Что такое мировоззрение? Понятие, сущность, роль мировоззрения

Стадии формирования мировоззрения

Мировоззрение отражает отношение человека к окружающей действительности. Оно составляет отношение человека к миру в целом, а не к отдельным элементам.

Иными словами, мировоззрение включает в себя научные, религиозные, этические, политические и иные взгляды личности на мир.

В зависимости от соотношения компонентов и способов восприятия мира можно выделить следующие этапы:

  • Мироощущение — эмоционально-психологический компонент мировоззрения, который формируется из чувств и настроений. Например, художник Винсент Ван Гог видел в природе исключительную красоту и успокоение. Свое мироощущение он передал в своих картинах.
  • Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях. В результате чувственного восприятия действительности у человека формируется представление о мире.
  • Миропонимание — это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Оно формируется на основе рационального объяснения мира. При изучении физики, химии, биологии ученикам объясняется с помощью законов природы устройство мира. Это помогает формировать миропонимание у людей.

Стоит отметить, что формирование мировоззрения происходит постепенно. На самом базовом уровне, мироощущении, основную роль играют наши органы чувств. Мы познаем мир с помощью обоняния, осязания.

На следующем этапе, мировосприятии, у нас складывается осмысленный образ окружающего в форме представлений. Мы приобретаем способность представлять себе как выглядит, например, лес, река, лужайка.

Наконец, на финальном этапе, миропонимании, складываются обобщенные представления о мире. Мы не только можем представить себе как выглядит река, но еще и понять, откуда в ней берется вода и как она течет.

С одной стороны, мировоззрение может формироваться стихийно. В этом случае оно возникает на основе обыденного опыта или под влиянием жизненных условий.

Например, человек может столкнуться с предательством со стороны лучшего друга. Это событие может привести к тому, что в мировоззрении человека больше не будет доверия к людям.

С другой стороны, существует осознанный путь формирования мировоззрения. Он основан на целенаправленной разработке фундаментальных принципов, идей, идеалов.

Осознанно мировоззрение формируется путем воспитания или обучения в школе.

{"questions":}}}]}

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Сущность мировоззрения

Основным условием развития человеческой личности является постоянное изучение окружающей действительности, происходящих в ней изменений и приспособление к ним.

Чтобы понять, что такое сущность мировоззрения, следует рассмотреть уровни, из которых оно состоит:

  • Мироощущение – способность людей адаптироваться к окружающей среде и ориентироваться в ней. На этом уровне познание мира осуществляется за счет 5 органов чувств и работы бессознательного. Здесь же находится эмоциональная оценка действительности. Например, неожиданное чувство радости и счастья возникает на уровне бессознательного до того, как мозг начнет искать причину, приведшую к подобной перемене в настроении.
  • Миропонимание – это работа на уровне сознания, во время которой происходит получение и обработка информации об окружающей действительности. В ходе этого процесса проявляются 2 типа восприятия:
  1. Обыденный, во время которого человек составляет свое мнение о желаемом уровне жизни, окружающих людях, работе, стране, политиках, семейных отношениях и о многом другом.
  2. Теоретический тип – общее познания бытия, своего места в мире, опиравшееся на имеющиеся данные различных наук или философии.

Сущность мировоззрения заключается в сведении всех уровней восприятия реальности в единую систему ценностей, знаний и их эмоциональной оценки в некую жизненную позицию, подтвержденную поступками человека.

Структура мировоззренческого видения

Мировоззрение, в свою очередь, не является механической суммой сознания и самопознания. Мировоззрение — это качественно новое, более высокое духовное образование. В нем элементы сознания (знания об окружающей действительности) присутствуют в систематизированном и обобщенном виде, а самосознание (осознание этих знаний и самого себя, своего «Я») органично вплетено в систему знаний. Определив мировоззрение в грубой форме, перейдем к его содержанию, а точнее, к составляющим содержания мировоззрения.

С помощью мировоззрения человек постигает весь мир и живет и действует в этом мире, постигнутом его мировоззрением. Мы всегда живем в том мире, как мы его воспринимаем, как мы его себе представляем. Например, в библейские времена люди жили на земле под хрустальным куполом неба, во времена Коперника — в единой солнечной системе, во времена Гершеля и Канта — в единой галактической вселенной, а теперь — во вселенной бесчисленных галактик с «черными дырами». Религиозный человек живет в окружении и во взаимодействии со сверхъестественными существами — богами, ангелами, духами; атеист живет в мире без каких-либо сверхъестественных существ; суеверный человек живет в мире циркулирующих суеверий, в мире исцелений, чудес, предсказаний, ведьм.

Весь мир неизмерим и лишь частично присутствует в нашем мировоззрении через познание его. Наука дает нам эти частичные знания о мире в современных условиях. Научные знания являются наиболее доказательным и непоколебимым элементом нашего мировоззрения. Углубление и расширение наших знаний означает расширение и углубление нашего мировоззрения. Наука не только дает нам твердые убеждения в истинности наших знаний о мире, но и формирует в нас научный образ мышления, с которым мы подходим ко всем проблемам мировоззрения, даже если заранее знаем, что некоторые проблемы мировоззрения не могут и не должны быть решены научным путем. Следовательно, мы не знаем весь мир научным способом. Наука дает нам фрагментарные знания о мире. Итак, говоря с точки зрения научного знания, мы познаем мир по полосам: вот это мы знаем, а этого не знаем, а что касается «этого», то мы не предполагаем его существования сейчас. Но человек живет не в том мире, который ему научно объяснили. Он живет в самом настоящем, твердом мире. И он должен действовать в том мире, который перед ним, со всеми его известными и неизвестными сторонами.

И поэтому в мировоззрении, помимо реальных научных знаний, существуют также различного рода предположения о реальном положении вещей. Эти спонтанные или сознательные, реальные или воображаемые пробелы наших знаний о мире заполняются в мировоззрении предположениями. Следовательно, благодаря мировоззрению мы знаем то, чего на самом деле не знаем. Только в будущем дальнейшее развитие науки подтвердит или опровергнет наши мировоззренческие предположения. Но в функционирующем мировоззрении мировоззренческие предположения столь же убедительны для отдельного человека, а иногда и для общества в целом, как таблица умножения, законы всемирного тяготения, шарообразность Земли….. Возьмите людей, которые верят в телепатию, божественные сны, предсказания Глобы или покойной Ванги, обреченность и т.д., и т.п. Наука не только не подтверждает веру в телепатию, НЛО, ведьм и других злых духов, она неоднократно публично демонстрировала несостоятельность всего этого….. дьявольщина, или что? И что с этим делать? Для некоторых людей телепатия является правдоподобным фактом! Гадание и колдовство не подлежат осуждению. И среди них не обязательно изворотливые люди (таких в подавляющем большинстве), а люди с высшим образованием, творческая интеллигенция и даже ученые (правда, не специалисты в тех областях, в которых они признаются в антинаучных предположениях). Следовательно, знания и предположения сливаются в органическую амальгаму в мировоззрении человека. Для человека они являются синонимом знания, того же самого знания.

Обобщенные знания — повседневные или практические жизненные, профессиональные, научные знания — играют важную роль в мировоззрении. Чем значительнее запас знаний о той или иной эпохе, о том или ином народе или личности, тем серьезнее может быть представлено соответствующее мировоззрение.

Что собой представляет мировоззрение человека

То есть, носителем мировидения может быть как отдельный человек (вы, я), так и общество в целом. В последнем случае это называют менталитетом, присущим тому или иному обществу.

Структура мировоззрения такова:

  1. Мироощущение — это те эмоции, которые вы переживаете. Ваше настроение и чувства в разных обстоятельствах и среди разных людей.
  2. Мировосприятие — это ваше общее видение мира и отношение к нему.
  3. Миропонимание — это ваша система взглядов (и идей) на мир в целом. Строится на рационально-теоретическом уровне сознания.
  4. Мироотношение — это совокупность ваших ценностей (установок по тем или иным жизненным вопросам). Формируется на основе первого и третьего пунктов данной структуры.
  5. Менталитет — это все вместе взятое отнесенное к одному этносу, нации, группе людей (обществу). Он складывается на основе общего исторического, культурного и экономического опыта развития.

Как оно формируется

Каждый человек рождается в конкретной стране, семье, теле. Огромный вклад в его мироощущение делают родители и другие значимые люди: учителя, родственники, сверстники. Таким образом, мировоззрение начинает формироваться с первого дня рождения.

Если мама с папой любят, холят и лелеют малыша, он распознает мир как теплый и заботливый, чувствует важность своего нахождения в нем. Жестокие или дистанцированные взрослые учат ребенка ощущать себя ненужным, лишним, а мир – полным опасностей

В процессе воспитания, обучения и социализации (что это?) индивид обретает знания о том, что представляет из себя реальность. Изначально каждый из нас является чистым листом, на котором постепенно вырисовывается определенный рисунок – субъективная картина мира.

Типы

Так как на рассматриваемое определение оказывает влияние непосредственный окружающий мир, его уровень развития и исторический этап, то можно выделить следующие типы:

  1. Мифологическое. Люди не могли объяснить явления общественной жизни или природы, в результате чего и возникли мифы. В качестве их базового принципа выступает преобладание фантастических объяснений происходящего с человеком.

    Тем не менее, в мифологии можно наблюдать и морально-этические проблемы, ценности.

  2. Религиозное. В религиозных учениях содержаться определенные догмы, которых следует придерживаться последователям данного учения. Любая религия включает в себя нравственные нормы и их строгое соблюдение, а также вопрос морали, добра и зла и т.д., на которых и строит свои убеждения.
  3. Философское. Базовый элемент данного типа — теоретическое мышление или, другими словами, обобщение, систематизация и логика. В то время, как мифологический тип в большей степени основан на эмоциях и чувствах людей, философский базируется на разуме человека. Философский тип предполагает свободомыслие и наличие всевозможных альтернативных трактовок.
  4. Обыденное. Фундаментальной основной данного типа становится здравый смысл, а также опыт, полученный в процессе жизнедеятельности. Его особенностью является то, что взгляд на действительность формируется стихийно, его нельзя систематизировать и предугадать.
  5. Гуманистическое. Базируется на том, что человек — это главная ценность общества, у него есть право на удовлетворение имеющихся потребностей, необходимое развитие и самореализацию. В связи с этим, основополагающей идеей данного типа является мысль, что все люди равны между собой и каждый может реализовывать свои желания и стремления.
  6. Научное. Его можно назвать современной трактовкой философского типа. В виде главных компонентов также выделяют обобщение, систематизацию, логику и разум. Единственное, что иногда наука слишком сильно отходит от потребностей человека, результатом чего становятся разработки, направленные на манипулирование и запугивание людей.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам)

Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды

Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки

Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Классификация видов мировоззрения

Существуют различные виды мировоззрения, которые классифицируются на разных основаниях.

  1. На мировоззренческой основе.

В соответствии с этим основанием выделяются:

  • теоцентризм (приоритет — Бог);
  • природоцентризм (приоритет — природа);
  • антропоцентризм (приоритет — человек);
  • социоцентризм (приоритет — общество);
  • наукоцентризм (приоритет — знания, наука).
  1. По вектору направленности.

По этому основанию можно выделить:

  • прогрессивное мировоззрение (переход от низких форм развития к высшим, движение к лучшему);
  • регрессивное или реакционное (переход от более высоких форм развития к низшим, движение к худшему);
  • революционное (выражение необходимости изменения, преобразования существующих реалий);
  • консервативное (приоритет — сохранение нынешнего положения);
  • оптимистическое (позитивное отношение к окружающему миру, будущему);
  • пессимистическое (негативное отношение к миру, будущему).
  1. По способу отражения окружающей действительности.

Выделяют следующие виды:

  • обыденное или житейское мировоззрение (приоритет — удовлетворение повседневных человеческих потребностей);
  • мифологическое (образно-символическое обоснование мира);
  • религиозное (основа — религиозные учения, к примеру: христианство, ислам; превалирование божественного, сверхъестественного начала над человеческой сущностью);
  • философское (теоретическое обоснование действительности, человеческого бытия);
  • научное или натуралистское (теоретическое осмысление результатов человеческого познания);
  • гуманистическое (провозглашение принципов гуманизма: самоценность жизни, свобода, демократия, толерантность и т.д.).

Триединство в мировоззрении

Непонимание триединства исключает возможность взгляда человека на себя со стороны. Если кто-то более понимающий, пытается донести обществу свою точку зрения, то такая попытка воспринимается обществом и индивидом в отдельности, как посягательство на их личное мнение (стереотип).

В итоге несовершенное мировоззрение человечества допускает всевозможные ошибки, ведущие весь мир к катастрофическому состоянию и психологическому кризису. Создаются внутриобщественные и личностные проблемы, которые в скором будущем приведут к краху всей системы, будь то семейной или государственной. И только нам решать необходимо ли понимание триединства.

Автор статьи Елена Жук

https://youtube.com/watch?v=Lv4c7ps0bQM

Типы миропонимания

Свои отдельные особенности имеет каждый структурный компонент. По нему очень легко можно понять, насколько сложным и противоречивым является убеждение человека. Он пытается соединить чувства, ценности, знания, поступки и собственные черты характера, идущие извне. Основываясь на уровне развития системы взглядов человека на особенности его индивидуального восприятия на окружающий мир, можно подразделить мировоззрение на типы:

  • Обыденное. Его ещё нередко называют житейское. Оно способно возникнуть именно в условиях повседневной жизни. Чаще всего передаётся от старшего поколения к младшему, от взрослых людей к детям. Такой тип можно характеризовать чёткостью позиции и представления о самом себе и окружающих. С раннего детства ребёнок имеет представление о том, какое бывает солнце, добро и зло, небо, вода, утро и т. п.
  • Мифологическое мировоззрение подразумевает собой присутствие неопределённости. Оно выражается при отсутствии разделения между объективным и субъективным. Познание мира происходит через силу бытия. Взаимодействие поколений в этом типе происходит через мифические связи прошлого и будущего. Как правило, миф может становиться реальностью, и с ним начинают сверяться личные взгляды и поступки.
  • Религиозное. Считается одним из самых сильных и действенных типов. Это мировоззрение напрямую связано с верой в сверхъестественные силы, которые способны управлять не только познаниями и волей человека, но и его физическими и нравственными действиями.
  • Научное мировоззрение состоит из лишённых субъективизма, фактических и рациональных мыслей и конкретных идей. Этот тип более аргументирован и точен, поэтому имеет наибольшую реалистичность.
  • Философский тип — включает в себя научные знания, теоретические категории и понятия. Как правило, эти понятия опираются на данные, обоснованные природными, общественными и личными явлениями, которые отвечают за объективную реальность и логику. Научное постижение мира и бескорыстное служение истине помогают достичь философскому складу ума и любви к мудрости.
  • Гуманистическое мировоззрение опирается на принципы человечности:

    • Каждый индивид — самодостаточная личность.
    • Каждый способен к саморазвитию и имеет положительное воздействие на окружающих.
    • Человек как личность — наивысшая мировая ценность.
    • Каждый индивид способен изменить себя и свой характер в частности.
    • Для собственного развития, роста и проявления творческих способностей у личности имеются неограниченные возможности.

Во всех типах мировоззрения центром внимания является человеческая личность, его сущность и отношение к окружающему миру и к самому себе. Несмотря на то что в типах имеются некоторые различия, все функции направлены на изменение сущности. Всё ведёт к тому, чтобы человек менялся и становился лучше, а его мысли и идеи не навредили ему и окружающим его людям.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Мировоззрение как понятие. Структура и формы мировоззрения

Несомненно, каждый человек задумывается о моральных проблемах. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую грань между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достичь такого состояния в эволюции человечества, когда зло исчезнет и наступит «век всеобщей любви и гармонии»?

Можно назвать множество серьезных проблем, интересующих человечество, которые рассматривает и решает философия. Но не только философы озабочены этими проблемами. Задолго до появления философии люди находили ответы на самые важные вопросы в мифологии и религии. Человек современного вида появился 40 000 лет назад. Первый президент Шведской академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного царства отнес человека к гоминидам (Hominidae) до Homo sapiens (Гомо сапиенс сапиенс). Ученый справедливо считал, что человек, будучи существом животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что является разумным существом (сапиенс). Только человек как таковой вовлечен в сознание окружающей среды.

Произведя на свет человека, природа создала существо, осознающее себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она красочная, теплая, съедобная, величественная, ужасающая, обычная, катастрофическая…..

В определенной степени природа также «реализует» себя через животных, которые также «знают», что им можно есть и чем можно отравиться; в чем им следует укрыться и от чего убежать; что и кому они должны показывать и что и от кого они должны прятать….. Но при всем этом, когда животное «знает», оно не знает, что оно знает. Только человек не только знает ту или иную сторону действительности, он знает, что знает, т.е. осознает себя как знающее существо. Знание человеком самого себя — это то, что мы называем самосознанием.

Самосознание включает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, поскольку содержит то, что ставит его, самосознание, выше сознания. Духовно-творческое сочетание сознания и самосознания образует то, что мы называем мировоззрением.

Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы мировоззренческими, а не чисто философскими. Философия имеет свой особый подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо выяснить, что такое «мировоззрение»?

Мировоззрение является неотъемлемым компонентом человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов среди многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, установок, стремлений, надежд, объединяясь в мировоззрение, предстают как более или менее полное понимание мира и себя.

Жизнь людей в обществе имеет исторический характер. Медленно, затем быстро, интенсивно изменяются во времени все компоненты социально-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп и отдельных людей также подвержено историческим изменениям. Она активно фиксирует, ломая большие и малые, явные и неявные процессы социальных изменений. Когда мы говорим о мировоззрении в большом социально-историческом масштабе, мы имеем в виду предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизни, господствующие на том или ином этапе истории, то есть общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. А в действительности мировоззрения формируются в сознании определенных людей и используются индивидами и социальными группами как определяющие жизнь общие взгляды. А это значит, что мировоззрение каждой эпохи живет и действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов в дополнение к типичным, обобщенным характеристикам.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделяемые по тому или иному критерию (например, по классу, социальному статусу, уровню образования, профессии, принадлежности к религии и другим), имеют свои, не совпадающие с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них, весьма общие представления о мире и жизненных программах. И все же в многообразии исторически меняющихся мировоззрений можно выделить ряд расширенных градаций, типов.

Исторические типы мировоззрения

С исторической точки зрения выделяют следующие типы. Высший исторический тип среди них выделить сложно, так как все направления имеют большое значение и ценность.

Религиозное мировоззрение

Здесь ключевую роль в мыслях человека занимает его представление о наличии Бога в каком бы то ни было виде. Мир выглядит дуальным, разделенным на материальное и духовное, есть боги, духи, демоны и т. д.

Все это дополняется определенными шаблонами поведения, мыслями, ритуалами, песнями, наличием святых писаний и догм. Составляет сущность взглядов многих людей и в наше время.

Мифологическое мировоззрение

Характерно для первобытных людей, в частности, древних греков. Здесь человек чувствует себя полноценной частью природы, о которой у него полностью фантастические представления.

Солнце, Луна, ветер, вода и все остальное – стихии богов и сверхсуществ, чувства доминируют над мыслью. Классификация богов и разных удивительных существ в мифологии удивит любого исследователя.

Философское мировоззрение

Философия – единственный и наиболее адекватный способ постигать мир вокруг.

Именно интеллектуальный поиск истины, незапятнанный никакими догмами и мифами, а также молитвами и представлениями о боге, является самым прямым путем к пониманию мира и всего, что в нем происходит.

Это системно-рационализированное знание, которое успешно дает ответы даже на очень сложные вопросы бытия.

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк

С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису

Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист

Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий