Аттестация педагогических работников — что это и как проходит?

Новые положение и правила в процедуре аттестации педагогических работников

Последние изменения в Типовом положении об аттестации педагогических работников, которое утверждено приказом Министерства образования № 930 от 06.10.2010 г. Произошли в январе 2012 г.

Рассмотрим, каких именно пунктов данные изменения коснулись, и в чем заключаются новшества проведения процедуры аттестации начиная с этого периода:

  1. Если педагог переходит в другое учебное заведение либо меняет должность педагогической сферы в прежнем учебном заведении, до следующей аттестации за ним сохраняются ранее присвоенные квалификационные категории и звания (п. 3.22 Положения). То же самое касается методистов, а также специалистов, переводящихся из методических организаций на педагогические должности. Эта норма напрямую связана с оплатой труда специалистов, уровнем их нагрузки
  2. Определен порядок проведения аттестации специалистов, у которых имел место перерыв в работе на преподавательской должности. Так, согласно п. 3.17 Положения, за такими сотрудниками сохраняются квалификационные категории, которые были присвоены при предыдущей аттестации, а также звания и ранги. Для них предусмотрен срок проведения следующей аттестации – не позднее 2 лет после их возвращения к работе – в ом случае, когда последняя их аттестации проводилась не более 5 лет назад.
  3. Как выглядит процедура совмещения педагогических должностей – п. 3.18 Положения определяет, что для каждой из этих должностей предусмотрена отдельная процедура аттестации. Кроме того, педагог может ходатайствовать о проведении внеочередной аттестации перед руководящим составом – таким образом, сотрудник получает возможность самостоятельно регулировать – проводятся аттестации в один день, либо разводятся по времени. Соответственно, по каждой из процедур аттестации заполняется отдельный аттестационный лист.
  4. Как проходит аттестация выпускников ВУЗов – в соответствии с п. 4.3 Положения, такие педагоги принимаются на работу на категорию «Специалист» — вне зависимости от их формы обучения. При проведении последующей аттестации, не позднее 2 лет на начала им своей трудовой деятельность, эта категория может быть как повышена, так и понижена.
  5. Как проводится аттестация при отсутствии сотрудника – при наличии уважительной причины и соответствующего письменного соглашения, аттестация может пройти в его отсутствие. Если причина его отсутствия не известна, то проведение аттестации без специалиста не допускается. Таким образом, решение принимается в каждом случае в индивидуальном порядке.
  6. Изменения в порядке голосования членов аттестационной комиссии в соответствии с п. 3.8 Положения – внесены изменения в пункт о тайном голосовании. Теперь решения принимаются простым большинством присутствующих. По желанию членов комиссии, порядок голосования может быть тайным. При этом заседание комиссии может считаться правомочным на принятие решений только в случае присутствия на нем не менее 2/3 от общего числа членов, и не менее 5 человек присутствующих членов. Эта информация отображается в протоколе заседания комиссии. В тех случаях, когда по результатам голосования для аттестации специалиста принято разное количество голосов «за» и «против», принимается решение в пользу специалиста. Кроме того, новшеством является положение о возможности каждым членом комиссии добавлять к протоколу собственное мнение по любому вопросу как относительно материальной, так и процессуальной части проведения заседания, изложенное в письменной форме.
  7. Если относительно сотрудника принято решение о несоответствии им занимаемой должности, на руководителя возлагается обязанность предложить сотруднику другую должность в соответствии его квалификационному уровню.

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Заявление на аттестацию педагогического работника

Заявление составляется на специальном бланке, но его содержание излагается в свободной форме. В шапке заявления необходимо указать:

  • наименование комиссии, куда оно подается;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • место работы заявителя и занимаемую им должность;
  • контактные данные заявителя: адрес, телефон, электронный адрес.

Непосредственно в тексте заявления следует указать:

  • просьбу провести профессиональную проверку в отношении воспитателя, конкретизировав год, в котором ее необходимо провести, и на какую категорию претендует заявитель;
  • каким уровнем квалификации в настоящий момент заявитель располагает и основания его присвоения;
  • каким образованием располагает заявитель, проходил ли повышения квалификации, обладает ли наградами и опыт работы в качестве педагогического сотрудника;
  • основания для присвоения новой квалификационной группы: какие достижения имеются у педагога, каких результатов добился, каких результатов под его руководством достигли его подопечные.

Разделу о достижениях педагогического работника следует уделить особое внимание: если он участвовал в разработке или внедрении инновационных методов преподавания, методической работе — об это необходимо написать. Документы, которые подтверждают эти достижения, следует включить в состав подаваемого на рассмотрение портфолио

Особенности

Описываемая проверка предусматривает создание в данной организации аттестационной комиссии. Работодатель издаёт приказ или распоряжение, где утверждает персонально состав:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь;
  • рядовые члены аттестационной комиссии.

Далее разъясняется порядок аттестации педагогических работников, регламент, положение о комиссии и другие.

Чуть позже издаётся второй приказ или распоряжение, где определяется персональный состав педагогов, которым необходимо пройти аттестацию, там же находится график прохождения и другие организационные моменты этого мероприятия.

За тридцать дней до начала каждый преподаватель под роспись должен ознакомиться с этим приказом. Работодатель же обязан заблаговременно внести в аттестационную комиссию о каждом работнике специальное представление.

Как проводится оценка квалификации сотрудника

Сама по себе процедура аттестации проходит комиссионно, при этом обязательно присутствие самого работника. Принимаемое решение является правомочным, если на аттестации присутствует как минимум две трети членов комиссии.

На практике встречаются и такие случаи, когда работник не может присутствовать на аттестации именно в этот день, так как у него имеется уважительная на то причина. Поэтому заседание может быть перенесено на иную дату. Если же работник попросту не приходит за заседание, то в правах комиссии имеется возможность проводить аттестацию без его участия.

По итогам рассмотрения всех документов принимается решение аттестовывать или не аттестовывать работника по результатам голосования. Если половина членов комиссии голосует за аттестацию работника, то принятое решение обычно в пользу сотрудника.

Результаты доводятся до работника после того, как подведены итоги.

Что нового

С помощью проверки профессионального уровня педагогический работник, например воспитатель, получает первую или высшую категории воспитателей детских садов, по возрастанию категории идут в следующем порядке:

  • первая присваивается при стабильно хорошем уровне профессионализма;
  • высшая категория воспитателя детского сада, требования для присвоения которой еще выше: от заявителя требуются не просто стабильные результаты работы, но и значимые профессиональные достижения, которые, в частности, выражаются в успехах подопечных педагогического работника.

В настоящее время разрабатываются инициативы изменения порядка, в котором должна проводиться аттестация воспитателей в 2020 году, последние изменения основаны на таких предложениях:

  • ввести вместо существующей системы проверки профессионализма единый федеральный экзамен, который позволит более объективно и беспристрастно оценить квалификацию работника;
  • основывать новую систему оценки исключительно на результатах экзамена и не требовать, как это сейчас происходит, портфолио и прочие доказательства того, что педагог успешен в профессии.

Кто может не проходить обязательную аттестацию педагогов?

По закону все педагоги должны проходить обязательную аттестацию, чтобы доказать, что они соответствуют должности. Это нужно делать через два года после начала работы по специальности, а затем повторять через каждые пять лет. Еще раз повторимся, что это обязательно, в отличии от аттестации на категорию, которая добровольна.

Но есть те, кто не проходит обязательную аттестацию (и им за это ничего не будет):

  • Беременные женщины.
  • Работники в декретном отпуске. Они проходят аттестацию не раньше, чем через два года после возвращения к работе.
  • Педагоги, находящимся на больничном листе свыше четырех месяцев. Учителя на длительном больничном листе проходят аттестацию не раньше, чем через год после возвращения к работе.

По факту процедура аттестации может отличаться от региона к региону, во всяком случае пока не вступили в силу новые правила. Чаще всего педагогам приходится собирать портфолио — награды, благодарности и другие поощрения, собирать характеристики и т.д.Какие нужны документы для обязательной аттестации?

  1. Издается .
  2. Издается . В комиссии обязан присутствовать представитель профсоюза.
  3. Заместитель директора по учебной или методической работе готовит , участвующего в аттестации.
  4. Работодатель должен ознакомить работника с представлением за 30 дней до аттестации. Если работник отказывается ставить изучать представление, работодатель обязан составить , который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
  5. .

Аттестация проходит через 30 дней после того, как педагог ознакомился с представлением. В этот момент он уже знает дату аттестации и более-менее знаком с процедурой.

Обязательная аттестация

Итак, обязательная аттестация педагогов, как упоминалось ранее, проводиться каждые пять лет. Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии и в присутствии аттестуемого. Она считается правомочной, если на заседании присутствует не менее чем две трети от общего количества участников комиссии.

Для проведения аттестации руководителю следует подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника. При этом руководитель обязан ознакомить с ним педагога за тридцать дней до процедуры.

По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует ли педагог занимаемой должности или нет.

Отметим, что итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, подписанном членами комиссии. В течение двух дней после успешного прохождения аттестации секретарь комиссии оформляет выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре и ее результатах.

Образовательная организация обязана ознакомить работника с данной выпиской под роспись в течение 3 дней после ее формирования. Затем выписка заносится в личное дело работника.

Не распространяется аттестация на:

  • беременных женщин;
  • педагогов с квалификационной категорией;
  • педагогов, проработавших в сфере образования менее двух лет;
  • работников, которые находятся в декретном отпуске на момент проверки педагогических знаний (для них аттестация проходит по истечение двух лет с момента выхода на работу);
  • педагогов, которые свыше четырех месяцев отсутствуют на работе по причине болезни (для них аттестация проходит по истечение одного года с момента выхода на работу).

Аттестация педагогических работников

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).Основными задачами аттестации являются: • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; • повышение эффективности и качества педагогического труда; • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Уважаемые педагоги!

Прием заявлений на аттестацию в 2020-2021 учебном году осуществляется только в электронном виде!

Для всех педагогических работников образовательных организаций города Москвы с сентября 2014 года прием осуществляется через модуль «Аттестация» Московского регистра качества образования (МРКО).

Для педагогических работников организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, которые не имеют персональных кабинетов в МРКО, с сентября 2014 года прием заявлений ведется по электронной почте

Уважаемые педагоги!В бумажном виде документы на аттестацию не принимаются!

Вопросы по процедуре аттестации можно задать по телефону отдела сопровождения аттестации: 8-499-653-97-78, либо по электронной почте

Если не согласен с результатами аттестации, то что можно сделать?

Во-первых, вы имеете право обоснованно обжаловать любые нарушения, если вы считаете, что они были при соблюдении процедуры. Во-вторых, есть как минимум два способа обжаловать результаты аттестации:

  1. Заявление в комиссию по трудовым спорам, которая создается и работает при вашем работодателе. Члены этой комиссии должны рассмотреть ваше обращение не позже 10 дней с момента подачи заявления.
  2. Заявление в суд. То есть, если вы не согласны и с решением комиссии по трудовым спорам, то его можно оспорить в суде в течение 10 дней. Более того, у педагога есть право сразу идти в суд. Но лучше это делать сразу, как вы узнали о нарушении своих прав. И точно не позже трех месяцев с этого момента.

Нормативно-правовая база

Исключения

Обязательность прохождения аттестации имеет свои исключения, о которых сообщает Положение об аттестации педагогических работников. Так, не подлежат аттестации:

  • преподаватели, уже имеющие квалификационные категории;
  • занимающие данную должность не менее двух лет в той организации, которая проводит аттестацию;
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности;
  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста;
  • лица, которые отсутствовали на работе в связи с болезнью более четырёх месяцев подряд.

Примечательно, что аттестация педагогических работников, подпадающих под пункты 4 и 5, может проходить не скорее двух лет после выхода их из отпуска, а попавшие под пункт 6 должны быть аттестованы не ранее, чем через год после выздоровления.

Локальные нормативные акты определяют и другие категории педагогов, аттестующихся в другие сроки – например, взявшие отпуск, связанный с усыновлением, а также находящиеся в длительном отпуске. Правила аттестации педагогических работников, судя по анализу, обладают достаточной гибкостью.

Как переносили запуск новой системы

Поэтому полноценное вступление в силу новой системы было отложено. Сначала все это запланировали на 2020 год – до июня должны планировалось подвести итоги апробации новой модели, потом до ноября провести комплексное исследование квалификации учителей.

Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:

  • всем, у кого срок действия квалификационных категорий заканчивался с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, их продлили до 31 декабря 2020 года;
  • тем, у кого срок действия категории истекал с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021-го, продлили категории до 31 декабря 2021 года.

А запуск новой системы аттестации как раз был запланирован на 1 сентября 2021 года. Но найти хотя бы какое-то подтверждение этому не удалось – ведь сроки действия квалификационных категорий учителям и так продлили до конца года.

Единственное, что было сказано более-менее официально – это слова министра просвещения Сергея Кравцова в интервью «РГ». Он рассказал, что действующая система аттестации слишком субъективная и неудобная для учителей, поэтому и планируется внедрить ЕФОМ. Это сделает процесс аттестации простым и прозрачным, а пройти ее можно будет прямо на рабочем месте «в два клика». А координировать все это будет Федеральная Академия Минпросвещения.

Другой информации о запуске новой системы на данный момент нет. Вероятно, новости о ее запуске (или о новой отсрочке – пандемия не отступает) появятся чуть позже – например, ближе к фактическому запуску с 2022 года.

Сведения о работнике

Новая аттестация педагогических работников предусматривает ознакомление – опять же под роспись – с составленным работодателем представлением каждого аттестуемого. Сведения составляются по следующим пунктам.

  1. Фамилия, имя и отчество (если есть).
  2. Название должности на момент проведения аттестации.
  3. Дата трудового договора, который подтверждает получение данной должности.
  4. Уровень образования, квалификация по специальности либо направлению.
  5. Информация о дополнительном профессиональном образовании по профилю деятельности.
  6. Результаты предшествующих аттестаций (если есть).
  7. Мотивированная, объективная и всесторонняя оценка профессиональных и деловых качеств, результаты профессиональной деятельности преподавателя, выполнение им трудовых обязанностей, соответствующих трудовому договору.

Если педагога не удовлетворит содержание данного представления, он может по желанию представить аттестационной комиссии любые дополнительные сведения, которые характеризуют его работу за весь период от даты последней аттестации либо от даты поступления на работу, если аттестация проходит у него впервые.

Изменение в аттестации педагогических работников состоит в том, что ранее преподаватель сам готовил все документы, удостоверяющие его деятельность.

Аттестация педагогических работников

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).Основными задачами аттестации являются:• стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;• повышение эффективности и качества педагогического труда;• выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;• учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;• определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;• обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Уважаемые педагоги!

Прием заявлений на аттестацию в 2021-2022 учебном году осуществляется только в электронном виде!

Для всех педагогических работников образовательных организаций города Москвы с сентября 2014 года прием осуществляется через модуль “Аттестация” Московского регистра качества образования (МРКО).

Вопросы по процедуре аттестации можно задать по телефону отдела сопровождения аттестации педагогических работников: 8-499-653-97-78, либо по электронной почте:
[email protected] .

Уважаемые педагоги!

В бумажном виде документы на аттестацию не принимаются!

Виды аттестации

Аттестация педагогов помогает определять качество педагогической деятельности работника, стимулировать его профессиональный и личностный рост. Порядок прохождения этой процедуры описан в Приказе Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276.

Существует два вида аттестации, первая – на соответствие педагога занимаемой должности. Отдельные категории работников должны проходить её обязательно, в том числе учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель, логопед, преподаватель, старший методист, социальный педагог и другие. Второй вид аттестации – для установления квалификационной категории (первой или высшей) – можно проходить по желанию.  

Новая система взамен прежней

На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.

Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.

В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.

В новой системе аттестации учителей будут оценивать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), которые включают в себя оценку предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной квалификации. Но самое главное – ЕФОМ будут едиными по всей России. В оценочные материалы будут включаться:

  • письменная работа по предмету, который преподает учитель;
  • анализ образца профессиональной деятельности. Сначала планировалось, что учитель будет сдавать фрагмент видеозаписи урока, но впоследствии от этой идеи отказались;
  • решение педагогического кейса – сложной ситуации из реальной практики учителя.

За каждый блок учитель получит определенные баллы, максимум по результатам оценки согласно ЕФОМ можно получить максимум 60 баллов.

Кроме этого, учителя будут оценивать и по другим критериям:

  • динамика образовательных результатов учеников – максимум 20 баллов;
  • за условия профессиональной деятельности дадут до 5 баллов;
  • за индивидуальные достижения учителя могут дать до 15 баллов.

Всего можно получить до 100 баллов. Правда, до сих пор неизвестно, на какие баллы нужно пройти аттестацию, чтобы сохранить свой статус или получить более высокую категорию.

Зато уже известно, как будут присваиваться новые категории учителям:

  • молодой специалист – это выпускник педагогического вуза, который только пришел в школу и еще не имеет категории;
  • учитель, соответствующий должности – спустя 3 года работы, молодой специалист проходит аттестацию и получает новую категорию;
  • учитель-методист – получив первую категорию спустя 8 лет работы, учитель может получить должность, дающую ему право участвовать в разработке учебных материалов, быть экспертом, разрабатывать программы повышения квалификации и т.д.;
  • учитель-наставник – это самая высокая должность, которую можно получить с высшей категорией, и ради которой нужно неоднократно проходить аттестацию. Такой учитель сможет помогать новым педагогам, выявлять у них пробелы в знаниях и передавать свой опыт.

Правда, до сих пор неизвестно, сохранят ли первую и высшую категории учителям, или полностью заменят их на новые должности и статусы.

По некоторым данным, срок действия трудового договора с учителем будет привязан к сроку, остающемуся до следующей аттестации (пока закон не поменяли, это по-прежнему 5 лет). Однако более-менее официальной информации об этом найти не удалось.

Добровольная аттестация

Добровольная аттестация проводится по желанию педагога в целях установления первой или высшей квалификационной категории.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (п.3 статьи 49 Закона «Об образованиив РФ»)

Квалификационная категория присваивается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий