Бункеровка судна топливом у причала и в море. Особенности и правила бункеровки

Введение

Настоящий стандарт разработан а поддержку все более широкого использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива всеми видами транспорта, в том числе морскими судами и судами внутреннего водного плавания. В настоящем стандарте надлежащим образом учтены требования Международной морской организации, регламентированные Международным кодексом по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (Кодекса МГТ).

Использование СПГ в качестве морского бункерного топлива является одним из наиболее экологически рациональных способов, способствующих предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Настоящий стандарт обеспечивает соблюдение Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными договорами по ограничению выбросов с судов парниковых газов и оксидов азота и серы. Объект стандартизации в настоящем стандарте — это процесс проведения технологических операций при бункеровке СПГ. В настоящем стандарте устанавливаются общие характеристики процесса проведения бункеровки СПГ. включая бункеровку, осуществляемую из стационарных береговых хранилищ, мобильных хранилищ, а также с использованием иной инфраструктуры и оборудования.

Целью настоящего стандарта является обеспечение необходимого уровня безопасности при выполнении бункеровки судов СПГ из стационарных береговых, а также мобильных хранилищ.

11 Оценка рисков

11.1 Компания, осуществляющая бункеровку СПГ

несет ответственность за разработку мер предосторожности, необходимых для безопасной работы всего оборудования судна — бункеровщика СПГ. мобильного или стационарного терминала для бункеровки СПГ

Компания должна обеспечивать соответствие состояния и режима эксплуатации судна — бункеровщика СПГ требованиям действующих противопожарных норм и правил, а также требованиям охраны труда и техники безопасности.
11.2 До начала эксплуатации оборудования судна — бункеровщика, мобильного или стационарного терминала для бункеровки СПГ могут быть выполнены идентификация и оценка рисков в области безопасности и охраны. Оценка должна учитывать как минимум следующие факторы:

Техника безопасности, которую необходимо соблюдать при бункеровке судов

Существуют определенные требования, предъявляемые для заправки судов, соблюдать которые обязуют определенные правила и нормативы. Так, прежде чем начать проводить данные действия и поставлять топливо, об этой операции проводят оповещение. Оглашается о том, с какого борта будут проводить данное действие, а также о соблюдении необходимых правил, касающихся пожарной безопасности при выполнении этих действий.

При бункеровке на мачте судна поднимается флаг «Б», а в ночное время суток включается красное круговое освещение. В том месте, где произведена шланговка, организуется пожарный пост со всеми необходимыми средствами для тушения пожара. Также пролагают пожарную линию, снабженную пенным стволом. В месте приема — передачи топлива устанавливаются знаки «Курение запрещено» и «Проход запрещен». Также задействуются все противопожарные средства, имеющиеся на судне.

Бункеровка в ночное время суток

Если операции по бункеровке производятся в темное время суток, то место их проведения должно быть максимально освещено. Также предварительно стоит проинструктировать всех лиц, которые будут принимать участие в проведении данных действий.

Прежде чем производить заправку, нужно проверить то количество топлива в емкостях, которое уже имеется. Также уточняется, какое количество топлива необходимо поставить. После всех этих мероприятий согласовывается момент последовательности заполнения емкостей, а также исправность переливных приспособлений и сигнальных устройств.

В тех местах, где соединяются шланги, а также под арматурой принято устанавливать поддоны на тот случай, если вдруг возникнет утечка. Все палубные шпигаты заглушаются, поскольку именно через них может возникнуть попадание горюче-смазочных материалов в воду.

В том месте, где непосредственно принимается топливо, подготавливается и используется ветошь, которая сорбирует материалы.

При получении каждой партии топлива от нее отбирается проба. Она хранится на судне до того момента, пока поставленная партия не закончится.

Связь с вахтенным начальником бункеровочной станции поддерживается при помощи специализированной переносной радиостанции.

Рабочее давление, которое используется при бункеровке, должно быть согласовано ответственным лицом с вахтенным начальником бункеровочной станции.

Попытка защиты экономических интересов

В последнее время нередки стали ситуации, когда при бункеровке нефтепродуктов на таможенных постах было отказано в вывозе топлива. Теоретически это может произойти в случаях, когда его количество превышает необходимую норму для обеспечения технического обслуживания и эксплуатации судов.

Объем вывозимых припасов, освобождаемых от уплаты налогов и таможенной пошлины, определяют компетентные лица таможенного поста, основываясь на Правилах бункеровки и требованиях Таможенного кодекса (Пункт №11 и №12 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов). Для этого учитывают объем имеющихся на борту припасов во время прибытия и бункеровки в порту, необходимое количество припасов для технического обслуживания и эксплуатации судна, остаток в заправочных емкостях, количество аварийного запаса.

Осуществление процесса бункеровки судна

Прежде всего топливо, поставляемое в процессе пополнения запасов ГСМ, будь то бензин или дизельное топливо, должно соответствовать определенным требованиям и быть пригодным для использования в двигателях определенного типа. Бункеровка должна осуществляться только после того, как будут проверены квитанции и ответственный персонал убедится в том, что все нормативы заявленной вязкости и плотности соблюдены. В противном случае могут возникнуть неполадки с оборудованием, и оно может выйти из строя, а в этом никто не заинтересован.

Как показывает практика, большинство потребителей сосредоточены никак уж не на качестве и соответствии всех необходимых требований топлива заявленным, а в первую очередь на цене. Первоочередной характеристикой поставляемого топлива является его теплота сгорания. Многие на это не обращают внимания, однако если она не соответствует заявленной норме, потребитель вправе потребовать компенсацию. В квитанциях на доставку некоторые поставщики, отмеченные как недобросовестные, могут завышать плотность топлива. В связи с этим покупатель оплачивает недопоставленный товар.

Бункеровка судна может быть осложнена или отложена на неопределенный период, если в топливе будет превышен уровень воды. Это не только снижает заявленное качество поставляемого товара, но и может привести к проблемам с работой оборудования. Если поставщик не в состоянии обеспечить поставку товара с соответствующими требованиями, то с большей вероятностью он должен согласиться на снижение цены товара.

Только при правильном подходе к рассмотрению всех условий и правильном заключении договора возможна быстрая и качественная бункеровка судна. Всем ответственным лицам следует очень внимательно следить за тем, чтобы топливо поставлялось надлежащего качества и соответствовало заявленным требованиям. В противном случае будут неизбежны технические неполадки вплоть до того, что судно не сможет выходить в море.

Решение споров в судебном порядке

На данном этапе возникают многочисленные споры, которые могут закончиться разбирательствами в суде, как это было на примере Хасанской таможни. Многие судовладельцы не соглашаются с тем объемом запасов топлива, который предлагают им представители таможенной службы.

Бункеровочные компании зачастую скрывают главную цель таких споров – получение дополнительной прибыли разными средствами. Они выносят обвинения в препятствовании развитию отечественных портов, объясняя свою потребность в топливе различными сборами, уплачиваемыми во время бункеровки в портах. Однако на самом деле доход от портовых сборов в несколько сотен раз меньше той суммы, которую приходится выплачивать государству в результате уплаты таможенных пошлин.

Эксперты экономических и юридических наук (вместе с адвокатом Комиссаровым – руководителем коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры») определили, что в случае необоснованного вывоза 300 тонн топлива как припасов государственный бюджет сократится на 2,5 млн. руб. Учитывая то, что расчеты производились для небольшого объема нефтепродуктов, можно представить какие колоссальные убытки понесет экономика, если начнется вывоз топлива несколькими суднами – до 60 млн. руб.!

Увеличивается число жалоб и субъектов внешнеэкономической деятельности. Их представители не согласны с решениями таможенных постов об отказе в убытии припасов, превышающих допустимый объем, не облагаемый налогами, поэтому таможенным органам приходится защищать экономическую безопасность РФ в Арбитражном суде.

1. Общие положения

Петропавловский филиал ФГУП «Росморпорт» оказывает на причале № 5 в морском порту Петропавловск-Камчатский услуги по бункеровке судов питьевой водой.

На причале № 5 одновременно может бункероваться питьевой водой только одно судно длиной не более 111,5 м и осадкой не более 8,8 м.

Для оказания услуг по бункеровке судов питьевой водой причал № 5 оборудован насосом для закачки питьевой воды в танки судна производительностью до 15 м3 воды в час.

Контроль качества питьевой воды, бункеруемой Петропавловским филиалом в танки судов, ежеквартально осуществляется ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», которое проводит отбор проб питьевой воды на ее соответствие СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям.

Процесс бункеровки судов топливом

Процесс бункеровки осуществляется на реках, в озерах, в морях и океанах. Бункеровку можно проводить различными способами. Зачастую дозаправка совершается на ходу, причем для неё используют также рыболовные судна (на них устанавливают узкоспециализированное оборудование).

При проведении бункеровки на причале её совершают при помощи специального трубопровода или авто-цистерн.

Иногда бункеровка производится, когда суда стоят на якорях, в таких случаях в качестве основы считают специальное судно.

Процедура бункеровки имеет свои специфические аспекты, потому и производить бункеровку должны только квалифицированные компании, применяющие специализированное оборудование для дозаправки.

Хранение и подачу топлива могут производить плавучие заправочные станции (ПЗС). На бункер (специальное судно) устанавливают оборудование с цистерной.

У технологии проведения бункеровки есть свои нюансы. Обязательно должны учитываться марка и тип топлива, чтобы задать требуемую температуру. Топливо должно иметь температуру на десять градусов меньшую, чем температура воспламенения. Чтобы соблюдать эти правила, оборудование оснащают дополнительными инструментами, позволяющими контролировать температуру передаваемого при бункеровке топлива.

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Крыловский государственный научный центр» (ФГУП «Крыловский государственный научный центр»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «Морфлот»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 сентября 2020 г. № 635-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. Nf 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Стацдартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Международные требования к производству бункеровки

В нынешнее время очень важно соблюдение всех правил проведения бункеровки суден, поскольку в силу вступили нормативные акты, касающиеся загрязнения водных просторов. Согласно им не допускается попадание в воду излишнего количества нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов

Ответственность за их несоблюдение предусмотрена на международном уровне, поэтому нарушать установленные нормативы категорически не рекомендуется. Последствия могут быть очень даже неблагоприятными. Правила бункеровки судов обязуют не только соблюдать общепринятые правила безопасности, но и выполнять международные правила охраны окружающей среды.

Во время бункеровки судов возникают проблемы с таможенным контролем. В соответствии с действующим законодательством припасы топлива перемещаются через государственную границу без уплаты таможенных пошлин. С целью защиты экономических интересов России необходимо создание кардинально нового подхода в осуществлении бункеровки топливом.

Огромную экономическую выгоду представляет бункеровка по максимально возможной вместимости емкостей судов. В этом случае в выигрыше остаются компании, которые осуществляют продажу топлива на рынке бункеровки за границей, а также зарубежные судовладельцы, использующие топливо для энергетических устройств судна. Такой выгоде способствует разница в цене на бункерное топливо по сравнению с портами других стран. Влияет также и то, что топливо облагается налогом на добавленную стоимость со ставкой в 0%, если оно вывозится как припас.

Судовладельцы получают выгоду, государство – убытки

Довольно часто недобросовестные судовладельцы пользуются положениями таможенного законодательства для получения дополнительной экономической выгоды. Отправляясь в рейс из иностранного порта, они берут ограниченный запас бункерного топлива с целью пополнения этих запасов в портах России.

В результате применения правил бункеровки судов топливом в таких целях наносится двойной ущерб экономике РФ. Во-первых, территория России становится своеобразным топливным «оффшором», где можно получить нефтепродукты без налоговой наценки. Во-вторых, наносится значительный вред безопасности мореплавания, т.к. происходит отклонение судна от оптимального маршрута.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий