнена, и централистская система создана.
Если учесть, что советская система утратила к концу своего существования централистский контроль, а в 90-е годы полным ходом шёл дальнейший распад государственности, то реформы Путина были необходимы, неизбежны и эффективны.
Основные направления улучшения политической системы в России
С формальной точки
зрения российский политический режим соответствует основным демократическим
критериям, поскольку учреждён институт свободных выборов, существует
многопартийная система, провозглашена свобода массовой информации и т.д. Однако
суждение о демократическом правовом и социальном государстве не может
основываться только на количественных показателях.
Несмотря на то, что Основной закон РФ имеет прямое действие, в его тексте содержится немало ссылок на другие правовые акты, которые конкретизируют конституционные нормы. Рассмотрим их более детально и начнём с описания возможности проведения референдума, закреплённой в законах «О референдуме» и «Об основных гарантиях избирательных прав».
Инициатива проведения всенародного голосования по вопросам государственного значения должна принадлежать не менее чем двум миллионам граждан, при этом жители одного субъекта России должны составлять не более пятидесяти тысяч из них. Фактически проведение референдума на уровне федерации возможно лишь при согласии более половины регионов России.
Учитывая региональную
специфику, различные уровни экономического развития и благосостояния населения,
довольно трудно предположить единение регионов в решении и даже формулировке
вопросов, выносимых на референдум.
Кроме того, организацию референдума могут тормозить административные барьеры, предусмотренные законом, в виде создания и регистрации инициативных групп, уведомления избирательных комиссий, юридической экспертизы соответствия вопроса референдума Конституции и т.д.
Отсутствие в российской
политической практике референдумов, инициированных гражданами, наглядно
демонстрируют неосуществимость проектов по их проведению. В свою очередь,
открытое игнорирование властью мнения населения способствует социальной
демобилизации и снижению общей солидарности. В качестве иллюстрации властного
пренебрежения можно привести развал СССР, произошедший после того, как
население высказалось за его сохранение.
Оспорить действия властных структур и выразить протест возможно не только с помощью референдума, но и посредством публичных мероприятий, целью которых является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не только регламентирует порядок проведения публичных мероприятий, но и вводит ряд существенных ограничений. Так, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если соответствующее уведомление не было подано в срок, либо не было согласовано с региональным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, что даёт власти дополнительные возможности для бюрократических проволочек. Кроме того, если у органов власти появятся основания предполагать незаконность публичного мероприятия, они вправе приостановить его проведение.
По мнению автора,
используемые в данном законе расплывчатые формулировки и оценочные категории
позволяют политическим акторам трактовать нормы в свою пользу. В области
опосредованного управления политические возможности населения также сужены.
Способ формирования и сама структура власти неадекватны демократическому
государству, поскольку не соответствуют принципу свободного выбора граждан.
Следует продолжать
вкладывать усилия в молодежь, так как от ее социальной активности и идеологии
зависит будущее государства российского.
Как отмечает Антоненко В.В.: «социальную активность молодёжи современной России можно признать достаточно высокой, что при благоприятных условиях способно выступить значимым положительным фактором эффективного формирования её человеческого капитала. В качестве таких условий следует назвать, прежде всего, грамотные инвестиции в ключевые составляющие человеческого капитала молодёжи (здоровье, образование, производственная подготовка и т.д.)». Молодежь, выросшая в современной политической системе достаточно грамотно подходит к выбору своего места в жизни и конструированию своего будущего. Однако существуют множество проблем, которые не решить одномоментно. Они требуют осмысления и превентивного подхода.
Таким образом, вопросы,
касающиеся улучшения политической системы в России являются актуальными и
требуют постепенного решения посредством внутриполитических сил.
Post Views:
4 063
Виды политических систем современности
В современном мире существует 4 типа политических систем:
- англо-американская;
- континентально-европейская;
- доиндустриальная;
- тоталитарная.
Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.
Характеристика, примеры
Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.
Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.
Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).
Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.
Вопрос № 4. Место государства в политической системе общества
Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо. Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы – все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают. В-третьих, как мы писали в предыдущих лекциях, политика переводиться с греческого как искусство управления государством и обществом, в связи с чем все другие институциональные элементы политической системы именно стремятся обладать государственной властью, осуществлять власть в своих интересах. Поэтому вся политическая система как бы вертится во круг государства.
Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной.
Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством.
Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы.
Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы, выступает в виде главных, глубинных и в тоже время, всепроникающих пластов политической системы общества.
Формы народовластия
Являясь единственным источником власти в России, многонациональный народ может осуществлять свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим различают две формы народовластия — непосредственную (прямую) демократию и представительную (косвенную) демократию.
Непосредственная демократия
Высшим выражением народовластия является непосредственное осуществление власти народа. Согласно Конституции РФ, высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы.
Непосредственное народовластие — это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.
Непосредственное выражение власти народом, помимо референдумов и выборов, возможно и в других формах. К ним относятся:
- правотворческая инициатива граждан (внесение определенным количеством граждан в орган власти проекта нормативного правового акта);
- собрания (сходы) граждан;
- митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;
- индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Референдум проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности). Подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — обеспечить полное и свободное народное волеизъявление.
Предметом референдума могут быть различные вопросы, требующие, однако, лишь однозначного ответа. Не могут являться предметом референдума популистские требования.
Подведение итогов всенародного голосования, по существу, сводится к одному — к обеспечению правильности подсчета голосов «за» и «против», поданных в процессе проведения референдума, и доведению до сведения населения результатов референдума. Итоги референдума (народного голосования) являются окончательными и обладают наивысшей юридической силой.
Представительная демократия
Конституция закрепляет право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих выборных представителей, которым делегировано право принимать в интересах народа властные решения.
Представительное народовластие — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Представительные органы наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Президент России как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, а также депутаты законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, принимая законы, представляют и выражают интересы населения. Помимо этого, представительные органы участвуют в формировании других государственных органов, которые создаются не путем проведения выборов, осуществляют контрольные полномочия за исполнительными органами власти и др.
В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:
- органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
- органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
- органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.
Законодательство Российской Федерации устанавливает обязательное наличие выборных представительных органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании. Наличие других органов определяется уставами муниципальных образований.
Формы косвенного народовластия:
- обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
- народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
- участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
- индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.
6.3. Функции политической системы
- Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям, относятся следующие:
- политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических целей и перспектив общественного развития;
- консолидация общественно-политического строя на базе ценностей, идеалов, символов;
- регулятивная функция – выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики;
- мобилизация ресурсов. Эта функция призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей;
- функция распределения материальных и духовных ценностей и др.
- Есть и другие подходы. Г. Алмонд разделил функции политической системы на два вида:
- “Входящие” функции:
- политическая социализация, направленная на формирование определенного типа как участника политической жизни, и рекрутирование – подбор людей для заполнения статусов в политических институтах;
- артикуляция интересов;
- агрегирование интересов;
- политическая коммуникация – деятельность по согласованию, достижению компромиссов.
- “Исходящие” функции:
- нормотворчество;
- использование правил и норм;
- контроль со стороны государства за соблюдением правил и норм.
- “Входящие” функции:
В осуществлении этих функций, по мнению ученого, проявляется механизм саморегуляции системы, позволяющий ей сохранить устойчивость и единство. Существуют и другие подходы к классификации функций политической системы.