Какое образование получают в училищах (техникумах) и колледжах
Срок обучения здесь составляет от двух до четырёх лет. Ключевой акцент на профессиональной подготовке. Дети в училище или колледже получают прикладные знания, а по завершении учёбы приобретают рабочую квалификацию — например, повара, парикмахера, товароведа, косметолога, плотника, токаря, маляра, механика, водителя, слесаря.
Выпускник училища или колледжа после окончания учёбы может устроиться на работу по выбранной специальности. В том числе на том же предприятии, где он проходил практику. Выпускники некоторых техникумов и колледжей могут получить дальнейшее высшее образование по сокращённой программе.
Структура
Учреждения – главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.
Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:
- государственное,
- дополнительное,
- самообразование.
Чем отличается бакалавриат от специалитета?
Бакалавриат и специалитет – это программы обучения, решающие различные задачи. Цель бакалавриата – дать студенту базовые знания в той или иной сфере, поэтому такая подготовка осуществляется по ускоренной программе, рассчитанной на 4 года. Программа подготовки специалиста предполагает глубокое погружение в профессию с предварительным освоением различных базовых общенаучных дисциплин. Выпускник специалитета уже готов к учебе в аспирантуре и к самостоятельной научной работе, а вот бакалавр получит право на учебу в аспирантуре только после обучения в магистратуре.
В то же время, если вы хотите построить карьеру за границей, с дипломом бакалавра это будет сделать легче. Диплом специалиста принимают и ценят не все европейские работодатели, так как им привычнее иметь дело с бакалаврами и магистрами.
Уровни профессионального образования в РФ
Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.
В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.
Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.
Среднее профессиональное образование
Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.
На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.
Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.
Высшее образование
В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.
Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.
С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.
Обязанности руководителей и ответственных работников организаций по воинскому учету сотрудников
Обязанности руководителей организаций и других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) указаны в ст. 4 Закона «О воинской обязанности и военной службе».
1. Обязанность выявлять тех, кто не состоит на воинском учете.
Лица, ответственные за воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о гражданах, которые не состоят на воинском учете, но обязаны на нем состоять.
Как понять, что работник не состоит на воинском учете?
- Он не предоставил документы воинского учета при приеме на работу.
- В документах стоит отметка о снятии с воинского учета.
2. Обязанность вручить направление в военкомат для постановки на воинский учет.
Тем работникам, которые не встали на воинский учет, хотя должны были, нужно вручить направление в военный комиссариат. Срок для этого не установлен, но рекомендуется передать направление в течение двух недель с момента выявления того факта, что работник не встал на воинский учет.
Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих сотрудников. Это правило закреплено в законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и в Методических рекомендациях по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, утвержденных Минобороны России 11 июля 2017 г.
Конкретизируем обязанности кадровика по воинскому учету.
1. Проверять документы воинского учета при приеме сотрудников на работу.
2. Вести воинский учет сотрудников.
3. Направлять сведения в военкомат:
- списки сотрудников, подлежащих воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы – в двухнедельный срок;
- списки сотрудников, которые не состоят, но обязаны состоять на воинском учете, – в двухнедельный срок с момента выявления таких сотрудников;
- списки тех, кто на воинском учете не состоит, но обязан, – по запросам в двухнедельный срок;
- списки граждан мужского пола в возрасте 15 и 16 лет – ежегодно в сентябре;
- списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на воинский учет в следующем году – ежегодно до 1 ноября.
4. Информировать военкомат о нарушениях воинского учета.
5. Объяснять сотрудникам их обязанности по воинскому учету.
6. Поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете:
- сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете из личных карточек со сведениями из документов воинского учета граждан и документов воинского учета военкоматов или органов местного самоуправления;
- вносить в личные карточки сведения об изменениях личных данных сотрудников, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об изменениях в военные комиссариаты.
Воинскому учету подлежат призывники и военнообязанные (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»).
В целях ведения воинского учета в организации военнообязанными признаются граждане:
- мужского пола, пребывающие в запасе (перечень таких граждан дан выше);
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.
Организация воинского учета
За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель. Он определяет состав и обязанности сотрудников, ответственных за организацию и ведение воинского учета, а затем издает об этом приказ.
Помимо приказа, необходимо разработать и предоставить в военный комиссариат:
- план работ по организации воинского учета;
- карточку учета организации по форме № 18. Унифицированной формы карточки в законе нет. Например, российские суды для постановки на первичный учет в военкомате применяют форму установленного образца;
- отчет по форме № 6, утвержденной Постановлением Комиссии по вопросам бронирования рабочей силы за народным хозяйством по согласованию с Госкомстатом СССР от 10 февраля 1989 г. № 760.
Процедуру подачи документов в военкомат нужно проводить ежегодно (п. 37 Методических рекомендаций, утв. Минобороны России 11 июля 2017 г.).
Ответственность
За нарушение порядка ведения воинского учета установлена административная ответственность. Размер штрафа составит:
- от 1000 до 5000 руб., если не оповестить военкомат о приеме или увольнении гражданина, подлежащего воинскому учету (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
- от 1000 до 3000 руб., если в срок не представить в военкомат списки граждан, которых первоначально ставят на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
- от 1000 до 3000 руб., если не оповестить сотрудника о вызове в военкомат и не обеспечить ему своевременную явку туда (ст. 21.2 КоАП РФ).
Профессиональное образование
Уровни профессионального образования следующие:
- начальное
- среднее;
- высшее.
Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.
Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.
И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.
Законодательная база
Согласно части 2
статьи
10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:
Общее
. Под
этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4
класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса)
образование.Профессиональное
.
Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.Дополнительное
.
Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное
профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).
Отдельно в законе
рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не
предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из
профессий или должностей, приведенных в
Приказе
Минобрнауки России от 02.07.2013 №513
.
Виды и уровни российского образования
На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.
Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, – это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.
Уровни образования:
- общеобразовательный;
- профессиональный;
- высший.
Извлечения. Статья 6.
- Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года;
для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
- Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.
- Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
- Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Структура высшего образования в России (три ступени)
В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.
Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:
- Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
- Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
- Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.
Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.
По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:
Бакалавриат
Бакалавриат первая ступень учебы
Это первая ступень, куда учащиеся зачисляются на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Продолжительность обучения составляет 4 года для выпускников 11 классов и 3 года (чаще всего) для выпускников колледжей и техникумов. Последние зачисляются туда на основании диплома и внутренних вступительных испытаний. После окончания бакалавриата существует возможность перейти на следующую ступень образования, которое можно продолжить не только в российских, но и в зарубежных вузах.
Магистратура и специалитет
Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.
Магистратура является второй ступенью в высшем образовании, продолжительность обучения в ней составляет 2 года и дает студентам возможность глубже погрузиться в выбранную ими специализацию. Поступление в магистратуру происходит по итогам сдачи внутреннего экзамена при наличии диплома бакалавра или специалиста. Обучение не Обучение может быть на бесплатной основе (если успешно пройден этап конкурсного отбора) или на платной (в остальных случаях). Его не обязательно продолжатьв том же вузе, где получалась предыдущая ступень. Магистратура, так же, как и бакалавриат позволяет получить отсрочку от службы в армии.
Аспирантура
Аспирантура уровень высшего образования
Представляет собой особый уровень образования в России. После успешного завершения аспирантуры обучающемуся присваивается научная степень кандидата наук.
Также существуют две формы обучения – бюджетная и платная. Поступление на бюджетную форму возможно только после окончания специалитета. Продолжительность обучения составляет 3 года (очная форма) или 4 года (заочная форма). На время обучения в аспирантуре предоставляется отсрочка от армии.
Благодаря введению новых образовательных стандартов, обучающиеся могут изначально поставить себе конкретную цель и постепенно идти к ней, минуя ступень за ступенью. Также стали понятны и очевидны различия между каждой ступенью, и студент может остановиться по окончании любой из них.
Уровни общего образования в России
Система общего образования в РФ подразумевает прохождение нескольких этапов обучения.
Первый этап – дошкольное образование
На этом этапе дети посещают детский сад и получают первые необходимые им навыки для того, чтобы комфортно ощущать себя в обществе. Иными словами, в детских дошкольных учреждениях воспитанники социализируются. Но на этом функции первого этапа не кончаются. Дети также готовятся к дальнейшему этапу и получают подготовку к начальной школе.
Второй этап – начальное общее образование
К этому этапу относится начальная школа, в нее принимают детей с семи лет (зачастую, с шести с половиной). Обучение в начальной школе длится четыре года непрерывно.
На первом этапе у ребенка формируется личность, он получает базовые знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития и перехода на новый этап. Например, дети учатся писать и читать, логически мыслить и коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – основное общее образование
Данный этап начинается в пятом классе и заканчивается в девятом. На этом этапе дети уже готовятся к изучению более сложных образовательных программ в старших классах. Также именно при получении основного общего образования ученик начинает выбирать для себя профессиональный путь и траекторию дальнейшего развития.
Четвертый этап – среднее общее образование
Третий этап можно пройти, если человек закончит обучение в школе, лицее или гимназии. На этот этап можно перейти с девятого класса, а завершается он в одиннадцатом.
В это время ученики становятся полноправными и полноценными участниками социальных процессов, они получают необходимые знания, которые помогут им при движении по профессиональной траектории.
Перечисленные этапы нацелены на то, чтобы человек, гражданин смог перейти на следующий уровень образования безболезненно, и заблаговременно получив определенные навыки.
Законодательство
В этом разделе разберем, какие организации контролируют ступени образования России и какие требования к образовательным учреждениям закреплены на законодательном уровне.
Требования и стандарты
Учебный процесс любой ступени образования реализуется по особым требованиям. Для этого в России были введены Федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС – это система требований, которые являются обязательными при обучении в организациях дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. Совокупность стандартов применяется только в том случае, если учреждение имеет государственную аккредитацию.
Стандарты обучения служат для обеспечения единства образовательных ступеней России. Благодаря общим критериям ведения учебного процесса, жители маленьких поселений учатся по одной программе с другими городами.
ФГОС ориентирован на соблюдение трех видов требований:
- требования к общей для все образовательных программ структуре;
- требования к условиям реализации;
- требования к результатам освоения.
Государственные стандарты России применяются по отношению и к частным учреждениям образовательных ступеней.
Надзор и контроль
Структура образовательных ступеней включает в себя органы местного, муниципального и государственного управления, контролирующие работу учебных заведений России.
В России с 2018 года по настоящее время руководством в сфере образования занимаются Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. Сокращенно – Минобрнауки. Первая организация отвечает за ступени общего и среднего профессионального образования, вторая – за ступени высшего. В 2012 году Государственной думой был принят Закон “Об образовании в РФ” №273.
Ознакомление со схемой образовательного процесса в России необходимо на каждой ступени обучения. Изучая правила, гражданин РФ будет знать о своих правах в данной области. Он может сам решить, в какой форме и на каком уровне будет происходить обучение.
Магистратура вторая ступень
Решение переходить на новую ступень обучения после получения степени бакалавра принимает далеко не каждый. Но есть те, кто желает глубже погрузиться в специальность, посвятить свою жизнь науке и пр. Для достижения этих целей обучение в магистратуре является обязательным.
Кому следует стремиться к получению степени магистра?
- Магистратура необходима тем обучающимся, которые хотят в дальнейшем получить более престижную работу, благодаря прохождению еще одной образовательной ступени. Однако в жизни такая схема работает преимущественно только в самых крупных российских городах. Чаще всего работодатель проверяет только наличие диплома, а не количество пройденных ступеней, особенно в тех направлениях, где нехватка кадров ощутима сильнее всего. Но жизнь не стоит на месте, все больше и больше становится молодых, успешных руководителей, которые требуют той же успешности, активности и глубокого знания профессии от своих работников. Поэтому магистратура приобретает все большую значимость,
- магистратура может полностью изменить всю жизнь человека. Если студент, получил статус бакалавра по одной специальности, понял вдруг, что она ему неинтересна, он может сдать экзамены в магистратуру по совершенно другому направлению,
- те, кто хочет связать дальнейшую жизнь с образованием и преподавательской деятельностью, обязательно должны получить диплом магистра. Только это позволит им преподавать в колледжах и техникумах.
Какова длительность и содержание магистерской программы
Обучение на магистратуре
Длительность магистерской программы составляет 2 года на очном обучении и 2,5 года на заочном. При этом плотность занятий ничуть не меньше, чем на бакалавриате, поэтому совмещать обучение в магистратуре с работой будет проблематично. На сегодняшний день в дипломе выпускника не указывается очно или заочно он обучался, однако, вполне возможно, что такая запись начнет появляться уже в ближайшее время.
Платно или бесплатно
Обучение в магистратуре может быть как платным, так и бесплатным. В последнее время наблюдается тенденция сокращения бюджетных мест в магистратуре для выпускников бакалавриата. Платное обучения стоит гораздо дороже, нежели обучение на первой ступени высшего образования. В связи с этим желающих переходить на вторую ступень не так уж и много.
Является ли магистратура вторым высшим образованием
Магистратура приобретает статус второго высшего образования только для тех, кто уже имеет статус специалиста или магистра. Если же поступление в магистратуру осуществляется после окончания бакалавриата, то она не рассматривается как второе высшее образование.
Магистратура – та форма обучения, над поступлением в которую нужно хорошо подумать и оценить свои силы. Кроме того, не стоит слишком радикально менять свою специальность, полученную ранее, поскольку обучение на этой ступени подразумевает наличие глубоких знаний по выбранной специальности.
Высшее образование в России — краткая формулировка
Высшее образование в нашей стране — это следующий уровень образования после средне-специального. Система высшего образования в РФ строится по международным признакам и состоит из 3-х уровней:
- бакалавриата;
- специалитета и магистратуры;
- подготовки высших квалифицированных кадров.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить одно высшее образование бесплатно, при условии наличия бюджетных мест в учебном заведении и успешном прохождении конкурса или экзаменов при поступлении. Обучение в вузах нашей страны может осуществляться как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Основная цель
Целями высшего образования является:
- Подготовка высококвалифицированных работников во все сферы профессионально-общественной деятельности в государстве.
- Удовлетворение потребности человека в интеллектуальном и культурном развитии.
- Реализация права гражданина на приобретение профессиональной квалификации.
Признаки высшего образования
Высшему образованию в России присущи все признаки образования в развитых странах в XXI веке:
- Демократизация. Образовательная система общедоступна для всех граждан, позволяет получать образование непрерывно.
- Диверсификация. Образование имеет многовариантную форму по содержанию, методам, форме и срокам обучения.
- Интернационализация. Образовательная система предполагает обмен преподавателями и студентами, интернациональное признание дипломов об образовании.
Высшее образование. Уровни
Итак, уровни высшего образования – это:
- бакалавриат;
- специалитет
- магистратура.
Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.
Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.
Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:
- очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
- заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
- очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
- экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).
Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста
Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.
Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.
Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.
Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:
- Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
- Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.
Диплом бакалавра включает лишь общее направление.
Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.
Подготовка кадров высшей квалификации
С 2013 года, а именно с
момента вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ,
аспирантура стала уровнем высшего образования. До этого ее относили к
послевузовской подготовке.
Также рекомендуем:
Зачем поступать в аспирантуру
Выпускники прочувствовали
изменения, выразившиеся:
- в
необходимости подготовки выпускной квалификационной работы (не путать с
кандидатской диссертацией!); - в получении
диплома об окончании аспирантуры (не кандидата наук!); - в присвоении
квалификации исследователя и/или преподавателя-исследователя.
ВКР писать обязательно,
тогда как защиту диссертации можно отложить на неопределенный срок.
Подготовкой кадров высшей
квалификации занимаются также:
Адъюнктура
–
та же аспирантура, но для военных, полицейских и спасателей.
Ординатура
–
уровень медицинского образования, предполагающий получение врачебной
специальности
Внимание: это не то же самое, что аспирантура, к научной
деятельности ординатура отношения не имеет.
Ассистентура-стажировка
– аспирантура для представителей творческих профессий.. Соискательство сюда не
входит
Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.
Соискательство сюда не
входит. Это не обучение как таковое, а предоставление возможности сдать
кандидатские минимумы и подготовить диссертацию с помощью научного
руководителя. Соответственно, никакого диплома соискатель не получает.