Компоненты фирменного стиля
Логотип, фирменный знак и эмблема
Логотип — это базовый элемент фирменного стиля, который работает как главный идентификатор бренда. Логотип состоит из комбинации двух элементов или только одного из них:
- графического символа — рисунка, изображения, иконки;
- буквенного написания названия компании или продукта определённым фирменным шрифтом.
«Рукописный» логотип кофейни Floo на бумажном стакане. В основе идея о том, что каждый почерк и росчерк индивидуален и отражает характер человека, а разные характеры создают атмосферу кофейни. Автор — Omtoki SimonФото: Omtoki Simon / Behance
Фирменный знак — это графический символ бренда. Знаком может быть рисованная часть логотипа без подписи названия (если логотип — это комбинация графики и текста) или дополнительный визуальный элемент. Например, логотип социальной сети Twitter — это изображение птички с названием сервиса около неё, а знак — только птичка в рамке круглой или прямоугольной формы.
Знак на автомобиле в виде буквы «Я» в красном круге указывает, что это такси сервиса «Яндекс Go»Фото: пресс-служба «Яндекса»
Эмблема — это графический символ, который дополняет и раскрывает образ бренда. Он метафорически рассказывает о его философии или о знаковом событии в его истории.
В отличие от логотипа и знака, задача эмблемы — не идентифицировать фирму или продукт, а символизировать идею в его основе. Эмблема ближе к иллюстрации, чем к абстрактному символу.
Изображение пчелы на продуктах люксовой марки Guerlain — это отсылка к легенде о том, что основатель компании создал аромат для новобрачной жены императора Наполеона III и украсил флакон золотыми пчёлами, которые тогда считались символом империи. Сейчас эта эмблема также означает приверженность бренда к устойчивому развитию и ценности защиты природыИзображение: Guerlain / дизайн Onshore Studio
Палитра цветов
Цвета нужны, чтобы обозначить позиционирование бренда или рассказать о его истории: например, «холщовый» белый цвет лейблов на одежде и ароматах Maison Martin Margiela — отсылка к базовой ткани для выкроек.
Лейбл Maison Martin MargielaИзображение: Maison Martin Margiela
Цветовая палитра фармацевтической компании SanofiИзображение: FutureBrand Paris / Behance
Как цвета влияют на восприятие брендов? Читайте про надёжный синий, дружелюбный зелёный, продающий красный и чистый белый.
Шрифты
Единый набор шрифтов используют в логотипе и во всей текстовой коммуникации бренда. Типографика также отражает его характер и доносит до потребителей желаемое сообщение. Например, для айдентики IT-стартапа можно подобрать шрифт без засечек, а для инвестиционного центра — декоративный шрифт с футуристичным духом.
Если использовать вариативный шрифт, то отдельные буквы могут сами становиться фирменными знаками.
Фраза на билборде туристической компании TUI набрана шрифтом Ambit Изображение: TUI / DesignStudio
Проверьте себя: угадайте шрифты из айдентики и рекламы
Графические элементы и текстуры
Иллюстрации, паттерны и геометрические формы работают как дополнительное средство коммуникации и помогают ещё лучше выделить бренд. Фоновый узор на документе или определённый тип картона упаковки сильно влияют на опыт взаимодействия потребителя с брендом.
Зернистая текстура картонной коробки — часть фирменного стиля бренда DiorФото: Dior
Оформление сайта банка «Зенит». Двухцветные круги — часть фирменного стиляИзображение: «Зенит» / дизайн компании AIC
Модульные сетки
Шаблоны и модульные сетки в фирменном стиле становятся компонентами второго уровня. Они учитывают формат базовых графических элементов и работают как обязательное правило для оформления полиграфической продукции, сайтов и приложений.
Как структурировать сайт с помощью модульной сетки: рассказываем про основы швейцарской вёрстки
Шаг за шагом к заработку на громком имени
Шаг первый: формируем идею
Если вы собираетесь заниматься продюсерской деятельностью, писать музыку или пробовать силы в карьере профессионального ди-джея, без собственной марки не обойтись. В первую очередь определитесь, как вы будете позиционировать свою продукцию на рынке, выделите главные отличительные черты товара и будущего бренда.
Придумывая лейблу имя, старайтесь, чтобы оно было благозвучно, легко запоминалось и, что немаловажно, красиво выглядело при написании. Если особенности товара того не требуют, избегайте любых комичных и негативных ассоциаций
Важное требование к лейблу — уникальность. Разработайте логотип. Учтите, что он должен хорошо выглядеть как в цвете, так и монохромно, а также поддаваться масштабированию без потери выразительности и информативности.
Если в ваши планы входит долговременная работа на рынке или масштабное продвижение, не обойтись без брендбука.
Шаг второй: готовим брендбук
Брендбук (Brand Book) — описание элементов фирменного стиля с указанием принципов и вариантов их использования. В этом документе описаны все графические составляющие корпоративного стиля, а также рекомендации по их использованию при разработке рекламной продукции. Кроме того, брендбук часто содержит концепцию рекламных идей и требования к дистрибьюторам.
Шаг третий: готовим юридическую базу
Когда идеи сформированы и брендбук готов, можно регистрировать лейбл. Для этого нужно подать в Роспатент следующие документы:
— заявление о регистрации товарного знака;
— документы, подтверждающие регистрацию компании или удостоверение личности частного лица;
— список и описания товаров, которые выйдут на рынок под регистрируемым брендом;
— название и описание марки, брендбук.
На любом этапе регистрации лейбла вы можете обратиться в торгово-промышленную палату за консультацией.
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет».
Энциклопедическая справка: лейбл (от англ. label— ‘этикетка’) — торговая марка, зарегистрированная для продвижения аудио-, а иногда и видеоматериалов. Владельцы лейбла могут записывать продвигаемые аудиозаписи или видеоклипы на CDили DVD-диски, кассеты, другие носители.
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Эта фраза из известного мультфильма прекрасно иллюстрирует один из главных законов рыночного продвижения: имя — это половина успеха. Яркое, запоминающееся название способно сделать привлекательным даже самый заурядный продукт. А если речь идет о такой нематериальной продукции, как аудио- и видеоматериалы, то зарегистрированное имя становится еще и гарантией получения будущих доходов. Если у вас есть интересные перспективные идеи, вы можете сохранить право собственности на них, зарегистрировав лейбл (бренд). Как открыть свой лейбл? Не так сложно, как может показаться.
Составление письма
Тело письма должно содержать краткую информацию о вас вашем треке/проекте и ссылки. Ниже следует указать контактную информацию. Будьте лаконичными, укажите только самую важную информацию.
Тема: Demo — track by …
Сообщение:
Hello. My name is ___________
I want to introduce you my track.
Creative pseudonym : __________
Title: _____________
Genre: ____________
Подсказка. Для подобных рассылок самый удобный почтовый сервис mailchimp.com
В нем можно сконструировать презентабельное письмо с оформленным текстом, вставками картинок и ссылок. Так же есть очень удобная функция отслеживания активности прочтения письма.
И последний пункт в данной статье будет посвящен еще одному способу связи с лейблом. Более длительный, но в то же время весьма эффективный.
Что это такое
Раньше все хитрые схемы шли с уличных рынков, где предприниматели делали стойку Z на ушах, лишь бы продать побольше.
Теперь эти умы сосредоточены в программной сфере, откуда наша обозреваемая модель берёт начало. И я не удивлён, ведь именно там сейчас идёт одна из самых диких войн. Естественно, после продуктов питания и бытовой химии.
White Label – это изготовление продукта для компании, которая выпустит его под своим брендом.
Простыми словами, есть компании, которые только производят сырьё или продукт без упаковки. И их главное отличие, что при этом они сами не претендуют на его продажу конечному потребителю.
Главная их цель – найти компанию, которая будет всё это упаковывать под свой бренд и самостоятельно заниматься продвижением.
Вы, как предприниматель, можете занять и ту, и другую позицию. Одна из них поможет Вам увеличить прибыль, другая сократить расходы и риски. Я покажу это на примерах, чтобы не описывать общими словами. Вам останется только взять и отзеркалить это на себя.
Пример 1. Сокращение издержек
Эту схему знает каждый магазин одежды, но используют единицы. Многие не задумываются о том, что не обязательно производить одежду у себя в цехе. Вы можете взять готовую фабрику, по классике из Турции или окраин Москвы, и договориться, чтобы они на Ваш закуп клепали Ваши этикетки и упаковывали в фирменные пакеты.
Я не говорю, что свой цех – это плохо, наоборот, я за российского производителя. Этим примером я лишь показываю, как Вы можете сократить издержки.
Например, если на производство продукции Вам необходимо лишь 4 месяца в год, то зачем Вам делать свою мастерскую, которая оставшиеся 8 месяцев будет простаивать и кушать деньги.
Пример 2. Оптимизация процессов
А тема коллцентра на аутсорсинге уже менее избитая и для многих становится большим откровением, когда мы её предлагаем в маркетинговом консалтинге.
Суть заключается в том, что Вы не создаете свою горячую линию, а пишите хороший скрипт продаж по телефону и отдаёте обрабатывать заявки коллцентру извне.
При разных масштабах это может быть как выгоднее, так и немного дороже
Но тут я обращаю внимание на оптимизацию процессов, так как создание своей технической поддержки – дело не простое, один найм персонала чего стоит
А тут уже за тебя всё сделали. Причём, во многих сферах есть коллцентры нишевые, которые специализируются только на Вашем направлении.
Пример 3. Увеличение продаж
Когда мы только начинали свою деятельность как агентство, у нас было 2 услуги: маркетинговый консалтинг и маркетинговый анализ.
Но в силу того, что мы работали комплексно, клиентам постоянно требовались дополнительные услуги, например, создание landing page. Всё бы ничего, но у меня в компании тогда не было таких специалистов.
Поэтому на первое время я забирал эти заказы, находил производителей сайтов, и они делали всю работу под нашим брендом.
В итоге я не терял деньги, а они не думали о том, где найти клиентов. Конечно, сейчас у меня свой отдел в этой теме, но он не создаётся за считанные дни, поэтому на тот момент такая партнерская программа была хорошим решением для обоих сторон.
А действительно, хорошее решение
Пример 4. Уменьшение рисков
При выводе на рынок новый продукт всегда есть опасение, что он не пойдёт. На этот случай бизнес модель Вайт Лейбл тоже, как Чип и Дейл, приходит на помощь.
Вы находите производителя такого же продукта, например, за границей, договариваетесь с ним об отправке без лейбла (либо не договариваетесь), и всё уже продаёте под своим именем.
Вы будете удивлены, но именно так поступает огромное количество крупных компаний. Перед тем как запустить свою линию, они берут чужие продукты или сырьё, и тестируют спрос. Если он есть, то всё переводится на собственные мощности или идёт разговор об оптимальной стоимости от действующего производителя.
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Подход White Label программы очень интересен, и на 4 примерах Вы заметили, как он может принести выгоды в разных ипостасях.
И всё же, я не так много встречал компаний, которые им пользуются в обычных бизнесах. Я догадываюсь о возможных причинах, и кроются они в двух главных опасениях. Причём, они есть с обеих сторон.
- Если Вы производитель продукта без бренда, то Ваш главный риск – возможное появление собственного производства у клиента;
- Если Вы покупатель продукта без бренда, то Ваше основное опасение – Вы полностью зависите от производителя.
Оба эти риска аргументированы. Но нужно также понимать, что в ситуации, когда Вы делаете всё сами, рисков становится не меньше, может даже больше.
Что еще могут предложить лейблы и дистрибьюторы музыкантам
И лейблы, и дистрибьюторы платят авансы — хотя вторые делают это реже. При заключении контракта с лейблом вам могут выплатить определенную сумму денег, которую вы должны будете отработать, например записав определенное число альбомов.
Авансы могут быть достаточно большими. В случае с перспективным исполнителем, способным занять высокие места в чартах, такие выплаты могут исчисляться миллионами рублей. Основная мотивация для дистрибьютора, который выплачивает исполнителю аванс, — не дать ему уйти к другой компании.
В отличие от дистрибьюторов, обеспечивающих продвижение релиза только на цифровых витринах, лейблы занимаются комплексным маркетингом. Он включает в себя рекламу, PR, а также распространение мемов в соцсетях и запуск челленджей в TikTok, что в последние годы становится все более эффективным видом промо.
Благодаря лейблу проще договориться о рекламе на платформах с высоким порогом входа, как, например, аудиореклама в Boom, которая сейчас стоит больших денег.
Также лейблы могут предоставить артисту студию или съемочную команду для клипа, спонсировать запись альбома или договориться о коллаборации с брендом. Дистрибьюторы коллаборациями и масштабными кампаниями практически не занимаются.
Нужен ли вам лейбл или будет достаточно дистрибьютора, зависит от специфики вашей музыки и карьерных ожиданий. Например, ваша музыка нишевая и не направлена на массового слушателя. Вас не интересует мобильный контент, а возможности для синхронизации и использования в видеоиграх ограниченны. В клубах вашу музыку могут ставить достаточно активно, но только в определенных. Таким образом, всем, кроме цифрового распространения, вы можете заняться и сами, поделившись своими треками с владельцами подходящих площадок, радиостанций или кинокомпаний.
Другой пример: у вас есть свой бизнес, и музыка для вас скорее хобби. В таком случае дистрибьютора, скорее всего, вам будет вполне достаточно.
Форматы фирменного стиля: малый, большой и дизайн-система
Малый фирменный стиль состоит из традиционно обязательных элементов айдентики: логотип, набор шрифтов, цветовая палитра, макеты корпоративных бланков и визиток. При необходимости в этот список могут попасть сайт и приложение.
Когда в основе айдентики только выразительная типографика: пример малого фирменного стиля в проекте Тани Дунаевой для Школы амбассадоров Москвы
Большой фирменный стиль включает в себя все элементы малого и дополнительные компоненты, которые нужны бренду для коммуникации с клиентами: макеты POS‑материалов, корпоративную форму, паттерны, текстуры, иконки, правила вёрстки веб-страниц, стандартный стиль фотографий и иллюстраций. Иногда для крупных компаний и брендов создают образ маскота.
Пример большого фирменного стиля: айдентика для «Академии арт-терапии» от студии maryco
Дизайн системы — это большой и всеохватный набор компонентов и правил их использования. Помимо цветовых схем, шрифтов, графических форм в неё обязательно входят шаблоны элементов цифровых интерфейсов и фреймворки. Обычно их используют крупные компании, для которых такая обширная библиотека элементов — это ещё и способ упорядочить рабочие процессы:
- синхронизировать работу разных департаментов и команд дизайнеров и разработчиков;
- автоматизировать создание интерфейсов и креативов благодаря многочисленным шаблонам и готовым наборам элементов;
- унифицировать и стандартизировать визуальный язык, код и правила применения элементов.
Происхождение термина и история
Термин «лейбл», который также широко распространен в немецком языке, первоначально происходит от лейблов (английский: «лейбл»), которые застревают в середине записей и содержат логотип музыкального лейбла и обычно названия музыкальных произведений, исполнителей. и композиторы. Даже сегодня эти этикетки, которые, однако, больше не существуют на компакт-дисках в их более ранней форме, называются «этикетками». Обозначение в смысле бренда представляет собой обобщение от лейбла до бренда, который использует этот лейбл. Аналогичные отношения можно найти с модными лейблами .
До начала 1950-х годов на музыкальном рынке США доминировали семь звукозаписывающих компаний (= «звукозаписывающие компании»): Capitol Records , Columbia Records , Decca Records , London Records , Mercury Records , MGM Records и RCA Victor . Их называли крупными звукозаписывающими компаниями, потому что на них приходилась наибольшая доля продаж, они имели собственные заводы по прессованию пластин и собственную сеть продаж. Независимые лейблы (за исключением King Records и Modern / RPM Records ) не обладали такой производственной мощностью и, следовательно, зависели от независимых или принадлежащих лейблу прессовых заводов и торговых партнеров крупных лейблов. Начиная с 1955 года стиль музыки рок-н-ролл способствовал общему расширению продаж в звукозаписывающей индустрии, что также принесло пользу независимым лейблам и способствовало созданию новых независимых лейблов. С тех пор, как рок-музыка зародилась примерно в 1970 году, каждый независимый лейбл мог в короткие сроки перейти в крупный лейбл, независимо от глубины производства. Так RSO Records стала крупным лейблом благодаря феноменальному успеху Bee Gees с 1975 года. Таким образом, резкость различия между двумя сегментами в значительной степени утрачена.
Преимущества вайт лейбл
Я хочу сосредоточиться на выгодах, когда Вы являетесь именно покупателем продукции без бренда.
Такие выгоды можно выделять в огромных количествах, но мы не будем создавать из этого песочницу, я покажу самые, на мой взгляд, актуальные для малого и среднего бизнеса.
- Делаете то, что у Вас хорошо получается. Если Вы умеете гениально продавать и доносить идею до потребителя, то зачем Вам лезть в производство? Делайте Ваше любимое дело;
- Легко масштабируетесь. Чтобы раскрыть свои мощности, нужно время и огромные деньги. Другое дело, когда всё это уже есть у других, и Вы можете на их базе быстро развиваться, не сбивая фокус.
С точки зрения производителя тоже есть выгоды, и больше всего они упираются в первый пункт, дополненный фразой – “Вы не думаете о том, продастся Ваш продукт или нет. Вы просто производите”.
И на этом тоже можно неплохо заработать. Зарубежом есть масса примеров, где команды программистов пишут код, а десятки компаний его продают под своим брендом.
Маркировка на одежде
Если говорить о том, какие виды лейблов обычно применяются, то их можно разделить на: вшитые и обычные навесные ярлыки или бирки. Основное отличие заключается в том, что навесные лейблы носят больше рекламный характер и задача их — привлечение к себе внимания. Что касается вшитого «лейбла», то тут упор сделан на информацию надлежащего качества (размер, обхват груди, материал и т.п.).
У всех фирм свой подход к обозначению и тем более к трактовке, что такое лейбл, и большинство старается всевозможными способами выделить свой продукт среди других. Материалом, из которого их изготавливают, обычно служит дизайнерская бумага, кожа, картон и пр.
Многообразие всевозможных форм и цветов, в сочетании с различными материалами и фактурами, открывает перед дизайнерами просто огромный полигон для творения. Конечно, далеко не все предприятия могут себе позволить изготавливать лейблы на своем предприятии, в силу различных причин и обстоятельств. В таких случаях остается прибегнуть к услугам и помощи сторонних фирм, которые изготавливают лейблы на одежду.
Такие фирмы обычно имеют в своем штате всех необходимых специалистов: дизайнеров, рекламщиков, маркетологов, которые с радостью выслушают все пожелания и разработают для вас рабочий макет.
Способы распространения музыки
Ниже приведена схема каналов распространения музыки, через которые правообладатели могут получать деньги.
Слайд из лекции Алексея Николаева «Лейбл или дистрибьютор»
Digital (цифровая дистрибуция) — распространение музыки через цифровые медиаплощадки.
В последние годы стриминг стал главным способом прослушивания музыки. Стриминговые сервисы — это еще и цифровые витрины: различные подборки, кураторские плейлисты и продвижение на главных страницах крайне важны для музыкального маркетинга. Так, согласно статистике Spotify, треть всех прослушиваний на сервисе приходится на пользовательские плейлисты и еще треть — на плейлисты, сгенерированные самим Spotify.
Отчисления за стриминг выплачиваются в зависимости от того, какой доход принесли реклама и продажа платных подписок за определенный период. Итоговая прибыль за вычетом процента для самой компании делится между лейблами и дистрибьюторами в зависимости от количества прослушиваний треков.
Скачивание подразумевает сайты и сервисы, с которых можно загружать музыку за единовременную плату. К таким относятся, например, Bandcamp и iTunes.
Другие площадки чаще всего приносят деньги за счет рекламы. Пример — YouTube (артисты могут монетизировать свои видео с помощью рекламы на видеохостинге; отчисления за прослушивания в стриминговом сервисе YouTube Music — другая статья дохода. — Прим. ИМИ).
Продажа музыки на физических носителях. Хотя этот сегмент существенно уменьшился за последнее десятилетие, он по-прежнему остается важным для музыкального бизнеса. CD — некогда главный формат распространения музыки — с каждым годом становится все менее популярным. Винил и кассеты, наоборот, набирают все большую популярность.
Мобильный контент — продажа рингтонов, услуги «гудок». В России его популярность падает не первый год, однако списывать этот пункт со счетов пока не стоит. Если трек попал на первые строчки чартов, продажа его как мобильного контента может приносить до 10 миллионов рублей за квартал.
FACE — официальный саундтрек к фильму «Юморист» (2019)
Синхронизация — использование музыки в аудиовизуальных произведениях, например фильмах, сериалах и рекламе. В России кинопродюсеры не слишком охотно отдают большие деньги за саундтреки, поэтому существенным источником финансов этот сегмент назвать сложно. Однако фильм может послужить отличным промо, с помощью которого можно получить существенный прирост аудитории. Более того, популярные картины «живут» десятилетиями, а значит, и музыка, использованная в них, будет долго пользоваться спросом. Создатели кино, по сути, берут на себя часть работы по продвижению трека. С их помощью можно выйти на площадки, недоступные для большинства музыкантов, например на телевидение.
Радио и телевидение дают большой охват, но денег приносят немного. Значительная часть платежеспособной аудитории все более активно потребляет музыку через интернет. Но промо, которое можно получить с помощью радио и ТВ, все еще играет значительную роль в продвижении.
Общественные места — клубы, кафе, рестораны. Благодаря распространению Shazam, SoundHound и подобных приложений пользователям сегодня проще, чем когда-либо, узнать, что за трек играет из колонок бара или в клубе. Для авторов, пишущих танцевальную музыку, это особенно важный канал распространения. Если трек электронного продюсера попадает в ротацию клубов, то спрос на его выступления и музыку почти гарантированно будет расти.
Oh No — «Welcome to Los Santos»; официальный саундтрек к видеоигре Grand Theft Auto V
Видеоигры. Рынок видеоигр растет каждый год, и уже сейчас по суммарным доходам превышает музыкальный более чем в два раза (по итогам 2018 года аналитики GlobalData оценили глобальный рынок видеоигр в 131 миллиард долларов.— Прим. ИМИ). Лицензирование саундтреков не только приносит значительные деньги, но и способствует росту популярности музыканта.
Контракты инди-лейбла — основные схемы и предложения для музыкантов
Как только вы найдете музыку, которую захотите выпустить, вам нужно организовать предложения для музыкантов. Один из лучших моментов в инди-лейблах — это то, что вы можете предложить все, что угодно. Этот факт значительно упрощает вам жизнь, когда вы предлагаете что-то, что выгодно и для вас, и для артиста, и предлагаете это от случая к случаю.
Вот несколько моментов, которые стоит обдумать:
- Вы хотите, чтобы музыканты записывались самостоятельно, или вы готовы взять на себя связанные с этим расходы?
- Будете ли вы выдавать авансы, и если да, то какого размера?
- Как будут разделяться доходы? Будут ли артисты получать процент? Будет ли лейбл окупать производственные и рекламные затраты?
- Согласятся ли артисты платить за продвижение больше изначально оговоренной суммы? И если да, то сколько?
- Как много бесплатных копий получат музыканты? Сколько будут доплачивать за дополнительные копии?
- Как долго будет длиться предложение?
- Предложение будет распространяться лишь на один альбом или несколько?
- Будет ли позволено музыкантам просматривать отчеты? Как часто и какого рода замечания они должны дать?
Подводя итог о лейблах
Лейблы на одежду и другие товары служат для распознавания схожей продукции между собой, помогают отличить оригинал от подделки и носят как рекламный (навесные ярлыки или бирки), так и информационный характер (вшитый лейбл).
Каждая фирма имеет свой собственный стиль. Бирка, этикетка или «лейбл» — все это относится к элементам фирменного стиля и разрабатывается индивидуально под каждую группу товаров.
Материалом лейбла может выступать все что угодно, как обычная бумага, плотный картон, самоклейка, так и тиснение на самом материале, из которого изготовлен товар, и многое другое.
Процесс создания лейбла с нуля достаточно трудоемкий и затратный, и поэтому без определенной подготовки создать его самим вряд ли удастся. Существуют специализированные фирмы, которые помогут в этом нелегком деле.
Стоимость будет зависеть от многих факторов, таких как материалы, технология нанесения, сложность применяемого оборудования и работа специалистов. Не стоит экономить на качестве, если вам небезразлична репутация вашей фирмы.
Источник