Федеральный закон “О техническом регулировании” простыми словами

Виды технического регулирования

Все виды тех. регулирования в соответствие с последней актуализированной информацией делятся на две большие группы:

  1. Общие.
  2. Специальные.

В первую группу входит такая сфера правоотношений, которая возникает по поводу эксплуатации зданий, биологической безопасности, пожарной безопасности и др. Это такие важнейшие аспекты, которые обязаны соблюдать все субъекты в Российской Федерации. Изменениям или дополнениям они не подлежат, за исключением внесения изменений в само федеральное законодательство.

Специальные —  это такие виды технического регулирования, которые не регулируются общими положениями. Они принимаются в отношении отдельных видов продукции путем издания нормативных правовых актов. Как правило, у такой продукции более повышенный риск нанесения вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.

Что такое технический регламент

На смену ГОСТам и СНИПап пришел технический регламент. Это документ, который содержит требования к продукции, объектам и услугам. Он принимается по специальной процедуре – международным договором и ратифицируется в установленном законом порядке, имеет особую структуру строения. Министерства не могут устанавливать дополнительные условия, кроме услуг в оборонной области.

Технические регламенты устанавливают ветеринарные, фитосанитарные требования к продукции из отдельных стран. Могут вводить стандарты к методам ее обработки, ограничивать ввоз. Ветеринарные правила утверждаются для защиты здоровья граждан, предупреждения ввоза опасной продукции и распространения заболеваний (п. 9 ст. 7 ФЗ №184).

Цели

Стандартизация проводится для:

  1. Повышения степени безопасности здоровья/жизни населения, животных и растений, предотвращения имущественного ущерба и вреда окружающей среде.
  2. Обеспечения научно-технического развития.
  3. Повышения степени безопасности регламентируемых объектов с учетом вероятности возникновения катастроф (чрезвычайных ситуаций).
  4. Усиления конкурентоспособности продукции, услуг или работ.
  5. Рационального применения существующих доступных ресурсов.
  6. Информационной и технической совместимости.
  7. Сопоставимости итогов испытаний (исследований) и измерений, экономико-статистических и технологических сведений.
  8. Взаимозаменяемости продукции.

Закон “О техническом регулировании”: стандартизация

Для обеспечения производства безопасных изделий формулируются определенные правила и требования. Стандарт представляет собой документ, в котором отражаются свойства продукции, характеристики и правила выполнения производственных процессов, осуществления реализации, хранения, утилизации, перевозки, эксплуатации, исполнения работ/предоставления услуг. Он также может включать в себя требования к символике, терминологии, маркировке, упаковке, этикеткам, а также правилам их нанесения. Процесс установления соответствующих предписаний именуется стандартизацией. Безопасность представляет собой состояние, в котором отсутствует недопустимая угроза, связанная с нанесением ущерба здоровью граждан, растений, животных или их жизни, вреда государственному, частному, муниципальному имуществу, окружающей среде. Стандартизация направлена на упорядочение производства и обращения товаров, повышение конкурентоспособности работ, услуг, товаров.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию

Главенствующим федеральным органом исполнительной власти в данной сфере правоотношений – это росстандарт.

Образован данный орган был в 2004 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Руководство осуществляется Абрамовым Алексеем Владимировичем.

На сегодняшний день действуют семь территориальных органов управления Росстандарта. Управления Росстандарта включают в себя финансово-экономическое управление, информационное управление, аналитическое управление, управление административной работой, контрольное ревизионное управление и др.

Услуги, оказываемые Росстандартом, являются платными. В некоторых случаях за совершение тех или иных действий необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер варьируется в зависимости от запрашиваемого действия и находится в пределах от 100 до 1600 рублей.

Статья 2 ФЗ 184

Данная статья закрепляет основные понятия, используемые в этом нормативном документе. Например, надзор за соблюдением регламентов,  содержание стандартизации и др.

Правильная правовая трактовка и характеристика этих основ, например, при строительстве, поможет привести весь процесс производства в законное русло и избежать возможных правовых споров в будущем.

Статья 28 ФЗ 184

Эта статья регламентирует права и обязанности заявителя. Он вправе осуществлять действия в соответствие с требованиями закона, использовать техническую документацию, обращаться в государственный орган с жалобами, принимать на себя обязательства и определять иные существенные аспекты.

Заявитель также обязан обеспечивать соответствие продукции установленным законом требованиям, уплачивать государственную пошлину, предоставлять достоверные документы и др.

Статья 46

Эта статья закрепляет переходные положения возникающие и действующие в сфере технического надзора и в иных сферах, в целях регулирования которых был принят федеральный закон.
Установлено, что для того чтобы соответствовать ФЗ и получить юридическую силу, любой нормативный документ, принимаемый в данной сфере, должен быть опубликован в единой информационной системе, например, в Российской газете.

Суть закона

Закон охватывает важнейшие области – строительство, оказание услуг, производство. Он облегчил жизнь производителей, освободив их от мелочного контроля со стороны государственных органов. Введение четкого порядка разработки технических норм упростило сертификацию. При создании техрегламентов учитываются международные стандарты и опыт, наработанный европейскими странами.

Цели регулирования продукции и связанных с ней действий:

  • повышение технологической безопасности;
  • защита интересов граждан, частной и государственной собственности;
  • охрана окружающей среды.

Поскольку алгоритм создания продукции становится открытым, производитель не имеет возможности утаить от покупателей информацию о ее свойствах.

Главные положения ФЗ:

  • предъявление одинаковых правил к объектам регулирования;
  • независимость органов аккредитации;
  • запрет конкуренции при аккредитации и сертификации;
  • единая система проверки уполномоченными органами;
  • недопустимость совмещения сертификации с надзорным ведомством или структурой сертификации.

Государственные контролирующие органы получают финансирование только из бюджета за исключением случаев, установленных регламентами. Стандарты действуют по отношению к однородной продукции. Они определяют ее размеры, параметры, правила контроля, эксплуатации и хранения.

Принципы закона:

  • добровольность применения норм;
  • максимальный учет интересов всех субъектов в процессе разработки;
  • использование международных стандартов для создания национальных нормативов;
  • единообразное внедрение стандартов;

Общие сведения

Федеральный закон N 184-ФЗ «О техническом регулировании» был принят Государственной Думой, а затем одобрен Советом Федерации в декабре 2002 года. Вступил в силу в июле 2003 года.

Выход ФЗ 184 — закона о техническом регулировании — определил принципиально новый подход к установлению и применению требований к продукции, регулированию процессов производства, работ и услуг.

Закон призван регламентировать сферу отношений, связанных с областью проектирования, производства, строительства, монтажа, транспортировки, хранения, эксплуатации, реализации, оценки, утилизации, выполнения работ или оказания иных услуг. 184 ФЗ направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья жителей страны и их имущества, а также охрана окружающей среды, обороны, национальной экономики и технологической безопасности России. 

Структурно закон представлен десятью главами, включающими 48 статей. Рассмотрим краткое содержание настоящего закона, обозначив основные положения:

  • Общие положения: область действия закона, основные понятия и принципы, действующее законодательство в данной сфере, особенности технического регулирования различных отраслей.
  • Технические регламенты: цели и задачи, содержание и порядок применения. Разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов.
  • Документы по стандартизации, применение которых производится на добровольной основе. На настоящий момент все статьи третьей главы, кроме ст. 16.1, утратили силу.
  • Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия и признание результатов подтверждения, а также права и обязанности заявителя. Знаки соответствия, декларирование. Обязательная сертификация и ее организация. Маркировка товара знаком обращения на рынке. Условия ввоза товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в Российскую Федерацию.
  • Аккредитация сертификационных и испытательных органов (лабораторий, центров).
  • Государственный надзор за соблюдением положений закона о тех. регулировании: контролирующие органы, их полномочия и ответственность. Объекты государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.
  • Нарушение требований регламентов и отзыв продукции: ответственность за несоответствие продукции или связанных с ней процессов, обязанности изготовителя в случае получения информации о несоответствии. Права органов государственного надзора при данных обстоятельствах. Принудительный отзыв товара. Ответственность за нарушения, допущенных сертификационными и испытательными органами.
  • Федеральный информационный фонд техрегламентов и стандартов;
  • Финансирование;
  • Заключительные и переходные положения.

Главными инструментами являются техрегламенты, национальные стандарты (используются на добровольной основе), такие процедуры как подтверждение соответствия и аккредитация, а также контроль (надзор) со стороны государства.

Технический регламент — это нормативно-правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий обязательные для соблюдения требования. Вводится федеральным законом. Носит директивный характер, связан с регулированием безопасности объектов технического нормирования и стандартизации на всем этапе их жизненного цикла.

Виды техрегламентов в соответствии с ФЗ о техническом регулировании классифицируются согласно следующим основным критериям:

По объекту нормирования: 

  • Объекты, для которых можно определить риски и снизить их до допустимого минимума еще на этапе разработки;
  • Источники опасности могут проявиться как на стадии проектирования и разработки, так и непосредственно при производстве;
  • Услуги, для оказания которых необходимо регулирование требований техники безопасности.

По содержащимся требованиям:

  • С конкретными техническими требованиями — самая распространенная категория. Включает в себя предписывающие регламенты и регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности;
  • С общими требованиями;
  • Техрегламенты, содержащие требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты или иные нормирующие документы (кодексы).

Как любой иной значительный федеральный закон, ФЗ 184 о тех. регулировании не обошли стороной изменения. За почти 15 лет своего существования, закон претерпел свыше двадцати изменений. Последние были внесены в текущем году. Рассмотрим подробнее. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий