Виды избирательных систем. Избирательная система в РФ

Избирательный округ

Часто цель выборов – выбрать группу из нескольких победителей. Это можно сделать, проведя разовые выборы и определив победителей по всем поданным голосам. Другая возможность – разделить избирателей по округам, которые выбирают между разными вариантами и определяют разных победителей. Первый подход на самом деле является частным случаем, когда у нас есть только один округ.

Способ определения групп и их соответствующие мандаты могут иметь сильное влияние на результаты. Избирательные округа обычно получают места в зависимости от состава населения. Изменение количества мест или границ избирательных округов является важным вопросом, так как это может привести к разному соотношению мест и численности населения, или к манипуляциям с целью искажения результатов.

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система

Мажоритарная система и ее признаки:

  • В такой системе победителем является тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Бывает система как абсолютного большинства, так и относительного. Первая характеризуется тем, что победил кандидат, набравший 50%+1, а особенностью второй является то, что победителем становится человек, набравший голосов больше, чем другие. То есть, если на пост президента баллотировались 5 кандидатов, а наибольшее количество за одного – 45%, то этот человек и станет президентом.
  • Одномандатные округа. На один такой округ приходится одно место в парламенте. Та партия, которая заполучила наибольшее количество голосов в округе, и получает мандат.
  • К недостаткам этой системы можно отнести то, что может сложиться так, что мест в парламенте получила больше та партия, которая в действительности набрала меньше голосов. Положим, участвовали две партии на трех одномандатных округах. Первая набрала по 50 тыс. голосов в каждом округе, а вторая получила 40 тыс. на первом, 45 тыс. на втором и 65 тыс. на третьем. Если подсчитать голоса избирателей, то получится, что за каждую партию проголосовало одинаковое количество людей. Но у первой партии будет два мандата, а у второй – один.
  • Суть заключается в том, что партии получают мандаты пропорционально количеству полученных голосов. На избирательно-территориальном округе есть определенное количество мандатов, которые будут впоследствии распределены между партиями. В Российской Федерации в настоящее время существует 5% порог, чтобы заполучить место в нижней палате Парламента.
  • Голоса партий, не прошедших порог, пропорционально распределяются между теми, кто этот порог прошел.
  • Голосуют не за кандидата, как в мажоритарной системе, а за партию. Голосование проводится по партийным спискам.

В России существует особая избирательная система. Половина кандидатов в Государственную Думу (225) избирается по мажоритарной системе, а вторая половина (225) – по пропорциональной. Всего в Госдуме есть 450 мест. Также в нашей стране существует 5% порог для получения мандатов.

Понятие избирательной системы

– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.

–совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.

В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.

Результаты голосования

В соответствии с ними, осуществляется распределение мандатов. Это выполняется по следующим правилам:

  • Определяется сумма голосов, которые поданы по общефедеральному округу за списки кандидатов от допущенных к распределению мандатов объединений. Данный результат является первым избирательным частным.
  • Количество действительных голосов каждого общефедерального списка кандидатов, участвовавших в распределении, разделяется на первое частное. Целая часть результата считается числом мандатов. Его получает соответствующий список.
  • Если остаются мандаты, распределение проводится повторно. По одному они передаются спискам, обладающим наибольшей дробной частью. Он представляет собой остаток, полученный при делении. При равенстве преимущество получает тот список, за который отдано больше голосов, а при их равенстве – тот, кто раньше зарегистрировался.

Системы оценок и подсчёта голосов

Различные избирательные системы предлагают разные формы выражения воли избирателя. В одних избирательных системах избиратели должны отмечать варианты, в других – составлять список вариантов в порядке их предпочтений, в остальных – оценивать каждый вариант отдельно.

Также есть варианты, когда в бюллетене избиратели могут отмечать только один вариант, и те, в которых избиратели могут отмечать любое количество вариантов. Некоторые системы даже позволяют отмечать один вариант несколько раз.

К особым случаям могут относиться системы, в которых есть дополнительные специальные возможности, такие как возможность внести дополнительную опцию, вариант «против всех» и др.

В некоторых странах допускается также проведения предварительного голосования, чтобы определить, какие варианты оставить в бюллетене.

Когда избиратели могут оценивать каждый из вариантов в бюллетене, получается ещё более точное отражение настроения избирателей. Это предоставляет возможность большей гибкости, но только некоторые из известных избирательных систем используют это преимущество.

Избиратели оценивают каждый вариант, который может быть числом (например, от 0 до 100) или другим типом градации (например, от «плохо» до «отлично»). Рейтинговые бюллетени могут использоваться только в том случае, когда избирательная система допускает равные рейтинги. Некоторые рейтинговые системы требуют, чтобы рейтинги в бюллетенях были разными для каждого варианта, но многие избиратели предпочитают ставить одинаковый рейтинг для нескольких вариантов.

При использовании ограниченных баллов избиратели выставляют баллы в определённых диапазонах от-до, и вариант с наивысшим средним баллом становится победителем. В случае оценки большинства побеждает вариант с наивысшей средней оценкой. При голосовании «за» избиратели могут проголосовать за любое количество вариантов, аналогично ограниченному рейтингу и рейтингу большинства.

Избирательный процесс кратко

В зависимости от законодательной базы конкретного государства избирательный процесс может проходить по-разному. Однако, некоторые этапы являются обязательными:

  1. Назначение даты проведения выборов
  2. Организация избирательного процесса
  3. Выдвижение и регистрация кандидатов
  4. Предвыборная кампания и представление программ кандидатов
  5. Голосование
  6. Подведение и оглашение итогов голосования
  7. Публикация общедоступного отчёта о финансовых затратах на проведение выборов
Последствия промышленного переворота 19 века в России кратко в таблице
Смоленская война. Причины, ход событий, суть, участники, итоги. Поляновский мир.

Избирательный процесс

Включает в себя несколько упорядоченных стадий, которые последовательно осуществляются в ходе избирательных кампаний.Обязательными являются следующие этапы:

  • назначается дата проведения выборов;
  • организация;
  • выдвигаются и регистрируются кандидаты;
  • кандидаты представляют свои программы, агитируют людей;
  • проходит голосование;
  • подводятся и оглашаются итоги голосования;
  • публикуется отчет о том, сколько средств было потрачено на организацию выборов.

В современном мире существует несколько типов избирательных систем.К ним относятся:

  • мажоритарная;
  • пропорциональная;
  • смешанная.

Приведем краткую характеристику каждой из систем и оформим ее в виде таблиц.

Мажоритарная система — это система определения результатов выборов, по которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

ПлюсыМинусы
  • прямая ответственность депутата перед его избирателями;
  • формирование устойчивого правительства.
  • кандидаты, получившие незначительное количество голосов оказываются отодвинутыми;
  • существенно снижается вероятность победы на выборах малочисленной партии;
  • часто выборы оказываются нерезультативными, поэтому приходится проводить повторное, либо альтернативное голосование.

Пропорциональная система — это система представительства, когда каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

ПлюсыМинусы
  • большое количество политических партий, учитывается воля меньшинства;
  • возможность представительства в парламенте мелких и средних партий;
  • большая ответственность депутатов перед партией, чем перед избирателями;
  • избирателю приходится выбирать список кандидатов, в большинстве ему не известных;
  • мелкие партии часто могут оказывать препятствие принятию действительно важных решений.

Смешанная система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест в парламенте распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной системой. Характерна для российской правовой системы.

ПлюсыМинусы
  • приоритет в большей степени крупных партий;
  • партии не отражают интересов своих избирателей в полном объёме.

Ценность выборов

Какое значение имеет институт выборности в Российской Федерации? Реализация основных принципов избирательной системы, как уже было сказано, является основополагающим критерием соблюдения демократии в стране.

На современном этапе сохраняется проблема переходности политических институтов. Старые инстанции еще сохраняют свое влияние на разработку и принятие решений стратегического характера, а новые органы еще не имеют необходимых качеств для адекватного влияния на политику будущего развития и ее регулирования.

Таким образом, в рассматриваемой системе сохраняются две противоположные тенденции: реставрация и модернизация. Они олицетворяют собой сопутствующие технологии социального управления: авторитаризм и демократию. Это проявляется в перманентных институциональных конфликтах и кризисах. Разрешение последних допустимо лишь путем достижения согласия между ведущими социально-политическими группами и силами. Это предполагает, в свою очередь, присутствие механизма согласования позиций и интересов. Основополагающим инструментом здесь являются выборы – избирательная система в РФ.

Выборы являют собой важнейший институт организации и реализации публичной власти в современных политических обществах. Они образуют новую проблемную сферу и отдельную область профессиональной деятельности.

Пропорциональная избирательная система: недостатки

К минусам проведения таких выборов относят, в первую очередь, то, что голосование проводится по многомандатным округам, где соперничают списки кандидатов от движений и политических партий. Из них непосредственно избирателю могут быть известны лишь несколько лиц. Однако, с другой стороны, руководство движения или партии, наряду с громогласными спикерами, может провести в парламент людей, неизвестных широкой публике.

Будучи профессионалами в определенной области, они могут участвовать в разработке того или иного закона, контроле над деятельностью исполнительных органов. Еще одним существенным недостатком пропорциональной системы считается то, что в парламенте может сформироваться множество мелких фракций, которые объединены вокруг лидеров, обладающих небольшим влиянием, но большими амбициями. Неспособные к конструктивному взаимодействию, они зачастую препятствуют проведению тех или иных законов, принятию важных решений. Данная ситуация крайне нежелательна, если правительству необходимо опираться на большинство в парламенте.

Преференциальные избирательные системы

Под преференциальным голосованием обычно понимается система голосования с немедленным исключением кандидатов. Она также известна как альтернативное голосование. При такой системе нет нескольких туров голосования. После сбора бюллетеней определяется и исключается вариант с наименьшим количеством голосов.

Поскольку исключается вариант, а не бюллетени, в последующих расчётах этот вариант игнорируется. Получается, что все варианты, расположенные ниже, чем исключённый в бюллетене, «поднимаются» на одну позицию вверх. Таким образом, при нескольких последовательных вычислениях варианты с наименьшим количеством голосов исключаются, пока не появится вариант с абсолютным большинством.

Метод Борда – это простая система преференций, предложенная Жан-Шарлем де Борда в 1781 г. При использовании этого метода все результаты голосования переводятся в числовые эквиваленты, показываются в виде числа баллов, которые набрал каждый из кандидатов. Все варианты в бюллетене получают числовые оценки в соответствии с их порядковым номером, после чего проверяется сумма этих оценок для каждого варианта. Эта система полностью отражает предпочтения избирателей, но известна широким спектром возможностей спекулятивного голосования, хорошо известных по спортивным квалификациям.

Метод Кондорсе (или парный метод) представляют собой тип преференциальной избирательной системы, которая соответствует критерию Кондорсе. Этот метод позволяет сравнить все варианты попарно (два на два). Вариант, который превосходит все другие варианты, становится победителем по Кондорсе. Для определения волеизъявления большинства избирателей нужно, чтобы каждый избиратель проранжировал всех кандидатов по порядку: от наиболее предпочтительного для себя к менее предпочтительному.

В результате этого для каждой пары кандидатов возможно определить, какое количество голосующих предпочитает одного кандидата другому. Это очень точный метод, т. к. создаётся полная и точная матрица попарных предпочтений электората. Получается своеобразная коллективная ранжировка кандидатов.

Виды избирательных систем в РФ

Что представляет собой избирательная система? Это совокупность социальных отношений, которые связаны с выборами инстанций публичной власти. Сфера таких отношений достаточно объемна, а потому ее принято делить на несколько форм.

Первый вариант именуется мажоритарной избирательной системой. В РФ это система большинства. Избранным считается то лицо, за которое было подано наибольшее количество голосов. Голоса, которые были поданы за прочих кандидатов, исчезают. Данная система считается единственно возможной при избрании одного должностного лица. Применение подобной системы для выборов коллегиальной властной инстанции, предположим, палаты парламента, влечет за собой формирование одномандатных избирательных округов. Получается, в каждом округе должно быть выбрано только одно должностное лицо.

Второй вариант избирательной системы именуется пропорциональным. Основная идея заключается в получении в парламенте того числа мандатов, которое пропорционально числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборном процессе. Основным недостатком такой системы является ее сложность. Тем не менее, пропорциональная форма в достаточной степени справедлива. Избиратель определяет свои политические предпочтения в рамках списка кандидатов.

Третий вариант именуется смешанным или полупропорциональным. Здесь объединены две описанные выше системы. На требовании большинства голосов для реализации выборного процесса, даются некоторые возможности представительства меньшей части избирателей. Используется правило ограниченного вотума, согласно которому избиратель голосует не за число кандидатов, которое равняется количеству подлежащих избранию депутатов, а за число гораздо меньшее.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система означает распределение депутатских мандатов в соответствии с общим числом поданных за избирательные списки партий голосов. В отличие от мажоритарной системы, при пропорциональной системе электорат выбирает не личность, не конкретного кандидата, а выбирает партийные списки, которые были выдвинуты избирательными объединениями.

При этом к распределению депутатских мандатов допускаются только те списки кандидатов, которые сумели преодолеть необходимый минимальный барьер (установленное законом минимальное число проголосовавших за партийный список избирателей, оно не может превышать 1% от общего числа избирателей). Сформировавшиеся вакансии заменяются следующими в порядке очерёдности в партийном списке кандидатами. В результате такой меры не предусматриваются дополнительные выборы.

Пропорциональные системы гарантируют, что каждый из победителей выборов представляет примерно одинаковое количество избирателей. Это количество называется квотой. Например, если квота составляет 1000 избирателей, то каждый кандидат будет представлять мнение не менее 1000 своих избирателей.

В большинстве пропорциональных систем используются партийные списки. Это означает, что избиратели голосуют за партии, а не за отдельных кандидатов. По каждой квоте, выигранной партией, выбирается один из её кандидатов. Чаще всего у каждой партии есть свои партийные списки. И если, например, партия получила 3 места в парламенте, то депутатами (представителями этой партии в парламенте) станут первые 3 человека из партийного списка.

Существуют различия в методах, используемых для определения квоты и её округления с целью получения определённого количества кандидатов. Метод определения выигранных мест по наибольшему остатку основывается на общем количестве избирателей, тогда как метод наибольшего среднего значения определяют квоту косвенно, разделяя голоса, полученные каждой партией, на заранее определённый ряд чисел.

Стадии избирательного процесса

  • Назначается дата проведения выборов. В Российской Федерации дату выборов в ГД назначает Президент РФ, а выборы президента назначаются Советом Федерации.
  • Организуются избирательные округа.
  • Создаются специальные избирательные комиссии.
  • Избиратели регистрируются, составляется их список.
  • Кандидаты выдвигают собственные кандидатуры.
  • Избирательная кампания. На этом этапе кандидаты активно используют все методы политической борьбы. Они принимают участие в телевизионных дебатах, распространяют листовки со своими тезисами, встречаются с населением, дают предвыборные обещания (которые не всегда потом выполняют). От того, насколько успешно была проведена избирательная кампания, зависит, как сложатся выборы для данного кандидата.
  • Непосредственно голосование согласно со всеми принципами, которые были изложены выше.
  • Подсчет голосов.
  • Оглашение результатов.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При системе абсолютного большинства для победы кандидата нужно, чтобы он собрал более половины голосов (50%+1 голос) от числа принявших в голосовании избирателей. В случае, если ни одному кандидату не получается набрать более 50% голосов, то тогда инициируется повторное голосование уже по 2-м кандидатам, которые в первом туре набрали больше всех голосов избирателей. И уже во втором туре применяется относительная система голосования, потому что почти невозможно, чтобы каждый из 2-х кандидатов набрал бы ровно по 50% голосов.

Существует 2 основные формы системы абсолютного большинства: первая связана с преференциальным голосованием, а вторая – с несколькими раундами выборов до тех пор, пока не будет избран победитель большинством голосов. Системы абсолютного большинства используются в основном, когда необходимо избрать руководителя какой-то структуры (например, выборы президента, мэра, директора компании и т. п.).

Наиболее распространённый формат этой системы – мгновенное голосование, при котором после первого тура выборов от кандидата с наименьшим количеством голосов, эти голоса переходят к другому кандидату, который был следующим в списке. Этот алгоритм повторяется до тех пор, пока голоса одного кандидата не превысят 50 процентов. Тогда этот кандидат становится избранным представителем народа.

Если избиратели не полностью заполнили свои избирательные бюллетени, вполне возможно, что ни один из кандидатов не превысит требуемые 50 процентов, чаще всего в этом случае выбирается тот, у кого больше всего голосов.

Вторая по распространённости система – это двухуровневая система, в которой представитель народа обычно избирается в два тура. После подведения итогов первого тура выбывают все кандидаты, не занявшие первых двух мест. Затем во втором туре выбираются только два кандидата. Эта система голосования является очень известной и используется в десятках государств.

Статус-кво

Некоторые избирательные системы устанавливают минимальные требования к результатам, чтобы избежать частых изменений статус-кво. Примером такого требования является наличие большинства. Финальная версия этого требования – единогласие, когда все проголосовавшие должны поддержать окончательный результат.

Ещё один механизм для поддержания статус-кво – это требование кворума, которое устанавливает минимальное количество участников голосования по отношению к общему количеству имеющих право голоса. Это может привести к использованию стратегий, направленных на то, чтобы избиратели не смогли достичь кворума.

Избирательные системы могут благоприятствовать или ставить в невыгодное положение отдельные партии. Когда дело доходит до обсуждения вопросов избирательной системы, партии часто спорят, исходя из собственных интересов: «Право голоса – это также право на власть».

Избирательные системы оценивается по тем объективным функциям, которые они выполняют:

  • представительство: избирательная система должна отражать волю избирателей без искажений, все голоса должны быть одинаковыми не только по подсчёту, но и по значению;
  • стабильность: избирательная система должна обеспечивать формирование стабильного правительства путём принуждения большинства к одной партии или политической силе (избиратели должны иметь возможность принимать непосредственное решение о формировании правительства);
  • простота: система, которую не понимают большинство избирателей, может привести к голосованию, не совпадающему с волей избирателей.

Мажоритарная избирательная система

Сущность мажоритарной системы состоит в разделении территории государства на избирательные округа, в которых электорат персонально голосует за того или иного кандидата. Для победы на выборах кандидату надо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Те, кто знаком с теорией голосования, часто удивляются, когда узнают, что существуют избирательные системы, отличные от правила большинства (и что есть разногласия по поводу того, что значит быть поддержанным большинством). В зависимости от выбранного значения обычная система «голосования большинства» может давать результаты, которые большинство не поддерживает.

Если на каждых выборах есть два варианта, то победитель определяется только по мажоритарной системе. Однако, когда существует более двух кандидатур, то может и не быть только одного победителя, который наберёт больше всех голосов.

Простой выбор не позволяет избирателям выразить свою волю и чувства. Различные избирательные системы могут давать очень разные результаты, особенно в тех случаях, когда нет явного преимущества большинства.

В зависимости от выбранного алгоритма обычные «мажоритарные» системы могут давать результаты, не поддерживаемые большинством. Если выбраны только два варианта, то победитель может быть определён по правилу большинства. Однако, если у нас есть три или более варианта, то может и не быть варианта, который предпочтёт большинство.

Простой выбор между вариантами не позволяет избирателям выразить порядок или масштабы своих предпочтений. Различные избирательные системы могут давать очень разные результаты, особенно когда большинство не отдаёт предпочтения одному варианту.

Разновидности избирательных систем, характерные черты

Пропорциональная

Определение

Система, при которой выбираются списки кандидатов партий, то есть избиратель выбирает не лицо, а партию. При этом число полученных партией мандатов в парламенте зависит от количества голосов в пользу ее кандидатов на выборах.

Примечание

Характерна для больших многомандатных округов, где много партий и движений.

Примечание

Мандаты распределяются между партиями в том порядке, в котором партии расположены в избирательном списке.

Такая система выявляет много мелких фракций в парламенте, что снижает эффективность его работы. Чтобы этого избежать, определяется избирательный порог — минимальное количество голосов на выборах, чтобы партия могла участвовать в распределении мандатов.

Примечание

Согласно законодательству, каждый кандидат в списке партии должен взять на выборах не меньше 7% голосов, при этом списков должно быть два и более и все они вместе должны взять 60% и более голосов по избирательному округу.

Определение

Квота — это один из методов распределения мандатов между списками кандидатов.

Этот метод осуществляется в два этапа.

  1. Определяется сама квота.
  2. Количество голосов, которое получил каждый список, допущенный к распределению, делится на эту квоту. Результат деления и будет количеством мандатов, которые данный список получил на этом этапе распределения.

Мажоритарная

В основе названия — французское слово, означающее «большинство».

Определение

Система, при которой выбор делается между кандидатами, причем один из них получает большинство голосов на выборах.

Это наиболее распространенная система, даже единственно возможная в случаях, когда избирается одно лицо (президент, мэр, губернатор).

Депутат считается победителем в случае получения им установленного законодательством большинства голосов.

Классифицируется по показателю установленного большинства голосов.

Вид 1. Относительного большинства. Один кандидат получает большинство голосов по сравнению со всеми остальными (парламентские выборы). Применяется при проведении местных выборов в субъектах РФ. Чем больше кандидатов на место, тем меньше показатель необходимого большинства голосов.

Вид 2. Абсолютного большинства. Кандидату нужно получить больше 50% голосов. Считают, исходя из общего числа голосов.

Примечание

Чем больше кандидатов, тем менее результативен этот вариант. Т.к. тогда вероятность получения большинства голосов снижается. Этот вид часто оказывается неэффективным.

Смешанная

Когда сочетаются две вышеописанные системы.

Определение

Система, при которой избиратель голосует и за кандидата, и за партию.

Распределение мандатов с учетом голосов основано на пропорциональной системе. Речь идет об учете голосов за списки кандидатов партий. Порядок распределения основан на методе Хейра:

  • все полученные голоса (за все списки) делят на 225 (общее число мандатов). Получается первое частное;
  • количество голосов за каждый список делят на это частное. Получаются дробные числа. Их целая часть означает, сколько мандатов получит данная партия;
  • затем смотрят на дробную часть и в порядке ее уменьшения распределяют между партиями дополнительные мандаты.

Примечание

Показывает реальную политическую ситуацию в стране и помогает максимально учесть голоса избирателей.

Распределение мандатов без учета голосов базируется на мажоритарной системе. Устойчивое правительство не могло быть существовать без этой практики. Часть мандатов распределяется по принципу пост достается первому — тому, кто получил абсолютное большинство голосов.

Понятие избирательной системы и избирательного права

Избирательное право – это способность граждан участвовать в выборах. Стоит отметить, что избирательное право может быть двух видов:

  • Активное. Гражданин голосует за кандидата или партию, которых он поддерживает, чьи убеждения он разделяет.
  • Пассивное. Гражданин выдвигает собственную кандидатуру на руководящий пост.

В демократическом обществе существуют следующие принципы избирательного права:

  1. Каждый гражданин имеет право голосовать – всеобщее избирательное право. На выборах нет разделения по тому, к какой нации, расе, религии, профессии, к какому полу, классу принадлежит гражданин. Уровень доходов также не имеет никакого значения, а ведь долгое во всех странах мира существовал имущественный ценз, то есть участвовать в выборах, а, следовательно, и в управлении государством можно было, только имея крупное состояние.
  2. Ограничение (ценз) по возрасту. В РФ избирательное право (правоспособность) существует у гражданина с рождения, но возможность реализовать это право (дееспособность) появляется только тогда, когда человек достиг 18 лет. В РФ существует ценз и на пассивное избирательное право. Законодательством установлено, что гражданин может быть избран депутатом Госдумы, если он достиг 21 года, а баллотироваться в президенты можно только с 35 лет.
  3. Равенство. Голос одного избирателя равен голосу другого. То есть, каждый гражданин играет одинаковую роль в политической жизни общества. Это и есть практическая реализация принципов демократического устройства. Когда избирали людей в солдатские, рабочие, крестьянские депутаты (Гражданская война), то голос пролетария «стоил» в несколько раз больше, чем голос крестьянина. Это пример неравенства между избирателями. А нужно это было затем, что пролетариев было несколько раз меньше, чем крестьян, и советская власть хотела усилить позиции пролетариата в обществе.
  4. Прямое голосование. Большинство избирает меньшинство, которое будет законно и справедливо руководить им в установленный срок. Граждане сами выбирают тех людей, которые кажутся им наиболее компетентными. В России народ непосредственно избирает и Государственную Думу, и Президента РФ.
  5. Существует также представительная демократия, когда граждане выбирают выборщиков, которые затем голосуют за других выборщиков и так далее. Подобная система применяется, например, в США.
  6. Тайное голосование. Никто не может знать, за кого гражданин отдал свой голос, никто не может принуждать к голосованию за выгодного ему кандидата.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровня
власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные
системы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе
большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство
голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и
относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного
большинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство
голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата,
набравшие относительное большинство голосов.

Президент России избирается по мажоритарной системе
абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с
1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному закону
от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральному
закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы глав
регионов РФ. 2 апреля 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были
внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы
своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагает
распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на
выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго
определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества
мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формировании
Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на
которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный
барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и
возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в
партийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на
которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в
палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий
не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые
были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая
Россия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI
созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная
система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный
орган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003
гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому
федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным
округам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной
системе:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным
округам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина –
по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером.
На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного
избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов
будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие в
парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на
выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее
3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой
допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные
(представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые
состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов
за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до
следующих выборов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий