Самозащита работниками трудовых прав: формы, способы

Право работника на самозащиту

В ч. 1 ст. 379 ТК РФ предусмотрено право работника на самозащиту в трудоправовой сфере, которое для анализа приведем полностью: в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В ТК РФ отсутствует формулировка самозащиты трудовых прав. Не содержится определения понятия и в идентичном институте самозащиты в ГК РФ, где в ст. 12 законодатель, упоминая самозащиту, не выделяет ее как основной способ защиты гражданских прав, а указывает ее в открытом перечне среди 12 других способов защиты. А в ст. 14 ГК РФ констатируется, что допускается самозащита гражданских прав.

По своей правовой принадлежности этот институт права имеет межотраслевой, частноправовой характер. Но для того, чтобы применять его в трудовом праве, необходимо проанализировать его сущностные характеристики.

По мнению Н.В. Витрука, самозащита как способ защиты прав и свобод допускается в публичном и частном праве (ст. 14 ГК РФ, ст. 379 ТК РФ, ст. 16 УПК РФ) . Следует в отношении примера из УПК РФ отметить дискуссионность этого вопроса, не позволяющего однозначно согласиться с высказанным мнением. Законодатель в ч. 1 ст. 16 УПК связывает это с осуществлением личной защиты прав и интересов как формой участия в уголовном процессе, а не со способом защиты (самозащиты) при нарушении права подозреваемого или обвиняемого. Формально УПК РФ, КоАП РФ не предоставляют возможности самозащиты, так как один устанавливает правила уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ), а другой административного. Защищающий свои права и свободы не может защищать их в уголовном или административном процессе всеми способами, не запрещенными законом.

В публичных отношениях стороны должны руководствоваться предписанными правилами поведения и не могут самостоятельно выбирать способы защиты, а только те, которые установлены в нормативно-правовом акте. Государственно-властные полномочия, формально предопределенные государственному органу, корреспондируют с соответствующими формально определенными правами и обязанностями правонарушителя в связи с совершением преступления в уголовном процессе, административного правонарушения в административном процессе, не оставляя свободы для самозащиты.

С.Н. Братусь рассматривает самозащиту как оперативное воздействие, которое применяется к нарушителю гражданских прав непосредственно самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, не прибегая к помощи государственных юрисдикционных органов . Представляется, что рамки самозащиты не должны быть сведены только в отношении неучастия государственных юрисдикционных органов. Например, защиту гражданских прав через третейский суд, трудовых прав через КТС нельзя признать самозащитой, но они и не являются государственными юрисдикционными органами. Не будет являться самозащитой, если факт нарушения прав рассматривается вышестоящим должностным лицом в порядке подчиненности.

В.П. Грибанов к мерам самозащиты относит только фактические действия, направленные на охрану личных или имущественных прав и интересов управомоченных лиц, в том числе действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости . Представляется, что не только действием, но и бездействием можно осуществить самозащиту. Например, отказ работника выйти из отпуска в связи с изданным приказом работодателя об отзыве из отпуска. Подобные действия или бездействие субъекта, защищающего свои права в пределах ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, будут носить юридический характер, вызывая возникновение правоотношения, поскольку они облечены в правовую форму, установленную законом.

В литературе высказывалось мнение, что к мерам самозащиты относятся односторонние действия как фактического, так и юридического характера, в том числе при помощи государственных органов, не рассматривающих спор между сторонами по существу . По нашему мнению, участие иного лица нельзя признать самозащитой и, соответственно, распространить на его действия правила самозащиты.

Формы и методы самозащиты трудовых прав

Каждому современному сотруднику необходимо знать об основных методах, применение которых поможет ему обеспечить самозащиту собственных трудовых прав. Однако для начала необходимо разобраться со значением понятия «самозащита».

Оно характеризуется следующими важными признаками:

  • сотрудник всегда использует свое право на самозащиту в индивидуальном порядке. При этом он не обращается в современные уполномоченные органы, которые способны предоставить правовую поддержку, требующуюся в конкретной ситуации;
  • для удобства сотрудников действующими нормами было установлено несколько основных методов и способов для осуществления самозащиты. К наиболее распространенным из них, например, можно отнести проведение забастовок, некоторые протестные мероприятия и т.д.;
  • очень часто для обеспечения самозащиты применяется такой метод, как бездействие. Он представляет собой пассивность служащего, который просто не выполняет определенные действия. Как показывает современная практика, нередко именно бездействие способно обеспечить максимальную защиту правам современного служащего;
  • и, наконец, самозащита является тем методом, который применяется исключительно сотрудниками. К примеру, работодателем данный метод не может быть применен ни при каких обстоятельствах.

Как уже было сказано выше, в течение длительного времени основной и наиболее эффективной мерой самозащиты остается бездействие. В зависимости от различных ситуаций, которые могут встретиться в современных профессиональных отношениях, оно может быть выражено в следующих формах:

  1. Отказ сотрудника от получения его трудовой книжки по причине внесения туда работодателем неверной записи. Как известно, к процедуре заполнения данного документа абсолютно любой руководитель должен относиться с максимальной ответственностью. Следовательно, допущение нарушения в данном деле будет являться законным основанием для бездействия служащего.
  2. Отказ от выполнения профессиональных обязательств и выхода на рабочее место сотрудником, который ранее подал заявление об увольнении по собственному желанию при условии, что с этого момента прошло уже более 14 дней. В соответствии с существующими правилами именно за двухнедельный период работодатель обязан полностью завершить процедуру увольнения подчиненного.
  3. Отказ от выполнения различных поручений руководителя компании либо иных уполномоченных лиц при условии, что выполнение такого поручения несет в себе угрозу для здоровья или даже жизни сотрудника.
  4. Отказ сотрудника от исполнения его профессиональных обязательств в том случае, если сама процедура предполагает обязательное использование индивидуальных средств защиты, однако работодатель отказывается их предоставлять. Как известно, обеспечение подчиненных различными средствами защиты всегда является прямой обязанностью именно руководителя организации. Нарушение данного правила даст служащим полноценную возможность для обеспечения самозащиты.

Помимо бездействия, современные работники могут использовать и иные средства самозащиты. Однако современная практика показывает, что все они будут являться менее эффективными.

В любом случае, конкретный способ самозащиты всегда должен быть выбран сотрудником самостоятельно. При этом необходимо ориентироваться на конкретную ситуацию. Более того, желательно разобраться в сути возникших проблем, чтобы избрать для себя действительно максимально эффективный вариант самозащиты.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – это деятельность специально уполномоченных органов по защите трудовых прав работников.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в Российской Федерации осуществляют следующие органы:

  • органы федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) – государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде во всех организациях на территории РФ;
  • федеральные надзоры (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор) – государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;
  • федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления – контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им организациях. Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде на территории РФ. Ее правовой статус определен ст. 354-365 ТК РФ.

К основным полномочиям органов федеральной инспекции труда относятся:

  • осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • проверка соблюдения требований по реализации прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей и др.;

Трудовые инспекции проводят плановые (текущие) и внеплановые проверки соблюдения законодательства о труде. В соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации. . При установлении нарушений законодательства о труде инспектор вправе предъявить обязательные для исполнения организацией предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности. Он может также приостанавливать работу организации, ее структурных подразделений в тех случаях, когда их деятельность создает угрозу жизни и здоровью работников, до устранения организацией правонарушения. При обнаружении грубых нарушений законодательства о труде инспектор привлекает организации (их должностных лиц) к административной ответственности. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы их вышестоящему руководителю или в суд.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Реализация работниками права на самозащиту во многом обеспечивается контрольно-надзорными органами. В. Н. Скобелкин рассматривает контроль за строгим соблюдением законодательства о труде в качестве одной из гарантий осуществления трудовых прав122. Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятий «контроль» и «надзор». Во многих статьях ТК РФ говорится об осуществлении государственного контроля и надзора. В юридической литературе при рассмотрении вопроса о государственном контроле и надзоре, как правило, особого разграничения данных терминов не проводится. Действительно, трудно определить, какие мероприятия государственных органов являются контролем, а какие надзором, поскольку в действующем законодательстве эти термины употребляются в неразрывном единстве. В ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»123 закреплено понятие «государственный контроль (надзор)», которое определяется как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данном законе понятия «контроль» и «надзор» используются как синонимы. Вместе с тем разграничение указанных понятий позволит определить характер проводимых проверок, а также объем полномочий субъектов, осуществляющих контроль или надзор.

Во многом трудность дифференциации данных понятий заключается, во-первых, как уже было отмечено, в отсутствии юридического определения контроля и надзора. Во-вторых, указанные понятия являются категориями многих наук и учебных дисциплин, например, социологии, административного права, конфликтологии, менеджмента, где понятия «контроль» и «надзор» каждым автором определяются по-разному.

Например, в обыденной терминологии контроль, по мнению Р. М. Фалмера: 1) говорит, как должно идти дело; 2) смотрит, как оно идет в действительности; 3) выправляет то, что отклонилось в сторону124.

В. М. Горшенев, И. Б. Шахов считают, что определение контрольно-надзорной деятельности как составной части правоохранительной деятельности не отражает того факта, что сущность и назначение контроля выходят за рамки юрисдикционной деятельности, так как он не всегда связан с правонарушениями, а главное его назначение состоит в обеспечении согласованности запланированного и реально осуществляемого125. Они рассматривают контроль как функцию различных институтов системы управления общественными процессами12 .

По мнению В. М. Горшенева и И. Б. Шахова, сущность контроля состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. При этом основной целью данной функции является блокирование отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы, а при обнаружении аномалий — приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов 7.

Д. М. Овсянко под контролем понимает систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Надзор, по его мнению, заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушении законности .

О. В. Филимонов делает вывод, что надзор — это более узкое понятие, чем социальный контроль. Он считает, что надзор можно определить как контроль, осуществляемый государственными органами в отдельных сферах управления, связанный с возможностью использования особых властных полномочий129.

Подводя итог, можно выделить следующие отличительные признаки контроля и надзора. Контроль — это деятельность по осуществлению функции управления, которая заключается в проведении проверки, наблюдения и т. п. Действительно, для эффективной и правильной реализации функции управления необходим постоянный контроль контролирующей подсистемы за деятельностью контролируемой подсистемы. Надзор представляет собой деятельность, которая по своей сущности не является управлением. Следует отметить, что при осуществлении надзора имеют место проверки, наблюдения, но они проводятся не для обеспечения функции управления. Кроме того, между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, отношения строятся на основе подчиненности и подведомственности.

Способы защиты

Существует несколько способов защиты нарушенных прав трудящегося.

Самозащита

Самостоятельная защита прав – это действия человека, направленные на защиту и охрану своих прав. Она осуществляется при обращении в органы, которые занимаются надзором и контролем трудовой сферы. Способом самозащиты является Трудовой кодекс. Методы самозащиты:

  • трудящийся может не выполнять рабочий процесс, который не предусмотрен в трудовом договоре;
  • сотрудник может отказаться от выполнения работы, которая представляет для него опасность;
  • рабочий может остановить выполнения своих функций, если денежные средства не выплачены в срок.

Самозащита не оформляется официально и не преследует за собой привлечения от государственных органов. Реализуя свое право на самозащиту, трудящегося нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности. Помимо такой защиты, можно прибегать и к другим способам.

Судебная

Для восстановления своих нарушенных прав, трудящийся может прибегнуть к обращению в судебные органы. Данный способ защиты считается наиболее эффективным. Решение судьи должно соблюдаться неукоснительно. Срок обращение в суд – в течение трех месяцев после нарушения права, а после увольнения – один месяц. Кроме суда, трудящийся может обратиться и в другие органы, например, в комиссию по решению трудовых споров.

Решение суда в пользу трудящегося происходит очень часто, поэтому не стоит думать о том, что суд будет на стороне руководства компании.

Профсоюзы

Объединения рабочих, именуемые профсоюзами, помогают трудящемуся в соблюдении его интересов и прав. Независимо от того, является работник, членом профсоюза или нет, при защите коллективных прав, профсоюз оказывает свою помощь. Профессиональные союзы имеют свои права и возможности:

  • они могут предлагать принятие нормативно-правовых актов и законов, которые относятся к социальной сфере трудового законодательства;
  • они могут высказывать свое мнение по поводу проектов данных актов;
  • они имеют право принимать участие в решение вопросов, касающихся оплаты труда;
  • могут находиться на рабочих местах своих членов;
  • могут принимать участие в разработке программ занятости;
  • имеют право контролировать сферу занятости;
  • могут давать оценку действиям руководства при увольнении;
  • могут контролировать соблюдение законов.

Профсоюзы для осуществления защиты прав своих членов, могут обращаться в государственные органы, которые наблюдают за сферой труда. Они могут требовать от руководства соблюдения прав своих сотрудников, а также устранения нарушений. В течение семи дней после получения требования от профсоюза, начальство должно отчитаться перед ним об устранении не соблюдений.

Отличие от забастовки

Самозащита в рамках трудовых отношений направлена на отстаивание индивидуальных интересов: права на получение зарплаты своевременно и в полном объеме, занимать должность и выполнять функции в соответствии с контрактом и своими навыками, охрану здоровья и жизни в ходе производственной деятельности и так далее. Забастовка направлена на отстаивание коллективного интереса. Она также выражается в частичном или полном отказе от продолжения производственной деятельности, но всем коллективом.

Реализация права на самозащиту осуществляется трудящимся самостоятельно. вне зависимости от остальных их коллег. Что касается забастовки, то решение о ее проведении принимается только коллективно на собрании сотрудников. Вместе с использованием самозащиты работник вправе обращаться в органы по рассмотрению трудовых индивидуальных споров или в Инспекцию. Забастовка проводится в процессе разрешения коллективного спора. В этом случае обратиться в суд и потребовать осуществления надзора за правомерностью действий нанимателя невозможно. При забастовке должны применяться примирительные процедуры.

Виды самозащиты

  1. Отказ от выполнения трудовой деятельности, не предусмотренной трудовым контрактом. Сотрудник может не выходить на работу, не исполнять трудовых обязанностей, известив об этом работодателя в письменной форме. Во время самозащиты за работником сохраняется средний заработок.
  2. Работник вправе отказаться от трудовой деятельности, которая грозит его жизни, здоровью. В этом случае работодатель должен предоставить гражданину иную работу. Если предоставление другой работы не является возможным по причинам объективного характера, период простоя оплачивается работнику. Если работник отказался работать, так как исполнение обязанностей угрожают его жизни, здоровью из-за несоблюдения норм и требований охраны труда со стороны работодателя, а также от работ с неблагоприятными условиями труда, которые не были предусмотрены ранее, его не могут привлечь к ответственности дисциплинарного характера. За весь период отказа работника, у него остается право на оплату вынужденного простоя.

Работодатель или лица, его представляющие, не могут создавать помехи работнику в осуществлении самозащиты. Преследование сотрудника за то, что воспользовался своим законным правом, запрещается. Работник должен предупредить работодателя о том, что он воспользуется правом посредством письменного оповещения.

Получив письменное сообщение, работодатель и его представители имеют право оспорить действия работника в суде, а также написать в Государственную инспекцию труда. Если один из этих органов примет решение о незаконности права работника на самозащиту, то он будет обязан выйти на работу. В противном случае, его привлекут к дисциплинарной ответственности.

Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь

Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.

Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.

Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.

Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.

Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.

За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.

В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.

Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.

Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.

Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ — самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Форма самозащиты трудовых прав (СТП) работников определена в ст. 379 ТК РФ. Предусмотрена лишь 1 форма — отказ работника от выполнения трудовых обязанностей.

В целях СТП работник, известив в письменной форме работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, или работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель и представители работодателя в соответствии со ст. 380 ТК РФ не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими СТП. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов СТП запрещается.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

Смотреть что такое “САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ” в других словарях:

Самозащита работниками своих трудовых прав — один из предусмотренных нормами трудового законодательства РФ способов защиты прав работников. В рамках института самозащиты своих трудовых прав работник, известив работодателя или руководителя организации работодателя, непосредственного… … Большой юридический словарь

Защита трудовых прав работников — гарантируемая государственная защита прав и свобод работников в сфере труда, направленная на предотвращение нарушения трудовых прав работников или незамедлительное восстановление нарушенных прав, а также предоставление работникам компенсаций в… … Российская энциклопедия по охране труда

Способы защиты трудовых прав работников — основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Способы защиты трудовых прав работников — Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов… … Официальная терминология

САМОЗАЩИТА — в юридическом значении конституционное право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Способы С. определены в законодательстве: обращения граждан в государственные органы;… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть пятая — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации — (в редакции, действующей по состоянию на 01.09.2013) Часть первая → Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) Источник ГАРАНТ 24, 25 июля 20 … Бухгалтерская энциклопедия

Германия — У этого термина существуют и другие значения, см. Германия (значения). Эта статья обо всей истории Федеративной Республики Германия; о периоде истории до 1990 года см.: Западная Германия. Федеративная Республика Германия Bundesrepublik… … Википедия

Германия — (Deutschland) Государство Германия, история и развитие Германии, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Германия, история возникновения и развития Германии, политическое и экономическое устройство Содержание… … Энциклопедия инвестора

Самозащита работниками трудовых прав – основные характеристики

Самозащите прав трудящихся свойственны следующие отличительные черты:

  1. Самозащита – это метод, который применяется только работниками, но не используется работодателями.
  2. Работник пользуется правом самозащиты самостоятельно, без привлечения компетентных структур, судов, государственных органов.
  3. Сотрудник, решивший воспользоваться правом на самозащиту, не вправе принуждать нанимателя или иных лиц к устранению правонарушений – здесь следует применить другие инструменты.
  4. Самозащита характеризуется пассивностью трудящегося – сотрудник просто отказывается от выполнения должностных обязанностей и поручений руководства. Однако, как только правонарушение будет устранено, работник обязан приступить к работе.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий