Деформации и отслаивания на внутренней поверхности проверяют визуально, осмотром на свет.
При ослаблении натяжения хомутов, крепящих всасывающие и напорно-всасывающие рукава к всасывающим пожарным соединительным головкам, хомуты подтягиваются с помощью ключа и контрятся гайкой.
По результатам осмотра, принимают решение о дальнейшей эксплуатации всасывающих и напорно-всасывающих рукавов или необходимости их испытания и ремонта.
также в случае, если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.
В условиях хранения на складе или рукавной базе, всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают по истечении гарантийного срока хранения на герметичность рабочим давлением (таблица 1 приложения № 1).
При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении, один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране испытываемый рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Кран закрывают и постепенно повышают давление в испытываемом рукаве до значения испытательного давления согласно таблице 1приложения № 3. Выдерживают его при этом давлении в течение 10 мин. На испытываемом рукаве и в местах соединений с пожарными соединительными головками не должно быть разрывов и местных вздутий, просачивания воды, а также деформации металлической спирали.
Для испытания всасывающих и напорно-всасывающих рукавов на герметичность при разрежении, один конец испытываемого рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром (вакуумметром), другой заглушают. Создают в испытываемом рукаве разрежение, равное (0,08 ±0,01) МПа, затем перекрывают вакуум-линию и выдерживают при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности испытываемого рукава не должно быть сплющивания и изломов. После испытания внутреннюю полость испытываемого рукава просмат ривают на свет. Всасывающий или напорно-всасывающий рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслоения.
сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное
Конструкция
Рукав в основном состоит из трех слоев. Разберем каждый из них.
1. Наружный защитный слой (пропитка).
2. Внутренний гидроизоляционный слой.
Внутренний гидроизоляционный слой изготавливают из различных видов резин, латекса, полиуретанов и других полимерных материалов.
3. Армирующий каркас.
Изготавливают или ткут из нитей натуральных волокон (льна, хлопка и т.п.) или нитей химических (лавсан, капрон и т.д.) волокон. Армирующий каркас образуется переплетением нитей под углом 90°. Продольные нити называются основой, а поперечные – утком. Относятся к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным слоем без наружного покрытия каркаса.
Из нитей натуральных волокон
(прорезиненные рукава)
Конструкция напорных рукавов
Напорные рукава из нитей натуральных волокон имеют ограниченное применение. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабаритны. При пожаре воды по таким рукава наружная поверхность ткани чехла увлажняется вследствие просачивания воды через стенки чехла (перколяция). Это повышает термостойкость льняных рукавов в условиях пожаров.
Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, большие гидравлические потери, а так же сложность эксплуатации в условиях низких температур – ограничивают область их применения на пожарных машинах.
С внутренним гидроизоляционным покрытием и с пропиткой армирующего каркаса
(латексированные рукава)
Относится к типу напорных рукавов с внутренним гидроизоляционным покрытием без наружного покрытия каркаса.
Такой рукав имеет армирующий каркас (1), выполненный из нитей химических волокон. В качестве внутреннего гидроизоляционного слоя (2) применяется резиновая камера, которая вводится внутрь армирующего (1), предварительно смазанного резиновым клеем (3), и вулканизируется паром под давлением 0,3-0,4 МПа при температуре 120-140 °С в течении 40 – 45 минут. Кроме резиновой камеры, для внутреннего гидроизоляционного слоя может использоваться латекс, полиуретан и другие полимерные материалы.
Рукав с внутренним гидроизоляционным покрытием
Армирующий каркас (1) латексированного рукава изготавливают из нитей химических волокон. Такой рукав имеет внутренние гидроизоляционное покрытие (2). Кроме того, армирующий каркас имеет пропитку раствором латекса, который образует наружную латексную пленку (3), выполняя функцию защитного покрытия.
С внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием
(с двусторонним покрытием)
Рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным (2) и наружным защитным (3) покрытием обладают рядом преимуществ по сравнению с другими типами рукавов.
Внутреннее гидроизоляционное покрытие (2) обеспечивает минимальные гидравлические потери для потока огнетушащего вещества, а наружное защитное покрытие (3) предохраняет ткань армирующего каркаса от истирания и действия солнечных лучей. Это повышает надежность и долговечность рукавов.
Рукава с внутренним гидроизоляционным покрытием и наружным защитным покрытием
Скатка и перекатка пожарных рукавов: с какой периодичностью, правила, методы
Правила и периодичность перекатки пожарных рукавов на новую скатку регламентируются НПБ. От выполняемых действий зависит исправность, работоспособность, готовность рукавного оборудования. Мероприятие касается напорных пожарных рукавов (НПР) – армированные проволокой всасывающие типы шлангов содержаться по иным правилам.Перекаткой называется процедура скатывания рукава на новое ребро (складку). Кант перемещается на новое место, на угол 90°, таким образом, обновляется расположение сгибов.
Зачем нужна перемотка рукавов: требования
Обновление складки НПР обязательное требование – это часть технического обслуживания, стандартная мера по уходу. Для перекатки рукавов внутреннего противопожарного водопровода установлена периодичность – раз в год. Подготовительные действия – отмачивание, сушка, промывка – являются этапами мероприятия. Техническая цель перекатки – распрямить старое ребро, переместив его на середину продольного сечения, чтобы образовалась новая складка, кант.
Структура позволяет плотно скатывать шланги, что удобно для хранения, транспортировки. Рукава слипаются, слеживаются, в местах сгиба быстрее изнашиваются.
Задача перемотки – уменьшить негативные явления, к которым относятся:
- перетирания, трещины;
- деформации;
- утрата герметичности, образование ослабленных мест и, как следствие, прорывы, утечки, падение напора;
- разрывы из-за чрезмерного пересыхания;
- снижение гибкости;
- задержки при разматывании;
образование гнили и плесени, скопление пыли.
Особенности требований к перекатке:
- обязательность после каждого использования, ТО, для хранения;
- регулярность;
- включает подготовку;
- способы имеют свои правила;
- мера как часть ТО осуществляется вручную и на спецоборудовании профильными структурами, ответственными лицами и техотделами ПЧ;
- сопровождается документально: техзадание, акт, журнал перемотки, бирка.
Надо ли перекатывать новые рукава
Поступившие напорные рукава наматываются на новую скатку. При приемке входной контроль обязательный (это сфера ответственности начальника караула), с испытаниями, проверками. Описанные меры невозможно выполнить, не развернув изделие, соответственно, потребуется перемотка.Новые шланги на складском хранении также подвергаются регулярной перекатке (производится чаще – раз в квартал), так как материал слеживается, одни участки испытывают меньшее давление, другие – большее, могут образовываться ослабления.
Периодичность перемотки пожарных рукавов: как часто
Нормы по регулярности перемотки:
- перекатка пожарных рукавов пожарных кранов должна производиться не реже 1 раза в год. Это же касается всего оборудования ПБ;
- если НПР хранятся на складе – 1 раз в квартал;
- после каждого развертывания, использования, ремонта, техобслуживания.
Сроки перекатки рукавов в автоцистерне на новую складку обычные. Для пожарной машины характерна учащенная периодичность, так как процедура требуется после каждого использования, осмотра шланга.
Виды скаток рукавов
Скатывать можно вручную или на станках. Способы зависят от того, где будет размещаться изделие:
Способ | Описание |
Одинарная, она же «улитка» |
|
Двойная |
|
Гармошка горизонтальная или вертикальная |
|
Восьмерка | Временное положение для транспортировки. |
Перекатка пожарных рукавов: в чьих полномочиях
Согласно ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2011 г., выполнять работы по сервису предназначенного для предупреждения возгораний оборудования, обслуживанию, восстановлению средств противопожарной безопасности в здании или сооружении может обладающая соответствующей лицензией фирма.
Лицензию выдает МЧС и только оно. Организация не имеет права вмешиваться в работу предназначенных для предупреждения возгораний, борьбы с ними средств без нее даже в том случае, если у нее есть свидетельство СРО и каки-либо иные подтверждающие деятельность документы. Наличие лицензирования свидетельствует о том, что сотрудники фирмы прошли обучение, имеют полномочия на проверку противопожарных водопроводов, перекатку рукавов, обслуживание, устройство, проведение восстановительных мероприятий противопожарного оборудования.
Функции по перемотке выполняются сотрудниками лицензированной организации в соответствии с утвержденным графиком. Сопровождаются соответствующими записями в журнале, выдачей акта. Во время их выполнения сотрудники обслуживающей организации учитывают текстурные характеристики материала, который использован для создания шланга. Применяют профессиональное оборудование.
Необходимо понимать, что самостоятельное выполнение работ по перемотке напорных пожарных рукавов, без привлечения сотрудников лицензированной организации, является нарушением действующего законодательства. За нарушение норм предусмотрена ответственность.
Порядок проведения гидравлического испытания
За все время проведения испытаний и после их завершения на стенках рукавов не должно быть разрывов, вздутия слоев, просветов. Металлическая оплетка находится в целостном и не деформируемом состоянии. Рукава, которые не выдержали проверку давлением, отбраковывают. Процедура проходит следующим образом:
- Испытание проводят избыточным рабочим давлением. Один конец шланга присоединяют к напорному водопроводу. Второй – перекрывают заглушкой с краном для стравливания воздуха.
- Кран не закрывают до тех пор, пока жидкость полностью не наполнит шланг.
- На протяжении 10 минут происходит повышение давления. Его измеряют и поддерживают в том объеме, который рекомендуется нормами для испытания рукавов данного диаметра и типа.
Напорный тип рукавов, эксплуатируемый на передвижных автомобилях, испытывают при давлении 1 МПА. Но это еще не все. Для тех рабочих вариантов, которыми оснащены автомобили с высоким давлением, размер нагрузки при испытании поднимают до 3 МПА. Для рукавов из льна и джута этот показатель равен 0,3-0,4 МПА в течение 5 минут. После испытания рукава осматривают. Второй сорт допускает наличие свищей по длине не более 2 см. Первый их не предусматривает вовсе.
Рукава, прошедшие испытания без повреждений, сушатся. А на новые шланги делают паспорта и передают в работу, не нарушая порядок. Сроки испытания пожарных рукавов пересматривают и корректируют после каждого ремонта и обслуживания. Два раза в год выполняют проверку при сезонном мониторинге всего оборудования.
Что такое пожарный рукав
Пожарный рукав (ПР) представляет собой гибкий трубопровод, который применяют для доставки огнегасящего состава в точку возгорания. Для этого в шланге нагнетается давление. В качестве средства пожаротушения часто используют обычную воду, но для некоторых категорий возгораний применяют специальные растворы или минеральные соли.
Пожарные рукава
Устройство и конструкция
ПР делятся на виды:
- напорные;
- всасывающие;
- напорно-всасывающие.
Напорный рукав рассчитан на работу под высоким давлением и комплектуется стволом. На стенки каркаса приходится нагрузка до 10 кг/см2, поэтому его основу составляют несколько слоев полимерных нитей. Чаще всего применяют капрон или лавсан, но иногда используют и натуральные материалы: джут, пеньку, лен или хлопок. Нити делятся на продольные и поперечные.
Материя подвергается специальным пропиткам, которые повышают ее прочность. Внутри к каркасу прикрепляется гидроизоляционный слой из резины. Такое же покрытие нередко наносится и на внешнюю оболочку. Оно защищает шланг от различных агрессивных воздействий. Например, от ультрафиолета или чрезмерного намокания.
Задачей всасывающего ПР является забор жидкости из водоемов. Происходит это с помощью помпы при создании вакуума внутри шланга. Потому конструкцию усиливают стальной проволокой.
Каркас всасывающего шланга состоит из:
- двух слоев, состоящих из текстильных волокон;
- стальной спирали между ними;
- двух дополнительных защитных слоев (внутреннего и внешнего), состоящих из резины.
Напорно-всасывающий рукав является универсальным. Он может выполнять как всасывание жидкости, так и ее подачу под высоким давлением. Поэтому его конструктивные особенности повторяют предыдущий вид, а с большим напором воды справляются усиленные армированные стенки.
Область применения
Используются пожарные шланги повсеместно. На каждом промышленном объекте есть отдельный водопровод, который оборудован насосами для создания давления. На ключевых точках установлены пожарные краны (ПК). Возле каждого в обязательном порядке находятся ПР на случай возгорания.
Такую систему можно увидеть и в зданиях – как административных, так и жилых. Внутри домов (возле каждого из ПК) есть специальный настенный шкаф, в котором находится пожарный рукав. Также различные виды ПР размещают на транспорте МЧС.
Пожарный рукав
Пожарные шланги применяют при:
- тушении огня;
- удалении воды из затопленных подвалов или ливневой канализации;
- перекачке любой продукции ГСМ.
Инструкция по заполнению акта проверки пожарных гидрантов
Чтобы при заполнении документа не допустить ошибок, условно его делят на три части:
Вводная часть
Эту часть принято называть «шапкой». Традиционно здесь прописывается название акта, место и дата его составления. Также указывается название компании, которая несет ответственность за данное устройство. Можно прописать, сколько экземпляров имеет акт. Обычно оформляется две копии. Если заинтересованных сторон больше, количество экземпляров может быть увеличено. Все копии, имеющие «живые» подписи, обладают одинаковой юридической силой.
Основная часть
Здесь нужно указать название объекта, на котором проводится проверка. Перечисляются все члены проверяющей группы. Указываются не только их ФИО, но и должности. Также здесь прописывается период, в течение которого гидрант подвергался проверке.
Заполнение таблицы
Для большего удобства внесения информации здесь рекомендуется использовать таблицу. В нее вносятся результаты выполненной проверки. Образец представлен в виде примера. В зависимости от различных обстоятельств количество столбцов можно изменить.
Итоги проверки – заключение комиссии
После проведения проверки члены комиссии должны сделать вывод. Вовсе не обязательно, чтобы заключение было развернутым. Его можно написать и кратко, но делать это нужно так, чтобы вывод был понятен. Обычно здесь отмечается, имеется ли к гидранту подъезд, отсутствуют ли протечки, другие подробности. Если специалисты разрешают дальнейшее использование гидранта, об этом так и нужно написать. В нижней части ответственные лица, проводившие испытания, проставляют свои подписи.
Причины списания рукавов
Списывать можно рукав, который выработал свой установленный срок и пришел в полную негодность. То есть изделие нельзя отремонтировать или восстановить. О непригодности к дальнейшей эксплуатации должна дать заключение специальная комиссия во главе с руководителем подразделения.
Причины списания (выбраковки) пожарных рукавов:
- размер не соответствует установленному стандарту;
- внутренний диаметр больше нормы;
- герметичность изделия нарушена;
- рукав не выдержал испытания на разрыв;
- абразивный износ ниже нормы;
- нарушена термо- или маслостойкость;
- ремонт не устранил найденных дефектов.
Списанию также подлежат шланги, пострадавшие на пожаре.
https://youtube.com/watch?v=mciOpaY0IRg
Ремонт рукавов способом вулканизации
Для проведения операции требуется вулканизирующий аппарат. Таким методом ремонтируют льняные и прорезиненные поверхности пожарных шлангов, имеющих поперечные или продольные разрезы. Чтобы выполнить ремонт, необходимы следующие инструменты:
- жесткая щетка;
- молоток, ножницы, острый нож;
- подкладки из дерева в количестве 5 шт.;
- кисточка для нанесения клея;
- бензин, клей;
- иголки с широким ушком и суровые нитки.
Процедура проводится следующим образом. Сначала разрыв зашивается суровыми нитками. При этом стежки накладываются крестообразно. Начало шва располагается на расстоянии не менее 2 см от края разреза. Между стежками должно быть около 8 мм. После завязывания узелка молотком простукивают шов, выравнивая его. Заплату делают из поверхности старого рукава. Ее размер превышает разрез по длине на 6 см, по ширине – на 5. Льняные заплаты не обрабатывают, а на прорезиненных убирают резиновый слой. Приклеиваемую поверхность высушивают и очищают от пыли.
Для приготовления клеевой массы растворяют в бензине сырую резину в соотношении 3:1. Затем отстаивают около суток, перемешивают. Доливают столько же бензина и выдерживают еще 3 часа. Далее перемешивают – и клей готов. Место разреза и вокруг него обезжиривают любым растворителем. Клей наносят до 7 раз, тщательно просушивая каждый слой на рукаве и заплате. Последний шар не сушат, а соединяют поверхности и равномерно прижимают, легко простукивая молотком. После этого склеиваемый участок помещают в вулканизационное оборудование, фиксируют струбциной и выдерживают при температуре до 140 ºС около 40 минут.
Опробование системы
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования, хранения и , является специальное руководство по их эксплуатации. Периодические испытания этих компонентов системы пожаротушения направлены на поддержание их функциональности и исправного технического состояния, проверку герметичности и пропускной способности.
Перед проверкой пожарных рукавов в действии ответственное лицо должно сначала произвести внешний осмотр со всех сторон рукава на предмет наличия потертостей, механических повреждений, перекручивания, которое может впоследствии стать причиной разгерметизации, а также наличия на поверхности рукава инородных химических компонентов (пятен технического масла, нефтепродуктов и других химических элементов). Кроме того, рукава исследуются и изнутри, насколько это позволяет возможность.
Визуальное исследование пожарных рукавов также должно быть направлено на выявление возможных отслоений резинового слоя, проверку или ревизию мест соединений рукава и соединительных элементов по всей его длине.
Непосредственная процедура фактического испытания рукавов утверждена как необходимая и неотъемлемая процедура в следующих случаях, а именно:
- при установке нового пожарного рукава и принятия его в эксплуатацию;
- после осуществления планового обслуживания или ремонтных работ, которые связаны с восстановлением герметичности или соединением нескольких отрезков при помощи соединительных элементов;
- после применения рукава при тушении пожара с повышенным уровнем сложности (высокая температура, использование при тушении специфического материала или веществ), а также в случае обнаружения признаков попадания на поверхность рукава активных химических элементов в процессе его эксплуатации.
В соответствии с требованиями нормативных и регламентирующих документов испытывать необходимо рукава поочередно по одному экземпляру. Допускается испытания двух пожарных рукавов при условии использования независимого водосборника.Далее специалистами производится сборка всей конструкции пожаротушения по двум допустимым схемам.
Первая из них требует наличия пожарной автоцистерны, непосредственно самого рукава и конечной заглушки. Во втором случае в описанную схему добавляется независимый водосборник. На конечном этапе монтажа закрытой линейной магистрали производится надежная герметизация всех соединений и составляющих элементов.
На следующем этапе, когда линия рукава полностью готова к испытанию, осуществляется нагнетание давления внутри его при помощи вакуумного механизма в пожарном автомобиле. При этом показатель внутреннего давления должен составлять не менее 0,08 МПа.
При достижении этого показателя специалисты, осуществляющие осмотр, оценивают поверхность рукава на возможное наличие неровностей, подтеков или сильно деформированных участков. Среднее время, на протяжении которого осуществляется проверка целостности под давлением пожарных рукавов составляет в среднем пять минут. После окончания испытаний пожарных рукавов на предмет герметичности следует дополнительно осмотреть их на предмет целостности и состояния защитной поверхности.
Ответственные лица обязаны вести специальные карточки на каждый из имеющихся рукавов. Результаты проводимых испытаний заносятся в этот документ и утверждаются комиссией. При неудовлетворительных результатах испытания пожарные рукава могут быть отправлены в специализированные центры для проведения ремонтных работ или восстановительного обслуживания. В случае же невозможности проведения ремонта или достаточно долгой эксплуатации такие изделия подлежат утилизации.
Как списать ПР
Рассмотрим, как списать рукава пожарные. Проверкой работоспособности шланга занимаются техотделы воинских частей по борьбе с огнем. Испытания также проводят специальные базы по обслуживанию ПР. Все выявленные дефекты заносятся в акт, который передается комиссии, после чего она выносит свое решение.
Акт на списание рукавов
Порядок процедуры
Чтобы инициировать процедуру списания, командиры отделений должны подать служебную записку. Далее поэтапно совершаются следующие действия:
- Проводится испытание. Его периодичность – дважды в год или сразу после ремонта изделия. Все выявленные дефекты отображаются в формуляре.
- Командир части подписывает приказ о формировании комиссии.
- Специалисты проводят осмотр. При необходимости назначаются дополнительные проверки. По их завершении выносится решение – признать пригодным к работе, отправить в ремонт или утилизировать (подать рекламацию).
- Решение заносится в акт.
- Выбракованная продукция или отвозится на свалку, или возвращается поставщику.
Образец и правила составления акта
Чтобы провести списание и последующую утилизацию, необходимо составить специальный документ. Типовой бланк содержит обязательные пункты:
- Название учреждения.
- Список членов комиссии.
- Дата составления.
- Параметры пожарного шланга.
- Дата производства ПР и его принятие на вооружение.
- Перечисление проведенных проверок.
- Причина потери работоспособности.
- Фиксация дальнейшей непригодности и принятие решения на списание (утилизацию).
Скачать акт на списание пожарных рукавов образец можно на нашем сайте.
Документ: Бланк акта на списание рукавов
Хранение пожарных рукавов
При организации процесса хранения следует помнить, что НПР должны быть свернуты в мотки одинарным способом и установлены вертикально. Для находящихся в текущей эксплуатации устройств применяется способ так называемой двойной скатки. Зачастую для хранения используют специальные пожарные шкафы. Изделия, находящиеся на хранении, должны оснащаться биркой. В непосредственной близости от места хранения не должно быть острых выступов и предметов. Температура окружающего воздуха не должна быть отрицательной. Источники тепла не должны находиться ближе 1 метра от места хранения ПР.
Мойка и сушка
Независимо от типа, хранить рукава можно только в чистом виде, поэтому после пожара, учений или соревнований их помещают в ванну с горячей водой. Это помогает отмочить загрязнения, а в холодную погоду еще и оттаять. Затем рукава направляют на мойку, где с них смывают грязь вручную или при помощи технических приспособлений. Методическое руководство рекомендует не применять самодельные приспособления для мойки и чистки, а пользовать только специально предназначенными устройствами.
Когда загрязнения смыты, рукава сушат при температуре не выше 50 °C. Сделать это можно на открытом воздухе в теплое время года или в рукавных сушилках. Летом нельзя оставлять рукава под прямыми солнечными лучами, нельзя сушить их на котлах и других обогревательных приборах.
Правила эксплуатации пожарных рукавов и их применение
Пожарные рукава делятся на напорные, предназначенные для доставки огнетушащего вещества к источнику возгорания, и всасывающие, выполняющие вспомогательные транзитные функции. Повседневная эксплуатация устройств сопровождается документооборотом, призванным оптимизировать производственный процесс и повысить эффективность решения задач. Вся необходимая информация заносится:
- в книгу учета материальных средств;
- в эксплуатационные паспорта;
- в различные ведомости, где фиксируется информация, касающаяся перемещения, качественного состояния и т.д.;
- в акты по обслуживанию рукавов, в том числе перекатке, акты на списание;
- в бирки с данными о техническом обслуживании.
Особым вопросом является контроль за состоянием изделий. Он осуществляется путем проведения испытаний с определенной периодичностью:
- испытания, проводимые после каждого технического обслуживания;
- для устройств, находящихся на пожарной технике, не реже двух раз в год;
- в случае обнаружения внешних недостатков в ходе проведения визуального осмотра;
- для находящихся на хранении всасывающих рукавов испытания проводятся не реже одного раза в 12 месяцев;
- первичные испытания, проводимые при поступлении изделия в пожарную часть.
Мероприятия по техническому обслуживанию должны включать в себя скатки и перекатки изделий. В период эксплуатации устройства должны периодически меняться. Для этого осуществляется оборот рукавов, находящихся на рабочих объектах и хранящихся на складе. В пожарный расчет изделия выдаются в чистом, исправном состоянии с навязанной арматурой. Для поддержания устройства в рабочем состоянии и обеспечения требований безопасности разработан перечень правил:
- для прокладки линии подбирается поверхность с твердым покрытием;
- соединительные узлы должны содержаться в чистоте, а поверхность шланга не должна контактировать с агрессивными веществами, например, с нефтепродуктами или химически активными реагентами;
- рукава на должны подвергаться динамическим нагрузкам, их запрещено сбрасывать с высот, особенно заполненные;
- нельзя допускать перегибы шланга и его попадание на поверхность, где есть опасность прокола, прожигания, перегиба;
- запрещено механическое воздействие на головки и другие виды пожарной арматуры;
- следует избегать прокладки рукавов на проезжих частях, на рельсовых путях, в случае крайней необходимости пользоваться специальными мостиками или укладывать шланг в межрельсовое пространство или под рельсами между шпалами;
- при спуске устройства с высоты использовать веревки и тросы;
- во всех случаях обеспечивать плавный запуск и перекрытие подачи ОТВ в шланг;
- в месте разветвлений создается необходимый запас рукавов;
- с помощью зажимов в обязательном порядке осуществляется устранение течи сквозь повреждения.
Для обеспечения оптимальной эксплуатации рукавов в зимний период существует отдельный свод правил.