Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада

Мифы о детском психологе

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Он не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения

При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога

Ведение документации

В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.

Примерный перечень:

  1. План работы на неделю.
  2. Годовой перспективный план работы.
  3. Журнал учета проведенной работы.
  4. Журнал групповых занятий.
  5. Журнал индивидуальных занятий.
  6. Журнал консультаций.
  7. Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
  8. Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
  9. Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.

Помощь педагогам

Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:

  1. На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
  2. При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
  3. Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
  4. Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.

4 Личная жизнь специалиста

Некоторые считают, что если нет своих детей, то специалист не сможет понять ребенка. Но следуя той логике, можно сказать, что онколог, никогда не болевший раком, не сможет понять больного, а гинеколог-мужчина уж тем более ничего не смыслит в своем деле.

Личная жизнь и профессия — разные сферы. Обычно психологи не распространяются о своей личной жизни, поскольку отношения психолог-клиент не являются дружескими, на профессиональную сферу личная жизнь не влияет или влияет опосредованно. Если сложности в личной жизни как-то и отражаются на работе, то это вопрос к личной терапии специалиста.

В связи с открытостью личной жизни специалиста, у клиента могут возникнуть чувства, которые могут мешать работе. Например, у женщины был опыт, когда специалист не помог ей решить проблему, между ними развязался конфликт. Она знала, что у этого психолога двое детей. Найдя нового специалиста и узнав, что у него несколько детей, эта женщина может бессознательно воспринимать нового специалиста как предыдущего, относиться к нему с недоверием, агрессией, как если бы на его месте был предыдущий. Именно эти чувства, а не наличие двух детей у специалиста, и будут мешать работе.

Какие методы использует в работе детский психолог?

Современное общество предъявляет высокие требования к качеству диагностических обследований и коррекционных мер по развитию личности ребенка. Обследование детей в ДОУ психолог осуществляет от двух раз за учебный год на всех возрастных этапах. По запросу родителей или воспитателей может быть организована дополнительная диагностика. Такие исследования помогают специалисту отследить индивидуальную динамику развития у каждого малыша.

В диагностике применяются специальные игры и упражнения, в результате которых специалист получает полноценную картину стабильности психологического состояния ребенка, его индивидуальных наклонностей, черт характера, природных дарований. Выявляются и проблемные моменты – нервные/вредные привычки, задержка в развитии и/или речи, поведенческие отклонения, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательной системы.

Сегодня психологических методов, на которые опирается в работе педагог-психолог, достаточно много. Все они проходят в игровой форме с учетом возраста воспитанников (от 3 до 7 лет). Это:

  • подвижные игры;

  • занятия, развивающие моторику;

  • игротерапия;

  • арт-терапия;

  • сказкотерапия.

Детки, которые забывчивы, неловки, необщительны, имеют проблемы с речью, зеркально пишут буквы на занятиях по письму – дополнительно направляются на консультацию к нейропсихологу, если у психолога ДОУ отсутствует данная компетенция.

Кстати, наш образовательный центр предлагает к освоению курс обучения по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ, нейропсихологической диагностики и коррекции в детском возрасте.

Препятствия со стороны консультируемого

Взаимосвязь психолога  с педагогическим составом, зависимость от администрации учреждения

Выражается в том, что запрос на консультацию психолога созрел, но «застрял» на выборе специалиста, потому что есть опасение, что полученная информация каким-либо образом станет известна или отразиться на ребёнке, что педагог-психолог может как-то воспользоваться информацией.

Что можно предпринять: просветительская работа – рассказать об этическом кодексе педагога-психолога и профессиональных тайнах, на родительском собрании осветить вопросы и условия работы педагога психолога дошкольного учреждения и представить другие возможные варианты  и направления (медицинская организация, консультативные центры и занятия и т.д.).

Нехватка времени на консультирование

Выражается в отказе от консультации по причине нехватки времени.

Что можно предпринять: предложить выбрать время и дату, устраивающие вас и консультируемых;предложить онлайн консультацию, по телефону, или электронной почте.

Нежелание изменений, страх, недоверие

Выражается в нежелании идти на консультацию.

Что можно предпринять: зафиксировать отказ подписью, чтобы обезопасить себя в случае возможных негативных последствий; провести мастер-класс или «Психологическую гостиную», где обозначить возможные последствия бездействия взрослых, в том числе юридическую ответственность родителей за воспитание; разместить на стендах соответствующую информацию.

Психологическая защита консультируемых, выраженная в непринятии и (или) отвержении проблемы воспитания или развития ребёнка, закрытость семейной системы, нарушение семейной иерархии и т.д.

Выражается в нежелании идти на консультацию.

Что можно предпринять: то же, что и в предыдущем случае.

Иногда, чтобы разнообразить консультативную работу или охватить больше участников, можно использовать альтернативные варианты консультирования. В эпоху цифровизации к таким способам можно отнести скайп-консультации, веб-консультации, вебинары, а также использование мессенджеров. Особенно удобны такие варианты при удалённой работе или невозможности очного присутствия.

Также есть возможность консультирования через публикации на сайте учреждения или страницах специалиста, личную переписку по электронной почте или в бумажном виде. Консультирование такого плана больше подходит по общим и наиболее часто возникающим вопросам, для профилактической работы и распространению опыта педагога-психолога. А чтобы наиболее адресно проводить такую деятельность, уместно предварительно собрать запрос на наиболее интересующие темы.

Как нестандартные способы можно использоватьрасстановочные техники, проективные карты, упражнения  по типу «Спроси, как?..», карточно-деловые игры, «Вопрос-ответ», рамочные игры. Такие консультации вряд не всегда можно назвать полноценной работой, но они позволяют заинтересоваться психологией как наукой, «оживить» и разнообразить представления о психологах и психологии, раскачать предубеждения и предрассудки, настроить на дальнейшую работу. Применяя их, психологу не стоит использовать такие виды слишком часто, чётко объяснить задачи работы её соучастникам, кем становятся консультируемые.

Результаты консультативной работы можно фиксировать в специальном регистрационном журнале, где кратко указывать рекомендации и план последующей работы (если она предполагается). Например, повторная консультация, направление к специалисту, индивидуальная или подгрупповая работа и т.д.

На заключительном этапе консультации имеет смысл уточнить у консультируемого, удалось ли получить ответы на интересующие вопросы, облегчить его состояние, прояснить ситуацию и т.п.

Оценка эффективности консультативной работы также может фиксироваться в виде отчёта, приложении анализа проведённого опроса или анкетирования.

Препятствия со стороны администрации и организаторов деятельности психолога

Недостаточная заинтересованность в консультативной работе психолога
Выражается в необеспечении комфортного для сторон места и времени, выделенного для данного вида работы («Мы, к сожалению, не сможем предоставить вам отдельное помещение», «Необходимо больше внимания уделить непосредственно работе с детьми»).

Что можно предпринять: разъяснить, что консультируемые могут быть не удовлетворены работой учреждения, могут обратиться к администрации (что в некоторых случаях нежелательно для администрации, так как создаёт не самое лучшее представление о структуре и руководстве, распределении обязанностей, отнимает время), тогда как консультация психолога могла бы предотвратить или сгладить возникающие или нарастающие конфликты и недоразумения, желание написать в родительскую группу, на информационно-образовательный сайт, оставив отрицательный отзыв об учреждении, низком качестве организации работы  и т.д.

Скрытое недоверие  к профессиональности специалиста
Выражается в стремлении заменить консультацию психолога встречей с администрацией («По всем вопросам родители могут обращаться к нам», «Давайте о консультировании будем думать позднее»).

Что можно предпринять: то же, что и при недостаточной заинтересованности  администрации; организовать запрос- анкетирование для педагогов, родителей и предоставить анализ руководству; провести  общее собрание с элементами консультирования; предоставить администрации право выбора и провести наблюдение за эффективностью, а затем указать в отчёте по работе причину.

Желание перебросить на психолога другие обязанности и компетенции

Выражается в отсутствии у психолога времени на консультирование, консультирование не по вопросам психологии (например, по оплате, организации питания).

Что можно предпринять: объяснить, что вы недостаточно компетентны в этих вопросах и разграничить вопросы, непосредственно связанные с вашей деятельностью и «прочие»; предложить более подходящего кандидата; предложить дополнительное материальное вознаграждение за совместительство должностей.

Детский психолог

и психиатриипсихологу, проводящему тестирование

Занятия с психологом

или психотерапевтуК основным проблемам, с которыми обращаются к детскому психологу, относятся:

  • неуверенность в себе, застенчивость;
  • повышенная тревожность, множественные страхи;
  • проблемы на уровне общения (коммуникации) со сверстниками;
  • агрессивное поведение;
  • саморазрушающее поведение (когда дети наносят себя увечья);
  • нарушения концентрации внимания;
  • гиперактивное поведение.

Педагог-психолог

Какими знаниями должен обладать педагог-психолог?Существуют следующие области, в которых должен разбираться педагог-психолог:

  • законы Российской Федерации (или той страны, в которой он работает), касающиеся образования;
  • составление, правильное хранение и выдача при необходимости соответствующей документации (например, справки о психоэмоциональном состоянии ученика);
  • положения общей и педагогической психологии, симптомы нарушений психического здоровья, возрастные особенности детской психики;
  • современные методы диагностики и оказания помощи как в групповом, так и в индивидуальном порядке;
  • особенности работы с детьми, которые обладают теми или иными аномалиями в развитии.

Основные задачи педагога-психолога

Профессиональные обязанности педагога-психологаСуществуют следующие основные должностные обязанности педагога-психолога:

  • проведение мероприятий с целью предотвращения конфликтов как между самими учениками, так и среди учеников и преподавательского состава;
  • обнаружение проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе посещения учебного учреждения;
  • выявление факторов, которые мешают ребенку усваивать учебный материал и развиваться как личность;
  • проведение диагностики с целью выявления учеников, нуждающихся в психологической поддержке и оказание требуемой помощи;
  • информирование преподавателей о состоянии/проблемах/способностях ребенка с целью выбора наиболее эффективных методов работы и обучения;
  • развитие у учащихся навыков, способствующих адаптации в социуме вне стен учебного заведения;
  • помощь ученикам старших классов с выбором профессии в будущем;
  • консультирование преподавателей и родителей по вопросам, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания и обучения детей.

Психолог в детском саду

Различают следующие направления работы психолога в детском саду:

  • Работа с ребенком. Психолог оценивает способности и особенности личности (страхи, наклонности) ребенка, для того чтобы определить наиболее эффективный метод взаимодействия с малышом. Также специалист определяет вероятные проблемы, с которыми ребенок может столкнуться в детском саду и делает все возможное, чтобы предотвратить их появление.
  • Консультирование родителей. На то, насколько быстро ребенок привыкнет к детскому саду и каким будет его дальнейшее пребывание в нем, большое влияние оказывает поведение родителей. Психолог объясняет взрослым, как можно помочь малышу в случае конфликтов, нежелания посещать детский сад. При выявлении отклонений в развитии ребенка, этот специалист предоставляет направление к соответствующим специалистам.
  • Консультирование воспитателей. В задачи психолога входит предоставить взрослому коллективу детского сада необходимую информацию о том, какие методы лучше использовать в работе с тем или иным ребенком.

Должностные функции психолога в детском садуПсихолог в детском саду выполняет следующие функции:

  • Диагностика. Используя опросы, игры, тесты, психолог изучает личность ребенка, для того чтобы, в первую очередь, определить, соответствуют ли навыки малыша его возрасту. При обнаружении отклонений этот специалист составляет специальную программу, а в более серьезных случаях направляет к узким специалистам (логопеду, невропатологу, психиатру).
  • Обучение. Психолог разрабатывает и проводит (или помогает с проведением) мероприятия, способствующие детскому развитию, социальной адаптации, усвоению требуемых навыков.
  • Консультации. В ходе своей работы психолог проводит групповые или индивидуальные консультации как с детьми, так и с взрослыми (родителями и/или воспитателями).

Психолог в школе

Когда необходима помощь школьного психолога?Помощь школьного психолога необходима, если у ребенка выявляются следующие проблемы:

  • застенчивость, пониженная самооценка;
  • отсутствие друзей, хобби;
  • интернет-зависимость;
  • повышенная активность;
  • агрессия по отношению к животным или людям;
  • резкое снижение успеваемости;
  • частые перепады настроения, тревожность.

Коррекция

Дети, которые по каким-либо причинам плохо освоили материалы, необходимые в их возрасте, нуждаются в дополнительной, коррекционной работе. Такая работа всегда проводится по специальным методикам индивидуально с каждым ребенком или же в группе с другими детьми. имеющими схожие проблемы.

Коррекцию также проводят с теми детьми, которые обладают такими отличными от детей своей возрастной группы свойствами, как: агрессивность, тревожность, чрезмерная эмоциональность или низкий уровень эмоций.

Ведь в каждом коллективе имеются дети, которые по каким-то параметрам выделяются из группы остальных. Одни слишком энергичны, другие, наоборот, очень тихие и совершенно не требуют внимания со стороны сверстников или взрослого человека. Кто-то из детей агрессивен, у кого-то подавлены эмоции или слишком яркая эмоциональная наполненность (при этом ребенок не в состоянии самостоятельно овладеть своими эмоциями).

Задача психолога – выявление таких деток и регулярное проведение с ними коррекционной работы. В этом специалисту помогает специальный психологический инструментарий. Работа с такими детьми проводится индивидуально, в кабинете психолога или на групповых мероприятиях – организовываются развлечения для всех детей возрастной группы, подвижные игры на прогулках и так далее.

3 Образование, методы работы, членство в ассоциациях психологов

В этом пункте рассмотрим основные требования к практикующему детскому психологу.

Первое — это высшее психологическое образование или диплом о профессиональной переподготовке.

Крайне желательно, чтобы у специалиста было дополнительное обучение в рамках определенного направления психологии. После получения диплома, специалист выбирает направление, метод, которым он будет пользоваться в своей работе. В рамках этого метода и проходит дополнительное обучение. Существуют разнообразные направления психологии: арт-терапия, психоаналитическая психотерапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия.

Хорошо, если вы заранее узнаете побольше о направлении, методе, в котором работает выбранный специалист.

Нельзя назвать какой-то метод хорошим, а какой-то плохим. Каждый имеет свои особенности, свои плюсы. Многое зависит от вашего запроса, вашего мышления, от того, что вам ближе. Какой-то метод может не сработать с вашим ребенком, но это не значит, что он плохой. Это значит, что нужно попробовать что-то другое, что именно вашему ребенку он не подходит, хотя другому может подойти идеально.

Хорошо, если специалист регулярно повышает квалификацию, посещает семинары и конференции

Это повышает профессиональный уровень специалиста, развивает его мышление, профессиональную интуицию, что очень важно при работе с психикой

Важно, чтобы психолог принадлежал к профессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности и этики, отвечают за уровень образования специалиста

У психолога должен быть супервизор и опыт личной психотерапии.

На супервизиях можно попросить помощи у более опытного коллеги, часто это определенный, закрепленный специалист, обладающий соответствующей компетенцией, с которым можно обсудить сложные моменты работы. Это является профилактикой профессионального выгорания и гарантом повышения качества оказываемых услуг. Естественно, гарантируется конфиденциальность.

Личная психотерапия — немаловажное условие работы для психолога. Это то пространство, где психолог может отработать сложные моменты своей жизненной истории, проработать свои «больные места»

Ведь какая будет работа, если в ответ на агрессию ребенка, психолог разозлится сам и начнет на него кричать. Или слушая рассказ подростка про несчастную любовь, начнет плакать вместе с ним. При работе с клиентами очень легко уйти в собственные воспоминания, чувства клиента могут также оживить и вызвать собственные. Все это сводит эффективность работы к нулю. Кроме того, через личную психотерапию психолог «пробует на себе» метод, которым он работает с людьми. Многих вещей не объяснишь, не выучишь по книжкам. Их можно только понять, прочувствовать в личном опыте.

Препятствия со стороны педагогов

Недоверие к профессионализму психолога, страх, что вы будете действовать против их интересов

Выражается в рекомендациях родителям обратиться к специалисту вне учреждения.

Что можно предпринять: игнорировать (ведь выбор остаётся за родителями, а для них проще воспользоваться возможностью не искать специалиста на стороне, особенно если вашу консультацию не нужно дополнительно оплачивать); написать приглашение на индивидуальную консультацию с указанием даты и времени.Привычка  всё решать самостоятельно; заблуждение,что можно справиться  без психолога

Выражается в попытках самостоятельно решить те вопросов, в которых более компетентен психолог.

Что можно предпринять: просветительская работа – организовать мастер-класс или презентацию для педагогов о сотрудничестве в воспитательно-образовательном процессе; на родительском собрании обсудить с родителями те вопросы, которые они могли бы решить с вашей помощью.

Консультирование

Еще одной важной сферой деятельности детского психолога является консультирование. Психолог в обязательном порядке должен принимает участие во всех родительских собраниях и педагогических советах

Здесь он выступает со своими докладами, объясняет тонкости своей работы и проводит минутки расслабления для коллектива – ведь при работе с детьми очень сложно удержаться от эмоционального выгорания. Кроме того, психолог должен способствовать позитивному отношению педагогов друг к другу и к детям.

Консультирование детского психолога имеет две формы – индивидуальное и групповое. Во время индивидуального консультирования (оно обычно происходит по просьбе родителей или педагогических работников детского сада) психолог слушает проблему воспитателя или родителя, отвечает на вопросы, проводит анкетирование. В особых случаях возможна дополнительная коррекционная работа с ребенком или группой детей.

Как видите, психолог выполняет очень важную функцию в жизни детского сада и его воспитанников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что штатный (или как минимум, регулярно “приходящий”) психолог имеется практически в каждом дошкольном образовательном учреждении России. Благодаря этому современные родители, если у них возникают вопросы в сфере воспитания своего ребенка, в любой момент могут обратиться за помощью к квалифицированному специалисту и сообща найти наиболее оптимальное решение проблемы.

Инструменты детского психолога

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы педагога — психолога

 Законодательно-правовые акты и нормативные документы:

Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Законодательные акты, определяющие работу педагога-психолога в детском саду

МЕЖДУНАРОДНЫЕ 

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Международная классификация болезней (МКБ 10). 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Конституция РФ   законы о правах человека  и правах детей
  2. Закон об образовании. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Типовые функциональные обязанности. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 
  4. Профстандарт педагога. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 18.10.2013 г. N 544н  «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» 
  5. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Инструктивное Письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» 
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69
  • Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709. 
  • Приложение к инструктивному письму Минобразования от 01.03.99 № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

Что может и что не может детский психолог

Прежде чем выбрать психолога для ребенка, важно понимать, кто такой и чем занимается специалист, к которому вы хотите отвести ребенка. Психолог — это не врач, не педагог, не экстрасенс и не волшебник

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок стал удобный или ему выписали какое-то лекарство, то вам нужны другие специалисты.

Чем же занимается детский психолог? Детский психолог занимается изучением внутреннего мира ребенка. Его задача — найти подход, понять ребенка, говорить с ним на одном языке, показать ребенку, какие ресурсы и возможности скрыты в нем самом, помочь их найти и открыть. Лучше понять себя, свои желания, осознать, выразить, прожить свои эмоции и чувства, научиться выражать их конструктивно.

Психолог не обучает, не наставляет ребенка — в жизни и так хватает учителей. Он находится рядом с ребенком, становится свидетелем изучения им своего мира.

К психологу обращаются в случае, если у ребенка есть сложность, которая не имеет никаких материальных и видимых причин. Причины его поведения, страхов и тревог глубже — в его эмоциях, в его восприятии мира.

Вот примерные запросы, с которыми достаточно часто приходят к психологу: сложности в детско-родительских отношениях, проблемы с адаптацией к детскому саду или школе, вспышки агрессии, страхи, неуверенность в себе.

Психолог не ставит диагнозов детям, не выписывает лекарств. На это есть психиатры и медицинские психотерапевты. У психолога нет волшебной таблетки и волшебной палочки, которая вмиг решит все проблемы. Психолог работает с тем, что принесли ребенок и его родители, помогает осознать, принять, прожить, выразить, понять.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

1 Опыт работы или наличие супервизора

Одним из основных критериев, на которые обращают внимание при выборе любого специалиста — это опыт работы. Считается, что чем больше времени специалист «варится» в своем деле, тем более качественные услуги он оказывает

Опыт работы важен и для психолога.

Умение общаться, находить общий язык с родителями, подбирать «ключик» к ребенку действительно нарабатывается и совершенствуется с годами. Опытный специалист владеет бОльшим объемом информации. Он сталкивался, работал, достигал успеха или неуспеха с большим количеством самых разных ситуаций, поэтому с бОльшей долей вероятности разберется и с вашей ситуацией.

Не хочется обесценивать молодых специалистов. Психологи с небольшим опытом работают под методической и супервизорской поддержкой более опытных коллег. Поэтому качество услуг при грамотном, ответственном подходе у молодого специалиста будет не хуже, чем у опытного.

У молодых специалистов есть преимущество. Многим известны старания, энтузиазм молодых специалистов, любящих свое дело. Горящий взгляд, любовь к своей профессии, своему делу, желание расти, совершенствоваться — немаловажные условия качественной работы. Молодые специалисты обычно не боятся привносить в работу что-то новое. Им проще смотреть на каждого ребенка «свежим» взглядом

Это важно, потому что каждая ситуация, каждый ребенок и его история индивидуальны, требуют индивидуального подхода

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий