Картельный сговор. Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

Состав злодеяния и квалифицирующие признаки


Итак, состав преступления образуют действия, направленные на монополию в определённом сегменте рынка, и вытеснение остальных участников. Такой неправомерный захват может выполняться в одиночку или по предварительному сговору нескольких организаций, которые действуют согласованно.

Если перечисленные действия причинили крупный ущерб другим участникам рынка, государству либо отдельным гражданам, появляются основания для уголовного преследования.

Квалифицирующими признаками, утяжеляющими степень ответственности, становятся:

  • причинение ущерба в особо крупном размере, а равно извлечение дохода в аналогичных объемах;
  • использование должностных полномочий;
  • повреждение/уничтожение имущества, равно, как и угроза этого действия;
  • физическое насилие, равно как и угроза его применения.

Важно! Если ограничивающее конкуренцию лицо первым из числа соучастников преступного деяния добровольно сообщило о нем, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный ущерб или иначе загладило причиненный вред и если в его деяниях не содержится другого состава преступления — оно освобождается как от уголовного преследования, так и от наказания.

Использовать коммерческую тайну конкурента — ст. 14.7 Закона о конкуренции

Коммерческая тайна — это база телефонов клиентов, секреты производства, сценарии мероприятий, рецепты еды и другая информация, которая помогает зарабатывать. Информация становится тайной, если у конкурента оформлены нужные бумаги. А конкурентов и сотрудников предупредили под подпись, что информация не для разглашения.

В один образовательный центр из другого перешли несколько работников. С собой унесли телефоны 407 клиентов. У первого центра действовал режим коммерческой тайны. Они пожаловались в ФАС, и там запретили второму центру использовать эту базу телефонов — дело № А72-18468/2019.

Признаки картельного сговора

Распознают антиконкурентное соглашение на этапе публикации документации, до непосредственных торгов, по определенным косвенным признакам. Признаки картельного сговора в госзакупках:

  • витиеватая закупочная документация со множеством мелких требований к заявкам;
  • наличие требований, которые не являются строго необходимыми, учитывая предмет закупки, но исполнить которые способна только одна компания, — верный признак того, что ее победу пытается обеспечить заказчик;
  • неправдоподобно короткие сроки исполнения: если заказчик предоставляет слишком мало времени на исполнение контракта, это означает, что часть его уже выполнена определенной компанией и ее победа необходима заказчику;
  • слишком маленькая НМЦК — возможно, заказчик рассчитывает, что добросовестные участники просто не заинтересуются невыгодным предложением.

Уже в ходе проведения торгов определить картельный сговор можно, если имеются признаки картеля на торгах:

  • состав участников: если одни и те же компании кочуют вместе из одной закупки в другую, это часто свидетельствует об устоявшейся схеме сговора;
  • сильное снижение цены в начале торгов — признак «тарана»;
  • один или несколько игроков совершают странные, невыгодные для себя шаги, например, значительно снижают цену или, наоборот, не участвуют в торге.

Установить со стороны однозначно очевидные признаки картеля довольно сложно. ФАС при рассмотрении таких дел рассматривает не только фабулу конкретного тендера, но и предшествующее участие группы организаций в других торгах, IP-адреса, с которых идет работа каждой из организаций, и другие признаки. О наличии сговора подсказывает ощущение, что в ходе торгов:

  • игроки знают заведомо шаги друг друга;
  • игроки или заказчик «продвигают» к победе одну организацию;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные игроки.

Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции

Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.

В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.

Состав преступления по ст. 178 УК РФ

Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.

Состав преступления выглядит следующим образом:

  • Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
  • Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
  • Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
  • Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.

Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.

Уголовное наказание за картельный сговор

Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:

  • Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.

Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:

  • Использование осужденным своего служебного положения;
  • Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
  • Особо крупный размер ущерба или дохода.

Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.

Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.

По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.

Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.

Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:

  • Крупный доход – более 50 млн рублей;
  • Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
  • Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
  • Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.

Нюансы

Как поясняют сами сотрудники контролирующих органов, у антимонопольной службы существует своего рода “красная черта” для случаев, когда прямые доказательства картельного сговора отсутствуют. Решение о наказании виновных лиц выносится, если результаты экономической экспертизы показывают недопустимость ситуации, сложившейся на рынке, и если имеется одно-два дополнительных доказательства факта нарушения закона. Стоит, однако, сказать, что контролирующие структуры прямо не называют те обстоятельства, на которые они могут среагировать. Это делается для того, чтобы недобросовестные конкуренты не смогли подготовиться к проверкам.

Второй комментарий к Ст. 178 УК РФ

1. Объективная сторона заключается в ограничении конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.

2. Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — ФЗ от 26.07.2006).

3. Ограничение конкуренции означает, что ее рамки искусственно регулируются действиями виновного. Позитивное законодательство формулирует признаки ограничения конкуренции (п. 17 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006).

4. В качестве уголовно-наказуемого предусмотрен один способ ограничения конкуренции: заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Согласно ст. 11 ФЗ от 26.07.2006, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

5. Преступление окончено, когда в результате ограничения конкуренции причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству или в момент извлечения дохода в крупном размере. Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей; крупным ущербом — ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей (примечания к ст. 178 УК).

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

7. Субъекты: представители хозяйствующих субъектов, занимающих и не занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, а также представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, наделенных функциями или правами указанных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (руководители, учредители, рядовые члены, уполномоченные на это руководителями или учредителями, а также должностные лица, индивидуальные предприниматели и т.д.).

8. Доминирующее положение, согласно Закону о конкуренции, означает положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

9. Квалифицирующие признаки предусмотрены в ч. 2 и ч. 3 ст. 178 УК. В квалифицированном ограничении конкуренции должны отсутствовать признаки вымогательства; если же виновный, угрожая причинением вреда имуществу, требует передать ему какое-либо имущество или право на него либо выполнить действия имущественного характера, он привлекается к уголовной ответственности по ст. 163 УК (вымогательство).

10. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 178 УК, освобождается от уголовной ответственности, если:

1) оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении;

2) активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию;

3) возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред;

4) в его действиях не содержится иного состава преступления.

Проверка предположений

В экономическом анализе могут применяться разные математические модели, характеризующие действия участников рынка в нормальных условиях и при наличии картеля. Однако все эти схемы основываются на одном принципе. Картельный сговор позволяет участникам установить стоимость продукции, в несколько раз превышающую цену конкурентов, и за счет этого извлечь сверхприбыль.

Однако модели в любом случае являются условным описанием реальной ситуации. Поэтому все предположения, на которых они основываются, требуют проверки.

При наличии спора о существовании картеля необходимо найти ответы на 2 основных вопроса:

  1. Послужил ли картель причиной повышения прибыли из-за завышенной стоимости продукции?
  2. Достаточно ли прозрачен анализируемый рынок?

О первом вопросе, к сожалению, на практике часто забывают. Здесь нужно вспомнить причину запрещения картеля. Запрет в законодательстве установлен потому, что сговор конкурентов всегда приводит к повышению цен, а это, в свою очередь, причиняет ущерб потребителям. Это предположение и надлежит проверять экономистам. Дело в том, что может оказаться, что маржа прибыли в действительности снизилась в период, когда по предположению контролирующего органа был создан картель.

Чтобы создать картель, у экономических субъектов должна быть возможность понимать, чем занимаются конкуренты. Если один из участников повысит стоимость продукции, то он потеряет клиентов, поскольку они переключатся на товар других производителей. При наличии сомнений в прозрачности рынка, вероятность существования картеля минимальна.

Комментарий к ст. 178 УК РФ

Ограничение конкуренции УК РФ рассматривает как договорённости, из-за которых прочие рыночные субъекты прекращают иметь доступ к российскому рынку или доступ появляется только при исполнении невыгодных или неприемлемых требований.

Способы ограничения:

  1. Уничтожение или порча продукции либо угроза таких действий (при отсутствии признаков вымогательства).
  2. Запрещение изготовления конкурентом конкретной продукции или услуг.
  3. Вмешательство в оборот продукции между регионами.
  4. Создание или сохранение монополии.
  5. Необоснованное удержание высоких или низких цен.

Часть 3 определяет ответственность за нанесение лицу побоев, другие насильственные действия с причинением физической боли, нанесения лёгкого или средней тяжести ущерба здоровью.

Переход к непосредственному доказыванию наличия сговора

По результатам первых трех этапов у контролирующего органа и участников картеля аккумулируется большой массив информации. Сведения поступают от потребителей, статистических органов, прочих источников.

Контролирующий орган, используя эту информацию на заключительном этапе, должен сформулировать обоснованный вывод о существовании или отсутствии сговора. Для этого, как правило, выбирается одна математическая модель. Задача антимонопольного органа в итоге сводится к доказыванию, почему именно эту методику он выбрал. Участники предполагаемого картеля, в свою очередь, обосновывают причины невозможности применения этой модели.

Называть себя «лучшими», «первыми», «единственными» — ст. 14.3 Закона о конкуренции

В рекламе и названиях нельзя говорить о своём превосходстве без доказательств. Получается, что остальные товары и предприниматели из этой сферы хуже, не лучшие и не первые. Это отпугивает от них клиентов. А слово «единственный» означает, что купить товар или услугу можно только у этого предпринимателя.

МГУ получил предупреждение от антимонопольщиков за плакат на здании «МГУ — лучший вуз страны. Физфак — лучший факультет МГУ». В университете есть платные отделения. Значит, там заинтересованы в притоке абитуриентов. Доказательств, что МГУ лучше других вузов, не нашлось — дело № А40-223476/17.

«Почте России» выдали предписание за рекламу по телевизору со словами «Меняемся, чтобы быть ближе. Одна страна, одна почта». Одна из курьерских компаний пожаловалась в ФАС. От ролика создаётся впечатление, что только почта может возить посылки по России. Но в Реестре лицензий в области связи значатся 31 234 курьерские службы с лицензией. У людей есть выбор, через кого отправлять письма, а ролик их обманывает — дело № А40-178709/20.

Врать про свой товар — ст. 14.2 Закона о конкуренции

Нельзя рассказывать в рекламе и писать на этикетках о свойствах товара, технологии изготовления, низких ценах и месте производства, когда это не так. У клиентов создаётся ложное впечатление о качестве, а при покупке получается обман.

Компания продавала чай под брендом «Краснодарский». У них было свидетельство на право продажи чая с плантаций Краснодарского края — НМПТ. Краснодарский чай особенный, бренд известен.

Но выяснилось, что доля краснодарского листа в чае 1-5 % на упаковку. Остальной купаж — это смесь листов из Индии, Китая и Танзании. Чай не может именоваться «Краснодарский». Такая хитрость подрывает доверие покупателей к известному месту происхождения товара. И реальные продавцы чая из Краснодара теряют покупателей. ФАС выдала предписание убрать с упаковок название «Краснодарский» — дело № А40-106745/2018.

Общие сведения

Картельный сговор – это запрещенное законодательством соглашение между конкурентами о:

  • разделе рынка;
  • ценах;
  • создании дефицита продукции;
  • участии в торгах;
  • бойкоте отдельных категорий покупателей.

Антимонопольный орган должен доказать сам факт существования картеля. Опасные последствия для экономики при этом подразумеваются. Это означает, что контролирующий орган не обязан доказывать их наступление, в том числе и вероятное, для привлечения лица к административной ответственности. Несколько иначе обстоит дело с уголовным наказанием.

Действующая в настоящее время ст. 178 УК РФ предусматривает различные санкции для нарушителей антимонопольного законодательства. Однако для их вменения необходимо собрать доказательственную базу.

Общая характеристика


Термином «конкуренция» принято обозначать соперничество на каком-либо направлении коммерческого рынка. При этом закон запрещает хозяйствующим субъектам создавать условия, которые препятствуют участию в торгах других компаний. Это называется ограничением конкуренции.

В целом такие действия создают дисбаланс общей экономической ситуации, поэтому становятся уголовно наказуемым деянием.

На этом основании, объектом таких злодеяний становится экономическое равновесие рынка, а объективная сторона образуется при целенаправленном нарушении баланса.

Субъектами преступления становятся:

  • индивидуальные предприниматели;
  • руководители коммерческих структур и некоммерческих организаций;
  • законные представители, действующие от имени юрлица.

Субъективной стороной злодеяния становятся предумышленные действия или косвенный умысел. Во втором случае подразумевается, что помыслы обвиняемого распространяются на строго определенный круг лиц, при этом масштаб причиненного ущерба может быть несоизмеримо больше, и убытки несут те организации, о существовании которых виновный даже не догадывается.

Важно! Косвенный умысел не освобождает от ответственности, поэтому отвечать за причиненный неправомерными действиями ущерб придётся в полном объёме

Комментарии к статье № 178


Здесь можно выделить такие ключевые моменты:

термином насилие обозначается не только физическое влияние, но и его последствия в виде причинения боли или ограничения свободы;
побои и причинение физического вреда незначительной и средней степени тяжести не считаются самостоятельным квалифицирующим признаком, однако, если причинен тяжкий вред или смерть по неосторожности наказание налагается по совокупности преступлений.

Предусматривается освобождение от уголовной ответственности, при условии выполнения обозначенных в пункте 3 примечаний комментируемой статьи требований.

Видео на тему экономической конкуренции

Удмуртское УФАС пока не может добиться возбуждения уголовного дела.

Правоохранительные органы до сих пор не возбудили уголовное дело по факту картельного сговора на 280 аукционах по закупке медтоваров в Удмуртии, рассказала сегодня журналистам заместитель руководителя Удмуртского УФАС Елена Стерхова.

Участниками картельного сговора являлись четыре , ООО «Ангро», ООО «Практика» и ООО «Союз».

Выявленные УФАС нарушения антимонопольного законодательства были подтверждены судами неоднократно, на ООО наложены штрафы, материалы весной этого года передали в МВД УР для возбуждения уголовного дела по 178 статье УК РФ.

«Установлено, что в результате незаконных действий, организации получили прибыль в сумме более 50 млн рублей, что является основанием для возбуждения уголовного дела по 178 статье УК РФ. Материал мы направляли в отношении должностных лиц, потому что к уголовной ответственности юрлицо не привлекается. К сожалению, пока не можем добиться возбуждения уголовного дела. Неоднократно отказывали в возбуждении дела. На сегодняшний день уголовное дело не возбуждено», – рассказала Е. Стерхова.

Она пояснила, что одним из оснований для отказа стал тот факт, что по каждому из аукционов сумма была небольшая, а в сумме за два года на 280 аукционах ущерб оценили более чем в 50 млн. Необходимо именно доказать, что два года подряд имелся умысел участвовать в аукционах именно таким образом, что был причинён ущерб. С доказыванием такого рода преступлений возникают сложности.

Напомним, в декабре 2015 г. ООО «Айболит», ООО «Ангро», ООО «Практика» и ООО «Союз» признали виновными в нарушении п.2 ч.1 ст.11 Закона «О защите конкуренции». Было установлено, что на проводившихся в 2014-2015 гг. аукционах по поставке медицинских товаров для больниц Удмуртии указанные фирмы организовывали видимость торгов и конкуренции. Все действия в момент аукционов осуществлялись с одного общего компьютера, расположенного в кабинете директоров ООО «Ангро», ООО «Практика», ООО «Союз» и одним человеком.

При подаче ценовых предложений от независимого участника ООО «Айболит» и ещё один из хозяйствующих субъектов (ООО «Практика» или ООО «Союз») начинали конкурентную борьбу с ним, в результате чего снижение цены контракта достигало от 18 до 62%.

В общей сложности было выявлено 280 электронных аукционов, в которых по указанной схеме принимали участие эти организации.

Товары участники сговора поставляли в больницы Балезино, Кеза, Увы, Воткинска, Вавожа, Алнашей, Шаркана, Киясово, Юкаменского, Дебес, Селтов, Грахово, Игры, Сюмсей, Красногорского, Каракулино, Сарапульского и Глазовского района, а также в МСЧ МВД по УР.

Решением УФАС указанные компании были привлечены к административной ответственности в виде оборотных штрафов, рассчитанных от начальной стоимости предмета торгов: 9,5 млн руб. – для ООО «Практика», 9,9 млн руб. – для ООО «Айболит», 3,5 млн руб. – для ООО «Ангро», 1,2 млн руб. – для ООО «Союз».

Оштрафованные компании, не согласившись с данным решением, обжаловали его в судебном порядке, указывая на отсутствие и недоказанность картельного соглашения.

Однако суды трех инстанций заявителей и признали законными в полном объеме решение, предписания и постановления о наложении штрафов.

Реализация картельного соглашения повлекла извлечение дохода в крупном размере (доход от заключенных контрактов при реализации соглашения составил более 58 млн руб.). Материалы дела переданы в МВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 178 УК РФ (Ограничение конкуренции).

Санкция статьи предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.

Комментарий к ст. 178 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона характеризуется следующими обязательными признаками: деянием — ограничением конкуренции; способом — заключением между хозяйствующими субъектами — конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством; последствием — крупным ущербом (свыше 10 млн. руб.) гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода в крупном размере (свыше 50 млн. руб.).

2. О понятии картеля см. ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Действия должностного лица, использующего свои должностные полномочия для недопущения, ограничения или устранения конкуренции перечисленными в законе способами, квалифицируются по ч. 2 и дополнительной квалификации по ст. 169, 285 или 286 УК не требуют.

4. Частью 3 охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

5. В отличие от вымогательства, рассматриваемое преступление не связано с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в данном случае направлен на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

Особенности доказывания

Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.

В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.

Что такое картельный сговор

Картельное соглашение заключается между несколькими игроками одного и того же рынка, то есть организациями, которые производят одни и те же либо сходные товары, работы или услуги и, в норме, должны между собой конкурировать. Конкуренция имеет целью:

  • повышение качества поставляемых товаров, работ или услуг, поскольку каждая организация в условиях честной конкуренции стремится усовершенствовать продукт, сделать его более продаваемым;
  • снижение цены через модернизацию способов производства или уменьшение маржи поставщика.

При картельном соглашении компании договариваются о стабильных ценах, делят между собой рынки сбыта, в результате чего потребитель получает сомнительного качества товары, работы и услуги по завышенным ценам. Практика картельных соглашений не только стагнирует рынок, но и препятствует инновациям, улучшению способов производства и повышению качества товаров, работ или услуг.

ВАЖНО!

Картельные соглашения незаконны и недопустимы.

Разновидности

Существует несколько вариантов ограничения конкуренции и установления монополии в определённом сегменте рынка. Эти способы можно подразделить на три основные группы.

Злоупотребление доминирующей позицией


Сюда относится недобросовестное и агрессивное использование конкурентного преимущества. Например:

  • диктатура цен: установление низкой/завышенной стоимости на определенный вид продукции;
  • искусственное провоцирование спроса на товары путем создания дефицита: сокращение производства, изъятие из оборота;
  • несоблюдение правил ценообразования, регламентированного законодательными актами;
  • навязывание своих условий сделки, невыгодных другим участникам рынка;
  • создание препятствий для выхода на рынок другим компаниям.

Преступные соглашения


Здесь понимается согласованность действий двух и более организаций, которые не образуют картель, но действуют в одном направлении, сохраняя собственные интересы.

Необходимо уточнить, что созданием соглашения не будут считаться действия, спровоцированные общими обстоятельствами. Сюда можно отнести изменение ситуации на мировом рынке или падение спроса на выпускаемую продукцию.

Действия власть держащих органов


Сюда включены такие моменты:

  • препятствие созданию новых предприятий;
  • незаконное ограничение производства;
  • препятствие коммерческой деятельности и развитию организаций;
  • формирование мнения потребителей в пользу продукции определенных предприятий.

Экономическая сущность конкуренции

При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.

Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.

Конкуренция встречается лишь в двух видах:

  • Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
  • Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.

В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий