Виды нормативных актов. Нормативные акты РФ. Нормативные акты – это…

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества. Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже. Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ — это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное голосование − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Указы Президента

Основная роль Указов — придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам — публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Действие актов

НПА могут действия по-разному на территорию государство. Классификация выглядит следующим образом:

  • На всей Российской Федерации. В качестве примера можно привести Конституцию России, различные федеральные законы и НПА.
  • В конкретном регионе России. В данном случае учитываются местные уставы, свод законов в определенном субъекте страны.
  • В определенном населенном пункте или муниципальном образовании. Такого рода документы обычно появляются после распоряжения главы конкретного района, поселения и так далее.
  • В определенной организации. Действие чаще всего касается определенной компании, профсоюза, товарищества.

Также классифицирование нормативно-правовых актов ведется исходя из тех субъектов, на которых направлено их действие. В общем случае новые документы касаются всех граждан России, организаций, различных объединений людей, иностранцев и т.д. Но в некоторых случаях возможные ситуации, когда акты действует на конкретные категории лиц. Например, только на детей, семей, пожилых граждан, автолюбителей и так далее.

Статья как структурная единица закона

Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.

Замечание 7

Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.

В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.

В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.

Замечание 8

Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.

Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.

Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.

В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.

Замечание 9

Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).

Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).

Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.

Пример 5

К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.

Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

Юридическая сила – основной классификационный признак.

Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

Принято считать, что НПА изданные вышестоящим органом, к примеру, Государственной Думой, имеют приоритет перед документацией, которую составляют местные органы самоуправления.

1) Примеры законов как нормативно правовых актов.

Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

Выделяют 4 вида такой документации:

  1. Конституция РФ.</p

    Этот документ считается главным в любой правовой державе, потому что там описывается не только государственный строй или политические особенности страны, но и права и обязанности каждого гражданина.

    Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав и 37 статей.

    Этот документ должен быть настольной книгой как для обычных граждан, так и для представителей власти.

  2. Конституционные.

    Это официальная документация, в которой статьи Конституции расписываются подробно для лучшего их понимания гражданами, во избежание неверных трактовок и для того, чтобы минимизировать нарушения.

    Вот примеры конституционных законов:

  3. Федеральные.

    Они принимаются Государственной Думой и вступают в силу после публикации. Цель их создания – урегулировать основные аспекты деятельности граждан, государственных органов, коммерческих организаций и т.д.

    Примеры ФЗ:

    К ФЗ относятся также различные государственные кодексы. К примеру, Трудовой, Семейный, Гражданский и т.д.

  4. Местные.

    Выборные органы субъектов РФ могут принимать законопроекты на местном уровне, которые действуют в конкретном городе или регионе. Их статьи не являются обязательными к исполнению в других субъектах государства и не должны противоречить Конституции или ФЗ.

    Примером активного местного самоуправления могут служить законы штатов в США, которые часто противоречат друг другу.

    Если говорить о примерах местных законопроектов РФ, то можно вспомнить:

Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

Система нормативных актов в РФ.

Что такое нормативно правовой акт?
Виды нормативных актов.

2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:

Название

Пояснение

Пример

1.

Общие

Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

2.

Местные

Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

3.

Ведомственные

Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

4.

Внутриорганизационные / корпоративные

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты — это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты – издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Региональные законы

Россия — федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов — республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, — Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Основания для классификации нормативных административных правовых актов

Нормативно-правовые акты в РФ являются ключевыми, ведущими источниками права.

Классификация нормативных административных правовых актов происходит на основе самых различных оснований. Среди основных можно выделить структуризацию предмета административно-правового регулирования, а также типы субъектов, которые приняли данные акты.

Замечание 1

Более подробная информация об отношениях схемы массива нормативно-правовых актов с предметом контроля содержится в рубриках раздела «Основы государственного управления».

Помимо этого существует классификация нормативных административных правовых актов на основе правового вида актов и структурной формы системы правотворческих субъектов.

Существует несколько видов нормативных административно-правовых актов. Речь идет о законах и подзаконных актах.

Определение 2

Под законом понимается нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Принимает его в определенном порядке высший представительный орган государственной власти или же народ. Закон регулирует самые значимые общественные отношения.

Когда мы говорим об особом порядке, то подразумеваем законотворчество. Если классифицировать законы по юридической силе и предназначению, то можно выделить конституционные и обыкновенные законы. Для конституционных законов свойственно закреплять основы общественной и государственной структуры и определять ключевые правовые начала действующего законодательства в целом. В основе принятия обыкновенных законов лежат конституционные законы. Обыкновенные законы важны для регулирования разных направлений в общественной жизни. При классификации законов по действию, выделяются постоянные, временные и чрезвычайные законы.

Помимо этого, так как Россия является федеративным государством, в ней существует ряд федеральных законов, а также законы субъектов. Система законодательства состоит из действующих законов. Согласно высшей юридической силе ни один правовой акт не может вступать в противоречие с законом. Также для правового акта не представляется возможным вносить изменения в иные правовые акты или же осуществлять их отмену. Структура закона служит основой для первичных норм, которые в ряде ситуаций могут получить конкретизацию или же развитие в подзаконных актах.

Принятие подзаконного правового акта происходит органом государственной власти в рамках его компетенции. В большинстве случаев, в основе лежит закон

Важно отметить, что для подзаконного акта необходимо соответствовать закону

Замечание 2

Важно знать, что в качестве источника права в РФ и многих других странах мира выступает нормативный договор. Коллективный договор и соглашение – одни из самых распространенных видов нормативных договоров

Сегодня в Российской Федерации нет федерального закона, который бы служил в качестве регламентирования общих правил создания, принятия, введения в работу, публикации и отмены актов данного типа.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Что такое официальная правовая информация

Официальная правовая информация – это нормативные правовые акты, регулирующие отношения как внутри России, так и отношения с другими странами. НПА обладают полной юридической силой и обязательны для выполнения или применения в отношении всех граждан, юридических лиц и государственных органов. За нарушение правовых норм, указанных в НПА, последует ответственность, определяемая судебной системой.

НПА могут быть как постоянными, так и временными. Например, федеральный закон – это постоянная официальная информация, а указ Президента может иметь правовую силу только в определенный период.

Нормативные документы Российской Федерации

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Он имеет общеобязательное
государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме законов,
указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,  прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.  Законы и иные правовые акты,  принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации.

Кодекс – это систематизированный законодательный акт, в котором содержатся нормы какой-либо отрасли права (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс, процессуальный кодекс).

Расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.

По предметам ведения Российской  Федерации  принимаются  федеральные  конституционные  законы и федеральные законы,  имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По  предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные  законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты  субъектов  Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия  между  федеральным законом и иным
актом,  изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В  случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,  изданным в соответствии с  частью  четвертой настоящей статьи,  действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

По законодательству России закон – это нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России  и обнародованный в установленном порядке.

Основное законодательство Российской Федерации выглядит следующим образом:

  1. Конституция
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)
  8. Воздушный кодекс Российской Федерации
  9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
  10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  12. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
  14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации
  17. Семейный кодекс Российской Федерации
  18. Трудовой кодекс Российской Федерации
  19. Земельный кодекс Российской Федерации
  20. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
  21. Жилищный кодекс Российской Федерации
  22. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  23. Кодекс судейской этики
  24. Водный кодекс Российской Федерации
  25. Лесной кодекс Российской Федерации

С какого момента нормативный акт вступает в силу

Поскольку НПА является документом, обладающим значительной юридической силой, но меньшей чем у Конституции, он способен по своей сути затрагивать три пункта, связанных с гражданином: его права, свободу и обязанности. Кроме того, они могут устанавливать правовой статус любых организаций.

Все НПА, которые прошли гос. регистрацию в российском Минюсте, обязательно публикуют в двух конкретных местах:

  • издание «Российская газета»;
  • журнал «Бюллетень НПА федеральных органов исполнительной власти».

Как у всякого правила, тут есть исключение. Речь идет об актах или же об их отдельных их положениях со сведениями, о которых знать никому не стоит, как, например, гостайна.

Если какой-либо НПА, кроме актов и отдельных их положений, сведения которых могут составлять гостайну, не прошел госрегистрацию или НПА был зарегистрирован, но был неправильно опубликован, то они не считаются вступившими в силу, а значит, они не могут делать следующее:

  • регулировать правоотношения (например, их нельзя использовать в качестве средства применения санкций по отношению к любому физическому и юридическому лицу);
  • использоваться в качестве аргумента или контраргумента при разрешении любого спора.

НПА, как правило, вступает в полную силу в течение 10 дней с того дня, когда он прошел этап публикации на официальном уровне. Исключением из этого правила является пункт, в котором указано, что сам акт войдет в силу на других условиях.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия — коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право — издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий