Мажоритарная система и пропорциональная избирательная система

Что такое относительное большинство?

Итак, проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Законом про выборы депутатов определено, что побеждает тот кандидат, который наберет больший процент голосов, чем другие кандидаты. Подобным образом проходят выборы городских голов на Украине. Количество кандидатов, которые могут принимать участие в выборах, не ограничено. Допустим, в выборах мэра Киева принимает участие 21 кандидат. Победу по такой системе может даже одержать кандидат, набравший 10% голосов

Самое важное, чтобы другие кандидаты набрали меньше голосов, чем победитель

Мажоритарная система выборов (подвид – относительная система) имеет как достоинства, так и недостатки. Среди преимуществ можно выделить такие:

  • отсутствие необходимости проводить второй тур выборов;
  • экономия бюджетных средств;
  • победитель не обязан набирать большое количество голосов.

Мажоритарная относительная система имеет недостатки:

  • в некоторых случаях результаты выборов не отражают волю большинства народа, потому что у победителя может быть намного больше противников, чем сторонников;
  • результаты выборов легко оспорить в суде.

Отметим, что в странах Британии при любом количестве проголосовавших избирателей выборы признаются состоявшимися. В большинстве других европейских стран выборы могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняло участие количество избирателей, которое меньше, чем определенный порог (например, 25%, 30%).

Сравнение мажоритарной и пропорциональной избирательных систем

Основным отличием мажоритарной избирательной системы от пропорциональной является то, что слияние групп людей со схожими интересами и политическими взглядами происходит раньше, ещё до проведения самих выборов. Мажоритарная система – древнейшая в мире.

Основные типы избирательных систем

С технической стороны отличием мажоритарной системы от пропорциональной является то, что при первой избиратели отдают свои голоса за конкретных депутатов, а при второй они голосуют за целые списки кандидатов. Исходя из того, сколько голосов получила та или иная партия при пропорциональной системе, эти партии получают определённое количество мандатов. Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно назвать следующие:

  • Люди голосуют не за конкретных кандидатов, которых они поддерживают, а за политические партии.
  • Существует возможность манипуляции, при которой списки кандидатов возглавляют популярные люди. Однако, после победы они уходят, и их места занимают другие кандидаты, которых таким образом специально «проталкивают» вперёд. Впрочем, использование открытых кандидатских списков вместо закрытых фактически закрывает возможность подобных манипуляций.
  • В регионах с большим количеством разношёрстных групп избирателей есть шанс формирования большого количества мелких партий, что затруднит создание эффективного управления.

Плюсы и минусы

Преимущества:

  • создает прямую ответственность победившего кандидата перед его избирателями;
  • победившая партия составляет в парламенте большинство.

Таким образом, мажоритарная система формирует сильные связи кандидата с его избирателями (электоратом). В результате ее использования удается сформировать наиболее устойчивые органы власти, которые могут достаточно эффективно работать, так как входящие в них партии имеют схожие взгляды.

Недостатки:

  • уменьшает шансы войти в парламент малочисленных партий;
  • частая нерезультативность выборов, приходится проводить повторную процедуру.

Так, некоторые кандидаты, которые набрали недостаточное количество голосов, оказываются вне политики. Реальное соотношение политических сил при этом проследить не представляется возможным.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Отличия мажоритарной избирательной системы от пропорциональной заключаются в том, что слияние групп с едиными интересами происходит до проведения выборов, а также в том, что она способствует созданию двухпартийной системы. Мажоритарная система исторически более ранний тип.

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

  • система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

  • возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

  • позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

  • в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

  • низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

  • гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

  • не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

  • система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

Учёба без слёз (бесплатный гайд для родителей)
Пошаговый гайд от Екатерины Мурашовой о том, как перестать делать уроки за ребёнка и выстроить здоровые отношения с учёбой.
Получить гайд

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система

Мажоритарная система и ее признаки:

  • В такой системе победителем является тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Бывает система как абсолютного большинства, так и относительного. Первая характеризуется тем, что победил кандидат, набравший 50%+1, а особенностью второй является то, что победителем становится человек, набравший голосов больше, чем другие. То есть, если на пост президента баллотировались 5 кандидатов, а наибольшее количество за одного – 45%, то этот человек и станет президентом.
  • Одномандатные округа. На один такой округ приходится одно место в парламенте. Та партия, которая заполучила наибольшее количество голосов в округе, и получает мандат.
  • К недостаткам этой системы можно отнести то, что может сложиться так, что мест в парламенте получила больше та партия, которая в действительности набрала меньше голосов. Положим, участвовали две партии на трех одномандатных округах. Первая набрала по 50 тыс. голосов в каждом округе, а вторая получила 40 тыс. на первом, 45 тыс. на втором и 65 тыс. на третьем. Если подсчитать голоса избирателей, то получится, что за каждую партию проголосовало одинаковое количество людей. Но у первой партии будет два мандата, а у второй – один.
  • Суть заключается в том, что партии получают мандаты пропорционально количеству полученных голосов. На избирательно-территориальном округе есть определенное количество мандатов, которые будут впоследствии распределены между партиями. В Российской Федерации в настоящее время существует 5% порог, чтобы заполучить место в нижней палате Парламента.
  • Голоса партий, не прошедших порог, пропорционально распределяются между теми, кто этот порог прошел.
  • Голосуют не за кандидата, как в мажоритарной системе, а за партию. Голосование проводится по партийным спискам.

В России существует особая избирательная система. Половина кандидатов в Государственную Думу (225) избирается по мажоритарной системе, а вторая половина (225) – по пропорциональной. Всего в Госдуме есть 450 мест. Также в нашей стране существует 5% порог для получения мандатов.

Аспекты избирательной системы

Избирательная система определяет:

  • форму голосования;
  • набор разрешённых голосов;
  • методы подсчёта;
  • алгоритмы определения результатов.

Результатом выборов может быть один победитель (как в случае президентских выборов), или он может привести к нескольким победителям (как в случае выборов в законодательные органы). Избирательная система может определять, как именно право голоса распределяется между избирателями, как избиратели делятся на подгруппы (избирательные округа), чьи голоса подсчитываются отдельно.

В реальном мире проведение выборов, как правило, не считается частью избирательной системы. Например, хотя избирательная система перечисляет бюллетени в абстрактном виде, она не указывает, принимает ли фактическое голосование форму листа бумаги, перфокарты или экрана компьютера. Избирательная система не определяет, хранятся ли голоса в тайне или каким-то иным образом, как подсчитываются голоса, правильно ли были подсчитаны голоса или кому разрешено голосовать. Это аспекты более широкой темы выборов или избирательной системы.

Система абсолютного большинства

Такая система используется сегодня в большинстве стран при выборах Президента. Суть ее очень проста, ведь победитель для официальной победы в избирательной гонке должен набрать 50% плюс один голос. Абсолютная мажоритарная система предполагает возможность проведения второго тура голосования, потому что в первом туре кандидат, занявший первое место, редко набирает необходимое количество голосов. Исключение из правил составили последние выборы Президентов в России и на Украине. Напомним, Владимир Путин набрал в первом туре выборов более 80% голосов россиян. На выборах Президента Украины, которые проходили 25 мая 2014 года, Петр Порошенко набрал 54% голосов избирателей. Абсолютная мажоритарная система сегодня очень популярна в мире.

Когда в первом туре не удается выявить победителя, назначается повторное голосование. Проводится второй тур обычно через 2- 3 недели после первого. В голосовании принимают участие кандидаты, занявшие первое и второе место по результатам первого голосования. Второй тур обычно заканчивается тем, что один из кандидатов набирает больше 50% голосов.

  • результат голосования отображает волю большинства избирателей;
  • к власти приходят люди, которые пользуются большим авторитетом в обществе.

Единственным недостатком такой системы можно назвать то, что проведение второго тура в два раза увеличивает стоимость выборов и, соответственно, расходы государственного бюджета страны.

Особенности пропорциональной системы

Пропорциональная система выстраивается не в соответствии с принципом большинства, а по принципу пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами (партийные выборы, характерные для Бельгии, Австрии, Финляндии, Швейцарии, Швеции). Применение находит только в рамках многомандатных избирательных округов. Здесь избиратель не всегда знает всех кандидатов от поддерживаемой им политической партии.

Для смягчения дефектов используют несколько методов:

  • избирательную квоту (метр), которая представляет собой наименьшее количество голосов, требующееся для того, чтобы был избран хотя бы один кандидат. Есть несколько способов для этого:
    • естественная квота (метод Хэйра) используется в Румынии и Эстонии, является частным от отношения количества избирателей к числу мандатов, которые замещаются в округе. Любой список может получить столько мест, сколько полных квот включено в полученное число голосов;
    • искусственную квоту (метод Хагенбаха-Бишоффа) использует Литва, Австрия. Она может быть определена с помощью отношения общего количества поданных голосов к количеству мандатов плюс один (возможно плюс 2, плюс 3). Если при использовании искусственной квоты останутся незамещенные мандаты, то используется метод наибольших остатков;
    • метод делителей (метод д’Онта) представляет собой последовательное деление количества голосов, которые получены каждым списком кандидатов, на соответствующую серию делителей. Каждый список может получать столько мест, сколько раз общий делитель уложился в полученное данным списком количество голосов

В число дополнительных правил распределения мандатов можно включить:

  • метод наибольшего остатка (места, которые не были распределены по квоте, по очереди могут получить партии с наибольшими остатками голосов);
  • метод наибольшего избирательного числа (места, которые не были распределены по квоте, могут быть переданы по очереди как премия партиям, набравшим максимум голосов);
  • метод суммирования (складываются все остатки голосов партий в соответствии с отдельно взятыми округами и нераспределенными количествами мест в целом по государству. Далее происходит вычисление новой квоты для государства в целом и по ней могут быть распределены оставшиеся места между партиями);
  • метод преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, которые не преодолели заградительный барьер, могут быть переданы партиям, которые его преодолели. Это производится пропорционально количеству голосов, которые собрали данные партии).

Пропорциональная система может быть искажена различными приемами:

  • панашаж (франц. panachage – «смесь») представляет собой избирательное право голоса за кандидатов из разных партийных списков (ориентация не на партийную принадлежность, а на индивидуальные качества определенного претендента; вписывание в списки новых кандидатов);
  • соединение списков (блокирование), когда партии блока могут выступить на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получает определенное число мандатов, происходит распределение этого количества между собой;
  • заградительный пункт (барьер) представляет собой минимальный процент голосов, который установлен в законе. Партии их должны получить по государству в целом для наличия доступа к депутатским мандатам.

Последний прием используется с целью формирования в парламенте крупных партийных фракций для исключения массы мелких группировок. В различных государствах заградительный барьер отличается (Израиль — 1%, Дания — 2%, Аргентина — 3%, Болгария — 4%, Египет — 8%, Турция — 10 %.

Замечание 1

В качестве разновидности пропорциональной системы можно выделить систему единственного передаваемого (переходящего) голоса. В этом случае избиратель обладает только одним голосом, но может использовать его не с целью голосования за партийный список, а с целью преференциального (предпочтительного) голосования за одну кандидатуру из любого партийного списка кандидатов.

Что касается смешанной системы, то можно выделить 2 ее разновидности. Первая из них имеет в основе преимущественное использование пропорциональной системы. Ее применяют с целью создания состава парламента Греции (усиленная пропорциональная). Вторая преимущественно использует мажоритарную систему (например, формирование бундестага в Германии).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Минусы

  • Максимально различные точки зрения у двух кандидатов. Затрудняет выбор и не дает возможности выбрать третьего.
  • Депутат одномандатного округа может отстаивать свои интересы (округа), что может идти вразрез с общими интересами.
  • Избиратели могут голосовать не за конкретного кандидата, а против его конкурента (если кандидатов два).
  • Возможны множественные нарушения процедуры голосования – подкупы, вбросы и т.д.
  • Нет четкой картины, отображающей реальный выбор избирателей (отображается лишь победитель).
  • Рано или поздно мажоритарная система может привести к формированию двухпартийности (другие партии не смогут попасть в парламент).

Избирательный процесс

Включает в себя несколько упорядоченных стадий, которые последовательно осуществляются в ходе избирательных кампаний.Обязательными являются следующие этапы:

  • назначается дата проведения выборов;
  • организация;
  • выдвигаются и регистрируются кандидаты;
  • кандидаты представляют свои программы, агитируют людей;
  • проходит голосование;
  • подводятся и оглашаются итоги голосования;
  • публикуется отчет о том, сколько средств было потрачено на организацию выборов.

В современном мире существует несколько типов избирательных систем.К ним относятся:

  • мажоритарная;
  • пропорциональная;
  • смешанная.

Приведем краткую характеристику каждой из систем и оформим ее в виде таблиц.

Мажоритарная система — это система определения результатов выборов, по которой избранным считается кандидат, набравший большинство голосов.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

ПлюсыМинусы
  • прямая ответственность депутата перед его избирателями;
  • формирование устойчивого правительства.
  • кандидаты, получившие незначительное количество голосов оказываются отодвинутыми;
  • существенно снижается вероятность победы на выборах малочисленной партии;
  • часто выборы оказываются нерезультативными, поэтому приходится проводить повторное, либо альтернативное голосование.

Пропорциональная система — это система представительства, когда каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

ПлюсыМинусы
  • большое количество политических партий, учитывается воля меньшинства;
  • возможность представительства в парламенте мелких и средних партий;
  • большая ответственность депутатов перед партией, чем перед избирателями;
  • избирателю приходится выбирать список кандидатов, в большинстве ему не известных;
  • мелкие партии часто могут оказывать препятствие принятию действительно важных решений.

Смешанная система — это система определения результатов выборов, при которой часть мест в парламенте распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной системой. Характерна для российской правовой системы.

ПлюсыМинусы
  • приоритет в большей степени крупных партий;
  • партии не отражают интересов своих избирателей в полном объёме.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровня
власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные
системы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе
большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство
голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и
относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного
большинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство
голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата,
набравшие относительное большинство голосов.

Президент России избирается по мажоритарной системе
абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с
1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному закону
от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральному
закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы глав
регионов РФ. 2 апреля 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были
внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы
своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагает
распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на
выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго
определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества
мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формировании
Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на
которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный
барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и
возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в
партийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на
которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в
палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий
не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые
были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая
Россия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI
созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная
система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный
орган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003
гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому
федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным
округам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной
системе:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным
округам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина –
по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером.
На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного
избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов
будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие в
парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на
выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее
3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой
допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные
(представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые
состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов
за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до
следующих выборов.

Примеры стран

В Российской Федерации мажоритарная избирательная система применяется при организации выборов Президента РФ и глав субъектов РФ.Кроме того, она практикуется также в:

  • США;
  • Канаде;
  • Великобритании;
  • Франции;
  • Австралии.

Что мы узнали?

Мажоритарная избирательная система – это система, при которой победившим считается тот кандидат, который набрал большинство голосов. Как и другие типы избирательных систем, мажоритарная имеет свои преимущества и недостатки. Ее плюсом является установление прямой связи депутатов с их избирателями, что повышает их ответственность, а также возможность формирования устойчивого правительства, способного принять единую программу действий. Но при этом мажоритарная система обладает некоторыми недостатками, к которым, в частности, относится существенное снижение шансов войти в правительство малочисленных партий.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    При мажоритарной избирательной системе страна делится на:

    • Примерно равные по количеству избирателей округа
    • Разные по количеству избирателей округа
    • Равные по количеству кандидатов округа
    • Равные по территории округа

Система квалифицированного большинства: чем она отличается от абсолютной системы?

В некоторых странах применяется система квалифицированного большинства. В чем ее суть? Законом о выборах устанавливается определенный процент голосов, при получении которого кандидат считается избранным. Такая система в последние годы использовалась в Италии, Коста-Рике, Азербайджане. Особенностью системы считается, что в разных странах квалифицированный барьер отличается. Для того чтобы стать главой государства Коста-Рика, надо набрать 40% голосов в первом туре. В Италии кандидаты в сенаторы должны были до 1993 года набрать 65% голосов. Азербайджанскими законами барьер установлен в размере 2/3 от количества проголосовавших избирателей.

Это очень сложная для восприятия система. Юристы отмечают, что плюсом такой системы является абсолютное доверие избирателей к победителю. Недостатков очень много. Например, голосование может не ограничиться даже вторым туром, поэтому бюджет должен тратить много финансов. В условиях финансовых кризисов огромные расходы на выборы даже в условиях европейских демократий неприемлемы.

Чем отличаются открытые и закрытые списки?

Существует два вида голосования по пропорциональной системе: по открытым и по закрытым спискам. Каждый тип разберем отдельно. Итак, пропорциональная система с закрытыми списками предусматривает возможность для избирателя голосовать за список партии, которую он поддерживает по идеологическим принципам. Вместе с тем в проходной части списка могут находиться кандидаты, которых избиратель не желает видеть в составе совета. На понижение или повышение порядкового номера кандидатов в партийном списке избиратель повлиять не может. Зачастую при голосовании по закрытым спискам человек голосует в поддержку лидеров партии.

Открытые списки – это более прогрессивный вид пропорциональной системы. Используется в большинстве стран Европейского Союза. Партии также составляют списки, утверждают их, но, в отличие от предыдущего варианта, у избирателей есть возможность повлиять на положение кандидатов в списке. Дело в том, что при голосовании избиратель получает возможность не только проголосовать за партию, но и за конкретного человека из списка. Тот из кандидатов, кто получит большую поддержку граждан, максимально поднимется в списке своей партии.

Как распределяются места в парламенте после выборов по пропорциональной системе? Допустим, в парламенте 100 мест. Проходной барьер для партий – 3% голосов. Победитель набрал 21% голосов, 2-е место – 16% голосов, дальше партии понабирали 8%, 6% и 4%. Между представителями этих партий пропорционально делятся 100 мандатов.

Ясно, что выборы по партийным спискам – это более демократичный метод голосования. Люди имеют прямую возможность влиять на исход выборов

Важное отличие пропорциональной системы от мажоритарной – люди голосуют за идеологию, систему взглядов на развитие государства. Важным минусом пропорциональной системы принято считать то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не привязаны к конкретному избирательному округу

Они не поддерживают связь с обычными людьми, живущими на местах, не знают про их проблемы.

Избирательный округ

Часто цель выборов – выбрать группу из нескольких победителей. Это можно сделать, проведя разовые выборы и определив победителей по всем поданным голосам. Другая возможность – разделить избирателей по округам, которые выбирают между разными вариантами и определяют разных победителей. Первый подход на самом деле является частным случаем, когда у нас есть только один округ.

Способ определения групп и их соответствующие мандаты могут иметь сильное влияние на результаты. Избирательные округа обычно получают места в зависимости от состава населения. Изменение количества мест или границ избирательных округов является важным вопросом, так как это может привести к разному соотношению мест и численности населения, или к манипуляциям с целью искажения результатов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий