Избирательная пропорциональная система, ее особенности и недостатки

Основные понятия

Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

  1. Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

    Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

    Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

  2. Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Этапы избирательного процесса:

  1. Назначить выборы.

  2. Организовать избирательные округа.

  3. Создать избирательные комиссии.

  4. Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

  5. Выдвинуть кандидатов.

  6. Предвыборная агитация.

  7. Процесс голосования.

  8. Подвести итоги голосования.

  9. Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Аспекты избирательной системы

Избирательная система определяет:

  • форму голосования;
  • набор разрешённых голосов;
  • методы подсчёта;
  • алгоритмы определения результатов.

Результатом выборов может быть один победитель (как в случае президентских выборов), или он может привести к нескольким победителям (как в случае выборов в законодательные органы). Избирательная система может определять, как именно право голоса распределяется между избирателями, как избиратели делятся на подгруппы (избирательные округа), чьи голоса подсчитываются отдельно.

В реальном мире проведение выборов, как правило, не считается частью избирательной системы. Например, хотя избирательная система перечисляет бюллетени в абстрактном виде, она не указывает, принимает ли фактическое голосование форму листа бумаги, перфокарты или экрана компьютера. Избирательная система не определяет, хранятся ли голоса в тайне или каким-то иным образом, как подсчитываются голоса, правильно ли были подсчитаны голоса или кому разрешено голосовать. Это аспекты более широкой темы выборов или избирательной системы.

Недостатки пропорциональной системы

В случае проведения голосования по закрытым спискам вероятно использование “принципа паровоза”. Речь идет, например, о том, что в начало списка ставятся популярные кандидаты. Впоследствии они отказываются от мандатов, в связи с чем в парламенте оказываются никому не известные люди из конца перечня (“вагоны”). В государствах, где формой правления выступает конституционная монархия или парламентская республика, формирование правительства осуществляет партия, имеющая преимущество в парламенте.

В пропорциональной системе, больше чем в мажоритарной, существует вероятность того, что ни одна фракция не наберет абсолютного большинства. В связи с этим появится необходимость в образовании коалиционного правительства. Если же оно будет состоять из идеологических врагов, то, надо полагать, станет неустойчивым и не сможет провести никакие реформы. В регионах, где присутствует большое количество разнородных групп избирателей, вероятно появление многочисленных мелких фракций. В результате будет затруднено формирование работоспособной коалиции. Уменьшить данную проблему может применение квот.

При использовании закрытых списков отмечается ослабление связи между электоратом и выборными представителями. При использовании открытой системы голосования данной проблемы нет. Закрытые списки дают большую власть лидерам партий, поскольку они распределяют кандидатов в них. Это, в свою очередь, может привести к внутрипартийной диктатуре, торговле местами. Однако в объединениях данные вопросы регулируются специальными методами. Для многих избирателей остается не до конца ясным порядок распределения голосов. Это отрицательно влияет на популярность всей системы в целом.

Смешанная система

Она основана на том, что некоторые парламентарии избираются большинством, а остальные пропорциональным способом. Таким образом, каждый избиратель имеет два голоса (два бюллетеня на избирательном участке):

  • один для кандидата в одномандатном округе;
  • другой для списка в многопартийном округе.
  • система двух голосов;
  • единая непереходная система (так называемая полупропорциональная система).

При системе двух голосов обе системы голосования независимы друг от друга. В избирательном процессе палата парламента делится на две части, тогда как выборы в одну из них не влияют на состав другой. Избиратель имеет два голоса. Первый голос он отдаёт за кандидатов, внесённых в список имён данного округа, а второй голос за список партий в данном округе. Такая система иногда называется параллельным голосованием.

Во втором варианте окончательное распределение голосов в парламенте является следствием результатов выборов в пропорциональной системе. В этом случае мандаты, полученные в одномандатных округах, соответственно уменьшают представительство в парламенте тех партийных списков, из которых происходят победившие кандидаты. В ситуации, когда количество мест, полученных в мажоритарной системе, превышает количество мест, на которые партия имеет право на основании пропорционального результата, соответственно увеличивается размер парламента.

Смешанные избирательные системы предназначены для объединения преимуществ мажоритарного и пропорционального права и уменьшения недостатков каждого из них. Благодаря выборам в одномандатных округах укрепляются сильнейшие группы, что положительно сказывается на качестве работы парламента. В то же время, благодаря частичному принципу соразмерности, этот эффект может быть достигнут без цены потери репрезентативности законодательного органа. Партии, которые не имеют шансов на победу в одномандатных округах, могут рассчитывать на то, что их представители будут представлены в парламентских списках. Недостатком смешанных систем, однако, является относительно сложный метод голосования.

Особенности регулирования

В качестве юридической базы для избирательной структуры выступает соответствующая система норм. Ее нередко именуют подотраслью государственного (конституционного) права. Однако следует отметить, что данная нормативная система регулирует не всю избирательную структуру. В состав сферы отношений входят некоторые связи, управление которыми осуществляется посредством корпоративных актов. Это, в частности, уставы партий и прочих политических сообществ. Кроме того, регулирование в сфере избирательной системы осуществляется и с помощью электоральных традиций и обычаев конкретного общества.

Другие механизмы

Мажоритарная система — избирательная система при которой избранным считается тот кандидат, который набрал наибольшее количество голосов в своём отдельном выборном округе. Чаще всего по результатам голосования он и будет единственным человеком в правительстве от конкретного региона.

Такой способ ведёт к образованию двухпартийной системы в парламенте. При этом лидирующей будет политическая сила, от которой будет избрано большинство. Такой вариант активно используется в США, где правительство разделено на республиканцев и демократов.

Смешанная — объединяет сразу признаки мажоритарной и пропорциональной систем. Предусматривает, что часть мест отдается победителям по мажоритарной схеме, а часть распределяется пропорционально. С 2016 года используется в РФ.

Таблица «Плюсы и минусы избирательных систем»:

Избирательная системаМажоритарнаяСмешанная
Достоинства
  • Избиратели знают в лицо представителей своего региона и могут проследить за лоббированием их интересов конкретным депутатом.
  • Возможность попадания в органы власти действительно эффективных людей, которые не нуждаются в партиях и уже известны конкретными достижениями.
  • Позволяет установить большинство лидирующим партиям за счет кандидатов популярных в регионах.
  • Стимулирует конкуренцию отдельных субъектов политических структур, заставляя качественно изменяться.
  • Возможность обновления власти за счет новых политических партий.
  • Сохраняет принцип народовластия — связь избранного кандидата и избирателей, оказавших доверие.
Недостатки
  • Тяжело продвинуться малоизвестным политическим силам.
  • На результаты выборов влияет даже незначительный перевес голосов
  • Избрание часто проводится в несколько туров, так как с первого невозможно определить абсолютного победителя.
  • Частый подкуп избирателей на местах, так как необходимо получить большинство или проиграть выборы.
  • Часто лидирующие партии остаются при власти и приобретают большинство за счет своей популярности
  • Остается возможность использовать популярных личностей для большего количества голосов, а после продвигать никому не известных членов партии.

Пропорциональная система удобнее и понятней в сочетании с мажоритарной. Так сохраняется максимальная справедливость по отношению к политическим структурам и избирателям.

Недостатки пропорциональной избирательной системы

Данная система выборов имеет и свои недостатки. К их числу следует отнести снижение роли ярких политических лидеров. Ведь все решает партия. А механизм принятия таких решений не ясен и скрыт от избирателей.

Тем более, что формирование партийных списков никак не зависит от предпочтений граждан. Данные списки создаются внутри партий, на наличие в них конкретных фамилий могут повлиять только внутрипартийные интересы. Поэтому избиратели могут только недоумевать по поводу наличия в них тех или иных политических лидеров.

Между тем, мандатная система предполагает большую роль конкретных фигур. Они известны, их программы или принимаются избирателями или нет, но они всегда более понятны.

А политические коньюктуры включения тех или иных лиц в партийные списки далеки от интересов простых избирателей. Поэтому можно сказать, что пропорциональная система менее понятная для избирателей, а значит, ей доверяют также меньше.

Однако, в странах, где интерес к политической стороне жизни довольно слабый. такая система представляется оптимальной. Ведь она предполагает совершение выбора в пользу партии, в пользу каких-то принципиальных моментов. а не в пользу конкретных личностей.

Таким образом, необходимо признать, что пропорциональная система имеет право на существование. Выбора, проводимые по такой системе характеризуются меньшим количеством злоупотреблений и разного рода скандалов. Данный способ формирование представительного органа власти создает стабильную политическую систему. Она более устойчива к кризисным проявлениям и более стабильна.

При этом, осуществлять контроль за политическими процессами гораздо проще именно при пропорциональной системе. Поэтому она выгодна лидерам авторитарного стиля управления. Она подавляет индивидуальные проявления каждого политика. Ведь каждый понимает, что его могут просто не включить в партийные списки и он потеряет свое кресло в парламенте. Это заставляет людей быть осмотрительнее.

Каковы плюсы этой формы представительства?

К достоинствам системы эксперты относят то, что каждая партия получает количество мест, пропорционально отданным за нее голосов. Именно поэтому она считается наиболее справедливой. Если квота будет низкой, то у мелких фракций также появится возможность занять свободные места. Преимуществом системы считается и то, что разные группы избирателей могут обеспечить вакансии своим представителям. В связи с этим результат голосования признается населением справедливым.

Данная система позволяет выбирать кандидатов, позиция которых близка их собственной, а не тех, у которых больше шансов. При использовании открытого списка представители электората могут отдать голос и за кандидата, и за партию. В результате снижается влияние фракций на персональный состав своих кандидатов в парламенте. Установление низкой квоты позволяет более адекватно отражать в представительном органе все политические силы страны в соответствии их действительному влиянию на население. Кроме прочего, достаточно низок процент проникновения в государственный аппарат представителей теневого бизнеса либо криминальных структур, способных не совсем легальными методами обеспечивать победу в регионах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система

Мажоритарная система и ее признаки:

  • В такой системе победителем является тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов. Бывает система как абсолютного большинства, так и относительного. Первая характеризуется тем, что победил кандидат, набравший 50%+1, а особенностью второй является то, что победителем становится человек, набравший голосов больше, чем другие. То есть, если на пост президента баллотировались 5 кандидатов, а наибольшее количество за одного – 45%, то этот человек и станет президентом.
  • Одномандатные округа. На один такой округ приходится одно место в парламенте. Та партия, которая заполучила наибольшее количество голосов в округе, и получает мандат.
  • К недостаткам этой системы можно отнести то, что может сложиться так, что мест в парламенте получила больше та партия, которая в действительности набрала меньше голосов. Положим, участвовали две партии на трех одномандатных округах. Первая набрала по 50 тыс. голосов в каждом округе, а вторая получила 40 тыс. на первом, 45 тыс. на втором и 65 тыс. на третьем. Если подсчитать голоса избирателей, то получится, что за каждую партию проголосовало одинаковое количество людей. Но у первой партии будет два мандата, а у второй – один.
  • Суть заключается в том, что партии получают мандаты пропорционально количеству полученных голосов. На избирательно-территориальном округе есть определенное количество мандатов, которые будут впоследствии распределены между партиями. В Российской Федерации в настоящее время существует 5% порог, чтобы заполучить место в нижней палате Парламента.
  • Голоса партий, не прошедших порог, пропорционально распределяются между теми, кто этот порог прошел.
  • Голосуют не за кандидата, как в мажоритарной системе, а за партию. Голосование проводится по партийным спискам.

В России существует особая избирательная система. Половина кандидатов в Государственную Думу (225) избирается по мажоритарной системе, а вторая половина (225) – по пропорциональной. Всего в Госдуме есть 450 мест. Также в нашей стране существует 5% порог для получения мандатов.

Пропорциональный принцип: списки и передача голосов

Основная техническая особенность системы списков заключается в том, что на один округ выделяется более одного мандата, и в качестве основного способа выдвижения кандидатов используются сформированные списки кандидатов от партии. Суть системы сводится к тому, что партия, которая участвует в выборах, может получить столько мест в парламенте, сколько предполагается на основании пропорции, рассчитанной исходя из голосования по всей территории выборов.

Техника распределения мандатов выглядит следующим образом: итоговое количество голосов, отданных за список партии, делят на число мест в парламенте и получают так называемый избирательный метр. Он представляет собой то количество голосов, которое необходимо для получения одного мандата. Количество таких метров, по сути, является числом полученных партией парламентских мест.

Партийное представительство тоже имеет свои разновидности. Политологи выделяют полное и ограниченное. В первом случае страна представляет собой объединённый округ и единый электорат, в котором распределяются сразу все мандаты. Такой приём оправдан для стран с небольшой территорией, для больших же государств он в некотором роде несправедлив из-за тех избирателей, которые не всегда имеют представление о том, за кого отдать свой голос.

Нивелировать недостатки полного призвано ограниченное представительство. Оно предполагает, что выборный процесс и распределение мест происходят в нескольких округах (многомандатных). Однако в этом случае иногда возникают большие несовпадения между количеством голосов, которые получила партия по стране в целом, и числом возможных представителей.

Для того чтобы избежать присутствия крайних партий, раздробленности и разобщённости в парламенте, пропорциональность ограничивается процентным барьером. Такой приём позволяет пройти в парламент лишь тем партиям, которые преодолели этот порог.

Система передачи голосов получила не такое широкое распространение в современном мире, как другие. Её основной целью является сведение к минимуму числа непредставленных в парламенте голосов и дать возможность более адекватного их отображения.

Представленная система реализуется в многомандатных округах с использованием голосования по преференциям. Здесь у избирателя есть дополнительная возможность выбирать между представителями от той партии, которой он отдал свой голос.

Типы избирательных систем таблица, расположенная ниже, представляет системно, в зависимости от практики их реализации в тех или иных странах.

Тип системыПодсистема и ее характеристикиТип избирательного округаФормы голосованияСтраны применения
МажоритарнаяОтносительное большинствоОдномандатныйЗа одного кандидата в один турВеликобритания, США
Абсолютное большинство в два тураОдномандатныйЗа одного кандидата в два тураФранция, Беларусь
ПропорциональнаяСписочная система партийного представительстваМногомандатный: страна – один округ (полное партийное представительство)За список в целомИзраиль, Голландия, Украина, Россия, Германия
Ограниченное представительство. Система многомандатных округовЗа списки с элементами преференцированияБельгия, Дания, Швеция
Система передачи голосовМногомандатныйЗа отдельных кандидатов, голосование по преференциямИрландия, Австралия (сенат)
СмешаннаяЛинейное смешениеОдно- и многомандатныйЗа отдельного кандидата и за спискиГермания, Россия (Госдума), Венгрия
Двойное голосованиеОдно- и многомандатныйЗа отдельного кандидата и за спискиГермания
Стуктурное смешениеОдно- и многомандатныйЗа отдельного кандидата и за спискиРоссия, Германия, Италия

Стадии избирательного процесса

  • Назначается дата проведения выборов. В Российской Федерации дату выборов в ГД назначает Президент РФ, а выборы президента назначаются Советом Федерации.
  • Организуются избирательные округа.
  • Создаются специальные избирательные комиссии.
  • Избиратели регистрируются, составляется их список.
  • Кандидаты выдвигают собственные кандидатуры.
  • Избирательная кампания. На этом этапе кандидаты активно используют все методы политической борьбы. Они принимают участие в телевизионных дебатах, распространяют листовки со своими тезисами, встречаются с населением, дают предвыборные обещания (которые не всегда потом выполняют). От того, насколько успешно была проведена избирательная кампания, зависит, как сложатся выборы для данного кандидата.
  • Непосредственно голосование согласно со всеми принципами, которые были изложены выше.
  • Подсчет голосов.
  • Оглашение результатов.

Свободные выборы

Избирательные системы в значительной степени определяют политическую систему страны и форму её политической сцены.

Выборы могут использоваться для заполнения различных должностей в государстве (от президента страны до главы общины) или для выбора соответствующих коллегиальных органов (например, советов или парламентских общин).

Нет единой схемы проведения таких выборов. Однако признаётся, что условием признания страны демократической являются свободные парламентские выборы. В настоящее время они соответствуют стандартам демократии, если они являются:

  • универсальными;
  • равными;
  • секретными;
  • прямыми.

Универсальность выбора

Выборы являются универсальными при определённых условиях:

  • если все граждане данной страны, достигшие соответствующего возраста (например, 18 или 21), имеют право голоса;
  • если имеется право голоса (активное и пассивное), то есть право голосовать и право быть избранным (баллотироваться на выборах);
  • когда лишение возможности участвовать в выборах допускается только посредством индивидуального судебного решения (например, в качестве формы наказания).

Выборы теряют свой универсальный характер, когда определённым группам людей по каким-либо признакам не разрешается участвовать в выборах. Такие коллективные исключения были сделаны в прошлом, например, для женщин. Переписи также использовались в широких масштабах, но есть особые условия, которые должны были быть выполненными, чтобы получить право голоса. Наиболее известными были перепись имущества (необходимость иметь минимальный доход или активы) и перепись образования (необходимость иметь соответствующее образование или соответствующие знания, например, знание Конституции).

Универсальность выборов – явление относительно молодое. Процесс предоставления избирательных прав всем гражданам, достигшим соответствующего возраста, не закончился до XX века. Последней европейской страной, которая предоставила избирательное право женщинам в 1971 году, была Швейцария.

Характеристика пропорционального избрания

Как избирательный механизм, система имеет несколько основных признаков, которые отличают её от остальных. Их состав различен в отдельно взятых государствах.

Наличие избирательной квоты. Относительный показатель, который определяет, сколько именно вакантных мест в органах власти будет принадлежать той или иной политической силе:

Вычисляемая по методу наибольшего остатка (первым предложил применить британский юрист Томас Хэйр). В первую очередь, находят саму квоту Хэйра — путём деления общего количества действительных голосов избирателей на число мандатов (свободных мест в органах представительной власти). На следующем этапе число проголосовавших за отдельную политическую силу (которая прошла процентный барьер, если он есть) делится на квоту Хэйра. Получившееся в результате целое число (до запятой) означает фактическое количество мест, полагающихся каждой конкретной партии

Если в результате остаются нераспределённые мандаты, во внимание принимается дробный остаток после запятой.
Определение искусственной квоты — к количеству вакантных мест прибавляется единица или пару единиц. Таким образом, значение квоты нарочно занижается, чтобы появилась возможность распределить одновременно больше мандатов.

Такой процент может меняться в отдельно взятом государстве при каждом проведении выборов и определяется законодательно. Исходя из конкретной ситуации значение может быть даже 1%, или отсутствовать вовсе. Например, когда количество партий невелико или соблюдается возможность попасть во власть как можно большего числа политических сил.

Голоса избирателей отдаются не за отдельного кандидата, а за список, представленный блоком или политическим союзом, и считаются отданными за программу, которая предложена.

Способы реализации выборов

По способу представления политических сил, существует 2 вида пропорциональной системы — с закрытыми и открытыми партийными списками.

Вариант проведения выборов с закрытым перечнем кандидатов — тип избрания, при котором не предусматривается возможность избирателя проголосовать за конкретного кандидата из списка, а только за весь состав политической партии или блока. Тем самым соглашаясь, что его в равной степени устраивают все члены организации.

По завершении выборов мандаты, полученные партией, относительно общего количества мест распределяются внутри партии, поочерёдно и согласно списку. Такой перечень может быть разбит на центральную и региональную части. При этом центр получает места в первую очередь, а остальные представители после, согласно пропорциональному распределению отданных за партию голосов в конкретном регионе.

Достоинства избирательной системы

  1. Справедливый механизм представительства от разных политических сил, согласно набранных голосов.
  2. При низком проходном проценте места могут получить даже мелкие партии.
  3. Представленность интересов различных групп избирателей.
  4. Возможность выбрать людей, программа которых соответствует взглядам избирателя, а не просто наиболее популярных кандидатов.
  5. В случае с открытыми списками избиратель может напрямую повлиять на состав правительства, не позволяя перекупать голоса внутри партий.
  6. Способствует исключению давления на избирателей на уровне региона, с целью попадания в высшие органы власти.

Недостатки пропорционального представления

Помимо очевидных преимуществ, у пропорциональной системы можно найти и отрицательные стороны.

Но они присутствуют не всегда и в некоторых государствах могут отсутствовать вовсе:

  1. Нарушает демократические принципы, так как теряется связь кандидатов и избирателей. Избранные люди часто не в курсе проблем отдельно взятого региона, и поэтому они не будут решены.
  2. Для получения большего количества голосов могут быть использованы известные общественные деятели или даже звёзды, которые отдадут свои места влиятельным, но неизвестным членам партии. То есть за счёт народной любви и популярности мандат получают одни кандидаты, а у власти по факту остаются совсем другие люди.
  3. В случае с высоким процентным барьером фактически не происходит обновление власти.
  4. Сильная партия может не получить парламентское большинство и будет вынуждена создавать коалиции даже с идеологическими противниками, чтобы иметь возможность продвигать принятие своих законопроектов.
  5. Распределение представления политических структур во власти непонятно большинству, от чего низкое количество активных избирателей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий