Виды административных правонарушений и административной ответственности

Виды административной ответственности

Любые юристы сходу смогут назвать вам все виды административной ответственности, а также добавят краткий комментарий к каждому из них. Научиться разбираться в подобных тонкостях гораздо проще, чем вы можете себе представить, поэтому запоминайте, существуют следующие виды административной ответственности:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация;
  • лишение определенной категории прав;
  • исправительные работы;
  • административный арест.

Предупреждение – это наиболее безобидный вид взыскания, основной целью, которого является моральное осуждение человека, нарушившего установленные правила.

Чаще всего предупреждение делается в письменной форме и актуально, если гражданин впервые совершил какое-либо запрещенное деяние. При повторном правонарушении предупреждение уже заменяется на более строгое наказание.

Штраф – это едино разовое денежное взыскание, сумма которого устанавливается в зависимости от административной ответственности человека. Он может равняться:

  • уровню минимальной оплаты труда;
  • стоимости украденной или испорченной вещи;
  • фиксированной материальной суммы.

Взыскание производится принудительно и передается бывшему собственнику вещи, права которого были нарушены.

Конфискация. Принудительное и некомпенсируемое изъятие собственности государством, в его пользу. Причем, данный предмет должен являться предметом правонарушения, например – контрабанда, провозимая через границу.

Лишение определенной категории прав уже более серьезное наказание. Если вы нарушили права, предоставленные вам определенным компетентным органом власти, например, право охотиться, то государство вправе изъять их у вас, в данном случае к этой категории относятся: водительские права, права на охоту, использование радиоэлектронных систем и. т. д.

Исправительные работы могут быть установлены за различные нарушения, целью таких работ является удержание дохода нарушителя в пользу государства. Сумма такого материального «взыскания» составляет не более 20% к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Существует также административный арест, единственное наказание за административное нарушение, предполагающее лишение свободы. Правда, лишение это не слишком длительное, не более чем на 15 суток задержание управомоченными органами власти, которое применяется за наиболее тяжкие виды административных нарушений.

Данный вид взыскания назначается судом, поэтому если вы попадете в подобную ситуацию, вам могут понадобиться адвокаты, имеющие опыт в таких делах.

Характерные черты административной ответственности

Для административной ответственности присущи несколько важных черт, которые позволяют определить ее в ракурсе иных видов юридической ответственности. В качестве основных позиций можно выделить:

  • в основе АП содержится административное правонарушение.
  • привлечение к административной ответственности за нарушения в России является ключевым инструментом борьбы с самой распространенной категорий незаконных действий – административными;
  • в качестве одной из основных целей выступает воспитательное воздействие на нарушителя и предупреждение ему же, а также всем остальным гражданам;
  • предусматривает реализацию принудительных административных инструментов, где наказание выступает лишь в качестве одного из них;
  • регламент предусмотрен как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • обеспечивается за счет большого перечня ведомств и должностных лиц, уполномоченных за выполнение мер ответственности и назначение наказания;
  • АП предусматривает три основания: материальное – перечень норм, подразумевающих привлечение к ответственности, фактическое – сама ситуация с совершенным нарушением, процессуальное – как правоприменительный документ;
  • процедура привлечения реализуется относительно оперативно и без лишних формальностей;
  • назначение наказания не предполагает увольнение с работы и получение судимости;
  • между уполномоченными лицами и нарушителями не учитывается вертикаль служебной подчиненности.

Структура административной ответственности

Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами.

Признаки административного правонарушения

Следующие признаки отличают действие, нарушающее закон, от обычного:

  • Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
  • Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
  • Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
  • Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.

Элементы административной ответственности

Они определяют последовательность действий, после которых обвиняемый может понести законное наказание. Существует несколько основных элементов административного права:

  • Основание, на котором определяется факт нарушения закона;
  • Лица и предметы, задействованные в совершении противоправного деяния;
  • Условия, влияющие на будущее наказание;
  • Определение формы наказания;
  • Процесс отбытия наказания правонарушителем.

Без принятия во внимание всех компонентов административного права нельзя выносить решение о виновности человека. Опираясь на признаки, правоохранительные органы должны выявить факт совершения преступного деяния и назначить наказание в соответствии с законами страны.
Рис

3. Форма вины физического лица

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах

Регулируется уголовным законодательством, в первую очередь, УК РФ и УПК РФ.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица.

Субъекты уголовной ответственности – только физические лица.

За административные правонарушения применяются административные наказания

За преступления – меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнение с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности. Для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации” с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  3. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: “Проспект”, 2010
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2015
  5. Козлов Ю. М. Административное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2012
  6. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: “Приор-издат”, 2013.
  7. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы – М.: Норма, Инфра-М, 2012.

Признаки административных проступков

Любое злодеяние имеет определенные особенности. Его признаки помогают определить не только состав действия, но и необходимость, а также размер ответственности. Среди них можно выделить такие:

Вина. Без нее нет нарушения

Она тоже бывает разной: умышленной или неосторожной.

Противоправность. Действия лица являются такими, которые нарушают установленные обществом нормы поведения.

Наказуемость

Любое противоправное деяние должно предполагать ответственность. То есть если лицо совершило проступок, который имеет состав и признаки правонарушения, то оно должно быть наказано. Естественно, есть определенные случаи, при которых ответственность может не наступить.

Вполне понятно, что необходимо знать виды административных правонарушений, однако без признаков вы не сможете определить, является ли действие противозаконным.

Сроки рассмотрения дела об административной ответственности

В соответствии со КоАП РФ Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении   дело об административном правонарушении рассматривается на протяжении установленного срока, которые может различаться в зависимости от нюансов ситуации:

  • в течение 15 дней с даты, когда уполномоченным ведомством были получены материалы;
  • срок увеличивается до двух месяцев, если разбирательство проводится с привлечением судебных структур;
  • также допускается продление еще на месяц, если в течение стандартного временного периода не удалось установить все важные обстоятельства, поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных проверок;
  • если в качестве меры взыскания выступает арест или выдворение, то решение должно быть принято в течение двух суток с момента задержания нарушителя;
  • в случае с приостановлением предпринимательской деятельности или наложением временного запрета на ее осуществление дело должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента прекращения функционирования предприятия.

В дополнении по отдельным правонарушениям предусмотрены иные сроки: в пять (к примеру, ст.КоАП РФ Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН ) и десять дней (ст.14.15.2 и ст.14.15.3 КоАП РФ).

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают как физические (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), так и юридические лица. В теории права выделяют три вида субъектов административной ответственности.

Общий субъект, т.е. вменяемое лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Специальный субъект предполагает лиц, которые характеризуются набором специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для конкретного состава правонарушения.

К ним относятся:

  • должностные лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои служебные обязанности;
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних;
  • собственники владельцы транспортных средств, совершившие административное правонарушение в области дорожного движения или в области благоустройства территории, выявленные и зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации;
  • собственники или иные владельцы земельных участков и иных объектов недвижимости, совершившие административное правонарушение в области благоустройства территории, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо размещения объектов благоустройства, зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации.

Особые субъекты, т.е. лица, которые обладают полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.

Установленные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законодательством должностные лица, которые выполняют определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер производства по делу об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности, а именно:

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ;
  • члены Совета Федерации, депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления;
  • уполномоченный по правам человека в РФ;
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов РФ.

Судьи.

Прокуроры.

Иностранные граждане, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и таможенных органов.

Несовершеннолетние.

Субъект и субъективная сторона проступка

Теперь следует более подробно разобраться в составе злодеяния. Итак, как уже говорилось, субъект – это и есть то лицо, которое намеренно или случайно совершило действия, приведшие к нежелательным последствиям. Естественно, именно оно и должно отвечать за содеянное. Однако если все манипуляции воспроизводились в состоянии невменяемости, то виновный может избежать наказания. Что касается субъективной стороны проступка, то она тоже имеет свои элементы:

  1. Вина. Без нее нет нарушения.
  2. Цель. Это тот результат, к которому стремится человек или предполагает его.
  3. Мотив. Он является именно той движущей осознаваемой причиной, которая побуждает лицо действовать именно так, а не иначе.

Надо сказать, что бывают также специальные и особые субъекты. К первому типу относятся водители, должностные лица и несовершеннолетние. Второй вид включает военных и других людей, на которых распространяется действие положений дисциплинарного устава. Отдельные виды административных правонарушений требуют строго прописанных наказаний.

Административное правонарушение

Согласно административной нормативной базе, если лицо совершает действие, противоречащее установленной норме, то его деяния расцениваются как административное правонарушение.

Это может быть:

  • нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте;
  • причинение материального ущерба или морального вреда другим людям в средних или незначительных размерах;
  • пренебрежение к запретам или предписаниям государственного строя;
  • частичное или полное игнорирование юридических запретов.

Вред, причиненный такими поступками, может быть направлен на общество в целом или распространяться на отдельных граждан. В данных случаях нарушитель хоть и представляет опасность для общества или окружающих, но она минимальная по сравнению с преступлением.

Все административные нарушения, действия и бездействия, а также меры воздействия перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ.

Меры государственного наказания за данные деяния сравнительно мягкие, это:

  • денежные штрафы;
  • общественные работы;
  • небольшой срок административного ареста.

ДТП

Зачастую к административным правонарушениям относят небольшие или мелкие поступки, которые запрещены на законодательном уровне, но они не влекут за собой последствий, опасных для общества, или последствия могли быть, но не наступили.

Например, уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД отличаются между собой.

Если при ДТП погиб или был травмирован один и более человек, действия нарушителя будут рассматриваться как преступление и квалифицироваться согласно нормам уголовного законодательства.

Если дорожная авария не повлекла за собой серьезных последствий с тяжкими телесными повреждениями или летальным исходом, то виновного будут судить за административное правонарушение, перед законом он будет отвечать по статьям КоАП РФ.

К административным правонарушениям, связанным с ПДД зачастую относят:

  • превышение скорости на дороге;
  • управление ТС без страхового полиса или водительского удостоверения;
  • управление автомобилем без пристегнутого ремня безопасности.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

   К административной ответственности можно привлечь юрлицо, физлицо и должностное лицо, все зависит от состава правонарушения.

   Особых вопросов по юрлицам и должностным не должно возникать, поскольку, если имеется состав, то указанные категории лиц подлежат привлечению к ответственности.

Наиболее интересен вопрос о возрасте привлечении к административке физлиц:

   Самый первый вопрос который может возникнуть — это с какого возраста привлекают к административной ответственности? Для ответа на указанный вопрос обратимся к ст. 2.3. КоАП РФ, в которой указано на то, что физлицо может быть привлечено к административке, если достигло 16 лет.

   В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.

   Составов правонарушений по КоАП РФ для физлиц достаточно много, можно привлечь к административке за нарушение в области охраны собственности, на транспорте, в области дорожного движения, в области воинского учета и др.

Способы наказания

В Российской Федерации существуют различные методы воздействия на правонарушителей. Опираясь на КоАП РФ и другие законы регионов страны, выделяют основные методы наказания:

  1. Предупреждение – самый легкий способ воздействия на правонарушителя. Выносится в письменной форме.
  2. Штраф – денежная сумма, которая зависит от субъекта и тяжести правонарушения. Как правило, штрафы для юридических лиц крупнее, чем для физических.
  3. Лишение специальных прав – временное или постоянное ограничение человека в определенных действиях. Самым распространенным примером является лишение водителя прав на управление автомобилем.
  4. Приостановление деятельности – временное закрытие фирмы или ограничение деятельности индивидуального предпринимателя. Законодательство определяет максимальный срок такого наказания до 90 суток.
  5. Конфискация – принудительное изъятие предмета, которое было причастно к противоправному действию. Например, изъятие краденых вещей у преступника.
  6. Общественные работы – провинившемуся назначаются обязательные работы, которые не оплачиваются. Примером может являться принуждение к уборке улиц или работы по озеленению парков.  
  7. Арест – самая тяжелая форма административного наказания. Подразумевает арест сроком до 15 суток.

Все эти формы наказаний могут заменять друг друга, в зависимости от состава правонарушения и тяжести последствий преступления. Если нарушитель отказывается отбывать наказание, меры воздействия могут ужесточаться. Одна из главных функций охраны административного права – это предупреждение новых преступлений путем определения строгих наказаний за возможные проступки. Административные правонарушения имеют неприятные последствия для нарушителя и он должен быть наказан в обязательном порядке. Опора на законы позволяет определять тяжесть преступления и назначать соответствующее возмездие. Все это помогает сохранять спокойствие и безопасность граждан.Узнайте еще больше интересной информации об административных правонарушениях из предложенного ниже видео.

Субъекты административной ответственности

В действующем российском законодательстве существуют два субъекта административной ответственности: физические лица и юридические лица. Отдельно следует выделить разделение субъектов на три группы.

КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности в отношении лиц, совершивших административное правонарушение по достижении ими 16-летнего возраста.

Исходя из текста статьи 2.3 КоАП РФ, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.

По российскому законодательству не допускается наложение административной ответственности без вины. Вина является одним из важнейших признаков любого административного правонарушения. Специфические особенности признания виновным в совершении административного правонарушения юридического лица изложены в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса.

Одни правонарушения могут совершаться только умышленно, другие предполагают только неосторожную вину

В то же время есть немало правонарушений, которые могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности

Чтобы быть субъектом административной ответственности, физическое лицо должно отвечать критериям вменяемости. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Ряд особенностей имеет административная ответственность юридических лиц. Законодательство об административной ответственности организаций пока не является системой, сложившейся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное место отведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам.

Административная ответственность юридических лиц определяется при помощи классических признаков состава административного правонарушения.

Особенная часть КоАП

Из прежнего  исключены 110 норм, в 230 составах скорректированы санкции в сторону их уменьшения.

Значительная часть составов правонарушений изложена по-новому.

Справочно

В то же время за отдельные правонарушения ответственность ужесточается.

В частности, повышены:

• предельный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, со 100 до 200 БВ ( ст.6.4 КоАП);

• предельный срок лишения специального права с 3 до 5 лет ( ст.6.7 КоАП).

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, наказывается штрафом до 100 БВ, или общественными работами, или административным арестом. При повторности (совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) – штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.

Административная ответственность (комментарии к Особенной части КоАП)

 Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Строительство

 ответственность в сфере строительства: изменения с 1 марта 2021 года.

Трудовые отношения

 ответственность в сфере трудовых отношений: изменения с 1 марта 2021 года.

 изменений в административной ответственности юридического лица как работодателя (нанимателя). Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.

Уплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование

: ответственность за нарушение порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Охрана труда

 ответственность в сфере охраны труда: изменения с 1 марта 2021 года.

 и УК: изменение ответственности за нарушения требований по охране труда в 2021 году.

Антимонопольное регулирование и естественные монополии

 редакция КоАП: что нового для антимонопольного регулирования и естественных монополий. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Интеллектуальная собственность

 в административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности с 1 марта 2021 года. Комментарий к ст.9.21 и 11.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 ответственность за нарушение норм законодательства об интеллектуальной собственности: изменения с 1 марта 2021 года.

ВЭД и валютные операции

 ответственность за нарушение норм валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций: изменения с 1 марта 2021 года.

Пожарная безопасность

 ответственность за нарушения в области пожарной безопасности с 1 марта 2021 года.

Обращение с отходами

 ответственность за нарушения при обращении с отходами с 1 марта 2021 года.

Безопасность движения и эксплуатация транспорта

 правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта: изменения с 1 марта 2021 года.

Закупки товаров (работ, услуг)

 ответственность в сфере закупок товаров (работ, услуг): изменения с 1 марта 2021 года.

Налогообложение

 ответственность за нарушения против порядка налогообложения с 1 марта 2021 года. Комментарий к главе 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Экология

 экологические правонарушения, по которым изменились меры административной ответственности.

Делопроизводство, архивное дело, обращения граждан и ведении книги замечаний и предложений

 в сфере делопроизводства, архивного дела, при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений.

Ценообразование

 рассмотрения административных дел и наложения штрафов за нарушение законодательства о ценообразовании.

Жилищное законодательство и ЖКХ

 ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года.

Срок наложения административного взыскания зависит от субъекта административного правонарушения (физическое лицо, ИП, юридическое лицо).

Характеристика субъектов административной ответственности

Кто такой субъект административной ответственности? Если кратко, то это тот, кого привлекают к ответственности. Субъекты бывают разные:

  1. Специальный субъект. Это граждане, имеющие определенные признаки, прямо предусмотренные в норме КоАП РФ, предусматривающей ответственность. Например, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть совершено только родителем или опекуном. 
  2. Особый субъект. Им является лицо, обладающее частичным иммунитетом от административной юрисдикции. Например, судьи, иностранцы с дипломатическим иммунитетом, несовершеннолетние. Их привлечь к ответственности можно, но сложнее, чем обычного человека. Предусмотрен особый порядок привлечения. Например, чтобы привлечь к ответственности судью районного суда, нужно согласие судебной коллегией из трех судей верховного суда республики, в которой работает судья. Также понадобится представление от Генерального прокурора РФ. 

Ответственность может применяться к юридическим лицам любой организационно-правовой формы.

***

Таким образом, административная ответственность выражается в назначении административного наказания за совершения административного правонарушения. Сегодня существует 10 разновидностей административных наказаний. За одно нарушение может быть назначено два наказания (основное и дополнительное). При этом два основных наказания назначить не могут. 

Еще больше материалов по теме в рубрике: “Административные правонарушения и ответственность”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий