Военно-полевой суд. Введение военно-полевых судов: год

Предыстория

Первый теракт в Российской империи был совершен в 1866 году. Революционер Дмитрий Каракозов стрелял в императора Александра II, но промахнулся. Этот выстрел произвел сильное впечатление на радикально настроенную молодежь. В стране стали появляться тайные общества и кружки, готовые убивать представителей власти.

В 1870-х годах террористы покушались на киевского прокурора Котляревского, одесского главу жандармерии Гейкинга и агента сыскной полиции Никонова. В 1878 году был убит генерал-адъютант Мезенцов, в 1879 году — харьковский губернатор Кропоткин.

Император Александр II неоднократно оказывался под прицелом у террористов. Он пережил шесть покушений, а 7-е оказалось роковым. В 1881 году члены организации «Народная воля» кинули под карету Александра II бомбу. Император умер от полученных ранений.

Александр III беспощадно боролся с «внутренним врагом» — терроризмом и революционным движением. В период его царствования протестная активность пошла на убыль, однако напряжение в обществе нарастало.

В начале XX века поднялась новая волна политического терроризма. Страна ждала радикальных перемен, а Николай II откладывал их на будущее. В связи с этим ряд партий (эсеры, большевики, анархисты) вступили на тропу терроризма. От рук террористов погибли сотни представителей власти, в том числе министры Сипягин, Плеве, Боголепов и великий князь Сергей Александрович.

12 августа 1906 году эсеры-максималисты попытались убить премьер-министра Петра Столыпина и взорвали бомбу на его казенной даче. Чиновник остался жив, но от взрыва пострадали более сотни человек.

После этого покушения правительство приняло решительные меры. Через неделю в Российской империи появились военно-полевые суды, рассматривающие особые дела, в том числе и о терактах, в ускоренном порядке.

corporatelie

Слепцов (25.03.1906),командующий Черноморским флотом вице-адмирал Г.

П. Чухнин (29.06.1906),самарский губернатор И. Л. Блок (21.07.1906),пензенский губернатор С. А. Хвостов (12.08.1906),командир л-гв.

Семеновского полка генерал-майор Г.

А. Мин (13.08.1906),симбирский генерал-губернатор генерал-майор К.

С. Старынкевич (23.09.1906),бывший киевский генерал-губернатор член Государственного Совета граф А. П. Игнатьев (9.12.1906),акмолинский губернатор генерал-майор Н.

М. Литвинов (15.12.1906),петербургский градоначальник В.

Ф. фон дер Лауниц (21.12.1906),главный военный прокурор В. П. Павлов (27.12.1906),пензенский губернатор С. В. Александровский (25.01.1907),одесский генерал-губернатор генерал-майор К. А. Карангозов (23.02.1907),начальник Главного тюремного управления А. М. Максимовский (15.10.1907).И т.д.Но отнюдь не только высшие сановники были объектиом террорестических нападений.

Из 671

«Государственная необходимость стоит выше права»

Среди награжденных «за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны», в том числе в реализации национальных проектов, есть и представители правоохранительных органов и правозащитных организаций.

Последним таковым актом до революции 1917 года можно считать убийство самого Петра Столыпина киевским анархистом и полицейским осведомителем Мордко Богровым.

Для нынешнего российского политического истеблишмента Столыпин стал модным историческим брендом и одним из самых цитируемых государственных деятелей России начала XX века. Цитатник для современного российского политика и законодателя из ораторского наследия Столыпина • «Правительство в России – ответчик за все, даже за то, что делает сама страна внутри себя, в недрах своей духовной и экономической жизни.

Положение о военно-полевых судах

19 августа 1906 г. Николаем II было утверждено Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало фактическое изъятие дел революционеров из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, состоящим из офицеров и рассматривавшим дело не более чем за 48 часов.

Все пять лиц, входившие в состав военно-полевого суда, должны были быть из числа строевых офицеров, причем закон не требовал ни от председателя, ни от членов суда юридических знаний. В самом положении не были четко обозначены рамки подсудности военно-полевого суда было лишь указано, что они учреждаются для «обеспечения достаточной быстроты репрессий за преступления, выходящие из ряда обыкновенных».

Условие предания военно-полевому суду. Именно условие, а не условия предания суду, подчеркивает один из исследователей этой проблемы Н.Н. Полянский, так как передача дела на рассмотрение полевого суда ограничена только одним условием: «Когда учинение преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании». Но, поскольку понятие «очевидности» связано с сугубо субъективным восприятием действительности, то здесь речь идет уже о психоэмоциональном факторе каждого индивидуума. То, что кажется очевидным одному, вовсе не кажется очевидным другому.

Срок для передачи военно-полевому суду — 24 часа после совершения преступления.

Предварительная подготовка дела, требующая — при нормальном порядке его производства — предварительного следствия и составления обвинительного акта, при передаче дела на рассмотрение военно-полевого суда исключалась. Дело передавалось военно-полевому суду, когда признавалось, что «нет надобности в его расследовании

Порядок рассмотрения дел. Разбирательство дела в военно-полевых судах производилось по правилам, установленным для разбирательства дел в полковых судах в военное время, но с дополнением двумя существенными требованиями: рассмотрение обязательно происходило при закрытых дверях и должно было закончиться не позднее 48-часового срока, не было ни защитника, ни обвинителя.

Приговор излагался в упрощенной форме. Согласно инструкции по Петербургскому военному округу, приговор должен был заключать в себе год, месяц и число когда составлен приговор; состав суда; звание, имя, фамилию или прозвище подсудимого; сущность приговора о вине или невиновности подсудимого; наказание и последствия ссылки на законы, в силу которых приговор постановлен.

Приговор должен быть приведен в исполнение «безотлагательно и, во всяком случае, не позже суток по распоряжению военных начальников, на коих возложено учреждение военно-полевых судов». Уже 24-часовой срок, в течение которого по вынесении приговора он должен быть исполнен, значительно затруднял применение в делах военно-полевых судов помилования, поскольку правом помилования обладал только государь. В одном из циркуляров, касающихся деятельности военно-полевых судов, отмечалось: «Командующие войсками должны озаботиться, чтобы по этим делам не представлять государю телеграмм о помиловании».

В советский период деятельность военно-полевой юстиции рассматривалась как ответ государственной власти на революционные выступления трудящихся масс. Но с позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что главная цель военно-полевых судов заключалась в борьбе с терроризмом. Анализ списка дел о преступниках, казненных по приговорам военно-полевых судов по 1 марта 1907 г., показывает, что в основном это были молодые люди в возрасте до 24 лет — студенты, учащиеся технических или реальных училищ, зараженные героикой революционной борьбы.

Об этом, кстати, свидетельствует следующий документ: «По сведениям охранного отделения в г. Москве, после казни Мазурина, бывшего начальником летучей “боевой дружины оппозиционной фракции партии эсеров”, остатки дружины образовали группу, присвоившую себе наименование “мазуринцев”, примкнувшую к максималистам и поставившую себе целью производство экспроприаций и мелкого террора».

Военно-полевые суды первого десятилетия XX в. являлись экстраординарными органами, боровшимися против терроризма различных боевых дружин партий анархистского и максималистского толка. Но они не определили всю судебную систему России в целом. Тем более что 19 апреля 1907 г. Положение о военно-полевых судах было отменено.

Австрия

1933 по 1938 год

Во время авторитарной формы правления Австрии между 1933 и 1938 годами (« Ständestaat » или « Время австрофашизма », официальное название: Федеральное государство Австрии ) канцлер Энгельберт Дольфус решил ввести военное положение на заседании Совета министров 10 ноября. 1933; он вступил в силу на следующий день. Он применяется к преступлениям, связанным с убийством, поджогом и преступлением общественного насилия, и направлен против людей, которые были задержаны на месте преступления или чья вина могла быть установлена ​​без промедления.

Уведомление прокуратуры Федеральной канцелярии о возбуждении профессионального дела против Питера Штрауса (1934 г.).

Судебное разбирательство проводилось «летающим сенатом» в составе четырех судей и прокурора, который располагался в Высшем земельном суде Вены и, при необходимости, выезжал в компетентный региональный суд, и длился не более трех дней. . После единодушного подтверждения вопроса о виновности дело закончилось вынесением смертного приговора, который должен был быть приведен в исполнение не более чем через три часа в баре с удушающим дыханием . По этой причине «летающий сенат» часто выезжал на место переговоров вместе с палачом .

Никакие средства правовой защиты не были разрешены против приговора постоянного судьи, возможно только помилование федеральным президентом в отношении пожизненного заключения . С введением военного положения в Австрии была вновь введена смертная казнь , которая уже была отменена обычным порядком в 1920 году.

Первый суд состоялся в Вельсе 14 декабря 1933 года, но федеральный президент преобразовал смертный приговор в тюремное заключение. На втором суде 10 января 1934 года в Граце прошение о помиловании не было представлено федеральному президенту, и поденщик Питер Штраус был казнен за поджог.

Постановлением о чрезвычайном положении с 12 по 21 февраля 1934 года преступление «массовые беспорядки» в соответствии с §§ 73, 74 StG 1852 также было передано в юрисдикцию суда. В июне 1934 года поправка к закону вновь ввела смертную казнь в соответствии с надлежащей правовой процедурой. 12 июля 1934 г. судебные суды также обладали юрисдикцией в отношении преступлений, связанных с бомбардировками и незаконным хранением взрывчатых веществ.

Если гражданский военный трибунал вступал в действие после февральских боев 1934 года, военный трибунал создавался в соответствии с «Законом о введении военного трибунала», который вступил в силу 26 июля 1934 года. Это было в первую очередь предназначено для участников июльского переворота , многие из которых были выходцами из исполнительной власти и вооруженных сил. Созданный таким образом военный трибунал был аналогичен по составу, ведению дел и компетенции гражданским боевым искусствам, за исключением того, что четыре офицера действовали в качестве судей в военном трибунале. Людей, арестованных после июльского переворота, прокуратура разделила на «серьезные» и «мелкие». Те, кто активно участвовал в этом (лидеры, товарищи по комбатантам, курьеры и т. Д.), Были переданы в военный трибунал для рассмотрения их преступлений, связанных с переворотом, даже если разбирательство находилось на рассмотрении в обычном суде или военном гражданском суде. Срочные судебные процессы закончились многочисленными смертными приговорами, 13 из которых были приведены в исполнение, в том числе Отто Планетта .

С 1933 по 1938 год в Австрии было казнено более 40 человек .

Закон о военно-полевых судах

Вводилось льготное кредитование. Столыпин считал, что таким образом всё государство берёт на себя обязательства по улучшению жизни крестьян, а не перекладывает их на плечи немногочисленного класса помещиков; Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земли, ссуды членам кооперативов и товариществ); Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями); Поддержка кооперативов и товариществ крестьян. К итогам реформы следует отнести следующие факты.

Популярные материалы раздела

Принимают ли стройиатериалы обратно

Планшет нагарани сдали в ремонт за какой период должны сделать перерасчет

Знак копирайта что означает

Как заполнить больничный когда заработок меньше мрот

Перераспределение земельного участка с землями находящимися в неразграниченной собственностью

Гибдд пенза поставить машину на учет

Основные реформы

               Роль П. А. Столыпина в подавлении первой русской революции была огромна.

               Однако в первую очередь он известен как великий реформатор.

           В апреле 1906 г. Николай Второй предложил ему стать министром внутренних дел.

         Спустя некоторое время правительство вместе с Госдумой 1-го созыва было распущено.

           Столыпин, в свою очередь, занял пост премьер-министра. Эту должность он занимал вплоть до своей гибели.

На посту премьер-министра политик провел несколько законопроектов, вошедших в историю как “столыпинская реформа”.

В ходе нее была введена частная земельная собственность крестьян.

Кроме этого, Столыпин участвовал в учреждении земств в западных губерниях, ограничении автономии Финляндского княжества, изменении избирательного законодательства, роспуске второй Думы. Еще одним известным мероприятием стало введение военно-полевых судов.

Год их учреждения стал последним для многих террористов, действовавших в тот период.

Индивидуальные доказательства

  1. Маттиас Блазек: Военный трибунал герцога Генриха в Хайде – Люнебургский инцидент из жизни герцога Генриха фон дер Хайде . В: Braunschweiger Kalender 2010 . Joh. Heinr. Meyer Verlag, Braunschweig 2010, p. 99 ff.
  2. Питер Калмбах: Суды с летающей трибуной. В: ВфЗ 69 (2021), № 2, с. 213.
  3. Питер Калмбах: Суды с летающей трибуной. В: ВфЗ 69 (2021), № 2, с. 213.
  4. Постановление о военном уголовном судопроизводстве на войне и в случае особого применения (Постановление о военном уголовном процессе КСтВО) от 17 августа 1938 г., РГБл. 1939 Часть I, стр. 1457 и сл.
  5. Четвертое постановление о введении в действие и изменении постановления о военном уголовном судопроизводстве в условиях войны и специального применения от 4 ноября 1939 г., РГБ1. 1939 Часть I, стр. 2132 ф.
  6. Питер Калмбах: Суды с летающей трибуной. В кн .: ВфЗ 69 (2021), № 2, с. 217.
  7. Йохен Белер: Прелюдия к войне на уничтожение, Франкфурт / М. 2006 г., ISBN 3-596-16307-2 , стр. 117.
  8. Питер Калмбах: Суды с летающей трибуной. В: ВфЗ 69 (2021), № 2, с. 218-220.
  9. Питер Калмбах: Суды с летающей трибуной. В: ВфЗ 69 (2021), № 2, с. 221.
  10. Док. 255 в: Мартин Молл (Ред.): «Führer-Erasse» 1939–1945. Штутгарт 1997, ISBN 3-515-06873-2 , стр. 342 f.
  11. Док. 364 в: Мартин Молл (Ред.): «Führer-Erasse» 1939–1945. Штутгарт 1997, ISBN 3-515-06873-2 , стр. 458.
  12. Мартин Молл: «Führer-Erasse» 1939–1945: Издание всех переданных, не напечатанных в Reichsgesetzblatt, выпущено в письменной форме Гитлером во время Второй мировой войны в области государства, партии, экономики, оккупационной политики и военное управление . Steiner, Stuttgart 1997, ISBN 3-515-06873-2 (по состоянию на 22 декабря 2014 г.).
  13. Йорг Фридрих : оправдание нацистской судебной системы . пересмотренный и дополнительное издание. Берлин 1998, ISBN 3-548-26532-4 , стр. 439.
  14. Вольфганг Бенц и др. (Ред.): Энциклопедия национал-социализма. Мюнхен 1997, с. 747.
  15. Йорг Фридрих : оправдание нацистской судебной системы . пересмотренный и дополнительное издание. Берлин 1998, ISBN 3-548-26532-4 , стр. 73-138.

Дискуссии в Думе

Закон о новых судах не был внесен на обсуждение правительством. В целом представители власти понимали, что нормативный акт встретит сопротивление левого большинства Думы и станет поводом для очередной критики внутриполитического курса. При этом сам Столыпин расценивал военно-полевой суд как меру временную и исключительную. Он не предполагал использовать эти учреждения постоянно в целях борьбы с антиправительственными силами. Однако фракция кадетов в начале марта 1907 г. внесла в Думу проект закона об отмене ранее принятого нормативного акта. Обсуждение этого вопроса использовалось партией для укрепления собственных позиций и устранения противоречий с левым большинством.

Так, депутат В. А. Маклаков 12 марта, выступая с трибуны, заявлял, что военно-полевой суд разрушительно действует на саму идею государства, закона и права, нарушает основы общества. Он говорил о том, что такая жесткая мера приведет к тому, что “озверевшее стадо займет место цивилизованных людей”. При этом Маклаков признавал право власти осуществлять борьбу с революционными настроениями, используя репрессивные меры, но в пределах закона. Столыпин, в свою очередь, выступая на следующий день, 13 марта, подтвердил, что закон будет вноситься на обсуждение в Думу и будет приостановлен до 20 апреля. Премьер-министр назвал военно-полевой суд жесткой, но необходимой мерой “обороны”. Он указал, что государство обязано принимать исключительные нормативные акты, пребывая в состоянии опасности, предотвращая распад страны. Столыпин подчеркивал, что такие мероприятия могут носить только временный характер, поскольку их продолжительное применение, несомненно, отразится на населении, нравы которого следует воспитывать исключительно на законе.

Система военных трибуналов во время Великой Отечественной войны

------------------------T---------------T------------------------¬¦                       ¦ Верховный Суд ¦                        ¦¦                       ¦      СССР     ¦                        ¦¦                       L----------------                        ¦+-----------------¬  -----------------------¬  ------------------+¦     Военно-     ¦  ¦                      ¦  ¦  Военно водно-  ¦¦ железнодорожная +--+   Военная коллегия   +--+  транспортная   ¦¦     коллегия    ¦  ¦                      ¦  ¦    коллегия     ¦L-----T------------  L-T--------T---------T--  L-----------T------      ¦                ¦        ¦         ¦                ¦      ¦      ----------+¬  -----+-----¬  -+---------¬      ¦      ¦      ¦ Военный  ¦  ¦ Военный  ¦  ¦ Военный  ¦      ¦      ¦      ¦ трибунал ¦  ¦ трибунал ¦  ¦ трибунал ¦      ¦------+-----¬¦ флота и  ¦  ¦  фронта, ¦  ¦  округа  ¦------+-----¬¦  Военный  ¦¦отдельной ¦  ¦ отдельно ¦  ¦  войск   ¦¦  Военный  ¦¦ трибунал  ¦¦ флотилии ¦  ¦  армии и ¦  ¦  НКВД    ¦¦ трибунал  ¦¦ железной  ¦¦          ¦  ¦  округа  ¦  ¦          ¦¦ водного   ¦¦  дороги   ¦L----T------  L----T------  L-----T-----¦бассейна и ¦¦           ¦     ¦             ¦              ¦     ¦пароходства¦L------------     ¦             ¦              ¦     L------------                  ¦   ----------+----------¬   ¦------------------+--¬¦Военный трибунал:   ¦---+-----------------¬¦Военный трибунал:   ¦¦- армии, корпуса ил覦Военный трибунал:   ¦¦- флотилии          ¦¦  отдельной бригады ¦¦- войск НКВД союзно馦- соединения морско馦- охраны тыла фронтদ  республики        ¦¦  пехоты            ¦¦- укрепрайона или   ¦¦- войск НКВД АССР,  ¦¦- военно-морского   ¦¦  авиабазирования   ¦¦  края или области  ¦¦  гарнизона и базы  ¦¦- города            ¦¦- соединения войск  ¦¦                    ¦¦- гарнизона         ¦¦  НКВД              ¦L---------------------L---------------------L---------------------

Организационно Военная коллегия состояла из отделов по военным трибуналам армии, флота, войск НКВД, отдела судебного надзора, отделения по суду первой инстанции.

Были моменты, когда политическое руководство страны фактически принуждало Военную коллегию прямо участвовать в расправе с неугодными лицами. Так, 8 сентября 1941 г. в соответствии с посланием Государственного комитета обороны СССР Военная коллегия без проведения предварительного разбирательства вынесла приговор о привлечении к высшей мере наказания 161 осужденного, которые отбывали наказание в Орловской тюрьме <*>.

<*> См.: Петухов Н.А. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. С. 83.

С другой стороны, известна позиция Военной коллегии по вопросу неоправданно широкого применения высшей меры наказания, особенно в начале войны. В обзоре судебной практики, письмах на места Военная коллегия предлагала и даже требовала от военных трибуналов пересмотра политики по применению высшей меры наказания. Например, за девять месяцев 1942 г. Военная коллегия отменила заочные приговоры в отношении 65% осужденных с направлением дел на доследование или их прекращением.

Кроме того, Военная коллегия проводила последовательную политику по расширению применения статьи 28 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей замену уголовного наказания направлением на фронт в действующую армию, с последующим снятием судимости с тех осужденных, которые хорошо проявили себя в боях по защите Родины.

В годы ВОВ сотрудники Военной коллегии составляли относительно небольшой штат (к началу войны 66 человек, а число судей в целом по стране было около 776 человек), к концу ВОВ – 72 человека и 6 человек по особому штату за счет НКВД), а объем работы при этом был огромен (например, за 1944 г. и первое полугодие 1945 г. Военная коллегия рассмотрела более 43 тысяч дел, из них более 13 тысяч об осужденных к расстрелу) <*>.

<*> См.: Петухов Н.А. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. С. 84, 85.

Послевоенный период деятельности военных трибуналов

О деятельности специальных судов, в число которых входили военные трибуналы, говорилось в советских конституциях и в Законе о судоустройстве СССР 1938 г. Время от времени возникал вопрос о ликвидации спецсудов, и прежде всего военных трибуналов.

11 сентября 1953 г. Совет Министров СССР упразднил лишь военные трибуналы и военные прокуратуры дивизий, корпусов, районов ПВО, военно-морских баз и ВВС флотов, а также военные трибуналы и военные прокуратуры войск МВД округов, республик.

Вплоть до 1991 г. в России действовали военные трибуналы, которые относились к общесоюзным судам и не входили в судебную систему той или иной союзной республики. После распада СССР в 1991 г. военные трибуналы, расположенные на территории России, были включены в судебную систему России. При этом Военная коллегия Верховного Суда, входившая в состав Верховного Суда СССР, была включена в состав Верховного Суда России <*>. В ходе судебной реформы военные трибуналы были переименованы в военные суды.

<*> Постановление Президиума Верховного Совета России 28 ноября 1991 г. “О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР”.

В заключение необходимо отметить следующее.

В период нестабильной ситуации в современной России, участившихся посягательств на государственную безопасность страны, ее суверенитет, территориальную целостность, федеративное устройство, демократический режим возникают попытки введения режима чрезвычайного положения в отдельных регионах России. Именно в данный период возникает острая необходимость учесть просчеты и достижения в деятельности военно-судебных органов в механизме российского государства, чтобы избежать допущенных ранее ошибок.

В качестве основных выводов статьи целесообразно подчеркнуть:

во-первых: во время ВОВ никаких особых норм материального права, регламентировавших организацию военно-судебных органов, не предусматривалось;

во-вторых: трибуналы действовали до 1943 г. в составе 3 постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели;

в-третьих: Положение о военных трибуналах предоставляло право данным судебным органам рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения;

в-четвертых: приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора;

в-пятых: большинство дел рассматривались трибуналами в закрытых заседаниях, так как были связаны с охраной государственной тайны;

в-шестых: члены военных трибуналов назначались совместными приказами НКЮ СССР и Наркома обороны;

в-седьмых: особенностью деятельности военных трибуналов в период ВОВ являлась широкая подсудность, к которой в основном относились дела о контрреволюционных и военных преступлениях;

в-восьмых: система военных трибуналов во время ВОВ была достаточно сложной по сравнению с существующей в настоящее время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий