Образовательные организации. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Описание закона

ФЗ-273 «Об образовании» вступил в действие в 2013 году. Он был разработан с целью контролировать реализацию прав гражданина на обучение.

Структура правового акта:

  • Общие понятия и положения. Изложение основополагающих определений, правомочий и требований;
  • Полномочия обучающихся лиц;
  • В ФЗ-273 уточняется перечень работников системы образования и их квалификация;
  • Характерные особенности системы образования;
  • Разбитая на категории система обучения — на общее, профессиональное, высшее, дополнительное;
  • Контролирование образовательных инстанций;
  • Коммерческие отношения в обучающей системе;
  • Взаимодействия с иностранными образовательными учреждениями;
  • Финальные положения законодательства.

Перечисленные положения охватывают все весомые нюансы данной сферы. Благодаря этому, Федеральный Закон 273 «Об образовании» является основополагающим актом в образовательной сфере.

Санитарные нормы для учебных учреждений ужесточили

  • ежедневная термометрия учащихся при входе в здание;
  • обеспечение педагогов и учащихся средствами личной гигиены и антисептиков;
  • регулярные генеральные уборки с использованием дезинфицирующих средств, проветривание;
  • недопущение скопления большого количества людей в закрытом помещении (под запретом общие родительские собрания, любые массовые мероприятия), соблюдение дистанции в 1,5 м;
  • обработка используемых в работе материалов, игрушек.

Планируется, что такие правила просуществуют до 1 января 2021 года, но не исключено, что их продлят, если ситуация с коронавирусом не улучшится.

Сейчас в регионах обсуждается введение масочного режима для педагогов. Поскольку читать уроки и лекции в маске и перчатках не очень удобно, обсуждается введение обязанности использовать личные средства защиты только на переменах. На федеральном уровне пока никаких требований по ношению масок и перчаток нет, но власти субъектов вправе принимать собственные нормативные акты в этой области, следите за новостями в регионе проживания.

Специфика работы индивидуальных предпринимателей

Граждане могут осуществлять образовательную деятельность как самостоятельно, так и привлекая наемных преподавателей. Статьей 32 ФЗ №273 предписано обязательное прохождение госрегистрации индивидуального предпринимателя в ФНС либо ее территориальном подразделении. При этом налоговая служба должна уведомить исполнительный орган соответствующего уровня о постановке на учет такого субъекта. До начала оказания образовательных услуг на платной основе, индивидуальный предприниматель должен предоставить родителям и обучающемуся сведения о:

  1. Госрегистрации в качестве ИП.
  2. Уровне профоподготовки, общем стаже работы, продолжительности индивидуальной деятельности в области образования. Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.

По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

Уровни образования

В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.

Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).

Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования

В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).

Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры

Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 320-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

5 июля 2021

Принят Государственной Думой 8 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 23, ст. 2878; 2014, N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 30, ст. 4263; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2019, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962; 2020, N 12, ст. 1645; 2021, N 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в статье 24:

а) часть 4 признать утратившей силу;

б) часть 5 после слов “направленных на” дополнить словами “решение задач, указанных в части 4.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также на”;

2) в статье 26:

а) часть 4 после слова “предусмотренные” дополнить словами “настоящим Федеральным законом и”;

б) дополнить частями 5.1 и 5.2 следующего содержания:

“5.1. К компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, относятся рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также иные вопросы, отнесенные уставом образовательной организации высшего образования к компетенции наблюдательного совета.

5.2. В государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формируются попечительские советы. Попечительский совет осуществляет рассмотрение и согласование программы развития образовательной организации высшего образования, мониторинг ее реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к компетенции попечительского совета.”;

3) в статье 28:

а) в пункте 7 части 3 слова “если иное не установлено настоящим Федеральным законом” заменить словами “за исключением образовательных организаций высшего образования”;

б) дополнить частью 4.1 следующего содержания:

“4.1. Программа развития образовательной организации высшего образования направлена на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такой образовательной организации, развитие академической мобильности ее обучающихся и научно-педагогических работников. Программа развития образовательной организации высшего образования включает в себя критерии оценки эффективности ее реализации, в том числе в части вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, и источники ее финансового обеспечения. Программа развития образовательной организации высшего образования разрабатывается образовательной организацией и утверждается ее учредителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования утверждаются Правительством Российской Федерации.”;

4) часть 10 статьи 81 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5) определяют порядок разработки и утверждения программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении указанных органов.”.

Статья 2

1. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) до 31 декабря 2022 года включительно.

2. Уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

№ 320-ФЗ

Типы образовательных организаций

Одной из новаций Закона об образовании является упорядочение типологии образовательных организаций. Типы образовательных организаций разграничены более четко, снято избыточное дробление на типы и виды, создающее дополнительные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.

К сведению. В Законе N 3266-1 перечень типов образовательных учреждений был закреплен в п. 4 ст. 12. Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и др. Такой подход не позволял однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация могла одновременно относиться к нескольким типам. Например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могли рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.

Кроме того, закрепленная Законом N 3266-1 типология образовательных организаций в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных программ, расширения спектра образовательных услуг и т.д. Законодательно не были предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями, с участием промышленных предприятий, что тормозило создание и работу многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развитие социального партнерства в сфере образования.

С учетом этого в Законе об образовании закреплено деление образовательных организаций на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Статьей 23 устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, высшего образования.

Образовательные организации перечисленных типов имеют право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Эти программы перечислены в п. 4 ст. 23 Закона об образовании. Согласно данной статье наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.

При этом виды образовательных организаций в рамках типа, на которые ссылалась ст. 12 Закона N 3266-1, упраздняются – в Законе об образовании ссылки на виды нет.

Взамен этого п. 6 ст. 23 Закона об образовании предусматривает возможность использования в наименовании образовательной организации наименований, указывающих на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграцию различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Новые санитарные требования

Новые СанПиН введены в дополнение к действующим. В соответствии с ними все образовательные организации обязаны:

  1. Не проводить массовые мероприятия.
  2. Не проводить родительские собрания.
  3. Контролировать на входе в здание температуру детей. При выявлении учеников с температурой и другими признаками болезни изолировать их и вызвать скорую помощь, уведомив о случае территориальный орган Роспотребнадзора.
  4. Закрепить за каждым классом отдельный постоянный кабинет.
  5. Обеспечить детей и работников антисептиками для обработки рук и поверхностей.
  6. Проводить противоэпидемиологические мероприятия в виде регулярной влажной уборки помещений с дезинфицирующими средствами, проветривания классов.
  7. По возможности оснастить классные комнаты обеззараживающими воздух устройствами.
  8. Составить специальное расписание уроков, направленное на сокращение контактов учеников разных классов.

Педагогов обязали находиться на рабочих местах в защитных масках и перчатках. Для учеников такого обязательного требования пока нет.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Устав

В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:

  1. Типе организации.
  2. Учредителе.
  3. Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
  4. Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.

В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Общие сведения

ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря того же года. Последние поправки и изменения в него были внесены 29 июля 2017 года.

Содержание закона об образовании в Российской Федерации:

  • В первой главе описываются все общие положения, основные понятия, принципы и цели составления и принятия. Тут описаны полномочия всех государственных, административных и муниципальных органов власти в сфере образования. Правоотношения и кто имеет право на получение знаний;
  • Во второй главе описывается система образования. Структура, государственные стандарты, язык, на котором преподают, специальные программы и требования к учреждениям и педагогам. Даются подробные условия и требования для реализации всех стандартов, также в какой форме возможно преподавание;
  • В третьей прописаны лица, имеющие право на преподавание в Российской Федерации. Даются категории учреждений и каким образом лица могут открыть свои образовательные организации, условия для открытия;
  • В четвертой подробно описаны все права и обязанности учеников, студентов и других обучающихся (если они несовершеннолетние) и их родителей;
  • В пятой главе подробно описаны все права и обязанности учителей, преподавателей, профессоров и других работников образовательных организаций;
  • В главе номер шесть способы и причины изменений образовательных правоотношений между лицами или прекращение их. Расторжение договоров, специальные случаи, аттестации и экзамены;
  • В седьмой описано общее бесплатное образование, предоставляющееся любому гражданину Российской Федерации;
  • В главе номер восемь описано среднее и высшее образование, требования на приме студентов, стипендии, условия обучения и т. д.;
  • В девятой описано специальное образование, аттестация специалистов, квалификация;
  • В главе номер десять описаны все другие дополнительные виды образования, не входящие в какую-либо область или привычную квалификацию;
  • В 11 описана каждая область образования, как искусство, спорт, наука и т. д. Специфика областей и условия преподавания и обучения. Там же оформлены способы обучения для иностранных граждан или лиц, проявивших себя, с выдающимися способностями и т. д.;
  • В главе номер 12 описаны способы контроля и регламентации образования Правительством Российской Федерации. Оценка учреждений, учащихся и преподавателей;
  • В 13 главе описана вся экономическая сторона образования;
  • В главе номер 14 описано сотрудничество стран с Российской Федерацией в сфере образования, возможности обмена учащимися для повышения квалификации и укрепления отношений;
  • В 15 прописаны все дополнительные положения и заключения.

Целью принятого закона является защита и использование прав граждан на образование. Акт считается основополагающим для сферы обучения.

Условия получения бесплатного образования в РФ по ФЗ 273

Благодаря Федеральному Закону 273 Российская Федерация может на государственном уровне финансировать общее образование для каждого гражданина. Согласно седьмой статье описанного Закона, Федеральные органы вправе организовывать и предоставлять образовательные учреждения, доступные и бесплатные для граждан. В статье 8 описана информация о полномочиях органов, среди которых гарантии на предоставление, организацию и сохранение дошкольных общеобразовательных бесплатных учреждений, таких же учреждений общих, начальных и средних классов. Обеспечивается и дополнительное обучение в муниципальных организациях, которым предоставляется часть бюджета. Такие организации считаются наполовину частными, полугосударственными.

Органы власти РФ оплачивают труд преподавателей, покупку учебников и любых других учебных пособий, игрушек, развивающих игр, средств для обучения и т. д. Организации пересылают информацию о нормативах в органы для получения бюджета. По первому пункту 9 статьи все образовательные организации, зависящие от государства, работают по условиям и требованиям, установленным Правительством и контролируются государственными органами.

Стартовал эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды

До 2022 года в нескольких регионах пройдет эксперимент, который, по обещаниям чиновников, сделает программы образования более качественными. Проект по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды, который относится к нацпрограмме «Образование» проекта «Цифровая образовательная среда», предусматривает:

  • использование электронного обучения;
  • применение дистанционных образовательных технологий;
  • регулярное обращение к электронным информационным и образовательным ресурсам.

Для этого чиновники планируют обеспечить школы скоростным интернетом, развить внутришкольные локальные сети, поставить современную технику для работы (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).

Пока в проекте участвует только 14 регионов – Московская, Новосибирская, Сахалинская, Новгородская, Астраханская, Калининградская, Нижегородская, Калужская, Тюменская, Кемеровская, Челябинская области, Алтайский и Пермский края, Кузбасс и Ямало-Ненецкий автономный округ. К 2024 году власти планируют использовать современные цифровые технологии в образовании по всей стране.

Последняя редакция ФЗ «Об образовании»

В связи с тем, что закон, связанный с вопросом о военной службе в военной прокуратуре и следственных органах, претерпел изменения, в ФЗ-273 «Об образовании» РФ были внесены следующие корректировки:

  • Разработка программ для подготовки научно-педагогических специалистов в адъюнктуре обеспечивает не только федеральные инстанции исполнительной власти, но и федеральные государственные органы, в которых лица проходят военную или приравненную к ней службу (ч. 13 ст. 12 ФЗ-273);
  • Студенты, являющиеся гражданами, проходившими в период не менее 3 лет военную службу в федеральных государственных учреждениях, вправе получить государственную социальную стипендию (ч. 5 ст. 36 ФЗ-273);
  • Лица, прошедшие военную службу по призыву в федеральном государственном учреждении и поступающие на обучение по рекомендациям командиров, имеют специальные права при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета (пункт 9 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Такие же льготы имеют и лица, являющиеся участниками ликвидации ряда аварий (в том числе военнослужащие федеральных государственных органов, пункт 12 части 7 статьи 71 ФЗ-273);
  • Дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных государственных органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, обладают преимущественным правом приёма в школы и другие общеобразовательные организации, занимающиеся подготовкой несовершеннолетних к военной или государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 ФЗ-273).

Статья 2

Во второй статье закона указаны все понятия, которые употребляются в текущем правовом акте. Некоторые из них: образование, воспитание, обучение, уровень образования, квалификация, федеральные государственные требования.

В последней редакции текущая статья не претерпела изменений.

Статья 3

В 3 ст. Федерального Закона 273 описываются основные принципы, на которых основывается законодательное регламентирование отношений в сфере обучения.

Некоторые из них:

  • Образование граждан выступает в качестве приоритетной цели государства;
  • Каждый имеет право на образование, дискриминация в этой сфере недопустима;
  • Необходимо создать приемлемые условия для интеграции системы обучения РФ в системы иностранных государств.

Во время последнего редактирования закона, 3 статья не была изменена.

Статья 9

9 ст. ФЗ-273 содержит информацию о правах и обязанностях местных органов управления, а именно: организация общедоступного и бесплатного обучения по основам общеобразовательной программы; организация дополнительного обучения; содержание зданий, в которых происходит обучение.

Изменений данная статья не претерпела в ходе последней редакции.

Статья 11

Ст. 9 ФЗ-273 предоставляет информацию о федеральных правительственных образовательных нормах и требованиях.

Они обеспечивают следующее:

  • Формирование на всей территории государства единой системы обучения;
  • Возможность создавать программы обучения разных сложностей;
  • Гарантию качества образовательной системы.

В ходе последней редакции закона, 11 статья не была изменена.

Статья 12

В 12 ст. ФЗ-273 указываются образовательные программы. Перечислим некоторые из них: программы обучения для среднего профессионального и высшего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Изменений текущая статья не претерпела.

Бесплатное образование в РФ

3 пункт 5 ст. Федерального Закона РФ гласит, что государство гарантирует общедоступное и бесплатное обучение для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и специального образования. Получить бесплатное высшее образование можно только на конкурсной основе и только один раз.

Скачать

Для контролирования и регулирования сферы обучения был разработан федеральный закон.

Законы Российской Федерации регулярно редактируются. Для получения актуальной информации можно скачать действующую редакцию закона «Об образовании» в РФ.

Комментарии

При необходимости получить дополнительную и конкретную информацию относительно содержания закона, регулирующего образовательную сферу, рекомендуем ознакомиться с комментариями к закону. Для этого следует скачать комментарии к ФЗ-273  «Об образовании».

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Полномочия органов власти

Закон об образовании перераспределяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению госгарантий на получение образования.

В соответствии с п. 13 ст. 108 Закона об образовании до 01.01.2014 органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение госгарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего начального, основного и среднего образования, а также допобразования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам. Субвенции выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, на учебники и пособия, техсредства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, общего начального, основного и среднего образования в аккредитованных частных общеобразовательных организациях. Обеспечение выделяется в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, расходов на учебники и пособия, техсредства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования до 01.01.2014 осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего, начального, основного, среднего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса органов государственной власти субъектов РФ;

б) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных детских садах в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда, пособия, техсредства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

Особое внимание в Законе об образовании уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов оценки качества образования ст

96 вводится их профессионально-общественная аккредитация.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий