Виды и понятие правовой системы. Структура правовой системы

Правовая семья: понятие, сущность, содержание

В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями?

На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям, либо группам.

Правовые семьи – это группы национальных правовых систем, обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает форма права.

Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе, а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического развития того либо другого государства. 

Правовая система – это вся «юридическая действительность» этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы, тесно связанные друг с другом. Это собственно право в качестве системы общеобязательных норм, регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках; правовая идеология; активная сторона правового сознания; правоприменительная практика.

По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене.

Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации: 

  • романо-германской, 
  • англо-саксонской, 
  • религиозная (арабская),
  • обычная правовая семья.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, – эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями – это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право – тоже система и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это – базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, “центра притяжения”. Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях. Тем не менее это не тождественные понятия.

Конечно, в историко-политическом, общесоциологическом и общекультурном плане право и правовую систему нередко отождествляют, когда, например, рассматривают сравнительные типы права, национальные правовые системы различных стран (аналогично тому как в обыденной жизни не всегда проводят различие между обществом и государством, не вдаваясь в научное содержание этих терминов).

Конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всей совокупности юридических средств, находящихся в распоряжении государства, а не за счет отдельных из них, например правовых норм, санкций, субъективных прав и обязанностей, правоотношений и т.д

Поэтому важно, чтобы все звенья правовой системы работали четко и безотказно, активно выполняли свои функции

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждом субъекте Федерации – своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках – ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.

В Конституции РФ записано: “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы” (ч. 4 ст. 15). Это и понятно – право любого государства тысячами нитей связано с международным правом как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Элементы правовой системы

Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:

  1. Национальная система права. Она может быть разной в каждом государстве, но её структура неизменна. Любая национальная система права складывается из отраслей, подотраслей, институтов (отраслевых, межотраслевых) и юридических норм. В данном случае система права – это те рамки, согласно которым происходят внутренние процессы государства.
  2. Правореализацией можно назвать процесс использования юридических норм в реальной жизни. Благодаря ей нормы права не только существуют на страницах нормативно-правовых актов, но ещё и влияют на общественные отношения. Основными формами реализации можно назвать исполнение, соблюдение и использование.
  3. Правовая культура – это совокупность соответствующих идей, ценностей и убеждений, которые приняты в среде какой-либо общности, нации. Правовая культура показывает осмысление права, реакцию сознания. Этот элемент системы выражается в процессе использования индивидом своих личных прав.

Стоит помнить, что все представленные элементы также являются структурированными. Что касается правовой системы в целом, то это не конечный элемент. Существуют ещё более сложные механизмы. Это социально-правовые структуры, которые как раз состоят из правовых систем нескольких государств. Данные структуры получили название правовые семьи.

Понятие

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве.

Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Первоисточники и источники права в Российской Федерации

  • Конституция;
  • федеральное законодательство;
  • конституционные законы;
  • законы федерального уровня;
  • указы и распоряжения Президента;
  • локальные акты;
  • международные акты.

Российская система права разделяет правовые акты в соответствии с четкой иерархией, которая проводится в соответствии с юридической силой нормативных документов. Существует вертикальная и горизонтальная схемы направлений:

  1. Для вертикальной иерархии характерно распределение норм в порядке от Конституции России до подведомственных актов. В такой классификации законы подразделяются на федеральные (распространяется на все области РФ и республики в составе страны) и региональные (действуют в конкретных субъектах РФ).
  2. Горизонтальное направление. Все акты равны по юридической силе, однако у них разная приоритетность в зависимости от определенных обстоятельств. Акты субъектов равны по юридической силе, но применимы лишь в пределах того или иного региона. Другой пример: при наличии двух актов с одинаковой силой один из них преобладает в конкретной сфере или по определенному вопросу, или при судебных спорах, если есть противоречия в правовых нормах закона — отраслевых или общих.

Конституция РФ

Акт обладает высшей юридической силой и находится на вершине иерархии правовой системы Российской Федерации. Ее действие распространяется на территории всей страны. Суды, принимая решение, обязаны опираться в первую очередь на Конституцию.

Федеральные законы

Федеральные законы призваны регулировать узкие группы правовых общественных отношений. Закон содержит отношения, регулируемые нормами, также в них указывается цель принятия и прописаны субъекты, на которые распространяется закон.

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ являются источниками права, принятыми законодательными органами власти субъектов РФ относительно вопросов общего или исключительного ведения. Их перечень закрепляется в Конституции. Законы субъектов принимают такие акты в случае, если тот или иной вопрос недостаточно урегулирован на федеральном уровне. Иными словами, субъекты в процессе принятия закона создают свою практику.

Подзаконный акт

Подзаконный акт является нормативным актом, принятым при исполнительно-распорядительной деятельности местных органов управления.

Международные акты

Международные договоры занимают особое место среди всех источников и классифицируются, исходя от уровня их заключения:

  • межгосударственные — договоры, заключенные именем РФ;
  • межправительственные — заключенные Правительством;
  • межведомственные — заключены именем федеральных органов исполнительных органов.

Семья обычного права

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

  1. неписаный, другими словами, некодифицированный характер права;
  2. мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев;
  3. обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом;
  4. осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим;
  5. архаичность многих обычаев
  6. месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»). 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Правовая культура

Второй блок в правовой системе имеет культурно-исторический характер. Правовой культурой называют совокупность идей, убеждений и ценностей, принимаемых обществом на протяжении всего своего существования. Рассматриваемое явление сильно зависит от поведенческих стереотипов, правовых традиций и менталитета общества. Немалое влияние на культуру может оказывать религия.

В крупных странах не существует единой правовой культуры. Яркий тому пример – Российская Федерация. В нашей стране проживает громадное количество этносов, общин, наций и народов. Каждое общество внутри страны формирует широкую культурную систему – многонациональную и мультирелигиозную. Это, в свою очередь, сильно сказывается на государственном праве. Оно становится более обособленным и независимым от разного рода идей и традиций. Законодателям не приходится угождать каким-то отдельным группам: формируется наиболее оптимальная система норм и ценностей, которой должны руководствоваться все жители страны.

Юристы выделяют четыре типа культуры. Это идеи, нормы, поступки и учреждения. Данное разделение, как можно заметить, сильно напоминает классификацию правовой системы. Во многом это связано с общностью принципов и взаимосвязью всех правовых категорий.

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Система законодательства

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах-документах. Однако совпадение между системами права и законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Структура системы законодательства

Система законодательства формируется в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную и комплексную системы законодательства.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт,  а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни. 

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства. 

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

Отрасль как особый элемент

Отрасль представляет собой обособленную совокупность правовых норм, регулирующую однородные общественные отношения.

Для их классификации используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования называют общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм. Каждая отрасль обладает своим предметом.

Признаки и свойства предмета:

  1. Устойчивые и повторяемые отношения.
  2. Преследуют интересы общества и государства, наличие интереса со стороны законодателя в их упорядочивании.
  3. Нуждаются в регламентации со стороны законодателя.
  4. Его можно контролировать со стороны судебных и административных органов.

Метод правового регулирования – это определенный предметом способ воздействия права на отношения в обществе.

В зависимости от порядка установления прав и обязанностей, средств обеспечения, санкций и степени свободы субъектов выделяют основные методы: императивный и диспозитивный.

Императивный основан на подчинении одной сторон и предполагает субординацию участников. Одной из сторон выступает гражданин, другой – государство в лице органов власти. Такой метод применяют в уголовном и административном праве. Сами субъекты не могут выбирать вариант поведения, они лишь исполняют предписания.

Диспозитивный позволяет участникам самим выбирать вариант поведения или регулировать взаимоотношения путем заключения договора. Пример – семейное и гражданское право.

Подотрасль характеризуется как совокупность норм, регламентирующая определенный вид отношений. Например, в качестве отрасли выступает финансовое право, в роли подотрасли – налоговое и бюджетное.

Институт представляет отдельную небольшую группу предписаний, регулирующую узкую группу отношений. Пример – институт налоговой ответственности.

Основой функционирования является конституционное право. Его нормы обладают высшей юридической силой и значением, влияют на формирование и развитие всей правовой системы.

Также выделяют профилирующие отрасли, к которым относятся уголовное, гражданское и административное.

Отрасли разделяют еще на материальные и процессуальные. Материальные устанавливают права и обязанности, а процессуальные прописывают порядок их реализации и процессуальные особенности применения. Например, материальным является гражданское право, а процессуальным – гражданское процессуальное.

Помимо вышеназванных, право разделяют на частное и публичное.

Частное включает правила, охраняющие отношения с участием частных лиц.

Публичное затрагивает деятельность и действия органов власти и интересы общества в целом.

Другие нормативные правовые акты

Локальный правовой акт — тоже источник права. К ним относятся договоры с их общеобязательным характером исполнения для каждой стороны.

Также разделяют «нетипичные» источники права. К ним относятся:

  • судебные прецеденты;
  • правовые обычаи.

Судебный прецедент

Судебный прецедент — это конкретное решение суда по определенному делу. В современной России он применяется как источник права только в тех случаях, если рассматриваются судебные акты, влияющие на содержание норм уже принятых законов. Правовые прецеденты получили широкое распространение в англо-саксонской системе.

Правовой обычай

Правовым обычаем признается правило поведения, сложившееся в правовой практике и получившее широкое распространение. Оно не установлено прямо в законе РФ, но его применение может быть регламентировано международными договорами или актами внутригосударственного характера. Является самым древним источником права.

Элементы, входящие в состав правовой системы

Система российского права отражает культуру правосознания граждан, общества и всего государства. Благодаря ей социальные сведения размещаются по нормам, отраслям и различным институтам. С помощью выстроенной структуры законодатель выбирает соответствующую норму права.

Виды связи между нормой, отраслью и институтом:

  • причинно-следственная, т.е. посредством одной нормы предусмотрена другая;
  • функциональная — субъективные права и обязанности подразумевают взаимосвязь между нормами и институтами;
  • внешняя — когда норма выступает как часть одного института;
  • внутренняя — обслуживает вертикальную и горизонтальную правовые структуры.

Правовая система обеспечивает стабильное правовое регулирование, которое осуществляется при реформах и выступает механизмом преемственности правового развития для следующего исторического этапа.

Самая большая составляющая часть системы отечественного права — совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений в обществе. Эта отрасль имеет ключевое значение.

  • отраслевой и межотраслевой;
  • регулятивный и охранительный;
  • простой и комплексный.

В. Н. Синюков, российский ученый-правовед, отмечает, что присущая российской системе комбинация методов и предметов правового регулирования формирует разнообразные законодательные структуры без каких-либо ограничений, а это характерно для немецкой и французской систем.

По этой причине, как считает Синюков, отрасли лишь условно делятся по императивному и диспозитивному методам; в то время как римское, т.е. классическое, деление на частное и публичное на практике не реализовалось в полной мере.

Российская правовая система выделяет следующие отрасли права:

  • конституционное;
  • уголовное;
  • гражданское;
  • уголовно-процессуальное;
  • гражданско-процессуальное;
  • аграрное;
  • земельное;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • семейное;
  • финансовое;
  • информационное;
  • авторское право и др. виды.

Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская система права именуется также англо-американской. Данной школы придерживаются Соединенные Штаты Америки (за исключением Луизианы), а также Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Австралия и несколько азиатских государств. Своим происхождением англосаксонская система обязана старому английскому праву.

На территории средневековой Великобритании особую роль играли прецеденты – постановления судов. Казуистичность являлась основным принципом правовой системы Англии. Это означало, что решения судов не преобразовывались в нормы законов, а сохранялись в форме казусов – разнородных правил. Если какой-либо человек судился, то о возможном применении санкций знали лишь единицы: все казусы находились в руках судебной власти.

Таким образом, основной особенностью правовой системы англосаксонского типа является прецедентность и казуистичность. Если романо-германская школа основана на принципе систематичности – планомерном формировании законов на базе нравственных установок, то в английской семье особого порядка никогда не существовало. Более того, здесь важную роль играет судебная ветвь власти, в то время как в романской семье основными законодателями являются представительные и исполнительные органы.

Структура правовой системы

Система права и ее содержание обеспечивается юридическими нормами. Согласованность системы возможна лишь при грамотном соотношении всех правовых элементов. Ядром здесь является само право – некий каркас, базовая и несущая конструкция всей системы.

Характер права зависит от способа соотношения норм. Во многом, именно от этого зависит и построение правовых семей – национальных юридических массивов. Все правовые семьи выделены на базе общности некоторых признаков и черт. Так, единством в системе обладают следующие элементы:

  • юридические источники;
  • структура права;
  • исторический путь правового развития;
  • способы понимания нормы права.

Все представленные элементы постоянно взаимодействуют между собой. Формируется особая структура правовой системы, на основе которой ученые делают свои выводы о характере и роли юридических семей.

Итак, понятие правовой системы связано со способом построения диалога между народом и властью. Причем сам диалог может проявляться во множестве различных типов и форм. За всю историю человечества было предпринято много попыток выстроить эффективное управление людьми: насильственные методы проваливались, представительные способы успешно модернизировались. По итогу сформировалось несколько правовых семей, для каждой из которых характерны некоторые принципы и особенности. Далее будет подробно рассказано о появлении современных юридических семей и систем права.

Систематизация законодательства

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации.

Целями систематизации являются:

  • создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами;
  • устранение устаревших и неэффективных норм права;
  • разрешение юридических коллизий;
  • ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Виды систематизации законодательства

Юридической науке известны три основных вида систематизации законодательства: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация

Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).

Кодификация

Кодификация – это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутреннюю согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Реализация права

Правореализация является третьим компонентом системы права. Юридические нормы законодательно встраиваются в поведение людей. Это, в свою очередь, сказывается на функционировании всей государственной системы. Специалисты в области права выделяют три формы реализации права:

  • Пользование. Речь идет об активной реализации своих прав субъектами – организациями, простыми гражданами и государственными органами. В нормативных актах закрепляются права субъектов.
  • Исполнение. Представляет собой воплощение в жизнь императивных норм. Например, судебная инстанция вынесла в отношении субъекта решение о необходимости реализовывать определенную обязанность. Удовлетворение решения суда как раз будет называться исполнением.
  • Соблюдение. Здесь также идет речь об императивных нормах, но уже пассивного характера. Например, гражданин с детства усвоил ряд правил. Он знает, что их нарушение повлечет за собой установление санкций. Именно поэтому субъект реализует свою пассивную обязанность – не нарушать нормы закона.

Правореализация возможна за счет применения – особой юридической формы. Применение имеет своей целью воплощение правовых норм в жизнь. Распространяется представленная категория на неопределенный круг субъектов.

Основные элементы

(ПС), действующая в рамках конкретного общества, являясь объективной, отражает характер и потребности существующих в нем общественно-правовых отношений. Про соотношние системы права и системы законодательства читайте здесь.

Так, структурные элементы (ПС) существуют с целью регламентации отдельной категории отношений в обществе, например, имущественных, земельных, политических, социальных. Первичным или структурным базовым элементом выступает правовая норма, она находит свое содержание и в других элементах системы права, обеспечивая тем самым тесное их взаимодействие.

Институт права – следующий по значению элемент, являющийся промежуточным между нормой и отраслью права. Их принято классифицировать по ряду критериев, среди которых основными выступают:

  • Сфера распространения, подразделяющая правовые институты (ПИ) на отраслевого и межотраслевого права;
  • Правовой критерий, подразделяющий институты права на материальные и процессуальные;
  • Характер функционального назначения, подразделяющий (ПИ) на регулятивные и охранительные.

На видео-понятие и структурные элементы системы права:

В качестве примеров (ПИ) можно привести гражданства, купли – продажи, частной собственности, сроки давности, лишения свободы. Про элементы и характеристику норм права узнайте по этой ссылке.

Правовая отрасль – это некое обобщающее понятие, включающее в себя комплекс норм и (ПИ) различной направленности. Также принято выделять правовые подотрасли.

Они включают в себя в определенном понимании родственные (ПИ), функционирующие в рамках одной общественной сферы. Они выполняют промежуточную роль между (ПИ) и отраслями права. Для наглядности можно привести следующий пример: право налоговое является подотраслью права финансового.

Отрасли права условно можно подразделить на две категории:

  • Материальные, регулирование которых распространяется на сферу общественных отношений;
  • Процессуальные, регламентирующие особенности порядка правового регулирования, процедуры и происходящие процессы.

Также целесообразно рассмотреть такое понятие, как комплексная отрасль права, выполняющая промежуточную роль при взаимодействии различных правовых отраслей. К таковым можно отнести право муниципальное или предпринимательское.

Понятие системы права

Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития.

Системно-структурный подход обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий