Административное нарушение и административная ответственность

Чем отличается административная ответственность от уголовной?

Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т

д.) и отсутствие категорий правонарушений.
Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно

Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности  по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию  в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” содержатся следующие разъяснения:

“При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности”.

Виды административной ответственности

Виды административных взысканий определены в статье 3.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  • Предупреждение – это выносимое официальное осуждение управляемым органом в письменной форме, которая установлена законодательством государства;
  • Административный штраф – это взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства, размер которого определяется в статье, которая устанавливает ответственность за конкретное правонарушение;
  • Изъятие орудия совершения правонарушения или предмета административного правонарушения – это изымаемая принудительно вещь, которая продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от её продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (уже не применяется, так как статья 3.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федрации утратила силу с 1 июля 2011 года).
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  • Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права охоты, управления транспортным средством и такое прочее);
  • Административный арест – он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контр террористической операции — до тридцати суток; Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до двенадцати  лет, несовершеннолетним, инвалидампервой и второй  групп.
  • Дисквалификация –  это отстранение физического лица (или лишение его права занимать ответственные, руководящие должности) в исполнительном органе управления юридического лица, лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), а также осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и управление юридическим лицом в иных случаях;
  • Приостановление деятельности административное.
  • Запрет административный на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (был введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ; и вступил в силу с 20 января 2014 года);
  • Лишение (окончательное или временное) специального права, предоставленного данному гражданину (например, управление транспортным средством, право охоты);
  • Исправительные работы сроком до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до двадцати процентов его заработной платы в доход государства. Такой вид наказания применяется только в судебном порядке;
  • Административная депортация за пределы государства Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Понятие административной ответственности

В настоящее время самым актуальным определением административной ответственности является определение, предложенное А.А. Поповым

В современной литературе существует базовая характеристика административно ответственности, в которой выделены ее характерные черты:

  1. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение, так как реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Административная ответственность это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права.
  3. Неблагоприятные последствия, которые указаны в санкции правовой нормы, являются логическим следствием административной ответственности.
  4. Меры административной ответственности характеризуют противоправность деяния от имени государства.
  5. Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности.

Кроме того, для административной ответственности характерен ряд черт, представленных в таблице ниже.

Административная ответственность

Черты административной ответственности:

Актуальность

1

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения

+

2

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениям;

+/-

3

Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Административная ответственность налагается не только на физических, но и на юридических лиц.;

+

4

По своей сущности административная ответственность – это воздействие, управомоченного органа государства на субъект административного правонарушения.

+

5

Из нарушения административно-правовых норм следует применение мер административного принуждения, вплоть до соответствующих видов наказаний.

+

6

Административная ответственность характеризуется определенным порядком установления.

+

7

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

+

8

Органы и должностные лица, применяющие меры административной ответственности не связаны с нарушителями служебными и трудовыми отношениями.

+

9

Приобретение судимости и увольнение с работы не являются необходимыми следствиями привлечения к административной ответственности.

+

10

Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации.

+

11

Всегда административная ответственность наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний.

+

12

Административную ответственность можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений

+. Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях

Административная ответственность получает свое непосредственное выражение в отношении лиц, совершивших административное правонарушение, в особых мерах административного принуждения – в административных взысканиях.

Особенная часть КоАП

Из прежнего  исключены 110 норм, в 230 составах скорректированы санкции в сторону их уменьшения.

Значительная часть составов правонарушений изложена по-новому.

Справочно

В то же время за отдельные правонарушения ответственность ужесточается.

В частности, повышены:

• предельный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо за нарушение законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, со 100 до 200 БВ ( ст.6.4 КоАП);

• предельный срок лишения специального права с 3 до 5 лет ( ст.6.7 КоАП).

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, наказывается штрафом до 100 БВ, или общественными работами, или административным арестом. При повторности (совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) – штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.

Административная ответственность (комментарии к Особенной части КоАП)

 Кодекс об административных правонарушениях. Общая характеристика изменений. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З и Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Строительство

 ответственность в сфере строительства: изменения с 1 марта 2021 года.

Трудовые отношения

 ответственность в сфере трудовых отношений: изменения с 1 марта 2021 года.

 изменений в административной ответственности юридического лица как работодателя (нанимателя). Комментарий к Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 93-З.

Уплата обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование

: ответственность за нарушение порядка уплаты обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Охрана труда

 ответственность в сфере охраны труда: изменения с 1 марта 2021 года.

 и УК: изменение ответственности за нарушения требований по охране труда в 2021 году.

Антимонопольное регулирование и естественные монополии

 редакция КоАП: что нового для антимонопольного регулирования и естественных монополий. Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З.

Интеллектуальная собственность

 в административной ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности с 1 марта 2021 года. Комментарий к ст.9.21 и 11.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 ответственность за нарушение норм законодательства об интеллектуальной собственности: изменения с 1 марта 2021 года.

ВЭД и валютные операции

 ответственность за нарушение норм валютного законодательства и порядка проведения внешнеторговых операций: изменения с 1 марта 2021 года.

Пожарная безопасность

 ответственность за нарушения в области пожарной безопасности с 1 марта 2021 года.

Обращение с отходами

 ответственность за нарушения при обращении с отходами с 1 марта 2021 года.

Безопасность движения и эксплуатация транспорта

 правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта: изменения с 1 марта 2021 года.

Закупки товаров (работ, услуг)

 ответственность в сфере закупок товаров (работ, услуг): изменения с 1 марта 2021 года.

Налогообложение

 ответственность за нарушения против порядка налогообложения с 1 марта 2021 года. Комментарий к главе 14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Экология

 экологические правонарушения, по которым изменились меры административной ответственности.

Делопроизводство, архивное дело, обращения граждан и ведении книги замечаний и предложений

 в сфере делопроизводства, архивного дела, при обращении граждан и ведении книги замечаний и предложений.

Ценообразование

 рассмотрения административных дел и наложения штрафов за нарушение законодательства о ценообразовании.

Жилищное законодательство и ЖКХ

 ответственность в сфере жилищного законодательства и ЖКХ с 1 марта 2021 года.

Срок наложения административного взыскания зависит от субъекта административного правонарушения (физическое лицо, ИП, юридическое лицо).

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

Административная ответственность

Уголовная ответственность

Регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах

Регулируется уголовным законодательством, в первую очередь, УК РФ и УПК РФ.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица.

Субъекты уголовной ответственности – только физические лица.

За административные правонарушения применяются административные наказания

За преступления – меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнение с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности. Для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти.

Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации” с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016// Консультант Плюс. Версия Проф . – – М, 2016.
  3. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: “Проспект”, 2010
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2015
  5. Козлов Ю. М. Административное право России. Учебник. – М.: Юристъ, 2012
  6. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: “Приор-издат”, 2013.
  7. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы – М.: Норма, Инфра-М, 2012.

Одновременное привлечение

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24,5 КоАП, не может быть начато производство по административному делу при наличии постановления о возбуждении уголовного следствия. Если производство уже начато, то его следует прекратить.

Однако в законодательстве РФ нет прямого запрета на возбуждение уголовного дела при начатом административном производстве. Также надо учитывать признаки объективной стороны и состав некоторых правонарушений и преступлений.

Например, допустимо одновременное привлечение виновного к административной и уголовной ответственности в случаях нарушения ПДД, когда лицо в состоянии опьянения причинило тяжкий вред здоровью человека по неосторожности, что повлекло за собой смерть

Побои

Побои это уголовная или административная ответственность? Побои относятся к уголовному составу преступления. К побоям относят насильственные деяния без последствий, но повлекшие физическую боль.

Могут совершаться из хулиганских побуждений, а также из-за религиозной ненависти, расовой или политической вражды.

Чтобы уголовную ответственность можно было заменить административным наказанием, пострадавшее лицо не должно иметь родства с хулиганом, а также не быть инвалидом, престарелым человеком, беременной женщиной или несовершеннолетним подростком.

Также в суде учитывается, совершено ли было злодеяние впервые, обвиняемый не принес существенный вред здоровью жертвы, действия не носили умышленный характер.

Драка

Многих также интересует, драка – это уголовное или административное правонарушение? Если ответственность за побои зависит от обстоятельств и тяжести повреждений, то драка носит уже умышленный характер.

В уголовном кодексе выделяют повреждения:

  • легкие – до 2 лет лишения свободы;
  • средние – до 5 лет лишения свободы;
  • тяжкие – до 15 лет лишения свободы.

При повреждении легкой и средней степени тяжести возможна процедура досудебного примирения, тогда конфликт можно решить без уголовного разбирательства.

Административный штраф до 40 тыс. руб. можно получить, только если после драки не наступили проблемы со здоровьем.

Если произошла драка на улице с прохожим, который не приходится родственником хулигану, и ему не были нанесены тяжкие повреждения, то злоумышленнику грозит административное наказание (если нарушение произошло впервые).

Строгость наказания зависит от обстоятельств. Например, сын избивает беспомощных родителей, драка в пьяном виде или преступление в отношении детей вынуждает суд назначать более жесткое наказание.

За групповое избиение можно получить до 5 лет лишения свободы, а если с использованием оружия, то еще больше.

Тяжким повреждением считается вред, который привел бы пострадавшего к смерти в случае отсутствия медицинской помощи, без которой люди погибают в половине случаев от тяжких телесных повреждений.

Если это случилось, то обвиняемому назначат максимальное наказание – до 15 лет лишения свободы.

Виды законодательств об административной ответственности

В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях можно разделить на:

  • материальное законодательство, которое включает в себя КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;
  • процессуальное законодательство, которое определяет публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.

От нормативного правового акта следует отличать ненормативный акт, который принимается органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении.

Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие повлечет за собой установление публичного правомочия лица или изменение/прекращение имущественного правомочия подозреваемого/нарушителя.

Общей чертой нормативного и ненормативного правовых актов является их обязательность для исполнения.

Виды административных взысканий

Виды административной ответственности граждан закреплены в КоАП РФ Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ . Всего предусмотрено несколько категорий мер взыскания, а именно:

  • предупреждение в письменном виде – обычно выносится несовершеннолетним лицам или гражданам, уличенным в легком правонарушении впервые;
  • штраф в виде установленной суммы денежных средств;
  • изъятие предмета нарушения, будь то: деньги, оружие, нелегальная продукция и т.п. – конфискация совершается на безвозмездной основе в пользование государства;
  • лишение гражданина конкретных прав, к примеру, на вождение автомобиля или на хранение оружия;
  • арест, предполагающий помещение нарушителя в условия изоляции от социума;
  • выдворение за пределы территории Российской Федерации – если нарушитель является гражданином иного государства или апатридом;
  • дисквалификация, подразумевающая наложение запрета на занимание указанных должностей – обычно это касается государственных или муниципальных служащих, а также руководителей коммерческих организаций;
  • временная приостановка функционирования предприятия и представительств;
  • обязательные работы, заключающиеся в принудительной реализации полезных для социума работ после учебной или рабочей деятельности.

Вышеуказанный список мер взыскания являются исчерпывающим. То есть использование иных категорий наказания в местном законодательстве невозможно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий