Памятка водителю при ДТП
В первую очередь нужно заботиться лично о себе и собственной семье, а также окружающих. Для этого водителю необходимо знать, как не попасть в ДТП и не создать аварийную ситуацию. Эксперты советуют строго соблюдать ПДД РФ, выезжать только на исправном автомобиле и проявлять максимальную внимательность на дороге. Употребление алкоголя за рулем недопустимо. Риск аварии существует всегда. Однако соблюдая правила, водитель максимально обезопасит себя от возникновения подобной ситуации.
Если человек все же стал участником аварии, не стоит паниковать. Оценка ситуации и первые действия на месте ДТП должны выполняться на основании п. 2.5 ПДД РФ. Закон четко регламентирует, какие манипуляции обязан осуществить водитель.
Инструкция действий при аварии имеет следующий вид:
- Участники происшествия оказывают первую помощь раненым, если они присутствуют, и способствуют их доставке в медицинские учреждения.
- Водители оценивают состояние пострадавших в аварии машин.
- Осуществляется вызов сотрудников ДПС, если требуется.
- Подготавливаются документы для обращения к страховщику.
- Водитель дожидается решения о возмещении.
Скачать памятку водителю при ДТП
Эксперты советуют контролировать каждый этап оформления аварии. Виновник происшествия должен не допустить неправильной трактовки своих действий и преувеличения нанесенного ущерба.
Классификация видов ДТП
Законодательно выделяют несколько видов ДТП. Классификация происходит по признакам аварии. Определение вида ДТП необходимо для правильного составления протокола.
Столкновение
Это физический контакт одного транспортного средства с другим. Может быть несколько ТС. Если у авто происходит физический контакт с поездом, что стало следствием нарушения правил пересечения ж/д переездов, происшествие будет классифицировано, как столкновение.
Опрокидывание
Если движущаяся машина переворачивается на бок или на крышу, происшествие будет квалифицировано как опрокидывание. Причиной является потеря водителем контроля над ТС.
Наезд на пешехода
Это наезд на пешехода, переходящего дорогу в положенном или неположенном месте. Не играет роли, получил пешеход травмы и увечья или нет.
Наезд на велосипедиста
Велосипедист является таким же участником дорожного движения, как автомобили и мотоциклы. Ситуация очень похожа на предыдущую, но пострадавший идёт не пешком, а едет на велосипеде.
Провокатором ДТП может быть сам велосипедист или водитель. Происшествие классифицируется как наезд.
Наезд на гужевой транспорт
К гужевому транспорту относятся повозки, телеги и прочие средства передвижения, которые управляются с помощью животных (не обязательно лошадей). В черте города такие повозки не встречаются, но вероятность аварии увеличивается в сельской местности.
Не имеет значения, кто стал инициатором ДТП – авто или гужевая повозка. Авария будет считаться наездом.
ДТП с участием более двух автомобилей
Если сталкиваются несколько авто – это также ДТП, но с участием более двух ТС. Аналогичная ситуация, если итогом происшествия стали травмы у нескольких пешеходов.
Порядок возмещения ущерба пострадавшим сторонам определяется в зависимости от многих факторов. Взаимодействуют сразу несколько страховых компаний, которые определяют размер ущерба по ОСАГО и занимаются возмещением. В таких случаях нередки судебные разбирательства.
Бесконтактные ДТП
На дороге может произойти ситуация, когда авто или пешеход не испытывают определённого контакта с другим авто или пешеходом, при этом получают урон.
Для более осмысленного понимания стоит привести пример. Один участник дорожного движения «подрезает» другого, потом уезжает. Второй участник, чтобы избежать столкновения, осуществляет манёвр – «уходит в сторону». Если «на стороне» нет препятствий, то урона можно избежать. Но, чаще всего, «на стороне» находится дерево, «отбойник», забор или иное препятствие. Машина сталкивается с ним. Виновник спокойно уезжает.
Второй пример. Из впереди идущего грузового авто выпадает груз, повреждая ТС, идущее сзади. В обоих случаях, виновником является водитель «первичного» авто – его ищут и привлекают к ответственности.
На парковке
Авария может произойти и со стоящим автомобилем. Часто подобное ДТП происходит на парковках – стационарных или возле жилых домов.
Столкновение с предметами (наезд на препятствие)
Авто может столкнуться со препятствием – стационарным предметом. Например, с фонарным столом, рекламным столбом. Не имеет значения – наехал водитель на предмет или столкнулся с ним. Происшествие будет расценено как ДТП, потребуется оформление соответствующих документов.
Ответы на частые вопросы:
ДТП — куда звонить?
Если пострадавших нет, то в первую очередь звоните в местное отделение ГИБДД. При наличии серьезных травм вызывайте скорую помощь и только потом сотрудников ГИБДД.
Что будет при оставлении места ДТП?
Водитель будет лишен прав на управление автомобилем на срок до 2 лет. По закону автомобиль даже не может отъехать с места аварии. Исключение составляют ситуации, когда пострадавшим необходима экстренная медицинская помощь и ТС мешает ее оказанию.
Как узнать о ДТП по фамилии?
Для этого необходимо зайти в базу ДТП ГИБДД либо воспользоваться сайтом «Автокод».
Первая помощь при ДТП
Первые необходимые действия сводятся к установке аварийного знака, чтобы исключить наезд на пострадавших, и вызов скорой помощи к месту ДТП. Далее оцените состояние потерпевших – помогите им выбраться из машины, остановите кровотечение, приведите в сознание в случае нахождение в бессознательном состоянии.
Если человек зажат в машине, то не пытайтесь его выдернуть. Это может усугубить его состояние и стать причиной более серьезных травм, в том числе несовместимых с жизнью.
Категории участников ДТП
Законодательно не прописаны определения «участников ДТП», но исходя из смыла понятийного аппарата можно выделить:
- Водитель – это лицо, которое осуществляло управление ТС на момент наступления происшествия. К категории «водитель» также относится погонщик (применительно к гужевым повозкам), ведущий (применительно к стаду).
- Велосипедист – человек, осуществляющий управление велосипедом в рамках дорожного движения.
- Пассажир – человек, который вместе с водителем находился в машине на момент наступления дорожного происшествия. Пассажир не управляет авто. К данной категории относится человек, который садится в машину или выходит из неё.
- Пешеход – человек, который на момент происшествия находился вне транспортного средства – на дороге, на пешеходном переходе, на велосипедной дорожке. К данной категории также приравниваются лица, которые осуществляют движение на инвалидных колясках, не оснащённых двигателем. Пешеход – это также человек, который везёт за собой велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую коляску. Также роллер и скейтбордист признаются пешеходами.
Если применять классификацию с точки зрения ДТП, которое уже произошло, то можно выделить следующие категории участников движения:
- Владелец ТС – собственник или иное лицо, пользующееся авто на законных основаниях.
- Виновник – человек, по вине которого произошло происшествие на дороге.
- Виновник в причинении ущерба – лицо, по вине которого произошло причинение имущественного или морального вреда участнику аварии на дороге. Не всегда, но оба понятия могут быть заключены в одном человеке. Но виновником ущерба также может быть признано стороннее лицо. Например, механик в автосервисе, который плохо закрутил винты, когда менял колёса. Колесо отлетело – спровоцировало ДТП.
- Потерпевший – лицо, которому причинён вред различной категории.
Профилактика транспортных аварий
Государство старается предупредить возникновение некоторых аварийных ситуаций. В уполномоченных органах неоднократно поднимался вопрос о том, как можно снизить влияние человеческого фактора на возникновения ДТП и уменьшить число аварий. В соответствии с положениями ФЗ №196 от 10.12.1995 года, ИП и юр. лица обязаны допускать к управлению транспортом только водителей, имеющих соответствующую квалификацию. Дополнительно организации должны принимать участие в обеспечении безопасности дорожного движения с целью предотвращения ДТП.
В приказе Минтранса №7 от 15.01.2014 закреплен перечень требований, предъявляемых к профессионализму водителей. Дополнительно утверждена Программа занятий с водителями транспортных компаний. План мероприятий по предупреждению и профилактике аварийности на автотранспорте в обязательном порядке должен включать проведение соответствующих уроков. Итогом обучения становится проведение зачета.
Различные формы и методы профилактики дорожно-транспортного травматизма позволяют существенно уменьшить количество аварий. К их числу относится проведение семинаров и лекций сотрудниками ГИБДД среди взрослых и особенно детей, а также организация оперативно-профилактических мероприятий «Пешеход» и широкомасштабных социальных кампаний.
Статистика ДТП в России и в мире
Статистические данные позволяют оценить существующую проблему. Чтобы оценить её масштаб, рекомендуется узнать, сколько людей гибнет в автокатастрофах в мире и в РФ в год. Согласно статистике, выложенной на официальном сайте ГИБДД, число смертности людей в результате ДТП по России за 2018 год составило 16412 человек, а 192959 участника аварий получили ранения. В общей сложности за этот период произошло 151291 ДТП.
Мировая статистика ДТП довольно неоднозначна. Согласно данным ВОЗ, каждый день в автокатастрофах погибает около 3000 человек. Около 100 000 участников аварий получают тяжелые травмы. За год жертвами ДТП становится около 1,25 млн человек. Значение показателя установилось еще в 2007 году и с тех пор остается примерно на 1 уровне. Статистика ДТП по странам имеет следующий вид:
- В Германии зарегистрировано рекордно низкое количество погибших. Жертвами аварий за прошлый год стало 3177 человек. Снизилось число погибших пешеходов и водителей автомобилей. Однако смертность среди мотоциклистов продолжает оставаться на высоком уровне.
- В США приходится 11,4 смертей на 100000 человек. В 12% случаев в ДТП с летальным исходом задействован пешеход. Больше половины подобных происшествий происходит в Нью-Йорке. Это объясняется высокой плотностью населения, проживающего в городе.
- Швейцария входит в число стран, на дорогах которых происходит меньше всего аварий. Однако за последние 5 лет наблюдается увеличение числа происшествий, участниками которых стали велосипедисты.
- В Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению количества происшествий. За январь-сентябрь в государстве произошло 2241 ДТП, что в 1,5 раза меньше показателей 2016 года и в 2 раза показателей 2015 года. В среднем в день происходит 5—6 аварий. Больше всего происшествий приходится на среду и пятницу.
- В Украине наблюдается увеличение числа происшествий. За 8 месяцев 2017 года количество аварий возросло на 9%. В государстве произошло больше 17000 ДТП, в которых пострадали свыше 22 000 человек.
Нередко причиной ДТП становится алкогольное опьянение. Статистика аварий на дорогах по вине пьяного водителя по разным странам показывает, что в 2022 году в России жертвами нетрезвых или отказавшихся проходить освидетельствование автолюбителей стали чуть больше 3800 человек. Еще 22900 человек получили ранения разной степени тяжести. В США и Австралии по вине пьяных водителей происходит около 33% всех ДТП со смертельным исходом, а Новой Зеландии — 31%. При этом Всемирная Организация Здравоохранения также не удовлетворена антиалкогольным законодательством в некоторых государствах ЕС — Франции, Финляндии и Испании. В среднем в экономически развитых странах на долю пьяных водителей приходится приблизительно 20% аварий со смертельным исходом.
Штрафные санкции за создание ДТП
Продолжаем знакомство с термином ДТП. По российским ПДД, сама ситуация дорожной аварии не является причиной для законного наказания, начисления штрафа. Ответственность наступает лишь за нарушение, которое стало причиной ДТП.
Два автомобиля столкнулись. Было выяснено, что один из водителей проехал на красный. Именно за это нарушение ему полагается штраф, а не за факт участия в ДТП.
Есть и другая ситуация. Водитель едет по дороге населенного пункта со скоростью 40 км/ч. При этом он задевает транспортное средство на своем пути. Получит ли данный автовладелец штраф? Он нарушил пункт 10.1 ПДД. Но штраф ему не будет выписан. Хоть виновником ДТП невнимательный водитель все же будет признан.
Порядок действий при ДТП в 2022 году
Нередко правильное поведение при ДТП обеспечивает более быстрое оформление произошедшего и выступает гарантом минимизации неприятных последствий аварии для всех сторон.
Предположим, вы в качестве водителя попали в аварию. Что нужно делать в этом случае? В первую очередь:
- осмотрите себя, определяя наличие травм;
- опросите своих пассажиров на предмет вреда здоровью;
- возьмите огнетушитель, чтобы предотвратить возможное возгорание авто;
- выйдите из автомобиля и поинтересуйтесь состоянием других участников ДТП;
- при необходимости окажите им первую помощь, параллельно вызывая машину скорой помощи;
- поставьте аварийный знак.
Если дорожно-транспортное происшествие произошло в оживленном месте, то позаботьтесь о свидетелях. Поговорите с очевидцами и попросите их остаться до приезда сотрудников ГИБДД. В любом случае возьмите у них телефон и запишите имена, предварительно поинтересовавшись их готовностью выступать свидетелями при необходимости.
Обязательно вызовите сотрудников ГИБДД на место аварии и уведомите страховую службу о ситуации. Дело в том, что некоторые полисы предусматривают выезд комиссара, который поможет решить бумажные вопросы в кратчайшие сроки. Он сам возьмет протокол у сотрудника ГИБДД, заполнит документы для оформления страхового случая и отвезет их. Потерпевшей стороне останется только пройти экспертизу и дожидаться выплаты по полису.
До приезда сотрудников ГИБДД не принимайте без острой надобности никаких препаратов и веществ – исключите алкоголь, запрещенные препараты, успокоительные на травах или спирту, энергетики и не только. При осмотре места аварии и в процессе разговора с участниками ответственное лицо может отправить виновники и/или пострадавшего на медицинское освидетельствование. И вот здесь ряд компонентов принятых препаратов могут отобразиться в крови как недопустимые, что станет большой проблемой для участника ДТП.
После приезда сотрудников ГИБДД действуйте в соответствии с их указаниями. Чаще всего они проводят осмотр места аварии, огораживают территорию и производят опрос участников. На основе их слов и оценки ситуации с точки зрения ПДД они составляют протокол, который каждая сторона должна подписать. В нем указываются:
- участники ситуации;
- суть произошедшего;
- виновник;
- ссылка на статью закона.
Если один из участников не согласен со сделанными выводами, то он имеет право не подписывать протокол – на нем ставится резолюция «не согласен».
Дальнейшие действия зависят от того, кем в ДТП являетесь вы и каковы последствия произошедшего. К примеру, если вы потерпевшая сторона, но не получили физических травм, то вам нужно ехать в свою страховую на оформление ситуации (установленный виновник тоже должен явиться и представить автомобиль для экспертизы).
Стоить отметить, что существует такой вариант оформления аварии как европротокол. Его можно оформить без вызова сотрудника ГИБДД, но при условии соответствия ДТП ряду требования:
- отсутствие вреда здоровью;
- участие только двух автомобилей;
- нанесенный ущерб не превышает максимальную сумму выплаты от страховой компании;
- оба участника согласны оформить европротокол и не только.
Такой вариант довольно быстрый, но он имеет немало подводных камней. К примеру, не всегда можно с точностью оценить нанесенный ущерб. К тому же у потерпевшей стороны могут иметься скрытые физические травмы, которые проявят себя через несколько часов. И доказать потом, что они были получены в ДТП и потребовать в судебном порядке компенсацию с виновника, окажется практически невозможно.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Более чем в 85% ДТП возникают вследствие нарушения ПДД как автомобилистами, так и пешеходами. На долю водителей при этом приходится порядка 70-75% всех аварий. Такие показатели указывают на достаточно низкий уровень культуры в области обеспечения безопасности движения основных его участников – пешехода и автомобилиста. Также негативное влияние на состояние статистики по ДТП оказывает и существенное отставание темпов реконструкции и строительства эксплуатируемых трасс от показателя количества автомобилей.
Доля ДТП, возникших вследствие неудовлетворительного состояния дорог, составляет около 29%. Кроме того, в связи с быстрым увеличением числа автомобилей повысилось количество неопытных, новых водителей. В связи с этим увеличилась и плотность движения на дорогах федерального, городского значения. К такому резкому повышению интенсивности не были готовы ни пешеходы, ни сами автомобилисты.
Ответственность за ДТП
Если присутствует человеческий фактор, то виновного нужно привлекать к ответственности. Вид ответственности, к которому нужно привлечь виновного, зависит от вида ДТП и степени тяжести ущерба. Иногда виды ответственности пересекаются между собой и виновного привлекают по нескольким статьям законодательства.
Гражданско-правовая
Редкая авария обходится без привлечения человека к гражданско-правовой ответственности. Это денежная компенсация, которую виновный выплачивает пострадавшему. Согласно ст. 1079 ГК РФ, данный вид ответственности наступает, если возможно определить виновника. То есть, авария не стала следствием, например, стихийного бедствия.
Когда виновник ДТП будет выявлен и установлен, он должен оплатить весь ущерб, который причинил. В состав входит:
- Материальный вред, который был причинён предметам, принадлежавшим пострадавшему – ТС, груз внутри.
- Вред, который был причинён зданиям, сооружениям, находящимся вокруг места аварии.
- Компенсация расходов, которые понёс пострадавший для восстановления здоровья – медобслуживание, покупка медикаментов, приобретение специальных устройств для реабилитации.
- Расходы на погребение, если следствием аварии стала смерть человека.
- Моральный вред – взыскивается не всегда и только по решению суда (иногда по договорённости между сторонами).
Административная. Штрафы
Административная ответственность наступает в том случае, если авария произошла по причинам, прописанным в КоАП РФ. С юридической точки зрения, ответственность наступает не за происшествие на дороге, а за нарушение ПДД.
Виновнику ДТП нужно заплатить штраф, если следствием аварии стал лёгкий или средней тяжести вред здоровью. Сумма штрафа отличается – от 2 до 25 тысяч рублей. Водителя также могут лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Уголовная ответственность
Наступает в том случае, если следствием аварии стали тяжёлые травмы людей или смерть. Причина происшествия на дороге определяется как нарушение ПДД или нарушение правил эксплуатации ТС.
Виновника привлекают по ст. 264 УК РФ. Последствия могут быть следующие:
- Следствием аварии стал тяжкий вред здоровью. Виновнику могут ограничить свободу на 3 года, приговорить к принудительным работам на 2 года, арестовать на полгода или полностью лишить свободы на срок до 2 лет. Применяется один из видов наказания, а не в совокупности.
- Следствием происшествия на дороге стал тяжкий вред здоровью, а виновник находился в состоянии алкогольного или иного опьянения. Его могут приговорить на 3 года к принудительным работам или к тюремному заключению сроком до 4 лет.
- Следствием аварии стал смерть одного человека – принудительные работы на 4 года или тюремное заключение сроком до 5 лет.
- Следствием аварии стала смерть одного человека, а у виновника доказано алкогольное или иное опьянение. Наказывают только в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет.
- Следствием происшествия на дороге стала смерть 2 и более людей. Наказать могут так – приговорить к принудительным работам на срок до 5 лет или к тюремному сроку до 7 лет.
- Следствием аварии стала смерть 2 и более людей, виновник был пьян (факт доказан) – реальный тюремный срок от 4 до 9 лет.
Признаки ДТП
Чтобы правильно квалифицировать произошедшее на дороге происшествие, нужно определить признаки:
- Происшествие произошло по обстоятельствам, зависящим от действий или бездействия человека. Последствия происшествия разворачиваются без участия человека.
- Хотя бы одно транспортное средство должно находиться в движении. Если повреждение авто стало следствием отлетевшего от дорожного полотна камня – это не ДТП.
- Происшествие произошло в результате дорожного движения. Движение во дворах, на прилегающих территориях должно осуществляться с соблюдением ПДД. Если транспортные средств столкнутся на замёрзшей реке – это не ДТП.
- В аварии задействовано как минимум одно транспортное средство – техническое устройство, разработанное таким образом, чтобы осуществлять перевозку людей и грузов по дорогам. Мотоблок со специальным прицепным устройством, которое идёт как дополнение к нему, не является ТС. Если он станет участником происшествия на дороге – это не будет считаться ДТП.
- Последствия носят материальный или физический характер – ранения и увечья людей, повреждение авто, прочее.
Актуальные показатели
Рассматривая актуальные показатели того, сколько погибает людей, сколько травмируется и какое количество транспортных средств страдает на сегодня в России из-за ДТП, цифры выглядят следующим образом в 2019 году:
- Общее количество ДТП – 164.358 единиц.
- Количество погибших – 16.981 человек.
- Раненых и пострадавших в разной степени тяжести – 210.877 человек.
Естественно, что цифры являются ужасающими, учитывая, что каждый год они находятся приблизительно в этих интервалах. Тем более что страдают в основном люди и транспортные средства по причине невнимательности, алкогольного и наркотического опьянения, некорректного поведения именно водителей автомобилей.
Так, основной причиной ДТП на 2019 год в соответствии с данными на сайте Росстата и ГИБДД являются:
- Несоблюдение последовательности движения на перекрестке – 20%.
- Некорректная дистанция и несоблюдение норм расстояния между транспортными средствами – 10%.
- Нарушение движения на пешеходном переходе – 9,2%.
- Выезд на встречную полосу – 8,4%.
- Нарушение скоростного режима – 5,8%.
- Движение не в соответствии с сигналами светофора – 2,7%.
- Превышение установленной скорости – 2,3%.
- Некорректный обгон – 1,3%.
Показатели прошлых лет до 2015
По данным МВД России, в период с 2000 по 2014 год количество погибших из-за ДТП колебалась следующим образом:
Год | Число умерших из-за аварий. Тыс. |
2000 | 20 |
2001 | 21 |
2002 | 22,5 |
2003 | 24,5 |
2004 | 23,5 |
2005 | 23 |
2006 | 22,5 |
2007 | 23 |
2008 | 20,8 |
2009 | 19 |
2010 | 18,8 |
2011 | 19,3 |
2012 | 19,3 |
2013 | 18,8 |
2014 | 18,6 |
По регионам
Проводя статистику по регионам, хочется отметить, что наименее аварийными за 2019 год являются:
- Чеченская республика.
- Республика Дагестан.
- Белгородская область.
- Томская область.
- Свердловская область.
А вот отрицательную статистику и наибольшее количество транспорта, участвующего в аварийных ситуациях, демонстрируют:
- Калужская область.
- Владимирская область.
- Чувашия.
- Алтай.
- Еврейская автономная область.
- Калмыкия. Причем, именно она лидирует с показателем, превышающем предпоследнее место в 4 раза. То есть здесь вероятность попасть в аварию по сравнению с наиболее благоприятными регионами увеличивается почти в 20 раз.
По видам транспорта
Что касается вида транспорта, то цифры выглядят следующим образом:
- Количество аварий максимально именно на легковом транспорте. Оно составило 119.026 происшествий в 2019 году.
- По грузовому транспорту численность составила 10.790 аварий.
- Третье место заняли автобусы с отметкой в 5.535 единиц несчастных случаев.
- После этого идут мотоциклисты – 4.438 случаев.
- С участием мопедов таких ситуаций было зарегистрировано 2.094.
- С тракторами и другими самоходными ТС – 921.
- С троллейбусами 319.
- С трамваями 145.
Последнее изменение термина ДТП
В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.
До изменения | После изменения |
---|---|
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. | Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб. |
До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.
ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:
- автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
- транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
- машина должна участвовать в этом событии,
- следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
- причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
- автомобиль (любой) должен быть повреждён,
- причинён вред здоровью людей,
- произошла гибель людей.
Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы “при котором”, должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.
Обязанности водителя при аварии
То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:
- выставить знак аварийной остановки,
- включить “аварийку”,
- если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
- иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.
Все эти пункты не нужно выполнять, если та “передряга”, в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.
Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!
Ударили на парковке: ДТП или нет?
Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.
И ответ на данный вопрос достаточно прост:
- если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
- если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.
В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.
В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.
Также не являются ДТП такие происшествия:
- поджог машины пешеходами,
- угон,
- любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.
А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.
Слегка притёрлись (зеркалами)
Ещё одна важная тонкость ПДД 2022 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.
Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.
Классификация участников
Всех участников ДТП возможно разделить на несколько основных категорий.
Водители. Конечно, сюда относятся непосредственно граждане, управляющие автотранспортным средством. Но также в категорию включаются и инструкторы, сидящие по соседству с новичком в учебном автомобиле, погонщики скота, направляющие стадо по дороге общего пользования и проч. Пассажиры. Это не только граждане, находящиеся одновременно с водителем в транспортном средстве. Пассажирами считаются и лица, садящиеся и выходящие из авто
И это очень важно знать. Если человек выходил из автобуса и пострадал оттого что водитель, не заметив его, захлопнул двери, то он будет считаться все еще пассажиром
Пешеход. Гражданин, который “своим ходом” передвигается по автомагистрали либо по зоне, прилегающей к трассе. К пешеходам также относят лиц, катящих рядом с собой велосипед, мотоцикл, мопед, детскую или инвалидную коляску и проч. Передвигающиеся на самокате, роликовых коньках, на скейте – это тоже пешеходы.